Научная статья на тему 'Локальные нормативные правовые акты - важное средство обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли'

Локальные нормативные правовые акты - важное средство обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2108
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КРИМИНАЛЬНЫХ УГРОЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перминов Олег Георгиевич, Глущенко Никита Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы системы локальных нормативных правовых актов, принимаемых на предприятиях нефтегазовой отрасли, их значение и место в правовом регулировании обеспечения экономической безопасности, анализируется содержание отдельных локальных нормативных правовых актов. Представлена авторская трактовка понятия «экономическая безопасность». Данная статья будет полезная исследователям, изучающим вопросы правового обеспечения экономической безопасности нефтегазовой отрасли, проведения криминологической экспертизы и повышения эффективности локальных нормативных правовых актов и их проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Перминов Олег Георгиевич, Глущенко Никита Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL NORMATIVE LEGAL ACTS AS AN IMPORTANT MEANS OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE OIL AND GAS INDUSTRY

The article deals with the system of local normative legal acts accepted at the factories of oil and gas industry, their meaning and place in the legal regulation of economic security, analyzes the content of individual local normative legal acts. Author''s interpretation of the definition of «economic security» is listed in the article. This article will be useful to researchers studying the legal issues of economic security of oil and gas industry, criminological examination and improvement the efficiency of normative legal acts and their projects.

Текст научной работы на тему «Локальные нормативные правовые акты - важное средство обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли»

Перминов О. Г., Глущенко Н. В.

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

16.2. ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Перминов Олег Георгиевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии, заслуженный юрист РФ

Место работы: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина»

ugolprav@rambler.ru

Глущенко Никита Валерьевич, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии

Место работы: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина»

gluschenko. gubkin@gmail. com

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы системы локальных нормативных правовых актов, принимаемых на предприятиях нефтегазовой отрасли, их значение и место в правовом регулировании обеспечения экономической безопасности, анализируется содержание отдельных локальных нормативных правовых актов. Представлена авторская трактовка понятия «экономическая безопасность». Данная статья будет полезная исследователям, изучающим вопросы правового обеспечения экономической безопасности нефтегазовой отрасли, проведения криминологической экспертизы и повышения эффективности локальных нормативных правовых актов и их проектов.

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, экономическая безопасность, локальные нормативные правовые акты, предупреждение криминальных угроз, экономическая преступность, криминологическая экспертиза.

LOCAL NORMATIVE LEGAL ACTS AS AN IMPORTANT MEANS OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE OIL AND GAS INDUSTRY

Perminov Oleg G., doctor of law science, professor, professor department of criminal law and criminology, honored lawyer of Russia Federation

Work place: Russian State University of oil and gas named by I. M. Gubkin

ugolprav@rambler.ru

Gluschenko Nikita V., senior lecturer department of criminal law and criminology

Work place: Russian State University of oil and gas named by I. M. Gubkin

gluschenko.gubkin@gmail.com

Annotation: The article deals with the system of local normative legal acts accepted at the factories of oil and gas industry, their meaning and place in the legal regulation of economic security, analyzes the content of individual local normative legal acts. Author's interpretation of the definition of «economic security» is listed in the article. This article will be useful to researchers studying the legal issues of economic security of oil and gas industry, criminological examination and improvement the efficiency of normative legal acts and their projects. Keywords: oil and gas industry, economical security, local normative legal acts, prevention of criminal threats, economical criminality, criminological expertise.

В предыдущей статье о правовом регулировании обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли были рассмотрены общие вопросы этого регулирования [4]. Вместе с тем, в ней отмечались возрастающая роль и объем принимаемых локальных нормативных правовых актов в сфере обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли.

Это объясняется, прежде всего, тем, что в современной системе все более значительный удельный вес занимают нормативно-правовые акты, издаваемые в объединениях, предприятиях, иных организациях. Это акты, которые призваны обеспечить выполнение возложенных на эти организации функций. Они являются как бы низшей ступенью всей правовой иерархии на которой законодательные положения конкретизируются принятием конкретных норм, разовых юридических действий, индивидуальных предписаний.

Возрастание локальных нормативных правовых актов в общей системе нормативно-правового регулирования, в том числе и в сфере обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли, объясняется и повышением роли основного производственного звена. Вопросы правового обеспечения экономической безопасности предприятий отрасли, профилактики преступлений регулируется целым комплексом локальных нормативных правовых актов. К ним относятся: уставы, концепции, приказы, инструкции, регламенты, памятки и другие. Рассмотрим некоторые из них.

Важную роль в локальном нормотворчестве по обеспечению экономической безопасности предприятий нефтегазового комплекса сыграла «Концепция экономической безопасности РАО «Газпром», утвержденная 31 мая 1995 года, в день первого собрания акционеров Общества [2].

Этот факт символичен, ибо одним из основных постулатов Концепции является положение о том, что обеспечение безопасности Общества- это задача не только его администрации и соответствующих подразделений и служб, но и задача каждого трудового коллектива, любого руководителя, рабочего и служащего акционерного общества.

Концепция определила, что материальной основой экономической безопасности РАО «Газпром» является его собственность на средства производства. Под социальной основой эко-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

номической безопасности РАО документ понимает благоприятную деловую атмосферу и соответствующий психологический климат, своевременное выявление, предупреждение и локализацию внутренних конфликтов, консолидацию его работников на основе устойчивого экономического положения Общества.

Основополагающая идея Концепции заключается в том, что система обеспечения экономической безопасности любого объекта должна заблаговременно выявлять и способствовать нейтрализации угроз и опасностей по подрыву экономического потенциала хозяйствующего субъекта.

Концепция определила принципы и критерии построения системы экономической безопасности нефтегазовой отрасли в целом, её отдельных объектов, основные положения политики и стратегии её обеспечения. Она является документом, основные положения которого нашли активное применение и развитие в принимаемых позднее нормативных правовых актах и иных документах в этой сфере организациями, предприятиями и т.д. нефтегазовой отрасли, то есть локальных правовых актах.

Практика свидетельствует, что различные вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности организаций, предприятий отрасли, противодействия криминальным угрозам безопасности, прежде всего преступлениям экономической направленности, являются предметом множества принимаемых на них локальных нормативных актов.

В принятом в феврале 2014 года Кодексе корпоративной этики ОАО «Газпром» (ныне ПАО - публичное акционерное общество «Газпром»), закрепляются корпоративные ценности, объявляется нетерпимость к коррупционному поведению, определяется наиболее важные правила делового поведения, исключающие проявления случаев конфликта интересов и коррупции. Ответственность за организацию работы по исполнению требований и положений кодекса возложена на постоянно действующую комиссию по корпоративной этике ПАО «Газпром» [1].

С сентября того же года в ПАО «Газпром» действует Положение о «Горячей линии» по вопросам противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям в обществе. Под «Горячей линией» положение определяет комплекс организационных мероприятий и технических средств, обеспечивающих возможность разным лицам обращаться с сообщениями о признаках и фактах мошенничества и коррупции, о наличии конфликта интересов у работников и контрагентов, хищений и неправомерном использовании собственности и активов, нарушениях процедур закупок товаров, работ, услуг в специальное структурное подразделение Управления экономической безопасности - Группу поддержки «Горячей линии» [5].

По существу «Горячая линия» представляет собой механизм сбора и анализа информации, являющийся одним из элементов многоуровневой системы противодействия криминальным угрозам ПАО «Газпром», включающий в себя систему оценки рисков правонарушений, методологию выявления и расследования этих правонарушений.

Поступающая информация принимается круглосуточно по телефону, электронной почет, каналам почтовой и факсимильной связи, через стационарные ящики «Горячей линии», установленные в офисных зданиях.

К основным задачам функционирования «Горячей линии», помимо оперативного приема учета и рассмотрения соответствующей информации, выработка предложений по совершенствованию локальных нормативных актов, регламентиру-

ющих отношения в сфере противодействия коррупционным действиям, мошенничеству и хищениям, а также координация деятельности подразделений, ответственных за профилактику названных негативных проявлений, за обеспечение безопасности Общества и его предприятий.

Вопросы координации, взаимодействия и сотрудничества в деятельности по обеспечению безопасности предприятий, по организации противодействия преступлениям экономической направленности различных его служб и структурных подразделений являются постоянным предметом локального нормотворчества.

Важность эффективного взаимодействия и сотрудничества этих служб и подразделений вытекает из сложности проблем обеспечения экономической безопасности, а отсюда необходимости комплексного подхода к её решению, целесообразности совместного согласованного участия в этой деятельности, а также устранения дублирования в работе различных служб и подразделений.

Вместе с тем, успешное выполнение сложных задач по обеспечению экономической безопасности предприятий зависит не только от тесного взаимодействия служб и подразделений самого предприятия, оно предполагает обязательное сотрудничество и взаимодействие с иными органами и организациями и прежде всего с государственными правоохранительными органами и частными охранными предприятиями [3]. На практике это обеспечивается главным образом принятием, совместных планов, соглашений, регламентов и т.д.

В 2012 году Службами корпоративной защиты ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром добыча Ямбург» и Филиалом ОАО «Газпром» «Северо-Уральское межрегиональное управление охраны ОАО «Газпром» в г. Новом Уренгое был разработан и принят регламент взаимодействия по организации охранной деятельности [6].

Регламент осуществления охраны нефтепроводов ОАО «Са-ратовнефтегаз» силами мобильных групп ООО ЧОП «Гарант-Саратов» определяет порядок, формы и методы взаимодействия и организации охраны нефтепроводов ОАО «Саратов-нефтегаз». Основной задачей взаимодействия и координации деятельности по охране нефтепроводов для мобильных групп является пресечение преступных посягательств, выражающихся в производстве (попытках) несанкционированных врезок в нефтепроводы, несанкционированном отборе (попытках отбора) нефти их врезок и технологических устройств [7].

В отрасли нашли широкое применение при организации взаимодействия служб безопасности с правоохранительными органами и другими силовыми структурами «Ситуационные планы совместных мероприятий».

Как уже отмечалось, обеспечение экономической безопасности любого предприятия, организации - это общая задача любого руководителя, каждого рабочего и служащего.

Такой подход обоснован и оправдан, поскольку в современных условиях уровень защищенности социальных и экономических прав и законных интересов работника, поддержание достаточного уровня его жизни, в основном зависит от уровня экономических достижений предприятие, где он работает, степени обеспечения экономической безопасности этого предприятия.

В том плане важное место занимает локальный нормативный акт в виде коллективного договора, который регулирует трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между администрацией и работниками предприя-

Перминов О. Г., Глущенко Н. В.

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

тия. В нем должны быть четко и подробно зафиксированы вопросы участия в обеспечении экономической безопасности предприятия, как со стороны администрации, так и трудового коллектива. Возможно, их регулирование может быть предметом специального раздела каждого коллективного договора.

Этим же целям призваны служить и «Памятки по экономической безопасности», разработанные, как правило, службами безопасности каждого предприятия отрасли, утвержденные одним из руководителей предприятия, и потому являющимися локальными нормативными правовыми актами.

Ориентированная, прежде всего, на вновь поступающих работников, она должна носить адресный характер, т.е. учитывать специальность и функциональные обязанности работников, специфику предприятия, региона, где оно находится и т.п. поэтому необходимо готовить несколько вариантов «Памятки», заложив в основу их разработки указанные и другие классификационные критерии.

Анализ содержания различных вариантов «Памятки» свидетельствует о том, что в них качестве обязательного раздела имеются положения о соблюдении режимов: конфиденциальности, защиты объектов интеллектуальной собственности и коммерческой тайны.

В этих целях на предприятиях нефтегазовой отрасли принимаются локальные нормативные правовые акты в виде инструкций, проектов и т.д. Так, в ПАО «Газпром» действует «Инструкция по соблюдению конфиденциальности», приказ Председателя правления ПАО «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну ПАО «Газпром» и др.

Например, в Приказе «О мерах совершенствования защиты интеллектуальной собственности в РАО «Газпром» отмечается, что эти меры применяются с целью защиты передовых идей, научных достижений, конструкторских решений, новых технологий, которые могут иметь большое экономическое и коммерческое значение для Общества, предотвращения безвозмездного их использования сторонними организациями, фирмами, исключение преждевременных публикаций о них. Соответственно все руководители дочерних предприятий обязывались при заключении трудовых договоров включать в них пункты, предусматривающие сохранение коммерческой тайны и ответственность за её разглашение.

Растущий объем локального нормотворчества предъявляет серьезные требования к порядку подготовки актов. Они должны готовиться на основе глубокого изучения основных сторон жизнедеятельности предприятия, определения как положительных, так и отрицательных тенденций в его развитии, выявления угроз и опасностей, мешающих этому развитию. На основе различного рода информации о происходящих процессах в деятельности предприятия должны выявляться проблемы, задачи т. д., требующие принятия нормативных актов по их разрешению, определяется их очередность и последовательность.

Полагаем, что обязательным должно быть прохождение проектов локальных нормативных правовых актов, в том числе

по вопросам обеспечения их экономической безопасности и предупреждения правонарушений на предмет их кримино-генности и коррупционности. Другими словами, они должны быть подвергнуты криминологической и антикоррупционной оценке (экспертизе).

Принимаемый локальный правовой акт должен отвечать комплексу требований:

а) строго соответствовать законодательству;

б) быть принятым в пределах компетенции, полномочий предприятия, должностных лиц, структурных подразделений;

в) не воспроизводить ранее принятые акты по данному вопросу;

г) быть своевременным, т.е. не отставать, а отражать ход событий, воздействуя на них именно в тот период времени, который нуждается в правовом воздействии;

д) быть обоснованным, т.е. содержать глубокую и достоверную оценку сложившейся ситуации (информационная часть) и точное определение средств, целей и сроков их достижения, установление субъектов, ответственных за исполнение акта (распорядительная часть);

е) локальные нормативные правовые акты должны незамедлительно доводиться до сведения всех работников предприятия.

Для обеспечения должного качества принимаемых на предприятиях отрасли локальных нормативных правовых актов, в особенности регулирующих важные сферы их деятельности, к которым, несомненно, относятся и вопросы защиты их экономической безопасности, важно и необходимо обязательное участие в их подготовке и принятии первых руководителей.

Список литературы:

1. Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром». Утвержден решением совета директоров ОАО «Газпром» от 25.02.2014 № 2309.

2. Концепция экономической безопасности РАО «Газпром». Утверждена собранием акционеров общества 31.05.1995.

3. Морозов И.Н. Политико-правовые аспекты обеспечения безопасности негосударственных хозяйствующих субъектов экономики // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. №2. 2013. С. 242.

4. Перминов О.Г., Глущенко Н.В. О правовом регулировании обеспечения экономической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 4. 2016. С. 132-135.

5. Положение о «Горячей линии» по вопросам противодействия мошенничеству, коррупции и хищениям в Группе Газпром. Утверждено приказом ОАО «Газпром» от 04.09.2014 № 423.

6. Регламент взаимодействия между Службами корпоративной защиты ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпром добыча Ям-бург», филиалом ОАО «Газпром» «Северо-Уральское межрегиональное управление охраны ОАО «Газпром» в г. Новом Уренгое по осуществлению пропускного режима на территории Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения. Утвержден приказом обществ от 03.02.2012 № 111/63/83.

7. Регламент осуществления охраны нефтепроводов ОАО «Саратов-нефтегаз» силами мобильных групп ООО ЧОП «Гарант-Саратов». Утвержден генеральным директором ЧОП «Гарант-Саратов» 23.11.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.