МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ВИДАМ СПОРТА В ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ
METHODICAL ACCOMPANYING FOR SELF-EDUCATION OF TEACHERS-COACHES ON INTELLECTUAL KINDS OF SPORT IN CHILDREN SPORT SCHOOLS
Е. А. Барахсанова, В. П. Барахсанов
В статье рассматривается необходимость методического сопровождения самообразования тренеров-педагогов по интеллектуальным видам спорта, приводятся результаты качественных и количественных изменений в образовательном пространстве профессиональной деятельности тренера-педагога детских спортивных школ Якутии.
Ключевые слова: самообразование тренеров-педагогов, профессиональная деятельность, интеллектуальные виды спорта.
Современные требования к уровню профессиональной подготовки тренеров-педагогов по всем видам спорта в системе школьного образования обуславливают необходимость повышения качества учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленной на развитие их умственных и творческих способностей, интеллекта, нравственных качеств. Это требует системного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса и досуга школьников для развития личностных и профессионально важных качеств.
Мировая практика показывает, что значимым потенциалом в умственном и творческом развитии личности обладают интеллектуальные виды спорта и игры, которые развивают гибкость, быстроту мышления, творческую инициативу, активность, мобильность на основе гармоничного сочетания элементов спорта, искусства и науки формируют черты характера, необходимые человеку для обеспечения его конкурентоспособности в быстро меняющемся мире новых технологий и производства.
Спортивные достижения учащихся школ республики и студентов Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) на международных, всероссийских соревнованиях и олимпиадах свидетельствуют о больших возможностях для развития интеллектуальных видов спорта и игр в федеральном университете. В будущем спортивные школы республики могут достичь стабильно высоких спортивных результатов, обеспечивающих выполнение спортивных нормативов на получение звания гроссмейстера России и международного гроссмейстера по шашечным видам сорта.
Цель открытия в СВФУ Центра интеллектуальных видов спорта и игр: системная организация физической культуры и спорта в вузе, популяризация, поддержка и
Е. A. Barakhsanova, V. P. Barakhsanov
The article studies the necessity for methodical accompanying for self-education of teachers-coaches on intellectual kinds of sport, presents the results of qualitative and quantitative changes in educational sphere of professional activity of teachers-coachers for children sports schools in Yakutia.
Keywords: self-education of teachers-coachers, professional activity, intellectual kinds of sport.
динамичное развитие данных видов спорта и игр в регионе, повышение спортивного мастерства, сотрудничество с международными, всероссийскими федерациями, союзами и ассоциациями. Интеллектуальные виды спорта и игры в федеральном университете станут приоритетным направлением развития физической культуры и спорта.
Направления работы Центра: популяризация, распространение интеллектуальных видов спорта и игр на региональном уровне; организация соревновательной деятельности школьников, студентов, преподавателей и сотрудников СВФУ и обеспечение участия спортсменов в соревнованиях различного уровня по шахматам, русским и международным шашкам, киберспорту, национальным и восточным настольным играм (го, сянцзи) и др.; разработка учебно-методического обеспечения занятий по интеллектуальным видам спорта детей с учетом преемственности уровней образования и достижений мирового опыта; проведение курсов повышения квалификации для педагогов и тренеров по интеллектуальным видам спорта и играм с привлечением ведущих международных гроссмейстеров; проведение междисциплинарных исследований и подготовка научно-практических рекомендаций по обеспечению эффективности занятий школьников и студентов интеллектуальными видами спорта [1].
В современной педагогической теории мотивации деятельности и поведения (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) определен один из способов реализации гуманистического потенциала личности тренера-педагога - самообразовательная деятельность. В концепции непрерывного образования взрослых (В. В. Краевский, Ю. Н. Ку-люткин, А. М. Новиков, Э. М. Никитин, А. В. Мордовская, С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев и др.) самообразование выделено как обязательная составляющая, способствующая
формированию необходимых профессиональных качеств педагога [2-3]. Но, к сожалению, наблюдения показывают, что в условиях реализации выдвинутых программ и эффективных педагогических технологий, способствующих саморазвитию тренера-педагога ДЮСШ, реализация индивидуального маршрута самообразования вызывает у 68% учителей физической культуры и спорта школ значительные затруднения. В ходе опроса 100 учителей 56% тренеров системы дополнительного образования посчитали самообразование дополнительной нагрузкой со стороны методической службы общеобразовательного учреждения, что приводит к снижению уровня положительной мотивации тренера-педагога к самосовершенствованию. В свою очередь методическое обеспечение учреждений дополнительного образования, существующее в традиционной практике, предполагающее наличие нормативной, учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, не способно создать эффективные организационные, педагогические и технологические условия для формирования необходимых составляющих профессиональной компетентности тренера-педагога (методического, образовательного, технологического и рефлексивного компонентов) [1]. В этой связи 77% тренеров-педагогов и руководителей методических объединений спортивных школ обосновали необходимость учебно-методического сопровождения самообразование тренеров-педагогов в системе дополнительного профессионального образования на муниципальном уровне, что соответствует высокому уровню потребности в системной помощи со стороны учебно-методического совета (УМС). При этом 68% респондентов ориентированы на изучение и практическую реализацию коллективных способов самообразования-саморазвития (консультационных центров для учителей и тренеров-педагогов сельских школ и др.).
Под самообразованием мы понимаем способ интеграции мотивированной индивидуально-личностной и коллективной самообразовательной деятельности, направленной на профессиональное саморазвитие личности тренера-педагога системы дополнительного образования, как это представлено в работе профессора А. В. Мордовской [2].
Мы считаем, что самообразование обеспечивает системную непрерывную подготовку по решению позиций, стратегий, комбинаций шашечных, шахматных задач, а также по игре (бадук) через усвоение общепедагогического опыта. В качестве системообразующего фактора выступает профессионально-личностное развитие тренера-педагога.
Для эффективности реализации педагогических условий по активизации самообразования тренеров-педагогов нами разработана модель методической помощи тренерам-педагогам и учителям школ, включающая в себя: исследование потребностей тренеров-педагогов в самообразовании; исследование уровня способностей учителя к индивидуально-личностной и коллективной самообразовательной деятельности; про-
верку результативности самообразовательной деятельности в рамках системы УМС и др.
В ходе исследования выделены организационные условия, определяющие основное направление развития самообразовательной деятельности тренеров-педагогов по интеллектуальным видам спорта (русские, международные шашки и игре го (бадук). Они заключаются в последовательном расширении функции тренера-педагога по схеме: действующий игрок - консультант - тьютор. Для эффективности реализации организационных условий формирования самообразования тренеров-педагогов разработана программа, предполагающая: информационную поддержку учителя и руководителя организационно-педагогической деятельности; использование субъектами сопровождения технологии педагогической кооперации; обучение тренеров-педагогов по технологиям перспективы; моделирование учителями структурных единиц и ситуаций, приемов и форм самостоятельной, парной, групповой деятельности; функциональную дифференциацию в преподавательской кооперации и др. Результаты экспериментов показали, что управляемая самообразовательная деятельность тренеров-педагогов по интеллектуальным видам спорта, осуществляемая в пространстве учебно-методического сопровождения на основе предложенной нами структуры, при сложении организационных, педагогических и технологических условий ее реализации позволила повысить качество и результативность индивидуально-личностного и коллективного самообразования тренера-педагога и обеспечила возможности для их эффективного саморазвития. Это подтверждается следующими данными:
1. Наличие качественных и количественных изменений в образовательном пространстве профессиональной деятельности педагогов-тренеров ДЮСШ Республики Саха (Якутия): изменение количественного состава педагогов-тренеров, включенных в индивидуально-личностное и коллективное самообразование, опосредованное учебно-методическим сопровождением (2010 г. - 36%; 2011 г. -44,6%; 2012 г. - 82% (от общего количества 97 чел.)). При этом нами выявлено качественно-прогрессивное увеличение потребности в организации УМС самообразования для формирования практических навыков самообразовательной деятельности учителей-пред метни ков (математики, физики, информатики) сельских школ: в 2010 г. - 13%, а к 2011 г. - 89% (от общего количества 56 чел.).
В ходе анкетирования были определены уровни субъектной позиции включения каждого учителя и тренера-педагога, вовлеченного в системное самообразование в пространстве УМС, отражающие их готовность к приращению новых знаний, универсальных профессиональных умений и навыков.
2. Диагностика проводилась на основе наблюдения профессиональной, в том числе самообразовательной, деятельности тренеров-педагогов и учителей-предметников, которые ведут в школах секции по шашечной игре и реализуют программы индивидуально-личностного и коллективного самообразования при опосредовании