Научная статья на тему 'Методическое пособие по проведению зимней полевой практики по зоологии: первый опыт'

Методическое пособие по проведению зимней полевой практики по зоологии: первый опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / ЗИМНЯЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО ЗООЛОГИИ / METHODS OF TEACHING / METHODICAL HAND-BOOK / FIELD ZOOLOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Ксения Сергеевна

В статье представлено методическое пособие по проведению зимней практики по зоологии, которое поможет преподавателям факультетов МГУ и других вузов провести практику, а студентам расширить и дополнить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов зоологии. Подобное пособие разработано впервые, не имеет аналогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methodical Hand-book by Carrying out of Winter Field Zoological Practice: the First Experience

The aim of the study is to develop and work out the methodical manual by carrying out of winter field zoological practice which will help teachers of other high schools and Moscow State University faculties to conduct similar studies, and to students to expand and add the knowledge received in the course of studying of theoretical courses of zoology and passage of summer field practice. The similar hand-book is developed for the first time, has no analogues.

Текст научной работы на тему «Методическое пособие по проведению зимней полевой практики по зоологии: первый опыт»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ЗИМНЕЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО ЗООЛОГИИ:

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

К.С. Мельник

(биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: ksy-melnik@yandex.ru)

В статье представлено методическое пособие по проведению зимней практики по зоологии, которое поможет преподавателям факультетов МГУ и других вузов провести практику, а студентам — расширить и дополнить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов зоологии. Подобное пособие разработано впервые, не имеет аналогов.

Ключевые слова: методика преподавания, методическое пособие, зимняя полевая практика по зоологии.

Университетский курс зоологии читается для студентов биофака всех специальностей и составляет необходимую часть их общей биологической подготовки. Методический прием, позволяющий осуществить глубокое и всестороннее знакомство студентов с разнообразными проблемами зоологии, заключается в том, что изучение этого предмета происходит в трех организационных формах: в виде лекционного курса, лабораторного практикума и полевой практики [1].

Для многих вузов характерно проведение летней полевой практики по зоологии, основной акцент во время которой делается на изучение разнообразия птиц. Но жизнь других групп животных и леса в целом не менее интересна и зимой: именно в этот период у многих видов млекопитающих сезон размножения, в связи с чем проведение практики в зимний период могло бы дополнить знания студентов о биологии различных зверей. Однако изучению животных в снежный период не уделяется должного внимания, хотя методологически зимняя практика отличается большим разнообразием обучающих средств. Работа по следам не только дает студентам возможность выявить состав и численность большинства видов крупных и мелких млекопитающих на обследуемых территориях, но и проследить продолжительность суточных переходов различных животных, характер их активности (пищедобывательной, гонной, маркировочной), а также с помощью GPS-приемников составить точную карту размещения животных на учетной территории.

Мы возобновили прекратившийся после распада СССР опыт проведения зимних полевых практик по зоологии позвоночных для студентов биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Местом проведения зимней практики послужил государственный природный заповедник Калужские засеки, находящийся в юго-восточной части Калужской области, на территории Ульяновского района, в 25 км от села Ульяново. Заповедник был организован в 1992 г. в связи с присутствием здесь старовозрастных широколиственных лесов, малой нарушенностью территории сплошными вырубками и распашками. На территории заповедника и в его окрестностях обитает 51 вид млекопитающих, 171 вид птиц, 6 видов рептилий, 9 видов земноводных, 16 видов рыб и 1 вид круглоротых. Практика впервые была проведена во время студенческих каникул с 26 января по 6 февраля 2002 г., была факультативной и не входила в обязательную для студентов программу по зоологии. С тех пор такая практика проводится нами регулярно каждый год вплоть до настоящего момента.

В советское время практика проводилась на основе опыта, накопленного предыдущими поколениями преподавателей. В связи с длительным перерывом в проведении подобной практики эта преемственность была нарушена, и для возобновления подобной практики потребовалось заново разработать план ее проведения. Целью нашей работы были разработка и составление методического пособия для проведения зимней полевой практики по зоологии, которое поможет преподавателям других вузов и факультетов МГУ вести подобные практики, а студентам — расширить и дополнить знания, полученные в процессе изучения теоретических курсов зоологии и прохождения летней полевой практики.

Исходя из указанной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

1) с помощью методического пособия дать учащимся в ходе проведения полевой практики навыки полевой исследовательской деятельности зимой;

2) познакомить студентов с новыми методиками исследования животных и освоить основные методы исследования млекопитающих зимой — методы тропления, подометрии, научить проводить учетную работу по следам с идентификацией видовой (а иногда — возрастной и половой) принадлежности особей;

3) научить студентов без визуальных наблюдений, по следам, составлять описание характера активности (поискового, пищедо-бывательного, маркировочного) отмеченных во время маршрута животных;

4) научить пользоваться GPS-навигатором для ориентирования и картирования путей перемещений зверей и значимых для исследований объектов;

5) познакомить студентов с фауной района проведения практики, закрепить и расширить знания учащихся о разнообразии и биологии различных видов млекопитающих зимой.

Ниже мы приводим краткое содержание методического пособия, которое является "конспектом" тех занятий, которые мы проводили со студентами во время зимней практики в заповеднике Калужские засеки. Пособие ориентировано на студентов второго — третьего курсов биологических и лесо-технических вузов, но также с помощью данного пособия можно проводить практику как для студентов более младших, так и более старших курсов, школьников старших классов, учащихся в классах с углубленным изучением биологии, а также для работников внешкольных учреждений, интересующихся зоологией.

Программа зимней учебной практики

Ведущая тема: "Особенности биологии и биотопического распределения позвоночных животных в зимний период". Основные участники практики — студенты-зоологи 2-го — 3-го курсов. Продолжительность практики — 8—10 дней, объем учебных часов — около 80. Возможность проведения некоторых занятий на практике зависит от погодных условий, в связи с чем возможно изменение порядка занятий и объема программы. В светлое время суток проводятся обучающие экскурсии с преподавателем на природе (3 экскурсии общей продолжительностью около 25 ч), а после освоения студентами основных методов изучения млекопитающих — самостоятельные экскурсии и работы (около 45 ч). Вечернее время бывает посвящено обсуждению собранных за день результатов и более обширному комментарию относительно биологии исследуемых видов животных на лекциях и семинарах (5 занятий общей продолжительностью 10 ч), которые также помогают дополнить, обсудить и закрепить материал, усвоенный студентами на экскурсиях. Кроме того, на таких лекциях возможно ознакомление студентов с новым материалом и методиками, которые будут опробованы и освоены ими на последующих экскурсиях.

Примерные темы занятий

1. Первая вводная лекция и экскурсия — ознакомительные. Темы: знакомство с территорией, обзор фауны данной местности, ориентирование на местности и работа с GPS-навигатором.

2. Лекция и экскурсия 2. Основные методы изучения млекопитающих зимой.

3. Лекция 3. Что можно получить, используя метод тропления в комплексе с GPS? Методология определения границ и размеров индивидуального участка особи.

4. Лекция 4. Самостоятельные работы студентов — обсуждение и выбор тем.

5. Лекция 5. Биология вида.

6. Заключительная лекция. Подведение итогов практики.

Первая лекция и экскурсия — ознакомительные. Первая тема вводной лекции — знакомство с территорией, на которой будет проходить практика и обзор фауны данной местности. Вторая тема лекции — ориентирование на местности и картирование собираемого во время маршрута материала: знакомство с работой GPS-навигатора и его основными функциями (режимом записи траектории, маршрута, точек). На лекции студентов учат определять по GPS-навигатору и по карте свое местонахождение; обучают оценивать расстояние и направление до интересующего объекта и время, необходимое на дорогу до него (функция "Go to"); учат студентов перемещаться и ориентироваться по сохраненному в памяти GPS-приемника треку и ключевым точкам (функции "Track back", "Project point"); учат студентов ставить новые точки на интересующие их объекты и сохранять их и свой трек. После вводной лекции, которую лучше проводить вечером в первый день приезда студентов, можно проводить первую экскурсию. На ней студенты закрепляют знания и навыки по использованию GPS-приемника и ориентировке на местности и знакомятся с разнообразием животного мира в районе проведения практики. В ходе экскурсии преподаватель показывает и называет всех встреченных животных, отмечает их определительные признаки, кратко знакомит с биологией каждого вида. Помимо определения по визуальным наблюдениям различных видов преподаватель демонстрирует студентам возможность определять виды и по косвенным признакам — по форме и размеру отпечатков конечностей, по характеру кормовых погрызов, по форме экскрементов и т.п.

На второй лекции студентов знакомят с основными методами изучения зверей зимой: методом тропления (перемещение по следовой цепочке зверя и описание его поведения по косвенным признакам, замеченным во время тропления [2, 3]) в комплексе с использованием ГИС-технологий и GPS-приемников, подомет-рии (определение вида, индивидуальное распознавание особи по форме и размеру отпечатка конечности), методом кинологической идентификации особей (распознавание особи по ее уникальному и неповторимого запаху — [4]).

На второй экскурсии, следующей за этой лекцией, студентов знакомят с этими методиками на практике и учат распознавать различные виды животных по форме следа; измерять ширину и длину лапы животного по ее отпечатку; отличать особей одного

и того же вида по форме и размеру следа; "читать" по следу поведение животного, описывать его формы (поисково-охотничье, маркировочное, игровое, социальное и т.п.); правильно собирать пробы экскрементов животных для анализа питания и индивидуального распознавания.

На третьей лекции студентов знакомят с тем, какие результаты можно получить, применяя метод тропления в комплексе с картированием данных при помощи GPS. Рассказывают о возможности применения GPS и ГИС-программ (Ozi-explorer, MapInfo, ArcView) для построения участков обитания животных, оценки равномерности и степени их использования, оценки консерватизма перемещений животных; о возможности отображения этой информации графически на карте и т.п. Также студентов знакомят с различными методами определения размера индивидуального участка.

Перед рассказом о методе определения границ участка можно пояснить студентам, зачем вообще животным нужна территория и пространственная структура популяций, познакомить с основными понятиями и проблемами пространственной экологии, с ошибками, которые могут возникнуть при сборе материала по пространственной структуре популяций; рассказать о влиянии различных методов определения локализации животных в пространстве на определение размера территории или индивидуального участка.

После того, как студенты закрепят навыки обращения с GPS-навигатором и освоят метод тропления и подометрии, им предлагается выполнить самостоятельные работы.

Основные темы самостоятельных работ:

1) определение длины суточного хода вида;

2) проведение зимних маршрутных учетов на территории заповедника;

3) оценка уровня биотопической и топографической избирательности вида;

4) оценка границ территории вида;

5) изучение кормовой базы и особенностей питания вида.

После выбора, обсуждения и распределения тем по группам преподаватель должен дать каждой из групп советы по наиболее оптимальному выполнению данной работы. А в течение всего последующего хода практики он должен координировать работу студентов внутри группы, проверять ход работы, решать возможные возникшие проблемы. Если останется свободное время вечером и у студентов нет вопросов по выполнению самостоятельных работ, то им можно более подробно, чем ранее, рассказать о биологии какого-либо вида млекопитающих, населяющих район практики.

В предпоследний вечер практики студенты садятся обрабатывать полученный ими материал и готовить отчеты. В последний день практики они рассказывают о полученных ими результатах, делают доклад по теме своей самостоятельной работы. Преподаватель после каждого из докладов просит других студентов задавать вопросы по прослушанному докладу, сам задает их при необходимости, делает комментарии и дополнения, высказывает свои пожелания и замечания по результатам и ходу проделанной студентами работы. По приезде в Москву студентам предлагается оформить в письменном виде полученные на самостоятельных работах результаты и опубликовать их в журналах вуза.

В заключение хотелось бы проиллюстрировать результаты проведения занятий зимней полевой практики.

Учебные результаты практики:

1) к концу практики студенты безошибочно научились узнавать по следам различные виды млекопитающих, определять их пол и возраст;

2) учащиеся на практике овладели методами тропления, по-дометрии, GSP-картирования материала, научились работать с ГИС-программами;

3) многие студенты пришли в выводу о возможности использования GPS для своих курсовых работ;

4) студенты успешно выполнили самостоятельные работы по заданной теме и показали себя в роли настоящих исследователей-териологов;

5) студенты получили возможность опубликовать свои работы и тем самым попробовать себя еще и в роли автора научной работы.

Научные результаты проведения практики:

1) по итогам зимней практики был составлен сводный отчет, являющийся существенным вкладом в научный фонд заповедника в качестве дополнения к обязательной для каждой природоохранной территории "Летописи природы";

2) студентами создана небольшая коллекция тушек грызунов и птиц, образцы которой используются в настоящее время на практикумах по зоологии на биологическом факультете МГУ;

3) учащимися проведены учеты видов млекопитающих, населяющих заповедник, оценен видовой состав и подсчитана численность основных видов;

4) впервые для заповедника отмечено присутствие европейской норки;

5) получены дополнительные сведения о кормовой базе волка и рыси, обитающих на территории заповедника, получены первичные данные о кормовой базе копытных;

6) получены новые данные об использовании волками территории семейного участка; описан случай использования самцом рыси волчьих кладовых после удачной охоты стаи.

Список литературы

1. Шилов И.А. Методическое руководство к летней практике по зоологии позвоночных. М., 1983.

2. Ошмарин П.Г., Пикунов Д.Г. Следы в природе. М., 1990.

3. Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., 1952.

4. Крутова В.И. Использование метода кинологической идентификации запахов при изучении крупных хищников // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2001. Т. 106. Вып. 6. С. 25—30.

THE METHODICAL HAND-BOOK BY CARRYING

OUT OF WINTER FIELD ZOOLOGICAL PRACTICE —

THE FIRST EXPERIENCE

K.S. Melnik

(Biological faculty in Moscow State University named by M.V. Lomonosov;

e-mail: ksy-melnik@yandex.ru)

The aim of the study is to develop and work out the methodical manual by carrying out of winter field zoological practice which will help teachers of other high schools and Moscow State University faculties to conduct similar studies, and to students to expand and add the knowledge received in the course of studying of theoretical courses of zoology and passage of summer field practice. The similar hand-book is developed for the first time, has no analogues.

Key words: methods of teaching, methodical hand-book, field zoological practice.

Сведения об авторе

Мельник Ксения Сергеевна — аспирантка биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; выпускница факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова по программе "Преподаватель высшей школы". E-mail: ksy-melnik@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.