Научная статья на тему 'Методическое обеспечение процесса обучения плаванию детей 7–8 лет'

Методическое обеспечение процесса обучения плаванию детей 7–8 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1958
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЗАНЯТИЯ / МЕТОДЫ / ДЕТИ / НАГЛЯДНОСТЬ / ВИДЕОФИЛЬМЫ / ТЕТРАДЬ / ЗНАНИЯ / ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / SWIMMING / TRAINING / CLASSES / METHODS / CHILDREN / PRESENTATION / VIDEO / BOOK / KNOWLEDGE / INTEREST / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепилина Татьяна Викторовна

Занятия плаванием благотворно влияют на организм человека, содействуют физическому развитию, стимулируют деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расширяют возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание – одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Умение плавать дает чувство безопасности на водных просторах морей, озер, рек. Эти знания, по нашему мнению, важно формировать на этапе овладения навыком плавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF SWIMMING TRAINING PROCESS FOR 7–8-YEAR-OLD CHILDREN

Swimming lessons are beneficial to a human body, promote physical development, stimulate nervous, cardiovascular and respiratory systems, extend the capabilities of musculoskeletal system [E.N. Karpenko, 2006, p. 4]. Swimming is one of the best means of hardening and forming of a correct posture [E.K. Voronov, 2010, p. 4]. The ability to swim gives a sense of security in the larde water expanses of seas, lakes and rivers. In our opinion, it is important to form this knowledge on the stage of mastering swimming skills.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение процесса обучения плаванию детей 7–8 лет»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ

METHODOLOGICAL SUPPORT OF SWIMMING TRAINING PROCESS FOR 7-8-YEAR-OLD CHILDREN

Т.В. Лепилина T.V. Lepilina

Плавание, обучение, занятия, методы, дети, наглядность, видеофильмы, тетрадь, знания, интерес, мотивация.

Занятия плаванием благотворно влияют на организм человека, содействуют физическому развитию, стимулируют деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расширяют возможности опорно-двигательного аппарата. Плавание - одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Умение плавать дает чувство безопасности на водных просторах морей, озер, рек. Эти знания, по нашему мнению, важно формировать на этапе овладения навыком плавания.

Swimming, training, classes, methods, children, presentation, video, book, knowledge, interest, motivation.

Swimming lessons are beneficial to a human body, promote physical development, stimulate nervous, cardiovascular and respiratory systems, extend the capabilities of musculoskeletal system [E.N. Karpenko, 2006, p. 4]. Swimming is one of the best means of hardening and forming of a correct posture [E.K. Voronov, 2010, p. 4]. The ability to swim gives a sense of security in the larde water expanses of seas, lakes and rivers. In our opinion, it is important to form this knowledge on the stage of mastering swimming skills.

Возраст 7-8 лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники плавания, а также благоприятным для развития физических способностей, о чем свидетельствуют средние показатели функциональных возможностей организма детей [Булгакова, 2005, с. 2; Миндиашвили, Завьялов, 2012, с. 168]. Кроме того, у младших школьников заметно проявляется психологическая готовность к сознательному освоению учебного материала, расширяется восприятие окружающего мира, усиливается внутренняя потребность в самостоятельной познавательной деятельности [Ошорова, 2001]. На занятиях по плаванию дети обогащаются как двигательным, так и эмоциональным, волевым, эстетическим, нравственным, спортивным опытом, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах.

Исследование методик начального обучения плаванию позволило выявить, что они направлены в основном на овладение навыком плавания, повышение двигательной активности и физиологических способностей ребенка. В связи с этим является актуальным комплексное педагогиче-

ское воздействие при обучении плаванию, направленное на физкультурное образование детей младшего школьного возраста по предмету. Это будет способствовать повышению интереса, мотивации к систематическим занятиям плаванием, здоровому образу жизни детей младшего школьного возраста.

Для решения этой задачи были созданы учебные видеофильмы и индивидуальная рабочая тетрадь по плаванию, а также отобран широкий комплекс методов и средств обучения плаванию.

Видеофильм состоит из трех частей. Первая -мультипликационная, показано двигательное действие для разучивания по теме урока. Фильмы дают возможность восприятия нового упражнения с помощью изображения, ведь наглядный метод - ведущий при обучении младших школьников. Фильм можно остановить в любой фазе, прокомментировать, при необходимости повторить. Вторая часть содержит информацию о влиянии плавания на организм человека. Мультипликационная форма, как показали наблюдения, положительно влияет на эмоциональный фон

процесса обучения. Третья часть - художественнодемонстративная. Показано выполнение нового упражнения в реальном исполнении. Все части вместе создают единую, полную картину разучиваемого двигательного действия, позволяют фиксировать внимание на основных положениях тела, его частей, последовательной смене фаз движений, а также акцентировать внимание ребенка на знании и понимании влияния плавания на организм человека.

Индивидуальная тетрадь по плаванию включает в себя темы, раскрытые в видеофильмах. Развернутая страница тетради содержит следующие элементы:

- изображение плавательной техники разученного упражнения на занятиях в виде рисунка «Я умею!» (рис. 1 а). Раскрашивание отдельных элементов техники разученных упражнений позволяет графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия;

- элемент просветительской деятельности (рис. 1 б). Тетрадь содержит серию рисунков с информацией о влиянии плавания на организм: нарисованы силуэты человека и схематично обозначены области функциональных систем (сердеч-

ной, дыхательной, опорно-двигательной), на которые положительно влияют занятия плаванием;

- элемент самостоятельного оценивания двигательного действия (рис. 1 в). Является инструментом для проведения самоанализа по степени овладения техникой плавания непосредственно самим ребенком. Позволяет понять уровень самооценки ребенка, корректировать процесс обучения, учитывать индивидуальные особенности развития, способствует реализации принципа сознательного обучения;

- контрольно-оценочный элемент (рис. 1 г). В начальной школе оценивание деятельности и поощрение достигнутых успехов ребенка являются сильными, реально действующими мотивами успешного учения.

Тетрадь является связующим звеном с ближайшим окружением ребенка - родителями. Успешно выполнив контрольное задание на уроке, ребенок получает тетрадь для работы дома. В произвольной форме раскрашивает развернутую страницу тетради, самостоятельно оценивает степень овладения новым упражнением, рассказывает родителям о разученном материале. После освоения всех тем тетрадь остается у ребенка на память.

Тема 1. Кроль на груди на ногах.

Я умею!

Плавать на ногах кролем на груди!

Это развивает и укрепляет -

А % Диик /)

у г—\ -* &'\—г*

сердце, легкие и позвоночник!

Оцени себя сам! Раскрась!

Синим я делаю упражнение уверенно, без ошибок

Красным я делаю упраждение пока неуверенно

Оценка преподавателя

О

Рис. 1. Развернутая страница рабочей тетради по плаванию

в

а

б

г

Особенно важным при обучении плаванию по нашей методике является повышение самостоятельной деятельности детей. На занятиях ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно и на выбор. Важно похвалить выбор и прокомментировать значение выполнения упражнения (для осанки, плавать правильно, быть сильным, развивать организм и т. д.), хорошо, если это делает сам ребенок. Самостоятельная деятельность ребенка способствует повышению инициативы, интереса к занятиям, воспитывает умение сделать выбор, создает предпосылки самостоятельной организации занятий данным видом двигательной активности в дальнейшем.

Также методика обучения предусматривает использование широкого спектра традиционных, проверенных многолетней практикой средств и методов обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Основной практический материал - подготовительные упражнения для освоения водной среды, общеразвивающие и специальные упражнения на суше и в воде, упражнения для разучивания и совершенствования спортивных способов плавания. При разучивании нового упражнения, совершенствовании двигательного действия тренер-преподаватель комментирует его значение и пользу (быть смелым, сильным, не бояться, укреплять сердце, для осанки, будут развиваться мышцы и т. д.).

Применение игр, учебных прыжков, развлечения в воде - непременные условия обучения детей 7-8 лет, они повышают учебную мотивацию, и позволяют сделать занятия более разнообразными и событийно насыщенными. Специфика занятий в бассейне (водная среда, повышенный шум, шапочки на голове), а также наличие у детей младшего школьного возраста предметно-образного склада мышления предусматривают применение таких методических приемов, как образное объяснение, жестикуляция и сигналы.

Методика обучения содержит теоретический материал по предметам «Плавание», «Анатомия человека», «Физическая культура». Знания по предмету даются перед каждым занятием в форме рассказа, беседы, опроса доступно для понимания детей младшего школьного возраста.

Комплексное педагогическое воздействие при обучении плаванию детей младшего школь-

ного возраста позволяет повысить такие показатели развития младших школьников: практикодеятельностный, когнитивный и мотивационный.

Практико-деятельностный показатель развития ребенка характеризуется уровнем овладения навыком плавания. Характеристика показателя: правильность выполнения разученных подготовительных упражнений, отдельных элементов техники и способов плавания в целом на суше и в воде, владение техникой усвоенных упражнений, способов плавания. Умение придумать и выполнить задание самостоятельно.

Когнитивный показатель - уровень усвоения учебных знаний по предмету. Характеристика показателя: понимание цели обучения навыку плавания, представление о содержании занятий. Полнота, глубина, прочность знаний о правилах поведения, личной гигиене и основах закаливания, анатомии человека, технике и стилях плавания, о влиянии систематических занятий плаванием на укрепление организма и сохранение здоровья человека, о плавании как компоненте здорового образа жизни.

Мотивационный показатель отражает эмоционально-чувственные проявления детей младшего школьного возраста по отношению к процессу обучения плаванию, к систематическим занятиям оздоровительным и спортивным плаванием, мотивацию здоровьесберегающего поведения и деятельности, его содержательную избирательность, предпочтения. Показателем мотивационного критерия является проявление интереса, эмоций, чувств, мотивов, потребностей детей.

Особенностью данной методики является возможность формировать у детей более зрелые мотивы занятия плаванием: стремление к гармоничному развитию тела и организма в целом, сохранение и укрепление здоровья, подготовка и дальнейшая безопасность времяпровождения в открытых водоемах.

Изучение и измерение практико-деятель-ностного, когнитивного и мотивационного показателей развития детей младшего школьного возраста по дисциплине «Плавание» в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента выявили несущественные отличия по всем трем показателям (рис. 2).

80

70

60 У

**

50

40

30

20 г-"

10

0 к-

■ Контрольная

\~Экспериментальная

Высокий Средний Низкий

Когнитивный

70

60

50

40

30

20

10

Высокий Средний Низкий

Деятельностный

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Контрольная

|_| Экспериментальная

Высокий Средний Низкий

Мотивационный

Рис. 2. Диаграммы соотношения уровней проявления показателей приобщения детей младшего школьного возраста к систематическим занятиям плаванием на этапе обучения (начало эксперимента)

В результате внедрения в практику обучения плаванию детей 7-8 лет методического обеспечения образовательного характера, комплекса средств, методов, методических приемов произошли позитивные изменения в экспериментальной группе. Сравнение результатов по двум группам на конец эксперимента по когнитивному и мотивационному показателям выявило существенные отличия между контрольной и экс-

периментальной группами (рис. 3). Так, высокий уровень знаний по предмету показали 28,81 % детей контрольной группы, 75,41 % экспериментальной, высокий уровень мотивационной сферы развития ребенка при обучении по экспериментальной программе показали 67,21 %, средний 29,51 % детей, по традиционной программе в контрольных группах 45,76 % - высокий и 49,15 % - средний.

/

70

60

50 /

40

30 / Я

20

0 0 ■

_ Контрольная . I Экспериментальная

Высокий Средний Низкий

Высокий Средний Низкий

70

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

40

30

20

10

0

Контрольная

Г\Эксперимен-тальная

Высокий Средний Низкий

Когнитивный

Деятельностный

Мотивационный

Рис. 3. Диаграммы соотношений проявления показателей активизации младших школьников при обучении плаванию (по уровням, на конец эксперимента)

Выводы

1. Наглядность - важное условие успешности обучения плаванию младших школьников. Наглядное восприятие помогает понять сущность движения, позволяет выстроить динамичный образ желаемого движения, развить у ребенка навыки управления своими действиями и их контроля, точного расположения туловища и конечностей в водной среде. В процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий.

2. Методическое обеспечение образовательного характера способствует реализации принципа наглядности при обучении плаванию. Видеофильмы создают дополнительные возможности для восприятия детьми 7-8 лет двигательных действий с помощью предметного изображения. Мультипликационная форма положительно влияет на эмоциональный фон процесса обучения. Рабочая тетрадь как индивидуальное дидактическое средство позволяет систематически оценивать и поощрять достигнутые успехи ребенка, привлекать детей к самостоятельной оценивающей деятельности. Раскрашивание отдельных элементов

техники разученных упражнений позволяет гра- 2, фически выразить собственное понимание структуры двигательного действия, элемент просветительской деятельности акцентирует внимание ре- 3, бенка на положительном влиянии плавания на организм и здоровье человека.

3. Результаты научного эксперимента подтвердили положительное влияние использования ме- 4, тодического обеспечения образовательного характера, комплекса средств, методов обучения плаванию на все представленные показатели развития ребенка: практико-деятельностный, когнитивный, мотивационный, что положительно влияет на повышение интереса, мотивации к систематическим занятиям плаванием, здоровому образу жизни. 5,

Библиографический список

1. Булгакова Н.Ж. Плавание. М.: АСТ: Астрель,

2005.

Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. СПб.: Детство-Пресс, 2010, 80 с.

Карпенко Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. М.: Олимпия-Пресс; Донецк: Пространство, 2006. 48 с.

Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Формирование спортивно-образовательного пространства в условиях модернизации российского общества (на примере подрастающего поколения Сибирского региона): монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 416 с.

Ошорова Н.Б. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Улан-Удэ, 2001, 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.