Научная статья на тему 'Методическое обеспечение процесса физической подготовки военнослужащих'

Методическое обеспечение процесса физической подготовки военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушневский А. К.

Рассмотрены методические положения, отражающие закономерности обучения с точки зрения принципов обучения. Оценено влияние методических положений, отражающих специфические закономерности обучения, на эффективность решения частных задач этапов обучения военнослужащих. Разработана система дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке при обучении военнослужащих решению двигательных задач военно-прикладной физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лушневский А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF SERVICEMEN

Methodological propositions are considered, reflecting the regularities of teaching, from the point of view of the principles of teaching. The influence of methodological propositions reflecting specific learning principles on the efficiency of solution of particular tasks of the stages teaching military personnel is evaluated. The system of specific principles of training regulating activity in the sphere of physical preparation of military men is developed.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение процесса физической подготовки военнослужащих»

УДК 355.233:796.071.4

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А.К. ЛУШНЕВСКИЙ (Гродненский государственный университет им. Янки Купалы)

Рассмотрены методические положения, отражающие закономерности обучения с точки зрения принципов обучения. Оценено влияние методических положений, отражающих специфические закономерности обучения, на эффективность решения частных задач этапов обучения военнослужащих. Разработана система дидактических (специфических) принципов, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке при обучении военнослужащих решению двигательных задач военно-прикладной физической подготовки.

Введение. Физическая подготовка военнослужащих - процесс, как известно, педагогический, подчиняется как закономерностям, выявленным в сфере общей педагогики, так и специфическим, отражающим связи между объектами и факторами военно-прикладной физической подготовки в Вооруженных Силах Республики Беларусь. В полной мере это относится как к обучению, так и к воспитанию и развитию, составляющим целостный педагогический процесс. Познание закономерностей дает возможность понять общую картину объективного развития педагогического процесса. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности руководителя занятий по физической подготовке военнослужащих, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования педагогических технологий. Практические же указания по организации и проведению педагогического процесса закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации [1; 2].

Обучение военнослужащих решению двигательных задач военно-прикладного характера - сложный педагогический процесс, состоящий из множества взаимосвязанных элементов. Эффективность процесса обучения напрямую связана с тем, насколько точно и глубоко методические положения, которыми руководствуются лица, отвечающие за проведение занятий по физической подготовке, отражают закономерности этого процесса, и как ощутимо они могут влиять на конкретный результат обучения. Механизм появления и закрепления таких методических положений как в общих основах теории и методики физического воспитания, так и в частнопредметных ее отраслях (в том числе в теории и методиках военно-прикладной физической подготовки военнослужащих) может быть представлен следующим образом. Исследуя различные аспекты обучения, специалисты выявили и продолжают выявлять объективные закономерности и законы, отражающие существенные связи между явлениями и факторами, создавая и пополняя тем самым теоретическую базу для разработки и совершенствования технологий спортивной педагогики. На основе выявленных связей разрабатываются методические указания, наиболее общие и значимые из которых целесообразно закреплять в теории и методиках физического воспитания, дополняя совокупность работающих методических положений (принципов) или заменяя те из них, которые на конкретном историческом этапе выполнили свою миссию. В свою очередь, принципы реализуются через правила обучения - руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения [1; 2].

Проблема принципов обучения как категорий спортивной педагогики, системообразующих факторов, объединяющих отдельные принципы в системы, может быть отнесена к самым «болевым» точкам теории физического воспитания [3 - 6]. Этой проблеме вплоть до 90-х годов прошлого столетия не было уделено серьезного внимания. Несмотря на расширение и углубление исследований, познание новых и уточнение известных закономерностей обучения, в сотнях учебников и учебных пособий по видам спорта и спортивным дисциплинам названы (частично) и охарактеризованы принципы, сформулированные в результате дискуссии, проведенной на страницах журнала «Советская педагогика» в 1950 - 1951 годах: 1) принцип научности; 2) принцип доступности; 3) принцип систематичности; 4) принцип сознательности и активности при ведущей роли учителя; 5) принцип наглядности; 6) принцип прочности; 7) принцип коллективности в единстве с индивидуализацией; 8) принцип связи с практикой. Попытки отдельных ученых закрепить в теории и методиках физического воспитания в ранге принципов иные методические положения, отражающие специфические закономерности обучения, успеха не имели.

По мнению ряда исследователей, среди которых следует назвать С.Д. Бойченко, Ю.К. Гавердов-ского, И.П. Ратова и других, перечень восьми дидактических принципов, принятых в результате вышеназванной дискуссии, не в полной мере отвечает современным потребностям обучения в сфере физического воспитания [3 - 6]. Этими и другими учеными в конце прошлого столетия были сформулированы методические положения, отражающие специфические закономерности обучения и соответствующие, по их мнению, статусу принципов. Отметим, что в настоящее время многие известные спортивные педагоги считают целесообразным признавать специфическим дидактическим принципом любое дидактическое обобщение, являющееся объективным отражением известных к настоящему времени закономерностей, определяющих существо процесса и методов обучения двигательным действиям и позволяющих ощути-

мо влиять на практический результат работы [3; 4]. Установлено, что известные принципы, статус которых не подлежит сомнению, играют в конкретных элементах процесса обучения относительно избирательную роль. Так, Ю.К. Гавердовский [4] отметил, что в различных видах спорта и применительно к разным предикатам обучения значимость повсеместно распространенных не только специфических, но и дидактических принципов, сформулированных в рамках общей педагогики, существенно различается.

В настоящее время в общих основах теории и методиках физического воспитания происходит процесс закрепления совокупности дидактических положений в ранге принципов [2 - 4]: 1) целесообразности и прочности; 2) готовности и текущей валидности; 3) управляемости и подконтрольности; 4) воспитывающего обучения и позитивной мотивации; 5) систематичности и регулярности; 6) смысловой и перцептивной «наглядности»; 7) планомерности и постепенности; 8) методического динамизма и прогрессирования; 9) функциональной избыточности и надежности; 10) прочности и пластичности; 11) доступности и стимулирующей трудности; 12) необходимой адаптивности и самостоятельности; 13) сознательности и активности при ведущей роли педагога; 14) индивидуального обучения в коллективе; 15) формально-эвристического единства; 16) научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства.

Определена конкретная направленность действия названных специфических методических положений и их значимость при решении частных задач этапов обучения (на этапе начального разучивания техники действия, углубленного разучивания техники действия, закрепления и дальнейшего совершенствования техники действия) [2]. В то же время в теории и методиках военно-прикладной физической подготовки традиционно используется иная архитектоника процесса обучения технике двигательных действий (физических упражнений), при этом система задач этапов обучения требует конкретизации. Организация и проведение занятий по физической подготовке в Вооруженных Силах Республики Беларусь имеют при этом свою специфику, которую также необходимо учитывать в процессе обучения. Следовательно, исследование направленности и значимости методических положений при решении соответствующих задач на этапах обучения военнослужащих технике двигательных действий является актуальным.

Основная часть. Цель исследования - определить систему специфических методических положений, регламентирующих деятельность руководителя занятий по физической подготовке в процессе обучения военнослужащих решать двигательные задачи военно-прикладного характера. В процессе исследования решались следующие задачи: разработать архитектонику (состав и структуру) процесса обучения военнослужащих технике физических упражнений; определить, какие методические положения, отражающие закономерности обучения, значимо и положительно влияют на эффективность решения частных задач обучения. Объектом исследования являлся процесс обучения военнослужащих решению двигательных задач военно-прикладного характера; предметом исследования - направленность действия и значимость влияния методических положений, отражающих закономерности обучения, на эффективность решения частных задач обучения. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научной и научно-методической литературы, анкетирование, методы математико-статистического анализа.

Организация исследования. На основании руководящего документа по физической подготовке военнослужащих в Вооруженных Силах Республики Беларусь [7] нами разработана система частных задач этапов обучения технике физических упражнений [8]. Совокупность методических положений, отражающих закономерности обучения [4], переработана с учетом специфики физической подготовки военнослужащих в Вооруженных Силах Республики Беларусь. При определении степени влияния методических положений на эффективность решения частных задач этапов обучения был использован метод экспертных оценок. В качестве экспертов были выбраны ведущие специалисты, эффективно осуществляющие обучение военнослужащих решению двигательных задач на этапах обучения. Были выбраны 60 специалистов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки и способных к критическому анализу, в соответствии с рекомендациями, предъявляемыми к этому процессу. Оценка проводилась с использованием специально выбранной шкалы оценок. Положения, не оказывающие влияния на эффективность решения частных задач, - 0 баллов; оказывающие положительное, но не существенное влияние, - 1 - 4 балла; положительное и существенное - 5 - 10 баллов.

Экспертам предлагалось оценить по десятибалльной шкале, какое влияние оказывают методические положения, если ими руководствоваться, на эффективность обучения технике физических упражнений. С этой целью до начала учебного года специалистам было предложено рассмотреть методические положения и закономерности, которые они отражают [4]. На протяжении учебного года рекомендовалось внедрить в учебный процесс совокупность методических положений и по мере решения частных задач этапов обучения оценить степень влияния положений на эффективность их решения. Если отдельные (или все) методические положения конкретным специалистом уже использовались в его практической деятельности, то предлагалось на основе практического опыта оценить степень влияния таких положений не только по итогам экспериментального года, но и по итогам всей практической деятельности.

Определение степени согласованности мнений экспертов осуществлялось посредством расчета коэффициента конкордации. Коэффициент конкордации вычислялся по формуле: W = 12 / т V - п), где 5 - сумма квадратов отношений сумм рангов, приписанных каждому объекту оценки, от средней суммы рангов; т - количество экспертов; п - количество объектов оценки.

Проверка статистической достоверности величины по «хи-квадрат критерию» показала ее достоверность на уровне значимости а = 0,05. Для определения статистической достоверности отличий средних оценок применялся ^-критерий Вилкоксона для сопряженных пар. Используя методы математико-статистического анализа, выявлены методические положения, оказывающие положительное и значимое влияние на эффективность решения частных задач этапов обучения. Совокупность таких методических положений составила систему дидактических (специфических) принципов обучения военнослужащих в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Результаты исследований представлены в таблице.

Специфические принципы, регламентирующие деятельность руководителя занятий по военно-прикладной физической подготовке в процессе обучения военнослужащих технике двигательных действий

Частные задачи этапов обучения Специфические принципы, регламентирующие деятельность руководителя занятий по военно-прикладной физической подготовке

1 2

Этап ознакомления с техникой физического упражнения

1. Оценить готовность военнослужащих и руководителя занятий по военно-прикладной физической подготовке к обучению технике физического упражнения в основном варианте его исполнения 1. Принцип готовности и текущей валидности. 2. Принцип функциональной избыточности и надежности

2. Повысить подготовленность военнослужащих и руководителя занятий по военно-прикладной физической подготовке до уровня, необходимого для успешного обучения технике физического упражнения в основном варианте его исполнения 1. Принцип целесообразности и практичности. 2. Принцип готовности и текущей валидности. 3. Принцип функциональной избыточности и надежности. 3. Принцип управляемости и подконтрольности. 4. Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации. 5. Принцип систематичности и регулярности. 6. Принцип планомерности и постепенности. 7. Принцип методического динамизма и прогрессирования. 8. Принцип доступности и стимулирующей трудности. 9. Принцип необходимой адаптивности и самостоятельности. 10. Принцип сознательности и активности при ведущей роли педагога. 11. Принцип индивидуализированного обучения в коллективе

3. Сформулировать двигательную задачу, которую требуется решить посредством осваиваемого физического упражнения 1. Принцип целесообразности и практичности. 2. Принцип готовности и текущей валидности. 3. Принцип сознательности и активности при ведущей роли педагога

4. Обеспечить общее представление об изучаемом двигательном действии, знание основы техники действия и особенностей ее выполнения 1. Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации. 2. Принцип смысловой и перцептивной наглядности. 3. Принцип целесообразности и практичности. 4. Принцип готовности и текущей валидности

Этап разучивания техники физического упражнения

1. Определить метод освоения движений: освоение в целом или по разделениям 1. Принцип планомерности и постепенности. 2. Принцип формально-эвристического единства. 3. Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

2. Научить военнослужащих в грубой форме выполнять упражнение в целом 1. Принцип планомерности и постепенности. 2. Принцип доступности и стимулирующей трудности. 3. Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства. 4. Принцип методического динамизма и прогрессирования. 5. Принцип управляемости и подконтрольности. 6. Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации. 7. Принцип систематичности и регулярности 8. Принцип сознательности и активности при ведущей роли педагога. 9. Принцип индивидуализированного обучения в коллективе. 10. Принцип формально-эвристического единства 11. Принцип смысловой и перцептивной наглядности

3. В процессе многократного решения двигательной задачи в стандартных условиях устранить ненужные движения, снять излишнее мышечное напряжение 1. Принцип управляемости и подконтрольности. 2. Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации. 3. Принцип систематичности и регулярности. 4. Принцип смысловой и перцептивной наглядности. 5. Принцип планомерности и постепенности. 6. Принцип методического динамизма и прогрессирования. 7. Принцип функциональной избыточности и надежности. 8. Принцип прочности и пластичности. 9. Принцип доступности и стимулирующей трудности. 10. Принцип необходимой адаптивности и самостоятельности 11. Принцип сознательности и активности при ведущей роли педагога. 12. Принцип индивидуализированного обучения в коллективе 13. Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

Окончание таблицы

1 2

4. Углубить знания техники физического упражнения, обеспечить понимание деталей техники и особенностей их выполнения 1. Принцип целесообразности и практичности. 2. Принцип готовности и текущей валидности. 3. Принцип управляемости и подконтрольности. 4. Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации. 5. Принцип смысловой и перцептивной наглядности. 6. Принцип сознательности и активности при ведущей роли педагога. 7. Принцип формально-эвристического единства. 8. Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

5. Довести осваиваемую систему движений (технику физического упражнения) до желаемой четкости в основном варианте ее исполнения 1. Принцип готовности и текущей валидности. 2. Принцип управляемости и подконтрольности. 3. Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации. 4. Принцип систематичности и регулярности. 5. Принцип планомерности и постепенности. 6. Принцип функциональной избыточности и надежности. 7. Принцип прочности и пластичности. 8. Принцип доступности и стимулирующей трудности. 9. Принцип необходимой адаптивности и самостоятельности. 10. Принцип сознательности и активности при ведущей роли педагога. 11. Принцип индивидуализированного обучения в коллективе. 12. Принцип формально-эвристического единства. 13. Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

Этап совершенствования техники физического упражнения

1. Повысить функциональную подготовленность военнослужащих до уровня, необходимого для успешного обучения технике физических упражнений в различных условиях внешней среды и внутреннего состояния организма 1. Принцип целесообразности и практичности. 2. Принцип готовности и текущей валидности. 3. Принцип управляемости и подконтрольности. 4. Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации. 5. Принцип систематичности и регулярности. 6. Принцип планомерности и постепенности. 7. Принцип методического динамизма и прогрессирования. 8. Принцип функциональной избыточности и надежности. 9. Принцип доступности и стимулирующей трудности. 10. Принцип необходимой адаптивности и самостоятельности. 11. Принцип сознательности и активности при ведущей роли педагога. 12. Принцип индивидуализированного обучения в коллективе. 13. Принцип формально-эвристического единства. 14. Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

2. Довести (при необходимости) технику выполнения упражнения или отдельных его элементов до автоматизма 1. Принцип целесообразности и практичности. 2. Принцип прочности и пластичности. 3. Принцип доступности и стимулирующей трудности. 4. Принцип сознательности и активности при ведущей роли педагога. 5. Принцип индивидуализированного обучения в коллективе. 6. Принцип формально-эвристического единства. 7. Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

3. Научить военнослужащих эффективно использовать освоенную систему движений в различных условиях боевой деятельности 1. Принцип целесообразности и практичности. 2. Принцип готовности и текущей валидности. 3. Принцип управляемости и подконтрольности. 4. Принцип воспитывающего обучения и позитивной мотивации. 5. Принцип систематичности и регулярности. 6. Принцип планомерности и постепенности. 7. Принцип методического динамизма и прогрессирования. 8. Принцип функциональной избыточности и надежности. 9. Принцип прочности и пластичности 10. Принцип доступности и стимулирующей трудности. 11. Принцип необходимой адаптивности и самостоятельности. 12. Принцип сознательности и активности при ведущей роли педагога. 13. Принцип индивидуализированного обучения в коллективе. 14. Принцип формально-эвристического единства. 15. Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства

В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1) при решении конкретных задач этапов обучения технике физических упражнений высококвалифицированные специалисты по физической подготовке военнослужащих в Вооруженных Силах Республики Беларусь руководствуются ограниченной совокупностью дидактических положений;

2) методические положения, отражающие закономерности обучения военнослужащих технике физических упражнений, оказывают разное по значению и направленности влияние на эффективность решения частных задач этапов обучения;

3) системообразующим фактором, объединяющим совокупность компонентов обучения в систему, является эффективность решения частных задач этапов обучения и эффективность педагогического процесса в целом. Систему дидактических (специфических) принципов обучения военнослужащих составляют методические положения, положительно и значимо влияющие на эффективность решения частных задач этапов обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. - 579 с.

2. Руденик, В.В. Методическое обеспечение процесса обучения в физическом воспитании / В.В. Руденик, Э.П. Позюбанов, Н.И. Козлова // Научные труды НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь: сб. науч. тр. - Минск: БГУФК, 2010. - Вып. 9. - С. 256 - 261.

3. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры - Введение. Методология. Следствия / С.Д. Бойченко, И.В. Бельский. - Минск: Лазурак, 2002. - 312 с.

4. Гавердовский, Ю.К. Опыт трактовки ортодоксальной дидактики в современном контексте обучения спортивным упражнениям / Ю.К. Гавердовский // Теория и практика физической культуры. - 1991. -№ 8. - С. 12 - 20.

5. Матвеев, Л.П. О природе и системе принципов, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 2. - С. 16 - 24.

6. Ратов, И.П. Проблемы преодоления противоречий в процессе обучения движениям и реализация дидактических принципов / И.П. Ратов // Теория и практика физической культуры.- 1983. - № 7. -С. 40 - 44.

7. Инструкция о порядке организации физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах. -Минск: МО Респ. Беларусь, 2011. - 112 с.

8. Лушневский, А.К. Теоретико-методические основы физической подготовки военнослужащих: учеб-метод. пособие / А.К. Лушневский, В.И. Гавроник, В.В. Руденик. - Минск: ГУ «РУМЦ ФВН», 2010. - 320 с.

Поступила 11.04.2013

METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF SERVICEMEN

A. LUSHNEUSKI

Methodological propositions are considered, reflecting the regularities of teaching, from the point of view of the principles of teaching. The influence of methodological propositions reflecting specific learning principles on the efficiency of solution ofparticular tasks of the stages teaching military personnel is evaluated. The system of specific principles of training regulating activity in the sphere ofphysical preparation of military men is developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.