Известия ТулГУ. Технические науки. 2021. Вып. 5 Key words: remote work, antivirus software, software, viruses, protection, mobile
devices.
Afanasyeva Daria Vladimirovna, student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.14 DOI: 10.24412/2071-6168-2021-5-292-301
АЛГОРИТМ АДАПТАЦИИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БОЕВЫХ ПЛОВЦОВ ДЕЙСТВИЯМ
ПОД ВОДОЙ И НА ВОДЕ
А.Ю. Борисова, В.А. Шалунова, Н.Е. Стариков
В статье представлено обоснование комплекса подходов и принципов, обеспечивающих качественное развитие системы обучения военнослужащих спецподразделений (боевых пловцов), реализацию процессов их обучения и воспитания на основе учета специфики пребывания в водной среде.
Ключевые слова: учебный процесс, теория, дидактика, компетентность, методика, объективные условия, водная среда, теория, стрельба, техника плавания, прицеливание, точность стрельбы, ориентация, боевая подготовка.
Принципы обучения - это есть исходные нормативные требования, дидактические положения к организации учебного процесса, знание которых дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Также они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этап-ность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество [1,2].
А если это так, то становится очевидным, что для военнослужащих спецподразделений и подразделений боевых пловцов в частности, принципы обучения данной категории служащих военно-прикладным действиям в водной среде на всех этапах должны определяться целями и задачами их деятельности в боевых условиях.
Принцип необходимости создания и подготовки подразделений боевых пловцов.
Данный принцип или как его еще называют принципом государственной необходимости подготовки военнослужащих спецподразделений к ведению боевых действий в водной среде, диктуется наличием подобных подразделений в армиях ведущих стран НАТО [3]. Данный принцип определяет и политическую направленность обучения. Он отражает объективную зависимость содержания, методики и организации обучения от идеологии и политики Российского государства, задач спецподразделений, уровня развития науки и техники в системе их подготовки.
Принцип научности обучения. В основе этого принципа лежат положения диалектического материализма о познаваемости мира и его закономерностей, об объективности знания и путях познания истины. Организованное обучение отличается от стихийного, прежде всего, научностью. Реализация принципа научности требует выполнения ряда условий [4, 5].
Во-первых, изучаемые двигательные действия в водной среде должны восприниматься военнослужащими в их подлинном, неискаженном виде. При этом следует добиваться овладения всеми составляющими элементами техники плавания и выстрела на поверхности воды и под водой.
Во-вторых, военнослужащий обязан осознать и усвоить существенные особенности среды (воды) и свойства изучаемых элементов двигательных действий, зависимости их от техники плавания в воде и под водой различными способами и особенностей деятельности. Военнослужащим следует сосредоточивать внимание на существенных условиях в смысле двигательных задач, так, если двигательная задача требует одновременной максимальной скорости плавания, предельной прицельной дальности стрельбы в сочетании с возможной боевой скорострельностью, то осваивать в первую очередь следует динамическую структуру действия, поскольку именно она определяет его эффективность. Пространственная организация действия закономерно меняется, позволяя решать комплексную двигательную задачу в вариативно изменяющихся условиях. При этом военнослужащий, овладев необходимой суммой знаний об основах техники военно-прикладного плавания, теорией стрельбы на суше и под водой, осознает значение каждой операции и связи ее с целью всего действия. Он должен усваивать закономерности решения задачи точной стрельбы и выделять элементы изучаемого действия (изготовки, прицеливания, дыхания, поводки оружия, спуска курка), что позволит ему эффективно применять усвоенное действие в различных тактических ситуациях, находить в каждом случае наиболее целесообразные варианты действия.
В-третьих, изучая технику плавания, стрельбы с поверхности воды и под водой, следует воспринимать ее не как нечто раз и навсегда утвердившееся, а в развитии и совершенствовании. Военнослужащим надо не только показать конкретный, изучаемый в данный момент способ решения двигательной задачи, но помочь выделить, осознать и усвоить закономерности решения вида задач, чтобы он был способен варьировать элементами техники для достижения желаемого конечного результата в различных ситуациях. Эта способность позволяет решать двигательную задачу, как при изменениях внешних условий, так и при различных колебаниях внутреннего состояния военнослужащего. Эта способность эффективно решать двигательную задачу формируется вначале как навык, а затем как умение, обеспечивая надежность действия.
В-четвертых, в процессе обучения военно-прикладному плаванию, стрельбе с воды и под водой следует знакомить не только с закономерностями решения двигательных задач - результатом научного поиска, но и с доступными методами научного исследования. Так, используя кинограммы можно показать способы принятия различных изготовок для стрельбы с воды и под водой, позволяющих оценить их эффективность по конечному результату. Можно также знакомить военнослужащих с различными точками зрения на сущность элементов техники плавания и выстрела, учитывая уровень подготовленности подводить их к научному поиску современных путей решения двигательных задач изучаемого класса.
В-пятых, в процессе обучения можно использовать только принятые в науке термины. Устаревшими и жаргонными терминами пользоваться нельзя. Овладение терминологией - одна из основных задач обучения двигательным действиям стрельбы с воды и под водой. Усвоение изучаемого действия предполагает усвоение его ориентировочной основы на одном из этапов в форме громкой речи. Умение оперировать применяемыми терминами позволяет успешнее решать задачу обучения.
Принцип учить войска тому, что необходимо на войне -определяющий содержание обучения и условия боевой подготовки военнослужащих спецподразделений. Выполнение его требований придает учебному процессу военно-прикладную направленность, обеспечивает его связь с опытом прошлых войн и современным уровнем развития военного дела. Требования этого принципа не остаются неизменными. Они развиваются вместе с развитием военного дела и в решающей степени зависят от объективных условий войны в каждый исторический период.
В настоящее время рассматриваемый принцип связан с появлением у нас и в ведущих государствах современного мира нового рода войск - боевые пловцы, или подводные диверсионные силы и средства, или подводные пловцы. Эта новая воинская специальность связана с боевой деятельностью воинов в особой среде (воде) и предъ-
являет чрезвычайно многообразные и очень высокие требования к их обучению. Необходимо, чтобы каждый пловец усвоил особенности жизнедеятельности в водной среде, технические возможности подводного оружия и влияние выстрела на ведущие функциональные системы его организма; основные положения тактики ведения боя на воде и под водой с учетом изменяющихся внешних условий и действий противника, видел перспективу успеха, верил в боевые возможности своего оружия, в возможность успешно действовать при современных средствах доставки к месту боя и был готов добиться победы над врагом.
Учить военнослужащих спецподразделений тому, что необходимо в бою - значит детально изучать возможного противника, его технику и оружие. "... Неразумно или даже преступно поведение той армии, которая не готовится овладеть всеми видами оружия, всеми средствами и приемами борьбы, которые есть или могут быть у неприя-теля"[1]3. Самое опасное в войне - это недооценить противника и успокоиться мыслью, что мы сильнее.
Подготовка войск в соответствии с рассматриваемым принципом предполагает также изучение и использование опыта прошлых войн, в том числе и локальных.
Учить военнослужащих необходимому на войне - значит максимально приближать тактическую обстановку к боевой, не допускать на занятиях и учениях упрощений и послаблений. Главное здесь - в том, чтобы личный состав почувствовал реальную обстановку боя на воде и под водой, действовал в полном снаряжении и напряжением сил в условиях реальной опасности и риска (в воде их более 30).
Требования настоящего принципа должны реализовываться в допризывной подготовке на уровне морских школ ("юного моряка" и "подводный пловец"). Опытные инструкторы, педагоги, тренеры должны создавать для учащихся условия и обстановку, приближенные к действиям пловцов в воде.
Принцип доступности требует соответствия материала, а также средств и методов его освоения и форм организации обучения возрастным особенностям обучаемых, их образовательной подготовленности и умственному развитию. Доступность изучаемого двигательного действия зависит от качества представления о цели действия и путях ее достижения. Представления формируются на основе передачи обучаемым основных технических, баллистических особенностей стрельбы с воды и под водой и степени влияния их на человека.
В сфере обучения военно-прикладному, подводному плаванию и стрельбе с поверхности воды и под водой реализовать принцип доступности можно при условии выполнения целого ряда требований.
Во-первых, военнослужащий должен быть пригоден к пребыванию и работе в воде и под водой в легководолазном снаряжении.
Во-вторых, физическая подготовленность должна соответствовать специфике двигательной деятельности в водной среде. Многие двигательные действия военнослужащие должны выполнять лишь при условии достаточного уровня развития физических качеств, например, силы и выносливости при плавании по поверхности воды и под водой с помощью ласт и без них. Для того чтобы двигательное действие в стрельбе (изготовка, прицеливание, дыхание, поводка оружия, спуск курка) смогли усвоить все обучаемые, надо планировать период предварительной физической и технической подготовки на суше, в течение которого обеспечивается необходимый минимум готовности по каждому элементу.
В-третьих, двигательная подготовленность военнослужащих должна соответствовать особенностям техники военно-прикладного плавания и стрельбы с поверхности воды и под водой. В основе успеха при освоении техники стрельбы лежит развитие мышечного чувства, проявляющегося в способности соразмерять движения в пространстве и времени в соответствии с требованиями условий двигательной задачи и конкретной тактической ситуации. Мышечное чувство надо постоянно совершенствовать как в
процессе выполнения основных изучаемых упражнений, так и в процессе общей технической подготовки. Обучаемые должны научиться управлять своими движениями, дозируя величину, направление, длительность усилий.
В-четвертых, военнослужащий должен разобраться в последовательности изучения техники выстрела с поверхности воды и под водой и сосредоточить внимание на решающих условиях его выполнения. Формирование представления об изучаемом двигательном действии требует понимания его структурной логики. Качество представлений об особенностях изучаемого действия зависит от формы первоначального ознакомления с ним. Словесная, наглядная, предметная, натуральная формы, тетания акцентируют внимание военнослужащих на тех или иных особенностях действия, которые становятся основными опорными точками овладения техникой выстрела.
В-пятых, психологическая подготовленность военнослужащего должна соответствовать специфике военно-прикладного плавания, стрельбы с поверхности воды и под водой. Сложность двигательной задачи определяется наряду с другими факторами, количеством объектов действия и тактических ситуаций, нуждающихся в одновременном оперативном контроле, и быстротой переключения внимания с одного объекта на другой при выполнении действия. Эти операции требуют определенного уровня, объема, распределения и подвижности внимания военнослужащего. Поэтому в тех случаях, когда количество объектов, подлежащих одновременному контролю сознания, превышает возможности обучаемого, техника изучается по элементам, соединяя изученные операции по мере их освоения.
Доступность задачи обучения зависит от объема материала, который следует одновременно усвоить. Чем сложнее и больше объем задания, тем меньше его доступность. Эта закономерность связана со способностью человека запоминать лишь частично информацию и двигательные задачи. В-шестых, средства, методы и формы организации обучения должны "соответствовать уровню умственного развития и технической подготовленности контингента спецподразделений. Основная форма сообщения новых знаний любому контингенту обучаемых - слово, сочетаемое с показом изучаемого элемента техники военно-прикладного плавания и выстрела на воде и под водой. При показе надо подчеркивать не только конкретное, присущее данному двигательному элементу действие, но (закономерности, на которых оно строится, общие для всех вариантов действий данного класса. Объектами демонстраций могут быть не только двигательные действия, но и схемы, графики, формулы, описывающие их динамические, кинематические, ритмовые характеристики. Доступность обучения зависит и от доступности формы, организации занятия. Эффективное обучение предполагает владение технологией работы с учебным материалом. Следует также планировать усвоение материала на высшем уровне, доступное данному контингенту обучаемых.
Принцип систематичности обучения. Практический опыт свидетельствует о том, что качественно овладеть знаниями и умениями можно лишь тогда, когда техника стрельбы с поверхности с воды и под водой изучается с учетом определенной системности в соответствии с внутренней системой образующей логикой. Систематизированные знания о теории, технике и тактике плавания и стрельбы составляют надежную основу успешной практической деятельности.
Настоящий принцип требует излагать учебный материал последовательно, в строго логическом порядке; систематически руководить процессом обучения; добиваться глубокого усвоения военнослужащими системы знаний по правилам водолазной деятельности и влияния подводного выстрела на эффективность стрельбы, качественной отработки элементов техники выстрела в опорном и безопорном состоянии. Знания, навыки и умения военнослужащих спецподразделений, приобретаемые ими, должны быть взаимосвязаны, взаимообусловлены, и представлять собой единый комплекс.
Правило "от легкого - к трудному, от простого - к сложному" (основывается, во-первых, на тактике обучения "от неизвестного - к местному", во-вторых, на необходимости решать учебные задачи методом проб и ошибок, в частности, при освоении техники выбора точек прицеливания под водой на различные расстояния.
Принцип сознательности и активности требует, чтобы военнослужащие четко понимали свои боевые конечные задачи, осмысленно овладевали теорией стрельбы и плавания в воде и под водой, сознательно решали их, проявляли при этом высокую активность, инициативу и самостоятельность.
Сознательность в обучении - это понимание сущности изучаемого вопроса, убежденность в правильности полученных знаний и навыков. Она придает учению воспитывающий характер, способствует формированию у военнослужащих высоких морально-волевых и боевых качеств.
Активность - состояние психики военнослужащих, проявляющееся в интенсивной умственной и физической деятельности. В дидактическом плане активность выступает одновременно в качестве предпосылки, условия и результата сознательного овладения конкретным объемом знаний, навыками и умениями.
Сочетание сознательности и активности в обучении стрельбе с поверхности воды и под водой способствует развитию у военнослужащих спецподразделений самостоятельности суждений, проявлению инициативы и творчества в решении учебно-боевых задач, правильной оценке обстановки, применению полученных знаний и умений в конкретном бою.
Принцип наглядности требует проводить обучение военнослужащих военно-прикладному плаванию, стрельбе с поверхности воды и под водой на основе чувственного восприятия ими водной среды и реальных образцов оружия и средств движения, способов их использования в бою.
Необходимость наглядности в обучении обусловлена тем, что "живое созерцание" - зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания, в том числе и познания процессов обучения. На основе ощущений и восприятии у военнослужащих возникают реальные представления об элементах техники плавания, прицельного выстрела и о влиянии баллистических факторов на скорострельность и точность стрельбы. Обучающий постоянно направляет восприятие военнослужащих; словом и делом показывает, что и как надо проследить; помогает осмыслить, обобщить полученные представления и образы, сделать из них соответствующие выводы.
В процессе обучения комплексно применяются разные виды наглядности: натуральная или естественная - реальные образцы подводного оружия АПС и СПП-1, буксировщики и носители ("Протон", "Нептун" или "Протей"), приборы для ориентирования под водой, аппараты для дыхания под водой и способы их применения; изобразительная - мишени, моделирующие размеры, направления и скорости перемещения подводных пловцов в воде, макеты, имитаторы, стенды, схемы, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, плакаты, рисунки, чертежи, таблицы, диаграммы; словесно-образная - словесное описание исторических событий, успешного применения спецподразделений в прошедших войнах и современные взгляды на их возможное применение.
Реализуя принцип наглядности обучения при формировании смыслового аспекта представления об изучаемом элементе техники стрельбы, следуют правилу "от смысла деятельности - к смыслу действий и составляющих действие операций". Формируя установку на восприятие вновь изучаемого действия, обучающий должен вначале познакомить обучаемого с предметом обучения в том виде деятельности, для которой действие изучается. Необходимо добиваться четкого понимания назначения каждого изучаемого элемента техники выстрела с поверхности воды и подводного выстрела в общей смысловой структуре.
Если смысловой аспект представления об изучаемом элементе движения дает ответ на вопрос о цели изучения действия, то содержательный, технический аспекты раскрывают, что и как надо делать. Принцип наглядности обучения в этом случае требует направлять внимание военнослужащего на существенные элементы действия или операции, выполнение которых обеспечивает успех. Вначале наблюдение позволяет зафиксировать объект в целом, а затем, по мере повторения, его внимание фиксирует крупные фрагменты действия. Дальнейшее наблюдение позволяет выделить значимые элементы, сгруппировать вокруг них более мелкие детали, в результате чего создается возможность конструирования образа целого на основе восприятия отдельных его деталей.
Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всегда в процессе разучивания какого-то элемента обучаемый получает до 80% представления о действии, из них более половины формируется в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.
Прочность овладения знаниями, навыками и умениями - это результат такой постановки обучения, при которой основной материал фундаментально изучается и военнослужащие всегда в состоянии воспроизвести его в памяти и воспользоваться им в конкретном бою на воде под водой. Такое понимание прочности усвоения знаний об особенностях выстрела под водой и техники стрельбы требует не только запоминания теории, практики действия и воспроизведения его в нужное время, но и формирования навыков и умений, помогающих использовать его в практической деятельности.
На прочность знаний и умений оказывает влияние весь ход подготовки военнослужащих спецподразделений.
Одним их принципов военной дидактики является коллективизм и индивиду альный подход в обу чении. Воинская деятельность носит коллективный характер. Руководство коллективным учебным трудом требует от командира учитывать психологию людей, настроения, запросы, активизировать общую познавательную и практическую деятельность обучаемых. В числе средств, которые используются в этих целях, важное место занимает постановка коллективных учебных задач, обсуждение их на занятиях и отбор лучших решений, выводов, предложений, взаимное обучение, товарищеская критика и самокритика.
Групповое обучение неразрывно связано с индивидуальным. Более того, только органическое сочетание коллективной и индивидуальной работы приводит к положительным результатам в подготовке. Для обеспечения индивидуального подхода необходимо систематически изучать личный состав спецподразделений, выявлять их особенности и возможности, постоянно проявлять внимание ко всем, независимо от их способностей, учитывать интересы, осуществлять постоянный контроль результатов обучения.
Реализация важнейших положений системного подхода представлена в многолетнем процессе формирования специальных двигательных умений у военнослужащих спецподразделений при тренировке: упражнений военно-прикладного плавания, стрельбы с поверхности воды, метания гранат с поверхности воды, рукопашного боя на воде и под водой и стрельбы под водой. Это возможно при применении научно-обоснованных методов и принципов спортивной тренировки.
По утверждению В.В. Миронова, Б.А. Лампусова (1998) методы тренировок можно представить в следующих определениях: повторный метод - многократное выполнение одного и того же упражнения со строго дозированной нагрузкой и отдыхом. Пауза отдыха между повторениями должна быть достаточной для восстановления работоспособности организма такого оптимального состояния, при котором возможно новое качественное выполнение упражнения. Поэтому общее количество повторений упражнения определяется с учетом уровня тренированности военнослужащего и со-
ставляет 20-70% максимального объема нагрузки. Это метод применяется в циклических и ациклических и смешанных видах деятельности для совершенствования ско-ростно-силовых качеств и специальной выносливости.
Непрерывный (равномерный) метод - выполнение одного и того же нения с одинаковой скоростью и умеренной интенсивностью, с постепенным увеличением продолжительности работы. Он применяется на этапе развития общей выносливости военнослужащих. В процессе равномерной продолжительной тренировки повышается слаженность в деятельности систем организма.
Переменный метод - выполнение непрерывной тренировочной работы с изменяющейся интенсивностью, скоростью, темпом и ритмом. Этот метод направлен на развитие, как аэробных возможностей организма, так и анаэробных, так как изменяющийся характер работы предъявляет повышенные требования к функциональным возможностям организма военнослужащего. Переменный метод позволяет варьировать динамику нагрузки в процессе работы, добиваясь нужного воздействия на организм военнослужащего.
Интервальный метод - выполнение упражнений одинаковой или различной продолжительности и интенсивности в чередовании со строго регламентированными паузами, которые не обеспечивают полного восстановления работоспособности перед выполнением очередной серии упражнений. Применение этого метода способствует развитию специальной выносливости, постепенному формированию способности выполнять боевые упражнения с требуемой интенсивностью. Интервалы отдыха и интенсивности работы являются главными составляющими интервальной тренировки, теми рычагами, с помощью которых можно добиться желаемого тренировочного эффекта. Они позволяют точно дозировать нагрузку на каждом тренировочном занятии, иметь объективный результат и разнообразить тренировочный процесс.
Соревновательный метод - специально организованная соревновательная деятельность, которая выступает как составная часть тренировочного процесса, как способ повышения его эффективности и интегральной подготовки. Он предполагает выполнение упражнений и действий в условиях, копирующих или моделирующих возможные боевые действия и содержащих элементы максимальных напряжений.
Игровой метод - выполнение двигательных действий в специально созданных игровых условиях. Применение в тренировке элементов игры обеспечивает высокую эмоциональность занятий, снимает напряженность, расширяет тренировочные возможности используемых средств, сплачивает воинский коллектив. Игровая деятельность требует от занимающихся инициативы, настойчивости, умения управлять своими эмоциями, быстрого реагирования и мышления, принятия разных технических и тактических решений.
"Метод круговой тренировки" - последовательное многократное выполнение относительно простых упражнений на отдельных "пунктах", прохождение которых осуществляется по кругу. На всех "пунктах" выполняются различные упражнения, соответствующие виду деятельности и развивающие необходимые качества, навыки и умения.
Контрольный метод - способ проверки и оценки двигательной подготовленности военнослужащих спецподразделений на отдельных этапах учебно-тренировочного процесса. Он позволяет следить за динамикой роста результатов достижений, повышает ответственность военнослужащего и его отношение к тренировкам, позволяет выявить слабые стороны тренировочного процесса и внести необходимые уточнения. Контроль осуществляется с помощью тестовых испытаний, инструментальных методов врачебного обследования, прикидок, выполнения упражнений на максимальный результат, стандартных комплексных проверок по этапам тренировки и их анализа.
Комплексный метод - предполагает применения использования в одном учебно-тренировочном занятии сочетание двух и более, вышеприведенных методов тренировки.
Перечисленные методы многолетней подготовки военнослужащих спецподразделений умению выполнять разнообразные боевые и прикладные действия в водной среде могут быть успешно реализованы и могут дать положительный конечный результат при условии соблюдения принципов тренировки.
Анализ доступных литературных источников показал, что тренировка строится на основе общих принципов дидактики, характерных для любого процесса обучения и воспитания, а также в соответствии со специфическими принципами, отражающими закономерности внутренних явлений в системе всесторонней подготовки. К основным специфическим принципам тренировки следует отнести: направленность на высшие достижения и углубленная специализация; единство общей и специальной подготовки; непрерывность тренировочного процесса; единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам; волнообразность и вариативность нагрузок; цикличность тренировочного процесса.
Направленность на высшие для каждого военнослужащего достижения заложена в самой природе спорта - его соревновательном начале, которое создает конкуренцию и желание достигать все время более высокого уровня подготовки. Этот основной движущий принцип тренировки заставляет постоянно искать и находить наиболее эффективные средства и методы подготовки.
Теория тренировки утверждает, что широкое использование различных средств общей подготовки расширяет диапазон двигательных навыков, развивает координационные способности, на основе которых легче осваивать новые и более сложные движения прикладной направленности.
Разносторонняя общефизическая подготовка обеспечивает общую функциональную тренированность, являющуюся фундаментом развития физических качеств, укрепляет здоровье, гармонично развивает тело. Поэтому тренировку на всех ее этапах необходимо строить, объединяя общую и специальную подготовку. Это единство обеспечивается: опережающим применением общей подготовки на начальных этапах тренировочного процесса и включением ее во все составные части тренировки; использованием общеподготовительных упражнений в качестве дополнительных средств для развития специальных двигательных способностей; применением общеподготовительных упражнений для поддержания уровня общей тренированности, активного отдыха, переключения на другой характер нагрузки.
Непрерывность тренировочного процесса. Известно, что рост тренированности возможен только при условии регулярной тренировки, в процессе которой организм адаптируется к физическим нагрузкам, его функции развиваются, растут резервные возможности, увеличивается кислородная обеспеченность и способность выполнять физическую работу в условиях кислородного долга, совершенствуются обменные и биохимические процессы. Если упражнения не выполняются регулярно, двигательные стереотипы и все сенсорные связи в центральной нервной системе постепенно угасают. Поэтому устойчивый рост результатов возможен только при условии непрерывности тренировочного процесса.
Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам должно применяться при совершенствовании двигательных умений военнослужащих спецподразделений. Суть этого типа заключается в том, что тренировочные нагрузки должны увеличиваться постепенно как на отдельном учебно-тренировочном занятии, и на каждом этапе тренировочного процесса, что отнюдь не исключает, а даже предполагает использование максимальных (предельных для конкретного военнослужащего) нагрузок как одного из эффективных тренировочных средств. Периодическое применение максимальных нагрузок считается наиболее сильным средством тренировочного воздействия на оргнизм.
Волнообразность и вариативность нагрузок раскрывает основные требования к динамике нагрузок. На протяжении длительного этапа тренировок он предполагает не прямолинейное или ступенчатое, а волнообразное увеличение нагрузки. После
этого вновь следует постепенное их увеличение. Требование волнообразной динамики нагрузок обусловлено необходимостью, обеспечить условия для быстрой адаптации организма к ним.
Вариативность следует понимать, как требование использовать на тренировках широкий спектр методов и средств, обеспечивающих разнонаправленное воздействие на организм. Вариативность нагрузок позволяет избежать однообразия и монотонности тренировок, однобокого функционального и двигательного развития, эмоциональной устойчивости и других неблагоприятных факторов.
Цикличность тренировочного процесса проявляется в «этическом повторении структурных единиц тренировочного процесса - отдельных занятий, недельных, месячных циклов, периодов и макроциклов.
Цикл - относительно завершенная, по поставленным задачам, часть тренировочного процесса. Циклы повторяются, но на каждом новом цикле ставятся более высокие по уровню объема и интенсивности тренировочные задачи.
Рациональное построение циклов предполагает их логическое чередование с учетом тренировочных и боевых задач, постепенное усложнение двигательных действий или отдельных упражнений, тесную вязь между собой, подчиненность основным принципам и закономерностям многолетней тренировки.
Список литературы
1. Абдурахманов Р.А. Военная психология. Методология, теория, практика: учебно-методическое пособие / Абдурахманов Р.А., Анцупов А.Я., Бархаев Б.П. и др. М.: Военный университет, 1996. 260 с.
2. Кривых Л.В. Некоторые проблемы социальной адаптации человека: сборник научных трудов. М.: Феникс, 1994. С. 56-78.
3. Березин Б.Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: монография. Л.: Наука, 1988. 270 с.
4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
5. Зеер Е.Ф., Сыманюк Е.Е. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 35-44.
Борисова Анжелика Юрьевна, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Московский государственный строительный университет,
Шалунова Виктория Александровна, преподаватель, [email protected], Россия, Московский государственный строительный университет,
Стариков Николай Евгеньевич, д-р техн. наук, профессор, начальник военной кафедры, info@,tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE ALGORITHM OF ADAPTATION AT THE STAGE OF PROFESSIONALIZATION OF MILITARY UNITS OF COMBAT SWIMMERS TO ACTIONS UNDER WATER
AND ON THE WATER
A.Yu. Borisova, V.A. Shalunova, N.E. Starikov
The article is a theoretical review of the problem, which sets out the basic concepts of the organization of the educational process for the formation of knowledge, practical skills and skills of actions in the water environment, on the example of special units of combat swimmers.
Key words: recommendations, methodology, shooting, motor skills, diving, decisionmaking, stability, swimming method, potential, anticipation, sensorimotor level, intelligence.
Вorisova Anzhelika Yuryevna, candidate of technical sciences, docent, head of the department, info@,tsu.tula.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineer-
Shalunova Victoria Alexandrovna, lecturer, info@,tsu. tula. ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering,
Starikov Nikolay Evgenievich, doctor of technical sciences, professor, head of the military department, info@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 004.056
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ДАННЫХ НА НОСИТЕЛЯХ ИНФОРМАЦИИ
Е.А. Плахина
Приводится подробное описание решения проблемы о ненадежном хранении данных и информации. Приводится метод снижения риска непреднамеренной потери данных и защиты ее от несанкционированного удаления или изменения.
Ключевые слова: информационная безопасность, хранение данных, конфиденциальная информация, дисковые массивы, RAID.
С каждым годом растёт количество информации, которая должна храниться на жёстком диске. В начале 2000 годов жёсткий диск на один терабайт считался редкостью, сейчас же его без труда можно купить в специализированном магазине. Однако, размеров корпуса одного системного блока, а тем более ноутбука, недостаточно для установки необходимого количества жёстких дисков. Например, крупным компаниям и дата-центрам требуются сотни или тысячи терабайт для хранения различной информации, чего пока не могут позволить обычные компьютеры. Для решения этой проблемы используются специальные дисковые массивы. Помимо этого, существует проблема с сохранностью данных от случайного стирания, перезаписи или других способов потери, в том числе и от злонамеренного [1-3].
Большинство дисковых массивов представляют отдельный аппарат, который отвечает исключительно за хранение и обработку данных. Имеет следующую конструкцию (рис. 1):
Контроллеры. Если на дисках храниться несколько десятков или сотен терабайт информации, то нужна отдельная система для управления и упорядочивания информации. В современных дисковых носителях контроллеры делают работу с информацией более удобной.
Кэш-память. В зависимости от размеров массива может идти с ним в комплекте или быть отдельным подключаемым устройством. Чем больше памяти отдано под кэш, тем быстрее обрабатывается информация в массиве.
Блок или блоки питания. У многих массивов в крупных дата - центрах могут быть несколько блоков питания. Помимо подачи энергии, блоки питания в современных массивах предотвращают перепады напряжения, которые могут повредить информацию на носителях.