Научная статья на тему 'Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи'

Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1306
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ "ПРИНЦИП" / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ЦЕЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ / ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ И СПОРТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PEDAGOGICAL CATEGORY OF "PRINCIPLE" / PEDAGOGICAL LAWS / GOAL-FORMING FACTORS OF PEDAGOGICAL SYSTEM / CATEGORIES OF THE PEDAGOGICAL PRINCIPLES / PRINCIPLES OF PHYSICAL FITNESS / CLASSIFICATION OF THE PRINCIPLES OF PHYSICAL FITNESS / SPORTS TRAINING AND SPORTS PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Бегидова Светлана Николаевна, Бгуашев Айдамир Батырбиевич, Вержбицкая Елена Григорьевна, Заболотний Анатолий Геннадьевич

Развитие педагогической науки изменяет свойства, функции и другие характеристики принципов обучения. В данной статье рассматриваются изменения дидактических закономерностей и вызванные этим трансформации принципов построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чермит Казбек Довлетмизович, Бегидова Светлана Николаевна, Бгуашев Айдамир Батырбиевич, Вержбицкая Елена Григорьевна, Заболотний Анатолий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC LAWS AND PRINCIPLES OF PHYSICAL FITNESS AND SPORTS TRAINING OF CHILDREN AND YOUTH

Development of pedagogical science changes properties, functions and other characteristics of the principles of training. This paper examines changes in didactic laws and related transformations of the principles of physical fitness and sports training of children and youth.

Текст научной работы на тему «Дидактические закономерности и принципы построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи»

УДК 796:37.026 ББК 75.1 Д44

К.Д. Чермит

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: chermit@adygnen.ru С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: begidovasn@mail.ru А.Б. Бгуашев

Кандидат педагогических наук, профессор, директор Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; с.т. 8-928-468-68-59 Е.Г. Вержбицкая

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: egvl809@mail.ru А.Г. Заболотний

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания Адыгейского государственного университета; E-mail: zabolotniy-toll@yandex.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ

ПОСТРОЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

( Рецензирована )

Аннотация. Развитие педагогической науки изменяет свойства, функции и другие характеристики принципов обучения. В данной статье рассматриваются изменения дидактических закономерностей и вызванные этим трансформации принципов построения физического воспитания и спортивной подготовки детей и молодежи.

Ключевые слова: педагогическая категория «принцип», педагогические закономерности, целеобразующие признаки педагогической системы, категории педагогических принципов, принципы физического воспитания, классификация принципов физического воспитания, спортивной тренировки и спортивного физического воспитания.

K.D. Chermit

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the General Pedagogics Department, Adyghe State University; E-mail: chermit@adygnen.ru S.N. Begidova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Social Work and Tourism Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: begidovasn@mail.ru A.B. Bguashev

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Director of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; ph.: 8-928-468-68-59 E.G. Verzhbitskaya

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Director for Scientific Work of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: egvl809@mail.ru

A.G. Zabolotniy

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Physical Training

Department, Adyghe State University; E-mail: zabolotniy-toll@yandex.ru

DIDACTIC LAWS AND PRINCIPLES OF PHYSICAL FITNESS AND SPORTS TRAINING OF CHILDREN AND YOUTH

Abstract. Development of pedagogical science changes properties, functions and other characteristics of the principles of training. This paper examines changes in didactic laws and related transformations of the principles of physical fitness and sports training of children and youth.

Keywords: pedagogical category of «principle», pedagogical laws, goal-forming factors of pedagogical system, categories of the pedagogical principles, principles of physical fitness, classification of the principles of physical fitness, sports training and sports physical training.

Каждая наука отграничивается от других собственной, присущей только ей системой законов и закономерностей. При этом под законом понимается значимое явление в его целостности, отражающее объективную действительность, повторяющееся в неизменном виде в конкретных условиях, устойчивая связь и взаимная обусловленность признаков, процессов.

Изучение законов, закономерностей, принципов и правил педагогики позволяет увидеть общее в педагогической теории, без знания и понимания которой становится невозможным эффективно заниматься педагогической практикой [1-4]. В литературе называются такие законы педагогики, как закон о целостности и единстве педагогического процесса; единстве и взаимосвязи теории и практики обучения; единстве воспитывающего и развивающего обучения; социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения и др. Педагогические законы, которые являются объектом нашего главного внимания, обеспечивают понимание существенных связей в педагогических системах в целом.

Понятие «закономерность» означает прежде всего определенную упорядоченность событий, относительное постоянство, устойчивость главных детерминирующих факторов, регулярность связи между вещами [5, с. 115] рассматривается как частное проявление закона либо как характеристика проявления закона в конкретных

частях целого. Она вторична по отношению к понятию «закон» и используется при определении устойчивых проявлений в отдельных элементах педагогической системы или ее сторонах: «закономерности педагогического процесса», «закономерности тренировочного процесса», «закономерности процесса обучения двигательным действиям», «закономерности процесса воспитания» и т.д.

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются друг другу, не противоречат смыслу и содержанию друг друга.

Поддерживая друг друга, законы определяют общие подходы, а закономерности — возможные трансформации закона в ходе реализации компонентов, при этом совместно они выражают тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

Сказанное выше в полной мере относится и к педагогике как системе наук, и к теории физического воспитания как составной части общей педагогики. Педагогической системе, как подсистеме общества, а также ее компонентам тоже присущи связи и отношения, а, следовательно, ей присущи такие категории, как педагогические законы.

Целеобразующими признаками педагогической системы, или основными категориями педагогики, являются образование, обучение, воспитание и развитие. При этом эти категории

являются неодноуровневыми, и расхождение мнений ученых о значимости того или иного признака является основой расхождения оценки доминирующего направления образования как системы.

Противоречие между пониманиями разных ученых свидетельствует о существовании плюрализма мнений о характере взаимодействия основных категорий, отражающих функции педагогической деятельности. Понятно, что если не устоялись представления об основополагающих категориях, то вряд ли можно говорить о стабилизации компонентов педагогической науки, носящих подчиненное этим законам положение.

Неопределенность характера взаимодействия большого числа компонентов педагогической деятельности определяется постоянными изменениями, происходящими как минимум в трех группах:

— изменение внешних системообразующих факторов развития образования (заказ государства, заказ общества, заказ личности);

— изменение личностного уровня развития участников образовательного процесса;

— расширение возможностей, средств и познание закономерностей обеспечения педагогического процесса, или изменения самой педагогической науки.

На основе законов и закономерностей (то есть на основе уже познанной действительности) определяются принципы [6]. Закон отражает явление на уровне сущностной характеристики и отвечает на вопрос: «Каковы существенные связи и отношения между компонентами целостной системы?» Принцип же отражает явление на уровне должного и обеспечивает понимание того, как целесообразно обеспечить решение разноуровневых задач. Принцип от лат pri.ncipi.um — «начало, основа»: 1) первооснова, то, что лежит в основе определенной совокупности фактов, теорий, науки, 2) внутренние убеждения человека, те практические, нравственные и теоретические основы,

какими она руководствуется в жизни, в различных сферах деятельности [5, с. 410]. Принцип обеспечивает некоторые нормативные требования, без реализации которых система на конкретном уровне функционирования может не обеспечить достижения прогнозируемых результатов, привести к нарушению закономерного хода процесса и, следовательно, к нарушению законов. Принцип характеризует стратегию решения определенного класса проблем либо определенного класса задач. Одновременно принцип может выступать в качестве системообразующего фактора развития теории. Изменения теории в процессе его развития являются основанием изменчивости принципов. Несмотря на понимание общих подходов, до настоящего времени нет четких критериев для однозначного ответа на вопрос, является ли предлагаемый педагогический принцип именно принципом или же не является таковым.

Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности в общем виде, выражают выработанные в обществе требования к формированию общественно поддерживаемого и государством определенного типа личности за счет определения стратегии, целевых установок, средств и методов педагогического воздействия и характера, взаимодействия субъектов, участвующих в педагогическом процессе.

Изложенное выше позволяет выделить три категории педагогических принципов:

1) социально-политические, выражающие отношение общества и его властных структур к образовательной системе и к условиям его построения;

2) организационные, обусловливающие общие подходы к определению содержания образования и его реализации в различных возрастных и целевых аудиториях, учреждений;

в) дидактические, лежащие в основе определения содержания, средств и методов образования, формирования образовательных программ и выбора технологий обучения.

Принципами фундаментального уровня являются те из них, которые определяются на основе законов и закономерностей государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (рис. 1) [7]. Они установлены на уровне закона и в этой связи остаются неизменными при применении и не имеют различных трактовок (следует отметить, что даже принятие закона не снимает существующих противоречий между экспертами, что подтверждается принятой на конференции Российского Союза ректоров «Современные подходы к формированию законодательных основ образования» резолюцией, предлагающей прописать в Законе 7 новых принципов) [8].

Естественно, что принципы, касающиеся самого педагогического процесса и его компонентов, в значительной степени отражают подходы разных авторов к педагогическому процессу и поэтому имеют значительный разброс. Мы не полагаем их комментировать, оценивать или классифицировать. Мы только пытаемся объяснитьсложностизадачповыявлению и обоснованию принципов и утверждаем, что различные методологические подходы к образованию приводят к формированию собственного состава принципов, что позволяет отграничивать одно направление или один подход от другого.

Наука, изучающая эти процессы, является педагогической, поэтому система физического воспитания подчиняется общим педагогическим социально-политическим принципам. Однако при этом имеют собственные, выражающие отношение общества и его властных структур к системе физического воспитания, спортивной тренировки и к целостной системе физической культуры в государстве и к условиям его построения. Они закрепляются в законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [9] в статье 3 «Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте». Следует отметить, что Федеральный закон

об образовании является определяющим, поэтому закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации не противоречит ей, а уточняет позиции относительно собственных целей, задач, средств и методов.

Социальные принципы гарантируют единство всех сторон в процессе физического воспитания, направляют педагогическое воздействие на обеспечение оздоровительного эффекта, укрепление здоровья и поддержание высокого уровня работоспособности; отражают основную функцию физического воспитания в подготовке человека к трудовой, оборонной и другим видам деятельности. Исходя из представленных выше позиций, общепедагогические организационные принципы, обусловливающие общие подходы к определению содержания образования и его реализации в различных возрастных и целевых аудиториях, учреждений в физической культуре, дополняются такими, как принцип всестороннего развития личности, принцип оздоровительной направленности, принцип прикладности [10-12].

Учитывая то обстоятельство, что в основе обучения и совершенствования личности средствами физической культуры лежат одни и те же закономерности, что и при формировании предметных знаний, процесс физического воспитания опирается на те же закономерности и, следовательно, реализует основную часть дидактических принципов (принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими). Их применение позволяет избежать существенных ошибок при определении содержания, средств и методов физического воспитания.

Поэтому в качестве главных принципов физического воспитания авторы называют дидактические принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д., дополняя их специальными, которые выражают специфические закономерности физического воспитания.

Вряд ли возможно говорить об устоявшемся перечне принципов. С одной

стороны, наука о физическом воспитании является молодой наукой, с другой стороны, интенсивно изменяются цели, задачи, средства физического воспитания, изменяется состояние занимающихся, что обеспечивает неустойчивость выявляемых закономерностей, а следовательно, и опорных признаков их реализации. Однако при этом следует дифференцировать общие дидактические принципы и специфические принципы физического воспитания. В этой связи Ю.Ф. Курамшин (2004) подчеркивает, что под «принципами» (от лат. pri.ncipi.um — основа) в теории физической культуры понимают наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности» [13].

В теории физической культуры, по мнению Ю.Ф.Курамшина (2004), существует два концептуальных подхода к классификации принципов:

1) общепедагогические (дидактические), где в качестве основы используются классические закономерности обучения, которые включают принципы «сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности»;

2) «редукционные» принципы, строящиеся на основе обобщения фактов, получаемых «в смежных областях научного знания при формировании системы унифицированных принципов в сфере физической культуры», выделяемые на основе связи принципа с основным предикатом педагогического воздействия.

В соответствии со вторым подходом Ю.Ф. Курамшин (2004), вслед за Л.П. Матвеевым (1991), выделяет её трехмо-дульную структуру принципов:

Первая группа принципов отражает социально-педагогические потребности общества и государства, определяет генеральное направление воспитательного процесса в сфере физического воспитания (связь физического с умственным, нравственным и эстетическим развитием индивида; принцип целевой подготовки к высо-

копроизводительному труду и оборонной деятельности).

Вторая группа принципов, называемых методическими, или дидактическими, отражает общие закономерности образовательно-воспитательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями и включает совокупность связанных принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.

Третья группа принципов обеспечивает учет закономерностей построения учебно-воспитательного процесса в физическом воспитании, оздоровительной и адаптивной физической культуре и спортивной тренировке. В последние годы к закономерностям, относящимся к формированию третьей группы принципов, причисляют закономерности «спортизации» физического воспитания. В данную группу принципов входят принципы непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, цикличности и возрастной адекватности воздействия.

Идеи, изложенные в этом фрагменте, опираются на мнения таких крупных теоретиков физической культуры, как Л.П. Матвеев, 1991; Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2004; Ю.Ф. Курамшин, 2004 и др., выделявших спец-ефические (специальные) принципы и, придавая им статус обобщенных положений, раскрывающих специфические закономерности физического воспитания.

Следует подчеркнуть, что в данном фрагменте работы мы не анализируем качество и полноту выделенных принципов. Главной задачей является объяснение причин и определение иерархии принципов. Кроме того, следует подчеркнуть и то обстоятельство, что принципы одного уровня рассматриваются отдельно только для удобства. Мы понимаем, что в педагогической практике они синтезированы и принципы наглядности и систематичности обеспечивают реализацию принципов сознательности, активности, систематичности. То есть успешность педагогического процесса будет обеспечена

лишь в случае, если принятие управленческих решений каждого участника образовательно-воспитательного процесса будет учитывать требования всей совокупности принципов.

Изложенные выше идеи позволяют представить систему взаимодействия законов, закономерностей и принципов физического воспитания, спортивной

Общие социально-политические законы, выражающие отношение общества и его властных структур к образовательной системе физического воспитания и к условиям его построения

тренировки и спортивного физического воспитания (рис. 1-3). Следует пояснить, что мы не претендуем на полноту представления совокупности законов, закономерностей и принципов, мы не сопоставляем и не критикуем подходы авторов, а лишь определяем общую иерархию в их взаимодействии, являющуюся предметом нашего изучения.

Общие социально-политические законно-мерности, выражающие отношение общества и его властных структур к образовательной системе физического воспитания условиям его построения

Общие социально-политические принципы, обеспечивающие учет и опору на отношение общества и его властных структур к образовательной системе физического воспитания и к условиям его построения:

признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту ... для всех категорий граждан и групп населения; единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации; сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта; установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта; обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите; непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам и др., изложенные в Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации» и «О физической культуре и спорте»

Рис. 1. Иерархия принципов физического воспитания и спортивной тренировки (фрагмент 1).

Общие социально-политические законы, выражающие отношение общества и его властных структур к образовательной системе физического воспитания и к условиям его построения

Общие социально-политические законно-мерности, выражающие отношение общества и его властных структур к образовательной системе физического воспитания и к условиям его построения

Общие социально-политические принципы, обеспечивающие учет и опору на отношения общества и его властных структур к образовательной системе физического воспитания и к условиям его построения;

Общие законы образования, воспитания и развития личности, определения содержания образования и его реализации в различных возоастных и целевых аудиториях

^ /Г

Общие закономерности образования, воспи тания и развития личности, определения содержания образования и его реализации в различных возрастных и целевых аудиториях

Общие организационные принципы, обусловливающие общие подходы к определению содержания образования и его реализации в различных возрастных и целевых аудиториях, учреждений

дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, доступности и др.

Конкретные законы образования, определяющие содержание и его реализации в различных направлениях педагогического воздействия

Конкретные закономерности образования, определяющие содержание и его реализации направлениях педагогического воздействия

дидактические принципы, лежащие в основе определения содержания, средств и методов образования, формирования образовательных программ и выбора технологий воздействия

I

в системе физического воспитания

в системе спортивной тренировки

в системе спортивного физического воспитания (спортизация физического воспитания)

продолжение на рис. 3.

Рис. 2. Иерархия принципов физического воспитания и спортивной тренировки (фрагмент 2).

Рис. 2. Иерархия принципов физического воспитания и спортивной тренировки (фрагмент 2).

=4 /Г

Конкретные законы образования, определяющие содержание и его реализации в различных направлениях педагогического воздействия

Конкретные закономерности образования, определяющие содержание и его реализации направлениях педагогического воздействия

Дидактические принципы, лежащие в основе определения содержания, средств и методов образования, формирования образовательных программ и выбора технологий воздействия:

в системе физического воспитания

/-----\

к Конкретные закономерности физического воспитания: направленность процесса « физического воспитания на решение задач комплексного развития личности; овладение действиями и совершенствование человека через деятельность; учет физических возможностей и дифференцировании воздействий с учетом возрастных, тендерных и индивидуальных особенностей занимающихся; согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании двигательной активности и активности в области физической культуры и физического самовоспитания; раскрытие двигательных способностей и творческих задатков занимающихся и опора на их положительные качества и нивелирование влияния отрицательных; проявление уважения и требовательности к занимающимся, укрепление их личного достоинства на основе собственных достижений.

t

Принципы физического воспитания: систематичность и непрерывность процесса физического воспитания; доступность или прогрессирующее и постепенное наращивание функциональных воздействий; принцип индивидуализации, возрастной и тендерной адекватности физической нагрузки; принцип адаптивной сбалансированности динамики суммарной нагрузки и др.

в системе спортивной тренировки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в системе спортивного физического воспитания (спортизация физического воспитания)

Рис. 3. Иерархия принципов физического воспитания и спортивной тренировки (фрагмент 3)

Примечания:

1. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации // Советская педагогика. 1982. №11. С. 33.

2. Загвязинский В.И. О системе принципов в советской дидактике // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. A.B. Усовой. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1985. С. 35-40, С. 24.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 192 с.

4. Краевский В.В. Принципы личностно-ориентированного обучения. URL: www. elitarium.ru

5. Философский словарь / под ред В.И. Шинкарука. Киев, 1973. 256 с.

6. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В.А. Сластёнин [и др.]. М.: Школа-Пресс, 1997.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.

8. Садовничий В.А. Концепция и стратегия развития образовательного законодательства России // Учительская Газета. 2011. 1 февр.

9. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW 164531/

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб.для ин-тов физ. культ. М., 1991.

11. Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. культ.: в 2 т. / под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. — М., 1976.

12. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. М., 1999. 287 с.

13. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие. СПБ.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. 394 с.

14. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

15/ О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 №329-Ф3: [ред. от 23.06.2014] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.

References:

1. Babansky Yu.K. Interrelation of regularities, principles of teaching and ways of its optimization // Soviet pedagogy. 1982. No. 11. P. 33.

2. Zagvyazinsky V.I. On the system of principles in the Soviet didactics // Principles of teaching in the modern pedagogical theory and practice: The interuniversity collection of proceedings / ed. by A.V. Usova. Chelyabinsk: ChGPI publishing house, 1985. P. 35-40, P. 24.

3. Zagvyazinsky V.I. Theory of teaching: modern interpretation: a manual. M.: Academia, 2006. 192 pp.

4. Krayevsky V.V. Principles of the personality focused training. URL: www.elitarium.ru

5. The philosophical dictionary / ed. by V.I. Shinkaruka. Kiev, 1973. 256 pp.

6. Pedagogy: a manual for ped. educational institutions / V.A. Slastyonin [etc.]. M.: Shkola-Press, 1997.

7. On education in the Russian Federation: Federal law of 29.12.2012 No. 273-FZ // SPS ConsultantPlus. M., 2014. A screen title.

8. Sadovnichy V.A. Concept and strategy of development of the educational legislation of Russia // Uchitelskaya gazeta. 2011. Febr. 1.

9. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAWl 64531/

10. Matveev L.P. Theory and technique of physical culture: a textbook for institutes of physical culture. M., 1991.

11. Theory and technique of physical training: studies, for in-te physical, cult.: in 2 v. / under the general ed. of L.P. Matveev, A.D. Novikov. M., 1976.

12. Maksimenko A.M. Foundations of the theory and technique of physical culture. M., 1999. 287 pp.

13. Kuramshin Yu.F. Theory and technique of physical culture: a manual. SPb.: Publishing house of SPbGAFK of P.F. Lesgaft, 2004. 394 pp.

14. Podlasy I.P. Pedagogy: 100 questions and 100 answers: a manual for higher schools. M.: VLADOS-press, 2004. 365 pp.

15. On physical culture and sport in the Russian Federation: Federal law of 04.12.2007 No. 329-FZ: [edition of 23.06.2014] // SPS ConsultantPlus. M., 2014. A screen title.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.