УДК 378. 172 ББК 51. 204 (0)+74.58
Орехов Андрей Игоревич
аспирант кафедра педагогики Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого г. Тула Orekhov Andrey Igorevich Post-graduate Chair of Pedagogics Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
Tula
Формирование дискурса здорового образа жизни российского университета Healthy Lifestyle Discourse Forming at Russian University
В статье с позиций дискурсивного подхода рассматриваются возможности использования положительного зарубежного опыта для совершенствования физкультурно-спортивной деятельности вуза в контексте формирования здорового образа жизни.
The article discusses the possibility of the using the positive foreign experience for the development of the health-improving and sport activity at university in the context of healthy lifestyle forming from the standpoint of discursive approach.
Ключевые слова: дискурс, здоровый образ жизни, физическое воспитание и спорт, университетский спортивный клуб, педагогические принципы и условия.
Key words: discourse, healthy lifestyle, physical education and sport, university sport club, pedagogical principles and framework.
По статистическим данным за последнее десятилетие в России в несколько
раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 41 субъекте РФ (среди них - и Тульская область) дети и подростки составляют менее пятой части населения. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ, ростом ДТП способствуют увеличению смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Люди стали умирать все более молодыми, и у молодых же отмечается наибольший прирост смертности: 2005-2010 г.г. ее показатель у 1924 летних возрос почти на 87% . Исследователи отмечают, что при сохранении
в России современного возрастного уровня смертности, из числа юношей, достигших сейчас 16 лет, до 60 лет доживут немногим более половины. [2, с. 15]
Не случайно в Национальном проекте «Образование» одной из актуальных является проблема сохранения здоровья молодежи на основе осознания его
ценности как условия активного долголетия всех поколений обновляющегося
12
российского общества . Это привлекает внимание исследователей различных областей современного знания - медиков, социологов, психологов и педагогов.
Современные отечественные исследователи (Н.П. Абаскалова, М.М. Сто-ляренко) считают одним из приоритетных направлений в решении задачи воспитания здорового поколения - приобщение его к физической культуре и спорту. Отмечается необходимость создания таких программ и технологических моделей физического воспитания в учебных заведениях, которые могут существенно повлиять на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у учащихся. [1; 5]
Действительно, вопрос сохранения и укрепления здоровья молодежи средствами и методами физической культуры в настоящее время является одним из самых обсуждаемых. Данная дискуссия ведется в нескольких плоскостях, затрагивающих формирование бережного (положительного, позитивного) отношения к невозобновимым ресурсам здоровья, рациональной организации данной деятельности в процессе физического воспитания. С педагогических позиций для эффективного достижения результатов здоровьеукрепления несомненно значимым становится выбор корректных подходов к обучению и воспитанию, ориентированных на гуманизацию образования и затрагивающих проблему индивидуальной, личностно-ориентированной педагогики.
Анализ теоретических исследований российских и зарубежных авторов, практические наблюдения свидетельствуют, что физическое воспитание учащейся молодежи по-прежнему осуществляется без целевой установки на активное усвоение ценностей физической культуры и спорта, здоровья и здорового образа жизни. [3; 4; 7] Единообразие содержания и форм физического воспита-
12 www.rost.ru/proj е^/е^сайоп/е^сайоп_тат^Ыт1
ния в учебных заведениях вступает в противоречие с индивидуальным своеобразием интересов современной молодежи.
Именно в данном контексте может стать полезным для отечественной школы французский опыт организации и совершенствования физического и спортивного воспитания молодежи в учебных заведениях страны. Гуманитарная образовательная доминанта, характерная как для российской, так и для французской культурной традиции, гармоничное сочетание знание-
просветительского подхода с личностно-ориентированным, обеспечит органичный синтез общемировых образцов школы и собственного образовательного опыта, который откроет путь к межкультурному диалогу и облегчит вхождение современной российской системы образования в мировое образовательное пространство.
Одним из перспективных направлений в решении проблем укрепления здоровья, которое рассмотрено нами на примере Франции, мы называем построение и развитие дискурса здорового образа жизни в учебном заведении. Рассматривая университет как образовательное пространство для особых связей и взаимодействий в дискурсе здорового образа жизни, мы видим пути реализации данного направления через осуществление проекта «Спортивный клуб университета».
Цель проекта: организация молодежного спортивного клуба как фактора формирования здорового образа жизни университетского сообщества
Задачи проекта: разработка устава клуба, программы и форм его деятельности в соответствии с концепциями организации аудиторного и свободного времени молодежи в контексте формирования здорового образа жизни; оснащение помещения клуба необходимым спортивным инвентарем и необходимым оборудованием; организация деятельности спортивного клуба в рамках функционирования тренажерного зала, массажного кабинета, деятельности секций фитнесса, бодибилдинга и других клубных видов спорта; проведение на базе клуба спортивных соревнований и культурно-оздоровительных мероприятий внутриуниверситетского и межуниверситетского характера, направленных
на пропаганду здорового образа жизни; позиционирование спортивного университетского клуба как экспериментальной площадки исследовательских проектов в области физической культуры и спорта, здорового образа жизни, социального и профессионального становления молодежи.
Реализация проекта будет способствовать поэтапному развитию дискурса здорового образа жизни, заключающегося в объединении на добровольной основе молодежи вуза в сплоченный коллектив спортивного клуба для ведения и популяризации здорового образа жизни; во включении всех членов университетского сообщества в эффективную оздоровительную клубную культурноспортивную деятельность под руководством профессиональных тренеров-педагогов; в укреплении и развитии идеологии культурно-массововго клубного спорта как средства сохранения и укрепления здоровья, достижения социального и профессионального успеха молодого человека в современных условиях.
Основой деятельности спортивного клуба и его движущей силой мы предлагаем выбрать силовые тренировки как прекрасную оздоровительную систему вкупе с режимом и продуманным питанием. Сила, грация, здоровье, рожденные атлетизмом, доказывают и утверждают величие духа и красоту преодоления. Недаром англосаксонское определение body-building (строительство тела) имеет другое звучание - «культуризм», от французского culturisme - система физических упражнений с различным отягощение, имеющая целью развитие мускулатуры. Однако, по нашему мнению, данное понятие и этимологически и исторически связано с культурой физического совершенства, берущей истоки в античности примерами атлетических упражнений, способствующих совершенству тела и духа. Данная позиция не оспаривается на протяжении столетий и в российской культуре. Героями сказок, былин стали богатыри, наделенные добротой, верностью, великодушием, соединяя в себе красоту телесную и духовную. В современном прочтении культуризм также рассматривается как незаменимое средство противостояния жизненным невзгодам, снятия стресса, воспитания дисциплины, целеустремленности, формирования позитивного мнения о себе. Занятия культуризмом способствуют созданию телесной красоты, что не
всегда достигается в других видах спорта, а красота телесная невозможна без внутренней красоты. [6, с. 54]
Современный «взрыв» интереса к культуре тела породил миллиардную индустрию с большими карьерными возможностями в клубах здоровья, в производстве спортивной одежды и снаряжения, в средствах массовой информации, в медицине и производстве препаратов, в тренерстве и других областях человеческой деятельности.
Сегодня силовая тренировка является одним из наиболее популярных видов здорового отдыха в мире. Это ли не показатель положительных изменений в отношении, особенно молодежи к своему здоровью, стремления к гармонии тела, а значит к гармонии с собой и с окружающим миром. Это обусловлено модной сегодня ориентацией молодежи на успех, связанной с силой, мышечной массой, красивым эстетичным телом. Однако со времени Ч. Атласа, впервые предложившего свою помощь худосочным подросткам, столкнувшимся с издевательствами сверстников, бодибилдинг прошел долгий путь. Методы силовой тренировки сегодня распространились по всему миру. Без сомнения, это нечто гораздо большее, чем внушительные мускулы и возможность покрасоваться на пляже (хотя это тоже позитивные мотивы). Силовая тренировка придает телу надлежащую форму, поддерживает мышечный тонус, укрепляет здоровье, предохраняет от травм и обеспечивает жизненную активность. Каждый юноша или девушка, которые приходит в спортивный зал, приносят с собой личные мотивы, заставившие их выбрать бодибилдинг для достижения определенных целей. Здесь и чисто утилитарные, о которых мы говорили выше, однако никак нельзя не отметить и психологическую составляющую бодибилдинга.. Многие современные психологи сходятся во мнении, что ничто не может сравниться с упражнениями при борьбе с депрессией и тревожными расстройствами, как силовая гимнастика, повышающая уровень тестостерона, рассеивающая тревогу и укрепляющая самооценку.
Прагматические резоны занятиями бодибилдингом не являются основными в процессе формирования ценностного отношения к здоровому образу жиз-
ни, хотя в отношении подростков и юношества этого нельзя сбрасывать со счетов. Когда молодой человек приходит в спортивный зал под воздействием внешних факторов, модных тенденций, то это не самое плохое начало. Если рядом в данный момент окажется знающий тренер, инструктор, учитель физической культуры, преподаватель, способный поддержать интерес, правильно организовать тренировочный процесс, создать атмосферу взаимопонимания, то в дальнейшем, несомненно, модное увлечение превратится в образ жизни, где здоровье будет являться одной из наивысших ценностей личности.
Если рассматривать процесс формирования дискурса здорового образа жизни в пространстве университета средствами силовой тренировки с дидактической точки зрения, то, безусловно, он основан на базовых педагогических принципах: активности, сознательности, систематичности, наглядности, постепенности и доступности.
Комплексная реализация данных принципов представляет собой тактическую составляющую организации учебно-воспитательной и досуговой деятельности. Отметим, что все участники данного процесса в пространстве вуза вступают в коммуникативное взаимодействие на поле физической и спортивной деятельности. С точки зрения теории дискурса - это акторы, в педагогической теории - это субъекты данного процесса.
Мы видим миссию педагога, преподавателя физической культуры, инструктора и тренера в его педагогизации, т.е. создании определенных организационно-педагогических условий для успешного его протекания. Среди них назовем главное - это включение в содержание физического воспитания комплекса знаний, способствующих формированию компетенции здорового образа жизни, которые послужат основой для формирования соответствующих умений использовать ценности здоровья в реальной ситуации. Указанные умения послужат основой для приобретения участниками опыта эмоциональноценностных отношений к здоровью. Приобретение данного опыта создаст предпосылки для творческой деятельности по поддержанию здоровья и использования знаний о ценностях здоровья и здорового образа жизни. Таким обра-
зом, движение от знания к пониманию, от умения к поведению и опыту деятельности будет способствовать формированию компетенции здорового образа жизни у всех участников дискурсивного взаимодействия.
Библиографический список
1. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз» [Текст]: Автореф. дис... докт. пед. наук / Абаскалова Надежда Павловна.- Барнаул, 2000.- 48 с.
2. Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России [Текст] / В.Ф. Базарный.- М., 2004. - 98 с.
3. Вершинина, И.В. Становление и развитие ценностного отношения к здоровью у старшеклассников средней общеобразовательной школы [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / Вершинина Инна Вячеславовна.- Саранск, 2006.- 227 с.
4. Витун, Е. В. Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов нефизкультурных вузов на основе ценностных ориентаций. [Текст]: Автореф. дисс. ... канд.пед.наук / Витун Елена Владимировна.- Магнитогорск, 2007.- 24 с.
5. Столяренко, А. М. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов [Текст] /
A.М. Столяренко.- М.: Юнити-Дана, 2010.- 543 с.
6. Хэтфилд, Ф.К. Всестороннее руководство по развитию силы. Пер. с англ. В.Е. Пеш-ко [Текст] / Ф. К. Хэтфилд .- Красноярск, 2008.- 283 с.
7. Golland, O. Les valeurs des jeunes. Tendances en France depuis vingt ans [Текст] / O. Galland, B. Roudot.- Paris : L’armattan, 2002.- 500 р.
Bibliography
1. Abaskalova, N.P. Theory and Practice of Healthy Lifestyle Forming in the “School-University” System [Text]: Synopsis of Thesis ... Doc. of Ped. / Nadezhda Pavlovna Abaskalova. -Barnaul, 2000. - 48 p.
2. Bazarny, V.F. School Stress and a Demographic Disaster in Russia [Text] / V. F. Bazarny.- Мoscow, 2004.- 98 p.
3. Golland, O. Youth Values. Tendencies in France Over Last 20 Years [Text] / O. Golland,
B. Roudot. - Paris: L’armattan, 2002. - 500 p.
4. Hatfield, F.K. Comprehensive Manual on Power Development [Text] / F.K. Hatfield. -Krasnoyarsk, 2008.- 283 p.
5. Stolyarenko, A.M. Psychology and Pedagogy. Textbook for Higher Education Institutions [Text] / A.M. Stolyarenko. - Мoscow: Unity-Dana, 2010. - 543 p.
6. Vershinina, I. V. Formation and Development of Value Attitude Towards Health at High School [Text]: Thesis ... Cand. of Ped. / Inna Vyacheslavovna Vershinina. - Saransk, 2006. - 227 p.
7. Vitun, E. V. Formation of Healthy Lifestyle Readiness on the Basis of Value Orientation at Higher Education Institutions [Text]: Synopsis of Thesis ... Cand. of Ped. / Elena Vladimirovna Vitun. - Magnitogorsk, 2007. - 24 p.