Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БУДУЩИЙ ОФИЦЕР / ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОВОКАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева И. А., Маклачков Е. А.

В статье обоснована необходимость разработки и использования новых средств и способов в виде методического обеспечения, используемого в профессиональной подготовке будущего офицера войск национальной гвардии. Сформулировано определение методического обеспечения и раскрыто его структурное содержание. Применение методического обеспечения позволило оказать положительное педагогическое воздействие на курсантов и улучшить навыки работы в команде, личное и межгрупповое взаимодействие, умение определять приоритетные задачи деятельности, сформировать адекватную оценку и понимание своих возможностей с целью своевременной корректировки поведения. Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости использования методического обеспечения для развития личности будущего офицера и способности принимать осмысленные и взвешенные решения в будущей военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева И. А., Маклачков Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUPPORT OFPROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE OFFICER OF THE NATIONAL GUARD TROOPS

The article justifies the need to develop and use new means and methods in the form of methodological support used in the professional training of the future officer of the national guard troops. The definition of methodological support is formulated and its structural content is disclosed. The use of methodological support has made it possible to have a positive pedagogical impact on cadets and improve teamwork skills, personal and inter-group interaction, the ability to identify priority tasks of activities, to form an adequate assessment and understanding of their capabilities in order to timely adjust behavior. The results obtained made it possible to conclude that it is necessary to use methodological support for the development of the personality of the future officer and the ability to make meaningful and balanced decisions in future military-professional activities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ»

• стабильность работы приложения при низкой скорости интернет-соединения;

• при отсутствии установленной программы на компьютере к конференции можно подключиться через браузер;

• статичный или анимированный фон подложки;

• подключение к конференции по ссылки, без ввода пароля;

• приложение не нагружает процессор и оперативную память, поэтому приложение доступно на разных типов устройств;

• заблаговременное создание конференций на предстоящие даты;

• выгрузка контактов, импортирование контактов телефона.

ВЫВОД

Внезапное наступление пандемии COVID-19 и введение режима полной самоизоляции привели, к тому, что цифровые технологии еще больше интегрировались в парусный спорт. Цифровые технологии позвали актуализировать тренировочный процесс в парусном спорте. Различные цифровые программы и приложения позволили оптимизировать подготовку яхтсменов по различным видам подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новая нормальность. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии / Т.А. Аймалетдинов, И.А. Гильдебрандт, Е.Н. Никишова, Д.С. Рассадина. - Москва : НАФИ, 2020. - 73 с.

2. Всероссийская федерация парусного спорта : сайт. - URL: https://rusyf.ru/ (дата обращения: 29.07.2023).

3. World Sailing : сайт. - URL: www.sailing.org (дата обращения: 28.07.2023).

REFERENCES

1. Aimaletdinov, T.A., Hildebrandt, I.A., Nikishova, E.N. and Rassadina, D.S. (2020), New normal. Lifestyle, markets, infrastructure and communications after the pandemic, Moscow.

2. All-Russian Federation of Sailing, available at: https://rusyf.ru/ (accessed 29 July 2023).

3. World Sailing, available at: www.sailing.org (accessed 28 July 2023).

Контактная информация: i_rusakova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.08.2023

УДК 378.1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Ирина Александровна Федосеева, доктор педагогических наук, профессор, Егор Александрович Маклачков, преподаватель, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обоснована необходимость разработки и использования новых средств и способов в виде методического обеспечения, используемого в профессиональной подготовке будущего офицера войск национальной гвардии. Сформулировано определение методического обеспечения и раскрыто его структурное содержание. Применение методического обеспечения позволило оказать положительное педагогическое воздействие на курсантов и улучшить навыки работы в команде, личное и межгрупповое взаимодействие, умение определять приоритетные задачи деятельности, сформировать адекватную оценку и понимание своих возможностей с целью своевременной корректировки поведения. Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости использования методического обеспечения для развития личности будущего офицера и способности принимать осмысленные и взвешенные решения в будущей военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, методическое обеспечение, будущий офицер, информационным провокации, деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.08.p360-364

METHODICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE OFFICER OF THE NATIONAL GUARD TROOPS

Irina Aleksandrovna Fedoseeva, doctor of pedagogical sciences, professor, Egor Aleksandro-

vich Maklachkov, teacher, St. Petersburg military order ofZhukov institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

Abstract

The article justifies the need to develop and use new means and methods in the form of methodological support used in the professional training of the future officer of the national guard troops. The definition of methodological support is formulated and its structural content is disclosed. The use of methodological support has made it possible to have a positive pedagogical impact on cadets and improve teamwork skills, personal and inter-group interaction, the ability to identify priority tasks of activities, to form an adequate assessment and understanding of their capabilities in order to timely adjust behavior. The results obtained made it possible to conclude that it is necessary to use methodological support for the development of the personality of the future officer and the ability to make meaningful and balanced decisions in future military-professional activities.

Keywords: professional training, methodological support, future officer, information provocations, activities.

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия в значительной степени усилилось воздействие негативной информации в целях манипулирования поведением социума, создания повода для дестабилизации обстановки и внутригосударственного конфликта. Значительное информационное давление идет на военнослужащих и сотрудников силовых структур для создания в обществе негативного образа и снижения доверия к органам государственной власти, осуществления попыток вербального и физического воздействия. Данный процесс можно обозначить как информационные провокации, представляющие «преподнесение искаженной или ложной информации для создания у военнослужащих, сотрудников неопределенности, нерешительности и ошибочности в действиях, которые могут повлечь тяжелые или гибельные последствия» [4, С. 87].

Важной является роль военного руководителя осуществляющего оптимальную регуляцию своего эмоционального состояния и управляющего своими подчиненными. Для выполнения этих задач будущему офицеру необходимо обладать высоким уровнем правосознания, достаточным уровнем профессионально важных качеств и коммуникативных способностей, развитие которых проходит в процессе профессиональной подготовки.

Обучаясь в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии, курсанты выполняют задачи, направленные на защиту граждан и сохранение правопорядка в стране. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одной из основных задач войск национальной гвардии и отличается нахождением военнослужащих в контакте с гражданами. Стоит отметить, что граждане могут быть настроены достаточно агрессивно, а отдельные из них могут спровоцировать военнослужащих к неправомерным действиям. Это показывает потребность в создании и использовании обновленных средств и способов для развития у будущего военного руководителя способности анализировать информацию, уметь разбираться в достоверных и ложных сведениях, контролировать свое поведение и отдавать понятные и выполнимые приказы своим будущим подчиненным. Для решения этой задачи было разработано методическое обеспечение, используемое в процессе профессиональной подготовки будущего офицера войск национальной гвардии.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подготовка будущего офицера войск национальной гвардии направлена на формирование и развитие военно-профессиональных компетенций для выполнения служебно-боевых задач по сохранению целостности государства, общественного порядка и безопасности внутри страны. Стоит отметить, что выполнение служебно-боевых задач требует готовности к риску, принятию самостоятельного решения в короткий промежуток времени и действий в экстремальных ситуациях [7]. Достаточно часто оперативная обстановка может кардинально измениться и потребовать принятия быстрых и решительных действий. В условиях информационного давления и отсутствия времени на уточнение и проверку сведений для будущего офицера становиться важным уметь распознавать достоверные и ложные данные, учитывая которые будет принято решение по выполнению задачи. Необходимым становиться обладание информационной грамотностью, отражающей способность ориентироваться в получаемых сведениях, определять наиболее важную информацию из общей и избавляться от «информационного шума» [2].

Стоит учитывать, что самостоятельно разобраться в получаемой информации без должной подготовки и обучения курсантам будет достаточно трудно. Для понимания данной позиции рассмотрим примеры исследований профессиональной подготовки будущего офицера силовых структур.

Для качественной подготовки курсантов МЧС к профилактической работе со школьниками было разработано методическое обеспечение, направленное на пропаганду знаний о соблюдении правил пожарной безопасности, включающее контрольно-измерительную методику для оценки готовности курсантов проводить профилактическую работу, методические рекомендации по проведению работы для курсантов и дидактические средства для школьников. По итогам проведенного исследования у курсантов улучшились коммуникативные способности, снизились опасения выступать перед незнакомой аудиторией, повысилась продуктивность профилактической работы [6].

Значительное улучшение боевого слаживания у будущих офицеров подразделений воздушно-десантных войск было достигнуто при помощи разработки учебно-методического обеспечения, состоящего из факультативных занятий и игровых компьютерных технологий, создающих условия современного боя, позволяющих организовать командную работу и проектную деятельность курсантов [3].

В рамках исследования подготовки будущего офицера войск национальной гвардии, направленного на определение уровня сформированности профессиональных компетенций подготовлено методическое обеспечение, включающее диагностический инструментарий, с учетом создания мотивирующих условий, времени на выполнение заданий, рефлексию полученных результатов [1].

Проведенный обзор исследований показал продуктивность применения методического обеспечения в процессе улучшения эффективности подготовки обучающихся к будущей профессии и целенаправленному получению знаний. Важно отметить, что защита от негативного информационного воздействия для сохранения стрессоустойчивости личного состава является одним из основных направлений деятельности должностных лиц войск национальной гвардии. Работа должностных лиц включает в себя:

- подготовку информационных материалов и методических разработок;

- нейтрализацию каналов проникновения провокационных материалов в воинские коллективы;

- правовое воспитание, направленное на формирование знаний о возможностях реализации своих прав, обязанностей, запретов и ограничений, связанных с военной службой.

Рассмотренные примеры и необходимость защиты личного состава от информационных угроз позволили обосновать необходимость разработки и применения методического обеспечения в профессиональной подготовке будущего офицера.

При разработке методического обеспечения учитывалась необходимость осмысливать свои действия посредством рефлексии, показывающей осознанный выбор наиболее эффективных способов для решения служебно-боевой задачи в различных условиях и ситуациях, проявление самостоятельности, активности и использовании своих профессиональных компетенций вырабатывая определенную позицию. Рефлексивная позиция устойчивости к информационным провокациям у будущего офицера рассматривается как система взглядов и убеждений, контролирующая сохранение самообладания и обеспечивающая уверенность в своих действиях при выполнении служебной деятельности [5, С. 215].

Методическое обеспечение представляет собой комплекс способов и средств, направленный на развитие аналитического мышления при поиске и проверке информации, способности прогнозировать свою деятельность в условиях информационного давления и при выполнении служебно-боевых задач, связанных с высоким риском для жизни и здоровья. Для возможности действовать системно на процесс подготовки будущего офицера были разработаны:

- методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава для проведения информирования с курсантами о воздействии информационного давления и способах снижения его влияния (информирование об общественно-политической обстановке из официальных и проверенных источников информации);

- инструкторско-методическое занятие с офицерами подразделений по теме «Развитие устойчивости к информационным провокациям» (примеры воздействия информационных провокаций и основы защиты личного состава);

- критериально-диагностический инструментарий для определения уровня рефлексивной позиции устойчивости к воздействию информационных провокаций (групповой и индивидуальный критерии, методики исследования);

- факультативный курс «Развитие рефлексивной позиции устойчивости к информационным провокациям» (цель, задачи, методы, групповые и практические занятия);

- памятка для курсантов «Развитие рефлексивной позиции устойчивости к информационным провокациям» (информационный материал о воздействии информационных провокаций и методах снижения негативного влияния).

Результатом использования методического обеспечения стало понимание важности профессорско-преподавательским составом, командирами подразделений своевременного проведения мероприятий с курсантами для защиты от информационного воздействия. Проведение занятий факультативного курса с последующей диагностикой позволило улучшить способности курсантов в осмыслении своих действий, умение критически мыслить и оценивать свое поведение в сложных ситуациях, не опасаться принимать самостоятельные решения в ситуациях риска и провокации, уметь находить выход из ситуаций неопределенности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог можно сказать, что на сегодняшний день разработка и использование новых средств и способов, обеспечивающих связь профессиональной подготовки с выполнением служебно-боевых задач, будущим офицером, достаточно сильно возросла вследствие влияния информационных угроз и динамично меняющейся оперативной обстановки. Решением данной задачи выступило применение методического обеспечения, включающего методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава; инструк-торско-методическое занятие с офицерами подразделений; критериально-диагностический аппарат; факультативный курс; памятку для курсантов. По итогу использования была получена обратная связь от профессорско-преподавательского состава, командиров подразделений и курсантов свидетельствующая об оказании положительного педагогического воздействия и возможности использования в ходе осуществления профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов С.А. Педагогическая диагностика сформированном^ у курсантов военных институтов войск национальной гвардии профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий : дис. ... канд. пед. наук / Воронов Сергей Алексеевич. - Санкт-Петербург, 2018. - 156 с.

2. К вопросу о формировании информационной грамотности у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации / Р.В. Стрельцов, И.В. Зольников, С.Ю. Ермолаев, Е.И. Мельников // Сибирский педагогический журнал. - 2021. - № 2. - С. 99-106.

3. Киселев С.В. Формирование компетенции боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ : дис. ... канд. пед. наук / Киселев Сергей Викторович. - Н. Новгород, 2021. - 250 с.

4. Маклачков Е.А. Имидж офицера войск национальной гвардии как средство зашиты от информационных провокаций / Е.А. Маклачков // Вестник Самарского университета. - 2022. - Т. 28, № 1. - С. 85-93.

5. Маклачков Е.А. Определение рефлексивной позиции устойчивости к информационным провокациям у будущих офицеров / Е.А. Маклачков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - № 3. - С. 211-221.

6. Мельник О. Е. Методическое обеспечение подготовки курсантов вузов МЧС России к профилактической противопожарной работе в организациях дошкольного и начального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мельник Ольга Евгеньевна. - Санкт-Петербург., 2015. - 22 с.

7. Ширшов А.Г. Педагогическая система формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях / А.Г. Ширшов // Наука через призму времени. - 2020. - № 3. - С. 47-52.

REFERENCES

1. Voronov, S.A. (2018), Pedagogical diagnostics of the formation ofprofessional competencies in the field of information and communication technologies among cadets of military institutes of the National Guard troops, dissertation, St. Petersburg.

2. Streltsov, R.V., Zolnikov, I.V., Ermolaev, S. Yu. and Melnikov, E.I. (2021), "On the issue of the formation of information literacy among military personnel of the National Guard of the Russian Federation", Siberian Pedagogical Journal, No. 2, pp. 99-106.

3. Kiselev, S.V. (2021), Formation of the competence of combat coordination among future officers at the military university of the Airborne Forces, dissertation, Nizhny Novgorod.

4. Maklachkov, E.A. (2022), "The image of an officer of the National Guard troops as a means of protecting against information provocations", Bulletin of Samara University, Vol. 28, No 1, pp. 85-93.

5. Maklachkov, E.A. (2021), "Determining the reflexive position of resistance to information provocations among future officers", Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology, No 3, pp. 211-221.

6. Melnik, O.E. (2015), Methodological support for the preparation of cadets of universities of the Ministry of Emergencies of Russia for preventive fire work in organizations ofpreschool and primary education, dissertation, St. Petersburg.

7. Shirshov, A.G. (2020), "Pedagogical system for forming the readiness of future officers of the national guard troops for service and combat activities in extreme situations", Science through the prism of time, No 3, pp. 47-52.

Контактная информация: ajax23@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 28.07.2023

УДК 378.147:004

УПРАВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна

Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.