DOI 10.46320/2077-7639-2024-1-122-112-120
Методическое обеспечение оценки уровня региональной экономической безопасности
Клунко Н.С., Свиридов А.С., Козлова С.В., Юрова И.А.
Целью данной статьи является разработка методического подхода, обеспечивающего объективную оценку уровня региональной экономической безопасности для решения проблемы управления данным показателем развития региональной экономики. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что в современных экономических и военно-политических условиях актуализируются проблемы оценки уровня региональной экономической безопасности, которая формирует представление о тех факторах, которые воздействуют на данное состояние экономической системы и затрудняют решение задач регионального социально-экономического развития.
Автором указано на то, что «региональная экономическая безопасность» представляет собой состояние защищенности региональной экономки, позволяющей региону успешно решать задачи регионального социально-экономического развития, промышленной политики, инвестиционной политики, кадровой политики, а также обеспечивать эффективное взаимодействие с иными региональными экономическими системами и макросистемой государственной экономики.
При этом важнейшим принципом современного экономического развития, прямо относящимся к проблеме экономической безопасности, является то, что экономическая устойчивость региональных экономик образует совокупный уровень экономической устойчивости, который обеспечивает экономическую безопасность государства; чем выше уровень региональной экономической устойчивости, тем более безопасной и устойчивой является экономическая ситуация в государстве.
Сделан вывод, что в настоящее время требуется новый подход к формированию региональной экономики, когда каждый регион должен стать самодостаточной экономической единицей, а предлагаемая в статье методика вносит вклад в решение данной проблемы, поскольку позволяет осуществлять постоянный мониторинг регионального развития.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Клунко Н.С., Свиридов А.С., Козлова С.В., Юрова И.А. Методическое обеспечение оценки уровня региональной экономической безопасности // Дискуссия. - 2024. - Вып. 122. - С. 112-120.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Безопасность, регион, экономика, методика, оценка, условия, факторы угрозы.
JEL: H50, H56, H59
DOI 10.46320/2077-7639-2024-1-122-112-120
Methodological support for assessing the level of regional economic security
Klunko N.S., Sviridov A.S., Kozlova S.V., Yurova I.A.
The purpose of this article is to develop a methodological approach that provides an objective assessment of the level of regional economic security to solve the problem of managing this indicator of regional economic development. The relevance of the problem raised is that in modern economic and military-political conditions the problems of assessing the level of regional economic security are becoming more urgent, which forms an idea of the factors that affect the given state of the economic system and make it difficult to solve the problems of regional socio-economic development.
The author points out that "regional economic security" is a state of security of the regional economy, allowing the region to successfully solve the problems of regional socio-economic development, industrial policy, investment policy, personnel policy, as well as ensure effective interaction with other regional economic systems and the macrosystem state economy.
At the same time, the most important principle of modern economic development, directly related to the problem of economic security, is that the economic stability of regional economies forms an overall level of economic stability, which ensures the economic security of the state; the higher the level of regional economic sustainability, the more secure and stable the economic situation in the state is.
It is concluded that a new approach to the formation of a regional economy is currently required, when each region must become a self-sufficient economic unit, and the methodology proposed in the article contributes to solving this problem, since it allows for constant monitoring of regional development.
FOR CITATION APA
Klunko N.S., Sviridov A.S., Kozlova S.V., Yurova I.A. Methodological support for assessing the level of regional economic security. Diskussiya [Discussion], 122, 112-120
KEYWORDS
Security, region, economy, methodology, assessment, conditions, threat factors.
JEL: H50, H56, H59
ВВЕДЕНИЕ
Необходимой предпосылкой достаточного устойчивого развития государства является обеспечение должного уровня его национальной безопасности, которая представляет собой состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достой-
ные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны [14]. Для России актуальным является перевод ее проблематики на региональный уровень, на котором происходит координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности [16].
Говоря о региональном измерении проблем национальной безопасности России, следует сказать, что именно на региональном уровне в значительной степени решаются вопросы противодействия «угрозам экономической безопасности», представляющим совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере [15].
Актуальность данной проблемы связана с тем, что на современном этапе, характеризуемом учеными как эпоха регионализации и экономического федерализма, о чем пишут Ж. А. Гаунова [ з ], Е. Н. Захарова, А. В. Полинко, Н. С. Шитухина [4], В. А. Шамахов, Н. М. Межевич [17], вопросы региональной экономической безопасности становятся важнейшим элементом экономической устойчивости государства.
Это обусловлено диалектическим противоречием, которое проявляется, с одной стороны, в разрушительном влиянии различных западных санкций на мировую экономику, а с другой - в том, что ряд регионов России, в условиях санкционного давления, демонстрируют активный экономический рост, способность к импортозамещению, к производству высококонкурентной и высококачественной промышленной продукции, однако данная тенденция не стала ведущим трендом экономического развития России в результате нерационального использования финансовых и материальных ресурсов, низкого качества систем управления на региональном уровне, неудовлетворительных условий для привлечения инвестиций, что негативно сказывается на результатах функционирования национальной экономики в целом, снижая уровень национальной безопасности Российской Федерации.
Сказанное выше определяет необходимость постоянного внимания как государственных, так и региональных органов власти к вопросам управления региональным развитием, поскольку экономическая устойчивость макроэкономической системы находится в динамичном состоянии, испытывая воздействие различных угроз региональной экономической безопасности. В этой связи следует сказать, что в настоящее время Россия уже имеет опыт формирования экономической безопасности на государственном уровне, именно федеральная власть долгое время была тем субъ-
ектом экономического регулирования, который обеспечивал своими решениями, механизмом перераспределения ресурсов, кадровой политикой экономическую устойчивость и безопасность региональной экономки. В то же время в регионах России не сформировалась практика обеспечения региональной экономической безопасности, что является серьезным вызовом для экономической науки и для практики управления региональной экономикой.
Соответственно, в настоящее время актуализируются проблемы оценки уровня региональной экономической безопасности, которая формирует представление о тех условиях, которые воздействуют на данное состояние экономической системы и затрудняют решение задач регионального социально-экономического развития.
АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ
Теоретико-методологическим основам изучения экономической безопасности России посвящены диссертационные исследования таких ученых как М. В. Кузнецова [6], С. А. Носкин [9], Ю. Н. Пахомов [10], Н. С. Смирницкий [12] и др.
Ценность данных работ состоит в том, что авторы раскрывают проблемы экономической безопасности России и ее регионов, опираясь на данные статистики и на значительный фактический материал, с учетом современных военно-политических реалий, что подтверждает актуальность обозначенной проблемы.
Также в последние годы появился ряд статей отечественных авторов, таких как Д. С. Белошицкий, О. Ю. Патласов [1], Д. И. Буяновская, А. А. Бобошко [ 2 ], С. О. Искаджян, А. Г. Минасян, Р.
A. Манукян [5], М. Г. Масальский, Г. О. Андреев, Н. Н. Малинин, И. О. Марина [7], Х. М. Мусаева [8], О.
B. Широкова [18], которые раскрывают проблему национальной безопасности на новом уровне научных обобщений, формируют представление об экономической безопасности как о сложной системе взаимодействия различных уровней власти (макроуровень), отраслевых министерств (мезоуровень), предприятий, организаций, фирм (микруровень), что определяет сложность решения задач обеспечения экономической безопасности регионов и позволяет говорить о многогранности данной проблемы.
В то же время в современной научной литературе явно недостаточное внимание уделено вопросам оценки уровня региональной экономической безопасности в методическом аспекте.
Данная проблематика, несомненно, является актуальной в связи с тем, что «масштабный пакет
экономических санкций в отношении Российской Федерации затронул значительную часть субъектов экономики, включая бизнес, крупные организации, предприятия среднего и малого бизнеса, банки, авиационную промышленность, судостроение и другие ключевые отрасли, повлек серьезные финансово-экономические последствия» [11].
В этих непростых условиях одним из актуальных вопросов и является получение объективной информации о состоянии уровня региональной экономической безопасности с целью разработки стратегических решений, направленных на обеспечение данного состояния региональной экономики.
Таким образом, целью данной статьи является разработка методического подхода, обеспечивающего объективную оценку уровня региональной экономической безопасности для решения проблемы управления данным показателем развития региональной экономики.
Задачами данного исследования является определение содержания региональной экономической безопасности и факторов, воздействующих на нее; разработка методического инструментария, позволяющего оценивать и управлять уровнем экономической безопасности региона.
Методология. Для достижения поставленной цели в данной работе использовалась методика декомпозиции социально-экономических явлений, в результате чего региональная экономическая безопасность представлена как совокупность различных элементов, воздействующих на процесс безопасного регионального экономического развития. Также в процессе работы над статьей автором использовалась методика графического моделирования, которая позволяет представить полученные научные результаты в виде графической модели.
Научная новизна данной статьи состоит в том, что автор выделил основания для систематизации условий, воздействующих на региональную экономическую безопасность, что в результате формирует пространство для дальнейшего теоретического омыления обозначенной проблемы.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе подготовки учебных курсов и написания научных работ по проблемам экономической безопасности.
Изложение основного материала. Регион представляет собой сложную многофункциональную и многоукладную подсистему национальной
социально-экономической системы, имеющей множественные связи с макро и микроэкономической средой страны [13]. Даная взаимосвязь формирует важнейший принцип современного экономического развития, прямо относящийся к проблеме экономической безопасности: экономическая устойчивость региональных экономик образует совокупный уровень экономической устойчивости, который обеспечивает экономическую безопасность государства; чем выше уровень региональной экономической устойчивости, тем более безопасной и устойчивой является экономическая ситуация в государстве.
В данном контексте следует отметить, что экономическая безопасность региона - это сложная динамическая система, развивающаяся как экзогенно, так и эндогенно. Анализ работ [1], [5], [6], [8], [13] позволил определить детерминирующие факторы экономической безопасности региона, в частности:
— геополитические - процессы, происходящие в крупных финансовых центрах мировой экономики;
— экзогенные - экономические и социально-политические процессы в мире и в государстве;
— внутренние детерминанты, или эндогенные факторы региона: инвестиционный, институциональный, бизнес-климат, образовательный потенциал и кадровый ресурс, ресурсы управления, инфраструктура региональной экономики, природные и климатические ресурсы и т.д.
Вышеупомянутое блочное формирование факторов, влияющих на экономическую безопасность регионов, подтверждается проявлением угроз и характером их влияния, являющихся причинами возникновения понятия «региональная экономическая безопасность», которую можно определить как состояние защищенности региональной экономики, позволяющее региону успешно решать задачи регионального социально-экономического развития, промышленной политики, инвестиционной политики, кадровой политики, а также обеспечивать эффективное взаимодействие с иными региональными экономическими системами и макросистемой государственной экономики.
Важным элементом обеспечения региональной экономической безопасности является перечень угроз, которые снижают ее уровень, в связи с чем представляет интерес их систематизация.
В процессе исследования научной литературы [8], [10], [18] нами определены угрозы экономической безопасности региона, установлены их ха-
рактеристики и спрогнозированы последствия их возникновения и воздействия на региональную экономику (табл. 1).
Данные угрозы нами определяются как совокупность факторов, создающих опасность жизненно важным интересам региона в экономической сфере, формируя условия для снижения экономической активности, снижая эффективность и результативность регионального социально-экономического развития.
Согласно таблице 1, перечень угроз экономической безопасности региона достаточно велик и разнообразен, поэтому все региональные процессы, непосредственно или косвенно влияющие
на формирование региональной экономической безопасности, требующие глубочайшего анализа, а меры, которые обязаны её обеспечить -конкретно обоснованных шагов выхода региона на траекторию экономической устойчивости.
При этом наиболее важно принять меры, которые могли бы предотвратить возникновение возможных угроз, а не устранить уже существующие, учитывая тот факт, что по мнению А. В. Толочко [13], экономическая безопасность региона может быть обеспечена посредством стимуляции точек роста экономической сферы региона. По мнению С. А. Носкина [9], внимание следует акцентировать на глобальных факторах эконо-
Сфера возникновения угроз Характеристика Прогнозируемые последствия
Экономический сектор Низкий уровень использования технологий, устаревшее производственное оборудование в структуре материально-технического оснащения предприятий; низкий уровень обновления основных фондов Низкая конкурентоспособность продукции предприятий региона; несоответствие продуктов и услуг стандартам
Сокращение основных фондов; низкая рентабельность региональных изготовителей; прекращение финансово-хозяйственной деятельности предприятий Рост безработицы; завышенная стоимость продукции региональных производителей в связи с большими затратами на амортизацию оборудования; вынужденное сокращение производства регионального продукта
Социальный сектор Изменение уровня, структуры доходов и расходов населения; резкая дифференциация населения по доходам, уровню и качеству жизни; рост уровня бедности; изменение демографической ситуации Увеличение количества социально незащищенных слоев городского населения по сравнению с населением сельской местности; криминализация общества; миграция; нарастание социальной напряженности
Социально-политический сектор Межнациональное, межконфессиональное и межэтническое напряжение, политическая нестабильность Возможность развития регионального сепаратизма и распада государства
Финансовый сектор Снижение эффективности региональной системы налого-обложения; нерациональное распределение расходов в структуре регионального бюджета Низкий уровень поступления доходов в бюджетную сферу региона; рост тенденций дивергенции в развитии регионов; наличие депрессивных, отсталых районов; разрыв в производстве национального дохода на душу населения по регионам
Институционально- управленческий сектор Ослабление системы государственного управления и контроля; проникновение криминала во властные структуры; ослабление судебной ветви власти Криминализация хозяйственной деятельности; рост коррупции; ухудшение инвестиционного климата; нарастание социальной напряженности
Внешнеэкономический и валютно-финансовый сектор Падение конкуренто-способности региональных производителей Сокращение производства регионального продукта, рост уровня безработицы
Рост зависимости региональных экономических систем от иностранного капитала, импорта продуктов питания, энерго-носи-телей и оборудования Ориентация покупателей на импортные товары, отток валютных средств; потребность производителей в кредитах и увеличении государственного внешнего долга
Недофинансирование образования и науки; сворачивание научных исследований и разработок Распад научных коллективов; снижение кадрового и научно-технического потенциала региона
Таблица 1.
Классификация угроз, воздействующих на состояние экономической безопасности региона
мической безопасности, к которым, в частности, относятся: человеческий, институциональный, информационный, цивилизационный, инновационный, фактор открытости региональной экономики и пр.
При этом для того, чтобы иметь возможность своевременно выявлять проблемные вопросы, требующие решения нами предлагается инновационная методика оценки уровня региональной экономической безопасности. Она включает в себя систему основных критериев и индикаторов, позволяющих количественно определить уровень экономической безопасности региона. На рисунке 1 отражены этапы разработки и внедрения предлагаемой методики.
Критериальные показатели для оценки уровня экономической безопасности регионов объединены автором в четыре группы:
I. Экономическая группа: использование основных фондов предпринимательских структур; уровень эффективности деятельности предприятий региона; уровень безработицы; средний уровень заработной платы; привлечение инвестиций.
II. Социально-демографическая группа: уровень демографической нагрузки; коэффициенты
рождаемости, смертности; показатели миграции; показатели уровня жизни лиц старше трудоспособного возраста; показатели здравоохранения и образования
III. Группа ЖКХ и охраны окружающей среды: ввод в действие жилых домов; доля аварийного и непригодного для проживания жилья; уровень финансовой обеспеченности сферы ЖКХ; количество компаний, хозяйственная деятельность которых плохо воздействует на окружающую среду (отходы и т.д.).
IV. Группа показателей обеспечения уровня качества жизни, которая содержит показатели преступности и уровень обеспеченности продуктами питания собственного производства. Оценка уровня экономической безопасности регионов проводится путем сопоставления полученных в ходе проведения оценки показателей с нормативными значениями (ГОСТами и другими нормами). Если невозможно установить нормативы, то при расчетах, для сравнения, могут использоваться средневзвешенные показатели прошлых лет. Проводя оценку, следует учитывать тот факт, что, как правило, регионы России имеют существенный уровень дифференциации по уровню
/
s
н
о
о
ВЗ
о
<3
CI
о
PI
0)
ю
>к
о
ы
о
0)
ЕГ
К
Я
о
аз
о 1
ы
Г,
>К
О
аз
¡а
Ез
аз
о
s
и
<а
аз
«
о
Он
>>
«
ы
аз
и
Я
О
1
1. Определение индикаторов уровня экономической безопасности
2. Сбор и анализ информации о социально-экономическом состоянии региона
3. Оценка уровня экономической безопасности на основе анализа информации о социально-экономическое состояние региона и выявлены проблемы. Для этого следует определит] пороговое значение для каждой проблемы (от 1 до 10)
4. Проведение сравнительного анализа по каждому региону, согласно с определенными пороговыми значениями
5. Определение региона с наиболее высокими рискованными пороговыми значениями
6. Обозначение зон риска и определение ключевых проблем в
регионе, согласно пороговым значениям (от 1 до 10) по _каждому региону_
7. Определение и ранжирование регионов, решение проблем, которые нуждаются в очень быстрых сроках реагирования
8. Реализация мер по обеспечению экономической безопасности региона
Рисунок 1. Алгоритм использования методики оценки экономической безопасности регионов России
социально - экономического развития пороговых значениях в одной сфере деятельности, регион может получать лучшие показатели по другим, приоритетным для него направлениям, обеспечив себе в итоге высокие позиции.
Для получения полноценной картины состояния экономической безопасности региона, объективного анализа угроз и мер по их предупреждению или устранению последствий целесообразно ориентироваться на графическую модель, предложенную автором (рис. 2).
Как представляется, использование данной графической модели позволяет на практике:
— согласовать информационно-аналитический и планово-практический этапы обеспечения региональной экономической безопасности;
— выделить корректирующую среду, которая является важнейшим элементом обеспечения региональной экономической безопасности;
— сконцентрировать внимание на системном, поэтапном (программном) подходе к обеспечению региональной экономической устойчивости.
По нашему мнению, использование данной методики позволит выявить слабые стороны региона, определить перечень регионов России, находящихся в зоне риска и нуждающихся в ре-
формировании системы на разных уровнях управления, а также обеспечит высокий уровень экономической безопасности региона на основе достижения стабильности показателей экономической безопасности.
ВЫВОДЫ
На основе проведенного исследования возможно сделать вывод о том, что в условиях нестабильности мировой экономики и включения России в политико-экономическое и военное противостояние со странами Запада, механизм обеспечения экономической безопасности регионов не может иметь полностью централизованный характер, поскольку существующие военно-политические риски требуют того, чтобы регионы обрели способность самостоятельно решать экономические проблемы, изыскивая необходимые ресурсы, формируя программы развития, которые представляют собой не декларативный документ, но руководство к действию.
В этой связи в настоящее время требуется новый подход к формированию региональной экономики, когда каждый регион должен стать самодостаточной экономической единицей, способной обеспечить собственную экономическую безопасность и национальную безопасность России.
Экономическая безопасность региона
_^_
Создание информационно-аналитической системы мониторинга (сбор и обработка данных)
Г'
Формирование системы
показателей с учетом пороговых значений для каждой проблемы (от 1 до 10) полученных на основе использования методики оценки уровня региональной экономической безопасности
Просчет возможных угроз экономической безопасности региона на основе данных методики оценки уровня региональной экономической безопасности
Диагностика (сравнительный анализ и выявление угроз)
Г'
Разработка комплексной
программы по противодействию угрозам
Моделирование экономической безопасности региона на перспективу
Разработка альтернативных вариантов прогноза
Применение 1 |
§ корректирующих 1
я 2 мероприятии 1 1
В- ч s и н о. IX
4D О. Разработка 1
о И корректирующих
мероприятии 1
I
Т)
CD
S
S ё о!
я s
о м S s 2 а> о я
о „, Sc о
Я} О S »
о ^
8 I
H s s S 43 S о
S ®
5 <x>
s °
нС Я
я
л
n
LE
s so
Рисунок 2. Графическая модель реализации мер, направленных на обеспечение экономической сохранности региона
В этой связи предлагаемая в данной статье методика определения уровня экономической безопасности регионов России вносит вклад в решение данной проблемы, поскольку позволяет осуществлять постоянный мониторинг региональ-
Список литературы
1. Белошицкий Д. С., Патласов О. Ю. Типология экономической безопасности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - № 3. - С. 195-206.
2. Буяновская Д. И., Бобошко А. А. Экономическая система и экономическая безопасность // Форум молодых ученых. -2021. - № 5. - С. 79-82.
3. Гаунова Ж. А. Федерализм как залог успешного экономического развития государства // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. - 2021. - № 2. - С. 102-113
4. Захарова Е. Н., Полинко А. В., Шитухина Н. С. Доминанты развития региональных социально-экономических систем в условиях формирования основ неоэкономики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2021. - № 4. - С. 13-20.
5. Искаджян С. О., Минасян А. Г., Манукян Р. А. Экономическая безопасность региона в условиях глобализации // Московский экономический журнал. - 2021. - № 7. -С. 158-165.
6. Кузнецова М. В. Механизм повышения экономической безопасности на основе инновационных и цифровых преобразований в экономике: дисс. ... канд. эконом. наук. - Нижний Новгород, 2022. - 154 с.
7. Масальский М. Г., Андреев Г. О., Малинин Н. Н., Марина И. О. Экономическая безопасность России в современной системе международной экономической безопасности // Форум молодых ученых. - 2020. - № 10. - С. 428-433.
8. МусаеваХ. М. Формирование экономической безопасности региона // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. -№ 6. - С. 93-99.
9. Носкин С. А. Механизмы обеспечения экономической безопасности региона в условиях цифровых преобразований:
References
1. Beloshitsky D. S, Patlasov O. Yu. Typology of economic security // Human Science: Humanitarian Research. - 2020. -№ 3. - Pp. 195-206.
2. Buyanovskaya D. I., Boboshko A. A. Economic system and economic security // Forum of young scientists. - 2021. - № 5. -Pp. 79-82.
3. Gaunova Zh. A. Federalism as a guarantee of successful economic development of the state // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Legal sciences. - 2021. -№ 2. - Pp. 102-113.
4. Zakharova E. N., Polinko A. V, Shitukhina N. S. Dominants of development of regional socio-economic systems in the conditions of formation of the foundations of neo-economics // Bulletin of the Adygea State University. Episode 5: Economics. -2021. - № 4. - Pp. 13-20.
5. Iskadzhyan S. O, Minasyan A. G., Manukyan R. A. Economic security of the region in the context of globalization // Moscow Economic Journal. - 2021. - № 7. - Pp. 158-165.
6. Kuznetsova M. V. Mechanism for increasing economic security based on innovative and digital transformations in the eco-
ного развития, выявлять направления, которые требуют немедленного участия органов региональной власти для устранения тех угроз, которые формируются в геополитическом пространстве региональной экономической безопасности.
дисс. ... канд. эконом. наук. - СПб., 2022. - 191 с.
10. Пахомов Ю. Н. Межрегиональная социально-экономическая дифференциация как угроза экономической безопасности России: дисс. ... канд. эконом. наук. - СПб., 2022. - 377 с.
11. Перцева С. Ю, Аминджонова Ф. А, Бакаева С. С. Оценка влияния санкций запада на формирование бюджета России в условиях глобализационных процессов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2023. - № 5. - С. 27-56.
12. Смирницкий Н. С. Обеспечение экономической безопасности стратегических организаций в России: дисс. ... канд. эконом. наук. - СПб., 2022. - 149 с.
13. Толочко А. В. Развитие механизмов обеспечения экономической безопасности региона: дисс. ... канд. эконом. наук. -Томск, 2020. - 188 с.
14. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. consultant.ru.
15. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 год». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/
16. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/7d0db 9d5611a262308ee02134a804c9f9e5d522e/
17. Шамахов В. А, Межевич Н. М. Глобализация 3.0 или новая регионализация: к вопросу об этапности мирового развития // Управленческое консультирование. - 2021. -№ 3. - С. 10-15.
18. Широкова О.В. Экономическая безопасность региона: угрозы и перспективы их снижения // ЭФО. - 2022. - № 2. - С. 42-52.
nomy: dissertation. ...cand. economy Sci. - Nizhny Novgorod, 2022. - 154 p.
7. Masalsky M. G, Andreev G. O., Malinin N. N, Marina I. O. Economic security of Russia in the modern system of international economic security // Forum of young scientists. - 2020. - № 10. -Pp. 428-433.
8. Musaeva Kh. M. Formation of economic security of the region // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2021. - № 6. -Pp. 93-99.
9. Noskin S. A. Mechanisms for ensuring the economic security of the region in the context of digital transformation: dissertation. ...cand. economy Sci. - St. Petersburg, 2022. - 191 p.
10. Pakhomov Yu. N. Interregional socio-economic differentiation as a threat to the economic security of Russia: dissertation. ...cand. economy Sci. - St. Petersburg, 2022. - 377 p.
11. Pertseva S. Yu., Amindzhonova F. A., Bakieva S. S. Assessing the influence of Western sanctions on the formation of the Russian budget in the context of globalization processes // STAGE: economic theory, analysis, practice. - 2023. - № 5. -Pp. 27-56.
12. Smirnitsky N. S. Ensuring the economic security of strategic organizations in Russia: dissertation. ...cand. economy Sci. -St. Petersburg, 2022. - 149 p.
13. Tolochko A. V. Development of mechanisms for ensuring economic security of the region: dissertation. ...cand. economy Sci. - Tomsk, 2020. - 188 p.
14. Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021. - № 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation." - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru.
15. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 № 208 "On the Strategy for the Economic Security of the
Информация об авторах
Клунко Н.С., доктор экономических наук, DBA США, профессор кафедры философии Департамента подготовки научных и научно-педагогических кадров АНО ВО «Российский новый университет» (г. Москва, Российская Федерация).
Свиридов А.С., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента АНО ВО «Российский новый университет» (г. Москва, Российская Федерация).
Козлова С.В., специалист отдела аспирантуры и докторантуры АНО ВО «Российский новый университет» (г. Москва, Российская Федерация).
Юрова И.А., аспирант кафедры информационных систем в экономике и управлении Института информационных систем и инженерно-компьютерных технологий АНО ВО «Российский новый университет» (г. Москва, Российская Федерация).
Russian Federation for the period until 2030." - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/
16. Federal Law of December 28, 2010 № 390-FZ "On Security". -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ 7d0db9d5611a262308ee02134a804c9f9e5d522e/
17. Shamakhov V. A, Mezhevich N. M. Globalization 3.0 or new regionalization: on the issue of the stages of world development // Management consulting. - 2021. - № 3. -Pp. 10-15.
18. Shirokova O. V. Economic security of the region: threats and prospects for their reduction // EFO. - 2022. - № 2. - Рр. 42-52.
Information about the authors
Klunko N.S., Doctor of Economics, DBA USA, Professor of the Department of Philosophy of the Department of Training of Scientific and Scientific-pedagogical Personnel of the ANO VO «Russian New University» (Moscow, Russian Federation).
Sviridov A.S., Doctor of Economics, Professor of the Department of Management ANO VO «Russian New University» (Moscow, Russian Federation).
Kozlova S.V., specialist of the Department of Postgraduate Studies and Doctoral Studies of the ANO VO «Russian New University» (Moscow, Russian Federation).
Yurova I.A., postgraduate student of the Department of Information Systems in Economics and Management of the Institute of Information Systems and Engineering and Computer Technologies of the Russian New University (Moscow, Russian Federation).
© Клунко H.C., Свиридов A.C., Козлова С.В., Юрова ИА, 2024. © Klunko N.S., Sviridov A.S., Kozlova S.V., Yurova I.A., 2024.