Научная статья на тему 'Методическое обеспечение ИОП в университетских комплексах'

Методическое обеспечение ИОП в университетских комплексах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM / SOFTWARE DEVELOPMENT / UNIVERSITY COMPLEX / RESOURCE CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоновская Изабелла Давидовна, Цветкова Кристина Евгеньевна

В статье рассмотрены направления модернизации методического обеспечения (комплексность, перспективность, ресурсность, многоуровневость, открытость, региональность, многофункциональность), характерные для инновационных образовательных проектов ведущих вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Software development for innovative educational programs of university complexes

The paper highlights the main trends in software development for the innovative educational programs of University complexes. The most important guidelines of software upgrading (complexity, perspectiveness, resourcefulness, multilevelness, clearness, multifunctionality) peculiar for the leading higher educational establishments innovative projects of Russia are identified and marked out in this article.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение ИОП в университетских комплексах»

156

Высшее образование в России • № б, 2009

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре

модели качества подготовки специалиста // Высшее образование. 2004. №3. С. 20-27.

4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 384 с.

5. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая реальность // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 5-17.

6. Ильясов Д.Ф, Сериков Г.Н. Принцип ре-

гулируемого эволюционирования в педагогике. М.: Владос, 2003. 336 с.

7. Лежнева Н.В. Построение университет-

ской образовательной системы на основе синергетических принципов // Синергетика в психологии профессионального развития. Екатеринбург, 2004. С. 47-64.

8. Мелик-Гайказян И. Моделирование обра-

зовательных систем: исследовательская программа // Высшее образование в России. 2008. №9. С. 89-93.

9. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное обра-

зование, технологии и принципы синергетики URL: www.iph.ras.ru/ ~mifs/temp/ New/budrggu.html

NUZHNOVA S. V. PROFESSIONAL MOBILITY READINESS FORMING This article defines more precisely the concept of readiness to professional mobility, describes the system of its forming at the higher educational establishment situated in a small town.

Keywords: professional mobility, province, systems approach, spontaneous system, principles, management.

и.д. белоновская, профессор Методическое обеспечение ке цветкова преподаватель иоп _ унивепситетских

Оренбургский госидаптяеиный ИОП в университетских

l

Оренбургский государственный университет комплексах

В статье рассмотрены направления модернизации методического обеспечения (комплексность, перспективность, ресурсность, многоуровневость, открытость, регио-нальность, многофункциональность), характерные для инновационных образовательных проектов ведущих вузов.

Ключевые слова: инновационная образовательная программа, университетский комплекс, методическое обеспечение, ресурсный центр.

Переход страны на инновационный путь

развития требует серьезной работы по созданию комплексной системы обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в регионах при активном государственном участии. Базовым ресурсом подъема инновационного и образовательного потенциала является система регионального профессионального образования.

Важнейшим условием развития инновационных образовательных программ (ИОП) в университетском комплексе является создание ресурсного центра методического обеспечения образовательного процесса, который позволит решить следующие задачи:

• создать условия для доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;

• сделатьвозможным распространение передового опыта деятельности педагогов;

• разработать процедуру мониторинга для отслеживания эффективности методического обеспечения образовательного процесса;

• сформировать атмосферу творчества и поиска в педагогических коллективах [1].

Прежде всего рассмотрим основные функции методического обеспечения.

1. Функция внедрения результатов

1 Исследование выполнено при поддержке Федерального агентства по образованию в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010 годы), №3.1.1/2526.

Редакционная почта

157

научных исследований в практику. Она предполагает:

■ анализ научной и методической литературы для выработки рекомендаций, способствующих решению возникающих в практике проблем;

■ детализацию рекомендаций с целью облегчить их внедрение в реальную практику;

■ оценку эффективности применения рекомендаций, разработанных на основе научных исследований.

2. Функция обобщения и трансляции педагогического опыта. Она означает:

■ анализ практики решения педагогических задач;

■ выявление педагогических средств, обеспечивающих наилучший педагогический результат;

■ анализ наиболее типичных трудностей, встречающихся в педагогической практике.

3. Функция текущей методической помощи. Она предусматривает:

■ консультирование педагогов по вопросам выбора литературы для решения педагогических задач;

■ анализ возникающих у педагогов трудностей, оказание им помощи в решении профессиональных проблем;

■ разработку текущих методических материалов для проведения с учащимися занятий и разного рода мероприятий.

С целью совершенствования системы методического обеспечения в Оренбургском государственном университете мы провели анализ состояния этой работы в университетских комплексах России. Передовой опыт модернизации методического обеспечения ИОП представлен в разработках вузов - победителей Всероссийского конкурса, проведенного в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Исследование показало, что университетские комплексы, характеризующиеся многоуровневой территориально распределенной системой профессионального образования, четко ориентированы на создание

комплексного методического обеспечения и развитие ресурсных центров, даже если такие позиции явно не заявлены в их проектах. Основываясь на анализе программ победителей конкурса, мы предполагаем провести следующие мероприятия по организации ресурсного центра на базе ОГУ [2].

Инновационно-образовательные. Разработка курсов лекций по педагогическому проектированию методических указаний и пособий для специальностей многоуровневого педагогического образования (мастер производственного обучения, преподаватель, бакалавр, специалист, магистр). Разработка, внедрение и адаптация учебно-методических комплексов дисциплин на принципах регионализации и инно-ватики. Интеграция с ведущими отраслевыми НИИ, повышение квалификации и проведение стажировок авторского коллектива разработчиков методического обеспечения в ведущих научных педагогических школах.

Научно-исследовательские. Разработка универсальных инвариантных моделей учебно-методических пособий, способствующих профессиональному самоопределению специалиста и формированию компетентности в сфере инноватики. Создание на базе действующих кафедр университета и лабораторий институтов авторских коллективов для разработки учебно-методических документов по специальным и специализирующим дисциплинам.

Научно-производственные. Создание, накопление и развитие инновационных форм и технологий разработки методического обеспечения (на бумажных и цифровых носителях), обеспечивающих проектирование и внедрение личностно и регионально ориентированной методической литературы для сопровождения образовательного процесса.

Информационно-технологические. Формирование сети методических кабинетов в университетских филиалах и колледжах. Организация компьютерных рабочих мест в методических кабинетах, создание открытой электронной базы данных мето-

158

Высшее образование в России • № 6, 2009

дического обеспечения и технологий его разработки в образовательном пространстве региона. Презентация учебных пособий на научно-методических конференциях ведущих вузов, на научно-педагогичес-кихфорумах и семинарах.

Социально-культурные. Повышение методической культуры преподавателей региона, создание методического центра на базе университетского комплекса.

Проведенный анализ инновационных образовательных программ позволил также разработать матрицу особенностей методического обеспечения в вузах, участвовавших в конкурсе (табл.1). Кроме того, были установлены универсальные условия адаптации имеющегося методического

Приоритеты методического обеспечения и

обеспечения вуза к внедрению инновационных образовательных программ.

Комплексность. Характеристика методического обеспечения, проявляющаяся в наличии методических форм и средств, обеспечивающих образовательный процесси со-ставляющиходно целое как в использовании, таки в документальном оформлении. Является важнейшим направлением развития учебно-методического комплекса в Пермском государственном техническом университете (Проект «Создание инновационной системы формирования профессиональных компетенций кадров и центра инновационного развития региона на базе многопрофильного технического университета»).

Перспективность. Качество методи-

Таблица 1

овационных образовательных программ

Приоритеты Университет

Комплексность Белгородский государственный университет (на основании цели)

Пермский государственный технический университет (на основании программы реализации)

Перспективность (опережающий характер) Белгородский государственный университет (на основании программы реализации)

Дальневосточный государственный технический университет (на основании цели)

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (на основании цели)

Томский политехнический университет (на основании цели)

Уфимский государственный авиационный технический университет (на основании цели)

Ресурсность Вятский государственный университет (на основании программы реализации)

Казанский государственный технический университет им. Туполева (на основании программы реализации)

Многоуровневость Новосибирский государственный технический университет (на основании цели)

Пермский государственный технический университет (на основании цели)

Уральский государственный технический университет (на основании программы реализации)

Региональность Белгородский государственный университет (на основании программы реализации)

Открытость Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (на основании программы реализации)

Белгородский государственный университет (на основании цели)

Мультифункциональность Казанский государственный технический университет им. Туполева (на основании программы реализации)

Новосибирский государственный технический университет (на основании программы реализации)

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (на основании цели)

Редакционная почта

159

ческого обеспечения, гарантирующее опережающий характер содержания профессионального образования, его форм и средств в сравнении с реальностью профессии. Наиболее ярко представлено в проекте Дальневосточного государственного технического университета «Развитие Дальневосточного образовательного научно-технологического центра для формирования инновационного терминала России в Азиатском Тихоокеанском регионе ».

Ресурсность. Наличие методических средств, аккумулируемых в едином центре и доступных различным пользователям. Такого рода структуру создают в КГТУ им. Туполева в рамках проекта «Система подготовки специалистов мирового уровня в области создания и использования информационных технологий как определяющий фактор обеспечения конкурентоспособности машиностроительных производств» и Белгородский государственный университет в проекте «Наукоемкие технологии. Качество образования». Такая позиция объясняется целью ИОП, где университет выступает как центр кластерной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров мирового уровня.

Многоуровневость. Проявляется в преемственности содержания, форм и средств различных уровней профессионального образования (НПО-СПО-ВПО). Характерна для проекта Уральского государственного технического университета «Формирование профессиональных компетенций выпускников на основе научно-образовательных центров для базовых отраслей Уральского региона».

Региональность. Отображение в содержании, формах и средствах профессио-

нального образования специфики социально-экономической ситуации данного региона. Явно выражена в ИОП Белгородского государственного университета.

Открытость. Возможность модернизации, перенастройки, дополнения содержания, форм и средств профессионального образования присуща всем проектам, но в наибольшей степени - проекту Санкт-Петербургского государственного политехнического университета «Развитие политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки».

Мультифункциональность. Качество методического обеспечения, проявляющееся в выполнении многочисленных и разнообразных функций в процессе профессионального образования и научных исследований. Акцентируется в проекте Новосибирского государственного технического университета «Высокие технологии».

Таким образом, развитие методического обеспечения является неотъемлемой частью образовательной инноватики и представляет собой процесс изменения содержания, форм и средств профессионального образования в целях его совершенствования, приведения в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирования инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов.

Литература

1. См.: Эрганова Н.Е. Методика профессиональ-

ного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 160 с.

2. См.: Ковалевский В.П, Белоновская И.Д. Про-

фессиональное образование Оренбургской области: состояние, проблемы перспективы. Монография. М.: НИИВО, 2004. 280 с.

BELONOVSKAYA I.D, TSVETKOVA C.E. SOFTWARE DEVELOPMENT FOR INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAMS OF UNIVERSITY COMPLEXES

The paper highlights the main trends in software development for the innovative educational programs of University complexes. The most important guidelines of software upgrading (complexity, perspectiveness, resourcefulness, multilevelness, clearness, multifunctionality) peculiar for the leading higher educational establishments' innovative projects of Russia are identified and marked out in this article.

Keywords: innovative educational program, software development, university complex, resource centre.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.