Научная статья на тему 'Формирование готовности к профессиональной мобильности'

Формирование готовности к профессиональной мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОВИНЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / ПРИНЦИПЫ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нужнова Светлана Валерьевна

В статье уточнено понятие готовности к профессиональной мобильности; описана система ее формирования в условиях вуза, расположенного в малом городе; выделены принципы её построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к профессиональной мобильности»

туаций, требующих применения освоенных алгоритмов деятельности в изменившихся условиях, проведения рефлексии собственных ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, установок. При этом он может опираться на методики «Оживление приятных воспоминаний», «Расстановка приоритетов», «Портрет наиболее и наименее близких мне по духу специалистов-профессионалов », «Точки моего личностного роста» и т.д.

На протяжении всех этапов реализации личностно-ориентированной технологии студенты вместе с куратором участвуют в различного рода конференциях, акциях милосердия; регулярно делают обзоры новинок профессионально значимой литературы, проводят «Конкурсы профессионального мастерства студентов»; участвуют в работе воспитательных центров Белгородского государственного университета [3]. Кроме того, будущие специалисты вместе с куратором активно взаимодействуют с воспитательными центрами Белгородской области (посещают исторические и

культурные памятники, кинотеатры, театры, выставочные залы, музеи и т.д.).

Таким образом, личностно-ориентиро-ванный подход, реализуемый в деятельности куратора студенческой группы, способствует формированию релевантного типа профессионально-ценностной установки будущего специалиста, развитию его внутреннего потенциала, субъектности.

Литература

1. См.: Ерошенкова Е.И. Технология форми-

рования профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2008. №6. С. 246-249.

2. См.: Исаев И.Ф. Профессионально-педа-

гогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

3. См.: Дятченко Л.Я. Социальный результат

выполнения инновационной образовательной программы // Высшее образование в России. 2008. № 7. С.63-68.

ISAEV I.F, EROSHENKOVA E.I. STUDENTS' GROUP TUTOR ACTIVITY: PERSON-ORIENTED APPROACH

The article analyses students' group tutor activity based on the principles of person-oriented approach. The main tutor's purpose is to organize the upbringing process of the students and facilitate them to form relevant vocational and value attitude.

Keywords: person-oriented approach, vocational and value attitude of a future specialist, upbringing activity of a students' group tutor.

С.В. нужнова, доцент Формирование готовности

Челябинский государственный к профессиональной университет (Троицкий филиал) мобильности

В статье уточнено понятие готовности к профессиональной мобильности; описана система ее формирования в условиях вуза, расположенного в малом городе; выделены принципы её построения.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, провинция, системный подход, саморазвивающаяся система, принципы, этапы развития, управление.

В последние годы вопросу формирования готовности выпускников вузов к профессиональной мобильности уделяется

много внимания. Особенно это актуально для учебных заведений, расположенных в малых городах, где проблема трудоустрой-

ства стоит достаточно остро. Поэтому не лишена смысла задача создания в провинциальном вузе педагогической системы, способствующей профессиональной самореализации выпускников в условиях ограниченного и нестабильного рынка труда.

Понятие «готовность» рассматривается в психолого-педагогической литературе в контексте различных подходов (М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, В.А. Сластенин, Ю.Г. Татур и др.). В ракурсе проводимого нами исследования «готовность» целесообразно трактовать как интегративное качество личности, позволяющее ей при встрече со значимой информацией (или ситуацией), трансформировать свою деятельность, менять мотивы, определяющие ее деятельность и влияющие на такую трансформацию, находить оптимальный для конкретных условий (в данном случае - социально-экономических условий малых городов) стиль деятельности. При этом одинаково важны как установка на использование прошлого опыта в новых ситуациях, так и признание возможности «пересмотра» своего образа мира, а также устойчивая позитивная мотивация к продолжению своего образования. Учитывая вышесказанное, мы определяем готовность к профессиональной мобильности в условиях провинции как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её деятельности в процессе профессиональной самоактуализации и самореализации в условиях ограниченного и нестабильного рынка труда.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, целям и задачам профессионального образования наиболее адекватно отвечает модель специалиста, построенная с позиции компетентност-ного подхода [1-3]. На основе анализа опыта разработки модели специалиста, нацеленной на удовлетворение требований заинтересованных сторон, а также особенностей подготовки специалистов в условиях малого города, мы пришли к выводу, что целям нашего исследования соответствует

трёхкомпонентная структура готовности к профессиональной мобильности, в состав которой входят личностный компонент, включающий в себя ценностно-смысловую, персональную и валеологическую компетенции; социальный, включающий социально-правовую, коммуникативную, информационную и языковую компетенции; профессиональный, включающий общепрофессиональную, интеллектуальную и орга-низационно-деятельностную компетенции.

Формирование и совершенствование качеств личности, определяющих готовность к профессиональной мобильности, -это многогранный психологический и социальный процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности человека. Однако предпосылки такой готовности должны закладываться уже на этапе получения высшего образования. Поэтому возникает необходимость создания специфической образовательной системы, в рамках которой будущий специалист не только овладевает знаниями, обеспечивающими ему мобильное поведение на рынке труда, но и приобретает компетенции, позволяющие выработать индивидуальную стратегию своей профессиональной деятельности, успешно адаптироваться и реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

На наш взгляд, для создания такой системы требуется привлечение концептуальных ресурсов так называемой постнеклас-сической науки [4]. В связи с этим уместно подчеркнуть, что основы современной (традиционной) системы образования, заложенные еще в ХУП-ХУШ вв., складывались под влиянием «механистической» картины мира(рационализм, редукционизм, детерминизм и др.), сформированной при исследовании простых систем. Их фундаментальной характеристикой является постулат, что суммарные свойства частей (компонентов) системы определяют свойства всей системы; часть внутри целого и вне целого обладает одними и теми же свойствами; связи между элементами подчиня-

ются законам лапласовской причинности. В терминах механицизма вплоть до первой половины XIX столетия рассматривали не только физические, но и биологические, а также социальные объекты [5]. В своем функционировании традиционная система образования опирается на усвоение «прочных и правильно расположенных реальностей», созданных путем «деления» действительности на отдельные области и отрасли; в предметах преподавания особое внимание уделяется логическому распределению и последовательности; предполагается, что, накапливая знания и развивая науку и технику, человек обеспечивает господство над природой с целью удовлетворения своих потребностей [6, 7]. По мнению многих ученых, такая образовательная система, являясь по преимуществу закрытой и близкой к равновесию, оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям мира, вступающего в информационную эпоху [8].

В конце 60-х гг. прошлого столетия с формированием общей теории систем предметом исследования науки становятся сложные саморегулирующиеся системы; сегодня это понятие широко используется для описания процессов в живой природе и обществе, когда они рассматриваются как устойчиво воспроизводящиеся организованности. Причем основные свойства таких систем интерпретируются в различных предметных областях по-разному. В сфере системных исследований оказались и объекты сферы образования - материальные носители педагогических отношений: люди, коллективы и организации (Ю.А. Конаржевский, В.А. Караковский, М.М. Поташник); различные процессы: воспитательный, учебно-воспитательный, преподавательская деятельность и т.д. (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина); идеальные объекты педагогики как науки: понятия, нормы, формы, содержание, этапы, цели, методы (Б.С. Гершунский, В.С. Ильин, Л.И. Новикова).

Саморегулирующиеся системы с позиций синергетики можно рассматривать как устойчивые состояния ещё более сложной целостности, т.е. как саморазвивающиеся системы. Этот тип систем характеризуется развитием, в ходе которого происходит переход от одного вида саморегуляции к другому. Функционирование саморазвивающихся систем основано на принципах го-меостатичности, нелинейности, неустойчивости, незамкнутости, динамической иерархичности [6-9].

Сегодняшнее состояние рынка труда характеризуется как раз нестабильностью, что и приводит человека к необходимости постоянного профессионального самоопределения, поиска наиболее оптимального решения в соответствии с быстроменяющимися условиями. Система образования, опирающаяся на принципы классической науки, уже не может играть роль средства вписывания человека в мир [4], ибо нелогично применять детерминистские подходы к системам, находящимся в состоянии неопределённости и непредсказуемости. Кризис сложившейся системы образования в немалой степени обусловлен ее узкопрагматическими установками, ориентацией на сугубо дисциплинарный подход, жесткое разграничение гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Это приводит к тому, что человек не в состоянии охватить весь комплекс проблем, понять связи и взаимодействия между «вещами» (учебными дисциплинами), находящимися в разных областях действительности (науки). Именно поэтому проектируемая нами педагогическая система, имеющая своей целью формирование готовности выпускников к профессиональной мобильности в условиях провинции, должна строиться на основе принципов саморазвивающихся систем. Это значит, что модель формирования готовности специалиста к профессиональной мобильности будет отвечать следующим критериям: открытость, нелинейность, неравновесность [7].

Условия провинциального города позво-

ляют создать модель открытой системы на основе выстраивания динамичных связей между системой вуза, с одной стороны, и системами, являющимися проводниками «внешнего мира» (городской социум, семья и др.) - с другой. Все они должны рассматриваться как коэволюционирую-щие системы. Внимание к вузу со стороны социума выражается в конечном счете в создании многообразных форм учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающих формирование готовности к профессиональной мобильности.

Говоря о нелинейности создаваемой системы, следует подчеркнуть, что реакция системы образования на изменения в обществе не является однозначно детерминированной. Система образования не просто отражает изменения в обществе, а производит их определенную селекцию. А поскольку проектируемая система призвана обеспечить успешность профессиональной карьеры выпускника вуза в будущем, она должна прогнозировать, предвосхищать потенциальные состояния рынка труда и социума. Многообразие этих состояний выражает неопределенность будущего, вследствие чего наша система имеет несколько вариантов своего изменения, т.е. она нелинейна.

Наличие многообразных и взаимоисключающих тенденций в системе говорит о её неравновесности, что определяет ее чувствительность к воздействиям социума и способность к эволюционным изменениям.

Таким образом, систему формирования готовности к профессиональной мобильности в условиях вуза, расположенного в малом городе, мы рассматриваем как подсистему образовательной системы провинциального вуза и определяем её каксоциаль-но-педагогическую систему, способную к саморазвитию и обеспечивающую оптимальные условия для формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности в условиях ограниченного и нестабильного трудового рынка.

Важную роль в управлении системой

подготовки к профессиональной мобильности на различных этапах её развития играет мониторинг, в рамках которого осуществляется процесс непрерывного диагностико-прогностического слежения за ее состоянием и развитием. Содержательной основой мониторинга является модель специалиста, включающая личностный, социальный и профессиональный компоненты. Указанная структура сохраняется и при организации мониторинга. Анализ полученных данных позволяет выявить противоречия между существующим механизмом формирования готовности к профессиональной мобильности и изменившимися внешними условиями (социальными, экономическими, культурными и др.). Острота противоречий дает возможность прогнозировать переход системы к очередному этапу цикла, а следовательно, изменять стратегию управления ею и вносить определенные коррективы в педагогический процесс.

Сущность управления созданной системой состоит в том, чтобы обеспечить развитие многообразия и одновременно сохранить стабильность структуры. В открытой системе новые элементы многообразия, возникающие спонтанно, угрожают сложившейся системе связей, вторгаясь внее, требуя своего места и нарушая ее единство. Поэтому для сохранения единства в нашей системе предусмотрено «опережающее»управление.В этом случае на основе анализа данныхмониторин-га происходит «предвидение » возникновения новых структурных элементов, поддерживается гибкость, вариативность связей между элементами, сохраняется определенная мера их свободы.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессиональ-

ного образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3. С. 42-53.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - но-

вая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре

модели качества подготовки специалиста // Высшее образование. 2004. №3. С. 20-27.

4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 384 с.

5. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая реальность // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 5-17.

6. Ильясов Д.Ф, Сериков Г.Н. Принцип ре-

гулируемого эволюционирования в педагогике. М.: Владос, 2003. 336 с.

7. Лежнева Н.В. Построение университет-

ской образовательной системы на основе синергетических принципов // Синергетика в психологии профессионального развития. Екатеринбург, 2004. С. 47-64.

8. Мелик-Гайказян И. Моделирование обра-

зовательных систем: исследовательская программа // Высшее образование в России. 2008. №9. С. 89-93.

9. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное обра-

зование, технологии и принципы синергетики URL: www.iph.ras.ru/ ~mifs/temp/ New/budrggu.html

NUZHNOVA S. V. PROFESSIONAL MOBILITY READINESS FORMING This article defines more precisely the concept of readiness to professional mobility, describes the system of its forming at the higher educational establishment situated in a small town.

Keywords: professional mobility, province, systems approach, spontaneous system, principles, management.

и.д. белоновская, профессор Методическое обеспечение ке цветкова преподаватель иоп _ унивепситетских

Оренбургский госидаптяеиный ИОП в университетских

l

Оренбургский государственный университет комплексах

В статье рассмотрены направления модернизации методического обеспечения (комплексность, перспективность, ресурсность, многоуровневость, открытость, регио-нальность, многофункциональность), характерные для инновационных образовательных проектов ведущих вузов.

Ключевые слова: инновационная образовательная программа, университетский комплекс, методическое обеспечение, ресурсный центр.

Переход страны на инновационный путь

развития требует серьезной работы по созданию комплексной системы обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в регионах при активном государственном участии. Базовым ресурсом подъема инновационного и образовательного потенциала является система регионального профессионального образования.

Важнейшим условием развития инновационных образовательных программ (ИОП) в университетском комплексе является создание ресурсного центра методического обеспечения образовательного процесса, который позволит решить следующие задачи:

• создать условия для доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;

• сделатьвозможным распространение передового опыта деятельности педагогов;

• разработать процедуру мониторинга для отслеживания эффективности методического обеспечения образовательного процесса;

• сформировать атмосферу творчества и поиска в педагогических коллективах [1].

Прежде всего рассмотрим основные функции методического обеспечения.

1. Функция внедрения результатов

1 Исследование выполнено при поддержке Федерального агентства по образованию в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010 годы), №3.1.1/2526.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.