Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 3-6.
4. Копорулина В.Н. Психологический словарь: авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова / под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 317 с.
5. Лэйси Х.Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / под ред.
В.А. Яковлева. - М.: Логос, 2001.
6. Молодежь России: социальное развитие / под ред. В.И. Чупрова. - М.: Наука, 1992. - 347 с.
7. Ноженкина О.С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. - Смоленск, 2012. - 222 с.
8. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном производстве: проблемы и перспективы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. - 542 с.
УДК 378.018
Зникина Людмила Степановна
кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва, г. Кемерово
ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: ИДЕИ СИНЕРГЕТИКИ В ПЕДАГОГИКЕ
В статье обосновывается актуальность одной из проблем в современном образовании - необходимость формирования готовности студентов к самообразовательной деятельности. Рассматривая эту деятельность как педагогический объект в терминах самоорганизующихся систем, показано, что синергетическая парадигма приближает нас к возможности решения комплекса образовательных задач.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность студентов, принципы синергетики, идеи синергетики в педагогике.
Эффективность формирования готовности студентов вуза учиться самостоятельно во многом зависит от выбора общей теоретико-методологической стратегии, включающей в себя комплекс научных подходов к решению этой важной задачи. То, что обсуждение этой темы в последнее время стало особенно актуальным -очевидно и обосновано, поскольку необходимость развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся стала ведущим тезисом в организации учебного процесса в вузе.
Существует ряд факторов, которые определяют ставшей очевидной тенденцию развития образовательной ситуации в современном высшем образовании.
Первым фактором, бесспорно, является изменение соотношения бюджета времени аудиторной и самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Даже если и есть значимые аргументы в пользу целесообразности этого изменения, то снять основное противоречие между «количеством» и «качеством» (аудиторным временем учебного процесса и уровнем приобретенных знаний) невозможно без умений и желаний студентов работать самостоятельно. Социокультурные и соци-оэкономические условия определяют для будущих специалистов необходимость их непрерывного образования, совершенствования знаний, развития собственных идей. Но эти идеи и прирост знаний порождаются только мотивацией и желанием самообразования.
В связи с этим другим важным фактором, определяющим особенности современного образовательного процесса, становится смещение не-
которых акцентов обучения в субъект-субъектном отношении. Совершенно ясно, что педагогическая деятельность - это процесс обучения и воспитания в конкретной социальной ситуации, в целостной социокультурной структуре: центральное место занимает не преподаватель, а взаимодействие деятельности обучаемого, преподавателя и социальной структуры. Новые подходы к образовательному процессу изменяют обе ключевые фигуры - и преподавателя, и обучаемого. Если раньше знания рассматривались как объект передачи, то в современном процессе обучения и в личностно-значимой деятельности будущего специалиста знания - это объект усвоения. Процесс обучения собственно представляет собой два аспекта: приобретение знаний и применение знаний, поскольку сами знания без определенных навыков и условий их использования не решают проблемы образования человека.
Графическое представление объектов и целей обучения как соотношение деятельности преподавателя и обучаемого можно представить формулами, выражающими деятельность и отношение участников педагогического процесса:
TK + S-> SK + T (традиционный подход)
S = K —T—> SK (интерактивный подход) где T - преподаватель (teacher, tutor); S - студент (student); K - знания (knowledge). На первый план сейчас выходят следующие посылки:
- причастность участников обеих сторон обучения к процессу обучения в равной степени;
- преподаватель является помощником (консультантом) в обучении (tutor);
- общая стратегия занятий выстраивается на гибкой и дифференцированной основе в соответствии
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Зникина Л.С., 2016
с мотивами обучающегося; цель и методы обучения становятся предметом обсуждения [1, с. 175].
Наличие многоуровневой системы образования настоятельно требует сохранения преемственности методов формирования культуры умственного труда на всех этапах обучения. Понятно, что в этих условиях самообразовательная деятельность студентов должна быть системной и управляемой преподавателем. И именно поэтому важным становится выбор средств оценки работы студентов, при котором, как правило, неизбежное затруднение вызывает недостаточный уровень готовности студентов к самообразовательной деятельности, с которой они к нам пришли. Основные условия успешной учебной деятельности в вузе постепенно переходят из сферы репродуктивного обучения в сферу самообразования, самоуправления и самоорганизации, то есть в сферу активного сознания обучающихся. Поэтому решающее значение приобретает самоконтроль студента за собственными действиями и выбором образовательного маршрута. Важно, чтобы целевой ориентир образовательного процесса совпал с намерениями всех участников этого процесса.
Итак, тезисно обозначим наиболее явные факторы, определяющие сегодняшний образовательный процесс в вузе:
- наличие мотивационного фона, выраженного в потребности личности к самообразовательной деятельности;
- рост динамичного взаимовлияния субъектов образовательного процесса;
- переход с одного уровня сложности постановки учебной задачи в формате самостоятельной на другой, более высокий;
- необходимость постепенного наращивания количественных и качественных изменений, описывающих показатели самостоятельности студентов в учебном процессе.
Возможность внедрения закономерностей синергетики в область педагогики определяется общесистемным характером её идей. Педагогика, изучая сущность, закономерности, методы и формы организации образовательных процессов, описывает особо организованное взаимодействие обучающегося и обучающего, то есть своеобразную систему обмена информационными потоками. Собственно учебный процесс - это развивающаяся и всегда открытая система с развитой структурой компонентов, их взаимосвязью и функциями. Важным аргументом в пользу применимости идей синергетики в современной парадигме образования является активное обсуждение исследований в междисциплинарных областях. «Представляется возможным и необходимым перенос общих закономерностей систем, изучаемых синергетикой, и в педагогику, прежде всего, с целью облегчить в дальнейшем формирование собственных моде-
лей, учитывающих специфику объектов, исследуемых педагогикой» [5, с. 18]. Исследователи классических систем убеждают, что бифуркационный механизм развития, определяющий процесс самоорганизации, чередование хаоса и порядка, является универсальным принципом, характерным для систем самого общего вида. «Очевидно и то, что нелинейная динамика меняет естественнонаучную парадигму, взгляд на случайность и детерминизм, на хаос и порядок, на возможность прогноза поведения сложных систем. ...Такие модели, с одной стороны, могут оказаться полезными при оценке будущих проектов сфере образования, с другой -по-новому взглянуть на ряд процессов, развивающихся в высшей школе » [3, с. 15].
В логике изложения заявленной в статье темы целесообразно обратиться к основным принципам синергетики. Все системы стремятся к самосохранению, которое достигается двумя механизмами: статическим (консервативным) и динамическим (инновационным). Другими словами, систему как единство противоположностей (устойчивости и изменчивости) можно охарактеризовать, опираясь на принципы синергетики. Принципы устойчивости (статические): принцип гомеостатичности, характеризующий так называемую «фазу порядка» функционирования и взаимодействия всех её элементов; принцип иерархичности, означающий определенный уровень организации внутренней структуры; принцип самодетерминации, определяющий условия взаимодействия элементов системы для её самоорганизации. К инновационным (динамическим) принципам относятся: принцип нелинейности (отклонение от подобия и образование неоднородностей); принцип открытости (признак эволюционирующей системы); принцип неустойчивости (признак возникновения точек бифуркации как разграничение нового и старого качества); принцип наблюдаемости (любая теория должна иметь обоснование опытной проверкой, поскольку «само наблюдение изменяет ход событий» [2, с. 92]).
Рассматривая обучающегося как систему «обучаемую / самообучающуюся», «воспитываемую / самовоспитывающуюся» [4, с. 7], в логике синер-гетических идей сформулируем принципы самообразовательной деятельности студентов и её педагогического сопровождения.
Используя практический опыт, нам это целесообразно сделать на примере организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку.
Принцип стабильности (гомеостатичности). В учебном процессе обучающийся стремится внутри системы к выработке механизмов, которые способствуют преодолению возникающим негативным тенденциям. Таковыми могут быть недостаточный уровень усвоения материала, не-
понимание отдельных тем, невозможность самостоятельного обучения, академическая «задолженность» и т.д. В многоитерационном процессе получения и усвоения материала по конкретной дисциплине реализуется взаимосвязь (взаимодействие) отдельных частей (элементов) учебной информации и, в конечном счете, проявляется самоопределение обучаемого на основе личностных возможностей и раскрытия собственного потенциала. Важно: к стабильности ведет лишь правильная обратная связь (feed-back), то есть реакция на нарушающие устойчивость элементы.
Принцип иерархичности. Системный подход и, в частности, такой параметр теории систем как «простое-сложное» [7, с. 248], открывает большие возможности при разработке методики преподавания различных дисциплин и их самостоятельного изучения. Принципы самообразовательной деятельности демонстрируют фазы изменчивости, развития и возникновения новых уровней качества знания. В альтернативе сценариев обучающийся сам выбирает необходимый вариант, свою собственную траекторию самообучения. В результате: приращение знания и необходимых в будущем профессиональных компетенций в деятельности не только проявляется, но в деятельности и формируется.
Положить в основу организации изучения иностранного языка принцип иерархичности - это значит, определить содержание обучения, особенно на начальном этапе, и ответить на вопрос: что именно и в каком объеме, продвигаясь от простого к сложному, необходимо усвоить. Решение проблемы заключается в правильном выборе траектории, отвечающей реальным условиям самообразовательной деятельности: отработать основные умения и навыки на небольшом тщательно отобранном объеме материала с тем, чтобы в дальнейшем этот объем постепенно увеличивался. «Этот подход можно было бы назвать <стратегией перевернутого конуса). Смысл заключается в том, что путем интенсивной тренировки и практики на малом объеме материала можно хорошо отработать все основные операции с материалом для речи, необходимые для понимания и выражения мыслей, и создать таким образом прочную базу для положительного переноса на новый материал, подлежащий усвоению на последующих ступенях» [6, с. 12].
Принцип самодетерминации. Этот принцип связан с взаимодействием различных сторон системы, что определяет её возможность «самовосстанавливаться» и «самонастраиваться». Необходимым признаком такого свойства системы является гомогенность. С точки зрения языковых средств, компетенции, которые приобретаются обучающимися на разных этапах, гомогенны. Чем более система целостнее, тем она индивидуальнее. При уровневом (модульном) обучении иностранному
языку основу обучения на всех этапах составляет коммуникативный подход к процессу формирования речевого поведения, принятого в типичных ситуациях общения. Сферой коммуникации являются ситуации, образующие гомогенные коммуникативные знания, поддающиеся количественной оценке. Но это возможно лишь тогда, когда четко сформулированы цели, определены критериальные параметры этих компетенций. В этом конкретизируется смысл «перевернутого конуса», который мы связываем с принципом самодетерминации: обеспечение итерационного процесса обучения и реализация перехода от простого к сложному.
Принцип нелинейности. Этот принцип определяет саморегулируемое развитие (эволюционирование) системы и допускает возможность многовариантного самосовершенствования. На вызовы внешней среды система ищет ответ, причем сумма частей по качеству не может быть качеством всего целого. В педагогической практике это и есть формирование компетенций, представляющее собой процесс приращения знаний, умений, навыков и собственно качеств обучающегося. Несмотря на то, что педагоги пытаются найти универсальную шкалу критериев отсчета сформированности компетенций, каждая система остается уникальной, с наличием альтернатив поведения в собственных точках бифуркаций. Принцип нелинейности обеспечивает переход от управления к самоуправлению. Понятно, что эффективное педагогическое сопровождение (управляющее воздействие извне) должно быть согласовано с индивидуальными свойствами системы, в нашем случае, обучающегося.
Принцип открытости. Этот принцип непосредственно связан с принципом нелинейности: открытость системы субъекта образовательного процесса связана со способностью получать новую информацию, усложняться, повышая уровень самоорганизации в приобретении знаний.
Принцип неустойчивости. Несмотря на свое название, исследователи-классики считают, что этот принцип не может быть отрицательным (хотя до определенного времени его представляли таковым). В терминах педагогики можно утверждать: в процессе самообразовательной деятельности студентов состояние неустойчивости влечет за собой выбор поведения, соответствующую постановку цели самообразования и поиск путей решения задач, в результате чего старое качество меняется на новое. В результате неустойчивость генерирует энергию, необходимую для самоорганизации.
Принцип наблюдаемости. Ссылаясь на приведенное ранее высказывание «Само наблюдение изменяет ход событий» [2, с. 92], в контексте самообразовательной деятельности студентов прикладной смысл этого принципа можно интерпретировать следующим образом: профессионально
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
ориентированная значимость изучаемых студентами реалий воспринимается под влиянием различных (внутренних и внешних) факторов самоорганизации и саморазвития. Целостность восприятия информации определяется коммуникацией между субъектами (наблюдателями) различных уровней, в наших терминах - в условиях педагогического сопровождения процесса самообразовательной деятельности обучающихся.
Таким образом, синергетическая парадигма приближает нас к возможности решения комплекса образовательных задач, фиксируя педагогический объект исследования в терминах самоорганизующихся систем: равновесие и неравновесие, гомео-стазис и динамизм, организация и дезорганизация.
Библиографический список
1. Зникина Л.С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения ка-
чества образования менеджеров: дис. ... д-ра пед. наук. - Кемерово, 2005. - 406 с.
2. Борн М. Физика в жизни моего поколения. -М.: Иностранная литература, 1963. - 536 с.
3. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинец-кий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалоги с И. Пригожи-ным // Вопросы философии. - 1992. - № 12.
5. Пахомкина М.Е., Писаренко В.И. Перспективы синергетических идей в педагогике // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - № 3(5).
6. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам - М.: Высшая школа -1966. - 252 с.
7. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978. - 272 с.