Научная статья на тему 'Методическое обеспечение и организация научной подготовки преподавателя медицинского вуза'

Методическое обеспечение и организация научной подготовки преподавателя медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦКУРС / НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / SPECIAL COURSE / SCIENTIFIC PREPARATION / TOPIC PLAN / MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осетрова О. В.

Статья посвящена разработке и реализации аудиторного спецкурса по методике выполнения медицинской диссертации для аспирантов и молодых преподавателей без ученой степени с целью повышения качества научной подготовки педагогических кадров для высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC TRAINING OF A LECTURER IN MEDICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the development and realization of the special audience course on the method of medical thesis fulfillment for the postgraduates and young teachers without scientific degrees. The aim of it is to increase quality of scientific preparation of pedagogical personnel for higher education.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение и организация научной подготовки преподавателя медицинского вуза»

УДК 378

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© 2009 О.В.Осетрова

Самарский государственный медицинский университет

Статья поступила в редакцию 26.01.2009

Статья посвящена разработке и реализации аудиторного спецкурса по методике выполнения медицинской диссертации для аспирантов и молодых преподавателей без ученой степени с целью повышения качества научной подготовки педагогических кадров для высшей школы.

Ключевые слова: спецкурс, научная подготовка, методическое обеспечение, тематический план, медицинский вуз.

«Научный работник должен уметь работать с литературой, быть хорошим экспериментатором, суметь правильно обработать полученный материал, но все же основным его качеством должно быть умение проанализировать материал, после чего сделать правильные обобщения и точные выводы, то есть умение научно мыслить». ГЛ.Ратнер.

Современная высшая медицинская школа придает исключительное значение подготовке научно-педагогических кадров через аспирантуру и соискательство. Вместе с тем, не все диссертанты выполняют исследования в установленные сроки обучения, что свидетельствует об отсутствии у них достаточных знаний о методике выполнения медицинской диссертации, ее структуре и оформлении. Последствиями методологической неподготовленности диссертантов становятся как неудачный выбор темы исследования, трудности в проведении экспериментальных или клинических испытаний, так и недостаточный уровень доказательности полученных результатов. Автором разработан комплексный подход к организации педагогического процесса научной подготовки преподавателя высшей медицинской школы.

Целью организации педагогического процесса является оказание методической помощи преподавателям при выполнении исследования, способствующей повышению эффективности подготовки кандидатских диссертаций по медицинским специальностям. Эта цель достигается путем организации при кафедрах педагогики курса «Основы подготовки медицинской диссертации», в результате освоения которого слушатели приобретают необходимые знания, умения и

о

Осетрова Ольга Вениаминовна, кандидат педагогических наук, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры E-mail: info@samsmu. ru

практические навыки в выполнении собственного исследования. Развитие способностей к выполнению самостоятельной исследовательской работе способствует сокращению периода работы над диссертацией, повышению значимости полученных результатов, а, следовательно, и их востребованности в здравоохранении.

Для организации процесса обучения преподавателя к научной работе сформирована программа и учебный план, разработаны методические рекомендации, составлено учебное пособие и организован спецкурс. В результате выполненных мероприятий кафедрам педагогики медицинских вузов предоставляется педагогическая технология на основе модульного построения содержания обучения, включающая полное комплексное методическое обеспечение по организации и чтению спецкурса.

При разработке курса были учтены традиционные подходы и современные тенденции в организации научной работы. Обобщены разработки российских науковедов, известных ученых-медиков и клиницистов с 1940 г. по настоящее время и дополнены научными публикациями автора. Программа рассчитана на 72 аудиторных часа, состоит из 12 разделов, включающих лекции, семинары, практические занятия, лабораторные практикумы (см. Табл). Итоговый контроль -квалификационный экзамен. Документ о прохождении курса - удостоверение о повышении квалификации. Аудиторное обучение позволяет проводить образовательный мониторинг, чтобы своевременно диагностировать, прогнозировать и корректировать процесс обучения аспирантов и преподавателей - соискателей ученой степени кандидата медицинских наук на период выполнения

диссертации. Разработанное учебное пособие «Основы подготовки медицинской диссертации» ориентировано на организацию аудиторного спецкурса, что является главным отличием от изданных пособий, направлен-

ных на самостоятельное изучение методологии выполнения медицинской диссертации, влекущее разную степень усвоения и возможное недопонимание изучаемого материала.

Таб. Тематический план курса

семинар

Разделы программы лекции часы практическое занятие часы

Компетентностный подход в подготовке

1. педагога медицинского вуза к научной деятельности. 1.1. Категория компетентности в организации учебного процесса. 1.2. Оценка качества подготовки педагога к научной работе. 1.3. Основные компетенции: учебная, исследовательская, коммуникативная 1 1 1 2

2. Характеристика научного исследования. 2.1. Понятие «научное исследование». 2.2. Объект и предмет науки. 2.3. Задачи медицинской науки. 2.4. Особенности научного исследования в области медицины 1 2 1 2

3. Основные этапы подготовки научной работы. 3.1.Характеристика циклов подготовки научной работы. 3.2. Содержание циклов подготовки работы. 3.3. Язык и стиль научной работы. 3.4. Разновидности научных работ. 1 2 1 2

4. Требования к кандидатской диссертации как квалификационной работе. 4.1. Сущность понятия «диссертация». 4.2. Критерии соответствия научной работы кандидатской диссертац 1 2 1 2

5. Понятие о структуре медицинской диссертации. 5.1. Этапы работы над диссертацией. 1 2 1 2

5.2. Общая характеристика структуры медицинской диссертации. 5.3. Назначение автореферата

Паспорта и номенклатура научных специальностей.

6. 6.1. Понятие о номенклатуре научных специальностей. 6.2. Характеристика паспортов научных специальностей: медицинские, биологические, психологические, фармацевтические науки 1 1 1 2

7. Методы выполнения научных исследований, применяемые в медицине. 7.1. Значение методов в научном исследовании. 7.2. Общенаучные подходы к применению методов. 7.3. Исторический метод. 7.4. Метод натурного наблюдения. 7.5. Экспериментальный метод. 7.6. Социологический метод. 7.7. Статистический метод. 7.8. Логический метод 1 2 1 2

8. Выбор и утверждение темы диссертации. 8.1. Типы диссертационных исследований. 8.2. Приоритетные направления в медицинской науке. 8.3. Характеристика аннотации к теме диссертации. 8.4. Сопоставительный анализ аннотации с разделами «Введение» в диссертации и «Общая характеристика работы» в автореферате. 8.5. Оформление документов, подготовка к выступлению и процедура утверждения темы диссертации 2 4 2 4

Планирование и выполнение разделов диссертации.

9. 9.1.Этапы научного исследования и последовательность их выполне! 9.2.Составление рабочего плана выполнения диссертации. 9.3.Планирование и выполнение экспериментального раздела диссертации. 9.4.Планирование и выполнение клинической части диссертации. 3 6 2 4

9.5.Планирование и выполнение главы «Материал и методы исследования»

10. Технология завершающей научной обработки материалов исследования. 10.1.Основные элементы и содержание завершающей научной обработки. 10.2. Методика подготовки раздела «Собственные исследования». 10.3. Методика написания главы «Обсуждение полученных результа тов». 10.4. Оформление разделов «Выводы», «Практические рекомендации 10.5. Заключительный этап подготовки диссертации к защите. 2 4 3 6

11. Самоорганизация исследователя при информационном поиске научной литературы. 11.1. Подготовка к поиску научной информации. 11.2. Система научно-медицинской информации и ведущие информационные издания и базы данных по медицине. 11.3. Действия, предшествующие информационному поиску. 11.4. Общая характеристика и схема поиска научной медицинской информации по теме диссертации. 11.5. Оценка качества и критерии отбора научной медицинской информации. 2 4 2 4

12. Методика работы с научной литературой. 12.1. Смысловой анализ научного текста. 12.2. Реферирование научных публикаций. 12.3.Рекомендации по подготовке и оформлению главы «Обзор лите туры» 2 4 3 6

Итого: 72 час. 18 34 19 38

Задание к экзамену: 1. Составить расширенную аннотацию по теме исследования. 2. Сформулировать понятийный аппарат и ключевые слова для информационного поиска. 3. Опубликовать 1 статью. 4. Подготовить оглавление к диссертации. 5. Оформить список использованной литературы по действующему ГОСТу. 6. Представить по выбору фрагмент диссертации объемом не менее 30 стр.

ПРОГРАММА КУРСА ТЕМА 1. Компетентностный подход в подготовке педагога медицинского вуза к научной деятельности. Знания и практические навыки в результате изучения темы: о оценить собственную подготовку к научной работе;

о усвоить основные компетенции при организации исследования; Семинар: Формирование «ключевых» компетенций исследователя.

ТЕМА 2. Характеристика научного исследования. Знания и практические навыки в результате изучения темы: о усвоить значение понятия «научное исследование»; о иметь представление об объекте и предмете медицинской науки; о знать задачи медицинского исследования; о уметь выявлять особенности медицинских НИР;

о использовать полученные знания при разработке направления собственного исследования;

Семинар: Профессиональная готовность аспиранта к выполнению научного исследования.

ТЕМА 3. Основные этапы подготовки научной работы. Знания и практические навыки в результате изучения темы: о усвоить содержание циклов подготовки научного труда (исследовательский, информационный, аналитико-синтетический, критический, трансляци-онно-оформитель-ский); о уметь составить план к содержанию циклов собственного исследования; о выработать навыки написания работы с учетом стиля и синтаксиса научного текста;

о знать содержание различных видов научного текста.

Практическое занятие: Стилистическая обработка научного текста.

ТЕМА 4. Требования к кандидатской диссертации как квалификационной работе.

Знания и практические навыки в результате изучения темы:

о усвоить определение понятия «кандидатская диссертация»; о знать критерии соответствия научного исследования кандидатской диссертации. Практическое занятие: Разбор критериев соответствия исследования кандидатской диссертации.

ТЕМА 5. Понятие о структуре медицинской диссертации и автореферате. Знания и практические навыки в результате изучения темы:

о изучить требования к структуре медицинской диссертации; о освоить последовательность выполнения

отдельных разделов диссертации; о ознакомиться с назначением автореферата.

Семинар: Изучение основных (традиционных) структурных элементов медицинской диссертации.

ТЕМА 6. Паспорта и номенклатура научных специальностей. Знания и практические навыки в результате изучения темы: о иметь представление о разновидностях

медицинских научных специальностей; о знакомиться с паспортами научных специальностей по медицинским, биологическим, фармацевтическим, психологическим наукам.

Практическое занятие: Характеристика паспорта избранной научной специальности.

ТЕМА 7. Методы выполнения научных исследований, применяемые в медицине. Знания и практические навыки в результате изучения темы:

о знать значение методов в выполнении

исследования; о уметь использовать методы исследования, применяемые в медицинских НИР: метод натурного наблюдения, экспериментальный (клинико-экспериментальный), социологический, исторический, логический, статистический. Практическое занятие: Роль метода в научном исследовании.

ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ:

1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы [Текст] / А.А.Ануфриев. - М.: 2005. -112 с.

2. Батько Б.М. Соискателю ученой степени: практические рекомендации [Текст] / Б.М.Батько. - М.: 2000. - 212 с.

3. Белицкии В.И. Понятийные основы методологии научных исследований: методическое пособие [Текст] / В.И.Белицкий,

А.А.Бянкин, А.П.Чихонадских. - СПб.: 2000. - 159 с.

4. Волков Ю.Г. Как стать ученым: практическое

пособие [Текст] / Ю.Г.Волков, А.В.Дмитриев, СА.Спасский. - М.: 2005. - 252 с.

5. Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы в медицине [Текст] / А.С.Георгиевский. - М.: 1981. - 256 с.

6. Гордеев О.И. Основы научных исследований:

учебное пособие [Текст] / О.И.Гордеев, Л.А.Ильин. - Новосибирск: 1995. - 149 с.

7. Калью П.И. О методике научных исследова-

ний по организации здравоохранения [Текст] / П.И.Калью. - М.: 1961. - 98 с.

8. Как защитить диссертацию. Нормативно-правовые аспекты. - М.: 2006. - 36 с.

9. Кожевников П.В. Вопросы методики работы

над кандидатской медицинской диссертацией [Текст] / П.В.Кожевников. - Ашхабад: 1947. - 196 с.

10. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н.Кузнецов. - М.: 2006. - 460 с.

11. Медицинская диссертация: руководство [Текст] / авт.-сост. С.А.Трещев; под ред. акад. РАМН проф. И.Н.Денисова. - М.: 2008. - 368 с.

12. Петров Ю.А. Общая методология мышления [Текст] / Ю.А.Петров, А.А.Захаров. -М.: 2006. - 72 с.

13. Романкова Л.И. Научно-педагогические кадры высшей школы России. Современное состояние и концепция развития [Текст] / Л.И.Романкова. - М.: 239 с.

14. Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ [Текст] / Г.И.Рузавин. - М.: 1978. - 110 с.

15. Седов Л.И. Размышления о науке и об ученых [Текст] / Л.И.Седов. - М.: 1980. - 440 с.

16. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов) [Текст] / Н.Н.Соловьева. - М.: 2003. - 102 с.

17. Усачева И.В. Формирование учебной исследовательской деятельности [Текст] / И.В.Усачева, И.И.Ильясова. - М.: 1986. -121.

ТЕМА 8. Выбор и утверждение темы диссертации. Знания и практические навыки в результате изучения темы: o сформулировать тему диссертации; o уметь обосновать актуальность темы исследования; o определить цель и задачи исследования; o отразить новизну исследования; o указать материал и методы исследования; o перечислить изучаемые явления и используемые средства;

о обозначить ожидаемый результат и практическая значимость исследования. Практическое занятие: Технология составления расширенной аннотации по теме исследования.

Лабораторный практикум: Моделирование процедуры утверждения темы диссертации на ученом совете (сценарий заседания факультетского ученого совета). ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 8:

1. Коваленко Е.С. Основы научных исследований: учебное пособие [Текст] / Е.С.Коваленко, О.Н.Киселев, Г.С.Шарыгин. - Томск: 1989. - 192 с.

2. Кожевников П.В. Вопросы методики работы

над кандидатской медицинской диссертацией [Текст] / П.В.Кожевников. - Ашхабад: 1947. - 196 с.

3. Медицинская диссертация: руководство [Текст] / Авт.-сост. С.А.Трещев; под ред. акад. РАМН проф. И.Н.Денисова. - М.: 2008. - 368 с.

4. Орлов Ю.М. Основы научной риторики [Текст] / Ю.М.Орлов. - М.: 1997. - 28 с.

5. Повзун С.А. Медицинская диссертация [Текст] / А.С.Повзун. - СПб, 2002. - 224 с.

6. Ратнер Г.Л. Как работать над медицинской диссертацией [Текст] / Г.Л.Ратнер. - Саратов: 1989. - 182 с.

7. Рейнберг С.А. Как работать над медицинской

диссертацией [Текст] / С.А.Рейнберг. - Л.: 1940. - 95 с.

8. Романкова Л.И. Научно-педагогические кадры высшей школы России. Современное состояние и концепция развития [Текст] / Л.И. Романкова. - М.: 2004. - 239 с.

9. Сили Д. Как написать доклад / Д.Сили. - М.:

2004. - 111 с.

10. Соловьев В.И. О функциональных свойствах автореферата диссертации и особенности его составления [Текст] / В.И.Соловьев // НТИ. Сер.1: Орг. и методика информ. работы. Сер. 1. - 1981. - 6. - С. 11 - 15.

11. Сопер П. Основы искусства речи [Текст] / П. Сопер. - М.: 1992. - 110 с.

ТЕМА 9. Планирование и выполнение разделов диссертации. Знания и практические навыки в результате изучения темы: о знать этапы составления рабочего плана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

диссертации; о разработать календарный график работы

над диссертацией; о ознакомиться с содержанием этапов экспериментального раздела диссертации; о ознакомиться с содержанием этапов вы-пол-нения клинической части работы;

о овладеть методиками работы по сбору и систематизации материалов исследования;

о усвоить рекомендации по выполнению главы «Материал и методы исследования».

Практические занятия:

1. Составление рабочего плана выполнения диссертации.

2. Разбор содержания главы «Материал и методы исследования». ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 9:

1. Даль М.К. Медицинская диссертация [Текст]

/ М.К.Даль. - Киев: 1959. - 89 с.

2. Евсеев, В.С. Подготовка и защита диссертации: справочно-методическое пособие [Текст] / В.С.Евсеев. - СПб.: 1991. - 304 с.

3. Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы в медицине [Текст] / А.С.Георгиевский. - М.: 1981.

- 256 с.

4. Захаров А. Как написать и защитить диссер-

тацию [Текст] / А.Захаров, Т.Захарова. -СПб.: 2004. - 157 с.

5. Калью П.И. О методике научных исследова-

ний по организации здравоохранения [Текст] / П.И.Калью. - М.: 1961. - 98 с.

6. Кирпатовский И.Д. Медицинская диссертация и методика ее оформления [Текст] / И.Д.Кирпатовский, Е.П.Цветов. - М.: 1971.

- 98 с.

7. Осетрова О.В. Управление качеством подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру в высшей медицинской школе [Текст] / О.В.Осетрова // Подготовка научных кадров в Российской Федерации. Состояние и перспективы развития. - Нижний Новгород: 2007. - С. 228 - 238.

8. Ратнер Г.Л. Как работать над медицинской диссертацией [Текст] / Г.Л.Ратнер. - Саратов: 1989. - 182 с.

9. Рейнберг С.А. Как работать над медицинской

диссертацией [Текст] /С.А.Рейнберг. - Л.: 1940. - 95 с.

10. Храмович М.А. Научный эксперимент, его место и роль в познании [Текст] / М.А.Храмович. - Минск: 1972. - 110 с.

ТЕМА 10. Технология завершающей научной обработки материалов исследования. Знания и практические навыки в результате изучения темы:

о знать основные элементы и содержание завершающей научной обработки материалов исследования; о усвоить рекомендации по подготовке раздела «Собственные исследования»;

о усвоить рекомендации по выполнению главы «Обсуждение полученных результатов»;

о знать порядок изложения выводов в диссертации, имеющей клинический характер;

о знать порядок изложения выводов в диссертации, имеющей экспериментальный характер;

о изучить требования к составлению практических рекомендаций; о ознакомиться с процедурой предварительной экспертизы диссертации; о знать перечень и содержание документов,

оформляемых к защите диссертации; о написать доклад, соблюдая научный стиль

изложения материала; о оформить презентацию основных результатов исследования; Практические занятия:

1. Разбор содержания раздела «Собственные исследования».

2. Разбор содержания главы «Обсуждение полученных результатов». Лабораторный практикум: Моделирование процедуры защиты диссертации (сценарий заседания диссертационного совета).

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 10:

1. Андреев Г.И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: учебное пособие [Текст] / Г.И.Андреев, С.А.Смирнов, В.А.Тихоми-ров.

- М.: 2004. - 272 с.

2. Белицкий В.И. Понятийные основы методологии научных исследований: методическое пособие [Текст] / В.И.Белицкий, А.А.Бянкин, А.П.Чихонадских. - СПб.: 2000. - 159 с.

3. Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы в медицине [Текст] / А.С.Георгиевский. - М.: 1981.

- 256 с.

4. Гордеев О.И. Основы научных исследований:

учебное пособие [Текст] / О.И.Гордеев, Л.А.Ильин. - Новосибирск: 1995. - 149 с.

5. Глухов В.В. Подготовка и проведение защиты

диссертации: рекомендации для соискателей ученых степеней [Текст] / В.В.Глухов. -СПб: 2000. - 47 с.

6. Загузов Н.И. Технология подготовки и защи-

ты кандидатской диссертации [Текст] / Н.И.Загузов. - М.: 1993. - 114 с.

5. Котельников Г.П. Доказательная медицина. Научно-обоснованная медицинская практика [Текст] / Г.П.Котельников, А.С.Шпигель. - Самара: 2000. - 116 с.

6. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление [Текст] / И.Н.Кузнецов. - М.: 2006. - 460 с.

7. Медицинская диссертация: руководство [Текст] / Авт.-сост. С.А.Трещев; под ред. акад. РАМН проф. И.Н.Денисова. - М.: 2008. - 368 с.

8. Новые правила по защите диссертаций [Текст]. - М.: 2004. - 64 с.

9. Ответы Главного ученого секретаря Высшей аттестационной комиссии В.Н.Неволина и начальника управления государственной аттестации научных и науч-но-педа-гогических работников Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.Г.Выскуба на вопросы участников региональных совещаний [Текст] // Бюллетень ВАК. - 2005. - 5. - С. 11 - 12.

10. Повзун С.А. Медицинская диссертация [Текст] / А.С.Повзун. - СПб.: 2002. - 224 с.

11. Ратнер Г.Л. Как работать над медицинской диссертацией [Текст] / Г.Л.Ратнер. - Саратов: 1989. - 182 с.

12. Рейнберг С.А. Как работать над медицинской диссертацией [Текст] / С.А.Рейнберг. - Л.: 1940. - 95 с.

13. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию [Текст] / С.Д.Резник. - М.: 2006. - 204 с.

14. Сопер П. Основы искусства речи [Текст] / П.Сопер. - М.: 1992. - 110 с.

ТЕМА 11. Самоорганизация исследователя при информационном поиске научной литературы. Знания и практические навыки в результате изучения темы: о знать ведущие базы данных и справочно-

информационные службы по медицине; о овладеть навыками полноты и точности поиска научно-медицинской информации;

о составить схему поиска научно-медицинской информации по теме диссертации;

о изучить способы сбора и систематизации научной литературы, отобранной по теме исследования; о изучить критерии и методы отбора научной информации; о оценивать научную информацию с позиций доказательной медицины. Практические занятия:

1. Характеристика научной публикации по теме исследования с позиций научно-обосно-ванной медицинской практики (доказательной медицины).

2. Формирование базы данных опубликованной научной литературы по теме диссертации.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 11:

1. Бониц М. Научные исследования и научная информация [Текст] / М.Бониц. - М.: 1987.

- 155 с.

2. Власов В.В. Как читать медицинские статьи

Часть 1. Общий алгоритм оценки статьи [Текст] / В.В.Власов // Международный журнал медицинской практики. - 1996. -3. - С. 10 - 15.

3. Гецов Г.Г. Как эффективно работать с инфор-

мацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые [Текст] / Г.Г.Гецов. - М.: 2005. - 121 с.

3. Голенок Л.Н. Новый тип информационного поведения в региональном сообществе ученых-медиков [Текст] / Л.Н.Голенок, О.В.Осетрова // Наследие Н.А.Рубакина и библиотеки современной провинции: Тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. 10 июня 2002 г. - Оренбург: 2002. - С. 82.

4. Двойрин В.В. Какие публикации заслужива-

ют доверия практического врача [Текст] / В.В.Двойрин // Международный журнал медицинской практики. - 1997. - 1. - С. 17

- 19.

5. Захаров А.Г. Информационное обслуживание

российских ученых: современное состояние и перспективы [Текст] / А.Г.Захаров // НТИ - 2000. Информационное общество. Информационные ресурсы и технологии. Телекоммуникации: Материалы 5-ой Меж-дунар. конф., Москва, 22 - 24 нояб. 2000 г. / МФД; ВИНИТИ. - М.: 2000. - С. 127 - 128.

6. Земсков А.И. Электронные библиотеки [Текст] / А.И.Земсков, Я.Л.Шрайберг. - М.: 2001. - 72 с.

7. Иениш Е.В. Библиографический поиск в на-

учной работе [Текст] / Е.В.Иениш. - М.: 1982. - 247 с.

8. Карлик Л.Н. Как находить и использовать медицинскую литературу [Текст] / Л.Н.Карлик. - М.: 1964. - 87 с.

9. Котельников Г.П. Доказательная медицина. Научно-обоснованная медицинская практика [Текст] / Г.П.Котельников, А.С.Шпигель. - Самара: 2000. - 116 с.

10. Логинов Б.Р. Концепция отраслевой системы научной медицинской информации на 2000 - 2005 г.г. [Текст] / Б.Р.Логинов // НТИ - 2000. Информационное общество. Информационные ресурсы и технологии. Телекоммуникации: Материалы 5-ой Меж-дунар. конф., Москва, 22 - 24 нояб. 2000 г. / МФД; ВИНИТИ. - М.: 2000. - С. 210 - 217.

11. Миронов Г.А. Способы повышения качества информационного обслуживания в сетях (в Интернете) [Текст] / Г.А.Миронов // НТИ. Сер.1: Орг. и методика информ. работы. -2001. - 3. - С.10 - 18.

12. Осетрова О.В. Сообщество ученых-медиков: элитарно-информационный подход [Текст] / О.В.Осетрова // Подготовка научных кадров в Российской Федерации. Состояние и перспективы развития / Тез. докл. 2-ой Всеросссийской конф. 19 - 20 июня 2002 г. - Нижний Новгород: 2002. - С. 228 - 238.

13. Осетрова О.В. Информационное поведение сообщества ученых-медиков (региональный аспект) [Текст] / О.В.Осетрова; Самарский гос. мед. ун-т. - Самара: 2002. - 58 с. - ил. -Библиогр. 7 назв. - Рус. - Деп. в ВИНИТИ 21.05.2002, 894 - В. 2002.

14. Медицинские ресурсы русского Интернета: Справ. материалы [Текст] / Сост. И.Л.Сабельникова, О.В.Осетрова. - Самара: 2002. - 40 с.

15. Реброва О.Ю. К вопросу о научно-обоснованной медицинской информации [Текст] /О.Ю.Реброва// НТИ - 2000. Информационное общество. Информационные ресурсы и технологии. Телекоммуникации: Материалы 5-ой Междунар. конф., Москва, 22 - 24 нояб. 2000 г. / МФД; ВИНИТИ. -М.: 2000. - С. 266 - 240.

ТЕМА 12. Методика работы с научной литературой. Знания и практические навыки в результате изучения темы: o усвоить этапы изучения научной литературы;

o изучить типы текста и его композиционную структуру; o овладеть приемами смыслового анализа текста;

o уметь установить логическую структуру текста;

o ознакомиться с методикой выявления

связей внутри текста; o усвоить принципы составления реферата. Практические занятия:

1. Реферирование научной литературы.

2. Подготовка главы «Обзор литературы».

3. Подготовка макета автореферата. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 12:

1. Азимов А. Язык науки [Текст] / А.Азимов. -М.: 1985. - 280 с.

2. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие [Текст] / Под ред. Н.И.Загузова. - М.: 2005.

- 185 с.

3. Глухов В.В. Подготовка и проведение защиты диссертации: Рекомендации для соискателей ученых степеней [Текст] / В.В.Глухов.

- СПб.: 2000. - 47 с.

4. Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы в меди-

цине [Текст] / А.С.Георгиевский. - М.: 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 256 с.

5. Гойхман О.Я. Теория и практика референт-ской деятельности [Текст] / О.Я.Гойхман, Т.В.Гордиенко. - М.: 2001. - 272 с.

6. ГОСТ 7.1 - 2003. Библиографическое описание.

7. ГОСТ 7.80 - 2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

8. ГОСТ 7.82 - 2001. Библиографическая запись электронных ресурсов.

9. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации [Текст] / Н.И.Загузов. - М.: 1993. - 114 с.

10. Захаров А. Как написать и защитить диссертацию [Текст] / А.Захаров, Т.Захарова. -СПб.: 2004. - 157 с.

11. Иванова В.И. Композиционное построение и оформление диссертации и автореферата [Текст] / В.И.Иванова // Методические рекомендации. - М.: 1981. - 36 с.

12. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты [Текст] / Ф.А.Кузин. - М.: 2005. - 224 с.

13. Леонов В.П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы [Текст] / В.П.Леонов. - Новосибирск: 1986.

- 176с.

14. Осетрова О.В. О языке и стиле научного текста [Текст] / О.В.Осетрова. Язык медицины. Сборник статей. - Самара, 2007. - С. 200 - 203.

15. Повзун С.А. Медицинская диссертация [Текст] / А.С.Повзун. - СПб.: 2002. - 224 с.

16. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию [Текст] / С.Д.Резник. - М.: 2006. - 204 с.

17. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений [Текст] / М.П.Сенкевич. - М.: 1984. - 98 с.

18. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов [Текст] / В.И.Соловьев. - М.: 1975. - 104 с.

19. Соловьев В.И. О функциональных свойствах автореферата диссертации и особенности его составления [Текст] / В.И.Соловьев // НТИ. Сер.1: Орг. и методика информ. работы. Сер. 1. - 1981. - 6. - С. 11 - 15.

20. Сили Д. Как написать доклад [Текст] / Д.Сили. - М.: 2004. - 111 с.

21. Усачева И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования [Текст] / И.В.Усачева, И.И.Ильясова. - М.: 1980. - 37 с.

22. Штернберг Л.Ф. Скоростное конспектирование [Текст] / Л.Ф.Штернберг. - М.: 2005.

- 80 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ:

1. Вербицкий А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований [Текст] / А.А.Вербицкий // Педагогика. - 1994. - 3.

- С. 32 - 35.

2. Волков Ю.Г. Как стать ученым: практическое пособие [Текст] / Ю.Г.Волков,

A.В.Дмитриев, СА.Спасский. - М.: 2005. -252 с.

3. Галанов А.С. Как пройти аттестацию [Текст] / А.С.Галанов. - М.: 2001. - 190 с.

4. Глухов В.В. Подготовка и проведение защиты диссертации: Рекомендации для соискателей ученых степеней [Текст] / В.В.Глухов.

- СПб.: 2000. - 47 с.

5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента [Текст] / Р.Готтсданкер. - М.: 1982. - 464 с.

6. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы [Текст] / А.К.Демидова. - М.: 1991. - 100 с.

7. Денисов С.Л. Как правильно оформить диссертацию и автореферат: метод. пособие [Текст] / С.Л.Денисов. - М.: 2006. - 88 с.

8. Кайнова Э.Б. Основы организации научного исследования в педагогике [Текст] / Э.Б.Кайнова. - М.: 2004. - 168 с.

9. Кембаев Б.А. Информационный мониторинг научной продукции ученых и специалистов Казахстана (на примере республиканской программы «Экологическая безопасность») [Текст] / Б.А.Кембаев, Н.Г.Смирнова, С.Т.Омаргазина // НТИ. Сер.1: Орг. и методика информ. работы. -2001. - 5. - С.23

- 32.

10. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент [Текст] /Т.В.Корнилова. - М.: 1997. - 255 с.

11. Корнилова Т.В. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент [Текст] / Т.В.Корнилова. - М.: 1998. - 295 с.

12. Кринецкий И.И. Основы научного исследования [Текст] / И.И.Кринецкий. - Киев: 1981. - 207 с.

13. Леднев В.С. Требования к диссертациям по педагогическим наукам [Текст] /

B.С.Леднев. - М.: 2003. - 60 с.

14. Методические материалы по организации труда начинающих исследователей: аспирантская школа по НОТ в науке [Текст]. -Новосибирск: 1969. - 127 с.

15. Научное творчество / Под ред. С.Р.Мику-линского, М.Г.Ярошевского [Текст]. - М.: 1969. - 446 с.

16. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога -исследователя [Текст] / А.М.Новиков. - М.: 2003. - 104 с.

17. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях [Текст] / Д.А.Новиков. - М.: 2004. - 67 с.

18. Основы современных компьютерных технологий [Текст]. - СПб.: 2005. - 672 с.

19. Ракитов А.И. Философские проблемы науки: системный подход [Текст] / А.И.Ракитов. - М.: 1977. - 270 с.

20. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень [Текст] / Б.А.Райзберг. - М.: 2002. - 400 с.

21. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя [Текст] / Е.И.Регирер. - М.: 1969. - 230 с.

22. Родный Н.И. Очерки по истории и методологии естествознания [Текст] / Н.И.Родный. - М.: 1975. - 422 с.

23. Рузавин Г.И. Методы научного исследования [Текст] / Г.И.Рузавин. - М.: 1974. - 190 с

24. Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста [Текст] / В.И.Свинцов. - М.: 1987. - 89 с.

25. Седов Л.И. Размышления о науке и об ученых [Текст] / Л.И.Седов. - М.: 1980. - 440 с.

26. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В.Сидоренко. - СПб.: 2000. - 350 с.

27. Тюрин Ю.Н. Анализ данных на компьютере [Текст] / Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров. - М.: 1995. - 384 с.

28. Уваров А.А. Ученое звание: порядок присвоения, лишения, восстановления, признания и установления эквивалентности. Практическое пособие [Текст] / А.А.Уваров. -М.: 2006. - 159 с.

29. Узюмов В.Л. Как работать над кандидатской диссертацией [Текст] / В.Л.Узюмов, Е.В.Гусева. - Владимир: 1999. - 165 с.

30. Филлипс Э.М. Как написать и защитить диссертацию: практическое руководство [Текст] / Э.М.Филлипс // Пер. с анг. - Челябинск: 1998. - 285 с.

31. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания [Текст] / В.А.Штофф. - Л.: 1972. - 90 с.

THE SCIENTIFIC TRAINING OF A LECTURER IN MEDICAL UNIVERSITY

© 2009 O.V.Osetrova Samara State Medical University

The article is devoted to the development and realization of the special audience course on the method of medical thesis fulfillment for the postgraduates and young teachers without scientific degrees. The aim of it is to increase quality of scientific preparation of pedagogical personnel for higher education.

Key words: special course, scientific preparation, topic plan, medical university.

Olga Veniaminovna Osetrova Ph.D. pedagogical sciences, head of postgraduate study and doctoral studies department

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.