Научная статья на тему 'Структурирование учебной информации в пособии для научной подготовки аспирантов медицинского вуза'

Структурирование учебной информации в пособии для научной подготовки аспирантов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ГРАФА / SCIENTIFIC TRAINING / EDUCATIONAL MATERIAL STRUCTURING / EDUCATIONAL ELEMENTS / MAKING A PICTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осетрова О. В.

На примере одной из тем авторского пособия выполнена спецификация учебных элементов как формы наглядного отображения структуры учебного материала для научной подготовки аспирантов медицинского вуза. Система изучаемых понятий представлена в форме графа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TEXTBOOK INFORMATION STRUCTURING FOR SCIENTIFIC TRAINING OF MEDICAL UNIVERSITY POSTGRADUATES

Based on one of the author's themes, specification of educational elements as the forms of educational material visual reflection in training medical university post-graduates to carry out scientific research is revealed. The system of analyzed notions is presented in a picture form.

Текст научной работы на тему «Структурирование учебной информации в пособии для научной подготовки аспирантов медицинского вуза»

УДК 378

СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОСОБИИ ДЛЯ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© 2010 О.В.Осетрова

Самарский государственный медицинский университет

Статья поступила в редакцию 09.09.2010

На примере одной из тем авторского пособия выполнена спецификация учебных элементов как формы наглядного отображения структуры учебного материала для научной подготовки аспирантов медицинского вуза. Система изучаемых понятий представлена в форме графа.

Ключевые слова: научная подготовка, структурирование учебного материала, учебные элементы, конструирование графа.

При разработке пособия для научной подготовки аспирантов нами учитывался принцип проблемности в изложении материала1. Содержание пособия выстраивалось с учетом исследовательского и профессионального опыта, который необходимо приобрести будущим преподавателям по программе подготовки в аспирантуре. Принимая во внимание, что аспиранты и молодые преподаватели в рамках студенческих научных кружков уже получили представление о научной работе и имели эмпирический опыт, им предлагается формулировать и осмысливать проблему собственного исследования на основе понимания сложности и противоречивости содержания современных научных достижений в медицинской отрасли.

Технологический подход к построению пособия отражает основные принципы, установленные ученым-педагогом В.Я.Свирским2: 1) принцип объективно существующих связей, информация о которых должна быть усвоена обучаемыми; 2) принцип логического следования, отражающий в структуре информации причинно-следственные связи между ее элементами; 3) принцип подчиненности, отражающий иерархическую структуру информации; 4) принцип соответствия структуры учебной информации характеру практической деятельности, к которой готовится обучаемый; 5) принцип соответствия структуры учебной информации закономерностям познавательной деятельности.

Основой структурирования содержания учебного материала является представление

Осетрова Ольга Вениаминовна, кандидат педагогических наук, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры. E-mail: info@samsmu.ru

1 Осетрова О.В. Основы подготовки медицинской диссертации: Учебное пособие. - Самара: 2009.

2 Свирский В.Я. Методические указания по разработке структуры учебной информации. - М.: 1980.

смысловой структуры учебной информации, включающей выделение основных учебных элементов и установление связей между ними. Под учебным элементом, подлежащим усвоению, мы понимаем часть информации, представляющей законченный учебный материал. Каждый учебный элемент является носителем только одной информации, отсутствующей в других учебных элементах. В зависимости от конкретного содержания учебной информации в качестве учебного элемента выступают: понятие, факт, процесс, принцип, способ действия, характеристика объекта, вывод.

В структуру учебного материала включены разделы: характеристика медицинского научного исследования с установкой на соответствие диссертации научно-квалификационной работе; организация этапов подготовки медицинской диссертации с ориентацией на область исследования по научному паспорту медицинской специальности; клинико-экспериментальные особенности выполнения исследования на основе доказательной медицины. В конструкцию пособия включен комплекс учебных материалов, развивающих информационную активность исследователя, языковые возможности изложения авторского научного текста и коммуникативную деятельность в профессиональном сообществе.

Структура изложения материала в каждом модуле учебного пособия создается всей совокупностью учебных элементов, включенных в определенные взаимосвязи, среди которых мы выделяем взаимодействие, управление и функциональные связи. Нами предусмотрен следующий порядок структурирования содержания в модуле: целевая установка изучения темы; спецификация учебных элементов; граф изучения темы. В соответствии с тематической программой обучения аспирантов методике выполнения медицинской диссертации, проиллюстри-

руем особенности структурирования содержания темы «Типы диссертационных исследований».

Цели изучения темы: ознакомить обучающихся с актуальными направлениями медицинской науки; помочь усвоить разновидности медицинских НИР; сориентировать исследователей в выборе собственного направления исследования; помочь обучающимся уяснить сущность избранной медицинской специальности по научному паспорту. В результате изучения темы обучающиеся должны иметь представление о значении медицинской науки в развитии здравоохранения, знать разновидности медицинских диссертаций, классификацию медицинских исследований, ориентационные этапы

работы в период организации исследования и уметь обосновать сущность разновидностей медицинских НИР, самостоятельно формулировать и раскрывать содержание основных этапов работы над исследованием.

После целевой установки изучения темы нами выполнена спецификация учебных элементов, для чего проведен структурно-логический анализ содержания. Между выделенными учебными элементами установлены связи и дифференцированы уровни усвоения понятий. Основу спецификации учебных элементов как формы наглядного отображения структуры учебного материала составляет перечень базовых изучаемых понятий и уровни их усвоения (таб. 1).

Таб. 1. Спецификация учебных элементов темы «Типы диссертационных исследований» из модуля «Выбор и утверждение темы медицинской диссертации»

Учебные вопросы Номер основания графа Наименование учебных элементов (базовые изучаемые понятия) Требуемый уровень усвоения ознакомление воспроизведение трансформирование

Вопрос 1.1. Разновидности медицинских 1.1.1. Фундаментальные исследования О

1.1.2. Прикладные исследования О

диссертации 1.1.3. Научные разработки О

Вопрос 1.2. Классификация медицинских 1.2.1. Разработка методов лечения и профилактики В

1.2.2. применение лекарственных препаратов В

исследований 1.2.3. структурные, функциональные и биохимические аспекты заболеваний и патологических состояний В

1.2.4. критерии экспертных оценок состояния здоровья В

1.2.5. разработка методов диагностики заболеваний В

1.2.6. исследование состояния здоровья в популяции В

1.2.7. влияние на организм факторов окружающей среды В

1.2.8. разработка средств и методов диагностики и лечения В

1.2.9. 1.2.10. о изучение психологии и поведенческой реакции человека в условиях болезни или воздействия на организм патогенных факторов о организация медицинской помощи населению В

Вопрос 1.3. Ориентационные этапы работы в период организации исследования 1.3.1. 1.3.1.1. 1.3.1.2. 1.3.1.3. Формулировка проблемы: о центральный вопрос о противоречие, заключенное в проблеме о результаты исследования Т

1.3.2. 1.3.2.1. 1.3.2.2. 1.3.2.3. Построение проблемы: о разделение проблемы на вопросы (сертификация) о упорядочение и формулирование вопросов и подвопросов (композиция) о определение границ исследования (локализация) Т

1.3.3. Оценка проблемы: Т

1.3.3.1. о определение условий для решения проблемы: время, средства, возможность постановки эксперимента, проведения клинических испытаний, предварительный выбор методик (кондифика-ция)

1.3.3.2. о выявление возможных направлений решения проблемы и установление степени разработанности планируемого исследования (когнифика-

1.3.3.3. ция) о выработка установок на возможность замены одних вопросов проблемы на другие и поиск альтернатив для решения иных проблем (ва-

1.3.3.4. риатификация) о соотнесение проблемы с тем или иным типом разработки: проблема не разработана, недостаточно разработана, требует дополнительного проведения исследования (квалификация).

1.3.4. Обоснование проблемы: Т

1.3.4.1. о установление содержательных связей данной проблемы с другими проблемами

1.3.4.2. о аргументы важности проблемы (актуализация)

1.3.4.3. о выдвижение доводов против проблемы, то есть, постановка таких вопросов, которые по своему содержанию будут противоположными данной проблеме (компрометация)

1.3.4.4. о внесение общепринятых специальных понятий, терминов, определений, сокращений, относящихся к проблеме исследования (экспликация)

1.3.4.5. о изложение содержания проблемы с учетом основных требований к языку и стилю научного текста (перекодировка):

1.3.4.5.1 о формулировка темы

1.3.4.5.2 о определение цели и задач исследования

1.3.4.5.3 о обоснование актуальности темы

Выполнение спецификации учебных элемен- понимаем совокупность учебных элементов сотов сопровождается дальнейшим этапом конст- держания темы, построенных в определенных руирования, заключающимся в построении взаимосвязях, отражающих структуру и после-графа учебной информации. Под графом мы довательность изложения учебного материала.

Рис. 1. Конструирование графа изучения темы «Типы диссертационных исследований»

Система изучаемых понятий, представленная в форме графа на конкретном примере, с методической точки зрения соответствует требованиям к организации учебной деятельности, сформулированным ученым-педагогом В.П.Бес-палько3. Так ориентировочную основу деятельности составляют элементы основания графа; содержание исполнительской деятельности -элементы, подлежащие усвоению и воспроизведению (второй и третий уровни построения графа); содержание контролирующих действий - элементы, четвертого уровня, трансформирующие способы поисковой деятельности. Для построения графа нами установлены основания согласно учебным вопросам, подлежащим изучению, наименования которых отражены в таб. 1: 1.1. - 1.2. - 1.3. К каждому основанию отобраны элементы графа, чтобы наиболее наглядно отразить базовые знания, требуемые для усвоения учебной темы (рис.1).

Представленный граф изучения учебной темы включает четыре уровня усвоения учебного материала в зависимости от целевых установок. Первый уровень усвоения 1.1. - 1.3. определяется целевой установкой - изучить базовые учебные вопросы: разновидности медицинских

диссертаций (1.1.); классификация медицинских исследований (1.2.); ориентационные этапы работы в период организации исследования (1.3.). Второй уровень 1.1.1. - 1.3.4. сопровождается целевой установкой - усвоить и воспроизвести общее содержание учебных вопросов. Третий уровень 1.3.1.1. - 1.3.4.5. основывается на целевой установке - применять содержание изучаемых понятий. Четвертый уровень 1.3.4.5.1. - 1.3.4.5.3. обусловлен целевой установкой - трансформировать способы и формы поисковой деятельности: изложение содержания планируемой собственной темы исследования с учетом формулировки темы, определения цели и задач исследования, обоснования актуальности темы для практического здравоохранения.

Таким образом, при построении пособия учебный материал конструировался таким образом, чтобы обучаемый не только усваивал теоретические знания и практические навыки, но и формировался как личность преподавателя-исследователя.

3 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: 1989.

EDUCATIONAL TEXTBOOK INFORMATION STRUCTURING FOR SCIENTIFIC TRAINING OF MEDICAL UNIVERSITY POSTGRADUATES

© 2010 O.V.Osetrova

Samara State Medical University

Based on one of the author's themes, specification of educational elements as the forms of educational material visual reflection in training medical university post-graduates to carry out scientific research is revealed. The system of analyzed notions is presented in a picture form.

Keywords: scientific training, educational material structuring, educational elements, making a picture.

Olga Veniaminovna Osetrova, Candidate of pedagogy, Head of Department of postgraduate and doctoral study. E-mail: info@samsmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.