УДК 378
СТРУКТУРИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОСОБИИ ДЛЯ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
© 2010 О.В.Осетрова
Самарский государственный медицинский университет
Статья поступила в редакцию 09.09.2010
На примере одной из тем авторского пособия выполнена спецификация учебных элементов как формы наглядного отображения структуры учебного материала для научной подготовки аспирантов медицинского вуза. Система изучаемых понятий представлена в форме графа.
Ключевые слова: научная подготовка, структурирование учебного материала, учебные элементы, конструирование графа.
При разработке пособия для научной подготовки аспирантов нами учитывался принцип проблемности в изложении материала1. Содержание пособия выстраивалось с учетом исследовательского и профессионального опыта, который необходимо приобрести будущим преподавателям по программе подготовки в аспирантуре. Принимая во внимание, что аспиранты и молодые преподаватели в рамках студенческих научных кружков уже получили представление о научной работе и имели эмпирический опыт, им предлагается формулировать и осмысливать проблему собственного исследования на основе понимания сложности и противоречивости содержания современных научных достижений в медицинской отрасли.
Технологический подход к построению пособия отражает основные принципы, установленные ученым-педагогом В.Я.Свирским2: 1) принцип объективно существующих связей, информация о которых должна быть усвоена обучаемыми; 2) принцип логического следования, отражающий в структуре информации причинно-следственные связи между ее элементами; 3) принцип подчиненности, отражающий иерархическую структуру информации; 4) принцип соответствия структуры учебной информации характеру практической деятельности, к которой готовится обучаемый; 5) принцип соответствия структуры учебной информации закономерностям познавательной деятельности.
Основой структурирования содержания учебного материала является представление
Осетрова Ольга Вениаминовна, кандидат педагогических наук, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры. E-mail: [email protected]
1 Осетрова О.В. Основы подготовки медицинской диссертации: Учебное пособие. - Самара: 2009.
2 Свирский В.Я. Методические указания по разработке структуры учебной информации. - М.: 1980.
смысловой структуры учебной информации, включающей выделение основных учебных элементов и установление связей между ними. Под учебным элементом, подлежащим усвоению, мы понимаем часть информации, представляющей законченный учебный материал. Каждый учебный элемент является носителем только одной информации, отсутствующей в других учебных элементах. В зависимости от конкретного содержания учебной информации в качестве учебного элемента выступают: понятие, факт, процесс, принцип, способ действия, характеристика объекта, вывод.
В структуру учебного материала включены разделы: характеристика медицинского научного исследования с установкой на соответствие диссертации научно-квалификационной работе; организация этапов подготовки медицинской диссертации с ориентацией на область исследования по научному паспорту медицинской специальности; клинико-экспериментальные особенности выполнения исследования на основе доказательной медицины. В конструкцию пособия включен комплекс учебных материалов, развивающих информационную активность исследователя, языковые возможности изложения авторского научного текста и коммуникативную деятельность в профессиональном сообществе.
Структура изложения материала в каждом модуле учебного пособия создается всей совокупностью учебных элементов, включенных в определенные взаимосвязи, среди которых мы выделяем взаимодействие, управление и функциональные связи. Нами предусмотрен следующий порядок структурирования содержания в модуле: целевая установка изучения темы; спецификация учебных элементов; граф изучения темы. В соответствии с тематической программой обучения аспирантов методике выполнения медицинской диссертации, проиллюстри-
руем особенности структурирования содержания темы «Типы диссертационных исследований».
Цели изучения темы: ознакомить обучающихся с актуальными направлениями медицинской науки; помочь усвоить разновидности медицинских НИР; сориентировать исследователей в выборе собственного направления исследования; помочь обучающимся уяснить сущность избранной медицинской специальности по научному паспорту. В результате изучения темы обучающиеся должны иметь представление о значении медицинской науки в развитии здравоохранения, знать разновидности медицинских диссертаций, классификацию медицинских исследований, ориентационные этапы
работы в период организации исследования и уметь обосновать сущность разновидностей медицинских НИР, самостоятельно формулировать и раскрывать содержание основных этапов работы над исследованием.
После целевой установки изучения темы нами выполнена спецификация учебных элементов, для чего проведен структурно-логический анализ содержания. Между выделенными учебными элементами установлены связи и дифференцированы уровни усвоения понятий. Основу спецификации учебных элементов как формы наглядного отображения структуры учебного материала составляет перечень базовых изучаемых понятий и уровни их усвоения (таб. 1).
Таб. 1. Спецификация учебных элементов темы «Типы диссертационных исследований» из модуля «Выбор и утверждение темы медицинской диссертации»
Учебные вопросы Номер основания графа Наименование учебных элементов (базовые изучаемые понятия) Требуемый уровень усвоения ознакомление воспроизведение трансформирование
Вопрос 1.1. Разновидности медицинских 1.1.1. Фундаментальные исследования О
1.1.2. Прикладные исследования О
диссертации 1.1.3. Научные разработки О
Вопрос 1.2. Классификация медицинских 1.2.1. Разработка методов лечения и профилактики В
1.2.2. применение лекарственных препаратов В
исследований 1.2.3. структурные, функциональные и биохимические аспекты заболеваний и патологических состояний В
1.2.4. критерии экспертных оценок состояния здоровья В
1.2.5. разработка методов диагностики заболеваний В
1.2.6. исследование состояния здоровья в популяции В
1.2.7. влияние на организм факторов окружающей среды В
1.2.8. разработка средств и методов диагностики и лечения В
1.2.9. 1.2.10. о изучение психологии и поведенческой реакции человека в условиях болезни или воздействия на организм патогенных факторов о организация медицинской помощи населению В
Вопрос 1.3. Ориентационные этапы работы в период организации исследования 1.3.1. 1.3.1.1. 1.3.1.2. 1.3.1.3. Формулировка проблемы: о центральный вопрос о противоречие, заключенное в проблеме о результаты исследования Т
1.3.2. 1.3.2.1. 1.3.2.2. 1.3.2.3. Построение проблемы: о разделение проблемы на вопросы (сертификация) о упорядочение и формулирование вопросов и подвопросов (композиция) о определение границ исследования (локализация) Т
1.3.3. Оценка проблемы: Т
1.3.3.1. о определение условий для решения проблемы: время, средства, возможность постановки эксперимента, проведения клинических испытаний, предварительный выбор методик (кондифика-ция)
1.3.3.2. о выявление возможных направлений решения проблемы и установление степени разработанности планируемого исследования (когнифика-
1.3.3.3. ция) о выработка установок на возможность замены одних вопросов проблемы на другие и поиск альтернатив для решения иных проблем (ва-
1.3.3.4. риатификация) о соотнесение проблемы с тем или иным типом разработки: проблема не разработана, недостаточно разработана, требует дополнительного проведения исследования (квалификация).
1.3.4. Обоснование проблемы: Т
1.3.4.1. о установление содержательных связей данной проблемы с другими проблемами
1.3.4.2. о аргументы важности проблемы (актуализация)
1.3.4.3. о выдвижение доводов против проблемы, то есть, постановка таких вопросов, которые по своему содержанию будут противоположными данной проблеме (компрометация)
1.3.4.4. о внесение общепринятых специальных понятий, терминов, определений, сокращений, относящихся к проблеме исследования (экспликация)
1.3.4.5. о изложение содержания проблемы с учетом основных требований к языку и стилю научного текста (перекодировка):
1.3.4.5.1 о формулировка темы
1.3.4.5.2 о определение цели и задач исследования
1.3.4.5.3 о обоснование актуальности темы
Выполнение спецификации учебных элемен- понимаем совокупность учебных элементов сотов сопровождается дальнейшим этапом конст- держания темы, построенных в определенных руирования, заключающимся в построении взаимосвязях, отражающих структуру и после-графа учебной информации. Под графом мы довательность изложения учебного материала.
Рис. 1. Конструирование графа изучения темы «Типы диссертационных исследований»
Система изучаемых понятий, представленная в форме графа на конкретном примере, с методической точки зрения соответствует требованиям к организации учебной деятельности, сформулированным ученым-педагогом В.П.Бес-палько3. Так ориентировочную основу деятельности составляют элементы основания графа; содержание исполнительской деятельности -элементы, подлежащие усвоению и воспроизведению (второй и третий уровни построения графа); содержание контролирующих действий - элементы, четвертого уровня, трансформирующие способы поисковой деятельности. Для построения графа нами установлены основания согласно учебным вопросам, подлежащим изучению, наименования которых отражены в таб. 1: 1.1. - 1.2. - 1.3. К каждому основанию отобраны элементы графа, чтобы наиболее наглядно отразить базовые знания, требуемые для усвоения учебной темы (рис.1).
Представленный граф изучения учебной темы включает четыре уровня усвоения учебного материала в зависимости от целевых установок. Первый уровень усвоения 1.1. - 1.3. определяется целевой установкой - изучить базовые учебные вопросы: разновидности медицинских
диссертаций (1.1.); классификация медицинских исследований (1.2.); ориентационные этапы работы в период организации исследования (1.3.). Второй уровень 1.1.1. - 1.3.4. сопровождается целевой установкой - усвоить и воспроизвести общее содержание учебных вопросов. Третий уровень 1.3.1.1. - 1.3.4.5. основывается на целевой установке - применять содержание изучаемых понятий. Четвертый уровень 1.3.4.5.1. - 1.3.4.5.3. обусловлен целевой установкой - трансформировать способы и формы поисковой деятельности: изложение содержания планируемой собственной темы исследования с учетом формулировки темы, определения цели и задач исследования, обоснования актуальности темы для практического здравоохранения.
Таким образом, при построении пособия учебный материал конструировался таким образом, чтобы обучаемый не только усваивал теоретические знания и практические навыки, но и формировался как личность преподавателя-исследователя.
3 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: 1989.
EDUCATIONAL TEXTBOOK INFORMATION STRUCTURING FOR SCIENTIFIC TRAINING OF MEDICAL UNIVERSITY POSTGRADUATES
© 2010 O.V.Osetrova
Samara State Medical University
Based on one of the author's themes, specification of educational elements as the forms of educational material visual reflection in training medical university post-graduates to carry out scientific research is revealed. The system of analyzed notions is presented in a picture form.
Keywords: scientific training, educational material structuring, educational elements, making a picture.
Olga Veniaminovna Osetrova, Candidate of pedagogy, Head of Department of postgraduate and doctoral study. E-mail: [email protected]