Научная статья на тему 'Комплекс дидактических материалов, формирующих коммуникационно-информационные способности аспирантов для выполнения исследований'

Комплекс дидактических материалов, формирующих коммуникационно-информационные способности аспирантов для выполнения исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР / DIDACTIC MATERIALS / ABILITIES / COMMUNICATION AND INFORMATION ACTIVITY / SCIENTIFIC ANALYTICAL REVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

Разработан комплекс дидактических материалов, направленный на формирование устойчивых способностей аспирантов медицинских вузов для подготовки главы «Обзор литературы» диссертационного исследования. Обучение с использованием дидактических материалов позволило освоить слушателям способы коммуникационно-информационной активности и приобрести знания о подготовке научно-аналитического обзора по теме исследования. Основное внимание направлено на подготовленность слушателей к коммуникационной и публикационной активности, проведение сравнительного анализа репрезентативности научной литературы по теме исследования, структурирование главы «Обзор литературы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осетрова Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX OF THE DIDACTIC MATERIALS FORMING COMMUNICATION AND INFORMATION ABILITIES OF POSTGRADUATE STUDENTS FOR PERFORMANCE OF RESEARCHES

The complex of didactic materials aimed at forming of steady abilities of postgraduate students of medical schools for the part «The literature review» preparation of the dissertation research is developed. Training with use of didactic materials allowed to listeners to master ways of communication and information activity and to acquire knowledge of scientific analytical review preparation of a research subject. The main attention is directed on readiness of the listeners to communication and publishing activity, carrying out the comparative analysis of a representation of scientific literature on a research subject, the part «The literature review» structuring.

Текст научной работы на тему «Комплекс дидактических материалов, формирующих коммуникационно-информационные способности аспирантов для выполнения исследований»

УДК 378

КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ФОРМИРУЮЩИХ КОММУНИКАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ АСПИРАНТОВ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

© 2013 О.В.Осетрова

Самарский государственный медицинский университет

Статья поступила в редакцию 30.01.2013

Разработан комплекс дидактических материалов, направленный на формирование устойчивых способностей аспирантов медицинских вузов для подготовки главы «Обзор литературы» диссертационного исследования. Обучение с использованием дидактических материалов позволило освоить слушателям способы коммуникационно-информационной активности и приобрести знания о подготовке научно-аналитического обзора по теме исследования. Основное внимание направлено на подготовленность слушателей к коммуникационной и публикационной активности, проведение сравнительного анализа репрезентативности научной литературы по теме исследования, структурирование главы «Обзор литературы».

Ключевые слова: дидактические материалы, способности, коммуникационно-информационная активность, научно-аналитический обзор.

Формирование способности к обучению обусловлено постановкой цели и стремлением к ее достижению. Для нашего исследования важным является развитие способности к восприятию, усвоению и воспроизведению знаний, овладению навыками и умениями для исследовательской деятельности в части коммуникационно-информационной активности: активность участия в научных мероприятиях, публикационная активность, подготовка научно-аналитического обзора по теме исследования.

Способность к успешной коммуникационно-информационной деятельности мы рассматриваем, как способность осуществлять целенаправленную работу по поиску, отбору, анализу и обработке научной информации в соответствии с темой исследования и требованиями к составлению (содержанию, объему) научно-аналитического обзора. Способность к выполнению коммуникационно-информационной деятельности формируется в специально созданных условиях обучения в рамках учебного курса «Основы подготовки медицинской диссертации» с использованием специального режима обучения (еженедельно в течение учебного года) раздаточного материала (тесты, анкеты), вспомогательных технических средств и с помощью профессионального общения в группе (деловые игры, тренинги)1. Для развития коммуникационно-информационных способностей диссертантов автором составлена учебная программа

0

Осетрова Ольга Вениаминовна, доктор педагогических наук, начальник управления подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: osetrova_ov@mail. ru

1 Осетрова О.В. Основы подготовки медицинской дис-

сертации: Учебное пособие. - Самара: 2009.

«Информационный самоменеджмент исследователя»2.

Разработана методика развития способностей для аспирантов 1-го года обучения с целью развития коммуникационно-информационных активности в период подготовки научно-аналитического обзора по теме диссертации. Дидактические материалы содержат 2 группы заданий: задания, направленные на формирование умений ориентироваться в информационном потоке научной литературы, выполнять отбор необходимых источников информации и их ранжировать по значимости; задания для подготовки научно-аналитического обзора с учетом развития способностей аналитической обработки опубликованных научных знаний и их использования для создания собственных научных знаний.

Назначение дидактических материалов заключается в достижении дидактических целей: освоение способов коммуникационно-информационной активности и приобретение знаний о подготовке научно-аналитического обзора по теме исследования. В комплекс дидактических материалов включена информация, позволяющая сосредоточить внимание аспирантов на основных показателях, раскрывающих особенности: 1) способов подготовленности слушателей к коммуникационной и публикационной ак-

2 Она же. Информационный самоменеджмент исследователя: Факультативный курс (тематический план) // Научно-техническая информация. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. - 2004. - № 7. - С. 23 - 25; Она же. Информационный самоменеджмент исследователя: Организация поиска научной литературы // Роль гуманитарных наук в системе современного высшего образования: Материалы всероссийской научно-методической конференции. - Т.2. - Самара: 2008. - С.224 - 230.

тивности; 2) сравнительного анализа репре- туры); 4) структурирования главы «Обзор

зентативности научной литературы по теме литературы».

исследования; 3) характеристики исследуе- Приложение. Дидактические материалы. мых заболеваний (по данным научной литера-

Таб.1. Способы подготовленности к коммуникационной активности (материал используется как руководство для оценки результативности участия слушателей

в научных мероприятиях)

Дидактические цели Наименование мероприятий для достижения дидактических целей Показатели оценки результативности (%)

Формирование навыков для участия в научных дискуссиях на секционных заседаниях Организация ежегодной отчетной научной конференции «Аспирантские чтения». Привлечение аспирантов к участию в научно-практических конференциях, организованных на базе вуза Доля аспирантов, принявших участие в научных мероприятиях как: - слушатель - участник дискуссии - докладчик

Формирование навыков для участия с докладами в иногородних научных мероприятиях Организация командировок для участия аспирантов с докладами по направлению исследования Доля аспирантов, принявших участие в научных мероприятиях в других учреждениях как: - слушатель - участник дискуссии - докладчик

Формирование навыков осведомленности о научных мероприятиях Информирование о научных мероприятиях, проводимых в РФ и за рубежом для информационной поддержки аспирантов Доля аспирантов, выехавших для участия в научных мероприятиях по теме исследования

Формирование навыков оформления и презентации научного доклада Обучение технике подготовки научного доклада Доля аспирантов, получивших грамоты за научные доклады

Формирование навыков в освоении техники выступлений Обучение технике выступления на научных мероприятиях и участия в дискуссиях Доля аспирантов, принявших участие в научных дискуссиях

Таб.2. Способы подготовленности к публикационной активности (материал используется как руководство для оценки результативности публикационной

активности слушателей)

Дидактические цели Наименование мероприятий для достижения дидактических целей Показатели оценки результативности (%)

Овладение умениями подготовки научной статьи Издание научного журнала «Аспирантский вестник Поволжья» Доля аспирантов, опубликовавшихся в журнале

Овладение умениями подготовки материалов для сборника докладов Издание ежегодного сборника докладов аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук «Аспирантские чтения» Доля аспирантов, опубликовавшихся в сборнике докладов

Овладение умениями выполнять поиск и отбор информации по теме диссертации Издание справочного пособия по медицинским ресурсам Интернет Доля аспирантов, использующих рекомендованные сайты

Овладение умениями использовать информацию о научных достижениях Информирование о научных изданиях по направлениям исследования Доля аспирантов, опубликовавших результаты НИР в научных журналах, в т.ч., рекомендованных ВАК

Овладение умениями подготовки разножанровых научных статей Обучение методике подготовки научных публикаций Доля аспирантов, опубликовавших аналитическую статью по результатам НИР

Овладение умениями оформлять заявки на авторские методики по результатам НИР Организация консультаций о правилах оформления интеллектуальной собственности Доля аспирантов, оформивших заявку на авторский способ лечения

Таб.3. Сравнительный анализ репрезентативности научной литературы по библиографическому списку к теме диссертации (заполняется индивидуально слушателем)

Наименование изданий Количество Проценты Рейтинг изданий по численности

Общая численность научной литературы, отобранной для анализа, в том числе:

Монографии

Научные руководства

Статьи в специализированных научных журналах ВАК

Статьи в прочих научных журналах

Материалы докладов международных научных мероприятий

Материалы докладов всероссийских научных мероприятий

Материалы докладов региональных научных мероприятий

Материалы докладов в сборниках молодых ученых

Диссертации

Авторефераты

Нормативно-правовые документы

Электронные

Прочие научные издания

Задания к таблице: 1) Какое место занимают приоритетные научные издания (монографии, научные руководства, статьи ВАК, диссертации)? 2) Какие издания труднодоступны? 3) Какие издания избыточны и не требуют дальнейшего информационного поиска? 4) В каком направлении нужно вести дальнейший информационный поиск? 5) Достаточна ли численность собранной научной литературы?

Таб.4. Сравнительный анализ репрезентативности научной литературы по годам издания к теме диссертации (заполняется индивидуально слушателем)

Наименование изданий Распределение изданий по году выпуска (кол-во) Рейтинг изданий по годам до 2000; 2000 - 2006; 2007 - 2012

до 2000 2000 - 2006 2007 - 2012

Монографии

Научные руководства

Статьи в специализированных научных журналах

Статьи в прочих научных журналах

Материалы докладов международных научных мероприятий

Материалы докладов всероссийских научных мероприятий

Материалы докладов региональных научных мероприятий

Материалы докладов в сборниках молодых ученых

Диссертации

Авторефераты

Нормативно-правовые документы

Электронные

Прочие научные издания

Задания к таблице: 1) Охарактеризуйте рейтинг научной литературы до 2000 г. 2) Охарактеризуйте рейтинг научной литературы 2000 - 2006 гг. 3) Охарактеризуйте рейтинг научной литературы 2007 - 2012 гг. 4) В каком из указанных периодов отражена наиболее полезная для обзора в собственном исследовании научная литература?

Аналитический обзор репрезентативной научной литературы из библиографического списка по теме диссертации (заполняется слушателем индивидуально).

1. Составить из отобранной научной литературы список по видам изданий (приложением к заданию): 1) монографии; 2) статьи в журналах ВАК; 3) диссертации.

2. Объяснить значение для Вашего исследования каждого отобранного источника информации: 1) связь с актуальностью исследования (конкретно); 2) связь с постановкой проблемы исследования (конкретно); 3) связь с задачами исследования (конкретно); 4) изучение существующих методик и способов лечения (диагностики, профилактики, реабилитации) по теме исследования (с какой целью); 5) для выпол-

нения сравнительного анализа результативности лечения (диагностики, профилактики, реабилитации) с собственными данными (с какой целью); 6) иное значение (конкретно).

3. Отметить по каким направлениям (задачам) Вашего исследования научных изданий и публикаций из репрезентативных источников информации недостаточно.

4. Указать соотношение отечественной и зарубежной репрезентативной научной литературы.

5. Изложить вопросы, затрудняющие составление обзора литературы по теме диссертации на 1-м году обучения.

Структурирование главы «Обзор литературы». Вопросы для обсуждения в аудитории: 1) Назначение главы. 2) Очередность подготовки главы (обоснуйте). 3) Какие вопросы освещаются в главе? 4) Изложите примерный план главы к Вашей диссертации. 5) Охарактеризуйте список литературы по теме диссертации: количество, моно, статьи, отечественная литература, зарубежная. 6) Как оформляется заключение к главе? 7) Допускается ли критический разбор публикаций в главе?

Пример структурирования главы. Название: Современное состояние развития и совершенствования научных знаний по ... (научно-аналитический обзор литературы).

Характеристика заболевания: Определение нозологии согласно международной классификации или российского стандарта оказания медицинской помощи. Варианты формулировок у авторов: отличия, акценты. Причины возникно-

вения заболевания (как описаны в литературе). Дифференциация заболевания с учетом: 1) пол, возраст (какая возрастная группа подвержена более); 2) сопутствующие заболевания.

Особенности научных подходов к исследованию заболевания. Исторический экскурс (краткая характеристика каждого из указанных направлений): 1) Диспансеризация. 2) Диагностика. 3) Лечение. 4) Реабилитация. 5) Отдаленные результаты. 6) Комплексный подход. 7) Обобщить: какие направления преобладают при рассмотрении заболевания.

Сравнительный анализ современных методов лечения. 1) Авторы группируются по методикам. Обобщаются точки зрения исследователей. Сопоставляются противоположные мнения. 2) Авторские способы лечения описываются подробно со статистическими данными и выводами. Оцениваются, как представленные научные данные полученные авторами, так и результаты лечения. 3) Делается акцент на отличие одной методики от другой. 4) Своя точка зрения на возможности усовершен-ствования лечения (предположение, которое будет доказано в последующих главах дис-сертации), что не изучено и что требуется практическому здравоохранению для улуч-шения оказания медицинской помощи больным с данным заболеванием.

Выводы по главе.

COMPLEX OF THE DIDACTIC MATERIALS FORMING COMMUNICATION AND INFORMATION ABILITIES OF POSTGRADUATE STUDENTS FOR PERFORMANCE OF RESEARCHES

© 2013 O.V.Osetrova

Samara State Medical University

The complex of didactic materials aimed at forming of steady abilities of postgraduate students of medical schools for the part «The literature review» preparation of the dissertation research is developed. Training with use of didactic materials allowed to listeners to master ways of communication and information activity and to acquire knowledge of scientific analytical review preparation of a research subject. The main attention is directed on readiness of the listeners to communication and publishing activity, carrying out the comparative analysis of a representation of scientific literature on a research subject, the part «The literature review» structuring. Key words: didactic materials, abilities, communication and information activity, scientific analytical review.

Osetrova Olga Veniaminovna, Doctor of science (Pedagogics), head of Post-graduate and Doctoral Study Department. E-mail: osetrova_ov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.