Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Р.Р. БЕГЗИ (к 100-летию со дня рождения)'

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Р.Р. БЕГЗИ (к 100-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебник / русский язык / тувинский язык / методическая наука / программы / учебно-методический комплекс / преподавание / textbook / Russian language / Tuvan language / methodological science / programs / training and metodology complex / teaching

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Даржа Урана Анай-Ооловна

Статья посвящена анализу научно-педагогической деятельности известного ученого, методиста-русиста, популяризатора науки о языке Р. Р. Бегзи. С современной лингводидактической позиции представлен анализ ее научно-методического наследия, рассмотрены наиболее значимые труды о преподавании русского языка, изложены основные методические идеи школьной и вузовской методики обучения второму (неродному) языку; концепция изучения тувинского языка в русских школах республики; теория и практика составления словарей, общественная деятельность. Проанализированы учебники, методические рекомендации к учебникам по русскому языку для начальных классов тувинской школы, двуязычные словари, изданные под авторством и в соавторстве с Р.Р. Бегзи. Методические труды позволяют продолжить в современных условиях поиск творческих решений в области преподавания русского языка как неродного в школе и вузе. В результате проделанного исследования выполнен анализ научно-методического наследия ученого, дана объективная высокая оценка ее трудов с современной позиции. Ценный опыт Р.Р. Бегзи следует учитывать в процессе подготовки учителей-словесников для школ с родным (тувинским) языком обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL HERITAGE OF THE PEOPLE'S TEACHER OF THE REPUBLIC OF TUVA R.R. BEGZI (on the 100th anniversary of her birth)

The article is devoted to an analysis of the scientific and pedagogical activities of the famous scientist, methodologist-Russianist, popularizer of the science of language R. R. Begzi. It presents an analysis of her scientific and methodological heritage from the modern linguodidactic position, it also considers the most significant works on teaching the Russian language and the main methodological ideas of school and university methods of teaching a second (non-native) language; we also reveal the concept of studying the Tuvan language in Russian schools of the republic; theory and practice of compiling dictionaries, social activities. It also analyzes textbooks, methodological recommendations for textbooks on the Russian language for primary school in Tuva, bilingual dictionaries published under the author and in co-authorship with R.R. Begzi. Methodological works allow us to continue in modern conditions the search for creative solutions in the field of teaching Russian as a second language at school and university. As a result of the research, an analysis of the scientist’s scientific and methodological heritage was carried out, and an objective high assessment of her works was given from a modern position. Valuable experience of R.R. Begzi should be taken into account in the process of training language teachers for schools with native (Tuvan) language learning

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Р.Р. БЕГЗИ (к 100-летию со дня рождения)»

УДК 372.881.161.1

doi 10.24411/2221-0458-2024-01-14-24

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Р.Р. БЕГЗИ (к 100-летию со дня рождения)

Даржа У.А.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

METHODOLOGICAL HERITAGE OF THE PEOPLE'S TEACHER OF THE REPUBLIC OF TUVA R.R. BEGZI (on the 100th anniversary of her birth)

U.A. Darzha Tuvan State University, Kyzyl

Аннотация. Статья посвящена анализу научно-педагогической деятельности известного ученого, методиста-русиста, популяризатора науки о языке Р. Р. Бегзи. С современной лингводидактической позиции представлен анализ ее научно-методического наследия, рассмотрены наиболее значимые труды о преподавании русского языка, изложены основные методические идеи школьной и вузовской методики обучения второму (неродному) языку; концепция изучения тувинского языка в русских школах республики; теория и практика составления словарей, общественная деятельность. Проанализированы учебники, методические рекомендации к учебникам по русскому языку для начальных классов тувинской школы, двуязычные словари, изданные под авторством и в соавторстве с Р.Р. Бегзи. Методические труды позволяют продолжить в современных условиях поиск творческих решений в области преподавания русского языка как неродного в школе и вузе. В результате проделанного исследования выполнен анализ научно-методического наследия ученого, дана объективная высокая оценка ее трудов с современной позиции. Ценный опыт Р.Р. Бегзи следует учитывать в процессе подготовки учителей-словесников для школ с родным (тувинским) языком обучения.

Ключевые слова: учебник, русский язык, тувинский язык, методическая наука, программы, учебно-методический комплекс, преподавание

Annotation. The article is devoted to an analysis of the scientific and pedagogical activities of the famous scientist, methodologist-Russianist, popularizer of the science of language R. R. Begzi. It presents an analysis of her scientific and methodological heritage from the modern linguodidactic position, it also considers the most significant works on teaching the Russian language and the main methodological ideas of school and university methods of teaching a second (non-native) language; we also reveal the concept of studying the Tuvan language in Russian schools of the republic; theory and practice of compiling dictionaries, social activities. It also analyzes textbooks, methodological recommendations for textbooks on the Russian language for primary school in Tuva, bilingual dictionaries published under the author and in co-authorship with R.R. Begzi. Methodological works allow us to continue in modern conditions the search for creative solutions in the field of teaching Russian as a second language at school and university. As a result of the research, an analysis of the scientist's scientific and methodological heritage was carried out, and an objective high assessment of her works was given from a modern position. Valuable experience of R.R. Begzi should be taken into account in the process of training language teachers for schools with native (Tuvan) language learning.

Key words: textbook, Russian language, Tuvan language, methodological science, programs, training and metodology complex, teaching

2 января 2024 года 100 лет со дня рождения известному педагогу, ученому в области методики преподавания русского языка в национальной (тувинской школе), кандидату педагогических наук, отличнику народного просвещения, отличнику просвещения СССР, Заслуженному учителю школ Тувинской АССР, Почетному гражданину города Кызыла, ветерану труда, обладателю медали К.Д. Ушинского, Народному учителю Республики Тыва» Бегзи Регине Рафаиловне.

Воспитание в семье, учеба в 277 московской школе, война, светила науки,

атмосфера высокой духовности, студенческое братство на филфаке МГПИ им В.П. Потемкина, жизнь в Туве, талантливые и знаменитые ученики, коллеги, неуемная творческая и научная энергии сформировали Регину Рафаиловну как ученого и методиста, внесшую неоценимый вклад в развитие методической науки Тувы.

Отсутствие программ, учебников по русскому языку для тувинской школы сподвигли молодого учителя «интуитивно, ощупью изобрести методическое «колесо» - открыть уже известное в науке, которой ее не учили», и именно это

сподвижничество пробудило интерес к научно-методическим вопросам преподавания русского языка в тувинской школе и пониманию особенностей тувинского языка.

Кандидатская диссертация Регины Рафаиловны, выполненная в НИИ национальных школ АПН РСФСР (1952), была посвящена проблеме методики преподавания русских местоимений в пятых - седьмых классах тувинской школы и явилась первым научным исследованием по методике преподавания русского языка в тувинской школе.

Основными направлениями ее научно-методической деятельности

явились лингводидактические основы школьной и вузовской методики обучения второму языку, опирающиеся на коммуникативно-деятельностный подход, учет особенностей родного языка учащихся; разработка концепции изучения тувинского языка в русских школах республики; теория и практика составления словарей. Теоретические положения основных направлений деятельности нашли свое применение в школьной и вузовской практике и освещены в свыше 100 научных, научно-методических работах, программах и учебниках, статьях по методике школьного и вузовского преподавания.

Трудно переоценить вклад Регины Рафаиловны в области создания учебников: она автор и соавтор практически всех учебных комплектов по русскому языку для тувинской школы с 1948 по 2001 гг. Эти учебники выдержали несколько переизданий.

В 1948 году во время учебы в аспирантуре Р.Р. Бегзи по предложению Александра Адольфовича Пальмбаха была включена в работу над учебником русского языка для 4 класса тувинской школы под руководством П.И. Калиничевой. В 1950 г. вышел учебник под авторством П.И. Калиничева, Р.Р. Розенберг. По словам Регины Рафаиловны «и с той поры, ... работа над учебниками русского языка для тувинской школы стала составной частью моей жизни» [1, С. 107].

1953 г. - учебник по русскому языку для 4 класса (авторы П.И. Калиничева, Р.Р. Бегзи). Москва, Учпедгиз, 1953. - 296с. Учебник состоит из двух частей: Часть 1. Материал по грамматике, правописанию и развитию речи. «Грамматический материал дается в сопоставлении с тувинским языком для различения грамматических значений. Например, каждая тема начинается с выполнения задания «Читайте примеры по-русски и по-тувински. Заметьте: в русском языке имена прилагательные склоняются вместе с существительными» [2, 1953].

Единственное число

По-русски По-тувински

И. новый дом чаа бажыц

Р. нового дома чаа бажыцныц

Д. новому дому чаа бажыцга

В. новый дом чаа бажыц

Т. новым домом чаа бажыц-биле

П. (о) новом доме чаа бажыц дугайында

Произносительные упражнения в учебнике учитывают две задачи: преодоление интерферирующего влияния звуковой системы родного языка и овладение орфоэпическими нормами русского языка. Каждое упражнение содержит задание «Читайте

предложение...» Прочитайте...», «Читайте правильно...». Часть 2. Материал для чтения и бесед. Наряду с произведениями русской классической литературы (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.Фет, Л.Кассиль, М.Исаковский и др.) в учебнике представлены отрывки из произведений писателей национальной литературы, в том числе и тувинской (Я. Купала, Я. Тайц, Д. Гулиа, («Костры горят» из повести «Слово арата» С.Тока, и др.). Учебник переиздавался с исправлениями и дополнениями в 1959, 1962 годах.

В 1960-е года был издан учебник русского языка для IV класса тувинских школ под авторством Регины Рафаиловны

Таблица 1.

Бегзи, который в последующие годы значительно обновляется и переиздается несколько раз. Состоит из 3 разделов: Орфоэпия и Фонетика, Орфография; Морфология и Синтаксис. Каждый раздел построен на единой лексической теме, которая вводится через тексты произведений русской, национальной и тувинской классической литератур (Л. Толстой, М. Ильин, Е. Сегал, С. Михалков, С. Щипачев, О. Сувакпит, С. Пюрбю, С. Тока и др.), к каждому тексту дан русско-тувинский словарь. Термины вводятся с переводом на тувинский язык: Имя прилагательное (демдек ады), Имя числительное (сан ады) и т.д. Учебник содержит приложения: Список имен существительных, словарь для справок и алфавитный русско-тувинский словарь. Необходимо отметить, что в учебнике автором решаются проблемы перевода научных и общеучебных терминов [3].

В 1963 году издан учебник русского языка для 5 - 7 классов тувинской школы (авторы Мистрюкова Наталья Екимовна, Монгуш Доруг-оол Алдын-оолович, Черменева Е.И., Бегзи Регина Рафаиловна). Учебник был написан с учетом особенностей родного языка учащихся, функционирования русского языка в Туве и достижения методической науки того времени, поэтому с его появлением были сняты многие проблемы в обучении тувинских детей языку межнационального общения. Учебник перерабатывался авторами и переиздавался в 1966 и 1969 годах [4].

В 1973 году Регина Рафаиловна выпускает учебник русского языка для 3 класса тувинских школ, который также выдержал несколько переизданий (1978, 1984, 1988) [5], является частью комплекса, в который входят «Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 3 класса тувинских школ. Кызыл, 1984 - 138с. [6] и Звуковое приложение к учебнику русского языка для 3 класса тувинских школ. Авторы Антонина Федоровна Бойцова, Регина Рафаиловна Бегзи. (6 пластинок). Кызыл: Тувинское книжное издательство - 1986) [7]. К учебнику составлены приложения: «Правописание этих слов надо запомнить», «Род имен существительных

на ь» и «Алфавитный русско-тувинский словарь» [5].

Р.Р. Бегзи в соавторстве с Базыр Галиной Седиполовной, Бойцовой Антониной Федоровной издали учебник «Русский язык» для второго класса тувинских школ. Кызыл, 1989. - 222 с. (Базыр Г.С., Бегзи Р.Р., Бойцова А. Ф.). [8]

В 1991 году выходит «Русский язык. Ч.1. Учебник для 4 класса тувинских школ», авторы Регина Рафаиловна Бегзи и Хурен Бораевна Ооржак и «Русский язык. Ч. II. для 4 класса тувинских школ», авторы Регина Рафаиловна Бегзи, Галина Михайловна Селиверстова и Фаина Тас-ооловна Манзанова, в которых также реализован комплексный подход к обучению уровням языка и разным видам речевой деятельности. [9]

Использованный в учебниках ценный дидактический материал, упражнения можно и нужно использовать и в наши дни.

Как отмечают Г.С. Базыр, Ш.С. Чадамба «учебники по русскому языку для тувинских школ составлены с учетом специфики овладения русским языком тувинскими учащимися. Они необходимы и в настоящее время, т.к. Республика Тыва в основном мононациональный регион. Понятие «тувинская школа» с переходом на «русский язык» обучения никуда не исчезло. В массовой школе учатся дети

тувинской национальности, которым нужны учебники, созданные с учетом принципов методики преподавания русского языка как неродного. Безусловно, действовавшие до недавнего времени учебники русского языка уже устарели и нуждаются в совершенствовании по требования ФГОС нового поколения. А актуальным остается вопрос «Каким должен быть учебник по русскому языку для тувинских учащихся?» [10, с. 38-39].

Регина Рафаиловна является автором, соавтором учебных программ и коммуникативно-ориентированного учебно-методического комплекса по русскому языку для начальных классов тувинской школы: Бегзи Р.Р. «Программа по русскому языку и литературе для 8-10

А также к учебникам для 4 кл (1967), 3 кл. (1978) составлены «Алфавитный русско-тувинский словарь» [3, с. 44], [5].

Регина Рафаиловна автор статьи к буквам «в», «г», «ф», «э», «ц» в тувинско-русских словарях: под редакцией А.А. Пальмбаха. М., 1955. - 723с. и под редакцией Э.Р. Тенишева. М., 1968. -648с.; С Селиверстовой Г.М. соавтор «Русско-тувинского словаря = Орус - тыва словарь: словарь для 2-4 классов

классов тувинской школы» (1951), Р.Р. Бегзи, П.Ф. Паршукова «Программа по русскому языку» (1963), Р.Р. Бегзи «Программа по русскому языку для 1 - 3 классов» (1985), Р.Р. Бегзи, Г.М. Селиверстова «Программа по русскому языку для 1 - 4 классов» (1987), Бегзи Р.Р. «Методическое руководство к учебнику «Русский язык» для 3 класса и А. Бойцова, Р. Бегзи «Звуковое приложение к учебнику русского языка для 3 класса тувинских школ».

Одним из направлений исследований Р.Р. Бегзи является лексикографическая работа: тексты в учебниках по русскому языку содержат русско-тувинский словарь, например, упражнение 91. текст «Молодец». К нему дан словарь:

Таблица 2.

тувинских школ / Г.М. Селиверстова, Р.Р. Бегзи, В.В. Сюрюн-оол, Б.К. Ондар ; ред С.Ф. Сегленмей. 2-е изд. перераб. Кызыл : 2001 - 272с. (1993, 2001) [11]. Словарь написан для детей, которые учатся в начальных классах тувинской и русских школ Республики Тыва. Тувинским ребятам он поможет изучать русский язык, а ребятам других национальностей -тувинский. Нужно отметить актуальность данного словаря в настоящее время, для

Напоила (напоить кого? Чем?) Ижирткен (ижиртир)

Сберечь (кого? Что?) Камгалаар, менди арттырар

обучения тувинских детей родному -тувинскому языку.

В 1990 году был принят закон «О языках в Тувинской АССР», в котором было регламентировано правовое положение государственных языков в Тувинской АССР, что усилило интерес к изучению тувинского языка и, в связи с этим, была начата работа по разработке концепции начального обучения тувинскому языку в русских школах республики, которая, к сожалению, не была реализована по объективным и субъективным причинам того времени. В статье «Путь к согласию» (Тувинская правда, 1990, 18 сентября) Регина Рафаиловна описала сущность концепции изучения тувинского языка в русских школах республики, обозначила комплекс организационных, научно-методических кадровых проблем: «Давайте искать нужный тон, учиться говорить понятно и доброжелательно и делать шаги навстречу друг другу» [12, с. 2].

Р.Р. Бегзи были изданы пособия для учителей: «Уроки тувинского языка в первом классе русской школы. Первое полугодие. Пособие для учителей». Кызыл, 1991; «Уроки тувинского языка в первом классе русской школы. Второе полугодие. Пособие для учителей». Кызыл, 1991; «Уроки тувинского языка во втором классе русской школы» (1992,

2012), учебники «Мы учим тувинский язык» для 3 класса: ч. 1 (1993), ч. 2 (1994), для 2 класса (1994). Теоретической базой предлагаемых уроков является теория обучения второму языку, опирающаяся на коммуникативно-деятельностный подход, учет особенностей родного языка учащихся, учет возрастных особенностей детей. Задача пособий и учителей -научить учащихся понимать элементарную тувинскую речь, участвовать в элементарном речевом общении на тувинском в ограниченных речевых ситуациях. Данные работы особенно ценны в настоящее время, когда «во многом права тувинского языка декларативны, а функции и сфера применения стремительно сужаются», что служит основой для языкового сдвига, асимметричного билингвизма [13, с. 6768].

Ученый-методист Регина Рафаиловна Бегзи обобщала свой опыт работы в статьях по школьной и вузовской методике преподавания русского языка как неродного, тувинского языка

русскоязычным, рецензиях и отзывах на авторефераты.

Каждая ее публикация до настоящего времени - это есть методическое наследие, своеобразный путеводитель в обучении русскому и тувинскому языкам.

1. Бегзи Р.Р. К вопросу о сравнительной характеристике лексико-семантических и грамматических особенностей русских и тувинских именных местоимений // Ученые записки. Выпуск III. ТНИИЯЛИ. Кызыл. 1955. С.109-135.

2. Бегзи Р.Р. Принципы построения учебника русского языка для 5-7 классов тувинской школы // Труды Кызыльского педагогического института. Выпуск 3. Кызыл. 1963. С. 167-189.

3. Бегзи Р.Р. Путь к согласию //Тувинская правда, 1990, 18 сентября.

4. Бегзи Р.Р. Этнокультурный компонент в формировании тувинско-русского и русско-тувинского двуязычия // Приложение к журналу «Башкы». 2009. №1.

5. Бегзи Р.Р. О двуязычии // Башкы. 1993. №3.

6. Бегзи Р.Р. Экии, Башкы! Здравствуй, Учитель!// http://www.centerasia.ru/issue/2010/51/3703-ekii-bashki-zdravstvuy-uchitel.html и т.д.

Ученый-методист Р.Р. Бегзи много внимания уделяла и научно-методической подготовке педагогических кадров: это чтение лекций и спецсеминаров для студентов КГПИ (1959 - 1979гг.) по синтаксису, стилистике, методике преподавания русского языка, проведение спецсеминара «Стилистический анализ

текста», руководство педагогической практикой студентов по русскому языку. «Под руководством Р.Р. Бегзи на первых курсах проводились анкеты «Я и русский язык» и сочинения первокурсников о любимом учителе русского языка. Цели -выявить уровень профессионально-педагогической ориентации выпускников школ, на этой основе скорректировать программу формирования личности будущего учителя-русиста, привлечь к научному анализу анкет студентов-пятикурсников и тем способствовать формированию профессиональной

направленности их личности. По результатам анализа было выделено 48 качеств любимого учителя, они соотносились с научной

профессиограммой учителя-словесника». Р.Р. Бегзи читала лекции на курсах ИУУ по методике русского языка в русской и тувинской школе, посещала и анализировала уроки словесников в школах города и республики и др. [14, с. 3153].

Неоценим методический вклад Р.Р. Бегзи в общественной деятельности: вела литературный кружок, где выпускали журнал «Улуг-Хемнин чалгыы» - «Волна Улуг-Хема»; Радиопередачи для учеников 2-4 классов тувинских школ «Мы учим русский язык» в соавторстве с Г.М. Селиверстовой (1982 -1989гг.), кружок

русского разговорного для взрослых при редакции газеты «Молодежь Тувы», статьи в газетах на литературные темы, чтение стихотворений со сцены дома культуры и т.д.

Методический вклад Регины Рафаиловны Бегзи увековечен в

Библиографический список

1. Педагогическое образование в Туве. Научная мысль. История. Люди : посвящается 50-летию педагогического образования в Туве / составители : Л. П. Салчак, К. Б. Салчак. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 2003. 256 с.

2. Калиничева П. И. Учебник по русскому языку для 4 класса. Москва : Учпедгиз, 1953. 296 c.

3. Бегзи Р. Р. Учебник русского языка для IV класса тувинских школ. Кызыл : Тувкнигоиздат, 1964. 260 с.

4. Мистрюкова Н. Е., Монгуш Д. А., Черменева Е. И., Бегзи Р. Р. Учебник русского языка для тувинских школ : Часть 1. Кызыл : Тувкнигоиздат, 1963. 23 с.

5. Бегзи Р. Р. Русский язык для 3-го класса тувинских школ. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1978. 436 с.

6. Бегзи P. P. Методическое руководство к учебнику "Русский язык" для 3 класса тувинских школ. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1984. 138 с.

написанных ею программах, учебниках и учебно-методических работах, которые явились основой методической науки в Туве и продолжают оставаться актуальными в настоящее время.

7. Бойцова А. Ф. Звуковое приложение к учебнику русского языка для 3 класса тувинских школ (6 пластинок). Кызыл : Тувинское книжное издательство.1986.

8. Базыр Г. С., Бегзи Р. Р. Русский язык. Учебник для второго класса тувинских школ. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1989. 222 с.

9. Бегзи Р. Р., Ооржак Х. Б. Русский язык : учебник для 4-го класса тувинских школ. Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1991.

10. Базыр Г. С., Чадамба Ш. С. Специфика учебников русского языка для тувинских учащихся начальных классов // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2019. №4 (55). С. 31-39. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-uchebnikov-russkogo-yazyka-dlya-tuvinskih-ucha-schihsya-nachalnyh-klassov (дата обращения: 12.03.2024).

11. Тувинско-русский словарь : около 22000 слов / Алдын-оол Х. С., Арагачи З. Б., Бабушкин Г. Ф., Бегзи Р. Р. Кызыл : Тываполиграф, 2014. 648 с.

12. Бегзи Р. Р. Путь к согласию // Тувинская правда. 1990. 18 сентября.

13. Донгак Ч. Б. Языковая политика и проблема контактного билингвизма в национальных республиках России (на примерах республик Татарстан, Тыва и Саха (Якутия) // Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 1. Социальные и гуманитарные науки. Кызыл. 2020. № 4 (68). С. 63-72.

14. Бегзи P. P. Актуальные проблемы совершенствования преподавания и изучения русского языка в тувинских школах // Русский язык в Туве. Кызыл, 1985. С. 31-53.

References

1. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve. Nauchnaya mysl'. Istoriya. Lyudi : posvyashchaetsya 50-letiyu pedagogi-cheskogo obrazovaniya v Tuve [Teacher education in Tuva. Scientific thought. Story. People: dedicated to the 50th anniversary of teacher education in Tuva] / Ministry of Personnel Policy, Science and Educational Institutions of the Republic of Tuva [and others]; comp.: L. P. Salchak, K. B. Salchak. Kyzyl: Tuvan Book Publishing House, 2003. 256 p. (In Russian)

2. Kalinicheva, P.I., Begzi R.R. Uchebnik po russkomu yazyku dlya 4 klassa [Textbook on the Russian language for grade 4] / Moscow: Uchpedgiz, 1953. 296 p.

3. Begzi R.R. Uchebnik russkogo yazyka : Dlya IV klassa tuv. Shkol [Russian

language textbook: For IV grade Tuv. Schools] / Kyzyl: Tuvknigoizdat, 1964. 260 p. (In Russian)

4. Mistryukova N.E., Mongush D.A., Chermeneva E.I., Begzi R.R. Uchebnik russkogo yazyka : Dlya tuvin. shkol : Ch. 1. - 1-e izd. [Russian language textbook: For Tuvans. schools: Part 1. 1st ed.] / Kyzyl: Tuvknigoizdat, 1963. 23 p. (In Russian)

5. Begzi R.R. Russkiy yazyk : Dlya 3-go kl. tuv. shkol. - 3-e izd., dop. i pererab. [Russian language: For 3rd grade. Tuv. schools - 3rd ed., add. and processed] / Kyzyl: Tuv. book publishing house, 1978. 436 p. (In Russian)

6. Begzy P.P. Metodicheskoe rukovodstvo k uchebniku "Russkiy yazyk" dlya 3 klassa tuvinskikh shkol. [Methodological guide to the textbook "Russian Language" for 3rd grade in Tuvan schools]. Kyzyl: Tuvin. book publishing house, 1984.138 p. (In Russian)

7. Boytsova A.F., Begzi R.R. Zvukovoe prilozhenie k uchebniku russkogo yazyka dlya 3 klassa tuvinskikh shkol [Sound supplement to the Russian language textbook for 3rd grade in Tuvan schools. (6 records)]. Kyzyl: Tuvan book publishing house. 1986. (In Russian)

8. Bazyr G.S. Begzy P.P. Boytsova A.F. Russian language. Textbook for the second grade of Tuvan schools. Kyzyl, 1989. 222 p. (In Russian)

9. Begzi R.R., Oorzhak H.B. Russkiy yazyk : Ucheb. dlya 4-go kl. tuvin. shk. [Russian language: Textbook. for 4th grade. Tuvin. School] / Kyzyl: Tuvin. book publishing house, 1991. (In Russian)

10. Bazyr G.S., Chadamba Sh.S. Spetsifika uchebnikov russkogo yazyka dlya tuvinskikh uchashchikhsya nachal'nykh klassov [Specificity of Russian language textbooks for Tuvan primary school students] // Bulletin of the Tuvan State University. Pedagogical sciences. 2019. No. 4 (55). Online [Available at]: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-uchebnikov-russkogo-yazyka-dlya-tuvinskih-ucha-schihsya-nachalnyh-klassov (date of access: 03/12/2024). (In Russian)

11. Russian-Tuvinian dictionary = Orus -Tyva dictionary: dictionary for 2-4 grades of Tuvan schools / G.M. Seliverstova, R.R. Begzi, V.V. Syuryun-ool, B.K. Ondar; edited by S.F. Seglenmay. 2nd ed. reworked Kyzyl: 2001. 272 p. (1993, 2001). (Russian-Tuvan)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Begzi, R. R. Put' k soglasiyu [The path to agreement] // Tuvinskaya Pravda. 1990. September 18. (In Russian)

13. Dongak, Ch. B. Yazykovaya politika i problema kontaktnogo bilingvizma v natsional'nykh respublikakh Rossii (na primerakh respublik Tatarstan, Tyva i Sakha (Yakutiya) [Language policy and the problem of contact bilingualism in the national republics of Russia (on the examples of the republics of Tatarstan, Tuva and Sakha (Yakutia)] // Bulletin of the Tuvan State University. Issue 1. Social and Humanitarian Sciences, No. 4 (68) pp. 63-72. (In Russian)

14. Begzy P.P. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya prepodavaniya i izucheniya russkogo yazyka v tuvinskikh shkolakh. [Current problems of improving the teaching and learning of the Russian language in Tuvan schools] // Russian language in Tuva. Kyzyl, 1985. P. 3153. (In Russian)

Даржа Урана Анай-ооловна, канд.филол.н., доцент, кафедра русского языка и литературы, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: urana-63@mail.ru

Urana Anai-oolovna Darzha, candidate of Philology, Associate Professor, Department of Russian Language and Literature, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: urana-63@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.