ИЗ ПРАКТИКИ: ОПЫТ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Д.А.Бункин
Л.С. Пастухова
И.Е. Самохин
Е.Г. Суркова
С.В. Тетерский
Ключевые слова:
профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, игровые технологии.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК»
В статье представлены результаты систематизации опыта методического и организационного сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи. Предложен уникальный межрегиональный образовательный проект «Индустриальный парк» [1], в котором игровые технологии становятся отправной точкой дуального образования, предполагающего прохождение практической части профориентации на рабочем месте, а теоретической части - на базе образовательных организаций, в которых в будущем участники проекта будут учиться.
Изменения в демографической структуре общества на данном этапе в меньшей степени диктуют конкуренцию в среде выпускников средней школы при поступлении в вузы, а в большей степени активизируют роль самой образовательной организации в борьбе за лучшего абитуриента. В существующем диссонансе между популярными профессиями и потребностями рынка труда выпускники все чаще становятся заложниками «моды» на профессию, а существующие программы профессионального самоопределения часто играют вторичную роль при выборе выпускниками
114
I Д.А. Бункин, Л.С. Пастухова, И.Е. Самохин, Е.Г. Суркова, С.В. Тетерский
средней школы направления профессиональной подготовки.
Дисбаланс на существующем в России рынке спроса и предложения специалистов, с одной стороны, сокращение жизненного цикла большинства профессий или попросту их исчезновение, с другой стороны, стимулируют вузы с большей активностью смотреть на вопросы организации работы с абитуриентами, искать новые подходы и форматы.
Доктором педагогических наук С.Н.Чистяковой разработана и предложена модель профессионального самоопределения человека как непрерывного процесса, начинающегося в начальной школе; модель, способствующая развитию у ребенка представлений о требованиях к нему как к будущему профессионалу.
Н.С.Пряжников [2] говорит о «психологических «пространствах» профессионального и личностного самоопределения», о методах работы в рамках профессионального и личностного самоопределения с «оптантами» (людьми, находящимися в ситуации профессионального самоопределения).
Существенный вклад в разработку научных и практических решений проблем, связанных с профессиональной ориентацией, внес Е.А.Климов [3], связавший психологию человека с профессиональным определением, разработавший теорию использования игровых методов при профессиональной ориентации.
А.В.Волохов, М.И.Рожков, С.В.Тетерский, И.И.Фришман,разработавшие потребностно-целерезультативный [4] и вариативно-программный [5] подходы к деятельности временных детско-молодежных общественных объединений, обосновали актуальность перехода от традиционного навязывания подростку содержания деятельности - к содержательной, целедо-стигаемой, к его личностно значимой деятельности в свободное время.
Свободное время молодого человека - это время, которое он посвящает самому себе, для отдыха, общения, занятий любимым делом, смены видов деятельности. Особенностью деятельности в свободное время является ее самоценность и самоцельность, то есть личность сама выбирает содержание, формы организации и типы (конструктивный или деструктивный) этой деятельности и регулировать свободное время молодежи возможно только опосредованно, путем создания условий, позволяющих личности использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями.
Одним из таких условий выступает детский оздоровительно-образовательный лагерь.
Детский лагерь является учреждением дополнительного образования детей и подростков, включенным в общую систему образования, с учетом
115
Методическое и организационное сопровождение профессиональной ... I
специфических условий, в которых оно функционирует: временный детский коллектив, каникулярное время, природные условия, интенсивные формы проживания и т.д. При этом подросток является субъектом достижения собственной цели, а его развитие, самопознание и самоопределение - содержанием деятельности детских лагерей.
В этой связи особое значение приобретает реализация путей обогащения содержания и методов профильного отбора обучающихся, имеющих способности в научно-техническом творчестве, в межрегиональной летней профильной смене.
Систематизация результатов исследования опыта методического и организационного сопровождения профессиональной ориентации детей и молодежи позволяет сделать следующие выводы:
- в условиях экономического кризиса и санкций профориентация должна ориентироваться на кадровые потребности отечественных предприятий высокотехнологичных отраслей экономики;
- профориентация должна быть интересной, популярной, игровой, стимулировать молодёжь к деятельности, действиям, прежде всего, социально значимого характера;
- профориентация должна охватывать как детей, так и взрослых (педагогов, наставников, родителей), поскольку именно активно и позитивно действующие взрослые являются тем образом будущего, к которому стремятся успешные подростки;
- профориентация должна способствовать выстраиванию индивидуального образовательного маршрута, благодаря которому молодой человек видит все возможности и ресурсы, дающие ему дополнительные предпосылки к самореализации.
Межрегиональный образовательный проект «Индустриальный парк» был разработан и внедрен по инициативе представителей Московского государственного индустриального университета и впоследствии включил в себя партнерскую сеть из таких образовательных организаций, как Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, Воронежский государственный университет, Пензенский государственный технологический университет, Международная космическая школа и др.
Проект ориентирован на кадровые потребности отечественных предприятий высокотехнологичных отраслей экономики (в том числе, на предприятия ОПК) и включает в себя комплекс ежегодных образовательных
116
I Д.А. Бункин, Л.С. Пастухова, И.Е. Самохин, Е.Г. Суркова, С.В. Тетерский
конкурсных мероприятий для обучающихся и педагогов-новаторов1 [6].
Проект «Индустриальный парк» имеет прикладное значение в части создания системы отбора и сопровождения детей, имеющих способности к научно-техническому творчеству; а также включает в себя комплекс ежегодных образовательных и конкурсных мероприятий для учащихся и педагогов-новаторов.
Объединение интеллектуальных, организационных, материально-технических ресурсов различных структур, комплексно обеспечивающих реализацию мероприятий проекта, нацеленность на результат и наличие практического опыта в заявленной тематике делают проект перспективным.
Цель проекта: разработка и реализация модели профориентационного отбора, обучения и сопровождения обучающихся, имеющих способности к научно-техническому творчеству (потенциальных абитуриентов технических вузов), модели, которая способствует эффективной профессиональной социализации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда.
Задачи:
- организация конкурсной системы отбора, обучения и сопровождения детей, имеющих способности к научно-техническому творчеству - будущих абитуриентов технических вузов;
- выявление инновационных центров научно-технического творчества в области дополнительного образования детей и молодежи; поддержка и обучение педагогов-новаторов;
- создание образовательного круглогодичного центра научно-технического творчества детей и молодежи, оборудованного современными лабораториями (IT-лаборатория, лаборатория материаловедения, лаборатория робототехники и др.).
В проекте «Индустриальный парк» большое внимание уделяется конкурсам. Конкурсная программа является перспективным приемом активизации личной самореализации и самодеятельности. Принимая решение участия в конкурсе, его участники согласуют между собой свои интересы, возможности, знания, умения, потенциалы и амбиции, учатся использовать ситуации соревновательности и состязательности для достижения успеха [7].
Состязательные отношения дифференцированно обеспечивают саморе-
1 Идея проекта идет в развитие профессионально-интегрированной системы подготовки кадров (втузовской системе) на базе Московского государственного индустриального университета.
117
Методическое и организационное сопровождение профессиональной ... I
ализацию личности (проявление частного интереса) и реализацию интересов общности (проявление общего интереса в человеке), влияют на процессы группового структурообразования (развитие отношений совместности) и социально-психологическое состояние (межличностные отношения) группы. Тем самым конкурс:
- позволяет участникам научиться конструктивному сотрудничеству, обеспечивающему возможность самореализации личности, проявлению общего интереса к каждому участнику конкурсной программы;
- является своеобразным педагогическим проектированием недостающих зон развития каждого участника в научно-техническом виде деятельности и его педагогическим сопровождением в профессиональном самоопределении;
- становится ярким событием в жизни человека.
Уникальность образовательного проекта «Индустриальный парк» состоит в том, что в модель входят несколько уровней профессионального отбора и обучения в зависимости от возраста и степени подготовленности.
В целом, весь комплекс включает четыре уровня:
I уровень: довузовская - ранняя профессиональная ориентация. В ее основе лежит профильная и предпрофильная подготовка учащихся 8-11-х классов;
II уровень: вузовская подготовка - научно-техническое творчество молодежи, программно-деятельные мероприятия которого рассчитаны на студентов системы СПО, вузов;
III уровень: послевузовская - профессиональное образование.
Содержание данного уровня нацелено на молодых специалистов системы общего и дополнительного образования;
IV уровень: профессиональная - подготовка специалистов для высокотехнологичных отраслей российской экономики. Данный уровень рассчитан на педагогов-новаторов, специалистов сферы среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Проект состоит из нескольких базовых блоков.
Отборочный (конкурсный) блок, который включает:
- конкурс-мониторинг образовательных методик и технологий педагогов естественнонаучных дисциплин и системы дополнительного образования в области научно-технического творчества детей и молодежи;
- конкурс проектных команд учащихся «Индустриальный парк».
Информационно-методический блок, который включает в себя выпуск
методической литературы по итогам конкурсных мероприятий, разработ-
118
I Д.А. Бункин, Л.С. Пастухова, И.Е. Самохин, Е.Г. Суркова, С.В. Тетерский
ку и апробацию образовательных методик и технологий в рамках обучающих мероприятий проекта, а также образовательную интернет-эстафету «Молодые ученые и специалисты - детям».
Образовательный блок, включающий:
- Всероссийскую летнюю школу научно-технического творчества детей и молодежи «Индустриальный парк. 1.0» (учащиеся 8-10-х классов общеобразовательных школ);
- Всероссийскую осеннюю школу научно-технического творчества детей и молодежи «Индустриальный парк. 2.0» (учащиеся профессиональных образовательных организаций, младшие курсы);
- Всероссийскую зимнюю педагогическую школу «Индустриальный парк. 3.0» (педагоги естественнонаучных дисциплин, системы дополнительного образования).
Специфика образовательной программы «Индустриальный парк» профильного объединения научно-технического направления заключается в следующем: участниками профильного объединения становятся подростки разных регионов в возрасте от 14 до 16 лет, обучающиеся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, занимающихся научно-техническим творчеством, а также их педагоги-наставники.
Контингент участников формируется на смену благодаря проведению конкурсного отбора научно-технической направленности и официального заключения экспертно-деятельной комиссии о проявленных потенциальных способностях участника конкурса.
В основе образовательной программы реализуется игровая модель «Бизнес-игра «Индустриальный парк». Особенностью организации индустриального парка является то, что подростки погружаются в создание промышленной площадки путем проектирования деятельности независимых предприятий из одной или разных отраслей.
Разработчики межрегионального образовательного проекта «Индустриальный парк» опираются на идеи В.И. Слободчикова [8] и Н.Б. Крыловой [9] о том, что воспитанник изначально является носителем уникального субъектного опыта и в «образовании происходит «встреча» данного и задаваемого опыта, в координатах которых выстраиваются индивидуальные трассы развития».
В системе «Индустриального парка» основной акцент делается на удовлетворение интересов, желаний и образовательных потребностей участника, его мотивацию к самостоятельному планированию своего времени для осуществления творческой деятельности научно-технического направле-
119
Методическое и организационное сопровождение профессиональной ... I
ния и публичной презентации результатов своей работы.
Программа смены «Индустриальный парк» состоит из последовательных этапов и совокупности направлений, которые предусматривают создание педагогических условий профориентационного сопровождения.
Первый этап - подготовительный.
На данном этапе происходит выработка основных направлений программы, подбор педагогических кадров, апробация основных элементов направлений программы, подбор перспективных методик и технологий реализации программы, разрабатывается система оценивания, создается материальная база, выстраивается система взаимодействия соисполнителей и участников программы.
Второй этап - организационный (адаптационный) - направлен на создание эмоционально-мотивационной среды, в которой выстраивается взаимоотношения участников отряда, происходит ориентация участников в пространстве и содержании деятельности:
знакомство детей и подростков друг с другом, с лагерем, его законами и правилами;
формирование коллектива (команды, отряда);
принятие договора о совместной деятельности;
создание и принятие внутриотрядных законов;
подведение детей и подростков к идее смены;
создание собственных ценностных ориентаций.
Организационный период смены завершался самоопределением и составлением индивидуального образовательного маршрута для каждого ее участника. Проводимые на данном этапе отрядные мероприятия: игры на знакомство, огоньки, игры на местности, мастер-классы-презентации -способствовали формированию данного маршрута.
Третий этап - деятельностно-игровой. Этот период направлен на расширение знаний участников о видах профессий и способах достижения мастерства в том или ином направлении деятельности. В этот период реализуется «Бизнес-игра», тематические мероприятия, конкурсы, соревнования, проводились лаборатории:
- автомоделизм: гонки в миниатюре;
- робототехника: робот своими руками;
- картинг: соревнования на картах;
- инжиниринг: от идеи до продукта;
- энергетика: на Земле и в Космосе;
- ракетомоделизм: шаг навстречу звездам;
120
I Д.А. Бункин, Л.С. Пастухова, И.Е. Самохин, Е.Г. Суркова, С.В. Тетерский
- занимательная наука;
- биология Черного моря;
- изобрети сам.
Специфика деятельности экспертно-деятельной команды педагогов образовательного проекта заключается в том, что они моделируют образовательное пространство, в котором каждый участник выстраивает свой индивидуальный образовательный маршрут, с учетом уровня, опираясь на личностные ресурсы, стремясь овладеть разными видами деятельности в новых масштабах, с новыми целями, которые дают ему дополнительные предпосылки к самореализации.
Особенностью обучения является «оперативная обратная связь», которая пронизывает весь образовательный процесс, определяя характер взаимодействия педагога и обучающегося.
Такая подготовка гарантирует получение профессионального опыта и знаний, которые позволяют динамично выстраивать путь от выбора профессии до карьерного роста в бизнесе и на производстве.
Четвертый этап - аналитический - предполагал подведение итогов смены, рефлексию, определение уровня профессионального мастерства по разным видам научно-технического творчества, определение дальнейших перспектив и содержания профориентационного сопровождения в соответствии с результатами по итогам смены на основе экспертно-деятельного мнения.
На данном этапе проходили творческие отчеты, выставки, индивидуальные мастер-классы, технические демонстрации, фестивали, конкурсы, презентации.
Конкурсная программа является перспективным приемом активизации личной самореализации и самодеятельности. Принимая решение участвовать в конкурсе, обучающийся согласует свои интересы, возможности, знания, умения, потенциалы и амбиции, учится использовать ситуации соревновательности и состязательности для достижения успеха.
Таким образом, профориентационный отбор, обучение и сопровождение обучающихся, имеющих способности к научно-техническому творчеству в образовательном проекте «Индустриальный парк», представляет собой комплекс научно-методического, информационно-аналитического, программно-деятельностного сопровождения обучающихся в разных образовательных организациях системы общего, среднего профессионального, высшего образования, обладающих способностями к научно-техническому творчеству и желающих в дальнейшем связать свою профессиональную
121
Методическое и организационное сопровождение профессиональной ... I
деятельность с данной сферой, а также оказания профессиональной поддержки педагогам-новаторам. Профориентационная работа в сфере научно-технической деятельности развивается как система, которая имеет довузовскую, вузовскую, послевузовскую и профессиональную подсистемы и компонентами которой являются мероприятия событийной направленности. Данный проект решает большое количество задач и проблем, поднятых в ходе исследования профессиональной ориентации детей и молодежи, и имеет широкие возможности для роста и развития в будущем, что дополнительно подчеркивает его актуальность и востребованность в современном обществе.
Литература
1. Оф. сайт проекта «Индустриальный парк». Режим доступа: http:// indpark.info/.
2. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие. Гл.10. М.: Академия, 2005.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
4. Тетерский С.В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие: Научно-метод. пособие. М., 2006. - 155 с.
5. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора: Метод. пособие для организаторов детского движения. М., 1996.- 109 с.
6. Кошкин В.И., Ужва В.В., Шляпин А.Д., Пастухова Л.С. Профессионально-интегрированная система подготовки кадров: системная кооперация образования и производства. М.: МГИУ. 2014.- 23 с.
7. Тетерский С.В. Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул: Метод. пособие. .М.: «ACADEMIA», 2003. - 135 с.
8. Слободчиков, В. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Развитие личности.- 2005. - № 2.- С. 49-58.
9. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование. 2000, 272 с.
122