Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕКСТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ)'

МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕКСТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / ТЕКСТОЦЕНТРИЗМ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕКСТ / МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕСУРС / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНСТАГРАМ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Илья Олегович

Речь идет о целесообразности использования электронных текстов в качестве дидактического и методического материала в профессиональной деятельности учителя русского языка. Отмечаются свойства электронных текстов, позволяющие ему реализовать свой педагогический ресурс: полифункционализм, инфоцентричность, наглядность, креолизованность, интерактивность и пр. В качестве фактора, определяющего возможность вовлечения электронных текстов в процесс обучения, определяется, в частности, их способность формировать широкий ряд компетенций обучающихся с опорой на интересные и активно используемые ими цифровые ресурсы. В качестве примера выступает текстовый контент, функционирующий в коммуникативном пространстве социальной сети Инстаграм, который анализируется в аспекте оценки его методических свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕКСТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ИНСТАГРАМ)»

УДК 37.016:811.161.1

И.О. Трофимов

Методический ресурс электронных текстов в обучении русскому языку (на материале социальной сети Инстаграм)

Речь идет о целесообразности использования электронных текстов в качестве дидактического и методического материала в профессиональной деятельности учителя русского языка. Отмечаются свойства электронных текстов, позволяющие ему реализовать свой педагогический ресурс: полифункционализм, инфоцентричность, наглядность, креолизованность, интерактивность и пр. В качестве фактора, определяющего возможность вовлечения электронных текстов в процесс обучения, определяется, в частности, их способность формировать широкий ряд компетенций обучающихся с опорой на интересные и активно используемые ими цифровые ресурсы. В качестве примера выступает текстовый контент, функционирующий в коммуникативном пространстве социальной сети Инстаграм, который анализируется в аспекте оценки его методических свойств.

Ключевые слова: текст, текстоцентризм, электронный текст, методический ресурс, социальная сеть, Инстаграм, методика обучения русскому языку.

В свете требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, а также в связи с комплексной реализаций коммуникативного, системно-деятельностного и компетент-ностного подходов в обучении русскому языку ключевые позиции в образовательном процессе занимает текст. В современной лингвистике текст, как правило, трактуется как «речевое произведение, концептуально обусловленное (т. е. имеющее концепт, идею) и коммуникативно ориентированное в рамках определенной сферы общения, имеющее информационно-смысловую и прагматическую сущность» [2, с. 302].

Принцип текстоцентризма (Н.С. Болот-нова, И.Р. Гальперин, Е.А. Гончарова, В.А. Кухаренко, И.Я. Чернухина и др.), обусловливающий выдвижение в качестве значимой проблему формирования текстовой компетенции (Л.Г. Антонова, Е.Ф. Бойко, Н.Н. Болдырева, Н.С. Болотнова, Г.Я. Гальперин, Л.И. Величко, Н.Д. Горбунова, М.Я. Дымарский, Н.П. Карпова, Г.Р. Кобеле-ва, Т.В. Кошечкина, Т.А. Ладыженская, В Н. Мещеряков, О.Д. Мухина, Н.Ш. Сафту-динова, Т.А. Фесенко и др.), является в современной образовательной среде основным в методике преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Текстовая компетенция понимается как «набор средств, дей-

ствий, правил, реализующихся в процессе вербального взаимодействия языковых личностей путем перекодирования с одного уровня вербальных единиц на другой при понимании чужих текстов и создании собственных» [5, с. 120]. В такой трактовке текстовая компетенция является одной из базовых компетенций, позволяющих на ее основе строить продуктивную учебную деятельность. Текст сегодня определяется учеными и методистами в качестве многофункциональной единицы, обладающей совокупностью дидактических и методических свойств.

Текст является важнейшим инструментом для решения одной из главных образовательных задач - формирования языковой личности. В процессе первичной (интерпретации чужих текстов) и вторичной (создания собственных произведений) текстовой деятельности обучающиеся эффективно усваивают знания о языковой системе, системе выразительных средств, содержание рече-ведческих понятий; наблюдают речевые факты, особенности функционирования языка в различных коммуникативных сферах, на основе которых формируются навыки собственного тексто- и речепорождения; обогащаются интеллектуально, культурно, эстетически; пополняют свой тезаурус и багаж системно-речевых моделей; совершен-

ствуют ряд навыков (орфографическую, пунктуационную грамотность, стилистическую компетенцию и пр.) в предметной области «русский язык»; развивают личностный креативный потенциал и формируют собственную читательскую культуру. Обращение к текстам разного жанра способствует формированию культуроведческой компетенции, поскольку любой текст содержит культурные смыслы, подлежащие декодированию и интерпретации.

Работа с текстом на уроках русского языка не ограничивается совершенствованием навыков в рамках рассматриваемой предметной области, ее результаты становятся актуальными для многих сфер деятельности, приобретают междисциплинарный характер. Обучающиеся овладевают навыком чтения не только художественных текстов, но и научных, публицистических; развивают умение работать со справочной литературой, анализировать тексты разной жанрово-стилевой организации.

В современную эпоху информатизации и цифровизации образовательного процесса все более актуальным становится обращение к разнообразным инновационным ресурсам, в частности, электронным текстам. Уже сегодня они становятся полноценным дидактическим материалом, актуальным для современного педагога. Интернет-пространство наполнено огромным количеством уникальных текстов разной тематической направленности, стилевой принадлежности, разного содержания. В научном сообществе коммуникативное пространство интернет-среды - актуальная и перспективная платформа для изучения, исследователи предлагают разнообразные способы и методы работы с электронными текстами, в том числе оформляющими коммуникацию в формате социальных сетей.

С каждым годом все большее количество людей становится пользователями социальных сетей. Различного рода онлайн-сервисы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что сложно представить себе человека, который не был бы зарегистрирован хотя бы в одном мессенджере. Социальные сети постоянно развиваются, изменяются,

предоставляют все больше возможностей для своих потребителей. Ни для кого не секрет, что Инстаграм, ВКонтакте, Фейсбук и другие сервисы являются не только средством коммуникации, но и важным ресурсом для получения необходимой информации, источником заработка, платформой для ведения бизнеса.

Многие социальные сети обладают достаточным потенциалом, чтобы стать полноценной образовательной площадкой. Перспективным в этом плане видится использование возможностей Инстаграма. Данное приложение (на языке оригинала -Instagram, главная страница -https://www.instagram.com) было разработано американским предпринимателем и программистом Кевином Систромом, а также бразильско-американским предпринимателем Майком Кригером. Первый выпуск приложения датируется 6 октября 2010 г. Важнейшим этапом в истории развития Инста-грама стала покупка в 2012 г. мобильного фотоприложения крупнейшей компанией Facebook, которая до сих пор является владельцем сервиса «Инстаграм». За 10 лет существования приложение неоднократно менялось, совершенствовалось, включало в себя все новые и новые функции и возможности, привлекая тем самым внимание потенциального пользователя. Так, в июне 2011 г. количество пользователей составляло 5 миллионов, а 31 января 2019 г. глава Facebook Марк Цукерберг заявил о том, что публикации в разделе Instagram Stories просматривают 500 миллионов пользователей в день.

Инстаграм - это одна из самых популярных социальных сетей на сегодняшний день, предполагающая публикацию фото-, видео- и текстового контента. Данный ресурс привлекает пользователей простотой использования, удобным интерфейсом, многообразием возможностей, в числе которых размещение фотографий, видеороликов с текстовым описанием, создание материала в уникальном формате «сториз» (фотографии и видеоролики длиной в пятнадцать секунд), который позволяет включать в себя различного рода тесты, опросы,

реагировать на контент с помощью «эмодзи». В Инстаграме можно поставить «нравится» и оставить комментарий. Стоит отметить, что здесь нельзя поставить «не нравится» - можно только положительно оценить публикацию либо просто пропустить ее. Также в Инстаграме можно вести прямые эфиры и организовывать многопользовательские видеочаты.

Сегодня Инстаграм играет заметную роль во многих аспектах жизни человека, особенно представителя молодого поколения: «Молодежь относится к социальным сетям как к площадке, где можно реализовать различные виды социальной активности, это приводит к киберсоциализации пользователей, изменении их жизненных установок, ценностно-смыслового восприятия действительности и возникновению новых интересов и жизненных приоритетов» [9, с. 314].

В современных условиях формирования глобального информационного сообщества актуальным видится применение социальных сетей в образовании. Так, учеными-методистами отмечается, что использование, в частности, Инстаграма «для педагогического коучинга представляется весьма продуктивным с учетом широкой популярности этого приложения у представителей современных семей. Так, в 2018 году число зарегистрированных пользователей составило свыше 1 млрд человек» [11, с. 83].

Безусловно, помимо возрастающей популярности у Инстаграма есть ряд других преимуществ его использования в обучении. Например, А.А. Загуменная и А.А. Те-мербекова говорят о таких положительных аспектах применения Инстаграм в образовательных целях, как апелляция педагога к комфортному и привычному для школьников способу общения и самовыражения, а также социализации (преодолению одиночества, поиску новых друзей, организации мероприятий). Использование данного приложения позволяет учителю лучше понимать интересы учеников, разрабатывать для него индивидуальные задания. Широкие возможности для совместной работы педагога и обучающихся, а также внутри самого коллектива

обучающихся обеспечивают такие формы инстаграм-коммуникации, как форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений. Для детей оказывается значимым также фактор социальной доступности учителей в вопросах осуществления общения. Социальные сети открывают ученикам широкие возможности для того, чтобы поделиться сформированным опытом, тем, чему они научились. Исследователями отмечается возможность организации непрерывного обучения средствами взаимодействия в социальных сетях, преодоления технических трудностей оснащения классов [7, с. 48].

При условии, что Инстаграм в ближайшем будущем может стать важнейшим средством обучения русскому языку, представляется возможным использование коммуникативного пространства данной социальной сети как объекта лингвистического исследования, материала для анализа современных языковых процессов. Так, Е.В. Агуреева отмечает, что «сейчас в русскоязычном сервисе текст занимает столь же важное место, что и визуальный ряд. В связи с этим речь пользователей программы, с одной стороны, отражает процессы, характерные для большинства носителей языка, но, с другой стороны, является уникальным по своему разнообразию материалом для исследования» [1, с. 85]. К этой же проблеме отсылает статья О.В. Дониной «Исследование лексики текстов жанра 2.0 методами квантитативной и корпусной лингвистики (на примере текстов Инстаграм)» [6], в которой объектом анализа являются тексты инстаграм-блогеров. Таким образом, текстовое пространство рассматриваемой социальной сети уже сейчас является важным материалом для различных лингвистических исследований.

Актуальным в настоящее время является также исследование возможностей Инстаграма при обучении иностранному языку. О лингводидактическом ресурсе текстов, фигурирующих в коммуникативном пространстве Инстаграма, пишет целый ряд исследователей. Например, А.С. Букин описывает технологию работу по хештегам, от-

мечает возможность изучения языка с помощью видеороликов блогеров. Ученый считает, что освещенные им методы «делают обучение более насыщенным, интерактивным и являются наиболее привлекательным дополнительным материалом при изучении иностранного языка» [4, с. 156]. В другой статье, посвященной анализу возможностей использования ресурсов Инста-грама на занятиях по иностранному языку, автор говорит о том, что данная социальная сеть «открывает новые перспективы как для педагога, так и для учащегося: возможность общения с носителями языка, получения аутентичного материала мгновенно, повышение мотивации к обучению за счет увлекательного контента социальной сети, возможность взаимодействия в обучении и тренировки изученного материала» [3, с. 71].

В работе М.И. Ивкиной «Варианты использования социальных сетей при обучении русскому языку как иностранному (на примере Instagram)» [8] представлены примеры освещения тем русского языка с помощью некоторых функций приложения -публикации и кратковременные истории. Автор обосновывает возможность обучения посредством «ознакомления с новым материалом в текстовых, аудио- и видеопубликациях», работы с материалом, «полученным во время аудиторных занятий, и отработки его в "stories"» [8, с. 204], описаны варианты использования социальной сети как формы проверки успеваемости. Как справедливо отмечает М.И. Ивкина, «использование социальной сети Instagram может положительно повлиять на повышение уровня владения русским языком и мотивировать студентов-иностранцев для дальнейшего развития речевых и лексико-грамматических навыков» [8, с. 209].

Таким образом, даже краткое знакомство с историей вопроса позволяет заключить, что социальная сеть Инстаграм при всей своей популярности как приложение развлекательного характера обладает потенциалом полноценного образовательного ресурса. В частности, рассматриваемое приложение может стать важнейшей площадкой для обучения русскому языку в

средней общеобразовательной школе. Данным сервисом пользуются миллионы людей по всему миру разных возрастов, интересов, профессий, но особенно популярен Инстаграм в среде молодежи, студентов, обучающихся школ, поэтому данный ресурс как средство обучения русскому языку может быть эффективен. С учетом специфики Ин-стаграма и его ориентации на молодое поколение можно предположить, что использование учителем-предметником в профессиональной деятельности методического ресурса Инстаграма будет способствовать развитию интереса и мотивации обучающихся, положительно скажется на продуктивности образовательного процесса.

Помимо изучения теоретических источников мы также ознакомились с популярными практиками использования Инстаграма как одной из ведущих платформ в интернет-пространстве для обучения русскому языку. Мы убедились, что данная социальная сеть в настоящее время достаточно активно используется для актуализации и развития русского языка. Особенно ярким примером для нас оказалась деятельность известного учителя русского языка Татьяны Юрьевны Гартман, которая больше известна как «та самая училка, объявившая войну безграмотности». Т.Ю. Гартман закончила педагогический институт, долгое время преподавала в школе, а затем приступила к работе на канале «Сети НН» в Нижнем Новгороде. В настоящее время Т.Ю. Гартман выступает экспертом в центральных и региональных СМИ, работает в студии телевидения и журналистики «Один дома» (Нижний Новгород). У Т.Ю. Гартман есть свой ютьюб-канал (с 2017 г.), где она учит правилам русского языка, разбирает сложные случаи, анализирует ошибки в речи российских знаменитостей [14]. Но более показательным примером в аспекте пропагандирования грамотности является ее инстаграм-канал (первое видео с анализом ошибок в речи датируется 10 декабря 2018 г.) [12], где помимо вышеперечисленного известный блогер организует различные тесты на знание норм русского языка, объясняет этимологию фразеологизмов, развлекает своих подписчиков

занимательными подборками в рубрике «Гинеальные натписи».

Например, Татьяна Гартман выкладывает в своих «сториз» тесты на знание орфографических норм в сложных словах.

Пользователь Инстаграма может проверить себя и выбрать один из вариантов, нажав на соответствующую кнопку. Затем на экране «высвечивается» правильный ответ.

О мотивах своей деятельности Татьяна Гартман говорит так: «Ни одной программы не посмотрела, чтобы ни разу не вздрогнуть от неграмотности ведущих. У меня на ошибки какая-то физическая реакция. Это была "угадайка": я включила шоу Ивана Урганта и мысленно решила, что если он сейчас ошибется, то я создаю блог и начинаю пропагандировать русский язык» [13]. Об успешности проекта, актуальности деятельности Татьяны Гартман нам говорят цифры, представленные на официальном сайте известной учительницы - ютьюб-канале «Училка vs ТВ» (более 350000 просмотров), на инстаграм-аккаунте (более 73000 подписчиков), а также положительные высказывания о Татьяне Гартман известных медиаперсон. Например, популярный журналист и интервьюер Юрий Дудь так написал о работе «той самой училки»: «Спасибо большое @tatianagartman за новые знания. Каюсь за многочисленные ошибки. Обещаю работать над собой» [10]. Несмотря на огромный объем выполняемой работы в интернет-пространстве, известная учительница успевает писать книги. Так, в 2019 г. была опубликована книга «Речь как меч. Как говорить по-русски правильно», а через год - «Слово не воробей. Разбираем ошибки русской речи».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Инстаграм предоставляет возможности, например, выкладывать в формате «истории» («сториз») тесты на определение значения слова, сопровождая это тестирование подходящими интересными иллюстрациями, также проводить контрольный срез знаний обучающихся, в инстаграм-постах можно публиковать необходимую для обучения информацию. Представляется возможным задавать домашние задания в интересном и актуальном для школьников формате.

Таким образом, привлечение текстового контента социальных сетей, включая Инста-грам, в дидактических и методических целях видится целесообразным для решения комплекса образовательных задач в профессиональной деятельности учителя русского языка. Характеристики электронных текстов (инфоцентричность, наглядность, креолизо-ванность, интерактивность и пр.) обусловливают возможности их широкого использования для формирования компетентностной базы обучающихся общеобразовательной школы. При модернизации системы образования компетентностный подход становится методологическим основанием обновления содержания современного образования, позволяющим преодолевать разрыв между знаниями и умением применять их на практике. При таком подходе важным является создание образовательной среды, направленной на формирование компетентностной личности обучающихся, которые в процессе обучения не овладевают отдельными знаниями, а развивают способность применять сформированные компетенции в разных условиях действительности. В такой ситуации использование электронных текстов оценивается как эффективный способ оптимизации обучения русскому языку на интерактивной основе.

1. Агуреева Е.В. Особенности функционирования иностранной лексики в языке Инстаграм // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. - № 6/1. - С. 84-87.

2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.

3. Борщева О.В. Инстаграм на занятиях по иностранному языку // Вопросы педагогики. -2020. - № 4/2. - С. 66-71.

4. Букин А.С. Инстаграм-исследования как дополнительная технология обучения иностранному языку // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2019. - № 2. - С. 156-163.

5. Грибова О.Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психологический и онтологический анализ: монография. - М.: АПКиППРО, 2009. - 120 с.

6. Донина О.В. Исследование лексики текстов жанра 2.0 методами квантитативной и корпусной лингвистики (на примере текстов Инстаграм) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2020. - № 3. - С. 25-33.

7. Загуменная А.А., Темербекова А.А. Возможности Инстаграм в системе образования // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2017. - № 9 (17). - С. 47-48.

8. Ивкина М.И. Варианты использования социальных сетей при обучении русскому языку как иностранному (на примере Instagram) // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 2/1. - C. 204-209.

9. Кошелева А.Н., Сухобская М.В. Ценностно-смысловая обусловленность предпочтения социальной сети «Инстаграм» у молодёжи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2018. - № 1/1. - С. 313-321.

10. Официальный сайт Татьяны Гартман [Электронный ресурс]. - URL: https://uchilkaonline.ru/ (дата обращения: 07.08.2021).

11. Певзнер М.Н., Александрова Н.В., Тращенкова С.А. Педагогический Инстаграм-коучинг в системе консультирования детско-взрослого сообщества // Человек и образование. - 2018. - № 3 (56). - С. 79-84.

12. Та самая Училка: Инстаграм-канал Татьяны Гартман [Электронный ресурс]. - URL: https://www.instagram.com/tatianagartman/ (дата обращения: 07.08.2021).

13. Татьяна Гартман // Новостной портал «24 СМИ» [Электронный ресурс]. - URL: https://24smi.org/celebrity/137882-tatiana-gartman.html (дата обращения: 07.08.2021).

14. Училка vs ТВ: Ютьюб-канал Татьяны Гартман [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/channel/UCOb8k2TxJ8KtSmTZxWVfC2g (дата обращения: 07.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.