Научная статья на тему 'Методический регулятив подготовки учителя иностранного языка в США'

Методический регулятив подготовки учителя иностранного языка в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕТОДЫ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ENGLISH LANGUAGE TEACHERS’ TRAINING / METHODS / INFORMATION SOCIETY / ENGLISH AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акмаева Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы форм и методов подготовки учителя иностранных языков в США в условиях информационного общества. Приводятся примеры из результатов исследований американских педагогов, профессоров и ученых американских университетов, а также отражены материалы международных научных конференций по вопросам языкового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Regulation of the English Language Teachers’ Training in the USA

The article investigates the problems of practical methodology in the process of English language teachers’ training in the USA. The examples are given from the research by well-known American educators, scientists, professors, as well as reflect the results of international English Language teaching conferences.

Текст научной работы на тему «Методический регулятив подготовки учителя иностранного языка в США»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.011.31-051 (073)

ББК 74.204 (США)

Акмаева Анастасия Сергеевна

соискатель кафедра иностранных языков Казанский федеральный университет г. Казань Akmayeva Anastasia Sergeevna Post-graduate Chair of Foreign Languages Kazan Federal University Kazan

Методический регулятив подготовки учителя иностранного языка в США Methodological Regulation of the English Language Teachers’ Training in the

USA

В статье рассматриваются вопросы форм и методов подготовки учителя иностранных языков в США в условиях информационного общества. Приводятся примеры из результатов исследований американских педагогов, профессоров и ученых американских университетов, а также отражены материалы международных научных конференций по вопросам языкового образования.

The article investigates the problems of practical methodology in the process of English language teachers’ training in the USA. The examples are given from the research by well-known American educators, scientists, professors, as well as reflect the results of international English Language teaching conferences.

Ключевые слова: подготовка учителя иностранных языков,

информационное общество, методы, английский язык как иностранный.

Key words: English language teachers’ training, methods, information society, English as a foreign language.

Основные координаты образования мирового сообщества в условиях развития единого информационного поля и роста глобализационных влияний индикатируют востребованность повышения качества подготовки учителя, актуализируют воспитательную (социализирующую) функции его профессиональной деятельности. Международные исследования проблемы подчеркивают существенное изменение содержания деятельности учителя в условиях информационного общества, при которой он должен выступать как инноватор, менеджер-организатор образовательного процесса, исследователь собственной учебной деятельности, деятельности своих коллег и учеников;

действовать технологически компетентно, динамично; принимать продуктивное участие в процессах профессионального сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.

В документе ЮНЕСКО «Состояние исследования информационного общества» (2004) предложено, что практика электронного перевода и установление норм, стандартов, правовых инструментов, принципов и кодов поведения будут способствовать распространению знаний, уважительном отношении к пользованию всеми языками, расширению языкового разнообразия в киберпространстве, доступ к культурной и научной информации через создание мультилингвальних вебсайтов.

Таким образом, вектор информационного общества направлен на изменения в триаде «общество - образование - педагогическое образование», что влечет за собой внедрение информационно-коммуникационных технологий в подготовку и профессиональную деятельность учителей, в том числе и в США.

Начало XXI в. маркируется интенсивной технологизацией всех звеньев системы образования, подключением учебных заведений к локальной и глобальной информационным сетям, созданием электронных банков информации, развитием интерактивных, дистанционных, программируемых форм обучения, стандартизацией использования учителями ИКТ и т.д.

По мнению исследовательницы И.В. Гушлевской, главными принципами эффективного внедрения ИКТ в профессиональную подготовку, деятельность и профессиональное развитие учителей в США являются: 1) обязательное введение ИКТ в целях их дальнейшего использования во всех курсах и программах педагогического образования; 2) контекстное внедрения ИКТ в процесс профессионального развития, приобретения учителем индивидуального опыта использования приобретенных знаний и т.д.; 3) подготовка учителей к использованию ИКТ в рамках традиционных форм обучения и к изменению процесса обучения путем создания инновационного технологического обеспечения учебной среды [1].

Научные поиски преобразований учебной деятельности учителя на основе социального спроса американские ученые проводят, в основном, в двух направлениях:

1) изучение модификаций традиционной модели обучения и научное обоснование соответствующих характеристик инновационной учебновоспитательной среды, где учитель выступает в новой роли менеджера знаний, партнера, инструктора, организатора и стимулятора учебной деятельности учащихся;

2) определение ведущих характеристик (компетентностей) учителя, способного обеспечить качественное обучение учащихся.

По мнению представителей американской педагогики К. Браунелла, Е. Иснера, Б. Колеса, Д. Паркера и др., «модернизация системы подготовки учителей не будет эффективной, если она касается только структуры педагогического образования и его содержания, игнорируя модернизацию технологий подготовки учителей, изменения в процессе взаимодействия преподавателя и студента» [6]. Причем, цель разработки и использования современных технологий исследователи усматривают не в новизне и оригинальности, а в повышении качества профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

Студенты «информационной эпохи» требуют изменений в методах обучения, предпочитая интерактивное обучение в сотрудничестве. И, как отмечает Дж. Дудерштадт, «сейчас уже существуют новые формы обучения: асинхронное обучение (обучение в любое время и в любом месте). Таким образом, в обществе непрерывного образования люди будут задействованы и вовлечены в обучение и постоянное приобретение знаний» [5].

Общими тенденциями совершенствования технологий и методов обучения в американских педагогических учебных учреждениях являются:

- Активизация учебной деятельности студентов через проблемное обучение, индивидуализация, персонализация обучения, модульное обучение, учебное

консультирование, кооперативное обучение;

9

- Расширение плановой методически и организационно обеспеченной, самостоятельной работы студентов, формы которой индивидуализируются в зависимости от способностей и уровня подготовки, целей образования, специфики будущей педагогической деятельности;

- Распространение «независимого обучения», что предполагает отсутствие непосредственного личного контакта между преподавателем и студентом, использование ИКТ для обеспечения двухсторонней косвенной связи между преподавателем и студентом с возможностью проведения целевых встреч;

- Комплексное использование потенциала современной техники и достижений в области педагогики, психологии обучения, социологии, теории информации;

- Снижение интереса к конкретным технологиям и предпочтения собственному выбору и творчества преподавателей по целенаправленному комбинированию различных технологий в образовательном процессе [3].

Как показало исследование, в учебных заведениях педагогического профиля США в контексте современного преподавания иностранных языков комплекс методов обучения перекликается с принятыми и ставшими традиционными в зарубежной педагогике. В качестве репродуктивных методов отличается метод анализа ситуаций, микропреподавание, метод преподавания командой, составляющие основу, в частности, британской системы подготовки учителей. Характерны для американских вузов и проблемно-поисковые методы, ориентированные на самостоятельное получение знаний студентами, на активизацию их познавательной и информационной деятельности, развитие мышления. Экспериментальные методы - игротехника, рефлепрактика, моделирование - основаны на классической методике с применением игровых технологий. Все это обеспечивает студентам развитие навыков проведения профессиональной деятельности, совместной работы, диалогического общения, принятия решений на основе всестороннего анализа ситуации с одновременным освоением и использованием ранее усвоенного материала, позволяет формировать и совершенствовать гибкость педагогического стиля.

10

По мнению американских исследователей проблемы интеграции ИКТ в процесс профессиональной подготовки учителей Н. Уэнтворта, М. Коннелла и др., на современном этапе наиболее инновационно продуктивным в контексте преподавания иностранных языков является подготовка будущих учителей ИЯ к применению таких учебных инструментов нового поколения как: вебквесты (webquests), электронные дневники (blogs), электронные портфели (e-portfolio) и подкасты (podcasts) и т.д. Так, вебквест происходит от английского «webquest» - «Интернет поиск» - представляет собой самый сложный тип учебных Интернет-материалов. В американской системе педагогического образования студентам предлагается апробировать данную технологию в рамках учебных занятий и в ходе профессиональной (педагогической) практики. Использование данной технологии на уроке требует организации учебной группы в формате проектной методики с участием всех учащихся. Прежде чем разделить учащихся на группы, весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. По задумке авторов данной технологии учитель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты дискутируемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера [4].

Архитектура обучающей деятельности учителя иностранных языков в условиях информатизации самого учебного процесса вариативна и сложна. Мы согласны с мнением И.В. Самойлюкевич, что будущий учитель иностранного языка в американской высшей школе должен быть готов к

11

обеспечению информационной составляющей своей практики, а именно: осуществлять поиск и сбор аутентичных материалов в текстовом, графическом, звуковом и видеоформате при использовании различных видов ИКТ: баз данных, инструментальных программных средств, ресурсов Интернет и т.д. Определенных умений и навыков требует обработка аутентичных материалов с помощью текстовых процессоров, графических редакторов, программы обработки звука и видео, программ создания мультимедийных презентаций. Использование аутентичной и вторичной информации, предусматривающей перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в условиях реализации потенциала ИКТ, автоматизирует процессы информационнометодического обеспечения, требует от учителя умения создавать модели обучения в соответствии с психолого-педагогическими и методическими потребностями обучающихся.

В частности, учитель должен быть готов к осуществлению методического обеспечения программ поликультурного образования. Интерес представляет совместный опыт Йельского университета с общеобразовательными школами г. Ныо-Хэйвена по созданию института по подготовке учителей, на базе которого проводятся семинары и курсы для учителей. Каждый участник обязан разработать модуль, который может быть использован им самим или же его коллегами в рамках учебного процесса. По итогам года институт издает сборники методических разработок по различной тематике, в частности — по поликультурному образованию. Например, в 2001 г. был издан сборник «Раса и этничность в современном искусстве и литературе», а в 2002 г. - «Природа и история притеснений, основанных на этнической и половой принадлежности» [2]. Это можно рассматривать как явственную тенденцию аксиологической направленности в условиях полиэтнической среды американской школы и вуза.

Известно, что подготовка учителей английского языка в США осуществляется по двум направлениям - как родного и как иностранного. Целостность проведенного исследования предопределяет необходимость анализа двух направлений.

В связи с тем, что преподавание предметов на разных этапах школы имеет значительные отличия, методическая составляющая подготовки учителей английского языка как родного и иностранного не может дублироваться.

Главным требованием к выбору методов обучения будущих учителей иностранного языка в США является организация процесса обучения как серии исследовательских действий, в ходе которых студент сам приобретает знания, а с ними и умения самостоятельно работать, акцент при этом делается на формирование у студентов познавательных структур в контексте поисковой деятельности, творческой активности, навыков самопознания и межличностного общения, гуманистических взглядов личности как основополагающих.

Анализируя вопросы организации самообразовательной исследовательской деятельности студентов - будущих учителей иностранных языков в США, мы обратились к исследованиям Дж. Гебхарда, в частности к его монографическому труду «Обучение английскому языку как иностранному». По его мнению, решающими условиями самообразования начинающих учителей являются: пролонгированная рефлексия,

транспарентность результатов, фактор времени, следование теоретическим принципам организации системы EFL (обучение английскому языку как иностранному), возможности обогащения личностного тезауруса в условиях профессионального сотрудничества и др.

Методическое обеспечение процесса саморазвития, разработанное Дж. Гебхардом, позволяет будущим учителям избежать «ученой беспомощности», которая может привести к демотивации в профессии.

Так, студентам предлагается дать ответ на ряд вопросов, а затем составить план развития своей профессиональной деятельности:

1. Как Вы понимаете «саморазвитие»? Какие шаги Вы готовы предпринять для своего профессионального развития и роста?

Задайте эти вопросы своим одногруппникам, обсудите возможные меры с целью выработки единой стратегии.

2. Прочитайте отрывок из монографии М. Грина «Учитель-странник. Образовательная философия современного мира». Обсудите с другими студентами.

3. Составьте план Вашего развития как учителя-предметника, ответив на вопросы: Готовы ли Вы к профессиональному развитию? Сколько времени Вы готовы уделить профессиональному развитию? Можете ли Вы составить расписание мероприятий по профессиональному развитию? Какому аспекту деятельности Вы бы уделили основное внимание? Как Вы будете вовлекать других учителей в совместную профессиональную деятельность?

По мнению американских педагогов, исследовательская практика в процессе подготовки студента играет важную роль и сможет уберечь их от «профессионального старения». Так, в рамках педагогической практики студенты получают инструкции по организации:

- анализа научно-педагогической литературы по вопросам обучения и изучения иностранного языка; методических бюллетеней; регламентирующих документов и рекомендаций;

- установления профессиональных отношений в формате «наставничества»;

- поиска решения проблемы;

- приглашающего обучения;

- изучения дополнительного иностранного языка;

- самонаблюдения;

- обсервационной деятельности за практикой преподавания опытных учителей;

- учебного документирования;

- личного «портфолио»;

- участия в научно-методических семинарах, конференциях профессионального сообщества и др.

Рассмотрим некоторые из них.

В своей статье «Многообещающие методы подготовки учителя» американский педагог Гарри Хопкинс опирается на отчет Гарвардского

14

университета «Новые умения для современной школы», концентрируясь на развитии навыков взаимодействия с институтом семьи, вовлечения и включения родителей в процесс обучения. В соответствии с этим были разработаны 9 программ, включающие в себя инновационные методы подготовки учителя. Данные методы сконцентрированы на развитии навыков нахождения решения проблем. Программы, апробированные в различных университетах, способствовали включению обучения взаимодействию с институтом семьи и развития межличностных навыков в структуру практической подготовки учителя в школах под руководством опытных профессионалов.

Получивший распространение во многих странах кейс-метод сохраняет свою популярность и в американских вузах. Суть его американской формы состоит в том, что будущие учителя изучают подготовленные для них кейсы -пакеты ситуативных педагогических и методических задач, после чего студенты проводят анализ, обсуждение со ссылкой на собственный опыт. Данный метод дает возможность ознакомиться с разнообразными подходами к решению проблем будущими учителями, проанализировать множественные предложения выхода из сложившейся специфической ситуации, оценить достоинства и недостатки каждого ответа, что помогает им развить навыки нахождения решения проблем.

Колледж Пибоди (Peabody) придерживается концепции «приглашающего обучения» - посещение лекций с участием приглашенных гостей; участие в дискуссиях, проводимых совместно с родителями, практикующими учителями, экспертами разнообразных несмежных областей - все это обеспечивают будущим учителям возможность взаимодействия со всеми основными участниками образовательного процесса.

Студентам, обучающимся по специальности «Учитель иностранного языка» рекомендуется посещать ежегодную международную конференцию Американской ассоциации прикладной лингвистики (American Association of Applied Linguistics, AAAL), проводимую в разных городах США. Тематика направлений, несомненно, представляет интерес для будущих учителей

15

иностранных языков: Современная языковая политика; Языковое

планирование; Особенности дискурсивного анализа; Методика преподавания иностранного и второго иностранного языков и т.д.

В своем докладе «Язык, грамотность, обучение в эпоху цифровых технологий» на пленарном заседании конференции AAAL «Глобализация: меняющийся контекст», прошедшей в марте 2011 г. в г. Чикаго, член Национальной академии образования, профессор лингвистики Университета Аризоны США, Джеймс П. Джи заявил: «Появление цифровых ресурсов оказывает воздействие на функционирование языка и обеспечивает системное инновирование методов обучения языку, способствуя возникновению новых его форм».

По мнению американского ученого К. Джонсона, «портфолио» позволяет будущим учителям систематизировать то, что изучено, обеспечивает возможность рефлексии, выявляет комплекс компетенций, необходимых для успешного функционирования и обозначает превентивные меры по появлению трудностей в процессе учения.

«Наставничество» понимается К. Джонсоном как «межличностное, продолженное, ситуативное, информативное профессиональное общение между опытным учителем и «новичком».

Американский Совет по обучению иностранным языкам и государственный Университет Вебер штата Юты разработали on-line курс, раскрывающий особенности современных подходов к обучению иностранным языкам и инновационных методов преподавания. Этот курс отвечает потребностям как студентов, готовящимся преподавать иностранные языки, так и практикующих учителей, которым необходима сертифицированная переподготовка или повышение квалификации.

Курс практической методологии преподавания иностранного языка основан на стандартах обучения иностранным языкам, на методике так называемых пяти C: Общение (Communication), Культура (Culture), Связи (Connections), Сравнения (Comparisons) и Сообщества (Communities). Базируясь на теории овладения иностранным языком, курс предлагает

16

студентам информацию о разнообразных принципах и подходах, которые могут быть успешно реализованы в практической педагогической деятельности по обучению английскому языку как родному и как иностранному.

Современное преподавание иностранных языков в развивающемся мире, с появлением поликультурных классов, предполагает, что будущие учителя должны обладать целым спектром обучающих методов, основанных на современных исследованиях меняющегося знания.

Библиографический список

1. Гушлевская, И.В. Трансформация профессиональных функций учителя в условиях информационного общества (на материалах США и Канады) [Текст]: автореф. дисс...канд. пед. наук / И.В. Гушлевская. - Киев, 2006. - 20 с.

2. Дюжакова, М.В. Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов: на материале России и США [Текст]: дисс. ... д-ра. пед.наук / М.В. Дюжакова. -СПб., 2009. - 351 с.

3. Самойлюкевич, И.В. Структура педагогической деятельности учителя иностранного

языка в информационном обществе / И.В. Самойлюкевич. - Житомир: Вестник

Житомирского государственного университета. Серия Педагогические науки. Выпуск 43, 2009. - С. 88-91.

4. Сысоев, П.В. Концепция языкового поликультурного образования: на материале культуроведения США [Текст] : дисс.д-ра. пед .наук / П.В. Сысоев. - Москва, 2004. - 546 с.

5. Duderstadt, J. J. Preparing future faculty for future universities / [Text] / Liberal Education, 2001. - V. 87. - № 2. - P. 24-31.

6. Encyclopedia of educational research. 5th Edition in 4 Volumes. - Vol. 1. - New York,

1982. - 695 р.

7. Gebhard, Jerry G. Teaching English as a foreign or second language / [Text] / The

University of Michigan press, 2009. - 268 p.

Bibliography

1. Duderstadt, J. J. Preparing Future Faculty for Future Universities / [Text] / Liberal

Education, 2001. - V. 87. - № 2. - P. 24-31.

2. Duzhakova, M.V. Teachers’ Training in the Course of Migration Processes: Experience of Russia and the USA [Text] : Diss. ... Dr. of Ped. / M.V. Duzhakova. - SPb., 2009. -351 p.

3. Encyclopedia of Educational Research. 5th Edition in 4 Volumes. - Vol. 1. - New

York, 1982. - 695 р.

4. Gebhard, Jerry G. Teaching English as a Foreign or Second Language / [Text] / The University of Michigan Press, 2009. - 268 p.

5. Gushlevskaya, I.V. Transformation of a Teacher’s Professional Functions in the Information Context of the Society (Experience of Canada and the USA) [Text] : Diss. ... Cand. of Ped. / I.V. Gushlevskaya. - Kiev, 2006. - 20 p.

6. Samoylyuckevich, I.V. The Practice Structure of the English Language Teachers in the Information Context of the Society / I.V. Samoylyuckevich. - Zhitomir: Herald of Zhitomir State University. Pedagogics. Issue 43, 2009. - P. 88-91.

7. Sysoev, P. V. The Language and Multicultural Conceptions: America Country Studies [Text] : Diss. ... Dr. of Ped. / P.V. Sysoev. - Moscow, 2004. - 546 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.