Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА / ПОТРЕБИТЕЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова Т.В.

Статья посвящена разработке теоретико-методических основ и практических рекомендаций по осуществлению оценки качества транспортных услуг предприятий железнодорожного комплекса. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа, графический метод, системный подход, абстрагирование и логический анализ, систематизация и классификация, теория моделирования, аналогия и экстраполяция. С целью определения уровня качественных характеристик услуг предприятий железнодорожного транспорта предложен методический подход к оценке качества транспортно-логистических услуг предприятий отрасли, заключающийся в расчете интегрального показателя уровня качества транспортной услуги как среднегеометрической, состоящей из совокупности частичных показателей оценки технологических, логистических, управленческих, организационных, потребительских составляющих качества. Областью практического применения полученного результата является использование научно-методического подхода к оценке качества транспортно-логистических услуг предприятий железнодорожного комплекса в процессе разработки политики обеспечения качества, при выявлении проблемных мест в системе управления качеством транспортных услуг, при разработке и реализации эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятий железнодорожного комплекса в изменяющихся условиях внешней среды, что позволит сформировать устойчивые конкурентные позиции предприятий отрасли в условиях трансформации бизнес-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ершова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHODOLOGICAL APPROACH TO ASSESSING THE QUALITY OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES OF A RAILWAY ENTERPRISE COMPLEX

The article is devoted to the development of theoretical and methodological foundations and practical recommendations for the evaluation of the quality of transport services of enterprises of the railway complex. To achieve the goal, the methods of comparative analysis, graphic method, system approach, abstraction and logical analysis, systematization and classification, modeling theory, analogy and extrapolation were used. In order to determine the level of quality characteristics of services of railway transport enterprises, a methodical approach to assessing the quality of transport and logistics services of enterprises of the industry is proposed, which consists in calculating the integral indicator of the level of quality of transport services as a non-geometric mean, consisting of a set of partial indicators of assessment of technological, logistical, managerial , organizational, consumer quality components. The field of practical application of the obtained result is the use of a scientific-methodical approach to assessing the quality of transport and logistics services of the enterprises of the railway complex in the process of developing a quality assurance policy, when identifying problem areas in the quality management system of transport services, when developing and implementing effective management solutions aimed at ensuring the competitiveness of the enterprises of the railway complex in the changing conditions of the external environment, which will allow to form stable competitive positions of the enterprises of the industry in the conditions of the transformation of the business environment.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА»

12. Дашян К.П. Мировая туристическая индустрия в период пандемии covid-19 и пути выхода из неё // Вестник Академии знаний. 2021. № 3 (44). С. 86-92.

13. Соболенко В. Е. Этнотуризм в России: современное состояние и ориентиры развития // Актуальные исследования. 2020. .№24 (27). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/1689-etnoturizm-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie.

14. Гурина М.А., Сокольская Т.И., Гончарова О.В., Дехтярь Г.М., Спатарь-Козаченко Т.И. К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном уровне: теоре-тические аспекты и результаты практической деятельности // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №4. С. 90-109.

15. Оборин М.С., Сарян А.А. Проблемы развития курортов Краснодарского края в условиях геополитической нестабильности // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.16. №2. С. 144- 159. DOI: 10.24412/1995-042X-2022-2-144-159.

16. Фонд «Центр стратегических разработок». Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса / Центр социально-экономических исследований. - М., 2020. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/6a1/ 6a14b85fb06482c466439edfde3a879d.pdf.

17. Российское государственное информационное агентство - ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/ 9197739.

18. Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://association-cfo.ru/wp-content/uploads/2018/11/predprinimatelstvo-1.jpg.

19. Зелинская М.В. Система государственного управления инновационной деятельностью в Краснодарском крае /М.В. Зелинская, Е.Н. Клочко // Экономика и предпринимательство. - №5(118). - 2020. - С. 71-77.

20. Симонян, Г. А. Теоретические аспекты понимания сущности категории "туристский поток" и некоторые проблемы его количественной оценки / Г. А. Симонян, А. А. Сарян, К. П. Дашян // Современная научная мысль. - 2022. - № 1. - С. 124-129. - DOI 10.24412/2308-264X-2022-1-124-129. - EDN VDALPS.

21. Bodzhgua A.U. Features of the institutional environment for ethno-gastronomic tourism development // Services in Russia and abroad. - 2021. - №1 (93). - p. 5-13. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-5-13.

22. Jean Junying Lor, Shelly Kwa, John A. Donaldson. Making ethnic tourism good for the poor // Annals of Tourism Research. 2019. Vol. 76. Рр. 140-152.

EDN: UGWYVU

Т.В. Ершова - к.э.н., заведующий аспирантурой и докторантурой, доцент кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия, tatyana.ershova@vvsu.ru,

T.V. Ershova - candidate of economic sciences, chief of department of postgraduate and doctoral studies, аsso-ciate professor of the department of economics and management, Vladivostok state university, Vladivostok, Russia.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА A METHODOLOGICAL APPROACH TO ASSESSING THE QUALITY OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES

OF A RAILWAY ENTERPRISE COMPLEX

Аннотация. Статья посвящена разработке теоретико-методических основ и практических рекомендаций по осуществлению оценки качества транспортных услуг предприятий железнодорожного комплекса. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа, графический метод, системный подход, абстрагирование и логический анализ, систематизация и классификация, теория моделирования, аналогия и экстраполяция. С целью определения уровня качественных характеристик услуг предприятий железнодорожного транспорта предложен методический подход к оценке качества транспортно-логистических услуг предприятий отрасли, заключающийся в расчете интегрального показателя уровня качества транспортной услуги как среднегеометрической, состоящей из совокупности частичных показателей оценки технологических, логистических, управленческих, организационных, потребительских составляющих качества. Областью практического применения полученного результата является использование научно-методического подхода к оценке качества транспортно-логистических услуг предприятий железнодорожного комплекса в процессе разработки политики обеспечения качества, при выявлении проблемных мест в системе управления качеством транспортных услуг, при разработке и реализации эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятий железнодорожного комплекса в изменяющихся условиях внешней среды, что позволит сформировать устойчивые конкурентные позиции предприятий отрасли в условиях трансформации бизнес-среды.

Abstract. The article is devoted to the development of theoretical and methodological foundations and practical recommendations for the evaluation of the quality of transport services of enterprises of the railway complex. To achieve the goal, the methods of comparative analysis, graphic method, system approach, abstraction and logical analysis, systematization and classification, modeling theory, analogy and extrapolation were used. In order to determine the level of quality characteristics of services of railway transport enterprises, a methodical approach to assessing the quality of transport and logistics services of enterprises of the industry is proposed, which consists in calculating the integral indicator of the level of quality of transport services as a non-geometric mean, consisting of a set of partial indicators of assessment of technological, logistical, managerial , organizational, consumer quality components. The field of practical application of the obtained result is the use of a scientific-methodical approach to assessing the quality of transport and logistics services of the enterprises of the railway complex in the process of developing a quality assurance policy, when identifying problem areas in the quality management system of transport services, when developing and implementing effective management solutions aimed at ensuring the competitiveness of the enterprises of the railway complex in the changing conditions of the external environment, which will allow to form stable competitive positions of the enterprises of the industry in the conditions of the transformation of the business environment.

Ключевые слова: качество, транспортно-логистические услуги, предприятия железнодорожного комплекса, потребитель, конкурентоспособность.

Keywords: quality, transport and logistics services, enterprises of the railway complex, consumer, competitiveness.

Введение

Среди всех видов транспорта в России, как и во многих странах, ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время. Даль-

нейшее развитие железнодорожной отрасли становится важной государственной задачей, от решения которой зависит экономическое и социальное развитие государства. Уровень развития железнодорожной транспортной системы государства - один из важнейших признаков его технологического прогресса. Потребность в высокоразвитой железнодорожной транспортной системе еще более усиливается в современных условиях, транспортная система становится базисом для эффективного взаимодействия России с мировым сообществом.

В условиях конкуренции железные дороги остаются основой материального производства государства благодаря большому объему перевозок грузов и пассажиров, что обеспечено высокой степенью ритмичности и низким затратами. Кроме того, развитие железнодорожного транспорта обеспечивает государству способность к стабильному социально-экономическому и территориальному развитию, что в свою очередь, порождает потенциал экономического рост отечественного производства потребительских и других товаров. Но развитие железнодорожного транспорта сегодня критично с точки зрения социально-экономического прогресса в стране. Поэтому необходимо сконцентрировать внимание на наиболее перспективных направлениях развития и сформировать методику оценки качества транспортно-логистических услуг предприятий железнодорожного комплекса, базирующуюся на количественной оценке качественных характеристик услуг.

В связи с актуальностью, определенной в постановке проблемы, данное направление исследования требует выявления и решения определенных задач. Вопросами функционирования железнодорожного транспорта в новых экономических условиях и повышения качества его услуг на рынке транспортных средств занимаются многие учёные. В частности, Егоров Ю. В., Варламова Д. В., Ефимова О. В., Кравченко Л. А., Кузубов А. А., Павлова Е. И., Покровская О. Д. [1-14].

Однако, несмотря на значительный объем исследований по данной проблематике, ее научная разработанность не исчерпана. Помимо наличия большого вклада ученых в формировании теоретико-методологических основ укрепления конкурентных позиций железнодорожного транспорта, необходимо отметить, что анализ качественной составляющей услуг субъектов данной отрасли определяет недостаточную методологическую и организационную разработанность проблемы. Данные проблемы приводят к нерациональному использованию имеющихся ресурсов и, как следствие, снижению уровня конкурентоспособности и качества.

Материалы и методы исследования

Целью статьи является разработка теоретико-методических основ и практических рекомендаций по осуществлению оценки качества транспортных услуг предприятий железнодорожного комплекса. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы: сравнительный анализ, графический метод, системный подход, абстрагирование и логический анализ, систематизация и классификация, теория моделирования, аналогия и экстраполяция.

Результаты

В условиях конкуренции на рынке транспортно-логистических услуг важное значение имеет оценка качественных показателей деятельности предприятия. Для определения эффективности системы качества ее оценивают, используя следующие методы оценки [3]:

- натуральная оценка - выражается через сведение к одному показателю нескольких показателей посредством определения их удельного веса при оценке и выводе одного средневзвешенного показателя;

- стоимостная оценка - базируется на показателях затрат, необходимых для достижения тех или иных показателей качества, и определении эффективности от внедрения мероприятий по повышению качественных показателей.

На сегодня определение эффективности услуг транспорта целесообразно осуществлять при обобщении всех показателей технологического процесса, а именно:

- через оценивание качества услуги путем анализа отзывов потребителей после осуществления транспортной услуги;

- через оценку качества реализации всего технологического процесса предоставления услуги, а именно, подготовка, процесс осуществления, после сервисное обслуживание.

Как показали исследования научной литературы [7, 8, 12] для отрасли железнодорожных перевозок отсутствует обобщенная системы качественных показателей перевозочного процесса. Для каждого вида транспорта есть соответствующие нормативы по отрасли. Однако, рассматривая более подробно отдельные виды деятельности железнодорожного транспорта, заметим, что оценка качества перевозок основывается на таких показателях как, сроки доставки и скорость, что является достаточно условным, ведь могут существовать и другие проблемы, связанные с отсутствием соответствующего подвижного состава, ритмичностью перевозок, экологической безопасностью. Поэтому транспортные предприятия должны ориентироваться на потребности потребителей. Поскольку определение качества услуг является относительной категорией, даже субъективной, то и оценка качества услуг должна быть оценочной, тем более что оценивать уровень качества услуг можно как с позиции производителя, так и с позиции потребителя [14].

В основу производственного подхода оценивания качества услуг положено сравнение основных моментов технологии предоставления услуг с базовыми значениями. К ним относят: время ожидания, время обслуживания, уровень мастерства и профессионализма.

Потребительский подход оценивания качества услуги основывается на полезном эффекте, который получил клиент при потреблении услуги, и определяется его субъективной оценкой, основанной [15]: на расхождении

в требованиях, связанных с демографическим, социально-экономическим и потребительским статусом получателя услуги; психологическом восприятии человеком имеющихся фактов.

Таким образом, для оценки уровня качественных характеристик услуги предприятий железно дорожного комплекса предлагаем применять методику количественной оценки качественных характеристик услуги, которая включает следующие этапы (рисунок 1):

- первый этап - количественная оценка частичных аналитических коэффициентов качественных характеристик;

- второй этап - выявление факторов качественного влияния на статьи расходов в себестоимости услуги;

- третий этап - расчет коэффициентов итогового, фактического и проектного интегрального показателя качественных характеристик;

- четвертый этап - определение экономического эффекта от повышения проектного уровня качественных характеристик изделия или услуги;

- пятый этап - расчет индекса конкурентоспособности и определение уровня конкурентоспособности предприятий железнодорожного комплекса.

Оценка уровня конкурентоспособности транспортной услуги осуществляется на основе индекса конкурентоспособности (1к) [12], который определяется как отношение показателей конкурентоспособности проектного варианта (/„) к фактическому аналогу (1ф) (формула 1):

= £ (1)

Для определения фактического или проектного индекса по каждой группе показателей рассчитывается параметрический индекс по следующему выражению (формула 2):

П = ЕГ=1Йгх5; (2)

где Ш - удельный вес соответствующего показателя, определяемого с помощью экспертных методов;

81 - значение конкретного показателя;

п - количество показателей в каждой группе.

Поскольку процесс предоставления транспортно-логистических услуг является длительным и зависит не только от эффективной работы предприятий отрасли, оценка конкурентоспособности транспортной услуги должна осуществляться с точки зрения технического, организационного и экономического подходов.

Еще одним важным фактором, который имеет значение при определении качественных характеристики, является расчет показателя абсолютной экономической эффективности, выражающейся как отношение между полученным полезным результатом (V) к суммарным расходам, которые имеет потребитель [141] (формула 3):

Еабс= ЦТГ" (3)

Цп + Зпот

где Ц„ - цена (стоимость) транспортной услуги;

Зпот - затраты клиентов, которые они совершают во время получения транспортной услуги в зависимости от ее качества.

Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности транспортной услуги предприятиям железнодорожного транспорта в современных условиях необходимо предоставлять потребителю возможность получить более качественную услугу за ту же цену и, учитывая имеющиеся производственные возможности, предоставлять транспортные услуги на самом высоком уровне. Реализация такого подхода становится возможной за счет использования методики количественного оценивания качественных характеристик услуги, которая имеет прямое влияние на себестоимость, цену и прибыль услуги и определяется сравнением количественных показателей фактического состояния качества с проектным. Необходимо отметить, что оценка качества транспортной услуги осуществляется на базе информации, которую предприятия должны постоянно получать от клиентов и при осуществлении маркетинговых исследований рынка перевозок. Полученные данные обрабатываются методом корреляции и формируется общее видение значимости и количественных показателей, которые и определяют качественные характеристики услуги.

Количественное оценивание качественных характеристик услуги основывается на определении частичных аналитических коэффициентов, которые отражают фактическое значение каждой конкретной характеристики и имеющиеся резервы для ее улучшения. А интегральный коэффициент соответственно будет выступать в виде соотношения частичных индексов аналитических коэффициентов, отражающих технические и экономические параметры услуги. На выбор частичных аналитических коэффициентов оказывают влияние следующие подходы: сопоставимость и соизмеримость; нераздельное структурное определение каждого коэффициента; оценивание конечных, а не промежуточных результатов; целостное отражение в одном значении коэффициента всех организационно-технических решений для достижения поставленной цели. Наиболее оптимально данные подходы отображаются при учете частичных и итоговых показателей качественных характеристик услуги.

Основной методологической предпосылкой определения итогового показателя конкурентоспособности услуги является то, что значение каждого конкретного аналитического коэффициента (Ш1) в общей системе их взаимодействия является почти одинаковым. То есть все вышеперечисленные качественные свойства транс-

портной услуги имеют равноценное значение для эффективного функционирования предприятий железнодорожного транспорта, а исключение любого из них приводит к снижению общего показателя результативности всей системы.

В соответствии с этим целесообразным является определение интегрального показателя уровня качественных свойств услуги, что имеет непосредственное влияние на затраты на предоставление услуги, как среднегеометрического значения частичных показателей (формула 4):

Яо = 7Д1 х д2 X ... X

(4)

По этой формуле рассчитывается количественный показатель существующего уровня качества, характеризующего уровень наличия данной характеристики в услуге, и дает возможность установить резервы для улучшения исследуемых качественных характеристик при формировании нового сервиса услуги.

Для оценки существующего уровня качества предлагается определить его характеристики: минимальный, низкий, достаточный и высокий. А так как диапазон оценок приходится на интервал от 0 до 1, то интервалы оценок будут следующие:

- минимальный уровень - от 0 до 0,25;

- низкий - от 0,26 до 0,5;

- достаточный - от 0,51 до 0,75;

- высокий-от 0,76 до 1.

1. Формирование системы частных показателей опенки качества транспортных услуг

Технологические состав ля ющие качества

Логистические составляющие каче-

Управленческие состав ля ющие качества

составляющие качества

Потребительские составляющие качества

Информационная доступность РЛ. Наличие возможностей для контроля груза в пути 112. Возможность получения дополнительного подвижного состав ЯЗ. Безопасность Е.4. Надежность ЯЗ.

Ч_/

Время нахождения б идти Кб. Наличие и уровень услуги «от двери до дверей» К.7. Наличие и уровень услуги «точно в срок» Р.З. Привлечение других транспортных

Тариф Р-10. Наличие и стоимость сопутствующих услуг Б11. Возможность и уровень разработка маршрута транспортировки РЛ2. Уровень организации перевозок в другие страны Е13.

Уровень обслуживания персонала Р-14. Время обработки и оформления документов РЛ5. Уровень работы таможенных органов РЛб.

Ч_/

Комфортность Ш7. Наличие зон отдыха ЕЛ 8. Дизайн ЕЛ9. Эргономика РЛ-0.

2. Балльная экспертная оценка

3. Оценка согласования экспертных данных

2.1 оценка значения коэффициента корреляции на базе

%= И'х*х(л - 1)

2.2 определение коэффициента конкордации ТТ' = -к.)

2.3 определение отклонения суммы категорий от средней величины категории 5 = Е^СДО2

2.4 среднеквадратическое отклонение £? =

J I/

4. Расчет индексов качества по частичным показателям на основе сопоставление фактического и максимально возможного значения &

5. Определение интегрального показателя уровня качественных свойств изделия или услуги

6. Интерпретация полученных значений

Ио= Vй! Х -X Дп

Г

минимгльныи уровень-от 0 до 0,25; низкий - от 0.2-6 до 0,5; достаточный - от 0. 51 до 0,75; высокнй-от 0„7б до 1 V___У

Рисунок 1 - Методика оценки уровня качества транспортно-логистических услуг предприятий железнодорожного комплекса (авторскаяразработка)

Согласно полученным данным, необходимо принимать решения относительно внедрения мероприятий, направленных на совершенствование качественных характеристик транспортного обслуживания на предприятиях железнодорожного комплекса. Экономический эффект от проекта определяется с помощью функции (формула 5):

AE = <p(ÂR) (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленная функциональная зависимость устанавливается на базе анализа и оценка эффективности воздействия повышения качественных характеристик услуги на соответствующие виды затрат в себестоимости, цене, прибыли и рентабельности. Данная оценка показателей эффективности качества услуг основывается на четкой пропорциональной взаимозависимости между достигнутыми значениями уровня качества (ЯФ) и прогрессивными, проектными возможностями их повышения (Rn).

Таким образом, качество оказывает прямое влияние на формирование себестоимости услуги. Ведь чем меньше расходов понесут предприятия железнодорожного транспорта в процессе осуществления перевозочных работ, тем более конкурентоспособными будут они на рынке. А учитывая то, что транспортная услуга является комплексной и реализуется различными структурными подразделениями и предприятиями, то практическое использование предложенной методики будет способствовать оптимизации их работы, повышению компетенций руководящего состава и работников, обеспечит формирование корпоративной культуры, повысит эффективность и результативность работы, а следовательно, и конкурентоспособность предприятий железнодорожного транспорта за счет улучшения качества транспортно-логистических услуг и снижения уровня затрат. Также предприятия смогут получать большие доходы, улучшить общие экономические показатели, увеличат уровень продаж и долю на рынке, повысят уровень удовлетворенности клиентов. Заключение

В результате проведенного исследования разработан методический подход к оценке уровня качества транспортно-логистических услуг предприятий железнодорожного комплекса, который в отличие от существующих, заключается в расчете интегрального показателя уровня качества транспортной услуги как среднегеометрической, состоящей из совокупности частичных показателей оценки технологических, логистических, управленческих, организационных, потребительских составляющих качества. Использование данного методического подхода будет способствовать выявлению проблемных мест в системе управления качеством транспортных услуг, разработке и реализации эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятий железнодорожного комплекса в изменяющихся условиях внешней среды. Установлено, что в современных условиях особенно значимой является предложенная методика количественной оценки качественных характеристик перевозочного процесса, которая основывается на опросе основных групп потребителей и экспертов, необходима для определения проблемных мест при предоставлении транспортного обслуживания. Базовое отличие данной методики состоит в том, что все показатели, которые должны быть оценены экспертами и потребителями, являются необходимыми параметрами обеспечения перевозочного процесса, позволяющими осуществлять динамическую оценку транспортного обеспечения и находить основные причины снижения качества транспортного обслуживания. Аргументировано, что предложенная методика оценки качественных характеристик транспортно-логистических услуг, предусматривающая определение узких мест в ходе осуществления перевозочной работы, является необходимой составляющей процесса положительных качественных изменений, необходимых для обеспечения конкурентоспособности предприятий железнодорожного транспорта в условиях неустойчивого и динамичного рынка.

Источники:

1. Варламова Д. В. Повышение качества транспортно-логистических услуг с учетом процессного подхода / Д. В. Варламова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2018. - № 53. - С. 258-263.

2. Егоров Ю. В. Влияние уровня железнодорожных тарифов на показатели работы грузового железнодорожного транспорта в РФ / Ю. В. Егоров // Финансовый бизнес. - 2021. - № 12(222). - С. 382-385.

3. Ефимова О. В. Управление качеством и эффективностью транспортно-логистических услуг / О. В. Ефимова, И. Г. Матвеева // Экономика железных дорог. - 2018. - № 2. - С. 51-59.

4. Кравченко Л. А. Конкурентоспособность ОАО «РЖД» на рынке транспортно-логистических услуг / Л. А. Кравченко, Д. С. Перчат-кин, А. Ю. Лаптиев // Символ науки: международный научный журнал. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 78-80.

5. Кузнецов С. В. Инновационное развитие Российской экономики: современные тенденции, проблемы, перспективные направления / С. В. Кузнецов, А. В. Родионов // Russian Journal of Management. - 2021. - Т. 9. - № 4. - С. 76-80.

6. Кузубов А. А. Теоретические аспекты формирования рынка высокотехнологических услуг как ключевого фактора инновационного развития мирового хозяйства / А. А. Кузубов, Н. В. Шашло // Экономика: теория и практика. - 2017. - № 1(45). - С. 26-30.

7. Кузубов А. А. Особенности системы управление запасами в логистической системе предприятия / А. А. Кузубов // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 4(21). - С. 137-140.

8. Методические аспекты планирования эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта в условиях экологизации / Е. Л. Кузина, Н. А. Дроздов, Е. Е. Шлыков [и др.] // Качество. Инновации. Образование. - 2020. - № 1(165). - С. 63-77.

9. Павлова Е. И. Сценарии развития рынка транспортно-логистических услуг железнодорожных грузовых перевозок / Е. И. Павлова, И. И. Емельянова // Логистические системы в глобальной экономике. - 2021. - № 11. - С. 250-254.

10. Покровская О. Д. Принципы реализации комплексных транспортно-логистических услуг на железнодорожном транспорте и требования к ним / О. Д. Покровская // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2020. - Т. 17. - № 3. - С. 288-303.

11. Семеновых А. М. Цифровизация - как важнейший инструмент повышения качества эксплуатационной работы железнодорожного транспорта / А. М. Семеновых // Экономика и социум. - 2020. - № 8(75). - С. 422-424.

12. Сигитова М. А. К вопросу оценки качества транспортно-логистических услуг / М. А. Сигитова, А. С. Скрипаль // Ученые заметки ТОГУ. - 2018. - Т. 9. - № 2. - С. 454-458.

13. Цифровизация создания иерархической структуры транспортно-логистических центров на железнодорожной сети России / В. Чжао, Ю. Линь, П. В. Куренков [и др.] // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). - 2019. - № 1(12). - С. 167-173.

14. Шульженко Т. Г. Ценностно ориентированный подход к оценке качества услуг в логистической системе общественного пассажирского транспорта / Т. Г. Шульженко, А. Е. Жук // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2021. - № 2. - С. 100-109.

15. Шашло Н. В. Формирование и оценка эффективности системы корпоративного управления в акционерных обществах Приморского края РФ / Н. В. Шашло // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. -2016. - № 1(24). - С. 77-83.

EDN: UJFYEH

Д.А. Заборовский - соискатель Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, denchic4@mail.ru,

D.A. Zaborovsky - applicant at Graduate school of industrial economics, Peter the Great StPetersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia;

И.А. Рудская - д.э.н., профессор Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, rudskaya_ia@spbstu.ru

I.A. Rudskaya - doctor of economics, professor at Graduate school of industrial economics, Peter the Great StPetersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia.

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ РЕГИОНА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЫ LEARNING REGION CONCEPT AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION SERVICES IN THE FIELD OF PERSONALIZED MEDICINE

Аннотация. Уровень социально-экономического развития региона в значительной мере зависит от наличия эффективных современных форм обучения населения. Процесс цифровизации привел к возникновению инновационной формы развития сферы здравоохранения - персонифицированной медицины, становление которой зависит от уровня подготовки персонала. В данной статье авторы рассматривают концепцию обучающегося региона как основу развития услуг дополнительного образования в сфере персонифицированной медицины. Авторами статьи были выделены факторы, влияющие на адаптацию взрослого населения к вызовам цифровой экономики; ключевые компетенции, обеспечивающие адаптацию человеческого капитала взрослого населения к условиям цифровой экономики и основные положения реализации концепции обучающегося региона с точки зрения развития дополнительного профессионального образования.

Abstract. The level of socio-economic development of the region largely depends on the availability of effective modern forms of education for the population. The process of digitalization has led to the emergence of an innovative form of development of the healthcare sector - personalized medicine, the development of which depends on the level of staff training. In this article, the authors consider the concept of a learning region as the basis for the development of additional education services in the field of personalized medicine. The authors of the study identified factors that affect the adaptation of the adult population to the challenges of the digital economy; key competencies that ensure the adaptation of the human capital of the adult population to the conditions of the digital economy and the main provisions for implementing the concept of a learning region in terms of the development of additional professional education.

Ключевые слова: обучающийся регион, персонифицированная медицина, дополнительное образование, услуги, устойчивое развитие.

Keywords: learning region, personalized medicine, additional education, services, sustainable development.

Благодарности. Исследование профинансировано Советом по грантам Президента Российской Федерации в рамках проекта № МД-2258.2022.2.

Acknowledgments: The study was funded by the Grants Council of the President of the Russian Federation under project No. MD-2258.2022.2.

Устойчивое развитие социально-экономической системы региона базируется на гармонизации его социальной, экономической и экологической подсистем. Если говорить о структуре и динамике социальной подсистемы, то следует выделить приоритетную роль человеческого капитала региона и возможности его наращивания за счет использования эффективных современных форм организации обучения населения.

Организация Объединенных Наций, считая основой устойчивого развития территорий всеобщее обучение населения разных возрастов, поддерживает концепцию «обучающего региона». Данная концепция представляет комплекс факторов и механизмов, обеспечивающих непрерывный процесс обучения всех пространственных систем и институтов (субъектов) на основе всеобщего обучения населения разных возрастов в течение все жизни. В частности, «Обучающийся регион» реализует одну из важных задач - обучение взрослого населения (35+; 50+ и т.п.). На передний план при этом выходит разработка системы обучения всех слоев населения на протяжении всей жизни человека - профессиональное обучение (повышение квалификации; переподготовка и т.п.); социальное обучение - расширение кругозора, знаний, общего образования; культурно-досуговое обучение; пропаганда здорового образа (физическая культура, массовый спорт, правильное питание, диетология и т.п.).

Современные процессы трансформации общества связаны с различными факторами, среди которых особое место занимает цифровизация, которая изменяет требования к качеству рабочей силы. Концепция обучающегося региона, тем самым, особенно актуальна в условиях цифровой экономики, поскольку может быть реализована с учётом компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики, как профессиональных, так и личностных. Одновременно цифровая экономика расширяет возможности такого обучения за счёт использования цифровых образовательных платформ, обмена опытом и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.