Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рисин И.Е.

П р е д м е т. Качество актуализированных стратегий социально - экономического развития регионов Российской Федерации. Т е м а . Методический подход к оценке качества региональной стратегии. Ц е л и . Обоснование и содержательная характеристика авторского подхода к оценке качества региональной стратегии. М е т о д о л о г и я . Методы контент - анализа и комплаенс - контроля для выявления соответствия содержания региональной стратегии критериям качества. Р е з у л ь т а т ы . Предложен авторский методический подход к оценке качества региональной стратегии социально - экономического развития на период до 2030 (2035) года, предусматривающий установление критериев и шкал оценивания результатов, полученных при решении инвариантного состава ключевых задач разработки стратегий. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Практика совершенствования разработки региональных стратегий. В ы в о д ы . Использование предложенного методического подхода позволит повысить обоснованность идентификации «сильных» и «слабых» сторон стратегирования социально - экономического развития регионов, выбора и тиражирования эффективных практик решения ключевых задач разработки региональных стратегий в пространственной экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO QUALITY ASSESSMENT REGIONAL STRATEGY

S u b j e c t . The quality of updated strategies of socio - economic development of the regions of the Russian Federation.T o p i c . Methodological approach to assessing the quality of a regional strategy. G o a l s . Substantiation and substantive characteristics of the author’s approach to assessing the quality of a regional strategy. M e t h o d o l o g y. Methods of content analysis and compliance control to identify the compliance of the content of the regional strategy with quality criteria. R e s u l t s . The author’s methodological approach to assessing the quality of the regional strategy of socio - economic development for the period up to 2030 (2035) is proposed, which provides for the establishment of criteria and scales for evaluating the results obtained in solving the invariant composition of the key tasks of strategy development.S c o p e o f a p p l i c a t i o n . The practice of improving the development of regional strategies. C o n c l u s i o n s . The use of the proposed methodological approach will increase the validity of identifying the «strengths» and «weaknesses» of strategizing the socio - economic development of regions, selecting and replicating effective practices for solving key tasks of developing regional strategies in the spatial economy of Russia.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ»

РЕГИОН: системы, экономика, управление № 4 (55), 2021

УДК 332. 142

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Коды JEL: R 11, R 58.

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: risin@mail.ru

SPIN-код: 9876-6074

Поступила в редакцию 29.11.2021. Прията к публикации 01.12.2021

Аннотация

Предмет. Качество актуализированных стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Тема. Методический подход к оценке качества региональной стратегии.

Цели. Обоснование и содержательная характеристика авторского подхода к оценке качества региональной стратегии.

Методология. Методы контент-анализа и комплаенс-контроля для выявления соответствия содержания региональной стратегии критериям качества.

Результаты. Предложен авторский методический подход к оценке качества региональной стратегии социально-экономического развития на период до 2030 (2035) года, предусматривающий установление критериев и шкал оценивания результатов, полученных при решении инвариантного состава ключевых задач разработки стратегий.

Область применения. Практика совершенствования разработки региональных стратегий.

Выводы. Использование предложенного методического подхода позволит повысить обоснованность идентификации «сильных» и «слабых» сторон стратегирования социально-экономического развития регионов, выбора и тиражирования эффективных практик решения ключевых задач разработки региональных стратегий в пространственной экономике России.

Ключевые слова: методический подход, оценка качества, региональные стратегии.

UDK 332. 142

METHODOLOGICAL APPROACH TO QUALITY ASSESSMENT

REGIONAL STRATEGY

JEL Codes: R 11, R 58.

Risin I. E., doctor of Economics, Professor, head of the Department of regional Economics and territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia

E-mail: risin@mail.ru

Annotation

Subject. The quality of updated strategies of socio-economic development of the regions of the Russian Federation.

Topic. Methodological approach to assessing the quality of a regional strategy.

Goals. Substantiation and substantive characteristics of the author's approach to assessing the quality of a regional strategy.

Methodology. Methods of content analysis and compliance control to identify the compliance of the content of the regional strategy with quality criteria.

Results. The author's methodological approach to assessing the quality of the regional strategy of socio-economic development for the period up to 2030 (2035) is proposed, which provides for the establishment of criteria and scales for evaluating the results obtained in solving the invariant composition of the key tasks of strategy development.

Scope of application. The practice of improving the development of regional strategies.

Conclusions. The use of the proposed methodological approach will increase the validity of identifying the «strengths» and «weaknesses» of strategizing the socio-economic development of regions, selecting and replicating effective practices for solving key tasks of developing regional strategies in the spatial economy of Russia.

Keywords: methodological approach, quality assessment, regional strategies.

Введение

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] субъекты РФ осуществили разработку стратегий социально-экономического развития на период до 2030 (2035) года.

Оценка качества региональных стратегий становится актуальной, высоко значимой задачей, постановка которой продиктована потребностью в выявлении и последующем тиражировании эффективных практик их разработки в пространственной экономике России.

Решение названной задачи предполагает наличие методического подхода, использование которого позволит получить обоснованные оценки качества региональных стратегий.

Методический подход к оценке качества региональной стратегии

Авторский методический подход предусматривает:

— оценку качества региональной стратегии по результатам, полученным при решении ключевых задач ее разработки;

— установление критериев и шкал оценивания результатов, полученных при решении ключевых задач разработки стратегии;

— формирование оценки качества стратегии посредством суммирования балльных оценок результатов решения ключевых задач ее разработки;

— использование контент-анализа и ком-плаенс-контроля для выявления соответствия

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-55-4-68-73

содержания региональной стратегии критериям качества.

Последовательность и содержание действий, предусмотренных предлагаемым методическим подходом, раскрывается следующим образом.

1. Инвариантный (не зависящий от специфики конкретного региона) состав ключевых задач разработки стратегии определяется с учетом требований к ее структуре, установленных указанным выше Федеральным законом [1], а также методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации [2].

В составе таких задач:

— оценка достигнутых целей социально-экономического развития региона;

— идентификация конкурентных преимуществ региона;

— определение миссии региона;

— определение стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития региона;

— установление состава целевых показателей;

— выбор механизма реализации стратегии;

— оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии.

2. Критерии и шкалы оценивания по каждой из названных ключевых задач разработки региональной стратегии определяются следующим образом (табл. 1—7).

Таблица 1

Критерии и шкала оценки результатов, полученных при решении задачи «Оценка достигнутых целей социально-экономического развития региона»

Критерии оценивания результатов Шкала оценок

1 2

осуществлено сопоставление плановых и фактических значений целевых показателей за период реализации действующей стратегии; по всем выявленным отклонениям указаны их причины; полученные результаты дополнены сравнением темпов роста показателей в оцениваемом периоде в регионе, федеральном округе, в который он входит, Российской Федерации и зафиксированы позиции, занимаемые регионом в базовом и отчетном периодах в федеральном округе и Российской Федерации 5

Окончание табл. 1

1 2

осуществлено сопоставление плановых и фактических значений целевых показателей за период реализации действующей стратегии; не по всем выявленным отклонениям указаны их причины; полученные результаты не дополнены сравнением темпов роста показателей в оцениваемом периоде в регионе, федеральном округе, в который он входит, Российской Федерации, не зафиксированы позиции, занимаемые регионом в базовом и отчетном периодах в федеральном округе и Российской Федерации 4

осуществлено сопоставление плановых и фактических значений избирательного перечня целевых показателей за период реализации действующей стратегии; при выявлении отклонений не указаны их причины; полученные результаты не дополнены сравнением темпов роста показателей в оцениваемом периоде в регионе, федеральном округе, в который он входит, Российской Федерации, не зафиксированы позиции, занимаемые регионом в базовом и отчетном периодах в федеральном округе и Российской Федерации 3

выявлены изменения (прирост, уменьшение) значений ряда ключевых социально-экономических показателей за период, прошедший с начала реализации действующей региональной стратегии; соответствие плановой и фактической траектории развития региона не установлено 2

приведены фактические значения ограниченного перечня целевых показателей; соответствие плановой и фактической траектории развития региона не установлено 0

Таблица 2 Критерии и шкала оценки результатов, полученных при решении задачи «Идентификация конкурентных преимуществ региона»

Критерии оценивания результатов Шкала оценок

определены относительные конкурентные преимущества региона посредством их выбора из состава его сильных сторон; выбор конкурентных преимуществ обоснован сравнительными качественно-количественными оценками позиций региона на национальном и глобальном уровнях в периоде реализации стратегии, учитывает устойчивость воспроизводства конкурентных преимуществ, т. е. их сохранения на протяжении длительного периода времени независимо от фазы экономического цикла, наличие в регионе социально-экономического потенциала, необходимого для поддержания и развития конкурентных преимуществ 5

определены относительные конкурентные преимущества региона посредством их выбора из состава его сильных сторон; выбор конкурентных преимуществ обоснован сравнительными качественно-количественными оценками позиций региона на национальном и глобальном уровнях в периоде реализации стратегии; отсутствуют оценки устойчивости воспроизводства конкурентных преимуществ и социально-экономического потенциала, необходимого для поддержания и развития конкурентных преимуществ 4

статус относительного конкурентного преимущества присвоен каждой из сильных сторон региона, установление перечня которых осуществлено посредством фиксации особенностей региона (базовые отрасли специализации, наличие определенных видов полезных ископаемых, климатические условия, геополитическое положение и др.), дополненной качественными и количественными оценками значимых параметров социально-экономической системы региона; в ряде случаев осуществлено позиционирование отдельных сильных сторон региона в экономическом пространстве Российской Федерации 3

статус относительного конкурентного преимущества присвоен каждой из сильных сторон региона, установление перечня которых осуществлено посредством фиксации особенностей региона; в характеристике сильных сторон фрагментарно используются качественные и количественные оценки; отсутствует их позиционирование в экономическом пространстве Российской Федерации 2

статус относительного конкурентного преимущества присвоен каждой из сильных сторон региона, установление перечня которых осуществлено посредством фиксации особенностей региона; количественно-качественная характеристика сильных сторон не приводится; отсутствует их позиционирование в экономическом пространстве Российской Федерации 0

Таблица 3

Критерии и шкала оценки результатов, полученных при решении задачи «Определение миссии

региона»

Критерии оценивания результатов Шкала оценок

установленная миссия определяет главный рубеж в повышении благосостояния населения в долгосрочной перспективе; выражает социально-экономическое и пространственное предназначение региона, его наиболее значимые функции, реализуемые в национальном и глобальном окружении; дает общее формализованное представление образа будущего региона; соответствует требованиям уникальности, реалистичности, четкости 5

установленная миссия не определяет главный рубеж в повышении благосостояния населения в долгосрочной перспективе; выражает социально-экономическое и пространственное предназначение региона, его наиболее значимые функции, реализуемые в национальном и глобальном окружении; дает общее формализованное представление образа будущего региона; соответствует требованиям уникальности, реалистичности, четкости 4

установленная миссия не определяет главный рубеж в повышении благосостояния населения в долгосрочной перспективе; дана в формулировке, ограничивающей возможности конкретизации функций региона, реализуемых в национальном и глобальном окружении; дает общее формализованное представление образа будущего региона; не является уникальной, учитывающей специфику региона 3

установленная миссия сведена к стратегическим целям развития региона; не выражает социально-экономическое и пространственное предназначение региона; дана в формулировке, ограничивающей возможности конкретизации функций региона, реализуемых в национальном и глобальном окружении; не соответствует требованиям уникальности, четкости 2

миссия отсутствует 0

Таблица 4 Критерии и шкала оценки результатов, полученных при решении задачи «Определение стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития региона»

Критерии оценивания результатов Шкала оценок

выбранные стратегические приоритеты согласованы с приоритетами развития национальной экономики; отражают специфику состояния, потенциала и перспективы развития социально-экономической системы региона; установленные стратегические цели согласованы с целями развития национальной экономики, задают определенные параметры будущего состояния социально-экономической системы региона, обладают количественными и качественными характеристиками; стратегические цели систематизированы (посредством формирования «дерева целей», или ранжирования целей) 5

выбранные стратегические приоритеты согласованы с приоритетами развития национальной экономики; отражают специфику состояния, потенциала и перспективы развития социально-экономической системы региона; установленные стратегические цели согласованы с целями развития национальной экономики, задают определенные параметры будущего состояния социально-экономической системы региона, обладают количественными и качественными характеристиками; стратегические цели не систематизированы 4

выбранные стратегические приоритеты согласованы с приоритетами развития национальной экономики; отчасти отражают специфику состояния, потенциала и перспективы развития социально-экономической системы региона; установленные стратегические цели согласованы с целями развития национальной экономики, задают определенные параметры будущего состояния социально-экономической системы региона, обладают количественными и качественными характеристиками; стратегические цели не систематизированы 3

выбранные стратегические приоритеты отчасти согласованы с приоритетами развития национальной экономики; не отражают специфику состояния, потенциала и перспективы развития социально-экономической системы региона; установленные стратегические цели отчасти согласованы с целями развития национальной экономики, задают определенные параметры будущего состояния социально-экономической системы региона, обладают количественными и качественными характеристиками; стратегические цели не систематизированы 2

выбранные стратегические приоритеты не согласованы с приоритетами развития национальной экономики; не отражают специфику состояния, потенциала и перспективы развития социально-экономической системы региона; установленные стратегические цели не согласованы с целями развития национальной экономики; стратегические цели не систематизированы 0

Таблица 5

Критерии и шкала оценки результатов, полученных при решении задачи «Установление состава целевых показателей»

Критерии оценивания результатов Шкала оценок

по каждому стратегическому приоритету и стратегической цели определены количественные и качественные показатели, востребованные в оценке ожидаемых результатов; перечень статистических показателей включает новые (в числе особо значимых: рост несырьевого. неэнергетического экспорта; число рабочих мест в создаваемых индустриальных и технологических парках, кластерах, особых экономических зонах; доля отечественного программного обеспечения, удельный вес занятых в секторе информационных технологий, доля населения, имеющая круглогодичную транспортную доступность и др.); значения показателей даны по году, завершающему каждый период реализации стратегии 5

по каждому стратегическому приоритету и стратегической цели определены количественные и качественные показатели, востребованные в оценке ожидаемых результатов; состав статистических показателей включает ограниченный перечень новых; значения показателей даны по году, завершающему каждый период реализации стратегии 4

целевые показатели определены по большинству стратегических приоритетов и целей; состав статистических показателей не включает новые, востребованные в оценке перспективных векторов социально-экономического развития региона; значения показателей даны по году, завершающему каждый период реализации стратегии 3

целевые показатели определены избирательно по отдельным стратегическим приоритетам и целям; состав статистических показателей не включает новые; значения показателей даны по году, завершающему каждый период реализации стратегии 2

целевые показатели отсутствуют по большинству стратегических приоритетов и целей; состав статистических показателей не включает новые; значения показателей даны только по году, завершающему установленный период реализации стратегии 0

Таблица 6 Критерии и шкала оценки результатов, полученных при решении задачи «Выбор механизма реализации стратегии»

Критерии оценивания результатов Шкала оценок

механизм реализации стратегии включает широкий спектр форм и инструментов управления, востребованных для достижения стратегических целей, использование которых основывается на взаимодействии органов государственной власти и бизнеса; осуществлена «привязка» этого механизма к сферам, комплексам, отраслям экономики региона; предусмотрено освоение комплекса организационных нововведений (в их числе: региональный экспортный стандарт, стратегия развития экспортной деятельности, геоинформационная система, инвестиционные стандарты для полюсов роста, специальные инвестиционные контракты, пакетное гарантирование займов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, центры генерации уникальных компетенций, центры инжиниринга, «дорожные карты» участников Национальной технологической инициативы, межвузовский центр для создания и коммерциализации инновационных разработок, транс-портно-логистический хаб, консорциум глобальных вузов и др.) 5

механизм реализации стратегии включает широкий спектр форм и инструментов управления, востребованных для достижения стратегических целей, использование которых основывается на взаимодействии органов государственной власти и бизнеса; осуществлена избирательная «привязка» этого механизма к отдельным сферам, комплексам и отраслям экономики региона; предусмотрено освоение комплекса организационных нововведений 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

механизм реализации стратегии включает широкий спектр форм и инструментов управления, востребованных для достижения стратегических целей, использование которых основывается на взаимодействии органов государственной власти и бизнеса; отсутствует «привязка» этого механизма к отдельным сферам, комплексам и отраслям экономики региона; предусмотрено использование традиционных форм и инструментов управления 3

представлен агрегированный (без раскрытия структуры) механизм реализации стратегии, дополненный фрагментарным позиционированием избирательного перечня инструментов управления 2

механизм реализации стратегии отсутствует 0

Таблица 7

Критерии и шкала оценки результатов, полученных при решении задачи «Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии»

Критерии оценивания результатов Шкала оценок

оценка финансовых ресурсов включает прогноз доходов и расходов регионального бюджета по каждому периоду реализации стратегии, дополненный содержащимися в инвестиционных стратегиях и планах развития бизнеса оценками частных финансовых ресурсов, предназначенных для реализации инвестиционных проектов (в том числе, связанных с новой индустриализацией, кластерной активацией, развитием «зеленой экономики», цифровизацией, созданием и развитием индустриальных и технологических парков и др.) 5

оценка финансовых ресурсов включает прогноз доходов и расходов регионального бюджета по каждому периоду реализации стратегии, дополненный фрагментарными оценками частных финансовых ресурсов, предназначенных для реализации инвестиционных проектов крупного бизнеса 4

оценка финансовых ресурсов ограничена прогнозом доходов и расходов регионального бюджета на весь период реализации стратегии, оценки частных финансовых ресурсов отсутствуют 3

оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии, ограничена суммой бюджетных средств, запланированных для реализации региональных областных программ 2

оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии, отсутствует 0

Заключение

Предложенный методический подход позволяет давать не только общую оценку качества региональной стратегии, но и выявлять эффективные практики решения конкретных задач ее разработки. Его использование позволит сфокусировать внимание на основных пробелах в методической и инструментальной базе стратегического территориального планирования, осуществить разработку необходимых мер по их преодолению.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г.

№ 172-ФЗ. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru

2. Методические рекомендациями по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132. — Режим доступа: КонсультантПлюс // www. consultant.ru.

LIST OF LITERATURE

1. On strategic planning in the Russian Federation : Federal law of the Russian Federation of June 28, 2014 No 172-FZ. — Mode of access: ConsultantPlus // www.consultant.ru

2. Methodological recommendations for the development and adjustment of the strategy of socio-economic development of the subject of the Russian Federation and the action plan for its implementation, approved by the order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 23.03.2017 No 132. — Access mode: ConsultantPlus // www.consultant.ru .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.