Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СИНХРОНИЗАЦИЮ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТРАТЕГИЙ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СИНХРОНИЗАЦИЮ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рисин И. Е., Чичерина А. С.

П р е д м е т. Процесс разработки стратегий социально - экономического развития региона и муниципальных образований. Т е м а . Теоретико - методический подход, обеспечивающие взаимосвязанную разработку региональной и муниципальной стратегий. Ц е л и . Определение условий, обеспечивающих синхронизацию региональной и муниципальной стратегий, обоснование последовательности и содержания действий их разработчиков.М е т о д о л о г и я . Метод организационного моделирования, востребованный в обосновании порядка взаимодействия разработчиков региональной и муниципальной стратегий.Р е з у л ь т а т ы . Предложенный теоретико - методический подход позволяет обеспечить синхронизацию процессов разработки региональной и муниципальной стратегий. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Практика разработки стратегий социально - экономического развития регионов и муниципальных образований. В ы в о д ы . Применение предложенного теоретико - методического подхода позволит повысить уровень обоснованности базовых компонентов региональной и муниципальной стратегий, расширить состав стейкхолдеров, активно участвующих в решении ключевых задач их разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACH, ENSURING DEVELOPMENT SYNCHRONIZATION REGIONAL AND MUNICIPAL STRATEGIES

S u b j e c t .T h e process of developing strategies for the socio - economic development of regions and municipalities. T o p i c . A theoretical and methodological approach that ensures the interrelated development of regional and municipal strategies. G o a l s . Determining the conditions that ensure the synchronization of regional and municipal strategies, substantiating the sequence and content of the actions of their developers. M e t h o d o l o g y. The method of organizational modeling, which is in demand in the justification of the order of interaction between the developers of regional and municipal strategies. R e s u l t s . The proposed theoretical and methodological approach makes it possible to synchronize the processes of developing regional and municipal strategies.S c o p e o f a p p l i c a t i o n . The practice of developing strategies for the socio - economic development of regions and municipalities.C o n c l u s i o n s . The application of the proposed theoretical and methodological approach will increase the level of validity of the basic components of regional and municipal strategies, expand the number of stakeholders actively involved in solving the key tasks of their development.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СИНХРОНИЗАЦИЮ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТРАТЕГИЙ»

УДК 332. 142

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СИНХРОНИЗАЦИЮ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТРАТЕГИЙ

Коды JEL: R 11, R 58.

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия E-mail: risin@mail.ru SPIN-код: 9876-6074

Чичерина А. С., соискатель кафедры региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия E-mail: phuksia@gmail.com SPIN-код: 9806-9855

Поступила в редакцию 08.04.2021. Принята к публикации 14.04.2021 Аннотация

Предмет. Процесс разработки стратегий социально-экономического развития региона и муниципальных образований.

Тема. Теоретико-методический подход, обеспечивающие взаимосвязанную разработку региональной и муниципальной стратегий.

Цели. Определение условий, обеспечивающих синхронизацию региональной и муниципальной стратегий, обоснование последовательности и содержания действий их разработчиков.

Методология. Метод организационного моделирования, востребованный в обосновании порядка взаимодействия разработчиков региональной и муниципальной стратегий.

Результаты. Предложенный теоретико-методический подход позволяет обеспечить синхронизацию процессов разработки региональной и муниципальной стратегий.

Область применения. Практика разработки стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

Выводы. Применение предложенного теоретико-методического подхода позволит повысить уровень обоснованности базовых компонентов региональной и муниципальной стратегий, расширить состав стейкхолдеров, активно участвующих в решении ключевых задач их разработки.

Ключевые слова: теоретико-методический подход, синхронизация процессов разработки, региональная и муниципальная стратегия.

UDK 332. 142

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACH, ENSURING DEVELOPMENT SYNCHRONIZATION REGIONAL AND MUNICIPAL

STRATEGIES

JEL Codes: R 11, R 58.

Risin I. E., doctor of Economics, Professor, head of the Department of Regional Economics and Territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia E-mail: risin@mail.ru SPIN-код: 9876-6074

Chicherina A. S., candidate of the Department of Regional Economics and Territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia

Е-mail: phuksia@gmail.com

SPIN-Hûà 9806-9855

Annotation

Subject.The process of developing strategies for the socio-economic development of regions and municipalities.

Topic. A theoretical and methodological approach that ensures the interrelated development of regional and municipal strategies.

Goals. Determining the conditions that ensure the synchronization of regional and municipal strategies, substantiating the sequence and content of the actions of their developers.

Methodology. The method of organizational modeling, which is in demand in the justification of the order of interaction between the developers of regional and municipal strategies.

Results. The proposed theoretical and methodological approach makes it possible to synchronize the processes of developing regional and municipal strategies.

Scope of application. The practice of developing strategies for the socio-economic development of regions and municipalities.

Conclusions. The application of the proposed theoretical and methodological approach will increase the level of validity of the basic components of regional and municipal strategies, expand the number of stakeholders actively involved in solving the key tasks of their development.

Keywords: theoretical and methodological approach, the synchronization of the processes of development, regional and municipal strategy.

Введение

Контент-анализ научных публикаций [1, 2, 3, 4, 5] свидетельствует об интересе исследователей к разработке методического обеспечения практики взаимосвязанной разработки региональной и муниципальных стратегий.

Однако, практического решения этой задачи пока не предложено. В этой связи, нами предпринята попытка разработки теоретико-методического подхода, призванного обеспечить синхронизацию разработки региональной и муниципальной стратегий.

Теоретико-методический подход, обеспечивающий синхронизацию разработки региональной и муниципальной стратегий

Суть и содержание предложенного подхода раскрывается в следующих положениях.

1. Синхронизация разработки региональной и муниципальной стратегий необходима для согласования содержания их базовых компонентов. Ее суть в том, что решение инвариантного состава ключевых задач осуществляется одновременно, либо с определенным сдвигом во времени, по обеим стратегиям.

DOI: 10.22394/1997-4469-2021-53-2-47-51

2. Разграничение задач по режимам синхронизации (одновременно, или со сдвигом во времени) проводится с учетом, во-первых, сложности решаемых задач, во-вторых, уровней компетентности разработчиков стратегий, в-третьих, информационных и временных ограничениях, в которых осуществляется плановая деятельность.

3. Инвариантный состав ключевых задач разработки региональной и муниципальной стратегий определяется с учетом требований Федерального закона РФ № 172 [6], а также методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации [7]. Он включает следующие задачи: оценка социально-экономического потенциала территории; диагностика ключевых проблем социально-экономического развития территории; оценка внутренних факторов развития территории; оценка возможностей и угроз во внешней среде; идентификация конкурентных преимуществ территории; определение миссии территории; установление стратегических приоритетов и целей развития территории; постановка задач социально-экономического развития

территории; установление состава целевых показателей; определение механизма реализации стратегии (состава форм и инструментов управления развитием территории); определение объема и структуры финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегических целей развития территории.

4. Процессу синхронизации стратегий должно предшествовать выполнение ряда условий:

— разработка органами власти (Федеральным центром, администрацией региона) методических указаний, содержащих порядок и алгоритмы действий разработчиков по решению ключевых задач стратегирова-ния, требования к полученным результатам;

— создание на региональном и местном уровнях (в муниципалитетах, принявших решение о разработке стратегии) рабочих групп, ориентированных на решение определенного круга задач (общесистемного, отраслевого характера), включающих представителей органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, институтов гражданского общества;

— проведение целевых курсов обучения участников рабочих групп алгоритмам решения задач, инструментам осуществления коммуникаций между группами разработчиков обоих проектов.

5. Последовательность и содержание действий разработчиков региональной и муниципальных стратегий, обеспечивающих их синхронизацию, раскрывается следующим образом.

Шаг 1. Группами, действующими на региональном и муниципальном уровнях, специализированными на решении общесистемных проблем, одновременно осуществляется деятельность, ориентированная на решение комплекса взаимосвязанных задач, включающих: оценку социально-экономического потенциала территории (региона, конкретного муниципального образования), диагностику ключевых проблем социально-экономического ее развития, оценку внутренних факторов развития, возможностей и угроз во внешней среде.

Шаг 2. Между группами осуществляется обмен результатами. Их анализ и совместное обсуждение востребованы для уточнения и дополнения результатов, полученных каждой группой, обеспечения их согласованности.

Шаг 3. Группами, действующими на региональном и муниципальном уровнях,

специализированными на решении общесистемных проблем, одновременно осуществляется деятельность, ориентированная на решение комплекса взаимосвязанных задач, включающих: идентификацию конкурентных преимуществ территории, определение ее миссии, стратегических приоритетов и целей развития территории.

Шаг 4. Между группами осуществляется обмен результатами. Их анализ и совместное обсуждение востребованы для уточнения и дополнения результатов, полученных каждой группой, обеспечения их согласованности.

Шаг 5. Группами, действующими на региональном уровне, специализированными на решении общесистемных и отраслевых проблем, осуществляется деятельность, связанная с декомпозицией стратегических целей и определением необходимого и достаточного состава задач, решение которых обеспечивает их достижение. Полученный результат передается на муниципальный уровень.

Шаг 6. Группами, действующими на муниципальном уровне, специализированными на решении общесистемных и отраслевых проблем, осуществляется декомпозиция стратегических целей развития территории, определение необходимого и достаточного состава задач, решение которых обеспечивает их достижение. Главное в этой деятельности — во-первых, в определении специфического в содержании задач, являющихся сквозными для пространственной экономики региона, во-вторых, постановка задач, присущих конкретному муниципальному образованию. Полученный результат передается на региональный уровень.

Шаг 7. Анализ и совместное обсуждение результатов, полученных на региональном и муниципальном уровнях востребованы для обеспечения согласованности общего и особенного в содержании задач, являющихся значимыми для обоих уровней.

Шаг 8. Группами, действующими на региональном уровне, специализированными на решении общесистемных и отраслевых проблем, осуществляется деятельность, связанная с определением состава целевых показателей, учитывающего, в том числе, указания Федерального центра. Полученный результат передается на муниципальный уровень. Его дополняют рекомендациями по выбору разработчиками муниципальной стратегии показателей, не-

обходимых для проведения сквозного (регион-муниципалитет) мониторинга процесса и результатов реализации стратегий.

Шаг 9. Группами, действующими на региональном уровне, специализированными на решении общесистемных и отраслевых проблем, осуществляется выбор механизма реализации стратегии (состава форм и инструментов управления развитием субъекта РФ). Полученный результат передается на муниципальный уровень.

Шаг 10. Группами, действующими на муниципальном уровне, специализированными на решении общесистемных и отраслевых проблем, осуществляется «привязка» разработанного на региональном уровне механизма реализации стратегии к целям и задачам развития муниципального образования. Полученный результат передается на региональный уровень.

Анализ и совместное обсуждение результатов, полученных на региональном и муниципальном уровнях востребованы для обеспечения согласованности общего и особенного в структуре механизма реализации обеих стратегий.

Шаг 11. Группами, действующими на муниципальном уровне, специализированными на решении общесистемных и отраслевых проблем, осуществляется определение объема и структуры финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегических целей социально-экономического развития территории. Решение этой задачи предусматривает долгосрочное планирование доходов и расходов местного бюджета, а также объемов инвестиций, которые могут быть привлечены в муниципальное образование. Полученный результат передается на региональный уровень.

Шаг 12. Группами, действующими на региональном уровне, специализированными на решении общесистемных и отраслевых проблем, осуществляется определение объема и структуры финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегических целей социально-экономического развития субъекта РФ. Полученный результат, содержащий плановую информацию о дополняющих местные финансовые ресурсы межбюджетных трансфертах, а также об объемах инвестиций, которые органы власти региона намерены привлечь в конкретное муниципальное образование, передается на муниципальный уровень.

Выводы

Реализация предложенного подхода позволит повысить уровень обоснованности базовых компонентов региональной и муниципальной стратегий, активизировать участие разных групп стейкхолдеров в решении задач стратегического планирования развития территорий.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батчаев А. Р. Особенности участия муниципалитетов в стратпланировании [Электронный ресурс] / А. Р. Батчаев // Муниципалитет. — 2018. — № 7. — Режим доступа: http://bujet.ru/article/349681.php (дата обращения: 15.03.2021)

2. Бухвальд Е. М. Стратегическое планирование в России: в тупике или на перепутье? / Е. М. Бухвальд // Этап: Экономическая Теория. Анализ. Практика. — 2019. — № 5. — С. 29—38.

3. Дорошенко С. В. Региональные подходы к разработке муниципальных стратегий / С. В. Дорошенко // Ars Administrandi (Искусство управления). — 2019. — Т. 11. № 1. — С. 112—113.

4. Климанов В. В. Синхронизация документов стратегического планирования в регионах и муниципалитетах / В. В. Клима-нов, А. А. Михайлова // Проблемы теории и практики управления. — 2015. — № 2. — С. 26—29.

5. Мясникова Т. А. Теоретико-методологические положения и методическое обеспечение стратегирования социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России / Т. А. Мясникова : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. — Воронеж, 2016. — 37 с.

6. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. — Режим доступа: Кон-сультантПлюс // www.consultant.ru

7. Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации. Утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 N 132. — Режим доступа: Кон-сультантПлюс // www.consultant.ru

LIST OF LITERATURE

1. Batchaev A. R. Features of the participation of municipalities in strategic planning [Electronic resource] / A. R. Batchaev // Municipality. — 2018. — No. 7. — Access mode: http://bu-jet.ru/article/349681.php (accessed: 15.03.2021)

2. Buchwald E. M. Strategic planning in Russia: at a dead end or at a crossroads? / E. M. Buchwald // Stage: Stage: Economic Theory, Analysis, Practice. — 2019. — No. 5. — P. 29—38.

3. Doroshenko S. V. Regional approaches to the development of municipal strategies / S. V. Doroshenko // Ars Administrandi (The Art of Management). — 2019. — Volume 11. No. 1. — P. 112—115.

УДК 336.71

4. Klimanov V. V. Synchronization of documents of strategic planning in regions and municipalities / V. V. Klimanov, A. A. Mikhailo-va // Problems of theory and practice of management. — 2015. — No 2. — P. 26—29.

5. Myasnikova T. A. Theoretical and methodological provisions and methodological support for strategizing the socio-economic development of municipal formations in the regions of Russia / T. A. Myasnikova : Autoref. dis. ... dr. ekon. nauk. — Voronezh, 2016. — 37 p.

6. On Strategic Planning in the Russian Federation : Federal Law of the Russian Federation No. 172-FZ of June 28, 2014. — Access mode: ConsultantPlus // www. consultant.ru

7. Methodological recommendations for the development and adjustment of the strategy of socio-economic development of the subject of the Russian Federation and the action plan for its implementation. Approved by the order of the Ministry of Economic Development of Russia of 23.03.2017 N 132. — Access mode: Consultant-Plus // www.consultant.ru

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Коды JEL: G 21, P 25

Ситникова Э. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия E-mail: 0209elvira@mail.ru SPIN-код: 2730-1182

Куликов Р. Р., магистрант, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

E-mail: kgtu_fk@list.ru SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 02.04.2021. Принята к публикации 21.04.2021 Аннотация

Предмет. Экономические отношения, возникающие в процессе функционирования и развития региональных банковских систем.

Тема. Методика оценки устойчивости региональной банковской системы. Цели. Разработка рекомендаций по повышению устойчивого развития банковской системы региона.

Методология. Исследование выполнено с использованием абстрактно-логического, сравнительного, экономико-статистического подходов, графического приема визуализации статистических и расчетных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.