алах Курской области / И. Н. Третьякова, Э. В. Ситникова // Образование. Наука. Научные кадры. — 2015. — № 1. — С. 141—144.
LIST OF LITERATURE
1. European Commission, Towards an integrated European market for card, Internet and mobile payments COM (2011)
2. KPMG. — URL: https://home.kpmg/
3. Analytical Center NAFI. — URL: https:// nafi.ru/projects/finansy/
4. Competition in the digital age: strategic challenges for the Russian Federation : World Bank report. — URL: https://www. vsemirnyjbank.org/
5. Kolmykova T. S. New quality of human capital in the context of digital transformation of economic space / T. S. Kolmykova, A. V. Zelenov // Economics and Management: Problems, Solutions. — 2020. — Vol. 1. No. 4. — P. 4—8.
6. Kolmykova T. S. Development of the digital economy during the transition to the sixth technological order / T. S. Kolmykova, E. S. Nesenyuk, K. Yu. Halameeva // News of the South-West State University. Series:
УДК 332. 142
Economics. Sociology. Management. — 2019. — T. 9. No. 1 (30). — S. 57—64.
7. Merzlyakova E. A. Circular reproduction and environmental innovations in ensuring sustainable growth of the regional economy / E. A. Merzlyakova, T. S. Kolmykova // Region: systems, economics, management. — 2019. — No. 3 (46). — S. 104—111.
8. Obukhova A. S. Application of digital technologies in assessing the borrower's creditworthiness / A. S. Obukhova, N. P. Ka-zarenkova // News of the South-West State University. Series: Economics. Sociology. Management. — 2020. — T. 10. No. 2. — S. 140—153.
9. Sirotkina N. V. Network format of interaction: challenges of the digital economy, problems and prospects / N. V. Sirotkina, M. V. Filatova // Region: systems, economics, management. — 2019. — No. 3 (46). — S. 31—35.
10. Tretyakova I. N. Industrial complex of the region: lending trends and development prospects (based on materials from the Kursk region / I. N. Tretyakova, E. V. Sitnikova // Education. Science. Scientific personnel. — 2015. — No. 1. — P. 141—144.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ В РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СТРАТЕГИЙ
Коды JEL: R 11, R 58.
Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 9876-6074
Чичерина А. С., соискатель кафедры региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 9806-9855
Поступила в редакцию 07.04.2021. Принята к публикации 14.04.2021 Аннотация
Предмет. Участие стейкхолдеров в разработке стратегий социально-экономического развития региона и муниципальных образований.
Тема. Организационное обеспечение участия стейкхолдеров в разработке региональной и муниципальной стратегий.
Цели. Обоснование необходимого организационного обеспечения участия стейкхолде-ров в разработке региональной и муниципальной стратегий.
Методология. Метод организационного моделирования, востребованный в обосновании состава ключевых задач разработки региональной и муниципальной стратегий, в решении которых необходимо участие стейкхолдеров, определении инструментов, его обеспечивающих.
Результаты. Предложен состав ключевых задач разработки региональной и муниципальных стратегий, в решении которых востребовано участие стейкхолдеров, определены инструменты, его обеспечивающие.
Область применения. Практика разработки стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.
Выводы. Предложенное организационное обеспечение участия стейкхолдеров в разработке региональной и муниципальной стратегий позволит повысить их роль в решении ключевых задач стратегического планирования территориального развития, уровень обоснованности полученных результатов.
Ключевые слова: разработка региональной и муниципальных стратегий, организационное обеспечение, участие стейкхолдеров.
UDK 332. 142
ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR PARTICIPATIONSTAKEHOLDERS IN DEVELOPMENTREGIONAL AND MUNICIPAL STRATEGIES
JEL Codes: R 11, R 58.
Risin I. E., doctor of Economics, Professor, head of the Department of Regional
Economics and Territorial management,Voronezh state University, Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]
Chicherina A. S., candidate of the Department of Regional
Economics and Territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia
Е-mail: [email protected]
Annotation
Subject. Participation of stakeholders in the development of strategies for the socio-economic development of the region and municipalities.
Topic. Organizational support for the participation of stakeholders in the development of regional and municipal strategies.
Goals. Justification of the necessary organizational support for the participation of steakhold-ers in the development of regional and municipal strategies.
Methodology. The method of organizational modeling, which is in demand in justifying the composition of the key tasks of the development of regional and municipal strategies, in the solution of which the participation of stakeholders is in demand, and in determining the tools that support it.
Results. The composition of the key tasks for the development of regional and municipal strategies, in which the participation of stakeholders is in demand, is proposed, and the tools that provide it are identified.
Scope of application. The practice of developing strategies for the socio-economic development of regions and municipalities.
Conclusions. The proposed organizational support for the participation of stakeholders in the development of regional and municipal strategies will increase their role in solving key tasks of strategic planning of territorial development, the level of validity of the results.
Keywords: development of regional and municipal strategies, organizational support, stakeholder participation.
DOI: 10.22394/1997-4469-2021-53-2-17-23
Введение
Потребность в обеспечении активного участия стейкхолдеров в процессе стратегического публичного планирования оценивается, как исследователями, так и практиками, как высокозначимая, реализация которой способна повысить эффективность разработки и реализации стратегий развития территорий [1, 2, 3, 4, 5].
Практическое воплощение этой идеи предполагает обоснование необходимого организационного обеспечения такого участия, включающее определение, во-первых, состава ключевых задач разработки стратегий, в решении которых востребовано участие стейкхолдеров, во-вторых, выбор инструментов, посредством которых они вовлекаются в процесс стратегического планирования территориального развития.
Организационное обеспечения участия стейкхолдеров в разработке региональной и муниципальной стратегий
Формирование искомого организационного обеспечения предполагает учет следующих моментов.
1. Состав групп стейкхолдеров включает: органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального образования, бизнес, представленный малым, средним и крупным, институты гражданского общества, домохозяйства.
Существенные различия между группами стейкхолдеров, проявляющиеся в реализуемых ими интересах, наборе компетенций, которыми они обладают, обусловливают целесообразность определения для каждой из них избирательного состава задач, в решении которых востребовано их участие.
2. Состав ключевых задач разработки региональной и муниципальной стратегий определяется с учетом требований Федерального закона РФ № 172 [6], а также методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации [7].
3. Дифференциация задач разработки региональной и муниципальной стратегий по сложности, а также возможностей (организационных, информационных, пространственных) формирования коммуникаций между разными группами стейкхол-деров обусловливает применение широкого спектра инструментов, обеспечивающих их взаимодействие в процессах стратегического планирования территориального развития.
С учетом приведенных выше положений полагаем, что участие стейкхолдеров в решении задач разработки региональной и муниципальной стратегий может быть определено следующим образом (табл. 1).
Ключевые задачи разработки стратегии Группы стейкхолдеров
Органы власти субъекта РФ Органы местного самоуправления Бизнес Домо-хозяйства Институты гражданского общества
Малый Средний Крупный
1 2 3 4 5 6 7 8
Оценка социально-экономического потенциала муниципального образования + + + + + - +
Диагностика ключевых проблем социально-экономического развития территории + + + + + + +
Оценка внутренних факторов развития территории + + + + + + +
Таблица 1
Участие стейкхолдеров в решении ключевых задач разработки региональной
и муниципальной стратегий
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6 7 8
Оценка возможностей и угроз во внешней среде + + + + + - +
Идентификация конкурентных преимуществ территории + + + + + - +
Определение миссии территории + + + + + + +
Установление стратегических приоритетов и целей развития территории + + + + + + +
Постановка задач социально-экономического развития территории + + + + + + +
Установление состава целевых показателей + + - - - - +
Определение механизма реализации стратегии + + + + + + +
Определение объема и структуры финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегических целей + + - + + - -
Аргументируя выбор ключевых задач разработки региональной и муниципальной стратегий избирательно для групп стейкхолдеров, обратим внимание на ряд моментов.
Участие бизнеса в решении практически всех ключевых задач разработки стратегий предопределяется тем, что он основной «носитель» экономического потенциала, проводник инноваций и поставщик инвестиций в экономику.
Заметим, что при наличии перспективных инвестиционных проектов, участие в которых подтверждено субъектами хозяйствования, представляющими «ино-региональный» крупный бизнес, оправданно их подключение к этому процессу в решении задач, связанных с пространственным развитием экономики, формированием механизма реализации стратегии, определением необходимых финансовых ресурсов.
Участие населения в диагностике ключевых проблем и оценке внутренних факторов социально-экономического развития территории обусловлено тем, что домохозяйства являются поставщиками главного ресурса экономики — человеческого капитала, к тому же их сбережения могут стать
значимым фактором ее развития при эффективной работе банковской системы, обеспечивающей конвертацию сбережений в инвестиционные ресурсы.
Участие населения в определении целевой функции стратегии (миссии, целей, задач) предопределено генеральной целью социально-экономического развития любого региона и муниципального образования, состоящей в повышении уровня и качества жизни.
Участие населения в определении механизма реализации стратегии необходимо в силу того, что выбор заметной части инструментария реализации социальной политики должен основываться на оценках результатов практики их применения, полученных, в том числе, от разных групп населения.
С учетом выявленных нами достижений зарубежного опыта, сильных сторон современной российской практики стратегического публичного планирования [8] состав инструментов, организационно обеспечивающих участие разных групп стейкхолде-ров в решении ключевых задач разработки стратегий может быть определено следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Инструменты, обеспечивающие участие стейкхолдеров в разработке региональной и муниципальной стратегий
Группы стейкхолдеров
Органы Органы Бизнес Домо-хозяйства Институты
Инструменты власти субъекта РФ местного самоуправления Малый Средний Крупный гражданского общества
1 2 3 4 5 6 7 8
Участие в рабочих группах + + + + + + +
«Круглые столы», проводимые в формате общественного обсуж- + + + + + + +
дения
Тематические дискуссии в режи- + + + + + + +
ме онлайн
Видеоконференции, интернет-
консультации, тематические дис- + + + + + — +
куссии в режиме онлайн
Проектные семинары + + + + + — +
Проекты инициативного финансирования - + — — — + +
Общественные презентации + + + + + + +
Опросы жителей - — — — — + —
Анкетирование представителей
бизнеса, институтов гражданского общества, научного и экспертного сообщества + + + + + — +
Интервьюирование представи-
телей бизнеса, институтов гражданского общества + + + + + +
Интерактивный веб-сайт для
сбора предложений по базовым + + + + + + +
компонентам стратегии
Общественные презентации
стратегии с использованием па- — + — — — + —
раллельной видеотрансляции
Научно-практические конференции + + + + + — +
Тренинг-конференции + + + + + - -
Тематические совещания в фор-
мате организационно-деятель- + + + + + - -
ностных игр
Общение с должностными лица-
ми регионального и местного публичного управления (чат) + + +
Краудсорсинговая онлайн-плат-
форма для распространения ин-
формации о процессе планирова- + + + + + + +
ния, внесения предложений жи-
телями и получения обратной
связи от рабочих групп
Аккаунты в социальных сетях,
посвященные разработке страте- — — + + + + +
гии
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8
Мобильное приложение для участия широких слоев населения в разработке стратегии - - - - - + -
Целевая реклама, направленная на наименее вовлеченные категории горожан (инвалиды, люди пожилого возраста и др.) - + - - - + -
Бесплатное распространение печатных материалов, посвященных работе над стратегией (открытки, плакаты, буклеты, анкеты и т.д.) в общественных пространствах - + - - - + -
Распространение печатных материалов, посвященных работе над Стратегией (открытки, плакаты, буклеты, анкеты и т.д.) среди крупных налогоплательщиков городского бюджета - + - - + - -
Выводы
Предложенное организационное обеспечение участия стейкхолдеров в разработке региональной и муниципальной стратегий позволит повысить их роль в решении ключевых задач стратегического планирования территориального развития, уровень обоснованности полученных результатов.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуляк О. В. Стратегическое планирование как ключевой фактор успешного развития муниципального образования / О. В. Гуляк // Приоритеты России. — 2014. — № 1 (238). — С. 22.
2. Колесников Д. В. Формирование социально ориентированных стратегий муниципалитетов в регионе / Д. В. Колесников : ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. — Курск, 2020. — 24 с.
3. Мясникова Т. А. Теоретико-методологические положения и методическое обеспечение стратегирования социально-экономи-
ческого развития муниципальных образований в регионах России / Т. А. Мясникова : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. — Воронеж, 2016. — 37 с.
4. Соловьева И. А. Стратегирование крупных городов на основе модели устойчивого развития: мировые тенденции и российская специфика / И. А. Соловьева // Вопросы экономики и права. — 2016. — № 4. — С. 96.
5. Царенко А. С. Разработка стратегий социально-экономического развития крупных городов / А. С. Царенко, А. С. Цуев // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). — 2018. — № 3. — С. 41—70.
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. — Режим доступа: Кон-сультантПлюс // www.consultant.ru
7. Методические рекомендации по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации. Утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132. — Режим доступа: Кон-сультантПлюс // www.consultant.ru
8. Рисин И. Е. Стратегическое планирование регионального развития: современная практика, направления совершенствования / И. Е. Рисин. — Москва : РУСАЙНС, 2016. — С. 43—55.
LIST OF LITERATURE
1. Gulyak O. V. Strategic planning as a key factor of successful development of a municipal formation / O. V. Gulyak // Priorities of Russia. — 2014. — № 1 (238). — P. 22.
2. Kolesnikov D. V. Formation of socially oriented strategies of municipalities in the region / D. V. Kolesnikov : autoref. dis ... kand. ekon. nauk. — Kursk, 2020. — 24 p.
3. Myasnikova T. A. Theoretical and methodological provisions and methodological support for strategizing the socio-economic development of municipalities in the regions of Russia / T. A. Myasnikova : Autoref. dis ... dr. ekon. nauk. — Voronezh, 2016. — 37 p.
4. Solov'eva I. A. Strategizing large cities on the basis of sustainable development models: global trends and Russian specifics / I. A. Solov'eva // Questions of economics and law. — 2016. — No. 4. — P. 96.
5. Tsarenko A. S. Development of strategies for the socio-economic development
of large cities / A. S. Tsarenko, A. S. Tsuev // Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 21. Management (state and society). — 2018. — No. 3. — P. 41—70.
6. On Strategic Planning in the Russian Federation : Federal Law of the Russian Federation No. 172-FZ of June 28, 2014. — Access mode: ConsultantPlus // www. consultant.ru
7. Methodological recommendations for the development and adjustment of the strategy of socio-economic development of the subject of the Russian Federation and the action plan for its implementation. Approved by the order of the Ministry of Economic Development of Russia of 23.03.2017 No 132. — Access mode: Consultant-Plus // www.consultant.ru
8. Risin I. E. Strategic planning of regional development: modern practice, directions of improvement / I. E. Risin. — Moscow : RUSAINS, 2016. — P. 43—55.