УДК 332. 142
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ: ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТОВ
Коды JEL: R 11, R 58.
Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 9876-6074
Чичерина А. С., соискатель кафедры региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 9806-9855
Поступила в редакцию 08.02.2021. Принята к публикации 15.03.2021 Аннотация
Предмет. Процесс разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований.
Тема. Факторы, влияющие на качество муниципальных стратегий. Цели. Оценка факторов, влияющих на качество муниципальных стратегий. Методология. Метод экспертных оценок, используемый в определении силы влияния и вероятности действия факторов, влияющих на качество муниципальных стратегий.
Результаты. Анализ полученных экспертных оценок позволил осуществить выбор наиболее значимых по силе и вероятности действия факторов, влияющих на качество муниципальных стратегий.
Область применения. Практика разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований.
Выводы. Определение состава наиболее значимых факторов, влияющих на качество муниципальных стратегий, позволяет сфокусировать действия органов власти на разработке и реализации программы мер по совершенствованию практики публичного стратегического планирования.
Ключевые слова: практика разработки, муниципальные стратегии, качество, факторы, сила влияния, вероятность действия.
UDK 332. 142
FACTORS AFFECTING QUALITY MUNICIPAL STRATEGIES:
EXPERT ASSESSMENTS
JEL Codes: R 11, R 58.
Risin I. E., doctor of Economics, Professor, head of the Department of Regional Economics and Territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia E-mail: [email protected]
Chicherina A. S., candidate of the Department of Regional Economics and Territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia Е-mail: [email protected]
Annotation
Subject. The process of developing strategies for the socio-economic development of municipal entities.
Topic. Factors affecting the quality of municipal strategies.
Goals. Assessment of factors affecting the quality of municipal strategies.
Methodology. The method of expert assessments used in determining the strength of the influence and the probability of the factors affecting the quality of municipal strategies.
Results. The analysis of the obtained expert assessments allowed us to select the most significant factors in terms of strength and probability of action. affecting the quality of the municipal strategies.
Scope of application. The practice of developing strategies for the socio-economic development of municipalities.
Conclusions. Determining the composition of the most significant factors affecting the quality of municipal strategies makes it possible to focus the actions of the authorities on the development and implementation of a program of measures to improve the practice of public strategic planning.
Keywords: development practice, municipal strategies, quality, factors, power of influence, probability of action.
Введение
Контент-анализ научных публикаций [1, 2, 3, 4, 5] свидетельствует об интересе исследователей к оценке современной практики публичного стратегического планирования, выявлению ее слабых сторон, определению причин невысокого качества разработанных программных документов.
Доминирующим является подход, акцентирующий внимание на избирательном перечне факторов, влияющих на качество стратегий территориального развития, и, как правило, не предусматривающий их количественной оценки.
Фокусирование действий органов публичной власти на преодолении недостатков современной практики стратегического планирования предполагает формирование обоснованных представлений о составе наиболее значимых факторов, влияющих на качество муниципальных стратегий.
В определении силы влияния и вероятности действия таких факторов востребовано использование экспертных оценок.
Оценка факторов, влияющих на качество муниципальных стратегий
Для получения экспертных оценок нами была разработана Анкета, включающая вопросы, ответы на которые позволяют определить значимые факторы, влияющие на
DOI: 10.22394/1997-4469-2021-52-1-32-37
качество муниципальных стратегий, количественно оценить силу их влияния и вероятность действия.
Респондентами явились имеющие опыт территориального стратегического планирования работники ряда высших учебных заведений и научных организаций: Воронежского государственного университета, Воронежского государственного технического университета, Волгоградского государственного университета, Кубанского государственного университета, Юго-Западного государственного университета (г. Курск), института экономических проблем Кольского научного центра РАН (г. Аппатиты), научно-исследовательского Института экономики, организации АПК ЦЧР — филиала ФГБНУ «Воронежский федеральный аграрный научный центр им В. В. Докучаева». Количественный состав респондентов — 23.
Экспертам было предложено провести ранжирование (оценку) силы влияния и вероятности действия факторов и использования возможностей.
Если эксперт считал, что сила влияния фактора является наиболее значимой, выставлялась оценка «5», если значимой — «4», как малозначимой — «3», как несущественной — «2». Если он считал, что вероятность действия фактора является очень высокой выставлялась оценка «5», высокой — «4», средней — «3», низкой — «2».
Если эксперт считал, что сила влияния возможности является наиболее значимой, выставлялась оценка «5», значимой — «4», малозначимой — «3», несущественной — «2». Если эксперт считал, что вероятность использования возможно-
Анализ экспертных оценок, представленных в табл.1, позволяет сделать ряд выводов.
1. Совокупность полученных экспертных оценок может быть определена как однородная, поскольку ни по одному из на-
1 Округлено до десятых долей.
сти является очень высокой выставлялась оценка «5», высокой — «4», средней — «3», низкой — «2».
Экспертные оценки силы влияния факторов на качество муниципальных стратегий, представлены в таблице 1.
званных факторов значение коэффициента вариации не превышает 33 %. Вместе с тем, отметим, что степень рассеивания оценок в большинстве случаев (в 70 %) является значительной (превышает 20 %). Такой результат, на наш взгляд, свидетельствует, с одной стороны, об обоснованности предложенного нами для оценки состава факто-
Таблица 1
Факторы, влияющие на качество муниципальных стратегий,
оценка силы их влияния
Факторы, влияющие на качество муниципальных стратегий Оценка силы влияния факторов
Среднее значение1 Коэффициент вариации (%)
1. Дефицит профессионально подготовленных кадров, способных осуществить успешную разработку муниципальных стратегий 4,6 14 %
2. Отсутствие у разработчиков муниципальных стратегий необходимого и достаточного опыта решения основных задач разработки муниципальных стратегий 4,0 20 %
3. Отсутствие разработанных и апробированных на практике методик эффективного решения основных задач разработки муниципальных стратегий 3,8 24 %
4. Отсутствие необходимой статистической информации о состоянии и трендах развития муниципальных образований 4,2 24 %
5. Отсутствие разработанных органами Федеральной власти методических рекомендаций, регламентирующих инвариантный состав основных задач разработки муниципальных стратегий и процедуры их решения 3,5 23 %
6. Отсутствие разработанных региональными органами власти нормативных документов, содержащих методические подходы к решению основных задач разработки муниципальных стратегий 3,9 23 %
7. Организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия бизнес-сообщества в определении приоритетных направлений, целей и задач муниципального развития, инструментов управления развитием муниципальных образований 4,1 15 %
8. Организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия институтов гражданского общества в определении направлений, целей и задач муниципального развития, инструментов управления развитием муниципальных образований 3,7 22 %
9. Организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия жителей в определении ключевых задач муниципального развития и способов их решения 3,7 29 %
10. Незнание разработчиками зарубежного опыта эффективного решения основных задач разработки муниципальных стратегий 3,0 30 %
ров (ни один из них не получил оценки, как «несущественный»), с другой, о существенном разбросе мнений относительно силы их влияния, обусловленном различиями позиций экспертов, определяющих приоритеты факторов.
2. Экспертами определен достаточно ограниченный состав факторов, сила влияния которых на качество муниципальных стратегий, является значимой. К ним отнесены:
— дефицит профессионально подготовленных кадров, способных осуществить успешную разработку муниципальных стратегий (4,6);
— отсутствие необходимой статистической информации о состоянии и трендах развития муниципальных образований (4,2);
— организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия бизнес-сообщества в определении приоритетных направлений, целей и задач муниципального развития, инструментов управления развитием муниципальных образований (4,1);
— отсутствие у разработчиков муниципальных стратегий необходимого и достаточного опыта решения основных задач разработки муниципальных стратегий (4,0).
3. Сила влияния ряда факторов оценена экспертами, как близкая к значимой. В их числе:
— отсутствие разработанных региональными органами власти нормативных документов, содержащих методические подходы к решению основных задач разработки муниципальных стратегий (3,9);
— отсутствие разработанных и апробированных на практике методик эффективного решения основных задач разработки муниципальных стратегий (3,8);
— организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия институтов гражданского общества в определении направлений, целей и задач муниципального развития, инструментов управления развитием муниципальных образований (3,7);
— организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия жителей в определении ключевых задач муниципального развития и способов их решения (3,7).
Дополним характеристику факторов, влияющих на качество муниципальных стратегий, экспертными оценками вероятности их действия (табл. 2).
Таблица 2
Факторы, влияющие на качество муниципальных стратегий, оценка вероятности их действия
Факторы, влияющие на качество муниципальных стратегий Оценка вероятности действия факторов
Среднее значение Коэффициент вариации (%)
1 2 3
1. Дефицит профессионально подготовленных кадров, способных осуществить успешную разработку муниципальных стратегий 3,6 28 %
2. Отсутствие у разработчиков муниципальных стратегий необходимого и достаточного опыта решения основных задач разработки муниципальных стратегий 3,5 25 %
3. Отсутствие разработанных и апробированных на практике методик эффективного решения основных задач разработки муниципальных стратегий 3,5 26 %
4. Отсутствие необходимой статистической информации о состоянии и трендах развития муниципальных образований 3,5 31 %
5. Отсутствие разработанных органами Федеральной власти методических рекомендаций, регламентирующих инвариантный состав основных задач разработки муниципальных стратегий и процедуры их решения 3,0 27 %
Окончание табл. 2
1 2 3
6. Отсутствие разработанных региональными органами власти нормативных документов, содержащих методические подходы к решению основных задач разработки муниципальных стратегий 3,5 24 %
7. Организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия бизнес-сообщества в определении приоритетных направлений, целей и задач муниципального развития, инструментов управления развитием муниципальных образований 3,5 21 %
8. Организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия институтов гражданского общества в определении направлений, целей и задач муниципального развития, инструментов управления развитием муниципальных образований 3,4 28 %
9. Организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия жителей в определении ключевых задач муниципального развития и способов их решения 3,4 29 %
10. Незнание разработчиками зарубежного опыта эффективного решения основных задач разработки муниципальных стратегий 2,8 35 %
Анализ экспертных оценок, представленных в табл. 2, позволяет сделать ряд выводов.
1. Разброс мнений экспертов относительно вероятности действия вышеназванных факторов является более существенным, чем в предыдущем случае (коэффициент корреляции по всем факторам выше 20 %), что обусловлено повышенной сложностью решения этой слабоструктурированной проблемы.
2. Ни один из факторов не получил оценки вероятности действия, как «очень высокой» и «высокой». Тем не менее, достаточно представительная группа факторов получила оценку, близкую к «высокой». К ним относятся:
— дефицит профессионально подготовленных кадров, способных осуществить успешную разработку муниципальных стратегий (3,6);
— отсутствие у разработчиков муниципальных стратегий необходимого и достаточного опыта решения основных задач разработки муниципальных стратегий (3,5);
— отсутствие разработанных и апробированных на практике методик эффективного решения основных задач разработки муниципальных стратегий (3,5);
— отсутствие необходимой статистической информации о состоянии и трендах
развития муниципальных образований (3,5);
— отсутствие разработанных региональными органами власти нормативных документов, содержащих методические подходы к решению основных задач разработки муниципальных стратегий (3,5);
— организационная и информационная необеспеченность органами публичной власти активного участия бизнес-сообщества в определении приоритетных направлений, целей и задач муниципального развития, инструментов управления развитием муниципальных образований (3,5).
3. Вышеназванные факторы, если принять во внимание оценки, представленные в табл. 1, отличаются не только близкой к высокой степени вероятности действия, но и являются значимыми по силе влияния.
Выводы
Определение состава значимых по силе влияния и вероятности действия факторов, влияющих на качество муниципальных стратегий, позволит органам публичной власти разработать и реализовать комплекс мер, призванных повысить качество результатов муниципального стратегического планирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковров Д. Ю. Стратегии развития муниципальных образований: особенности и реализация (на примере Архангельской области) / Д. Ю. Ковров // Азимут научных исследований: экономика и управление. —
2019. — Т. 8, № 2 (27). — С. 173.
2. Колесников Д. В. Формирование социально ориентированных стратегий муниципалитетов в регионе : автореф. дис ... канд. экон. наук / Д. В. Колесников. — Курск,
2020. — С. 9.
3. Рисин И. Е. Оценка практики разработки стратегий социально-экономического развития регионов / И. Е. Рисин. — Воронеж : Истоки, 2020. — С. 20—21.
4. Стратегическое планирование на муниципальном уровне: эффективные практики, проблемы и пути их решения // Круглый стол Совета Федерации РФ, 2020. — URL: ttp: //council. gov. ru/activity/activitie s/ roundtables/116286/ (Дата обращения 25.01.2021 г.).
5. Шахов О. Ф. Стратегическое партнерство государства и бизнеса: теория и практика / О. Ф. Шахов. — Воронеж : Истоки, 2018. — С. 102—104.
LITERATURE
1. Kovrov D. Yu. Strategies for the development of municipal formations: features and implementation (on the example of the Arkhangelsk region) / D. Yu. Kovrov // Azimut of Scientific Research: Economics and Management. — 2019. — Vol. 8, No. 2 (27). — P. 173.
2. Kolesnikov D. V. Formation of socially oriented strategies of municipalities in the region : autoref. dis. ... kand. ekon. sciences / D. V. Kolesnikov. — Kursk, 2020. — P. 9.
3. Risin I. E. Evaluation of the practice of developing strategies for socio-economic development of regions / I. E. Risin. — Voronezh : Istoki, 2020. — P. 20—21.
4. Strategic planning at the municipal level: good practices, challenges and solutions // Round table of the Federation Council of the Russian Federation, 2020. — URL: ttp://council. gov.EN/activity/activities/roundtables/116286/ (accessed 25.01.2021 g).
5. Sakhov O. F. Strategic partnership of state and business: theory and practice / O. F. Sakhov. — Voronezh : Istoki, 2018. — P. 102—104.
УДК 330.3, 330.8
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗЕРНА НА ФОНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ПАНДЕМИИ COVID-19
Коды JEL: Q27, Q 28
Соболевская Т. Г., кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет пищевых производств, г. Москва, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 5184-0755
Поступила в редакцию 12.02.2021. Принята к публикации 15.03.2021 Аннотация
Предмет. Воздействие пандемии COVID-19 на экспортный потенциал Российской Федерации на мировом рынке зерна.
Тема. Изменение экспортного потенциала Российской Федерации на мировом рынке зерна на фоне социально-экономических последствий пандемии COVID-19.
Цель. Исследовать влияние COVID-19 на экспорт зерновых культур из Российской Федерации.