17.4. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ряховский П.И., преподаватель, Институт экономики и
антикризисного управления, г. Москва
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрена система показателей, характеризующих инновационную деятельность предприятия, представлены методы поэлементной оценки инновационного потенциала, являющиеся основой планирования, прогнозирование развития малого, среднего предприятия.
Ключевые слова: инновационная деятельность, экономический потенциал, кадровый потенциал, коммерческий потенциал, локальные показатели, планирование
THE METHODICAL APPROACH TO AN ESTIMATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF SUBJECTS OF SMALL BUSINESS
Ryahovskii P.I., the teacher, Institute of economy and antirecessionary management, Moscow
Annotation: In article the system of the indicators characterizing innovative activity of the enterprise is considered, methods of a bit-by-bit estimation of the innovative potential, being a planning basis, forecasting of development of the small, average enterprise are presented.
Keywords: innovative activity, economic potential, personnel potential, commercial potential, local indicators, planning
Чаще всего инновационная деятельность сводится к простому приобретению технологического оборудования и технологий (62% предприятий-новаторов в выборке Госкомстата приобретают новое оборудование -основной вид инноваций; 33% предприятий занимаются НИОКР, т.е. проводят исследования и разрабатывают новые продукты), а значит, не ведется работа по их усовершенствованию и модернизации. В результате технический уровень предприятий консервируется на более низком уровне по сравнению с техническим уровнем предприятий развитых стран.
Теоретические основы формирования инновационного потенциала взаимосвязаны с эффективностью рыночных методов хозяйствования. При этом экономические категории, отражающие инновационную деятельность, в отечественной научной литературе не были четко сформулированы. Нами предлагается следующая система показателей, характеризующая инновационный потенциал предприятия (табл. 1).
Инновации самым существенным образом влияют на экономические и социальные процессы, происходящие внутри организации, однако механизм этого влияния в научной литературе исследован недостаточно Условно малые предприятия можно разделить на две группы: первая - активно использует достижения НТП в своей деятельности, вторая - не уделяет долж-
ного внимания инновациям, отсюда инновационный потенциал этих двух групп будет существенно отличаться.
Таблица 1.
Система показателей, характеризующих инновационную деятельность предприятия
№ п/п Показатели инновационного потенциала Характеристика показателей инновационного потенциала
1 Ры - коэффициент автоматизации производства р _ Объем продукции, произведенной АЛ Общий объем продукции (АЛ-автоматизированные линии)
2 Рш2 - коэффициент автоматизации труда р Рабочие АЛ Рабочие АЛ + Рабочие РО (РО-ручные операции)
3 Ртз - уровень автоматизации производства р Количество АО ,га3 Количество АО + Количество ПА (АО — автоматизированное оборудование, НО — неавтоматизированное оборудование)
4 Рш4 - техническая вооруженность труда р Среднегод.стоимость актива основных фондов Среднесписочная численность работников
Индекс инновационного потенциала субъекта малого предпринимательства рассчитывается следующим
образом:
где Xi - компоненты, формирующие финансовый потенциал (Рп1, Рш2, Ріп3, Рп4).
Следующим элементом в системе экономического потенциала является кадровый потенциал. В настоящее время дополнительные преимущества получает тот субъект малого предпринимательства, который в немногочисленной структуре персонала имеет большую долю квалифицированных кадров. При оценке эффективности кадрового потенциала большое значение имеет показатель рентабельности персонала, который определяется как отношение прибыли к среднегодовой численности персонала. В экономической литературе отражена взаимосвязь данного показателя с уровнем производительности труда следующим образом:
П П Д ЯП
Кр= пт— =“Г к пт- =ГОБ*Д>П-ГВ,
где Рр - рентабельность персонала;
П - прибыль от реализации продукции;
ППП - среднесписочная численность производственного персонала;
В - выручка от реализации продукции;
ВП - стоимость выпуска продукции в действующих ценах;
Роб - рентабельность оборота;
Дрп - дрля реализованной продукции в общем объеме выпуска товарной продукции;
ГВ - среднегодовая выработка продукции одним работником в текущих ценах.
Однако рентабельность персонала лишь частично раскрывает сущность кадрового потенциала, поэтому автором предлагается более детальное исследование его элементов посредством выделения следующих показателей (табл. 2).
Интегрирование локальных показателей оценки кадрового потенциала субъекта малого предпринимательства обеспечивает индекс кадрового потенциала субъекта малого предпринимательства, расчет которого произведен с использованием следующего алгоритма:
Ряховский ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ П.И.
та
где Xi - компоненты, формирующие финансовый потенциал (Рк1, Рк2, Рк3, Рк4).
Таблица 2.
Система показателей, характеризующих кадровый потенциал предприятия
№ п/п Показатели кадрового потенциала Характеристика показателей кадрового потенциала
1 Р„і - доля затрат на обучение персонала и повышение квалификации р Затраты на обучение и ПКП Расходы на содержание персонала (ПКП-повышение квалификации персонала)
2 Рк2 - доля новых сотрудников р _ Численность принятых Среднесписочная численность персонала
3 Ркз - текучесть ведущих специалистов р Численность уволенных специалистов к> Среднесписочная численность персонала
4 Р,л - доля прибыли до налогообложения на одного сотрудника р Прибыль операционной деятельности к Среднесписочная численность персонала
Заключительным элементом, предложенным нами для характеристики экономического потенциала субъекта малого предпринимательства, будет являться коммерческий потенциал.
Сущность этого показателя заключается в характеристике степени активности предприятия в условиях конкурентной борьбы, то есть «способность предприятия к выживанию». К показателям коммерческого потенциала следует отнести (табл. 3).
Таблица 3.
Система показателей, характеризующих коммерческий потенциал предприятия
№ п/п Показатели коммерческого потенциала Характеристика показателей коммерческого потенциала
1 Ркот\ - рентабельность собственного капитала р Объем чистой прибыли кот1 Собственный капитал
2 Ркот2 -реинвестирование р Доля чистой прибыли *от2 Совокупный капитал
3 Р/тиз ~ рост собственного капитала р Собственный капитал (конец периода) *ои'’ Собственный капитал (начало периода)
Показатели, характеризующие коммерческий потенциал предприятия, могут рассматриваться как по отдельности, так и в совокупности. Так, например, коэффициент реинвестирования отражает политику предприятия по распределению прибыли. Чем выше этот коэффициент, тем выше экономический рост компании. Коэффициент роста собственного капитала показывает рост собственного капитала относительно его значения на начало отчетного периода.
В целом индекс коммерческого потенциала субъекта малого предпринимательства рассчитывается следующим образом:
О*),
где Xi - компоненты, формирующие финансовый потенциал (Рkom1, Рkom2, Рkom3, Рkom4).
Итак, представленная системная характеристика экономического потенциала субъекта малого предпринимательства включает в себя следующие подсистемы: имущественный потенциал, финансовый потенциал, инновационный потенциал, кадровый потенциал, информационный потенциал и коммерческий потенциал. Данные показатели могут быть проанализированы
по отдельности, но для обобщенного представления субъекта в структуре региональной или национальной экономики необходимо агрегировать локальные показатели, используя следующий алгоритм:
1Р = JfP¿m X 1Р]Г X 1Р1п X 1РК х 1Ркот .
Таким образом, используя данную методику, можно оценить экономический потенциал любого хозяйственного субъекта различных сфер деятельности, но относящихся к группе малых предпринимательских структур. Кроме того, представляется возможным сравнивать и анализировать величину экономического потенциала малого предприятия в различные периоды времени.
Представленная методика является основой для дальнейшей оценки эффективности использования капитала в малом предпринимательстве.
В условиях обострившейся конкурентной борьбы за клиентов, рынки сбыта продукции малые предприятия в последнее время стали уделять главное внимание инновационной деятельности. В частности, разработка и внедрение новых видов продукции становятся наиболее значимыми направлениями стратегии, так как определяют развитие предприятия.
Инновационная политика в МСП предполагает:
- разработку планов и программ инновационной деятельности;
- наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
- рассмотрение проектов по созданию новых продуктов;
- проведение единой инновационной политики;
- выделение финансовых и материальных ресурсов на инновационные программы;
- создание целевых групп для комплексного решения инновационных задач.
В практике план обычно разрабатывается на трехпятилетний период в зависимости от положения коммерческого предприятия на рынке, глубины нововведений и является неотъемлемой составной частью его стратегического плана. Чем более новаторскими являются действия МСП, тем дальше находится идея инновации от рынка и тем более продолжительный период охватывает план.
В настоящее время стратегическое планирование, и в том числе планирование инноваций как его составной части, становится правилом для малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой. На российских малых предприятиях чаще встречается текущее, оперативное планирование, чем стратегическое. Между тем именно стратегическое планирование и является главным фактором в конкурентной борьбе, если, конечно, оно проводится на практике в соответствии с современными стандартами.
Рассматривая требования к системе планирования, нельзя не сказать о требованиях, предъявляемых к стратегическому плану и плану инновационной деятельности МСП как его части. Принципиальным требованием к плану является его точное соответствие миссии предприятия. Без этого невозможно развитие предприятия в направлении, закрепленном в официальном программном заявлении. Он должен быть увязан с имеющимися возможностями и ресурсами, так как недооценка возможностей МСП неизбежно ведет к
неполному раскрытию потенциала, а их переоценка может повлечь за собой серьезные последствия. Кроме того, стратегия, принятая предприятием, должна гарантировать оптимальное распределение его ресурсов.
Список литературы:
1. Голубецкая Н.П., Грунин О.А. Инновационный менеджмент корпоративных структур // Экономика и управление. 2006. № 5.
2. Дэвид Г. Методы парных сравнений. - М.: Статистика, 1998.
3. Ковалев В.В. Основы теории финансового менеджмента.
- М.: Изд-во «Проспект», 2008.
4. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учеб. — М.: Русская деловая литература, 2004.
5. Тэпман, Л.И. Малый бизнес. Опыт зарубежных стран [Текст] / Л. Н. Тэпман. - М. : ЮНИТИ, 2004.
References:
1. Golubetskaja N.P., Grunin O.A. Innovative management of corporate structures//Economy and management. 2006. № 5.
2. David G. Metody of pair comparisons. - М: Statistics, 1998.
3. Kovalev V.V. Bases of the theory of financial management. -М: Publishing house "Prospectus", 2008.
4. Kruglov M. I. Strategic management of the company: Studies. - М: The Russian business literature, 2004.
5. Tapman L.I. Small-scale business. Experience of foreign countries [Text] / L.N. Tapman. - М: UNITY, 2004.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Ряховского П.И. «Методический подход к оценке инновационного потенциала субъектов малого предпринимательства».
Необходимым условием перспективного развития субъектов малого бизнеса является использование инновационного потенциала, что соответствует рыночным методам хозяйствования. Обоснованная вышеизложенным цель - свидетельствует об актуальности темы, исследования, представленной в тексте статьи.
Автором последовательно раскрыта система показателей и метод расчета инновационного потенциала, приведен поэлементный анализ системы. Результаты анализа следует рассматривать как основу стратегического планирования, позволяющего оптимально распределять ресурсы.
Вывод. Статья Ряховского П.И. содержит постановку актуальной для развития малого бизнеса, цели ее решение и обоснование значимости. Рекомендуется к публикации в рецензируемом журнале.
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ,
профессор,
д.э.н. М. П. Владимирова