4
Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2011. Экономические науки
УДК 658.114
О.А. Евсеева
СОВОКУПНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Важным признаком развитой экономики страны служит эффективная деятельность предприятий сектора малого и среднего бизнеса. В российской системе законодательства и статистического учета выделяют данный сектор исходя из численности работающего персонала, выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) [1]. При этом предельные значения последнего критерия в настоящее время не утверждены. Кроме того, российское законодательство и государственная статистика не выделяют отдельно категорию среднего предприятия, а рассматривают ее наряду с малыми предприятиями [2]. На наш взгляд, такое положение не совсем обосновано, так как у предприятий разных объемов возникают проблемы, решение которых требует дифференцированного подхода.
В большинстве развитых стран Европейского союза (ЕС) система статистического учета основывается на возможности получения результатов деятельности хозяйствующих
субъектов в зависимости от размера этих субъектов. Гибкий способ организации статистического наблюдения позволяет вести мониторинг за каждой размерной группой, разрабатывать дифференцированную политику и отслеживать эффективность принятых решений для любой из размерных групп [3]. Понятие «малые и средние предприятия» (МСП) используется широко, причем к этой категории относятся как предприятия - юридические лица, так и индивидуальные предприниматели (рис. 1).
В разных странах используются различные критерии отнесения к субъектам малых и средних предприятий. Критерии отнесения к той или иной размерной группе (категории) хозяйствующих субъектов могут изменяться, но организация учета, основанная на дифференцированном подходе, позволяет обеспечить сопоставимость данных. Основой классификации, как правило, служит численность персонала предприятия и/или объем его выручки. В европейских странах наиболее часто встречается классификация по численности занятых на предприятии [4].
Рис. 1. Виды хозяйствующих субъектов в ЕС
До принятия в 2007 г. Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» действовал закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [5], в котором определялась категория малого бизнеса исходя из среднесписочной численности работающих сотрудников с учетом отраслевой специфики. В новом законе отраслевой учет заменен на показатель величины выручки.
Представляется целесообразным учитывать три критерия: численность, величину выручки и величину балансовой стоимости активов. Данное предложение обусловлено ростом инновационной деятельности предприятий и развитием информационно-коммуникационной составляющей, благодаря которой при небольшой численности компании могут иметь большую выручку. В то же время в производственной сфере у предприятия могут быть значительные производственные мощности, не задействованные в хозяйственной деятельности, но числящиеся на балансе и имеющие потенциальную возможность использования. Исходя из существующих критериев отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса предприятие могут отнести к микро- или малым и соответственно предложить незначительные объемы финансирования и поддержки, в то время как при вводе всех производственных мощностей по потенциальному объему выручки и численности работающих предприятие можно определить в категорию средних. Таким образом, будет наблюдаться несоответствие предлагаемых мер и механизмов по стимулированию развития предприятий вследствие неоднозначного понимания принципа их деления на категории. Введение критерия балансовой стоимости активов позволит устранить данный недостаток.
Выдвинутое предложение подтверждается проведенным автором корреляционно-регрессионным анализом выбранных критериев. В рамках корреляционно-регрессионного анализа статистических данных по среднесписочной численности, балансовой стоимости акти-
вов и выручке предприятий малого и среднего бизнеса за последние 10 лет была построена двухфакторная модель множественной регрессии, характеризующая зависимость между вышеперечисленными показателями. Результаты анализа показали, что на выручку влияют оба показателя - среднесписочная численность и балансовая стоимость активов. На основе анализа данных Росстата выявлено, что при отнесении предприятий к категориям малого или среднего бизнеса динамика численности, выручки и величины балансовой стоимости активов существенно различается в зависимости от отрасли экономики [6]. При этом степень влияния каждого из показателей на выручку также различается в зависимости от отрасли экономики. Например, в промышленной отрасли большее влияние имеет показатель балансовой стоимости активов (коэффициент парной корреляции 0,781) по сравнению с численностью (коэффициент парной корреляции 0,682). В строительстве и сельском хозяйстве показатели близки друг другу по степени влияния, а в третичном секторе степень влияния среднесписочной численности на выручку выше, чем у показателя балансовой стоимости активов.
Малые и средние предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как способствуют росту занятости населения, обеспечивают социальную и политическую стабильность, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие. В России существует немало проблем и рисков, с которыми сталкиваются начинающие малые и средние предприятия с момента создания до момента выпуска готового продукта на рынок, как во внутренней среде (финансовые, производственные, технологические, кадровые, организационные), так и во внешнем окружении (политические, правовые, экономические, социальные).
В настоящее время проблемы эффективности функционирования предприятий все чаще связывают с использованием потенциала фирмы. Ученые, специалисты и практики по-разному очерчивают границы потенциала
в экономике, а некоторые заменяют этот термин другими (возможности, конкурентоспособность), считая их синонимами. Единственное, пожалуй, в чем сходятся специалисты, так это в трактовке самого понятия «потенциал», под которым понимается имеющийся в наличии источник, способный осуществить какое-то действие или который может быть использован для достижения определенных целей [7].
Все авторы едины во мнении, что данная категория имеет большое значение в экономике независимо от уровня управления (страной, регионом или отдельным предприятием). Для того чтобы грамотно определять стратегические и текущие цели, разрабатывать наиболее продуктивные средства их достижения, организовывать процесс их реализации, необходимо знать, какими возможностями обладает субъект экономики.
К вопросу о структуре (или видах) потенциала нет единого подхода (рис. 2). Потенциал рассматривается на различных уровнях управления -страной, регионом, отраслью и предприятием.
Например, К.М. Миско [8] использует понятие «совокупный ресурсный потенциал» на уровне региона и относит в его состав:
- потенциал земельных ресурсов сельского хозяйства;
- потенциал лесных ресурсов;
- потенциал ресурсов животного мира;
- потенциал земельных ресурсов урбанизированных территорий;
- потенциал водных ресурсов;
- потенциал минерально-сырьевых ресурсов;
- трудовой потенциал населения;
- фондовый потенциал;
- потенциал ресурсов интеллектуальной деятельности.
Рис. 2. Виды потенциала
Следует отметить, что К.М. Миско не указал инновационный потенциал в составе ресурсного, в то время как без данного ресурса невозможно дальнейшее развитие предприятия. Кроме того, отсутствуют информационная и технологическая составляющие, которые в последнее время заняли ведущие позиции в деятельности многих предприятий. «Ресурсное» понимание потенциала не охватывает и не может охватывать все стороны этой сложной экономической категории, однако оно отражает ее сущностные признаки.
Сформировавшиеся ранее, в условиях существования стратегии экстенсивного развития производства, эмпирические подходы характеризовали потенциал и его составляющие только с позиций роли факторов экзогенной природы -материальных, трудовых и финансовых, которые определялись количественно. Качественные характеристики, как правило, предопределялись наличием централизованных нормативных механизмов регулирования деятельности хозяйственных единиц. Это крайне отрицательно сказывалось на эффективном использовании реальных возможностей и стимулов саморазвития и самодвижения.
Е.М. Бухвальд и И.Т. Павлов используют термин «экономический потенциал» на уровне региона и страны [9]. По их мнению, это совокупность природных ресурсов и основных фондов. Однако из поля зрения авторов выпали такие принципиально важные составляющие, как трудовой потенциал, а также инновационный и интеллектуальный.
А.И. Самоукин считает, что экономический потенциал предприятия необходимо рассматривать во взаимосвязи со свойственными каждой общественно-экономической формации производственными отношениями, возникающими между отдельными работниками, трудовыми коллективами, а также управленческим аппаратом предприятия, отраслей народного хозяйства с целью создания материальных благ и услуг [10]. При этом автор упускает из внимания ресурсную составляющую - финансовые, технологические, материальные ресурсы, обеспечивающие эффективную деятельность работников, создающих материальные услуги и блага.
Другие авторы рассматривают такой оценочный показатель, как рыночный потенциал [7]. В рамках этого показателя отдельным блоком выделяют ресурсы, имеющиеся в распоряжении субъекта экономики. При их классификации чаще всего говорят о трудовых, информационных, финансовых и материальных ресурсах и делают акцент на высокой значимости составляющей трудовых ресурсов. Экономические ресурсы формируются на основе факторов производства [11]. Кроме ресурсной составляющей, в современной экономической теории выделяют и блок управления. В нем, как правило, рассматривают три подсистемы: планирования (нацелена на выявление будущего потенциала успеха); реализации (имеет задачи создания нового потенциала и превращения существующего в факторы успеха); контроля (выполняет функции проверки эффективности осуществления планов и решений и постоянного контроля за достоверностью плановых предпосылок).
В основе базовой концепции научной школы СПбГПУ [13] лежит сочетание ресурсной, продуктовой и социальной концепций фирмы. В рамках этой концепции вводится понятие «стратегический потенциал» для определения предельных возможностей фирмы. Стратегический потенциал предприятия представляет собой систему умений (способностей) выявлять и принимать управленческие решения по выбору стратегических целей, создавать средства достижения таких целей, обеспечивать своевременность, требуемый уровень качества и эффективность использования этих средств. С позиций этой концепции ресурсы рассматриваются как возможности для достижения поставленных целей.
Исходя из проведенного анализа подходов к пониманию содержания категории «потенциал» можно сделать вывод, что ее определения и структура различаются в зависимости от уровня управления. Автор предлагает ввести понятие «совокупный потенциал», под которым понимаются возможности использования экономических ресурсов с учетом их социального влияния на деятельность страны, региона, предприятия (в зависимости от выбранного уровня исследований).
На уровне предприятия представляется целесообразным определить совокупный потенциал как внутреннюю характеристику предприятия (внутренние возможности - ресурсные, производственные, сбытовые и инвестиционные с учетом их социальных эффектов), на которую оказывает влияние внешняя среда. Данная взаимосвязь и предлагаемая структура совокупного потенциала предприятия представлены на рис. 3.
На наш взгляд, целесообразно разделить оценку потенциала предприятия на два функциональных этапа - формирования и использования. Стадию формирования определяет ресурсный потенциал, в состав которого включаются все экономические ресурсы, которыми располагает предприятие: производственно-
технологические, кадровые, материальные, финансовые, инвестиционные, инновационные, нематериальные (в том числе знания, информация, интеллектуальные). Однако далеко не все имеющиеся ресурсы могут быть вовлечены в процесс производства. Ресурсы же, которые реально вовлечены в процесс производства, уже приобретают новое качество - факторов производства, которые находят свое отражение в производственном потенциале на стадии использования. Сбытовой потенциал характеризует деятельность предприятия с точки зрения эффективной маркетинговой стратегии, организации системы сбыта. Инвестиционный потенциал определяет возможности предприятия в привлечении инвестиций.
Классификационный признак совокупного потенциала предприятия
Функциональный этап
Рис. 3. Структура совокупного потенциала на уровне предприятия
Рассмотренные характеристики относятся к экономической составляющей совокупного потенциала предприятия, но в современных условиях необходимо учитывать еще и социальную составляющую. Соответственно при оценке каждой из составляющих совокупного потенциала следует проводить оценку социальной эффективности их использования. Особенно это актуально для малых и средних предприятий, так как в силу небольших размеров их кадровый состав относительно стабилен и от каждого из участников напрямую зависит конечный экономический результат деятельности предприятия. Анализ совокупного потенциала необходимо проводить с учетом возможных социальных эффектов внутри и вне предприятия - только в этом случае можно получить и эффективно использовать всестороннюю информацию о совокупном потенциале предприятия.
В условиях стабильной внешней среды, а также при монопольном положении хозяйствующего субъекта на рынке величина его совокупного потенциала целиком и полностью определяется собственными функциональными возможностями субъекта и производственным потенциалом. Иная ситуация, когда организация функционирует в динамично изменяющейся внешней среде, тем более в настоящее время, в период перехода к работе в условиях информационной (инновационной) экономики [12], когда скорость возникновения изменений возрастает. Для предприятий малого и среднего бизнеса учет, оценка и развитие совокупного потенциала является основой эффективной деятельности, поскольку они наиболее подвержены колебаниям рынка и служат своеобразным индикатором изменений внешней среды. Организация может обладать значительными производственными мощностями, существенным ресурсным потенциалом, но незначительными рыночными возможностями по внешним и внутренним причинам, определяющим степень адекватности среды функционирования. Такая ситуация наиболее характерна для промышленной отрасли сектора малого и среднего бизнеса. Во избежание этого малым и средним предприятиям необходимо обратить внимание на сбыто-
вой потенциал и максимально сближать его с производственным потенциалом.
Таким образом, в условиях динамичной внешней среды абсолютная величина совокупного потенциала предприятия будет изменяться во времени пропорционально произошедшим либо прогнозируемым изменениям внешнего окружения и эффективности стратегии адаптации и использования потенциала.
В заключение следует отметить, что в современных условиях понятие «совокупный потенциал» универсально, его структура неизменна для предприятия любых размеров. Однако у разных по размеру групп предприятий (крупные, средние или малые) зависимость между социальной и экономической составляющими совокупного потенциала отличается (у малых и средних предприятий она выше).
Эффективная работа и взаимодействие факторов производства в рамках производственного процесса формируют производственный потенциал предприятия, являющийся базовым элементом успешного управления совокупным потенциалом, который в свою очередь является основой формирования эффективного стратегического развития предприятия.
Малый и средний бизнес - отдельные категории, каждая из которых нуждается в разработке собственных механизмов стимулирования развития как на государственном уровне, так и на уровне предприятия.
На уровне предприятия важным инструментом стимулирования развития является оценка и управление развитием его совокупного потенциала. Для развития малого и среднего бизнеса в России самим предприятиям необходимо достоверно оценить имеющийся совокупный потенциал, разработать на его основе стратегический и тактический планы, а затем уже переходить к их внедрению. При этом следует учитывать высокую зависимость между экономической и социальной составляющими оценки совокупного потенциала для предприятий данной категории.
Материалы подготовлены и публикуются при поддержке Совета по грантам Президента РФ (грант МК-6261.2010.6).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] : Федер. закон Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.
2. Субъекты МСБ: как определить, кто к ним относится [Электронный ресурс] // Российский налоговый курьер. - 2010. - № 1-2. - Режим доступа: http://rnk.ru/ journal/archives/2010/1_2/spravochnik/na_zametku/subekty_ т8Ь_как_оргедеШ_Ио_к_шт_о1по8115]127712_рг1П;.рЬт1
3. Дзагоев, С.Ф. Опыт зарубежных стран в государственном регулировании процессов развития промышленности [Текст] / С.Ф. Дзагоев - Брянск: БГИТА, 2009. - 262 с.
4. Тэпман, Л.Н. Малый бизнес. Опыт зарубежных стран [Текст] / Л.Н. Тэпман. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 287 с.
5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации [Текст] : Федер. закон Российской Федерации № 88-ФЗ от 14.06.1995 г.
6. Малое и среднее предпринимательство в России. Сведения Росстата. 2005-2009 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/pub1ishing/cata1og/statis-ticCo11ections/doc_1139841601359
7. Усанов, Г.И. Рыночный потенциал предприятия: диагностика состояния, стратегия адаптации и развития [Текст] : [моногр.] / Г.И. Усанов. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. - 250 с.
8. Миско, К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования) [Текст] / К.М. Миско. - М.: Наука, 1991.
9. Бухвальд, Е.М. Инвестиционная политика в регионе [Текст] / Е.М. Бухвальд, И.Т. Павлов. - М.: Наука, 1994. - 140 с.
10. Экономика и психология бизнеса [Текст] : [учеб. пособие] / А.И. Самоукин, Н.В. Самоукина. -Дубна: Феникс+, 2001. - 159 с.
11. Окорокова, Л.Г. Ресурсный потенциал предприятий [Текст] / Л.Г. Окорокова. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 294 с.
12. Окороков, В.Р. Роль энергии в экономическом развитии человеческой цивилизации [Текст] / В.Р. Окороков, Р.В. Окороков // Академия энергетики. - 2008. - № 2(22). - С. 14-19.
13. Градов, А.П. Экономика предприятия. Стратегический потенциал предприятия: учеб. пособие. [Текст] / А.П. Градов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. - 85 с.