Научная статья на тему 'Совокупный потенциал предприятий малого и среднего бизнеса: понятие и структура'

Совокупный потенциал предприятий малого и среднего бизнеса: понятие и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРЕДПРИЯТИЯ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / СОВОКУПНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / КРИТЕРИИ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеева Оксана Анатольевна

Рассмотрены критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу, проведен сравнительный анализ существующих подходов к определению и структуре потенциала. Предложены собственная трактовка совокупного потенциала и его структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of small and medium-size businesses are observed in the article. Comparative analysis of existing approaches to definition and structure of potential is also given by the author. It's offered own treatment of cumulative potential and its structure.

Текст научной работы на тему «Совокупный потенциал предприятий малого и среднего бизнеса: понятие и структура»

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 6' 2011. Экономические науки

УДК 658.114

О.А. Евсеева

СОВОКУПНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА:

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Важным признаком развитой экономики страны служит эффективная деятельность предприятий сектора малого и среднего бизнеса. В российской системе законодательства и статистического учета выделяют данный сектор исходя из численности работающего персонала, выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) [1]. При этом предельные значения последнего критерия в настоящее время не утверждены. Кроме того, российское законодательство и государственная статистика не выделяют отдельно категорию среднего предприятия, а рассматривают ее наряду с малыми предприятиями [2]. На наш взгляд, такое положение не совсем обосновано, так как у предприятий разных объемов возникают проблемы, решение которых требует дифференцированного подхода.

В большинстве развитых стран Европейского союза (ЕС) система статистического учета основывается на возможности получения результатов деятельности хозяйствующих

субъектов в зависимости от размера этих субъектов. Гибкий способ организации статистического наблюдения позволяет вести мониторинг за каждой размерной группой, разрабатывать дифференцированную политику и отслеживать эффективность принятых решений для любой из размерных групп [3]. Понятие «малые и средние предприятия» (МСП) используется широко, причем к этой категории относятся как предприятия - юридические лица, так и индивидуальные предприниматели (рис. 1).

В разных странах используются различные критерии отнесения к субъектам малых и средних предприятий. Критерии отнесения к той или иной размерной группе (категории) хозяйствующих субъектов могут изменяться, но организация учета, основанная на дифференцированном подходе, позволяет обеспечить сопоставимость данных. Основой классификации, как правило, служит численность персонала предприятия и/или объем его выручки. В европейских странах наиболее часто встречается классификация по численности занятых на предприятии [4].

Рис. 1. Виды хозяйствующих субъектов в ЕС

До принятия в 2007 г. Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» действовал закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [5], в котором определялась категория малого бизнеса исходя из среднесписочной численности работающих сотрудников с учетом отраслевой специфики. В новом законе отраслевой учет заменен на показатель величины выручки.

Представляется целесообразным учитывать три критерия: численность, величину выручки и величину балансовой стоимости активов. Данное предложение обусловлено ростом инновационной деятельности предприятий и развитием информационно-коммуникационной составляющей, благодаря которой при небольшой численности компании могут иметь большую выручку. В то же время в производственной сфере у предприятия могут быть значительные производственные мощности, не задействованные в хозяйственной деятельности, но числящиеся на балансе и имеющие потенциальную возможность использования. Исходя из существующих критериев отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса предприятие могут отнести к микро- или малым и соответственно предложить незначительные объемы финансирования и поддержки, в то время как при вводе всех производственных мощностей по потенциальному объему выручки и численности работающих предприятие можно определить в категорию средних. Таким образом, будет наблюдаться несоответствие предлагаемых мер и механизмов по стимулированию развития предприятий вследствие неоднозначного понимания принципа их деления на категории. Введение критерия балансовой стоимости активов позволит устранить данный недостаток.

Выдвинутое предложение подтверждается проведенным автором корреляционно-регрессионным анализом выбранных критериев. В рамках корреляционно-регрессионного анализа статистических данных по среднесписочной численности, балансовой стоимости акти-

вов и выручке предприятий малого и среднего бизнеса за последние 10 лет была построена двухфакторная модель множественной регрессии, характеризующая зависимость между вышеперечисленными показателями. Результаты анализа показали, что на выручку влияют оба показателя - среднесписочная численность и балансовая стоимость активов. На основе анализа данных Росстата выявлено, что при отнесении предприятий к категориям малого или среднего бизнеса динамика численности, выручки и величины балансовой стоимости активов существенно различается в зависимости от отрасли экономики [6]. При этом степень влияния каждого из показателей на выручку также различается в зависимости от отрасли экономики. Например, в промышленной отрасли большее влияние имеет показатель балансовой стоимости активов (коэффициент парной корреляции 0,781) по сравнению с численностью (коэффициент парной корреляции 0,682). В строительстве и сельском хозяйстве показатели близки друг другу по степени влияния, а в третичном секторе степень влияния среднесписочной численности на выручку выше, чем у показателя балансовой стоимости активов.

Малые и средние предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как способствуют росту занятости населения, обеспечивают социальную и политическую стабильность, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие. В России существует немало проблем и рисков, с которыми сталкиваются начинающие малые и средние предприятия с момента создания до момента выпуска готового продукта на рынок, как во внутренней среде (финансовые, производственные, технологические, кадровые, организационные), так и во внешнем окружении (политические, правовые, экономические, социальные).

В настоящее время проблемы эффективности функционирования предприятий все чаще связывают с использованием потенциала фирмы. Ученые, специалисты и практики по-разному очерчивают границы потенциала

в экономике, а некоторые заменяют этот термин другими (возможности, конкурентоспособность), считая их синонимами. Единственное, пожалуй, в чем сходятся специалисты, так это в трактовке самого понятия «потенциал», под которым понимается имеющийся в наличии источник, способный осуществить какое-то действие или который может быть использован для достижения определенных целей [7].

Все авторы едины во мнении, что данная категория имеет большое значение в экономике независимо от уровня управления (страной, регионом или отдельным предприятием). Для того чтобы грамотно определять стратегические и текущие цели, разрабатывать наиболее продуктивные средства их достижения, организовывать процесс их реализации, необходимо знать, какими возможностями обладает субъект экономики.

К вопросу о структуре (или видах) потенциала нет единого подхода (рис. 2). Потенциал рассматривается на различных уровнях управления -страной, регионом, отраслью и предприятием.

Например, К.М. Миско [8] использует понятие «совокупный ресурсный потенциал» на уровне региона и относит в его состав:

- потенциал земельных ресурсов сельского хозяйства;

- потенциал лесных ресурсов;

- потенциал ресурсов животного мира;

- потенциал земельных ресурсов урбанизированных территорий;

- потенциал водных ресурсов;

- потенциал минерально-сырьевых ресурсов;

- трудовой потенциал населения;

- фондовый потенциал;

- потенциал ресурсов интеллектуальной деятельности.

Рис. 2. Виды потенциала

Следует отметить, что К.М. Миско не указал инновационный потенциал в составе ресурсного, в то время как без данного ресурса невозможно дальнейшее развитие предприятия. Кроме того, отсутствуют информационная и технологическая составляющие, которые в последнее время заняли ведущие позиции в деятельности многих предприятий. «Ресурсное» понимание потенциала не охватывает и не может охватывать все стороны этой сложной экономической категории, однако оно отражает ее сущностные признаки.

Сформировавшиеся ранее, в условиях существования стратегии экстенсивного развития производства, эмпирические подходы характеризовали потенциал и его составляющие только с позиций роли факторов экзогенной природы -материальных, трудовых и финансовых, которые определялись количественно. Качественные характеристики, как правило, предопределялись наличием централизованных нормативных механизмов регулирования деятельности хозяйственных единиц. Это крайне отрицательно сказывалось на эффективном использовании реальных возможностей и стимулов саморазвития и самодвижения.

Е.М. Бухвальд и И.Т. Павлов используют термин «экономический потенциал» на уровне региона и страны [9]. По их мнению, это совокупность природных ресурсов и основных фондов. Однако из поля зрения авторов выпали такие принципиально важные составляющие, как трудовой потенциал, а также инновационный и интеллектуальный.

А.И. Самоукин считает, что экономический потенциал предприятия необходимо рассматривать во взаимосвязи со свойственными каждой общественно-экономической формации производственными отношениями, возникающими между отдельными работниками, трудовыми коллективами, а также управленческим аппаратом предприятия, отраслей народного хозяйства с целью создания материальных благ и услуг [10]. При этом автор упускает из внимания ресурсную составляющую - финансовые, технологические, материальные ресурсы, обеспечивающие эффективную деятельность работников, создающих материальные услуги и блага.

Другие авторы рассматривают такой оценочный показатель, как рыночный потенциал [7]. В рамках этого показателя отдельным блоком выделяют ресурсы, имеющиеся в распоряжении субъекта экономики. При их классификации чаще всего говорят о трудовых, информационных, финансовых и материальных ресурсах и делают акцент на высокой значимости составляющей трудовых ресурсов. Экономические ресурсы формируются на основе факторов производства [11]. Кроме ресурсной составляющей, в современной экономической теории выделяют и блок управления. В нем, как правило, рассматривают три подсистемы: планирования (нацелена на выявление будущего потенциала успеха); реализации (имеет задачи создания нового потенциала и превращения существующего в факторы успеха); контроля (выполняет функции проверки эффективности осуществления планов и решений и постоянного контроля за достоверностью плановых предпосылок).

В основе базовой концепции научной школы СПбГПУ [13] лежит сочетание ресурсной, продуктовой и социальной концепций фирмы. В рамках этой концепции вводится понятие «стратегический потенциал» для определения предельных возможностей фирмы. Стратегический потенциал предприятия представляет собой систему умений (способностей) выявлять и принимать управленческие решения по выбору стратегических целей, создавать средства достижения таких целей, обеспечивать своевременность, требуемый уровень качества и эффективность использования этих средств. С позиций этой концепции ресурсы рассматриваются как возможности для достижения поставленных целей.

Исходя из проведенного анализа подходов к пониманию содержания категории «потенциал» можно сделать вывод, что ее определения и структура различаются в зависимости от уровня управления. Автор предлагает ввести понятие «совокупный потенциал», под которым понимаются возможности использования экономических ресурсов с учетом их социального влияния на деятельность страны, региона, предприятия (в зависимости от выбранного уровня исследований).

На уровне предприятия представляется целесообразным определить совокупный потенциал как внутреннюю характеристику предприятия (внутренние возможности - ресурсные, производственные, сбытовые и инвестиционные с учетом их социальных эффектов), на которую оказывает влияние внешняя среда. Данная взаимосвязь и предлагаемая структура совокупного потенциала предприятия представлены на рис. 3.

На наш взгляд, целесообразно разделить оценку потенциала предприятия на два функциональных этапа - формирования и использования. Стадию формирования определяет ресурсный потенциал, в состав которого включаются все экономические ресурсы, которыми располагает предприятие: производственно-

технологические, кадровые, материальные, финансовые, инвестиционные, инновационные, нематериальные (в том числе знания, информация, интеллектуальные). Однако далеко не все имеющиеся ресурсы могут быть вовлечены в процесс производства. Ресурсы же, которые реально вовлечены в процесс производства, уже приобретают новое качество - факторов производства, которые находят свое отражение в производственном потенциале на стадии использования. Сбытовой потенциал характеризует деятельность предприятия с точки зрения эффективной маркетинговой стратегии, организации системы сбыта. Инвестиционный потенциал определяет возможности предприятия в привлечении инвестиций.

Классификационный признак совокупного потенциала предприятия

Функциональный этап

Рис. 3. Структура совокупного потенциала на уровне предприятия

Рассмотренные характеристики относятся к экономической составляющей совокупного потенциала предприятия, но в современных условиях необходимо учитывать еще и социальную составляющую. Соответственно при оценке каждой из составляющих совокупного потенциала следует проводить оценку социальной эффективности их использования. Особенно это актуально для малых и средних предприятий, так как в силу небольших размеров их кадровый состав относительно стабилен и от каждого из участников напрямую зависит конечный экономический результат деятельности предприятия. Анализ совокупного потенциала необходимо проводить с учетом возможных социальных эффектов внутри и вне предприятия - только в этом случае можно получить и эффективно использовать всестороннюю информацию о совокупном потенциале предприятия.

В условиях стабильной внешней среды, а также при монопольном положении хозяйствующего субъекта на рынке величина его совокупного потенциала целиком и полностью определяется собственными функциональными возможностями субъекта и производственным потенциалом. Иная ситуация, когда организация функционирует в динамично изменяющейся внешней среде, тем более в настоящее время, в период перехода к работе в условиях информационной (инновационной) экономики [12], когда скорость возникновения изменений возрастает. Для предприятий малого и среднего бизнеса учет, оценка и развитие совокупного потенциала является основой эффективной деятельности, поскольку они наиболее подвержены колебаниям рынка и служат своеобразным индикатором изменений внешней среды. Организация может обладать значительными производственными мощностями, существенным ресурсным потенциалом, но незначительными рыночными возможностями по внешним и внутренним причинам, определяющим степень адекватности среды функционирования. Такая ситуация наиболее характерна для промышленной отрасли сектора малого и среднего бизнеса. Во избежание этого малым и средним предприятиям необходимо обратить внимание на сбыто-

вой потенциал и максимально сближать его с производственным потенциалом.

Таким образом, в условиях динамичной внешней среды абсолютная величина совокупного потенциала предприятия будет изменяться во времени пропорционально произошедшим либо прогнозируемым изменениям внешнего окружения и эффективности стратегии адаптации и использования потенциала.

В заключение следует отметить, что в современных условиях понятие «совокупный потенциал» универсально, его структура неизменна для предприятия любых размеров. Однако у разных по размеру групп предприятий (крупные, средние или малые) зависимость между социальной и экономической составляющими совокупного потенциала отличается (у малых и средних предприятий она выше).

Эффективная работа и взаимодействие факторов производства в рамках производственного процесса формируют производственный потенциал предприятия, являющийся базовым элементом успешного управления совокупным потенциалом, который в свою очередь является основой формирования эффективного стратегического развития предприятия.

Малый и средний бизнес - отдельные категории, каждая из которых нуждается в разработке собственных механизмов стимулирования развития как на государственном уровне, так и на уровне предприятия.

На уровне предприятия важным инструментом стимулирования развития является оценка и управление развитием его совокупного потенциала. Для развития малого и среднего бизнеса в России самим предприятиям необходимо достоверно оценить имеющийся совокупный потенциал, разработать на его основе стратегический и тактический планы, а затем уже переходить к их внедрению. При этом следует учитывать высокую зависимость между экономической и социальной составляющими оценки совокупного потенциала для предприятий данной категории.

Материалы подготовлены и публикуются при поддержке Совета по грантам Президента РФ (грант МК-6261.2010.6).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст] : Федер. закон Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.

2. Субъекты МСБ: как определить, кто к ним относится [Электронный ресурс] // Российский налоговый курьер. - 2010. - № 1-2. - Режим доступа: http://rnk.ru/ journal/archives/2010/1_2/spravochnik/na_zametku/subekty_ т8Ь_как_оргедеШ_Ио_к_шт_о1по8115]127712_рг1П;.рЬт1

3. Дзагоев, С.Ф. Опыт зарубежных стран в государственном регулировании процессов развития промышленности [Текст] / С.Ф. Дзагоев - Брянск: БГИТА, 2009. - 262 с.

4. Тэпман, Л.Н. Малый бизнес. Опыт зарубежных стран [Текст] / Л.Н. Тэпман. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 287 с.

5. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации [Текст] : Федер. закон Российской Федерации № 88-ФЗ от 14.06.1995 г.

6. Малое и среднее предпринимательство в России. Сведения Росстата. 2005-2009 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/pub1ishing/cata1og/statis-ticCo11ections/doc_1139841601359

7. Усанов, Г.И. Рыночный потенциал предприятия: диагностика состояния, стратегия адаптации и развития [Текст] : [моногр.] / Г.И. Усанов. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. - 250 с.

8. Миско, К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования) [Текст] / К.М. Миско. - М.: Наука, 1991.

9. Бухвальд, Е.М. Инвестиционная политика в регионе [Текст] / Е.М. Бухвальд, И.Т. Павлов. - М.: Наука, 1994. - 140 с.

10. Экономика и психология бизнеса [Текст] : [учеб. пособие] / А.И. Самоукин, Н.В. Самоукина. -Дубна: Феникс+, 2001. - 159 с.

11. Окорокова, Л.Г. Ресурсный потенциал предприятий [Текст] / Л.Г. Окорокова. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 294 с.

12. Окороков, В.Р. Роль энергии в экономическом развитии человеческой цивилизации [Текст] / В.Р. Окороков, Р.В. Окороков // Академия энергетики. - 2008. - № 2(22). - С. 14-19.

13. Градов, А.П. Экономика предприятия. Стратегический потенциал предприятия: учеб. пособие. [Текст] / А.П. Градов. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. - 85 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.