Научная статья на тему 'Система показателей оценки инновационного потенциала предприятия'

Система показателей оценки инновационного потенциала предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1906
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамина Любовь Константиновна

Дается авторская трактовка термина «инновационный потенциал». Исследуются количественные и качественные характеристики инновационного потенциала. Схематически представлены оцениваемые величины инновационного потенциала, отнесенные к структурным составляющим последнего. Дается авторский комментарий возможности применения методики расчета указанных величин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author gives an interpretation of «innovation potential» based on scientific sources and summarising her own experience. The qualitative and quantitative parameters of innovation potential are described. The measures and structure of innovation potential are schematically presented. The author comments the possible method for calculation of these measures

Текст научной работы на тему «Система показателей оценки инновационного потенциала предприятия»

вованиям. Полученные результаты в процессе дальнейшей разработки положений статьи могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти для выработки и принятия ряда регулирующих решений в сфере

торговли, разработки нормативно-правовых актов в области управления знаниями, разработки инструктивных материалов, определяющих место, задачи и границы управления знаниями в сфере торговли на уровне региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономика знаний [Текст]: коллект. моногр. / 2. European Guide to Good Practice in Knowledge

отв. ред. д-р экон. наук, проф. В.П. Колесов. - М.: Management [Electronic resource]. - Режим доступа: Инфра-М, 2008. - 432 с. http://www.knowledgeboard.com/item (Дата обращения: 27.12.10).

УДК 338.45

Л.К. Шамина

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Категория «инновационный потенциал» предлагается нами в качестве интегрального показателя, характеризующего инновационную активность предприятия.

Для развития методологической базы оценки инновационного потенциала предприятия, влияющего на инновационную активность предприятия, необходимо создание единого понятийного аппарата, системы показателей, которые были бы универсальными и эффективными для его определения и измерения.

Ученые различно трактуют термин «инновационный потенциал». Так, его понимают как «целостный набор характеристик организаций, которые обеспечивают реализацию инновационных стратегий [1, с. 8].

В [2, с. 96-97] инновационный потенциал есть характеристика плотности потока нововведений, эффективности корпоративных НИОКР, скорости доведения новшеств до рынка, уровня технологического лидерства (или возможности следования за отраслевым или продуктовым лидером), обусловливающая «синергию» инновационной деятельности разных структурных подразделений.

Инновационный потенциал в [3] определяется как совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенной для реализации нововведений. Инновационным потенциалом в [4] называют предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура)

В [5, с. 220] указывается на иное содержание инновационного потенциала - взаимосвязанная система, состоящая из следующих компонентов:

1. Совокупность ресурсов, определяющая потенциальную возможность осуществления инновационных процессов на предприятии (материальные, кадровые, финансовые ресурсы).

2. Организационный механизм инновационной деятельности предприятия, включающий следующие аспекты: тип организационной структуры управления с ее инновационной направленностью; инновационная инфраструктура, обеспечивающая эффективное осуществление деятельности в сфере инноваций, к элементам кото-

рой относят подразделения НИОКР, отдел маркетинга новой продукции, патентно-лицензионный отдел и др.; система взаимосвязи между подразделениями, осуществляющими генерирование и разработку научных идей и подразделениями, внедряющими инновации в производственно-хозяйственную деятельность предприятия, взаимосвязь между результатами инновационной деятельности и рынком; наличие системы обратной связи субъекта управления, который формирует инновационную стратегию предприятия и контролирует ее реализацию, с исполнителями, воплощающими новаторские идеи.

3. Информационно-методическое сопровождение, подразумевающее создание системы внешнего и внутреннего информирования: методического обеспечения, включающего разработку бизнес-планов инновационного предприятия, инновационных программ, нормативно-правовую базу в сфере государственного регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности.

В [6, с. 55] инновационный потенциал - это стратегия поведения субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций.

Таким образом, трактовка термина «инновационный потенциал» различна: одни авторы делают упор на ресурсное обеспечение инновационных проектов, финансово-экономические и организационно-технические аспекты деятельности фирмы, другие во главу угла ставят корпоративный дух, политику предприятия по отношению к нововведениям. Анализ научных источников позволил выделить следующие подходы к понятию инновационный потенциал [7].

Ресурсный подход - инновационный потенциал рассматривается как совокупность ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности на предприятии.

Результативный подход - инновационный потенциал рассматривается и определяется как способность предприятия использовать имеющиеся ресурсы для создания инновационного продукта, под которым следует понимать продуктовые, рыночные, процессные и другие виды инноваций.

Комплексный подход - объединяющий ресурсный подход (способность осуществлять ин-

новационную деятельность) и результативный подход (готовность предприятия к восприятию инноваций).

Но подавляющее большинство ученых выделяет процесс реализации инновационных инициатив и выхода новаций на рынок как важнейший и отличительную черту потенциала именно как инновационного в отличие, например, от научно-технического. Тем самым подчеркивается, что инновационный потенциал, его высокий уровень есть средство достижения прибыли, причем не экстенсивными, а интенсивными методами.

Следовательно, наряду с инновативностью и научным потенциалом можно выделить еще одну составляющую инновационного потенциала, влияющую на инновационную активность предприятия, отражающую востребованность новации на рынке, масштаб реализации новшества.

Высокий инновационный потенциал фирмы позволяет повысить производительность труда, преодолеть ограниченность предложения капитала и труда, экологических, пространственных и сырьевых ресурсов путем внедрения новых технологий, продуктов, проведения организационных изменений. Становится очевидным, что предприятие, обладающее всеми структурными составляющими инновационного потенциала в полном объеме и на высоком уровне, имеет в условиях современной рыночной экономики значительное конкурентное преимуществом. Лишь небольшое число предприятий может иметь все параметры инновационного потенциала в полном объеме и на высоком уровне.

Коммерческий успех инновации определяется двумя основными факторами: возможностью внедрения инновационной идеи в производство и тиражирования нового продукта в необходимых масштабах; соответствием новинки потребностям участников рынка. Эти факторы -суть показателя инновационной восприимчивости предприятия, тогда как соответствие новинки запросам рынка - составляющая коммерческого успеха - есть отражение коммерческой эффективности деятельности инновационного предприятия.

Инновационная восприимчивость, или ин-новативность, предприятия зависит от различных внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится наличие на предприятии благоприятных экономических, организационных, психологических, кадровых и технических условий для инноваций. Важным фактором в поддержке инновационных инициатив на предприятии является и информационный аспект, т. е. место информации о нововведениях в системе принятия решений на предприятии. Важную роль играют внешние факторы, связанные с развитостью рыночных отношений, состоянием финансово-экономической системы, социально-экономическим и политическим положением общества, развитостью соответствующей инфраструктуры местоположения предприятия, наличием или отсутствием благоприятного инновационного климата и поддержки со стороны государственных органов.

Таким образом, инновационная восприимчивость есть составная часть инновационного потенциала, отражающая способность предприятия реализовать нововведения.

Результаты нашего исследования [8] позволили ввести следующее определение инновационного потенциала предприятия: это характеристика предприятия, отражающая обеспеченность предприятия научными кадрами и высококвалифицированными специалистами (научный потенциал предприятия), восприимчивость предприятия к инновациям извне и возможность реализации новшеств в производстве или организационной структуре (инновативность), рыночный потенциал предприятия, удовлетворяющий его собственников.

Восприятие и реализация инновации в экономической системе - это существенное возмущающее воздействие. Оно может быть как инициировано извне, так и родиться внутри самого предприятия. Входные и выходные параметры системы изменяются при изменении динамических характеристик системы и в процессе изменения окружающей среды.

Определение уровня инновационного потенциала предприятия есть объект диагности-

ки. Такая диагностика может использовать не только методы экономического анализа, но также методы и инструменты маркетинга, формальной логики, статистики, экономико-математические методы, методы прогнозирования, методы экспертных оценок и т. д. В [9, с. 105] указано, что методы оценки инновационного потенциала организации должны основываться на искусственных нейронных сетях, используя модели интеллектуальных автоматизированных систем (полидоменные модели), включающие лексико-семантический, информационный, алгоритмический, математический и другие компоненты.

Главное при проведении диагностики уровня инновационного потенциала - интерпретация результатов анализа.

Таким образом, инновационный потенциал предприятия есть обобщающий показатель инновационной активности предприятия.

Инновационный потенциал предприятия есть мера способности этого предприятия к осуществлению инновационного процесса, его инновационная активность. Составляющие инновационного потенциала отражают специфику инновационного процесса на предприятии и соответствуют основным требованиям, предъявляемым к предприятию, осуществляющему инновации.

Научный потенциал как составная часть инновационного потенциала, отражает возможность генерации, разработки новшеств для собственных нужд предприятия и поставки на рынок. Научный потенциал есть характеристика предприятия, напрямую зависящая от внутренних факторов. Он должен быть оценен исходя из стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стоимости авторских авансов, затрат на разработку программных продуктов, расходов по подготовке кадров, а также из соотношения персонала, занятого в инновационном процессе, и общего кадрового состава предприятия.

Способность предприятия применять новшество характеризуется целым рядом показателей, отражающих уровень и долю объектов основных фондов предприятия, связанных с тех-

нологическими и продуктовыми инновациями, призванных оценить материально-техническую базу и научно-техническую оснащенность предприятия по сравнению с вооруженностью основными производственными фондами. Кроме того, инновативность предприятия может быть оценена объемами нового и опытного оборудования предприятия, величиной интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения, промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, компьютерные программы, товарные знаки и знаки обслуживания и др., а также долей средств целевого назначения, выделяемых предприятием на проведение совместных инновационных исследований, целенаправленный наем высококвалифицированных специалистов, их обучение.

Способность предприятия реализовать инновационный потенциал может быть измерена показателями оценки экономической эффективности деятельности предприятия. Экономических эффект инновационного развития предприятия (рыночный потенциал) может быть оценен выручкой от продажи инновационной продукции в общем объеме выручки предприятия и удельным весом затрат на инновации в общем объеме отгруженной продукции.

Для определения степени инновационной активности предприятия, уровня способности предприятия осуществлять инновационный процесс необходимо уточнить и развить имеющуюся методологическую базу адаптивного управления инновационным процессом на предприятии исследованиями количественных характеристик инновационного потенциала предприятия, в том числе создать систему показателей, отражающих три ключевые составляющие последнего, которые были бы универсальными и эффективными для определения и измерения инновационной составляющей развития предприятия.

Оцениваемые в составе инновационного потенциала величины являются показателями, характеризующими:

- выпускаемый предприятием продукт (затраты на разработку программных продуктов; вы-

ручка от продажи инновационного продукта в общем объеме выручки предприятия от продажи всей продукции);

- основные производственные фонды предприятия (стоимость оборудования опытного назначения относительно стоимости оборудования производственного назначения; стоимость вновь введенных основных фондов относительно среднегодовой стоимости основных производственных фондов);

- используемую предприятием технологию (величина интеллектуальной собственности предприятия относительно активов предприятия);

- характеристики персонала (стоимость авторских авансов; расходы по подготовке кадров, стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

- финансы (стоимость совместных исследований и научно-исследовательских инвестиционных проектов в общем объеме инвестиционных расходов; затраты на инновации в общем объеме затрат предприятия);

- организационную структуру предприятия (число занятых в сфере НИОКР на предприятии относительно общей численности персонала).

На схеме далее представлены оцениваемые величины инновационного потенциала, отнесенные к структурным составляющим последнего.

Система показателей рассчитывается по данным бухгалтерского учета и данным профессионально-кадрового состава предприятия и потому достаточно универсальна и анализируется в динамике, что эффективно для определения и измерения инновационной составляющей развития предприятия.

Подводя итоги нашего исследования в области развития и совершенствования методической базы оценки инновационного потенциала предприятия, можно сделать следующие выводы:

- инновационный потенциал определен нами как характеристика предприятия, отражающая три его ключевые составляющие: обеспеченность предприятия научными кадрами и высококвалифицированными специалистами, восприимчивость предприятия к инновациям извне

и возможность реализации новшеств в производстве или организационной структуре, рыночный потенциал которых удовлетворяет собственников предприятия;

- для определения способности предприятия осуществлять инновационный процесс предла-

гается система показателей по трем ключевым составляющим инновационного потенциала. Созданная система показателей универсальна, эффективна и имеет большое значение для практики внедрения ее на промышленном предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ильдеменов, С.В. Инновационный менеджмент [Текст] / С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, В.П. Воробьев. - М.: Инфра-М, 2002.

2. Инновационная экономика [Текст]. - 2-е изд. -М.: Наука, 2004. - 352 с.

3. Краюхин, Г.А. Закономерности и тенденции инновационных процессов [Текст] / Г.А. Краюхин, Л.Ф. Шабайкова. - СПб.: СПбГИЭА, 1995. - 60 с.

4. Водачек, Л. Стратегия управления инновациями на предприятии [Текст] / Л. Водачек, О. Водачко-ва. - М.: Экономика, 1989. - 167 с.

5. Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования [Текст] : мат. Третьей Междунар. на-уч.-практ. конф. Минск, 19-20 апреля 2007 г.: [сб. науч. ст. в 2-х ч.]. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 364 с.

6. Инновационная деятельность в агробизнесе: теория и практика [Текст] / П.И. Иванцов. - Мн.:

Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 253 с.

7. Горшков, Р.К. Формирование инновационного потенциала предприятия: ресурсный подход [Текст] / Р.К. Горшков // Проблемы современной экономики. -2004. - № 4 (12).

8. Шамина, Л.К. Инновационный потенциал предприятия [Текст] / Л.К. Шамина // Инновации. -2007.- С. 58-60

9. Новиков, А.О. Анализ методов оценки инновационного потенциала организации [Текст] / А.О. Новиков, А.В. Бабкин // Экономика и менеджмент современного предприятия: проблемы и перспективы: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. д-ра наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 494 с.

10. Трифилова, А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия [Текст] / А.А. Трифилова. - М.: Финансы и статистика, 2005. -304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.