Естественно-гуманитарные исследования № 5 (49), 2023_177
EDN: RYOHAZ
М.В. Макаров - к.э.н., генеральный директор ООО «Боркотломаш», Борисоглабск, Россия, [email protected],
M.V. Makarov - candidate of economics, General Director of Borkotlomash LLC, Borisoglabsk, Russia;
В.В. Баринов - аспирант, Воронежский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Воронеж, Россия, [email protected],
V.V. Barinov - postgraduate student, Voronezh Branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Voronezh, Russia;
H.А Васильев - аспирант, Воронежский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Воронеж, Россия, [email protected],
N.A. Vasiliev - postgraduate student, Voronezh Branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Voronezh, Russia;
И.В. Чуфринов - аспирант, Воронежский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Воронеж, Россия, [email protected],
I.V. Chufrinov - postgraduate student, Voronezh Branch ofthe Plekhanov Russian University of Economics, Voronezh, Russia.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ METHODOLOGICAL APPROACH TO THE EVALUATION OF EFFECTIVENESS PUBLIC ADMINISTRATION IN THE REGION
Аннотация. В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в целом. Предложена методика оценки эффективности государственного управления в регионе, предполагающая проведение оценки эффективности в конце каждого этапа управления, и возврат назад при отрицательных результатах оценки, учитывающая изменения внешней и внутренней среды региона, что позволяет своевременно вносить коррективы в процесс управления. Методика отличается комплексным использованием статистических методов, массовых и экспертных оценок эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и учитывает экономическую, социальную и политико-управленческую ситуацию в регионе. Результирующий показатель, характеризующий оценку населением деятельности органов исполнительной власти в регионе получается путем проведения экспертного и массового социологического опроса.
Abstract. In recent years, the role of regional governance in the overall system of public administration has been significantly strengthened, since it is through the regions that the state as a whole is governed. A methodology for assessing the effectiveness of public administration in the region is proposed, which involves conducting an efficiency assessment at the end of each stage of management, and going back with negative evaluation results, taking into account changes in the external and internal environment of the region, which allows timely adjustments to the management process. The methodology is distinguished by the complex use of statistical methods, mass and expert assessments of the effectiveness ofthe activities of executive bodies of state power and takes into account the economic, social and political-managerial situation in the region. The resulting indicator characterizing the population's assessment of the activities of executive authorities in the region is obtained by conducting an expert and mass sociological survey.
Ключевые слова: эффективность государственного управления в регионе, методика оценки эффективности, оценка регионального управления.
Keywords: the effectiveness of public administration in the region, the methodology of efficiency assessment, assessment of regional management.
Введение
Современный уровень развития общества в России требует от органов государственной и муниципальной власти уделять все больше внимания повышению эффективности работы государственной власти и институтов государства [2, 6]. Для достижения этой цели в течение последних лет в России проводится реформа администрирования, направленная на внедрение в работу органов государственной власти эффективных методик управления, соответствующих по уровню сложности современным условиям и требующих от системы государственного администрирования прозрачности, открытости, своевременности и адаптивности по отношению к запросам внешней среды [1,3,4,5].
Методика оценки эффективности государственного управления регионом (МОЭГУР)
Предложена стандартизированная методика оценки эффективности государственного управления регионом, опирающаяся на действующую стратегию социально-экономического развития региона и подразумевающая объединение действующей в РФ методики оценки эффективности и системы сбалансированных показателей [7,8,9,10]. Методика отличается комплексным использованием статистических методов, массовых и экспертных оценок.
Под результатами социологических опросов понимаются распределения частот ответов респондентов, в процентах от числа опрошенных. При этом, вопросы распределены по трем основным блокам - экономический, социальный и политико-управленческий. Для расчета показателя эффективности будут взяты выбранные варианта ответа, оценивающие ситуацию как «положительную».
+ Э2 + Э3 q + С2 + С3 Г^ + П2 + П3 ИПС0 = —-j-- + --1-- + —-j-3 (1)
где:
Эх; Э2; Э3 - значения результатов социологического опроса, характеризующих экономическую ситуацию в регионе как положительную;
Сх; С2; С3 - значения результатов социологического опроса, характеризующих социальную ситуацию в регионе как положительную;
П;П2;П3 - значения результатов социологического опроса, характеризующих политико-управленческую ситуацию в регионе как положительную;
Все результирующие показатели, характеризующие степень достижения различных целей государственного управления, имеют общие единицы измерения - доли от 1. Итоговый показатель эффективности государственного управления измеряется так же, его трактование представлено в таблице 1. Интервалы значений итогового показателя эффективности государственного управления регионом определены нами в соответствии с классической методикой оценки эффективности и трактовки значений интегральных показателей.
Результирующий показатель, характеризующий оценку населением деятельности органов исполнительной власти Воронежской области получен нами путем проведения экспертного и массового социологического опроса.
Таблица 1 - Шкала для трактовки значения итогового показателя эффективности регионального управления
Интервал значений итогового показателя эффективности управления Кэф <0,5 0,5< Кэф <1 1< Кэф <1,5 Кэф > 1,5
Трактовка итогового показателя эффективности управления очень низкая низкая высокая очень высокая
Результаты проведенного экспертного опроса позволили дать оценку сложившейся в Воронежской области ситуации в различных сферах жизнедеятельности. В целом эксперты отмечают улучшение ситуации.
Обсуждение результатов
В политической сфере открываются новые формы работы и общения. Проводимые большие мероприятия в различных сферах сплачивают и объединяют горожан. В последнее время очень много внимания уделяется социальной сфере, социальной защищенности. Все больше людей замечают, что в этой сфере работают люди профессиональные и не равнодушные, а также снизилось число различных задержек и проволочек.
Также эксперты отмечают положительные изменения, происходящие в районах области.
Экономическая ситуация среди восьмидесяти субъектов не худшая. В последние годы, благодаря работе Губернатора, в область были привлечены крупные инвестиции, и в том числе из -за этого в экономике ситуация не столь плоха. По данным национального рейтингового агентства, Воронежская область занимает третий уровень в категории «регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности» [11,14]. Так же мы видим открытие новых небольших производств, пусть и с небольшим количеством рабочих мест. В тоже время эксперты указывают на большую задолженность регионального бюджета [12,13]. Известно, что Воронежская область с одной стороны перенапряжена количеством пожилого населения, а с другой стороны молодежью, а точнее студенчеством. Область занимает четвертое место по удельному весу студенчества после двух столиц и Томска. Это все такие категории населения, которые нуждаются в обширных финансовых вложениях.
Политическая ситуация в регионе, по мнению экспертов, остается стабильной, каких-то резких выступлений не наблюдается. Доминирующие позиции в Областной Думе у Единой России, оппозиция встроилась в действующую модель. Но это не столь критично т.к. пока наибольшую роль в процессах, протекающих в области играет Губернатор и его команда, предложения и инициативы которых разумны, и нет смысла им оппонировать. Губернатора поддерживает и элита, и народ. Поэтому у оппозиции нет поля, чтобы что-то подвергать критике, кроме чисто риторических выступлений, касающиеся плюсов и минусов капитализма и социализма.
На данный момент вес и политическое влияние Губернатора в регионе достаточно высоки. Об этом свидетельствуют различные опросы, составляемые региональными специализированными службами.
Культурная сфера региона по мнению большинства экспертов выгодно отличается от соседних городов и областей (Белгорода, Курска, Липецка, Орла). Одной из главных особенностей они называли «Мероприятия, которыми мы можем по праву гордиться». Под ними имеются ввиду такие мероприятия, как Платоновский фестиваль, который привлекает известных актеров не только российского масштаба, но и множество известных коллективов, музыкантов, певцов, актеров, танцоров из-за рубежа, а также детский театральный фестиваль «Маршак», которые проводятся ежегодно. Город и область зазвучали благодаря этим мероприятиям не только во всероссийском, но и в международном масштабе.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в последние годы в социальной сфере экспертное сообщество, отмечает, что она остается достаточно проблемной. Основные их замечания и претензии касаются сферы ЖКХ, которую они называют «самой топовой темой», вызывающей сложности в Воронежской области, а также социальные гарантии определенным категориям граждан.
Экономические успехи ряд экспертов так же связывает не только с достижениями в сфере повышения инвестиционной привлекательности, но и с общим ростом экономики в целом. В регионе наблюдается постоянный рост валового продукта, стабильное увеличение объема промышленного и сельскохозяйственного производства, а также строительства.
По данным экспертного опроса, положительную оценку, получили такие факторы политико-управленческого блока как: общественная поддержка губернатора, эффективность консолидации элиты и урегулирование внутриэлитных конфликтов, эффективность отношений с федеральным центром: продвижение региональных интересов и поддержка региональных инициатив в федеральном центре, обновление кадров в органах государственной власти, и налаживание взаимодействия органов гос. власти с экспертным сообществом. Отрицательно эксперты оценили ситуацию, связанную с эффективностью отношений с федеральным центром: реализация требований федерального центра в регионе, эффективность работы бюрократического аппарата.
В социальном блоке эксперты выделили положительную динамику по вопросам здравоохранения, образования, межнациональных и межконфессиональных отношений. Ухудшение ситуации эксперты отмечали в сферах развития социально значимой транспортной инфраструктуры и ЖКХ и безработицы. По вопросу экологической ситуации мнения экспертов разделились практически пополам.
В финансово-экономическом блоке эксперты положительно оценили ситуацию в сферах эффективности экономического управления, улучшение инвестиционного климата, эффективность бюджетной политики и им-портозависимость. Ухудшение ситуации эксперты отметили по вопросам доходов населения.
По мнению экспертов, сохранение позиций в списке регионов-лидеров является главным критерием эффективности работы и управления в Воронежской области. Если поставленные задачи будут выполнены значит систему управления можно обозначить как эффективную.
Естественно-гуманитарные исследования № 5 (49), 2023_179
Но при всем этом есть несколько препятствий, в связи с чем эффективная работа ведется не везде. Одно из них - кадровый голод. Когда существовала система резерва кадров, она работала. Кадровый потенциал у города большой, т.к. и вузов много и одаренных людей стало не меньше, чем было. Но работа по изысканию кадров, которые могли бы в той сфере, в которой они комитенты себя проявить, сегодня не проводится.
Некоторые эксперты видят препятствия для эффективного управления в экономической плоскости. Дело в том, что не все средства остаются в регионе, а точнее большая их часть утекает в федеральный центр. А для эффективной работы, выполнения социальных обязательств, различной помощи и поддержки инициатив региону нужны куда большие средства, которыми он не располагает. Распределение доходов 70% на 30% является неправильным. Тем более, что из этих 30 % не так много доходит до города и еще меньше до муниципалитетов, в которых решаются реальные проблемы граждан.
Так же качество управления остается не на очень высоком уровне. Произведенная ротация кадров не дала значимых сдвигов - система управления на местах продолжает хромать. Исследование, проведенное в области на тему модернизационного потенциала в Воронежской области, показало кардинальные различия между городскими и областными чиновниками. Если у областных чиновников хоть как-то просматривалась цель служения населению, ответственности, профессионального долга, то у городских наблюдались чисто меркантильные объяснения своей деятельности. Хотя в последние 6-7 лет ситуация улучшилась, но нельзя сказать, что везде. До сих пор цели компетентности, служения народу и ответственности не звучат.
Некоторые эксперты заметили, что слишком много людей до сих пор сидят не на своем месте. Опять-таки кумовство и родство хоть и перестали быть слишком явными, но все еще остались серьезной проблемой для обеспечения эффективной деятельности. У руководителей среднего звена (заместителей глав департаментов и их помощников) потерялась мотивация к труду. Так же проблема есть и в самих конкурсах и собеседованиях. Надо понять и сделать выбор, чего вы хотите от специалиста: больше лояльности или профессионализма? Ведь очень часто именно лояльность определяет, будешь ли ты работать в этом сфере или же нет. Не всех членов команды можно назвать компетентными, профессиональными и честными. В качестве подтверждения этого тезиса эксперты приводят в пример те ротации, которые часто происходили в правительстве Воронежской области, когда те люди, которые не смогли с чем-то справиться просто уходили в отставку. Некоторые эксперты видят препятствия для эффективной деятельности не внутри, а во вне. Существующие проблемы они связывают с неблагоприятной мировой и общероссийской социально-экономической конъюнктурой. «Регион не являться самостоятельной республикой или отдельным государством, поэтому мы живем в рамках, тех правил, которые задаются нам Москвой, и мы вынуждены соблюдать эти правила. И те проблемы, которые есть на сегодняшний день на федеральном уровне, зеркально отображаются и на региональном» - замечают некоторые эксперты.
Наблюдаются недостаточная открытость в процессе принятия решений. Часто решения, которые принимаются на региональном уровне либо озвучиваются в последний момент, либо как уже свершившиеся факт. И нет одобрения со стороны общества. Сюда же можно добавить такую проблему, как низкая степень влияния общественных институтов на выработку политических решений. Многие эксперты так же отмечают низкую дисциплину выполняемости решений. Очень часто нужные решения спускаются на тормозах, вставляются бюрократические преграды и тем самым тормозиться весь процесс.
В целом, эксперты удовлетворены деятельностью институтов государственной власти в Воронежской области. Но им кажется, что в различных органах государственной власти сейчас, к сожалению, находятся случайные люди. Поэтому сейчас во органах государственной власти не хватает опытных управленцев среднего звена. Эксперты, работающие в органах государственной власти или в той или иной степени относящихся к ним, замечают, что проблем во взаимодействии на данный момент нет. В целом все эксперты отмечают, что в работе различных институтов государственной власти стало меньше формализма, становиться видно, что за каждой бумажкой, проблемой, обращением стоят живые люди, реальные судьбы. И если «Чиновник к примеру, захочет решить проблему, то у него для этого есть глаза и уши, и всегда есть возможность понять и услышать друг друга» - считают большинство опрошенных.
Уровень коррупции в регионе эксперты могут оценить лишь с помощью каких-то эпизодических дел, периодически всплывающих области. Но в тоже время эксперты отмечают достаточно активные шаги по профилактике и противодействию коррупции в органах государственной власти. Если же сравнивать нашу ситуацию с ближайшими соседями, то все не так уж и плохо. «Как известно, наибольшие масштабы коррупция достигает там, где есть, что воровать, где есть деньги». В этом плане регионы богатые природными ресурсами отличаются большей коррупционностью, чем регионы, которые данными ресурсами не обладают. Эксперты положительно оценили работу губернатора в сфере качества предоставляемых государственных услуг, выполнение социальных обязательств и обеспечении безопасности граждан. Недостаточной была названа работа в сферах борьба с коррупцией, обеспечение прозрачности государственного управления.
Результаты массового опроса, представленные в приложении В, показывают нам совершенно противоположные результаты. Жители города и области положительно оценили работу Губернатора в сферах обновление кадрового потенциала, борьбу с коррупцией в органах государственной власти. Наибольшие успехи по мнению опрошенных Губернатор достиг в направлениях благоустройства города и области и улучшения инвестиционной привлекательности региона. Более того, опрос показал достаточно высокую поддержку действующего губернатора - более половины выразили готовность поддержать его на выборах.
Отрицательное отношение жители города и области высказали к работе, проводимой в сферах: качество предоставляемых государственных услуг, защита прав и свобод и обеспечение прозрачности государственного управления. Самой проблемной сферой респонденты называли медицину региона.
Таким образом, проведя социологический опрос, мы можем рассчитать показатель, характеризующий оценку деятельности органов исполнительной власти населением Воронежской области:
0,17 + 0,12 + 0,23 0,32 + 0,06 + 0,44 0,45 + 0,08 + 0,15
ипс0=---+---+----(2)
ИПС0 = 0,173 + 0,273 + 0,226 = 0,672 (3)
Теперь, имея все данные, можно приступить к расчету итогового показателя эффективности государственного управления в Воронежской области.
Кэф = 0,510 + 0,301 + 0,2 х 0,672 (4)
Кэф = 0,935 (5)
Подводя итог, можно сделать вывод, что итоговый показатель эффективности государственного управления в Воронежской области в 2022 г. принял значение 0,935. Данное значение попадает в интервал от 0,5 до 1, причем учитывая, что значение близко к 1, означает, что эффективность государственного управления в Воронежской области в 2022 году может оцениваться скорее, как высокая.
Источники:
1. Адаменко А.А. Концептуальные основы построения эффективной системы управления рисками / А.А. Адаменко, Р.Р. Аванесова, А.С. Цысов // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 48 (1). - С. 8-11.
2. Адаменко А.А. Потребность в формировании эффективной инновационной системы в форме кластеров в развитии регионов России / А.А. Адаменко, Т.А. Литвинюк // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 50 (3). - С. 10-12.
3. Баринов В.В. К вопросу об оценке эффективности государственного управления в регионе / В.В. Баринов, Н.А. Васильев, И.В. Чуфринов // Управление изменениями в социально-экономических системах : сборник статей / Научные редакторы: проф.Ю.И. Трещевский, проф. Л.М. Никитина -Воронеж: «Истоки», 2023. - С.51-55.
4. Боязитов Д.Р. Разработка стандартизированных методов оценки в государственном управлении экономикой региона / Д.Р. Боязитов // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - № 1 (4). - С. 22-28.
5. Голикова Г.В. Закономерности развития экономики региона на основе мониторинга обратных связей / Г.В. Голикова, В.К. Голиков, Мордвинцев А.Н. // Регион: системы, экономика, управление. - 2014. - №1 (24). - С.91-95.
6. Голикова Г.В. Управление инвестиционным развитием региона: проектный подход / Г.В. Голикова, А.В. Проскурин, С.С. Саввина // Современная экономика: проблемы и решения. - 2020. - № 3. - С. 162-167.
7. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 г. № 548 / СПС «КонсультантПлюс».
8. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 г. № 193 / СПС «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17 июля 2019 года №915 / СПС «КонсультантПлюс».
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный источник] / URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 10.04.2023 г.).
11. Современный менеджмент / Под ред. Е.И. Макарова. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - 130 с.
12. Gogoleva T.N. Economic analysis of investments as a source of economic changes / T.N. Gogoleva, G.V. Golikova, P.A. Kanapukhin // Russia and the European Union, Development and Perspectives / E.G. Popkova (ed.). - [Springer International Publishing AG], 2018. - P. 107-122.
13. Golikova G.V. Analysis and problems of development of regional consumer complex / G.V. Golikova, G.N. Franovskaya, O.B. Dzyubenko // The Impact of Information on Modern Humans / ed. by Prof. E.G. Popkova.). - [Springer International Publishing AG], 2018. - P. 248-255.
14. Golikova G.V. Prospects for Developing the Investment Potential of the Regions of the Russian Federation / G.V. Golikova, J.S. Gyandzhieva, A.V. Prosku-rin, M.V. Mraev // Advances in Economics, Business and Management Research, V.85. - 2019. - Р. 23-26.