УДК 311
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА
В.И. Кондратьева, В.Л. Пуляевская
Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия) E-mail: [email protected], [email protected]
Имея значительную территорию Республики Саха (Якутия), неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, предопределена необходимость разработки новых подходов и алгоритмов комплексного пространственного анализа уровня социально-экономического положения муниципальных образований. В статье рассматривается описание системы показателей данных, являющихся основой базы данных, отражающих пространственные социально-экономические процессы на уровне населенных пунктов, муниципальных районов и экономических зон Республики Саха (Якутия). На сегодняшний день существует множество подходов к оценке уровня развития территорий. Все многообразие методов, используемых для оценки уровня развития муниципальных образований, сводится к двум направлениям. Первая группа основана на определении частных показателей и расчете на их основе обобщающего индекса. Вторая группа методов включает эконометрические оценки, где осуществляются попытки выявления причинно-следственных связей муниципального развития. На основе показателя среднедушевого муниципального продукта представлено распределение муниципальных образований по группам, которое позволяет оценить уровень социально-экономического развития и значимость каждого муниципального образования для экономики региона. Проанализирован вклад Ленского района в формирование ВРП республики, который занимает лидирующие позиции по макроэкономическим показателям, внося значительный вклад в социально-экономическое развитие республики. Для прогнозов пространственного развития региона необходимо рассматривать подходы к разработке экономико-математической модели динамической взаимосвязи факторов экономического развития с учетом индивидуальных особенностей территорий. В качестве примера в статье представлен долгосрочный прогноз по показателю ВМП по двум сценариям развития Ленского района. Статья подготовлена в рамках реализации Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы, на 2016-2020 гг.
Ключевые слова: пространственное развитие, валовой муниципальный продукт, муниципальное образование, долгосрочный прогноз.
METHODOLOGICAL APPROACH TO THE DETERMINATION OF THE PLACE OF MUNICIPAL EDUCATION IN THE ECONOMIC SPACE OF THE REGION
V.I. Kondratyeva, V.L. Pulyaevskaya
Strategic Research Center of the Republic of Sakha (Yakutia) E-mail: [email protected], [email protected]
Huge territory of the Republic of Sakha (Yakutia) and underdevelopment of transport and energy infrastructure predetermine the need for development of new approaches and algorithms of complex dimensional analysis of the level of social and economic condition of municipal formations. The article considers description of the system of indicators of
© Кондратьева В.И., Пуляевская В.Л., 2017
data, which form the basis of the database and reflect spatial social and economic processes at the level of population clusters, municipal regions and economic zones of the Republic of Sakha (Yakutia). At the moment there are a lot of approaches to assessment of the level of development of territories. The whole variety of the methods, used for assessment of the level of development of municipal formations, comes down to two categories. The first group is based on determination of particular indicators and calculation of the generalizing index on their basis. The second group of methods includes econometric assessments, where efforts to reveal cause-effect relations of municipal development are carried out. Distribution of municipal formations by groups is presented in the basis of per capita municipal product indicator; the distribution makes it possible to assess the level of social and economic development and significance of each municipal formation for economy of the region. The contribution of Lensky district to formation of GRP of the republic is analyzed; the district holds leading positions in macroeconomic indicators and makes a significant contribution to social and economic development of the republic. Forecasts of spatial development of the region require consideration of the approaches to development of the economic and mathematical model of dynamic interrelation between factors of economic advancement with allowance for individual characteristics of the territories. The article presents a long-time forecast of GWP indicator for two scenarios of development of Lensky district as an example.
Keywords: spatial development, gross municipal product, municipal entity, long-term forecast.
Социально-экономическое пространство региона представляет собой сложный, многофункциональный объект управления. От эффективности стратегического управления таким объектом в значительной мере зависят как результаты функционирования муниципальных образований (МО), так и уровень материального благосостояния и качество жизни населения.
Проблема существования значительного пространственного неравенства предопределила необходимость разработки новых подходов и алгоритмов комплексного пространственного анализа уровня социально-экономического положения муниципальных образований, исследования проблем дифференциации их развития и вклада МО в экономику региона. Разработка новых направлений анализа с учетом существующих информационных потребностей и возможности исследования основных факторов, влияющих на эволюцию муниципальных образований в сложившихся условиях, опирается на обоснование приоритетных направлений развития муниципальных образований и разработку на их основе стратегии пространственного развития региона.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. и основных направлений до 2050 г. [5] поставлена цель обеспечения комплексного экономического развития республики на основе организации пространства территории, обеспечивающей повышение качества жизни населения, эффективное освоение ресурсов и оптимальное расселение населения, минимизацию издержек на содержание инфраструктуры, сохранение межтерриториальных связей. Для ее решения поставлен ряд задач, в том числе:
1) совершенствование системы управления пространственным развитием на основе управления экономическими районами (мезорайонами), использование ГИС-технологий и информационно-аналитических систем;
2) формирование перспективного пространственного каркаса территории РС (Я) на основе определения существующих опорных «точек роста», формирования новых точек экономического роста, их укрепление.
Решение поставленных задач сопряжено с необходимостью проведения прикладных научных экономических исследований. Одним из таких исследований является разработка прогнозной модели размещения производительных сил, инфраструктуры и расселения Республики Саха (Якутия) в различных условиях.
Республика Саха (Якутия) в силу своей беспрецедентной обширности, малонаселенности, промышленной специализации, исторически сложившейся системы расселения является уникальным объектом для исследования экономического пространства территории.
Административно-территориальное устройство республики представлено 34 муниципальными районами, 2 городскими округами, 48 городскими поселениями и 361 сельским поселением. В пространственной структуре хозяйства республики выделяют экономические зоны - центральная, западная, восточная, южная и арктическая - относительно целостные территориальные образования, состоящие из нескольких муниципальных районов, для которых характерны общность экономико-географического положения, расположенных в основном по бассейнам крупных рек Лена, Яна, Колыма и Индигирка, природно-ресурсного, производственно-экономического потенциалов, наличие транспортной и энергетической инфраструктур и перспективной специализации [2].
В настоящее время Центр стратегических исследований приступил к формированию и систематизации электронной базы данных, отражающей пространственные социально-экономические процессы на уровне населенных пунктов, муниципальных районов и экономических зон, кроме того, к изучению пространственной структуры экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия), а также типологизации поселений, построенной на наборе критериев, имеющих определяющее значение для развития.
Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов, происходящих на территории муниципальных образований, необходима система показателей, которая, с одной стороны, должна быть достаточно компактной (включать относительно небольшое число показателей), с другой - этих показателей должно быть достаточно для анализа социально-экономической ситуации, прогнозирования и моделирования муниципальных образований.
Перечень показателей пространственных данных формировался на основе качественного анализа с учетом специфики объекта наблюдения. Был отобран ряд социально-экономических параметров, отвечающих требованиям доступности, измеримости, соответствия, достаточности, комплексности, достоверности и сопоставимости данных в разрезе муниципальных образований.
Источники Базы данных формировались исходя из данных Саха(Якутия) стат (база данных - ЦХД), Ситуационного центра и других ведомственных данных. Районы исследования разделены на три уровня пространственной организации: экономические зоны, уровень муниципальных образований и поселенческий уровень.
При оценке пространственного развития муниципальных образований был использован не один специфический показатель, а комплекс показателей, которые можно разделить на соответствующие блоки (табл. 1).
Таблица 1
Перечень показателей для анализа пространственного развития Республики Саха (Якутия) [4]
Блок Характеристики пространственного состояния муниципальных образований Количество показателей Из них
ведомственные разрезность до поселений
1 Природно-ресурсный потенциал 49 42 8
2 Экономика территорий 62 - 48
3 Финансово-инвестиционная сфера 25 8 12
4 Человеческий капитал и уровень жизни 83 20 36
5 Инфраструктура и благоустройство территорий 96 21 45
6 Малое предпринимательство и туризм 45 2 25
Всего показателей 360 93 174
В каждый блок вошли показатели, наиболее полно отражающие социально-экономические процессы, происходящие в муниципальных образованиях.
На сегодняшний день существует множество подходов к оценке уровня развития территорий. Все многообразие методов, используемых для оценки уровня развития муниципальных образований, сводится к двум направлениям. Первая группа основана на определении частных показателей и расчете на их основе обобщающего индекса. Вторая группа методов включает эконометрические оценки, где осуществляются попытки выявления причинно-следственных связей муниципального развития.
В нашем исследовании необходима комплексная дифференцированная оценка, которая ставит основной целью разработку возможности решения стратегических задач развития муниципального образования и региона в целом с учетом его пространственных, географических, климатических, природных, социально-институциональных и прочих особенностей развития.
Наличие большого массива показателей, отражающих качественные изменения в процессе воспроизводства, их несопоставимость и неравномерность в муниципальном разрезе требует применения специальных статистических методов. Важным аспектом анализа является изучение величины отклонений в значении показателей по муниципальным образованиям с наиболее и наименее высоким уровнем развития и отслеживание динамики территориальных неравенств в регионе.
В настоящее время одной из наиболее сложной и наименее проработанной, с нашей точки зрения, является проблема разработки обобщающего показателя для характеристики экономической ситуации в муниципальном образовании, позволяющего оценить вклад муниципального образования в экономику региона. Для регионального уровня таким показателем являет-
ся валовой региональный продукт (ВРП), для муниципального уровня целесообразно использовать валовой муниципальный продукт (ВМП). В республике в рамках региональной статистики по методике, утвержденной Министерством экономики Республики Саха (Якутия), ведутся расчеты такого показателя [1, 3].
В качестве примера для оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований воспользуемся их типологической группировкой по величине соотношения ВМП в расчете на душу населения со среднедушевым уровнем ВРП республики и ранжируем их по группам (табл. 2):
1-я группа (соотношение более 200 %) - муниципальные образования с высоким уровнем развития;
2-я группа (от 100 до 200 %) - МО с уровнем развития выше среднего;
3-я группа (от 50 до 100 %) - МО со средним уровнем развития;
4-я группа (от 35 до 50 %) - МО с уровнем развития ниже среднего;
5-я группа (менее 35 %) - МО с низким уровнем развития.
Таблица 2
Типологическая группировка муниципальных образований по величине ВМП
на душу населения
Группа МО, % к среднереспубликанскому значению
% Более 200 100-200 50-100 35-50 Менее 35
2015 г. (782,6 тыс. руб.)
Название муниципального образования Анабарский Ленский Мирнинский Оймяконский Нюрбинский Булунский Алданский Нерюнгринский ГО «Город Якутск» Усть-Майский Олекминский Верхнеколымский Оленекский Томпонский Нижнеколымский Усть-Янский Верхоянский Аллайховский Момский Абыйский Вилюйский Хангаласский Таттинский Жиганский Среднеколымский Эвено-Бытантайский Горный Сунтарский Мегино-Кангаласский Чурапчинский Амгинский ГО «Жатай» Кобяйский Усть-Алданский Намский Верхневилюйский
Сравнение показателя по муниципальным образованиям за 2015 г. в разрезе выделенных групп отражает его нестабильность.
Всего к группам муниципальных образований выше среднего и высоким уровнем развития в 2015 г. относились 7 районов, их доля в ВРП республики составила 54,5 %, эти районы имеют большие возможности развития по сравнению с другими муниципальными образованиями. При этом в районах данной группы проживают всего 20,4 % населения республики. Тот факт, что в районах с ВМП на душу населения ниже среднереспубликанского значения, проживают более 70 % населения, свидетельствует о неоднородности развития муниципальных образований республики и необходимости развития «отстающих» территорий (табл. 3).
Таблица 3
Структура муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в 2015 г.
Группа МО, % к среднереспубликанскому значению Количество МО в группе Доля в суммарном объеме ВМП РС(Я), % Доля в численности населения РС(Я), %
Более 200 5 49,2 15,3
100-200 2 5,3 5,1
50-100 8 34,7 48,1
35-50 10 5,0 12,0
Менее 35 11 5,8 19,5
Итого 36 100 100
Наибольшее превышение среднедушевого уровня ВРП республики наблюдается в Ленском районе, в расчете на душу населения ВМП Ленского района по итогам 2015 г. составляет 3,6 млн руб. (абсолютный лидер среди муниципальных районов Якутии), что в 4,6 раза больше, чем по Республике Саха (Якутия) (782,6 тыс. руб.), и в 8,1 раз больше, чем по Российской Федерации (443,9 тыс. руб.).
Таблица 4
Динамика и соотношение ВРП Республики Саха (Якутия), России и ВМП Ленского района за 2010-2015 гг.
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
« к ВРП из суммы регионов, млрд руб. 37 688 45 392 49 926 54 103 59 188 64 997
а о Рч % к предыдущему году, в сопоставимых ценах 104,6 105,4 103,1 101,8 101,3 99,4
на душу населения, тыс. руб. 263,8 317,5 348,6 377,0 405,1 443,9
м в и ^ в ^ ВРП РС(Я), млн руб. 386 825 486 831 541 307 570 285 658 140 749 987
% к предыдущему году, в сопоставимых ценах 101,6 107,1 103,2 100,9 102,9 101,7
О й о * Рч Й на душу населения, тыс. руб. 403,7 508,7 566,4 597,0 688,5 782,6
и Место, занимаемое в РФ 5 8 7 8 7 8
ВМП, млн руб. 49 415 64 700 77 780 85 953 105 167 136 039
Ленский район % к предыдущему году, в сопоставимых ценах 189,4 111,4 111,6 105,8 109,1 115,5
на душу населения, тыс. руб. 1244,7 1633,2 1980,7 2220,4 2754,2 3600,8
Место, занимаемое в РС(Я) 2 2 2 1 1 1
ВМП Ленского района увеличился с 49,4 млрд руб. в 2010 г. до 136,0 млрд руб. в 2015 г. (3-е место в РС(Я) после г. Якутска и Мирнинского района), доля ВМП в ВРП республики увеличилась соответственно с 12,8 до 18,1 % (табл. 4). На территории Ленского района работают такие производственные гиганты, как ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть», ПАО НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», АК «АЛРОСА», которые являются основными источниками доходов бюджета. Благодаря нефтегазовым месторождениям Ленский район стал стартовой точкой для реализации при-
оритетного российского проекта строительства магистрального газопровода «Сила Сибири».
Необходимо отметить, что около половины объема добавленной стоимости республики формируется предприятиями, добывающими полезные ископаемые (48,2 % в 2015 г.), динамика развития этой отрасли в основном определяет состояние и перспективы социально-экономического развития республики.
Таблица 5
Валовая добавленная стоимость по ВЭД «Добыча полезных ископаемых»
ВДС % к итогу
2006 г. 2010 г. 2015 г. 2006 г. 2010 г. 2015 г.
Добыча полезных ископаемых по РС(Я) 80 571 154 548 361 253 100 100 100
по ВЭД:
Добыча каменного угля, бурого угля и торфа 9228 18 289 17 890 11,5 11,8 5,0
Добыча сырой нефти и природного газа 2988 43 424 127 718 3,7 28,1 35,4
Добыча металлических руд 6138 14 045 33 933 7,6 9,1 9,4
Добыча прочих полезных ископаемых 62 217 78 748 181 712 77,2 51,0 50,3
По муниципальным образованиям:
Мирнинский район 34 766 49 759 133 512 43,1 32,2 37,0
Ленский район 1692 38 807 110 959 2,1 25,1 30,7
Нюрбинский район 15 460 16 433 33 527 19,2 10,6 9,3
Нерюнгринский район 13 455 21 472 18 313 16,7 13,9 5,1
ГО «Город Якутск» 6441 6163 14 567 8,0 4,0 4,0
Алданский район 2946 6476 14 072 3,7 4,2 3,9
Прочие 5811 15 438 36 303 7,2 10,0 10,0
Из табл. 5 видно, что за последние 10 лет внутри отрасли происходят структурные изменения, значительный рост наблюдается в нефтедобывающей отрасли. Рост добавленной стоимости по отрасли в целом можно рассматривать как итог положительных результатов деятельности АК «АЛРОСА» (ПАО) (Мирнинский район) и наращиванием нефтедобычи на Талаканском месторождении ОАО «Сургутнефтегаз» (Ленский район).
Таким образом, показатель ВМП выступает как экспресс-оценка, которая позволяет оценить уровень социально-экономического развития и значимость каждого муниципального образования для экономики региона.
В перспективной схеме пространственного развития Республики Саха (Якутия) важен учет исходной географической ситуации, емкости территории с точки зрения ресурсного потенциала, типологических особенностей районов и многое другое. Для этого необходимо определить единый, научно обоснованный методологический подход к размещению производственных мощностей, способствующих более рациональному использованию человеческих, финансовых, сырьевых ресурсов муниципальных образований, накоплению, закреплению на территории долгосрочных конкурентных преимуществ.
Для прогнозов пространственного развития региона необходимо рассмотреть подходы к разработке экономико-математической модели динамической взаимосвязи факторов экономического развития с учетом индивидуальных особенностей территорий.
На социально-экономическое прогнозирование возложена ответственная функция - задать целевые и нормативные ориентиры на предстоящий период, описав возможные исходы и будущее влияние различных факторов. Основными аналитическими целями при этом являются:
- получение надежного инструментария для анализа и прогнозирования экономики муниципальных образований;
- проведение сценарных расчетов для оценки влияния различных факторов на развитие экономики.
В качестве примера рассмотрим прогноз до 2030 г показателя ВМП для Ленского района. В зависимости от сочетания внутренних и внешних условий можно выделить два сценария социально-экономического развития МО «Ленский район» - базовый и инновационный, различающихся между собой сравнительной силой влияния различных тенденций (табл. 6).
Таблица 6
Прогноз валового муниципального продукта МО «Ленский район» до 2030 г.
Показатель Сценарии 2016 г. (оценка) 2017 г. 20182019 гг. 20202022 г. 20232025 гг. 20262030 гг. 2030 г. к 2016 г.
ВМП, млн руб. б* 157 104 179 886 182 085 212 302 320 727 322 582 в 2,0 раза
и 190 370 231 607 378 446 434 261 в 2,9 раза
% к предыдущему году, в сопоставимых ценах б 109,5 110,0 95,2 110,3 107,5 96,1 134,0
и 97,5 112,9 110,3 99,0 188,1
Доля ВМП в ВРП республики б 19,3 20,3 19,8 20,5 26,2 21,4 х
и 20,7 22,3 30,9 28,7 х
* б - базовый сценарий, и - инновационный сценарий.
Расчеты показали, что валовый муниципальный продукт, позволяющий оценить ситуацию в экономике Ленского района в целом, достигнет к 2030 г. по базовому варианту 319 млрд руб. и 434 млрд руб. по инновационному варианту, что выше уровня 2016 г. в 2,0 и в 2,9 раза (соответственно).
Основная доля валового муниципального продукта в базовом варианте будет также формироваться предприятиями промышленности, в инновационном сценарии предполагается максимальная реализация конкурентных преимуществ Ленского района в более благоприятных внешних условиях, за счет укрупнения существующих точек роста, а также стимулирование появления новых источников развития экономики за счет привлечения инвестиций.
Литература
1. Глинский В.В., Серга Л.К., Пуляевская В.Л. Статистический инструментарий в решении задач управления развитием территорий // Вопросы статистики. 2014. № 10. С. 14-19.
2. Кондратьева В.И., Коломак Е.А., Присяжный М.Ю. Концептуальные направления пространственного развития Республики Саха (Якутия) // Экономика Востока России. 2017. № 01. С. 52-64.
3. Пуляевская В.Л. Оценка муниципальных образований Республики Саха (Якутия) // Вестник НГУЭУ 2014. № 1. С. 185-189.
4. Экономика районов и городов Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / ТО ФС по РС(Я). Якутск, 2016. 186 с.
5. О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года // Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2016 № 455. URL: http//mineconomic.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/пПр% 20РС(Я)%20455^
Bibliography
1. Glinskij VV, Serga L.K., Puljaevskaja V.L. Statisticheskij instrumentarij v reshenii zadach upravlenija razvitiem territorij // Voprosy statistiki. 2014. № 10. P 14-19.
2. Kondrat'eva V.I., Kolomak E.A., Prisjazhnyj M.Ju. Konceptual'nye napravlenija pro-stranstvennogo razvitija Respubliki Saha (Jakutija) // Jekonomika Vostoka Rossii. 2017 № 01. P 52-64.
3. Puljaevskaja V.L. Ocenka municipal'nyh obrazovanij Respubliki Saha (Jakutija) // Vestnik NGUJeU. 2014. № 1. P 185-189.
4. Jekonomika rajonov i gorodov Respubliki Saha (Jakutija): Statisticheskij sbornik / TO FS po RS(Ja). Jakutsk, 2016. 186 p.
5. O proekte Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Saha (Jakutija) na period do 2030 goda s opredeleniem celevogo videnija do 2050 goda // Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Saha (Jakutija) ot 26 dekabrja 2016 № 455. URL:http// mineconomic.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/PPr%20RS(Ja)%20455. pdf