УДК 330.55
ВАЛОВОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЙОНОВ И ГОРОДОВ
В.Л. Пуляевская
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: valyapll@mail.ru
В статье содержится методика расчета валового муниципального продукта по институциональным секторам экономики по видам экономической деятельности. Определены методологические принципы построения секторов для расчета ВМП по муниципальным образованиям. Приведена сравнительная оценка видовой структуры муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) за 2010 г.
Ключевые слова: валовой муниципальный продукт, сектора экономики, валовая добавленная стоимость, видовая структура муниципальных образований.
GROSS MUNICIPAL PRODUCT AS MEASURE OF ESTIMATION OF ECONOMIC POTENTIAL OF DISTRICTS AND CITIES
V.L. Pulyaevskaya
Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: valyapll@mail.ru
The article presents the calculation technique of the gross municipal product by institutional economy sectors by industries. Methodological principles of sectors generation for the calculation of the gross municipal product by municipal formations are defined. Comparative evaluation of species composition of metropolitan regions and urban districts of Republic of Sakha (Yakutia) for 2010 is given.
Key words: gross municipal product, economy sectors, gross value added, species composition of metropolitan regions.
Муниципальные образования являются составной частью экономики региона и страны в целом. Совершенствование механизма регулирования их социально-экономического развития и эффективная оценка реального положения в муниципальных образованиях являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России.
В настоящее время остро встает проблема оценки социально-экономического положения муниципальных образований. На уровне страны основным экономическим индикатором в зарубежной и российской статистике является валовой внутренний продукт, на региональном - валовой региональный продукт. Если валовой региональный продукт является аналогом ВВП на региональном уровне, то на уровне муниципальных образований таким показателем выступает валовой муниципальный продукт.
Валовой муниципальный продукт (ВМП) - агрегированный показатель, обобщающий состояние экономики муниципальных районов и городских округов республики. По своему экономическому содержанию ВМП является близким аналогом показателя ВРП, рассчитанного производственным мето-
© Пуляевская В.Л., 2012
дом. Он определяется как сумма валовой добавленной стоимости (ВДС) видов экономической деятельности и секторов экономики, созданной институциональными единицами на территории отдельного муниципального образования.
С общими методологическими подходами СНС методология ВМП в основном совпадает с положениями расчета ВРП и имеет довольно тесную взаимозависимость, однако также как на региональном уровне, на муниципальном уровне возникают проблемы, связанные с ограниченностью информации.
Расчеты производятся после завершения построения счета производства в целом по республике за год. Выпуск, промежуточное потребление и валовая добавленная стоимость распределяются по городам и районам в разрезе хозяйственных видов деятельности (рис. 1).
Основным информационным источником для построения матрицы выпуска крупных и средних предприятий сектора нефинансовых корпораций являются данные структурного обследования по форме № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации». Для получения выпуска по «чистой» территории необходимо учитывать территориальный аспект мест-
Рис. 1. Схема расчета ВМП
Г Выпуск товаров и услуг I по «чистой» территории МО Г
^ минус ^
Выпуск товаров и услуг по юридическим лицам, находящимся на территории МО республики минус
Выпуск товаров и услуг по ТОПам, находящимся на территории других субъектов РФ, юридическое лицо которых расположено на территории МО республики плюс
Выпуск товаров и услуг по ТОПам, находящимся на территории МО республики, но принадлежащим юридическим лицам, расположенным на другой территории
Промежуточное потребление
^ равно ^
Формируется из 6,7 разделов формы № 1-предприятие в целом по юридическому лицу с учетом ТОПов
Валовая добавленная стоимость
Выпуск
Промежуточное потребление
Рис. 2. Алгоритм расчета валового муниципального продукта
ных единиц. Для этого обеспечивается учет результатов производства институциональных единиц-резидентов, выполненного за пределами МО, и результаты производства, осуществленного в пределах МО резидентами другого МО [7] (рис. 2).
Таким образом, формируется выпуск по муниципальным районам и городским округам с учетом ТОПов, затем находится доля промежуточного потребления в выпуске в каждом районе и распространяется на выпуск с учетом ТОПов. В итоге рассчитывается добавленная стоимость, которая определяется как разность между стоимостью произведенных товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением).
Информацию об изменении остатков незавершенного производства получаем из формы № 1-предприятие.
В сектор нефинансовых корпораций добавляется строка 49 «Произведено строительно-монтажных работ для собственного потребления (хозяйственным способом)» из формы № 1-предприятие и распределяется по соответствующему муниципальному образованию и виду экономической деятельности.
Далее необходимо оценить выпуск по малым предприятиям, исходной информацией для проведения расчетов являются данные по форме федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и данные о выручке из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности. Исключение составляет выпуск по торговле, розничная торговля рассчитывается исходя из структуры оборота розничной торговли по районам и городам, а оптовая торговля исходя из структуры выручки по форме № ПМ. Для расчета промежуточного потребления по малым предприятиям муниципальных районов и городских округов используется доля промежуточного потребления по крупным и средним предприятиям.
Объем субсидий на продукты формируется из сведений о субсидиях на продукцию растениеводства и животноводства, форм № 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» и № 1-предприятие.
Произвести расчет скрытой деятельности по муниципальным образованиям с использованием методов СНС аналогично расчетам ВРП не всегда возможно из-за отсутствия необходимой информационной базы в муниципальном разрезе. В связи с этим рассчитанные по республике в целом объемы сокрытия распределяются по муниципальным районам и городским округам пропорционально выпуску крупных и средних предприятий по каждому муниципальному району.
В целях обеспечения наиболее полного охвата расчета ВМП необходимо учитывать специфику региона. Для этого в матрице корректировки выпуска на базе альтернативных источников информации необходимо распределить объемы выпуска по соответствующим муниципальным районам и городским округам, которые не включены в матрицу крупных и средних предприятий.
В соответствии с действующей методологией в настоящее время в расчетах ВРП по сектору финансовых корпораций учитываются только страховые компании. Расчеты осуществляются на основе данных формы № 1-ск «Сведения о деятельности страховой организации». Анализ деятельности страховых организаций РС(Я) свидетельствует о том, что на территории республики осуществляют свою деятельность страховые компании, которые находятся только на территории г. Якутска.
К сожалению, в настоящее время получить показатели, необходимые для расчетов сектора государственного управления в территориальном разрезе не представляется возможным. Учитывая такую ситуацию, в качестве косвенного показателя для расчета выпуска по данному сектору используем форму № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности». Выпуск, сложившийся по республике, распределяется по муниципальным образованиям пропорционально фонду оплаты труда по соответствующим ОКВЭД.
Сектор домашних хозяйств включает выпуск индивидуальных предпринимателей и валовые доходы физических лиц от продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, производство в личных подсобных хозяйствах.[1, 4, 6-8] Расчет выпуска производится в специально разработанных таблицах в зависимости от вида деятельности:
• «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» - расчет производится исходя из объемов валовой продукции хозяйства населения и валовой продукции сельских хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
• «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - из выработки на одного работающего на малых предприятиях и количества индивидуальных предпринимателей, прошедших перерегистрацию.
• «Строительство» - в объеме выпуска учитывается ввод в действие индивидуальных жилых домов по районам и городам с учетом стоимости одного квадратного метра жилых домов, построенных населением.
• «Оптовая и розничная торговля» - за основу выпуска принимается по розничной торговле выручка на одного индивидуального предпринимателя
по каждому району и городу и выпуск на одного индивидуального предпринимателя в оптовой торговле республики и распространяется на количество индивидуальных предпринимателей, прошедших перерегистрацию по состоянию на начало года по каждому муниципальному району и городскому округу.
• «Гостиницы и рестораны» - из выручки индивидуальных предпринимателей по общественному питанию.
• «Транспорт и связь» - учитываются грузовые перевозки, транспортные и туристские услуги. В расчетах используется информация по обследованию перевозочной деятельности предпринимателей-владельцев грузовых автомобилей по форме № 1-ИП (автогруз), данные форм № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта» и № 1-услуги «Сведения об объеме платных услуг населению».
• «Образование», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» и «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» - в качестве информационной базы для расчетов выпуска используются данные формы № 1-услуги.
Основным информационным источником для расчета выпуска по сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства являются данные формы № 12-ф «Сведения об использовании денежных средств».
После проведения всех выше описанных расчетов и сложения матриц по всем институциональным секторам получается итоговая матрица выпуска. В итоге добавленная стоимость, рассчитанная как разность между выпуском и промежуточным потреблением, формируется по каждому муниципальному району и городскому округу в разрезе видов экономической деятельности.
Снижение неравенства в уровнях экономического развития муниципальных образований занимает ключевое место в стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Данная стратегия нужна для сглаживания межтерриториальных различий, для этого необходим постоянный мониторинг экономических процессов [3, 5].
Экономическое развитие муниципальных районов и городских округов во многом зависит от структуры ВМП по видам экономической деятельности. Суммарный объем ВМП распределяется по республике крайне неравномерно. Так, в 2010 г. наибольший вклад в общий объем ВМП вносил г. Якутск -27,5%, а наименьший - Эвено-Бытантайский - 0,09%.
В первую шестерку по формированию ВМП республики вошли: г. Якутск, Мирнинский, Ленский, г. Нерюнги, Алданский и Нюрбинский улусы, в них производится 80,5% ВМП республики. Характерная специализация экономики этих городов и районов на добывающих видах деятельности объясняет их высокий вклад в суммарный ВМП республики. Далее следуют шесть районов, в которых сосредоточено 9,7% суммарного ВМП: Оймяконский, Олекминский, Анабарский, Хангаласский, Вилюйский, Мегино-Кангаласский. Все остальные 23 района имеют небольшую долю в ВМП республики, причины такого неравномерного территориального распределения связаны с труднодоступ-ностью территорий и экстремальными природно-климатическими условиями жизни отдаленных районов.
Одним из важнейших показателей, характеризующих структуру валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности, является доля вида экономической деятельности в общем объеме производства.
Для оценки развития муниципальных образований и городских округов и исследования возможных направлений их развития представляем таблицу сравнительной оценки видовой структуры с позиций главных видов экономической деятельности (занимающих в ВРП республики порядка 40% и более) и ведущих ВЭД (порядка 15% и более), дополнительных (примерно от 7 до 15%) и подсобных (менее 7%).
Сравнительная оценка видовой структуры муниципальных районов и городских округов в 2010 г.
Главные и ведущие Дополнительные Подсобные
ВРП Республики Саха (Якутия) - 100% Добыча полезных ископаемых (40,1%) Транспорт и связь (11,2%); строительство (8,6%); торговля (7,9%) Операции с недвижимым имуществом (5,0%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (4,3%); сельское и лесное хозяйство (3,2%)
1-я группа (80,5% ВМП республики) г. Якутск Мирнинский район Ленский район г. Нерюнгри Алданский район Нюрбинский район Добыча полезных ископаемых (44,9%) Транспорт и связь (11,1%); строительство (8,9%); торговля (7,5%) Операции с недвижимым имуществом (5,3%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (4,1%); обрабатывающие производства (2,1%); сельское и лесное хозяйство (1,3%)
2-я группа (9,7% ВМП республики) Оймяконский район Олекминский район Анабарский Хангаласский Вилюйский Мегино-Кангаласский Добыча полезных ископаемых (34,1%); транспорт и связь (15,7%) Строительство (8,4%); сельское и лесное хозяйство (8,3%); торговля (7,0%) Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (3,0%); Обрабатывающие производства (2,5%); Операции с недвижимым имуществом (2,2%)
3-я группа (9,8% ВМП республики) 23 района - Сельское и лесное хозяйство (13,8%); торговля (11,7); транспорт и связь (8,2%); добыча полезных ископаемых (7,2%) Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (6,4%); строительство (5,8%); операции с недвижимым имуществом (4,5%)
В 2010 г. в республике основная часть ВРП создавалась организациями, осуществляющими добычу полезных ископаемых - 40,1%. Важнейшей составляющей экономики республики является добыча алмазов и добыча нефти (20,5 и 10,5% соответственно).
Из общего объема ВМП по виду экономической деятельности добыча полезных ископаемых составила: Мирнинский район - 32,2%, Ленский - 25,1%, г. Нерюнгри - 13,9%, Нюрбинский - 10,6%, Алданский - 4,2%, в этих районах в основном концентрируется развитие алмазодобывающей промышленности.
Помимо добычи полезных ископаемых, лидирующее положение в структуре ВРП занимает вид деятельности «транспорт и связь», на долю которого в 2010 г. приходилось 11,2% (в 2006 г. - 7,2%), сюда вошли г. Нерюнгри, Алданский, Ленский и Олекминский районы, через эти районы на территории республики проходит трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан». В структуре транспорта отмечается тенденция ежегодного увеличения доли воздушного транспорта за счет г. Якутска, высокая доля связана с деятельностью крупного предприятия - авиакомпанией ОАО «Якутия».
Вместе с тем заметный вклад в формирование валового регионального продукта республики вносят и другие виды экономической деятельности. Значительную долю в структуре ВРП в 2010 г. занимали строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
Сравнительная оценка видовой структуры по группам районов распределилась следующим образом:
- в 1-й группе районов, составляющей 80,5% от ВРМ республики, структура по видам деятельности полностью соответствует республиканской, кроме ВЭД сельское и лесное хозяйство - 1,3% (в целом по республике - 3,2%);
- во 2-ю группу районов «главные и ведущие» вошли виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 34,1%, транспорт и связь -15,7%; в разрез «дополнительные» добавился ВЭД сельское и лесное хозяйство - 8,3%;
- в 3-й группе районов нет распределения в разрезе «главные и ведущие», наибольшие доли занимают сельское и лесное хозяйство - 13,8%, торговля -11,7%, транспорт и связь - 8,2%; эти виды деятельности относятся к «дополнительным».
Таким образом, проведенный матричный расчет ВМП позволяет сделать выводы о неоднородности экономики среди муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Литература
1. Башкатов Б.И., Назарова О.В., Нестеров Л.И. Национальное счетоводство: Учебник / Под ред. Б.И. Башкатова. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2002. 608 с.
2. Глинский В.В. Опыт применения портфельного анализа // Финансы и бизнес. 2008. № 4. С. 105-110.
3. Глинский В.В. Как измерить малый бизнес? // Вопросы статистики. 2008. № 7 С. 73-75.
4. Глинский В.В., Серга Л.К., Щербак И.В. Оценка мультипликативного эффекта туристической индустрии на региональном уровне // Вопросы статистики. 2012. № 1. С. 48-52.
5. Глинский В.В., Серга Л.К. О государственном регулировании малого предпринимательства в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 19. С. 2-8.
6. Курс социально-экономической статистики: Учебник / Под ред. М.Г Назарова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2006. 984 с.
7. Указания о порядке разработки в органах государственной статистики показателей формы федерального статистического наблюдения № 1-предприятие / Росстат. М.: Росстат, 2010. 68 с.
8. Экономика районов и городов Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / ТО ФС по РС(Я). Якутск: ТО ФС по РС(Я), 2011. 186 с.
Bibliography
1. Bashkatov B.I., Nazarova O.V., Nesterov L.I. Nacional'noe schetovodstvo: Uchebnik / Pod red. B.I. Bashkatova 2-e izd. M.: Finansy i statistika, 2002. 608 p.
2. Glinskij VV. Opyt primenenija portfel'nogo analiza // Finansy i biznes. 2008. № 4.P 105110.
3. Glinskij VV. Kak izmerit' malyj biznes? // Voprosy statistiki. 2008. № 7 P 73-75.
4. Glinskij VV, Serga L.K., Werbak I.V. Ocenka mul'tiplikativnogo jeffekta turisticheskoj industrii na regional'nom urovne // Voprosy statistiki. 2012. № 1. P 48-52.
5. Glinskij VV, Serga L.K. O gosudarstvennom regulirovanii malogo predprinimatel'stva v Rossii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2011. № 19. P 2-8.
6. Kurs social'no-jekonomicheskoj statistiki: Uchebnik. / Pod red. M.G. Nazarova. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Omega-L, 2006. 984 p.
7 Ukazanija o porjadke razrabotki v organah gosudarstvennoj statistiki pokazatelej formy federal'nogo statisticheskogo nabljudenija № 1-predprijatie / Rosstat. M.: Rosstat, 2010. 68 p.
8. Jekonomika rajonov i gorodov Respubliki Saha (Jakutija): Statisticheskij sbornik / TO FS po RS(Ja). Jakutsk: TO FS po RS(Ja), 2011. 186 p.