Научная статья на тему 'Методический подход к обоснованию базовых решений, связанных с построением корпоративных информационных систем'

Методический подход к обоснованию базовых решений, связанных с построением корпоративных информационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (КИС) / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Судакова Л.Ю.

В статье рассматривается опыт внедрения корпоративных информационных систем (КИС), который носит противоречивый характер. Поэтому чисто практическая задача по обобщению этого опыта реально превращается в научную задачу его анализа и выработки общих практических рекомендаций по построению КИС. Решение данной задачи в рамках предлагаемого простого и стройного методического подхода позволяет прежде всего увеличить периоды действия этих рекомендаций. В разработанном подходе для определения ядра будущей системы используются сформулированные основные тенденции развития КИС и современные принципы автоматизированного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к обоснованию базовых решений, связанных с построением корпоративных информационных систем»

Финансовая информация

методический подход к обоснованию базовых решений, связанных с построением корпоративных информационных систем

Л.Ю. СУДАКОВА, соискатель

Московский городской педагогический университет Ведущий консультант по решениям для управления эффективностью бизнеса корпорации

«Ситроникс ИТ»

В статье рассматривается опыт внедрения корпоративных информационных систем (КИС), который носит противоречивый характер. Поэтому чисто практическая задача по обобщению этого опыта реально превращается в научную задачу его анализа и выработки общих практических рекомендаций по построению КИС. Решение данной задачи в рамках предлагаемого простого и стройного методического подхода позволяет прежде всего увеличить периоды действия этих рекомендаций. В разработанном подходе для определения ядра будущей системы используются сформулированные основные тенденции развития КИС и современные принципы автоматизированного управления.

Ключевые слова: корпоративная информационная система (КИС), информационные технологии, автоматизированное управление, корпоративный портал, тенденции развития корпоративных информационных систем.

Корпоративные информационные системы (КИС) должны обеспечивать высокую эффективность управления, определяемую возможным приростом доходности деятельности корпорации в рамках заданной общей экономической ситуации, при минимизации затрат на обеспечение жизненного цикла самой КИС и взаимодействие с ней как пользователей, так и внешних информационных систем.

Сегодняшнее бурное развитие информационных технологий (ИТ) затрагивает общие вопросы организации бизнес-процессов в компании и их рационализацию. Поэтому принятие базовых ре-

шений, связанных с построением КИС, должно во многом основываться на анализе преимуществ предлагаемых к реализации технологий для бизнеса и последующем соотнесении этих преимуществ с конечными целями компании с учетом накопленного опыта в области применения ИТ.

Однако опыт построения КИС часто излагается специалистами не только противоречиво, но и диаметрально противоположно. Причем все по-своему правы. В их выводах отражается личный практический опыт. Просто характер решаемых задач и выполненных работ, сложившиеся стереотипы и приемы работы, не в последнюю очередь защищаемый корпоративный интерес по продвижению программных продуктов и внедряемых технических решений, на которых специализируются их фирмы, были разными.

Мало того, именно конкретные условия окружающей среды, в которых приобретается опыт, и являются источником формирования множества противоречий в суждениях многих авторов. Ведь эти условия во многом различаются для разных корпораций и предприятий. Поэтому практические результаты крайне сложно «облачить» в строгие математические формы законов макро-мира. К тому же практические специалисты решают конкретные прикладные задачи. Они по-своему «зашорены» рамками используемых в их компаниях в определенной мере стереотипных решений и архитектур. Чаще всего их роль заключается в реализации

требуемой функциональности системы, т. е. в несколько скрытом виде используется только подход к развитию КИС «по потребностям». Это еще один источник противоречий.

И средства автоматизации, и программное обеспечение, и штатное расписание строятся преимущественно на основе логических построений и здравом смысле опять же для конкретных условий окружающей среды. При изменении последней, ввиду действия законов диалектики, возникает целесообразность их очередной модернизации.

Те, кто хоть на мгновение забывают об этом, могут «скатиться» к, казалось бы, абсолютно обоснованной критике публикаций и действий тех специалистов, которые «осмелились» выразить свою точку зрения в различных изданиях. Однако правота последних и ценность публикаций несомненны. Будучи уже в других, измененных, в частности быстрым развитием ИТ, условиях окружающей среды, нельзя в полной мере ощутить их мотивацию и справедливо оценить значимость написания этих трудов.

Одна из главных задач — как всегда поиск «золотой середины», проявляющийся в такой привязке тех или иных вырабатываемых рекомендаций к соответствующим условиям построения КИС, при которой уменьшаются расходы на жизненный цикл КИС и появляется ясность, что, на какой основе, в какое время, как и где делать.

Отметим, что, казалось бы, чисто практическая задача по обобщению опыта построения и внедрения КИС из-за ее противоречивости реально превращается в научную задачу анализа этого опыта и выработки общих, насколько это возможно, практических рекомендаций по построению КИС с возможностью их детализации применительно к поставленным задачам. Ее решение в рамках стройного методического подхода позволяет прежде всего увеличить периоды действия этих рекомендаций. В то же время сами процедуры анализа должны быть, по возможности, простыми, иначе широта их применения окажется под большим вопросом.

Таким образом, необходимость поддержки принятия базовых решений, связанных с построением КИС, в рамках указанной задачи привела к разработке методического подхода, охватывающего функциональный аспект новых ИТ и достижений. Его суть состоит в следующем.

На первом этапе на основе изучения теории и практики построения сложных информационных систем было выявлено преимущественно раздельное использование хорошо известных архитек-

турных подходов «снизу вверх» и «сверху вниз». Первый предусматривает построение и последовательное совершенствование системы по мере появления потребностей у исполнителей низового звена, второй нацелен на создание системы с точки зрения удовлетворения требований прежде всего руководителей высшего звена.

Два этих подхода рассмотрим на известном частном примере построения подсистемы баз и хранилищ данных, реализующей единый процесс выработки и потребления информации на предприятии. Она может быть очень сложной и включать, к примеру, оперативные приложения, накопители оперативных данных, центральное хранилище данных, витрины данных и системы поиска, извлечения и анализа данных.

Первый подход представлен в работах Ральфа Кимбелла и предусматривает постепенное создание витрин данных и центрального хранилища при последовательной проработке одной предметной области за другой [2]. Таким образом, сначала разрабатывается некоторый поднабор витрин данных для предметной области и оттачивается его семантическая структура. Лишь затем на основании уже отлаженных устойчивых элементов возводится следующая очередь хранилища. После этого поток данных переключают таким образом, чтобы сначала пополнялось хранилище, а затем — витрины данных. Этот подход называют «снизу вверх» (Bottom Up) [5].

Второй подход для того же решения был описан Биллом Инмоном. В соответствии с ним общая семантическая структура и центральное хранилище данных — это основа подсистемы хранения данных для КИС, которые должны быть разработаны в первую очередь. Затем строится многоуровневая система витрин данных. Поэтому такой подход получил название «сверху вниз» (Top Down approach) [6].

На втором этапе была выдвинута гипотеза, предполагающая использование комбинации двух подходов для построения наиболее оптимальной архитектуры КИС. Так, первый предусматривает создание КИС и ее расширений по мере появления новых потребностей. Тем самым оптимизируются инвестиции, поскольку все расходы связаны с решением возникших задач. Однако нельзя создавать «монолитные» сложные системы, к которым ведет слепое следование подходу «снизу вверх». Они заранее обречены на неудачу не только в крупном, но и даже в среднем бизнесе.

По мере усложнения система становится все более громоздкой, все труднее поддаются интегра-

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

77

ции ее компоненты и все более возрастает непредсказуемость возникающих в процессе ее работы сбоев. Затраты на расширение и функционирование КИС становятся трудноконтролируемыми. Наконец, на определенной фазе зачастую требуется переход на другую архитектуру, что влечет за собой полную замену системы, а это — дорогостоящее и трудоемкое мероприятие. Вот почему прежде всего важно использовать второй подход «сверху вниз» для заблаговременной оптимизации архитектуры разрабатываемой корпоративной системы. Он, безусловно, важен для быстрорастущих компаний, тем более в условиях их слияний и поглощений при консолидации бизнеса.

Естественно, простая механическая комбинация двух подходов ничего бы толком не дала. Необходимо добиваться сбалансированности их применения, причем так, чтобы балансировка осуществлялась как бы сама собой, автоматически. С одной стороны, это подразумевает определенную независимость построения соответствующих им частей КИС, а с другой — придание КИС свойства органичного дополнения ими друг друга. В результате потребовалась конкретизация содержания обоих подходов применительно к созданию КИС.

Как показали исследования, в контексте применения ИТ подходу «снизу вверх» конкретизация не понадобилась, т. е., как уже отмечалось, он должен предусматривать создание КИС и ее расширений по мере появления новых потребностей у пользователей. Подход «сверху вниз» должен быть направлен на заблаговременную оптимизацию архитектуры разрабатываемой корпоративной системы с позиций возможности ее расширения и наращивания функциональности в будущем при сохранении сделанных в нее ранее инвестиций. Это может достигаться путем определения концепции ядра будущей системы в виде ее базовых компонентов и перспективных технологий, способствующих формированию устойчивых связей между ними и пользователями, а также будущими создаваемыми и подключаемыми на основе первого подхода элементами. Именно технологии комплексного формирования устойчивых связей и должны стать средством автоматической балансировки совместного применения указанных подходов [1].

На третьем этапе производился формальный поиск этих технологий. Причем прежде всего в интересах их выявления были сформулированы основные тенденции развития КИС. Можно утверждать, что они в наибольшей степени определяются инновациями (в технике, технологиях,

процедурах управления и др.), технологиями обеспечения взаимодействия и совместимости (интероперабельности) систем и их компонентов в интересах их совместной работы, стремлением к достижению превосходства над конкурентами в циклах принятия информационно обоснованных решений. Инновации в технике и технологиях прежде всего следует рассматривать применительно к главным, как аппаратным (универсальным компьютерам, системам хранения, цифровым системам и средствам связи), так и программным (системное ПО, компонентная среда, ПО управления информационной инфраструктурой, методология прикладного программирования, создание привычных интерфейсов «человек-машина») сегментам КИС, определяющим их конфигурацию и порядок функционирования, а также применительно к технологиям связи (доставки данных, передачи речи и видеоинформации, глобальной мобильной связи и предоставления полосы пропускания по требованию).

Сформулированные основные тенденции развития КИС представлены в таблице. Их целесообразно использовать для верификации тех достижений и технологий, которые функциональные специалисты (предметники) оценивают как наиболее перспективные. Исследования показали, что среди таких технологий прежде всего могут быть: новые достижения в разработке программного обеспечения;

новые достижения в аппаратной и программной интеграции систем и подсистем различных производителей;

технологии глобальной сети Интернет; технологии обеспечения информационной безопасности.

Причем особый упор с точки зрения построения КИС специалисты делают на технологии Интернет, которые ввиду широкой распространенности являются хорошо отработанными, надежными и приемлемыми по стоимости. В них можно выделить две группы технологий:

передача данных (протоколы передачи данных и их прохождения в сети Интернет);

хранение, представление и предоставление информации (контента).

Первая группа при необходимости будет использоваться в перспективных КИС во всей своей совокупности, поскольку их стандартизация как раз и обусловливает порядок функционирования систем, аналогичных принятым в сети Интернет. Вторая группа определяет индивидуальные осо-

бенности каждой такой КИС. Именно среди них с учетом выработанных принципов автоматизированного управления предприятием и производился выбор той самой ключевой технологии, которая смогла бы обеспечить сбалансированное применение двух указанных подходов «сверху вниз» и «снизу вверх».

Архитектура любой создаваемой КИС должна соответствовать современным принципам автоматизированного управления, возможности реального воплощения в жизнь которых появились с конца 1990-х гг. Их реализация прежде всего способствует повышению устойчивости работы КИС. Проведенные на четвертом этапе исследования

показали, что главными среди них являются следующие принципы:

1) централизованное управление деятельностью корпорации при децентрализованном выполнении исполнителями текущих задач с возможностью осуществления контроля за действиями последних, по крайней мере на самых ответственных этапах работ (управляемая децентрализация);

2) управление централизованным стратегическим и текущим корректировочным планированием с использованием средств поддержки коллективной работы специалистов корпорации и внешних подрядчиков, в том числе находящихся в территориально удаленных подразделениях;

основные тенденции развития корпоративных информационных систем

область развития кис тенденция и обусловливающие ее причины результат реализации тенденции

Инновации в аппаратном сегменте Рост доли централизованной обработки информации в корпоративных сетях специализированным центром вне зависимости от степени территориальной распределенности источников этой информации. Он связан с разрастанием глобальных и региональных сетей на высокопроизводительных волоконно-оптических линиях связи, увеличением их надежности и снижением стоимости передачи бита информации Централизованная обработка позволяет оснащать удаленные узлы сетей недорогими оконечными ПК, обеспечивающими минимум функциональных возможностей при наличии лишь необходимого оборудования («тонкими» клиентами), связанными через широкополосный канал передачи данных со специализированным центром. В этом случае в удаленном узле сети не надо держать собственную высококвалифицированную службу поддержки и совершенствования сложных бизнес-приложений

Опережающий рост применимости технологий сети Интернет во всех сферах. Это обусловлено: их широкой апробацией, влекущей за собой повышенную надежность программного обеспечения; наличием довольно большой прослойки высококвалифицированных кадров сетевых администраторов с большим опытом работы, способных не только эксплуатировать сетевое оборудование, но и совершенствовать прикладные процессы в сети; огромной пользовательской аудиторией, владеющей навыками работы в сети; достаточно высокой доходностью Интернет-бизнеса и связанным с ним высоким уровнем инвестиций; соответствием стратегий развития Интернет корпоративным интересам крупных производителей оборудования и программного обеспечения для этой сети Межсетевой обмен между элементами КИС, в том числе с использованием цифровых магистралей, будет осуществляться с применением этой технологии несмотря на то, что она не обеспечивает оптимальность обмена данными. Этот выбор является компромиссом и связан прежде всего как с широким распространением данной технологии, так и быстрым развитием ее приложений для систем реального масштаба времени

Растущее вытеснение сетевых технологий, использующих механизмы качества обслуживания, более простыми технологиями за счет увеличения пропускной способности сетей. В конкурентной борьбе между увеличением пропускной способности и добавлением новых механизмов качества обслуживания побеждает увеличение пропускной способности, достигаемое за счет применения технологий волоконной оптики. Все большую роль играет принцип: чем больше пропускной способности, тем лучше. Им уже руководствуется большинство заказчиков Заказчики определили, что при большой пропускной способности гораздо проще управлять сетью, планировать использование прикладных систем, разрабатывать и устанавливать сетевые средства и работать с обслуживающими организациями или внутренним персоналом. Кроме того, обеспечиваемая преемственность технологий способствует сохранению инвестиций. Управление пропускной способностью с использованием механизмов качества обслуживания затягивает по времени окупаемость вложений до нескольких лет, значительно увеличивает сложность сетей и тем самым отталкивает сетевых администраторов от внедрения этих механизмов

Продолжение таблицы

Область развития КиС тенденция и обусловливающие ее причины Результат реализации тенденции

Инновации в программном сегменте Повышение роли программного обеспечения с открытым исходным кодом для работы в операционной среде Linux, программных технологий обеспечения адаптивности (выделения ресурсов по требованию, или коммунальных вычислений) КИС и виртуализации их ресурсов Снижение затрат на ПО, а также на аппаратные средства за счет повышения коэффициента использования имеющихся средств

Смещение области деятельности специалистов от разработки системного и базового программного обеспечения (операционные системы и СУБД, серверы и рабочие станции) во внутреннюю область ИТ Все большее число специалистов работает не в системной области, а с готовыми приложениями и поддерживающими их технологиями, в том числе средами разработки новых приложений. Это вовсе не значит, что уменьшается значение науки о вычислительной технике. Соответствующие специалисты вовсе не потеряли ценности и значения — просто сужается круг специалистов в области системного ПО

Неоднозначность влияния программных технологий, определяющих развитие КИС Требования к КИС слишком сильно различаются в различных проектах и приложениях у заказчиков. Зачастую главную роль при выборе технологии может сыграть не ее оптимальность и наиболее высокие характеристики с технической точки зрения, а экономическая целесообразность, простота реализации и стыковки с уже существующими технологиями, а также поддержка со стороны сетевой индустрии

Возрастание сложности программных продуктов для крупных предприятий (в первую очередь — функциональной) Приводит к увеличению цены лицензий и стоимости внедрения. Кроме того, сложное приложение требует наличия квалифицированных кадров как у партнеров, так и у клиентов

Рост внимания разработчиков ПО к среднему и даже мелкому бизнесу. Эта ниша требует приемлемых затрат на внедрение и эксплуатацию в условиях нехватки высококлассных управленческих кадров Данное противоречие производители пытаются решить в том числе и за счет унификации/ типизации продуктов, причем часто в ущерб их гибкости и адаптируемости. Специалисты также рекомендуют смещать акцент с унификации продуктов на унификацию хорошо документированных технологий предоставления продуктов клиентам [4]

Тенденции, обусловленные технологиями обеспечения функциональной совместимости и способности к взаимодействию разнородных систем и приложений Ограничение возможностей совместимости и взаимодействия разнородных систем из-за неоднозначности факторов, влияющих на стандартизацию телекоммуникаций и информационных технологий. Опыт показал, что даже при мощной поддержке государственных организаций и комитетов по стандартизации невозможно директивно ввести единую стандартную технологию Стандартизация больше не является только технологией. Она должна учитывать перспективы ведения бизнеса и наработанные при этом способы управления, которые во многом определяют корпоративные интересы компаний. Задача создания справедливых, прозрачных и открытых стандартов в области информационных технологий все более усложняется, так как компании пытаются сбалансировать потребности в стандартах с потребностями в защите своего бизнеса и наработанных способов управления

Развитие с начала 2000-х гг. технологий «слабосвязанных» систем в соответствии с сервис-ориентированной архитектурой КИС. Оно обусловлено растущими сложностью, неопределенностью и динамизмом рыночной среды, оказывающей существенное влияние на процессы управления предприятиями, которые должны стать динамичными, распределенными, легко адаптируемыми к складывающейся корпоративной и внешней обстановке В идеале становится возможным построение КИС из наилучших для применяемых бизнес-процессов программных компонентов разных производителей с быстрым подключением новых элементов и функций при сохранении вовлеченных ранее инвестиций

Окончание таблицы

область развития кис тенденция и обусловливающие ее причины результат реализации тенденции

Тенденции развития КИС, обусловленные стремлением компаний к получению конкурентных преимуществ Рост применения КИС западных производителей. Сейчас в России регулирующее законодательство становится менее изменчивым. Доля теневой экономики (согласно статистике официальных источников) уменьшается. Тем самым расширяется база применения апробированных западных стандартов ведения бизнеса в России. Пользователи все более испытывают потребность в инструментах управления и планирования, в то время как требования по объему оперативных изменений в процессах, обеспечиваемых КИС, сокращаются Наблюдается стремление российских компаний к повышению капитализации за счет проведения первичных публичных размещений акций на международных фондовых биржах (IPO). При этом компании должны соответствовать определенным требованиям по раскрытию информации, уровню корпоративного управления и внутреннего контроля (например, требованиям закона Сарбейнса-Ок-сли). Наличие аудируемой и признанной в мировой практике автоматизированной системы управления (отечественные поставщики на текущий момент не могут конкурировать в этой области с западными поставщиками) является одним из определяющих факторов повышения инвестиционной привлекательности компаний на рынке при выходе на IPO, а следовательно непосредственно влияет на их капитализацию. В результате преимущества российских разработок могут нивелироваться, а системы западных производителей — получать конкурентные преимущества в борьбе за клиента, несмотря на более высокую стоимость лицензий [3]

Усреднение возможностей КИС ведущих западных и российских производителей в средне — и долгосрочной перспективе при оптимистическом сценарии развития экономики в России О каком-то превосходстве КИС того или иного производителя можно будет говорить как о временном факторе. Качество продукта в дальнейшем будет зависеть в большей степени от качества его предоставления [4], а также от качества внедрения и проведения заказных доработок

Неразрывность технических и организационных процессов защиты информации в КИС Для сетей, особенно мобильных, требуется разработать особые механизмы многоуровневой защиты информации и сопровождать их мерами организационно-технического характера

3) наличие простого, удобного и, по возможности, единого интерфейса и механизмов поиска структурированной и неструктурированной информации (положительные эмоции у пользователей при интерактивном (диалоговом) взаимодействии с КИС способствуют быстроте ее освоения и широте применения);

4) принудительное доведение до пользователей (в соответствии с установленными правами доступа) той информации, в которой они заинтересованы, по мере ее обновления и быстрое получение пользователями информации по их запросам (принцип «push-pull»);

5) обеспечение возможности работы функциональных приложений в распределенной корпоративной вычислительной среде, а также их автономной работы с периодическим обменом данными между приложениями вычислительных узлов сети (например, для повышения устойчивости к сбоям и катастрофоустойчивости КИС в целом);

6) по возможности, простая реализация единых корпоративных правил разграничения доступа к информации (в соответствии с функциональными обязанностями, поставленными задачами и др.);

7) реализация встроенных стандартизованных механизмов управления обменом данными и сопряжения с каналами связи различных видов [1].

Вполне логичным стало предположение, что та технология, которая обеспечит комплексность увязки указанных принципов с архитектурой создаваемой корпоративной информационной системы, по крайней мере в первом приближении, как раз и будет тем самым средством автоматической балансировки совместного применения архитектурных подходов «снизу вверх» и «сверху вниз». Она была найдена среди второй группы Интернет-технологий. Это — технология корпоративного портала (КП), обеспечивающая заблаговремен-

ную оптимизацию архитектуры разрабатываемой КИС с позиций возможности ее расширения и наращивания функциональности в будущем при сохранении сделанных в нее ранее инвестиций. Именно она позволяет предоставить пользователям совокупность тех функций, которые соответствуют современным принципам автоматизированного управления.

Предложенный подход можно использовать для углубления обоснования решений о целесообразности применения в КИС и ее составных частях и других технологий в процессе конкретизации требований к КИС и ее элементам. При этом надо вырабатывать соответствующие принципы применительно к той предметной области, в которой предполагается использовать эти технологии, с привлечением функциональных специалистов. Для принятия окончательного решения в дополнение желательно проводить также анализ по критерию «стоимость/эффективность».

список литературы

1. Судакова Л. Ю. Перспективы применения порталов в корпоративных информационных системах. Экономические проблемы современности: сборник научных статей экономического факультета МГПУ. М: Эпикон, 2003. С. 71-78.

2. Кузнецов С. Основы хранилищ данных и BI по Ральфу Кимбаллу. URL: http://www.citcity. ru/16022.

3. Монахова Е., Гараева Ю. Коллективная медитация: «Мы поезд куда надо ведем?» //PC Week/RE, 30 марта 2004. № 11 С. 40-42.

4. Шебек С. Как стать первым на ИТ-рынке //PC Week/RE, 3 июня 2003. № 20. C. 27-29.

5. Кимбелл. Р. Инструментарий разработки хранилищ данных: Полное руководство по параметрическому моделированию. Изд. 2-е. John Wiley & Sons, 2002.

6. Инмон Б. Построение хранилищ данных. QED/ Wiley, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.