УДК 004. 942 ББК 30ф
Краснов С.В., Катьянов Ю.В.
КОРПОРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА -ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ
Krasnov S.V., Katyanov Y. V.
CORPORATE INFORMATION SYSTEM - MANAGEMENT TOOL OF LARGE CORPORATIONS
Ключевые слова: управленческие решения, информационные технологии,
корпоративная информационная система.
Keywords: management decisions, information technology, corporate information system.
Аннотация
Рассмотрены проблемы принятия решений в крупных корпорациях. Корпоративная информационная система (КИС) как инструмент принятия оптимальных управленческих решений. Проанализированы результаты применения КИС для автомобильного бизнеса.
Abstract
The article deals with the problems of decision making in large corporations, corporate information system (CIS) as a tool to make optimal management decisions. The authors analyze the results of the CIS for the automobile business.
Анализ прогнозов, сделанных рядом компаний, работающих в области информационных технологий, показывает, что при сегодняшнем удвоении информации каждые несколько лет буквально через десятилетие удвоение будет происходить через несколько месяцев.
Это вызовет :
- необходимость интеграции большого количества технологий, предназначенных, для выработки решений;
- сложности принятия управленческих решений.
Следствием этого может стать увеличение количества нереализованных проектов.
Выход из этой ситуации заключается в том, что нужны новые подходы, концепции, на которые можно опереться при решении этих задач.
В области управления крупными корпорациями к таким концепциями, охватывающим весь этот сложный комплекс вопросов, относится то, что в последнее время определяется новым термином "Корпоративная архитектура" (Enterprise Architecture).
Корпоративная архитектура рассматривается как процесс реализации бизнеса корпорации на основе создания КИС.
Отсутствие КИС создаст для ИТ департаментов следующие проблемы:
- корпорация будет иметь изолированные, разобщенные системы от разных поставщиков;
- многократное дублирование и несовместимость данных;
- отсутствие интеграции отдельных компонентов информационных систем в рамках одной структуры корпорации;
- невозможно обеспечить взаимодействие информационных систем разных структур в рамках одной корпорации;
- невозможность оценки экономического эффекта от создания и владения той или иной информационной системы;
- решение задач развития за счет увеличения количества персонала;
- модели ведения бизнеса будут отставать от возможностей новых информационных технологий.
Решение этих задач следует искать в переходе на более высокий уровень по сравнению с задачей внедрения одной или нескольких прикладных систем.
Таким образом, понятие "Корпоративная архитектура" является важнейшим составляющим такого нового уровня.
Сегодня многие крупные корпорации реализовывают собственные программы "Корпоративной архитектуры", рассматривая их как интерфейс между бизнесом и информационными технологиями.
Для российских корпораций необходимо учитывать следующие специфические особенности:
- во многих компаниях развитие бизнеса и развитие ИТ происходят независимо;
- ИТ рассматриваются топ-менеджерами как чисто вспомогательная функция, выступающая как центр затрат;
- отсутствует однозначность в понимании таких терминов, как «Корпоративная архитектура».
Рассмотрим КИС как инструмент повышения эффективности бизнес-процессов за счет решения многих управленческих проблем.
Остановимся на этих проблемах подробнее.
1. Управленческие решения принимаются с недопустимым сегодня временным лагом.
Это вызвано:
- большим количеством бизнес-процессов и сложностью их взаимосвязей друг с другом;
- большим объемом рутинной работы;
- большим количеством документов разного формата, которые оформляются в различных подразделениях корпорации, проходя несколько этапов рассмотрения и утверждения;
- документы дублируют друг друга;
- сложности, связанные с организацией хранения информации;
- возрастание количества задач, связанных с выборкой информации по определенным критериям за определенный период;
- разбиение сфер ответственности на более мелкие части в результате сложных управленческих цепочек.
Все это приводит к трудностям циркуляции информации от мест ее возникновения до топ-менеджеров.
2. Ошибочные управленческие решения.
Это вызвано:
- информация, предоставляемая руководителю, не содержит всех данных;
- данные представлены не в нужном для принятия правильного решения аспекте;
- неправильное структурирование информации в целом.
Все перечисленные проблемы делают вопрос КИС весьма актуальным. Несмотря на специфику каждой конкретной корпорации, они способны решить следующие задачи:
1. Позволяют уйти от лоскутной автоматизации.
2. Формируютя на основе единого хранилища данных информационного пространства корпорации.
Это решает множество проблем, связанных с циркуляцией информации:
- позволяет увидеть картину по всей корпорации в любой момент времени;
- позволяет осуществлять все действия сотрудников согласованно, без многократной перекачки и синхронизации данных;
- любой сотрудник будет видеть все необходимые ему данные без запаздывания за любой исторический период;
- осуществление всей цепочки операций, входящих в бизнес-процесс, будет проходить в режиме реального времени в одной системе;
- результат бизнес-процесса (текущие изменения) можно будет отслеживать в реальном времени;
- обеспечивается высокая надежность и защита данных от несанкционированного доступа.
3. Стандартизация процедур обработки информации во всех подразделениях корпорации на основе корпоративных стандартов.
Решается множество проблем, связанных с множественным вводом и обработкой одной и той же информации различными форматами представления данных:
- единые стандарты работы с данными;
- единое понимание того, как данные формируются и хранятся, кем и как могут быть использованы;
- максимально формализуются процедуры ввода и обработки информации;
- одинаковое понимание той или иной информации, отчетов, форм и т.д;
- сравнимость результатов аналогичных структурных подразделений корпорации.
4. Обеспечение оперативного управления.
Обеспечит:
- повышение скорости и надежности предоставления руководству отчетности в различных аналитических разрезах;
- автоматическое формирование отчетов;
- автоматическое структурирование информации по наиболее актуальным на данный момент времени критериям.
Несмотря на короткий период существования КИС, успел сложиться ряд требований к ним.
Рассмотрим эти требования подробнее.
Каждое рабочее место можно рассматривать как узел, потребляющий и порождающий информацию.
Следовательно, все такие узлы связаны между собой потоками информации, а корпорация представима в виде модели, состоящей из узлов и связей между ними. Такая модель должна охватывать все аспекты деятельности предприятия и быть направлена на выявление механизмов получения максимальной прибыли, что и подразумевает требование системности.
Эффективное решение этой задачи возможно в свою очередь при учете максимально возможного множества параметров и возможности их многокритериального анализа, оптимизации и прогнозирования - то есть комплексности системы.
Узлы и потоки должны быть сгруппированы в подсистемы, что выдвигает еще одно важное требование к КИС - модульность построения.
Это требование приобретает особую важность при внедрении системы, поскольку позволяет:
- распараллелить и ускорить процессы;
- исключить из поставки компоненты, которые не нужны конкретному предприятию.
В процессе эксплуатации всегда возникает необходимость в дополнениях, а также
интеграции с уже работающими компонентами КИС. Поэтому следующим определяющим требованием к КИС является открытость. Это требование приобретает особую важность, если КИС включает системы САВ/САМ/САЕ и т.п.
В силу того, что:
- любое предприятие существует в мире, требующем гибко реагировать на рыночную ситуацию, включая изменение структуры и номенклатуры выпускаемых изделий или услуг;
- законодательство имеет неустоявшийся, динамично меняющийся характер;
- крупные корпорации имеют подразделения, находящиеся в других странах.
КИС должна обладать свойством адаптивности, то есть гибко настраиваться на разное законодательство, иметь разноязыковые интерфейсы, уметь работать с различными валютами одновременно.
Особенно важно, чтобы система обладала инструментарием, при помощи которого программисты и наиболее квалифицированные пользователи могли бы самостоятельно создавать необходимые им компоненты.
В процессе эксплуатации КИС она становится важнейшим компонентом корпорации, способным в случае выхода из строя застопорить все процессы и нанести громадные убытки. Поэтому одним из важнейших требований к такой системе является надежность. Последнее подразумевает, что КИС должна оставаться работоспособной даже при выходе из строя отдельных ее элементов.
Особое значение для КИС, содержащей большое количество информации, имеет безопасность.
Требование безопасности включает в себя следующее:
Защита данных от потери. Это требование реализуется в основном на организационном, аппаратном и системном уровнях.
Сохранение целостности и непротиворечивости данных. КИС должна отслеживать изменения во взаимозависимых документах и обеспечивать управление версиями и поколениями наборов данных.
Предотвращение несанкционированного доступа к данным внутри системы. Эти задачи решаются комплексно как организационными мероприятиями, так и на уровне операционных и прикладных систем.
Предотвращение несанкционированного доступа к данным извне. Решение этой части проблемы ложится в основном на аппаратную и операционную среду функционирования КИС и в то же время требует ряда административных мероприятий.
Крупные корпорации имеют тенденцию к росту, образованию аналогичных структур, что требует от КИС возможность использовать одну и ту же технологию управления на уровне любой, даже небольшой вновь входящей в него структуры. Такой подход выдвигает требование масштабируемости.
На определенном этапе развития предприятия может потребовать перехода на другую более современную программно-аппаратную платформу. Это ставит перед КИС требование мобильности.
Требование - простота в изучении включает:
- интуитивно понятный интерфейс программ;
- подробная и хорошо структурированная документация.
Требование - сопровождение включает:
- консультации по горячей линии;
- выезд специалиста на объект заказчика для устранения последствий аварийных и нештатных ситуаций;
- техническое обучение на объекте заказчика;
- методическую и практическую помощь, при необходимости внести изменения в систему;
- получение новых версий программного обеспечения бесплатно или с существенной скидкой.
Таким образом, необходимо создавать эффективные, способные к постоянному развитию КИС с учетом всех этих требований.
Для этого у российских корпораций есть все необходимые условия:
- корпорации в достаточной степени оснащены компьютерами, сформированы локальные и глобальные сети, внедрено большое количество отдельных прикладных систем;
- в нашей стране есть достаточное количество специалистов в области программирования, аппаратного обеспечения, построения и администрирования компьютерных сетей;
- в России есть отдельные примеры реализации действительно сложных информационных систем (например ОАО «АВТОВАЗ»).
Сегодня КИС ОАО «АВТОВАЗ» - один из важнейших элементов повышения эффективности автомобильного бизнеса. .
Быстро меняющаяся экономическая ситуация оказывает существенное влияние на предприятия автомобильной отрасли, вынуждая их постоянно приспосабливаться к новым условиям бизнеса. Рост конкуренции в отрасли достиг невиданных ранее размеров. Для того чтобы удовлетворить все возрастающие требования потребителей, ведущие производители автомобилей вынуждены полностью обновлять модельный ряд как минимум раз в два года или даже чаще, вкладывая все больше средств в разработку и новые технологии производства. Этому также способствуют ужесточение требований к безопасности автомобилей и новые требования охраны окружающей среды.
Ключевые факторы, определяющие современное лицо автомобильной индустрии:
• меняется потребительский спрос;
• увеличивается разнообразие новых моделей автомобилей;
• постоянно сокращаются сроки разработки и вывода на рынок новых моделей;
• сервисное обслуживание становится все более важной частью автомобильного бизнеса.
Стремясь удовлетворить возрастающие запросы потребителей, производители автомобилей отказываются от старой стратегии производства «на склад» и переходят к новым, ориентированным на клиента моделям производства, таким как «производство и сборка на заказ», которые предъявляют повышенные требования к точности и качеству организации производственных процессов.
Рост конкуренции заставляет производителей автомобилей создавать интегрированные цепочки поставок, объединяющие в единые структуры производителей комплектующих, материалов и инжиниринговые центры, занимающихся разработкой.
Особая нагрузка ложится на производителей комплектующих и автозапчастей. Находясь в начале логистической цепочки, они, по сути, определяют весь дальнейший ход процесса производства автомобилей. Своевременная поставка материалов и комплектующих становится критическим фактором, даже незначительные сбои в цепочке поставок могут привести к срыву производственной программы либо к полной остановке производства у производителя автомобилей.
КИС ОАО «АВТОВАЗ» разработана специально для управления производством автомобилей и обеспечивающих его процессов и состоит из следующих основных модулей:
• Подготовка производства и ведение нормативной базы.
• Планирование и контроль хода производства.
• Управление закупками и запасами ТМЦ.
• Сборка автомобилей и сборочных комплектов.
• Управление технологическими процессами.
• Управление ремонтом оборудования.
• Управление сбытом автомобилей, сборочных комплектов и запасных частей.
• Технико-экономическое планирование и учет затрат на производство.
• Управление персоналом и расчет заработной платы.
• Информационное обеспечение показателей качества процессов.
• Управление производством инструмента и технологического оборудования.
• Бухгалтерский и налоговый учет, в том числе по международным стандартам.
• Электронный документооборот и управление нормативно-технической документацией.
Достоинства информационной системы ОАО «АВТОВАЗ»
Стратегические
• Сокращение времени производственного цикла.
• Значительное улучшение обслуживания заказчиков.
• Повышение фондоотдачи оборудования.
• Постоянное улучшение качества продукции.
Финансовые
• Оптимизация использования трудовых ресурсов, повышение производительности труда.
• Сокращение запасов покупных материалов, незавершенного производства и готовой продукции.
• Значительное сокращение расходов на создание и поддержание информационной системы по сравнению со стандартными ERP решениями.
Организационные
• Улучшение управления производством и повышение скорости реагирования на непредвиденные события.
• Сокращение времени подготовки планов
• Исключение дублирования функций во всех звеньях управления.
Информационная система ОАО «АВТОВАЗ» - ключевые возможности Детальное описание КИС «АВТОВАЗ» позволяет максимально полно описывать все
производства и продукции
ресурсы предприятия, задействованные в процессе производства: состав автомобилей и сборочных комплектов, технологические маршруты, нормы расхода материалов и трудовые нормативы, мощности и ограничения технологического оборудования, конвейерные линии, покрасочные камеры, станки, инструмент и оснастку, производственные спецификации, персонал.
Многоуровневое
производственное
планирование
Детальное производственное планирование с учетом ограничений для всей иерархии производственных планов. Объемнокалендарное планирование потребностей в материалах и комплектующих изделий, производственных мощностях, времени работы и численности персонала по профессиям и разрядам.
Планирование работы конвейеров
Функциональность, позволяющая планировать процессы сборочного производства автомобилей. При планировании определяется оптимальная последовательность запуска автомобилей на сборку с учетом заказа, ограничений сборочного процесса, наличия узлов и комплектующих.
Планирование поставок материалов и комплектующих
Расчет потребностей для всех уровней с учетом текущей ситуации на производстве, обеспечение поставок комплектующих и материалов на сборочный конвейер по принципу «точно-в-срок».
Управление производством в режиме реального времени
Функциональность производственного планирования и оперативного управления производством позволяет изменять текущие производствен-ные планы при возникновении внештатных ситуаций.
Интерфейсы к контроллерам технологических систем и систем управления производственными линиями позволяют выполнять перепланирование в режиме реального времени с учетом действитель-ного состояния оборудования и запасов.
Управление
цепочками
поставок
Инструменты и платформа интеграции на базе Интернет-технологий позволят всем участникам цепочки поставок -заказчикам, поставщикам материалов и комплектующих, сервисным компаниям и дистрибуторам работать совместно, обеспечивая поставки в соответствии с заказами и графиками точно вовремя.
Детальный контроль и анализ производства
Регистрация движения ТМЦ и отклонений в реальном времени позволяет контролировать показатели работы, задаваемые системой планирования. Открытый набор инструментов (OLAP система) для определения ключевых показателей работы позволяет устанавливать эти показатели, вычислять их и представлять любому уровню управления предприятия.
Планирование и Расчет нормативной себестоимости продукции, определение контроль затрат на фактичес-ких затрат по нормативному методу при производство безполуфабрикатном способе учета.
Составление бухгалтерской и налоговой отчетности, в том числе по международным стандартам.
Концепция полного набора бизнес-решений на базе продуктов компаний: Hewlett-Packard, CISCO, Intel, Oracle позволяет ОАО «АВТОВАЗ» формировать и успешно претворять в жизнь гибкие стратегии бизнеса, чтобы успешно адаптироваться к постоянным изменениям окружающей среды и обеспечивать себе лидирующие позиции на рынке.
Библиографический список
1. Экономика инновационной деятельности наукоемких предприятий: Учебник / А.А. Колобов, В.В. Кочетов, И.Н. Омельченко и др.; Под ред. А.А. Колобова, И.Н. Омельченко. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 384 с.
2. Краснов С.В., Сорокин С.В. Основные организации позаказного производства в автомобилестроении и возможные пути их решения: Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия “Информатика” Выпуск 17. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2011.
3. Петров В.Н. Информационные системы: Учебник. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
4. http://www.andproject.ru/finechain main.html
5. http://osp.ru/cio/2008/02/4829960/
6. http://www.intuit.ru/pdf/danilin.pdf