Научная статья на тему 'Методический подход к формированию организационно-экономического механизма управления строительством молодежных жилищных комплексов'

Методический подход к формированию организационно-экономического механизма управления строительством молодежных жилищных комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОМПЛЕКС / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / THE MANAGEMENT MECHANISM / A YOUTH HOUSING COMPLEX / HOUSING CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Наталья Николаевна, Швыденко Наталья Викторовна

В статье отражены результаты исследования, направленные на решение социально значимой проблемы обеспечения молодых граждан комфортным и доступным жильем с развитой инфраструктурой. Разработана и предложена методика определения потребности и возможности улучшения жилищных условий молодежи, включающая в себя сбор, анкетирование, обработку информации и создание базы по количеству, размерности, доступности жилых помещений, элементов социальной инфраструктуры и позволяющая повысить объективность принятия управленческих решений с учетом социально-экономических, рыночных и технических параметров проекта строительства МЖК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approach to building organizational and economic mechanism for the construction of youth housing complexes

The paper describes the results of a study aimed at solving major problems, providing young people comfortable and affordable housing to all amenities. Developed and the technique of determining the needs and opportunities for improvement of living conditions of young people, which includes the collection, surveys, data processing and database creation of the quantity, dimensions, availability of premises, elements of social infrastructure and to improve the objectivity of decision-making, taking into account socio-economic, market and technical parameters of the project construction of youth housing complexes.

Текст научной работы на тему «Методический подход к формированию организационно-экономического механизма управления строительством молодежных жилищных комплексов»

Методический подход к формированию организационно-экономического механизма управления строительством молодежных жилищных комплексов

Н.Н. Иванова, Н.В. Швыденко РГСУ, г. Ростов-на-Дону

С переходом на рыночные условия хозяйствования управление строительством объектов жилой недвижимости претерпели значительные трансформации. При условии активного роста жилищного строительства наблюдается недостаток домов «эконом-класса», следует также отметить низкую доступность жилья и ипотечных жилищных кредитов для большей части населения в первую очередь для молодежи и студентов, в частности.

В настоящее время студенты вынуждены использовать для временного проживания общежития, не отвечающие современным российским и европейским стандартам. Ситуация осложняется недостаточностью финансирования общежитий, старением жилого фонда, неразвитостью форм найма жилья, ростом цен на жилье и процентных ставок по ипотечным кредитам. Результаты реализации государственных программ не позволяют оказать поддержку молодежи в целом, а только молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В связи с этим возникает необходимость в осуществлении преобразований и построении рыночных механизмов, направленных на улучшение жилищных и культурно-бытовых условий молодых граждан, что в свою очередь несомненно отразиться на повышения их трудовой и творческой активности.

С нашей точки зрения, одним из путей решения данной задачи является строительство современных молодежных жилищных комплексов (МЖК), отвечающих потребностям молодых людей. Движение молодежных жилищных комплексов возникло в нашей стране еще в начале 1970-х годов, и в нынешних условиях перехода к рыночным методам регулирования экономики продолжается поиск новых способов решения жилищной проблемы молодежи.

В выполненной нами работе основное внимание уделено формированию организационноэкономического механизма управления строительством современных молодежных жилищных комплексов, позволяющих обеспечить молодых граждан комфортным и доступным жильем с развитой инфраструктурой.

Исследовано понятие «молодежный жилищный комплекс» и произведена его адаптация к условиям рыночной экономики, базирующаяся на сочетании его характеристик как социально-значимого объекта (развитая инфраструктура, доступность и т.д.) и инвестиционно-привлекательного финансового инструмента, реализующего принцип частно-государственного партнерства.

«Молодежный жилищный комплекс» представляет собой социально значимый объект, включающий в себя жилые дома, объединенные единой специально спланированной территорией с развитой социальной инфраструктурой, выполненные в едином архитектурном стиле и образующие единую территориально-пространственную целостность, предназначенные для проживания молодежи в возрасте от 18 до 35 лет [1]. Данное определение отражает современные тенденции развития экономики России и ее структурных преобразований, что в свою очередь обусловливает необходимость формирования механизма управления строительством таких объектов с учетом их специфических особенностей.

На сегодняшний день в качестве эффективного инструмента развития жилищного строительства используются различные долгосрочные жилищные программы. Проводимые нами исследования показали необходимость разработки и реализации инвестиционно-строительных проектов по возведению молодежных жилищных комплексов, основанных на привлечении частного и государственного капиталов. Достижение задач жилищной программы требует разработки организационноэкономического механизма управления строительством МЖК как совокупности

организационных, ресурсных, правовых, методических и других составляющих элементов, форм их взаимодействия, а также последовательность его реализации в современных экономических условиях.

Разработанная и предложенная к внедрению методика обоснования и принятия управленческих решений при проектировании МЖК включает конкретизацию частных целей, сбор и обработку информации путем анкетирования, определение и оптимизацию социально-экономических и технических параметров проекта МЖК [2].

Данная методика позволяет участникам инвестиционно-строительного процесса принимать экономически обоснованные управленческие решения о целесообразности реализации проектов строительства МЖК на основе сформированной информационной базы по количеству, размерности, доступности жилых помещений и элементов социальной инфраструктуры.

Исследование потребности молодежи в жилье рекомендуется проводить методом социологического опроса путем письменного анкетирования закрытого типа. Алгоритм исследования состоит из следующих этапов: определение цели исследования и анализ вторичной информации; подготовка к полевому исследованию и его проведение; подготовка первичной информации и ее обработка; анализ результатов исследования; формулировка выводов и рекомендаций; формулирование исходных данных проекта строительства МЖК.

К показателям, которые используются для определения количества анкет, относятся:

- генеральная совокупность, представляющая собой общую численность студентов дневного отделения вуза;

- выборочная совокупность, которая производится случайно и определяется одноступенчатым случайным бесповторным отбором.

В качестве эксперимента в диссертационной работе на основе разработанных автором анкет проведен социальный опрос среди студентов дневного отделения Ростовского государственного строительного университета. Генеральная совокупность составила 6 000, выборочная совокупность - 566 человек.

В настоящее время потребность студентов в однокомнатных помещениях жилой площадью от 15 до 30 м2 составляет 70 %, потребность в двухкомнатных помещениях жилой площадью от 30 до 50 м2 - 30 %.

Уточнен инструментарий оценки эффективности проектов строительства МЖК как системы показателей в рамках организационно-экономического механизма, который характеризует основные параметры улучшения жилищных и культурно-бытовых условий молодых граждан; структуру занятости населения; коммерческую эффективность проектов с позиций инвесторов; оптимальную структуру инвестиционного фонда с различными источниками финансирования.

Поэтапное выполнение методики оценки социально-экономической эффективности строительства МЖК позволяет выполнить отбор инвестиционных проектов и организовать их финансирование. Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого принимается с учетом продолжительности создания, эксплуатации и ликвидации объекта, достижения заданных характеристик прибыли и требований инвесторов [2,3].

Для практического использования разработан алгоритм реализации организационноэкономического механизма управления строительством МЖК, направленный на оптимизацию состава и взаимодействия участников инвестиционной программы с учетом институциональных и экономических условий развития жилищной сферы. Организационно-экономический механизм строительства МЖК представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла проекта, которая базируется на информационной поддержке, конкретных правилах

финансового, административного и технологического взаимодействия элементов между собой и с внешней средой [4].

Алгоритм формирования предлагаемого организационно-экономического механизма предусматривает четыре этапа, охватывающих все основные функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) при создании МЖК (рисунок).

1.Формирование исходных данных (ИД) на основе определения потребности мол о дежи в возрасте от 18 до35летв МЖК

I -----------------

1.1. Исследование потребностии возможности улучшения жилищных условий молодежи

1.2. Анализ р азвития жилищного строительства в регионе

1 С оциально-экономические параметры проекта

2 Рыночныепараметрыпроекта

3 .Т ех ниче ские пар аметры пр о ект а

£

2 . Определение потребностив финансовых ресурсах при строительстве МЖК

I

2 .1 Анализ удовлетворения интересов участников и определение инвестиционных источников строительства МЖК

I

2.2. Ра счет инвестиционного фонда с учетом количественной оценки доли каждого источника финансовых ресурсов

2.3.Формирование сводного плана-графика финансирования строительства МЖК

1 Удовлетворены интересы участников проекта строительства МЖК?

2 Д остаточен объемцел евого инвестиционного фонда для строительства МЖК?

3 Участникиготовыпредоставить инвестиционные ресурсы согласно сводное плану графику финансирования строительства МЖК?

3. Отбор инвестиционных проектов и органюацияих финансирования

*

§

а

в-

Ё

О

м

5

О

±

3.1 .Отбор инвестиционных проектов на основе их ранжирования і і р і і і і 1 Расчет системы показателей оценки эффективности проекта строительства МЖК 2.Обеспеченалиэффективность проекта?

+

3.2 Формирование программы созданияМЖК + 1 -

і і і V

3.3.Уточнение объемно-планировочных, конструктивных решений и техникоэкономических показателей проектов • і і і і і і г Пересмотр ИД и оценка вариантов подд ержки пр о ект а ХО 2 МО Ж КО ісмекекпе ИД

кехозможко изменение ИД

4. Учет и контроль реализациипрограммысозданияиэксппуатацииМЖК

I

4 1 Диагностика процесса созданияМЖК

4.2 . Анализ и оценка динамики реализации проектов созданияМЖК

С оответствуют планируемые и отчетные показ ателидох од овирасходовпопроектами их привязка к конечным результата!^

4.3 . Оценка состояний и перспектив развития МЖК

т Л

Корректировка

плановых

показателей

проектов

Проект

отклоняется

Рисунок - Алгоритм формирования организационно-экономического механизма управления строительством молодежных жилищных комплексов

На первом этапе осуществляется исследование потребности и возможности улучшения жилищных условий молодежи на основе социологического опроса, выполняемое вузами и предприятиями региона. Эта функция может быть передана другой организационной структуре, например, специально созданной для этих целей управляющей компании. На

основе статистических данных и маркетинговых исследований управляющая компания проводит анализ развития жилищного строительства в регионе на ближайшую перспективу.

На втором этапе производится анализ удовлетворения экономических интересов участников программы создания МЖК и определение инвестиционных источников ее реализации, расчет инвестиционного фонда создания МЖК с учетом количественной оценки доли каждого источника финансовых ресурсов, формирование сводного плана-графика финансирования программы строительства.

Отбор инвестиционных проектов выполняется на третьем этапе на основе ранжирования с учетом выделенных средств государственной поддержки и возможного привлечения финансовых ресурсов из других источников. На этом же этапе формируется программа строительства МЖК; уточняются объемно-планировочные, конструктивные решения и технико-экономические показатели объектов МЖК, а также утверждаются схемы финансирования этих проектов.

На заключительном этапе производятся диагностика процесса создания МЖК, анализ и оценка динамики реализации этих проектов и перспектив развития МЖК.

В качестве субъекта управления выявлены: потенциальные собственники МЖК

(государственные и муниципальные органы, вузы, предприятия-работодатели, управляющие компании и др.), городская администрация, предприятия строительного комплекса. Объектом управления выступает строительство молодежных жилищных комплексов. Субъект осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивает достижение поставленных целей. Субъект воздействует на управляемый объект в целях обеспечения его функционирования и движения к заданной цели, а также принимает решения по наилучшему управлению строительством и эксплуатацией МЖК, обеспечивает реализацию принятых решений. Главным субъектом, на которого возложена ответственность за процесс строительства и состояние МЖК и который несет все риски, связанные с качеством и востребованностью МЖК, выступает собственник, который в современных условиях представлен частными лицами и городскими (или муниципальными) органами.

Таким образом, применение предложенного организационно-экономического механизма управления строительством МЖК позволяет определить возможность привлечения частных инвестиций к подобным проектам, а также дает возможность обеспечить взаимодействие муниципальных органов власти с частным инвестором при решении вопросов строительства МЖК с участием бюджетных средств.

Литература

1. Мякенькая Н.В. (Швыденко Н.В.) Исследование социльно-экономической категории «молодежный жилищный комплекс»: сб. науч. тр. / под ред. Б.Н. Небритова. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2009.

2. Швыденко Н.В. Методика оценки социально-экономической эффективности строительства молодежных жилищных комплексов // Инженерный вестник Дона [Электронный журнал]. - 2010. - №4 - ЦКЬ: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/265/

3. Василенко Ж.А. Методика оценки объектов жилой недвижимости с учетом инвестиционных предпочтений // Инженерный вестник Дона [Электронный журнал]. -2010. - №4 - ЦКЬ: http://ivdon.ru/magazine/latest/n4y2010/270/

4. Швыденко Н.В., Иванова Н.Н. Реализация организационно-экономического механизма управления процессом создания МЖК // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - Украина, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.