Научная статья на тему 'Методический подход к формированию и оценке уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов'

Методический подход к формированию и оценке уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
720
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ / COMPETITIVE ADVANTAGE / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / FORECASTING / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА / COMPETITIVENESS OF A BUSINESS ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешкова Е. П., Кюрджиев С. П., Мамбетова А. А.

В статье представлен теоретико-методический инструментарий конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, основывающийся на ряде принципиальных положений формирования, анализа и оценки уровня конкурентоспособности предприятия. Выявлены основные направления и факторы формирования устойчивых конкурентных преимуществ организации, предложена модель формирования прогнозируемого уровня конкурентоспособности предприятия и результаты ее апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the theoretical and methodological tools for the competitiveness of economic entities, based on the number of fundamental provisions for the formation, analysis and evaluation of the level of competitiveness of the enterprise. The main trends and factors of formation of sustainable competitive advantages of the organization, the model of forming the projected level of competitiveness of the enterprise and its results.

Текст научной работы на тему «Методический подход к формированию и оценке уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов»

Е. П. Пешкова, С. П. Кюрджиев, А. А. Мамбетова

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Аннотация

В статье представлен теоретико-методический инструментарий конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, основывающийся на ряде принципиальных положений формирования, анализа и оценки уровня конкурентоспособности предприятия. Выявлены основные направления и факторы формирования устойчивых конкурентных преимуществ организации, предложена модель формирования прогнозируемого уровня конкурентоспособности предприятия и результаты ее апробации.

Ключевые слова

Конкурентоспособность, конкурентные преимущества организации, прогнозирование конкурентоспособности, повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

E. P. Peshkova, S. P. Kurdgiev, A. A. Mambetova

METHODICAL APPROACH TO DEVELOPING AND ASSESSING THE LEVEL OF COMPETITIVENESS OF ECONOMIC ENTITIES

Annotation

The article presents the theoretical and methodological tools for the competitiveness of economic entities, based on the number of fundamental provisions for the formation, analysis and evaluation of the level of competitiveness of the enterprise. The main trends and factors of formation of sustainable competitive advantages of the organization, the model of forming the projected level of competitiveness of the enterprise and its results.

Keywords

Competitiveness, competitive advantage, forecasting, competitiveness, competitiveness of a business entity.

Рыночные отношения ставят перед каждой организацией стратегическую задачу — поддержание (в течение всего периода функционирования) условий, обеспечивающих успех в конкурентной борьбе, выход на новые рынки сбыта, в том числе международные.

В связи с этим большое значение для отечественных предприятий имеет формирование совокупности факторов, определяющих их конкурентоспособность, что предполагает проведение анализа и оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. В условиях динамичного и острого конкурент-

ного соперничества, когда выигрывает тот, кто умеет анализировать и своевременно принимать меры по укреплению конкурентных преимуществ, указанный анализ становится первоочередной потребностью каждого субъекта хозяйствования.

Основные принципиальные положения рекомендуемого методического подхода к формированию, анализу и оценке уровня конкурентоспособности предприятия состоят в следующем.

1. Конкурентоспособный хозяйствующий субъект — это организация, обладающая комплексными потенци-

альными возможностями, обеспечивающими конкурентные преимущества в будущем (10-15 лет). Основу источников конкурентных преимуществ составляет прогрессивная организационно-технологическая и социально-экономическая база. Анализ и оценка конкурентоспособности необходимы на всех стадиях воспроизводственного процесса (жизненного цикла) функционирования и последующего поэтапного развития.

2. Первичными объектами анализа и оценки состояния конкурентоспособности служат отдельные направления обеспечения ее необходимого уровня.

Они реализуются посредством определенных факторов и характеризуются группами частных показателей, на базе которых осуществляется обобщающая оценка каждого направления. В качестве основных для отечественных предприятий выделены четыре направления обеспечения и удержания конкурентных преимуществ: технологическое (У\), обеспечение достойного качества трудовой жизни (72), обеспечение финансовой устойчивости предприятия (73), организационное (74). Направления и факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия приведены на рисунке 1.

Обеспечение конкурентоспособности предприятия

Основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия Основные факторы конкурентоспособности предприятия

1. Технологическое обеспечение 1.1. Разработка и практическое использование новых технологий производства продукции. 1.2. Разработка и реализация долгосрочной стратегии освоения перспективных 1Т

2. Обеспечение достойного качества трудовой жизни — 2.1. Разработка и реализация стратегии повышения качества трудовой жизни

+ *

3. Обеспечение финансовой устойчивости предприятия 3.1. Обеспечение устойчивых темпов роста собственных средств предприятия. 3.2. Обеспечение активности предприятия на рынке. 3.3. Достаточность собственных источников средств для обеспечения резервов и расходов. 3.4. Обеспечение возможной свободе организации от кредиторов (платежеспособности)

* *

4. Организационное обеспечение 4.1. Укрепление позиций на внешних рынках (рассредоточение видов производственно-хозяйственной деятельности по странам). 4.2. Создание организационно-методических предпосылок гибкой реакции в конкурентной среде. 4.3. Формирование концепции вступления организации в кластер и развитие внутрикластерных взаимосвязей

Рисунок 1 — Основные направления и факторы формирования устойчивых конкурентных преимуществ предприятия

Составлен авторами.

Их совокупность сформирована как целостная система, компоненты которой имеют единую целевую направленность — обеспечение конкурентоспособности предприятия в современных условиях трансформации экономики. Количество направлений и факторов может быть расширено с учетом конкретных условий функционирования предприятия.

3. Экономико-математическая модель взаимосвязи показателей, характеризующих обеспечение конкурентоспособности предприятия, имеет следующий вид:

иу =^Ук - ьк

к=1

тк

ук =£ г„

а„

уп—-а

а

кп

Ьп

где иу — интегральная оценка уровня конкурентоспособности предприятия; Ук — обобщающая оценка каждого к-го направления обеспечения конкурентоспособности предприятия; Ьк — коэффициент веса к-го направления обеспечения конкурентоспособно-

1

сти ] -го предприятия; Ьк= к = 0,25; У„ — коэффициент, характеризующий степень удовлетворения в достижении прогрессивного уровня состояния п-го фактора обеспечения конкурентоспособности у'-го предприятия; Qkn — коэффициент веса п-го фактора в к-м направлении обеспечения конкурентоспособности '-го предприятия;

Qkn= ^к ;

тк — число факторов к-го направления обеспечения уровня конкурентоспособности '-го предприятия; ап — численное значение показателя состояния п-го фактора обеспечения конкурентоспособности '-го предприятия; аьп — численное значение показателя эталонного состояния п-го фактора

обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Если в соответствии с требованиями к обеспечению конкурентоспособности у'-го предприятия ап должно измениться в сторону уменьшения по срав-

г = (аьп - ап) ^ п '

нению с аьп, то аьп но в

складывающейся ситуации ап>аъп.

Критерий оценки уровня конкурентоспособности '-го предприятия на определенную дату или в определенном периоде: иу > 1, или иу > 100 %.

Критерий оценки каждого из четырех направлений обеспечения конкурентоспособности '-го предприятия:

Ук > 1, или Ук > 100 %.

4. При оценке уровня конкурентоспособности создаваемого (модернизируемого) предприятия в качестве базы сравнения нужно применять модели прогрессивного аналога. В них для технических параметров следует использовать числовые значения, превосходящие прогнозируемый мировой уровень либо уровень перспективной прогнозируемой базы для конкретного рынка.

Для экономических показателей наряду с числовыми значениями мирового уровня можно использовать показатели, принятые в качестве нормативных для действующего либо заменяемого производства, чтобы определить реальный экономический результат, который будет получен после ввода в эксплуатацию нового предприятия.

При анализе фактического состояния конкурентоспособности действующего производства в качестве базы сравнения можно использовать также проектные значения обобщающих и частных показателей конкурентоспособности с целью выявления степени соответствия фактического состояния конкурентоспособности проектному.

5. Целесообразно использовать градацию уровней интегрального показателя для характеристики состояния конкурентоспособности '-го предприя-

п=1

тия. Например, при числовом значении иу > 1, или 100 % состояние конкурентоспособности можно относить к высшему уровню; при числовом значении — 100 > иу > 80 % — к среднему уровню; ниже 80 % — к низшему уровню. Уровень конкурентоспособности зависит от количества реализуемых направлений и соответствующих факторов.

С учетом такой градации оценок можно формировать договорные цены на разработку проекта создания (модернизации) предприятия; строить систему материального поощрения разработчиков проектов.

Ниже излагается подход к определению числовых значений показателей, характеризующих состояние отдельных факторов и направлений обеспечения конкурентоспособности предприятия. Он иллюстрируется рисунками 1 и 2.

1. Технологическое обеспечение.

1.1. Разработка и практическое использование новых технологий производства продукции.

В общем виде подход к оценке уровня технологий (ап, аьп) выражается формулами:

В 100; В

ап

в„

mb

abn °°

100.

где Вти ВтЬ — объем работ, которые должны выполняться с использованием прогрессивных, высокопроизводительных технологий, в соответствии со стратегическими планами анализируемого эталона;

Во и Bob — общий объем технологических работ, выполняемых в процессе производства продукции в соответствии с анализируемым эталонным предприятием, нормо-часы.

1.2. Разработка и практическая реализация долгосрочной стратегии комплексного освоения перспективных информационных технологий.

Перспективные информационные технологии, базирующиеся на микроэлектронике, компьютеризации общества, развития телекоммуникационных

сетей, средств видеотехники и мультимедиа, отражают процессы роста науко-емкости общественного воспроизводства, повышают производительность интеллектуального труда [3] и эффективность интеллектуального продукта, осуществляют существенные изменения по производству продукции.

С использованием современных информационных технологий меняется место человека в производственном процессе: он освобождается от жесткой привязки к технологической системе, от роли пассивного придатка к системе машин. Возрастает его творческая роль в сборе и обработке информации, алгоритмизации, программировании и управлении. Это связано с перестройкой и диверсификацией информационных потоков, без которых невозможно производить конкурентоспособные товары, оперативно получать рыночную информацию об объеме и структуре спроса, ценах, курсе валют, норме процента, конъюнктуре смежных и отдаленных рынков и т. д. [4].

Оценка названного фактора 1.2 на рисунке 1 осуществляется на основе числового значения. Последнее при экспертной оценке должно принимать значение 1, если удовлетворено требование освоения информационных технологий, и ноль — при неудовлетворении.

2. Обеспечение достойного качества трудовой жизни — разработка и реализация стратегии повышения качества трудовой жизни предприятий.

3. Обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

Анализ и оценка данного направления обеспечения конкурентоспособности имеет особое значение для отечественных предприятий, которые так трудно адаптируются к рыночным отношениям, требующим непрерывного кругооборота капитала.

3.1. Обеспечение устойчивых темпов роста собственных средств.

Необходимым условием финансовой устойчивости предприятия, тесно связанным с видами и качеством производимой продукции, технологией ее

производства, является оптимальный состав и структура активов предприятия, а также правильный выбор стратегии управления ими [1 ].

Опр еделение прогнозируемого значения уровня конкурентоспособности предприятия (в %)

4 т 4

/ /. !■ 14" , где ) = У )

1 И = I

Сравнение расчетного значения иу с его критериальными значениями. При необходимости разработка мер по приведению в действие дополнительных факторов с целью обеспечения или повышения уровня конкурентоспособности

Рисунок 2 — Модель формирования прогнозируемого уровня конкурентоспособности предприятия

Составлен авторами.

Конкурентоспособность предприятия и потенциальная эффективность его хозяйственной деятельности во многом зависят от состояния текущих активов, от количества и состава оборотных средств, от величины резервов денежных активов.

Мера воздействия указанных эндогенных факторов на финансовое состояние организации определяется как их соотношением, так и этапом развития хозяйствующего субъекта. Основные стадии жизненного цикла предпри-

ятия, выделяемые в соответствии с финансовой политикой, — становление, развитие, зрелость, устаревание.

На этапе становления темпы роста его собственных средств не могут быть устойчивыми из-за повышенных инвестиционных потребностей. По мере перехода к стадии его развития темпы роста собственных средств увеличиваются благодаря увеличению объемов производства и товарооборота [1].

Стадия зрелости характеризуется темпами роста собственных средств, примерно равными средним темпам роста валового национального продукта. Предприятие должно обеспечить тенденцию роста собственных средств с постепенным опережением динамики роста валового национального продукта. В противном случае наступит старение, а затем и ликвидация предприятия. Поэтому стратегически важной является

задача обеспечения финансовой устойчивости предприятия, которая характеризуется возможностью увеличения его собственных средств. Это предполагает необходимость овладения методами поддержания этой устойчивости, в том числе анализа и оценки развития финансов в перспективе, выбора стратегии, обеспечивающей: устойчивые темпы роста его собственных средств, предприимчивость организации в рыночной нише, обеспеченность резервов и расходов источниками собственных средств, допустимую независимость от кредиторов — платежеспособность.

Анализ состояния фактора «Обеспечение устойчивых темпов роста собственных средств предприятия» (рис. 1) следует выполнять на основе четырех показателей, используя мультипликативную модель, реализующую метод расширения факторной системы: Пч Вч Оа Пр

гоп = Мп - Аоб - Мус - Нп =

Вч Оа Ос Пч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где 1еп — среднегодовой в анализируемом периоде темп роста собственных средств предприятия;

Мп — маржа прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли (Пч) и чистой выручки (Вч), доли ед.;

Аоб — оборачиваемость активов — соотношение чистой выручки (Вч) и объема активов (Оа), доли ед.;

Мус — мультипликатор собственных средств — соотношение объема активов (Оа) и собственных средств предприятия (Ос), доли ед.;

Нп — норма распределения прибыли — соотношение прибыли, направляемой на раз-

витие предприятия (Пр), и чистой прибыли

Как видно из приведенной формулы, два первых показателя, определяющих темпы устойчивости роста собственных средств предприятия, отражают совокупную эффективность хозяйствования, следующие описывают результативность перспективных финансовых мероприятий — предпочтение источников финансирования и дивидендную тактику и стратегию, от которой зависит объем прибыли, направляемой на развитие производства.

Так как расчетное значение среднего темпа роста собственных средств на этапе зрелости не соответствует

Пч), доли ед.

устойчивому, т. е. не опережает среднего темпа роста валового национального дохода, следует изменить финансовую стратегию предприятия, направив ее на: а) увеличение доли прибыли в объеме выручки от реализации; б) ускорение оборачиваемости совокупных активов;

в) оптимальную структуру капитала;

г) повышение части прибыли, концентрируемой в развитии производственных мощностей.

Оценка состояния фактора «Обеспечение устойчивых темпов роста собственных средств» (рис. 1) должна осуществляться путем расчета показателя

У31. Значение его составляющей а31 следует рассчитывать как соотношение прогнозируемых среднегодовых темпов роста собственных средств анализируемого предприятия, предусмотренных стратегий его развития и валового национального дохода. Аналогично следует рассчитывать значение аь31, но с использованием исходной информации, соответствующей базовому (эталонному) предприятию.

3.2. Оценку фактора «Обеспечение активности предприятия на рынке» (рис. 1) можно осуществлять по показателю, принятому в западной практике при определении степени активности на рынке. Он рассчитывается как отношение среднегодовых совокупных активов к выручке от реализации продукции за вычетом НДС (Кт):

А

Кт

В.

где Ас — среднегодовые в анализируемом периоде совокупные активы предприятия (по данным финансового прогноза), млн руб.;

Врн — прогнозируемое значение среднегодовой (в анализируемом периоде) выручки, от реализации продукции за вычетом НДС, млн руб.

3.3. Анализ состояния фактора «Обеспечение запасов и затрат собственными средствами» нужно осуществлять с помощью соответствующего коэффициента (Коз), который описывается отношением стоимостного выражения собственных оборотных средств (Со) к стоимостному выражению резервов и расходов (Зз):

С

Ко

3

Оценка состояния данного фактора должна выполняться сравнением числового значения названного коэффициента анализируемого предприятия и принятого в качестве эталона.

Считается, что нормальное значение Коз находится в пределах 1-1,3.

Уменьшение коэффициента показывает снижение финансовой устойчивости организации. Вместе с тем есть состояние, когда Коз > 1,3 свидетельствует о недостаточно эффективном использовании финансовых ресурсов.

3.4. Анализ состояния фактора «Обеспечение допустимой независимости предприятия от кредитов (платежеспособности)» следует осуществлять с помощью соответствующего коэффициента (Ка), который рассматривается как отношение собственных средств (Сс) и стоимости совокупных активов предприятия (Ас):

С,

Ка = Ас

Жесткая конкурентная борьба и инфляция обусловливает необходимость привлечения хозяйствующими субъектами заемного капитала. Однако западная практика показывает, что предприятие сохраняет устойчивое финансовое положение, привлекая необходимые для реализации своих проектов заемные источники, если при этом коэффициент автономии находится в пределах 0,5-0,7 [1].

В условиях отечественной экономики, характеризующейся повышенным риском, предприятия должны иметь более высокую долю собственных средств в структуре капитала — 0,7-0,8 [1].

Оценку состояния данного фактора следует выполнять сравнением числового значения Ка анализируемого предприятия и принятого в качестве допустимого, т. е. в пределах 0,7-0,8.

В хозяйственной практике широко используется индикатор финансовой устойчивости — текущая ликвидность баланса, рассматриваемая сопоставлением суммы наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов с величиной наиболее срочных обязательств.

Возможна оценка и перспективной ликвидности баланса, которая осуществляется на основе сопоставления медленно реализуемых активов с долговремен-

ными пассивами [1]. Однако прогноз будущего финансового состояния, основанный на таком сопоставлении, будет весьма приблизительным, так как в соответствующих разделах актива и пассива баланса представлена лишь часть данных, необходимых для оценки перспективной ликвидности баланса.

При анализе и оценке организационного направления обеспечения конкурентоспособности предприятия рекомендуем сосредоточить внимание на факторах, наиболее развитых в современных условиях хозяйствования субъектов рыночных отношений.

4. Организационное обеспечение.

4.1. Укрепление позиций на внешних рынках.

4.2. Анализ состояния фактора «Создание организационно-методических условий гибкого реагирования на ответные действия конкурентов» предполагает наличие на предприятии стратегии его развития как хозяйствующего субъекта и использования в управлении хозяйственной деятельностью стратегического менеджмента. Оценку этого фактора можно осуществлять на основе показателя, который принимает значение 1 при наличии стратегии развития и алгоритмов принятия управленческих решений на основе ситуационного подхода.

4.3. Разработка стратегии вхождения предприятия в кластер и развитие внутрикластерных взаимосвязей. Кластер — семейство технологически связанных фирм. Взаимосвязи могут быть тесными, обеспечивающими конкурентные преимущества, а конкурентоспособные покупатели, достигающие мирового уровня, выгодны внутреннему рынку. Так, в Японии прослеживается тенденция развития кластеров по горизонтали, чему способствует их склонность к внутренней диверсификации. Вертикальная структура кластеров характерна для итальянской специфики, когда вновь

создаваемые фирмы обосабливаются с целью обслуживания специализированных ниш. Интегрированные структуры типа «кластеров» развиты во всех странах. Это группы успешно конкурирующих фирм, которые образуют соединения типа пакетов, пучков, блоков.

М. Портер, подчеркивая повсеместное распространение кластеров, отмечает: «они столь многочисленны, что кажутся главной чертой национальных экономик» [2]. Причина возникновения кластера заключается в том, что он позволяет преодолеть замкнутость на внутренней пассивности, негибкость и конкурентные сговоры, блокирующие стимулирующее воздействие конкуренции и возникновение новых субъектов хозяйствования.

Для обеспечения и повышения конкурентоспособности в рамках отраслевого, национального и мирового рынка совокупности удачно соперничающих компаний формируют объединения кластеров. Оценку состояния фактора 4.3 (У43) следует выполнять на основе числового значения показателя а43, который принимает значение 1 при наличии стратегии формирования конкурентоспособных организационных структур и ноль при отсутствии таковой. На рисунке 3 представлены результаты анализа и оценки стратегии формирования длительных конкурентных преимуществ одного из металлургических предприятий Ростовской области. Как видно, интегральная оценка уровня конкурентоспособности равна 61 %. Наиболее низкий уровень состояния фактора У4 — 17 %. Этот индикатор указывает направление первоочередных усилий в решении задачи повышения конкурентоспособности предприятия.

Рисунок 3 — Результаты анализа и оценки прогнозного уровня конкурентоспособности ОАО «ВТОРМЕТ»

Количественные показатели прогнозного состояния факторов обеспечения конкурентоспособности анализируемого и базисного предприятий, доли ед.: а„и аь„

г, Г4

0,48; 0,9 1;1 0,7; 1 0,8; 1,2 2; 2,3 0,92; 10,7;1 0; 0 0,5; 1 0; 0

Уровень прогнозного состояния факторов обеспечения конкурентоспособности анализируемого предприятия: У„ = ■->, ■ Ок„ п

Yn Y12 Y21 Y31 Y32 Y33 Y34 Y41 Y42 Y43

0,27 0,5 0,7 0,17 0,22 0,23 0,18 0 0,17 0

Уровень каждого k-го направления обеспечения конкурентоспособности

тк

п = I >;

п=1

Уровень технологического обеспечения Yj= 0,77

Уровень качества Уровень обеспечения Уровень

трудовой жизни финансовой устойчи- организационного

Y, = 0,7 вости предприятия обеспечения

Y3 = 0,79 Y4 = 0,17

Прогнозные значения уровня конкурентоспособности предприятия Lk = 1:4 = 0,25

4

и, = У Yb ■ Lt = 0,77 ■ 0,25 + 0,7 ■ 0,25 + 0,79 ■ 0,25 + 0,17 ■ 0,25 = 0,61 или 61 %

Составлен автором.

Библиографический список

1. Ибрагимова, О. М. Стратегия финансовой устойчивости предприятия в условиях инфляции : автореф. дисс. канд. эконом. наук. — Махачкала, 2009.

2. Портер, М.Международная конкуренция : пер. с англ. — М. : Меж-дунар. отношения, 2010.

3. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : труды III Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2009.

Bibliographic list

1. Ibragimova, O. M. The strategy of financial stability in terms of inflation : abstract of dis. of candidate of economic science. — Makhachkala, 2009.

2. Porter, M. International competition. — M. : Intern. attitude, 2010.

3. Tourism and recreation: fundamental and applied research : proceedings of the III International scientific-practical conf. — M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.