Научная статья на тему 'Проблемы конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса Алтайского края'

Проблемы конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / INDICATORS OF COMPETITIVENESS ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панасюк Яна Михайловна

В статье рассматривается конкурентоспособность предприятия, как интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода. Конкурентоспособность это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения числовой оценки определенного вида потенциала. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п. Также конкурентоспособность предприятия является категорией динамической, и ее изменение во времени обусловлено как внешними, так и внутренними факторами, значительная часть которых может рассматриваться в качестве управляемых параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панасюк Яна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the competitiveness of the enterprise as an integral numerical characteristic, which is used to assess the company's achieved final results of its activities within a certain period. Competitiveness is a system of elements, each of which is designed to reflect the numerical assessment of a certain type of potential. The competitiveness of the enterprise is ensured by the various advantages acquired by it in comparison with the main competitors, namely: economic, financial, investment, personnel, image, etc. Competitiveness of the enterprise also is a dynamic category, and its change in time is due to both external and internal factors, a significant part of which can be considered as controlled parameters.

Текст научной работы на тему «Проблемы конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса Алтайского края»

УДК 332.155 ГРНТИ 06.75.10

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Панасюк Яна Михайловна

старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», Барнаульский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ, г. Барнаул, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается конкурентоспособность предприятия, как интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные результаты его деятельности в течение определенного периода. Конкурентоспособность - это система элементов, каждый из которых предназначен для отражения числовой оценки определенного вида потенциала.

Конкурентоспособность предприятия обеспечивается за счет приобретаемых им разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами, а именно: экономических, финансовых, инвестиционных, кадровых, имиджевых и т.п. Также конкурентоспособность предприятия является категорией динамической, и ее изменение во времени обусловлено как внешними, так и внутренними факторами, значительная часть которых может рассматриваться в качестве управляемых параметров.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, агропромышленный комплекс, показатели оценки конкурентоспособности

PROBLEMS OF COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE ALTAI TERRITORY

Yana M. Panasjuk

Senior teacher of the Department of Finance and Credit, the Financial University under the Government of the Russian Federation, Barnaul Branch,

Barnaul, Russia

Abstract. The article deals with the competitiveness of the enterprise as an integral numerical characteristic, which is used to assess the company's achieved final results of its activities within a certain period. Competitiveness is a system of elements, each of which is designed to reflect the numerical assessment of a certain type of potential.

The competitiveness of the enterprise is ensured by the various advantages acquired by it in comparison with the main competitors, namely: economic, financial, investment, personnel, image, etc. Competitiveness of the enterprise also

is a dynamic category, and its change in time is due to both external and internal factors, a significant part of which can be considered as controlled parameters.

Keywords: competitiveness of the enterprise, agro-industrial complex, indicators of competitiveness assessment

Понятие «конкурентоспособность предприятия» является рыночным, многофакторным и междисциплинарным.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих предприятий, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

По-другому можно представить конкурентоспособность предприятия, как эксклюзивную ценность, которой оно обладает, и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).

С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы.

В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:

- конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;

- характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);

- развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;

- случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);

- экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.

1. Структурные:

- прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

- миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

- совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

- уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;

- уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

- уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

- совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

- сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

2. Ресурсные:

- уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

- сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;

- доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.

3. Технические:

- удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

- уровень качества изготовления товаров.

4. Управленческие:

- уровень конкурентной стратегии предприятия;

- уровень конкурентоспособности менеджмента;

- уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

- уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

- уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

- уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам.

5. Экономические:

- показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

- скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

- финансовая устойчивость функционирования предприятия;

- доля экспорта наукоемких товаров.

Таким образом, конкурентоспособность - это понятие относительное: одно и то же предприятие в рамках, например, пищевой отрасли может быть признано конкурентоспособным, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе предприятия-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такое предприятие должно обладать следующими параметрами:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

- соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует предприятие.

Конкурентное преимущество одного предприятия над другим может быть оценено в том случае, когда оба удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом предприятия находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла.

Высокая конкурентоспособность предприятия является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом предприятие имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ему выживать на достаточно продолжительном отрезке времени. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Конкурентоспособность предприятия отражает эффективность использования экономического потенциала предприятия.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов предприятия, для его оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность предприятия связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования его ресурсов может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности предприятия его руководству необходима возможность получения информации о рынке, особенно за пределами страны.

Проведем оценку конкурентоспособности предприятия агропромышленного комплекса Алтайского края на примере АО «Алтайская крупа».

Оценку факторов конкурентоспособности АО «Алтайская крупа» на внутреннем продуктовом рынке в пищевой отрасли необходимо начать рассматривать с показателей внутренних факторов конкурентоспособности предприятия, а в частности со следующих экономических показателей:

- показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

- скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

- финансовая устойчивость функционирования предприятия;

- доля экспорта наукоемких товаров.

АО «Алтайская крупа» - это крупный агропромышленный холдинг. Миссия компании: обеспечить потребителя высококачественными продуктами питания из зерна, контролируемого по происхождению.

Агропромышленный холдинг АО «Алтайская крупа» объединяет группу сельскохозяйственных, хлебоприемных и перерабатывающего предприятий, логистический центр, торговый дом.

В холдинг входят следующие сельскохозяйственные предприятия: ООО «Октябрьское», ООО «Советская нива», ЗАО СХП «Урожайное». Совокупная площадь земель сельскохозяйственных назначений 25 000 га. Совокупный ежегодный сбор зерновых 50 000 тн.

Динамику финансовых результатов АО «Алтайская крупа» можно проследить на рисунке 1.

500000 400000 300000 200000 100000 0

424 970

2015 г.

2016 г.

48034 924

2017 г.

Валовая прибыль, тыс. руб.

Прибыль от продаж, тыс.руб.

I Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

Рисунок 1 - Динамика видов прибыли АО «Алтайская крупа» в 2015-2017 гг.

Как видно из рисунка 1, все показатели имеют тенденцию снижения за анализируемый период, что может негативно отразиться на финансовом состоянии организации и снижении ее конкурентоспособности.

Рассчитанные коэффициенты ликвидности за анализируемый период в пределах нормативных значений, но имеют тенденцию снижения, что является признаком высокого финансового риска организации и

61

неустойчивого финансового положения. Если с 2016 году все показатели ликвидности немного увеличиваются, то в 2017 году эти показатели снижаются, что означает ухудшение финансового состояния организации. Графически показатели ликвидности представлены на рисунке 2.

—Коэффициент текущей ликвидности

—■—Коэффициент критической ликвидности

—♦—Коэффициент абсолютной ликвидности

2015г. 2016г. 2017г.

Рисунок 2 - Показатели ликвидности АО «Алтайская крупа» за 2015-2017 гг.

Коэффициент абсолютной ликвидности на протяжении анализируемых лет в пределах нормативных значений, т.е. у организации имеются свободные денежные средства.

Коэффициент критической ликвидности увеличился в 2016 г. на 0,23, и в 2017 г. резко снизился на 0,42, и находится не в пределах нормативного значения от 0,7 до 1. Это значит, что возможностей в организации при необходимости погашения краткосрочных обязательств немедленно с каждым годом становится меньше, если положение станет действительно критическим.

Коэффициент текущей ликвидности в пределах нормативного значения более 2 за весь анализируемый период, но тоже имеет тенденцию снижения в 2017 году, следовательно, увеличен риск неплатежеспособности, т.е. у организации не имеется возможностей по восстановлению его платежеспособности путем продажи излишних материальных запасов.

Далее рассмотрим финансовую устойчивость холдинга АО «Алтайская крупа» (таблица 1).

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать выводы, что сумма собственных средств в анализируемом периоде у предприятия находилась выше нормативного значения (50%), что отражает независимость организации от заемных источников. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственных источников тоже за анализируемый период выше нормативного значения, но немого снижается к 2017 году.

Коэффициент финансового рычага показывает финансовую активность организации, представляет собой соотношение заемных и собственных средств организации и равен: в 2015г. 0,21; в 2016г. - увеличивается на 0,06 и составляет 0,27; а в 2017г. снижается на 0,05 и составляет 0,22 при нормативе < 1, что свидетельствует о высокой степени независимости организации от заемных источников каждый год.

3,27

Таблица 1 - Показатели финансовой устойчивости АО «Алтайская крупа» за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015-2017 гг.

Изменение,

Показатели Нормальное 2015г. 2016г. 2017г. (+;-)

значение 2016г./ 2015г. 2017г./ 2016г.

1. Коэффициент автономии (финансовой независимости) > 0,5 0,83 0,79 0,82 -0,04 0,03

2. Коэффициент финансового рычага < 1 0,21 0,27 0,22 0,06 -0,05

3. Коэффициент обеспеченности запасов и > 0,5 1,56 1,61 1,32 0,05 -0,28

затрат собственных

источников

4. Коэффициент маневренности собственного 0,2 - 0,5 0,48 0,36 0,31 -0,11 -0,05

капитала

5. Коэффициент финансирования > 1 4,75 3,72 4,57 -1,03 0,85

На динамику этого коэффициента большое влияние оказывают запасы ТМЦ в имуществе организации и величина коэффициента обеспеченности запасов и затрат собственными средствами.

Динамика коэффициента маневренности собственного капитала имеет тенденцию к снижению. Коэффициент рассчитывается, как отношение собственных оборотных средств к собственному капиталу и равен 0,48 в 2015г., 0,36 в 2016г., 0,31 в 2017г. при нормативе 0,2-0,5.

Динамика коэффициента финансирования показывает, что большая часть имущества организации сформирована за счет собственных средств. Такое положение свидетельствует о свободе платежеспособности организации и возможности получения кредитных ресурсов. Коэффициент определяется, как отношение собственного капитала к заемному и равен в 2015г. 4,75; в 2016г. - снижается и составляет 3,72; в 2017г. 4,57 при нормативе > 1.

В целом можно сделать вывод, что предприятие АО «Алтайская крупа» за 2015-2017 гг. имеет абсолютную финансовую устойчивость, о чем свидетельствуют показатели финансовой устойчивости.

Показатели рентабельности (рисунок 3) имею тенденцию снижения за весь период исследования, что может свидетельствовать о снижении конкурентоспособности организации и о необходимости сокращения затратной части (снижении себестоимости) или изменения ценовой политики предприятия.

"47ГШ

Рентабельность продаж, %

I Рентабельность активов, %

Рентабельность основных средств, %

Рентабельность собственного капитала, %

2015г.

2016г.

2017г.

Рисунок 3 - Показатели рентабельности АО «Алтайская крупа»

за 2015-2017 гг.

В 2017 году по сравнению в 2015 годом рентабельность продаж снизилась на 5,57 %, рентабельность активов на 17,44 %, рентабельность собственного капитала и основных средств на 16,83 % и 41,99 % соответственно. Рентабельность активов снижается в результате снижения выручки, либо увеличении себестоимости производимой продукции. В этом случае АО «Алтайская крупа» необходимо акцентировать свои усилия на повышении эффективности управления затратами. Снижение рентабельности собственного и заемного капитала свидетельствует о неэффективном использовании капитала организации.

Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что АО «Алтайская крупа» - это производитель полного цикла, контролирующий весь процесс: выращивания, созревания и дальнейшей переработки агрокультур. Выпускает высококачественный продукт питания из зерна, выращенного на территории экологически чистого региона нашей страны - Алтайского края. Для посева используют семенной материал, получаемый путем многолетней селекционной работы ведущих институтов, и выращивают его на собственных сельхозугодьях. Качество крупы проверяется на воздушном и фотоэлектронном сепараторе, которые позволяют добиваться чистоты продукта на выходе до 99,9 %. А технология глубокой переработки сырья позволяет сохранить все минеральные вещества и витамины, присутствующие в верхнем слое зерна. Все это благодаря специальному оборудованию и жесточайшему контролю качества. Так же качество продукции подтверждено многочисленными международными сертификатами. Большая часть производимой крупы, муки, хлопьев идет на экспорт.

Рейтинг экспортеров муки по Российской Федерации за период с июля 2015 по июнь 2016 года представлен на рисунке 4 (по данным информационно-аналитического портала Алтайского края).

Рейтинг экспортеров муки, тыс. тонн (июль 2015 - июнь 2016)

Doc22.ru

Южный центр Макфа Импульсдиалог Ленинградский КХП им С М Кирова Комбинат хлебопродуктов Тихорецкий КХП Алейскзернопродукт им ■ Ставэкспорт Алтайская крупа I НКХП ЗИЛ-М

Старооскольский КХП ПО Топчихинский мелькомбинат Объединение Союз пищепром Регион Петровские нивы КЗП-Экспо

ТОПИ О суммарно

65,6%

об ще российского экспорта муки

предприятия из Алтайского края

•8,9

общероссийского экспорта муки

76,2

об щероссийского экспорта муки

Всего экспортировано 233,4 тыс тонн муки Доля алтайских предприятий в экспорте муки Алейскзернопродукт им СН Старовойтова-4,1%, Алтайская крупа - 3,0%, ПО Топчихинский мелькомбинат - 1,8% Совокупно эти алтайские предприятия дают 8,9% экспорта российской муки

По данным компании л ПроЗерно»

Рисунок 4 -Рейтинг экспортеров муки по Российской Федерации

Как видно из рисунка 4, АО «Алтайская крупа» занимает 9 место в целом по России по экспорту муки в объеме 7% из 65,6% общероссийского экспорта муки. По рейтингу выше анализируемой компании из предприятий Алтайского края, находится только ЗАО «Алейскзернопродукт» имени С.Н. Старовойтова.

На рисунке 5 представлено производство муки в Сибирском федеральном округе и Алтайском крае за период 2012 -2016 гг., где прослеживается увеличение доли Алтайского края в производстве муки в РФ к 2016г.

ПРОИЗВОДСТВО МУКИ В СФО И АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2012-2016 гг .тыс.т

Производство муки, тыс. т

Доля в производстве РФ, %

|Л ^^ ^^ ^^

2012 2013 2014 2015 2016

■ производство муки в СФО

■ производство муки в Алтайском крае

20,9%

11.0% 11.3%

2012 2013 2014 2015 2016

И доля СФО в производстве муки в РФ ■ доля Алтайского края в производстве муки в РФ

Doc22.ru

Рисунок 5 - Производство муки в Сибирском федеральном округе и

Алтайском крае

Согласно, рейтинга 2016 года по объему выручки по Российской Федерации, АО «Алтайская крупа» находится на втором месте.

Далее приведем сравнительные характеристики по основным показателям рентабельности и коэффициентов АО «Алтайская крупа» и ЗАО «Алейскзернопродукт» имени С.Н.Старовойтова (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнительный анализ показателей предприятий Алтайского края за 2016 гг.

Показатели АО «Алтайская крупа» ЗАО «Алейскзер нопродукт» имени С.Н.Старов ойтова Отраслево й показател ь

1. Рентабельность продаж, % 6,8 4,3 4

2. Рентабельность собственного капитала, % 9,65 8 5

3. Рентабельность активов, % 8,9 5,9 3,9

4.Коэффициент автономии 0,8 0,8 0,3

5.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,6 0,7 0,1

б.Коэффициент покрытия инвестиций 0,8 0,8 0,5

7.Коэффициент текущей ликвидности 2,4 3,2 1,4

8. Коэффициент быстрой ликвидности 1,5 2,2 0,8

9. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,7 0,07 0,06

Рассчитанные показатели, представленные в таблице 2, были опубликованы на официальном сайте аудиторской компании Audit-it.ru. По данным таблицы можно сделать следующие выводы о конкурентоспособности АО «Алтайская крупа»:

- по всем показателям рентабельности организация находится в лучшем положении, чем основной конкурент, и показатели выше, чем среднеотраслевые;

- по показателям финансовой устойчивости организация находится в принципе на уровне конкурента, и гораздо выше среднеотраслевых показателей;

- по показателям текущей и быстрой ликвидности организация находится ниже данных основного конкурента, но выше средних по отрасли, а по коэффициенту абсолютной ликвидности АО «Алтайская крупа» гораздо выше конкурента и соответственно выше среднеотраслевого показателя.

В целом можно сделать вывод, что АО «Алтайская крупа» обладает собственными средствами, наличие собственного оборотного капитала свидетельствует о том, что все оборотные средства предприятия, сформированы за счет собственных источников. В целом финансово -хозяйственную деятельность АО «Алтайская крупа» можно оценить

удовлетворительно. Особое внимание на себя обращают показатели рентабельности, так как они снижаются.

Полученные значения позволяют сделать вывод, что АО «Алтайская крупа» имеет устойчивое финансовое состояние, вполне конкурентоспособное в отрасли пищевого производства и переработки зерна и крупы.

Такое предприятие должно обладать следующими параметрами:

- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

- соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция.

При этом предприятие примерно находится в одних и тех же фазах жизненного цикла с основным конкурентом ЗАО «Алейскзернопродукт» имени С.Н. Старовойтова, а конкурентоспособность на тактическом уровне характеризуется общим состоянием предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Панасюк Я.М. Оценка показателей эффективности интегрированных компаний Алтайского края // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 22. С. 123-127.

2. Управление конкурентоспособностью предприятий АПК региона в условиях импортозамещения / Монография по ред. Фетюхина О.Н., Баранова И.В., Бунчиков О.Н., Владимирова A.B., Гартованная О.В., Игнатьева Т.С., Колоденская В.В., Косенко Т.Г., Кувичкин Н.М., Мишустина Т.Н., Моисеенко Ж.Н., Насиров Ю.З., Озеров П.В., Поддубская H.A., Шароватова Т.И. // ФГБОУ ВО «Донской государственный агарный университет». Новочеркасск, 2018.

3. Шогенов Т.М. Роль интегрированных структур в системе обеспечения конкурентоспособности предприятий АПК региона // В сборнике: Человек, общество и культура в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2017. С. 130-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.