полно выявить и системно, автоматизированно учитывать и анализировать потребности жителей для принятия муниципалитетами адекватных управленческих решений и проведения общественными, ведомственными и судебными инстанциями их объективной оценки с целью выполнить задачу корректировки системы местного самоуправления. По сравнению с 2006 г., количество граждан России, обращающихся к ресурсам «всемирной паутины», составило более 40% населе-
ния. На наш взгляд, необходимо грамотно и с пользой задействовать эту информационную возможность, особенно в современных непростых условиях.
Примечания
’ http://www.riocenter.ru/ru/programs/doc/3928.
2 Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003—2008 гг.: аналит. докл. Ин-та современ. развития / / Там же.
М.С. МИХАЛЬЧЕНКО
аспирант Московского государственного технологического университета «Станкин» e-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАСАМИ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Рассмотрено современное состояние проблемы управления материальными запасами на российских машиностроительных предприятиях. Показаны особенности управления запасами в машиностроении. Предложен методический подход к управлению запасами, опирающийся на методологию стоимостного анализа.
Ключевые слова: управление запасами, машиностроительное предприятие, стоимостный анализ, управленческое решение.
УДК 658.7.01 ББК 65.40
Обострение экономической ситуации, связанное с финансовым кризисом, заставляет промышленные предприятия активнее выявлять и реализовывать резервы экономии во всех своих активах. В этой связи пристального внимания заслуживает анализ состояния корпоративных запасов товарноматериальных ценностей (ТМЦ). Оборотные активы в запасах на предприятиях достаточно весомы. По данным Росстата, доля запасов в составе имущества на предприятиях обрабатывающих производств — около 20%, а на машиностроительных предприятиях — около 30%. Запасы в составе оборотных средств — примерно треть на предприятиях обрабатывающих производств, а в машиностроении — около 45%.
Все многообразие корпоративных запасов ТМЦ подразделяется на следующие большие видовые группы: сырье, материалы и другие аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая
продукция и товары для перепродажи; товары отгруженные и расходы будущих периодов. Структура запасов по видам экономической деятельности существенно различается. В обрабатывающих отраслях главные компоненты запасов — это производственные запасы сырья, основных материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов (45%); незавершенное производство (29%) и товарные (сбытовые) запасы готовой продукции (19%). Структура запасов ТМЦ на машиностроительных предприятиях выглядит следующим образом: производственные запасы материалов (37%); незавершенное производство (28%); запасы готовой продукции (29%). Обращает на себя внимание существенный удельный вес в запасах незавершенного производства и готовой продукции, причем в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту доли этих компонентов в структуре запасов.
© М.С. Михальченко, 2009
Оборачиваемость оборотных активов в запасах в 2004 и 2007 гг.
Вид экономической деятельности 2004 2007
Выручка (нетто), млн р. Активы в запасах, млн р. Коэффициент оборачивае- мости Выручка (нетто), млн р. Активы в запасах, млн р. Коэффициент оборачивае- мости
Национальная экономика 22 879 654 2 747 171 8,33 47 002 870 5 392 867 8,71
Обрабатывающие производства 6 123 937 1 188 718 5,15 13 085 495 2 168 790 6,03
Химическое производство 424 603 62 395 6,80 837 229 112 275 7,40
Металлургическое производство 1 567 434 237 414 6,60 2 834 519 387 120 7,30
Производство машин и оборудования 373 602 99 367 3,76 737 317 180 012 4,09
Источник: http://www.gks.ru/bgb/regl.
Формируя стратегию управления запасами, менеджмент предприятия должен решить две противоположно направленные задачи. С одной стороны, уровень запасов не должен быть слишком высоким, так как излишние запасы — это не только бесполезно израсходованные ресурсы, но и дополнительные издержки по содержанию самих запасов. С другой стороны, уровень запасов должен быть достаточным, чтобы не допустить сбои в производстве, вызываемые нерегулярностью и ненадежностью поставок материальных ресурсов от поставщиков и отгрузок готовой продукции клиентам. Отсюда стремление поддерживать запасы на оптимальном уровне.
Некоторое представление о том, насколько успешно решаются задачи управления запасами на предприятии, дают такие показатели: коэффициент оборачиваемости оборотных средств в запасах, коэффициент закрепления данных оборотных средств и средняя продолжительность одного оборота в календарных днях. Главный среди этих показателей — коэффициент оборачиваемости, характеризующий число оборотов среднего остатка оборотных средств в запасах за год или за другой период. Производными от коэффициента оборачиваемости являются остальные показатели: коэффициент закрепления (величина, обратная коэффициенту оборачиваемости) и продолжительность одного оборота (отношение календарного фонда времени — 365 дней — к коэффициенту оборачиваемости).
В промышленности наблюдается весьма слабая тенденция к росту оборачиваемости активов в запасах за последние годы. Об этом свидетельствуют расчеты оборачивае-
мости, выполненные нами на основе статистических данных за 2004 и 2007 гг. (табл.). Из таблицы видно, что в машиностроении уровень оборачиваемости активов в запасах ниже среднего уровня среди отраслей обрабатывающих производств.
На предприятиях машиностроения некоторое улучшение использования производственных запасов достигнуто в основном за счет сокращения запасов основных материалов на складах. Это связано с тем, что закупка и доставка многих марок металлопроката и других ходовых материалов при существующей практике снабжения происходят достаточно быстро и надежно. Не возникает трудностей с поставками стандартных и унифицированных комплектующих изделий и полуфабрикатов. Более сложная ситуация с запасами полуфабрикатов в незавершенном производстве и готовой продукции.
Рост запасов в незавершенном производстве связан во многом с усложнением и удлинением производственного цикла, что вызвано постановкой на производство новой инновационной продукции. При этом увеличивается потребность в специальных комплектующих изделиях, многие из которых поставляются из-за рубежа. Серийность выпускаемой продукции сокращается и все большее место в ассортименте занимают специальные машины и оборудование, изготовляемые по отдельным заказам для конкретных клиентов.
Увеличение запасов готовой продукции связано во многом с неблагоприятной ситуацией на рынке и давлением со стороны конкурентов, особенно зарубежных. Несвоевременные расчеты со стороны клиентов часто вызывают длительное пролеживание
готовой продукции, что особенно сильно проявилось во второй половине 2008 г. Характерной тенденцией в структуре запасов ТМЦ в машиностроении является увеличение доли комплектующих изделий и уменьшение доли основных материалов. Это объясняется тем, что в ходе аутсорсинга производство ряда узлов и агрегатов передается на другие предприятия, с которыми устанавливаются связи субконтрактации.
Регулирование запасов на многих машиностроительных предприятиях осуществляется с учетом прежде всего сезонного фактора. Повышенный уровень резервных запасов как по основным материалам и комплектующим изделиям, так и по готовой продукции создается в весенние месяцы с тем, чтобы обеспечить в необходимом объеме производство и реализацию продукции в летнем периоде, когда наступает время отпусков.
С переходом к рыночным условиям на российских предприятиях произошел отказ от обязательного нормирования запасов и оборотных средств. Выбор уровня запасов ТМЦ стал внутренним делом предприятия. В помощь предприятиям в литературе предлагается множество методов и моделей для расчета оптимального уровня запасов разных видов и определения условий движения материально-товарных потоков исходя из логистической концепции1.
Однако предприятия не в состоянии охватить оптимизационными мероприятиями даже с применением современных компьютерных средств все группы запасов вследствие вре-меннь1х и финансовых ограничений. Поэтому целесообразно осуществлять оптимизирующие решения выборочно, по «критическим» позициям, наиболее негативно влияющим на показатели предприятия. Для выявления «критических» групп запасов предлагается использовать методологию стоимостного анализа и контроллинга2.
Логика исследования в ходе стоимостного анализа предполагает движение от анализа крупной разнородной по составу совокупности к анализу меньшей по размеру совокупности, а затем к анализу однородных малых групп. Такая стратегия анализа позволяет провести более строгую диагностику с наименьшими расходами времени и средств.
Стоимостный анализ запасов начинают с анализа всех оборотных средств в запасах, представляющих собой совокупность больших видовых групп, при этом выявляют «критическую» видовую группу, затем анализируют данную выделенную группу и находят в ее составе «критические» специфицированные группы. Именно эти «критические» группы подвергают оптимизации с помощью подобранной математической модели или путем реализации инвестиционных проектов. Управленческое решение в отношении именно «критических» групп дает наибольший экономический эффект.
Для проведения стоимостного анализа необходимо выбрать критерии диагностики с учетом характера анализируемой совокупности, возможностей определения затратных и доходных показателей на соответствующем уровне управления. Используют два вида критериев диагностики — качественный и количественный. Применительно к запасам ТМЦ наиболее обобщающим качественным критерием может служить коэффициент оборачиваемости, который рассчитывается как отношение объемного показателя к средней величине оборотных средств в запасах. Применительно к запасам готовой продукции в качестве объемного показателя берется выручка от продаж (без НДС), а применительно к запасам материалов и комплектующих изделий — объем их расхода (потребления) в денежном выражении за соответствующий период (например, год). Кроме того, качественный критерий диагностики должен учитывать также такие свойства данной группы запасов, как значимость для производства, площадеемкость и ликвидность. Предлагается вести сравнение групп запасов с помощью модифицированного показателя оборачиваемости Коб,, рассчитываемого по формуле Коб: = / ZÍ)V„ где Gí, Zí, V,- — объем-
ный показатель, средний уровень запасов и коэффициент весомости -й группы запасов соответственно. Коэффициент весомости корректирует оборачиваемость оборотных средств в запасах и является функцией значимости, площадеемкости и ликвидности для ,-й группы запасов, причем ^V , = 1. Выделяют неблагополучные группы запасов с оборачиваемостью ниже среднего значения в рассматриваемой совокупности групп.
Среди выделенных неблагополучных групп запасов находят «критическую» группу, у которой наибольшее значение количественного критерия. Количественным критерием служит доля данной группы запасов в общей сумме оборотных средств в запасах рассматриваемой совокупности групп. Количественный критерий отражает влияние масштабного фактора и весомость последствий принимаемых затем решений по оптимизации уровня запасов.
Стоимостный анализ является активным видом анализа и не заканчивается констатацией сложившегося состояния, а позволяет приступить к выработке управленческих решений касательно «критических» групп. Управленческие решения подразделяются на оперативные и стратегические. Оперативные решения принимаются по результатам оптимизации параметров логистической системы (размера заказа, периода поставок, точки заказа, резервного запаса) с помощью на-
иболее подходящей математической модели и метода оптимизации. Стратегические решения означают разработку инвестиционных проектов имущественных преобразований в отношении складского и транспортного хозяйства предприятия (реконструкция складских помещений, автоматизация складских, транспортных и учетных операций и др.).
Предлагаемый методический подход к управлению запасами ТМЦ позволяет выявить и реализовать значительные резервы экономии средств на машиностроительных предприятиях, что особенно актуально в условиях переживаемого масштабного финансового кризиса.
Примечания
1 Зеваков А.М. Логистика материальных запасов и финансовых активов. СПб., 2005.
2 Ковалев А.П., Рыжова В.В. Основы стоимостного анализа: учеб. пособие. М., 2007.