Научная статья на тему 'Методический инструментарий оценки уровня криминализации в сфере ЛПК'

Методический инструментарий оценки уровня криминализации в сфере ЛПК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пермский аграрный вестник
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УРОВЕНЬ КРИМИНАЛИЗАЦИИ / НЕЗАКОННАЯ РУБКА / ДРЕВЕСИНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СЛЕДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / FOREST INDUSTRY COMPLEX / LEVEL OF CRIMINALITY / ILLEGAL LOGGING / TIMBER / ECONOMIC CRIMES / CRIME TRACES / ORGANIZED CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толпышев Г.В., Светлаков А.Г.

Незаконные рубки, которые ведутся в России в значительных объемах, не только один из важнейших показателей неустойчивости лесоуправления, но и одно из главных препятствий на пути его внедрения. Они снижают мотивацию собственников и работников леса к устойчивому лесоуправлению. В статье рассмотрены проблемы выявления и раскрытия преступлений в лесопромышленном комплексе. В исследовании использованы статистические данные, отражающие показатели деятельности лесопромышленного комплекса Пермского края за последние годы. Предложена методика выявления и определения уровня криминализации в сфере ЛПК, включающая оценку незаконного оборота древесины, представленную разработкой критериев и методов определения ущерба государству от криминальной экономической деятельности отрасли лесопромышленного комплекса. Применение предложенного инструментария выявления совершенных преступлений в лесопромышленном комплексе поможет оценить и зачастую предотвратить криминализационные проявления в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL TOOLS TO ESTIMATE THE LEVEL OF CRIMINALITY IN THE SPHERE OF FOREST INDUSTRY

Illegal logging which are being carried out in a great scale in Russia is not only one of the most important indicators of instability of the forest management but one of the main obstacles to its introduction as well. They lower the motivation of the owners of forests and the forestry employees for stable forest management. The problems of revealing and detecting the crimes in forest industry complex are under consideration in the paper. The statistic data reflecting the indicators of activity of forestry complex of the Permsky Krai for the last years had been used in this research. There had been offered the methods for revealing and determining the criminality level in the sphere of FIC (forest industry complex), including the estimation of the illegal turnover of timber, presented by the carrying out the criteria and the methods of determining the damage of the criminal economic activity of the forest industry complex field to the state. The applying of implements suggested for detecting the crimes in the FIC helps to estimate and sometimes to prevent criminalization in this sphere.

Текст научной работы на тему «Методический инструментарий оценки уровня криминализации в сфере ЛПК»

УДК 343.9.018 : 630

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ОЦЕНКИ УРОВНЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ ЛПК

Г. В. Толпышев, аспирант;

А. Г. Светлаков, д-р экон. наук, профессор,

ФГБОУ ВО Пермская ГСХА,

ул. Луначарского, 3, г. Пермь, Россия, 614000

E-mail: grishatolp0987@yandex.ru; sag08perm@mail.ru

Аннотация. Незаконные рубки, которые ведутся в России в значительных объемах, не только один из важнейших показателей неустойчивости лесоуправления, но и одно из главных препятствий на пути его внедрения. Они снижают мотивацию собственников и работников леса к устойчивому лесоуправлению. В статье рассмотрены проблемы выявления и раскрытия преступлений в лесопромышленном комплексе. В исследовании использованы статистические данные, отражающие показатели деятельности лесопромышленного комплекса Пермского края за последние годы. Предложена методика выявления и определения уровня криминализации в сфере ЛПК, включающая оценку незаконного оборота древесины, представленную разработкой критериев и методов определения ущерба государству от криминальной экономической деятельности отрасли лесопромышленного комплекса. Применение предложенного инструментария выявления совершенных преступлений в лесопромышленном комплексе поможет оценить и зачастую предотвратить криминализационные проявления в отрасли.

Ключевые слова: экономическая безопасность, лесопромышленный комплекс, уровень криминализации, незаконная рубка, древесина, экономические преступления, следы преступления, организованная преступность.

Введение. Пермский край достаточно богат лесами. Его лесопромышленный комплекс -один из ведущих в России и Европе [11]. Леса покрывают 75% территории. На долю Пермского края приходится 16% всей полученной в России древесины. Он производит пятую часть объема всей бумаги в России. В лесном комплексе задействовано 1563 хозяйства, 650 из них относятся к малому бизнесу[1].

Ведение лесного хозяйства базируется на принципах реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 - 2020 гг.».

Лесопромышленный комплекс - это один из ведущих секторов экономики Пермского края, он определяет социально-экономическое благосостояние большого количества населения сельских районов. Управлением лесной промышленности заняты лесничества. Они играют главную роль по поддержанию порядка, сохранности и возобновляемости лесов. Финансирование из федерального бюджета к 2016 году выросло на 0,7% к предыдущему периоду. На рисунке 1 можно проследить динамику финансирования, которое имеет максимальный рост в 2015 году.

Рис. 1. Финансирование лесного хозяйства в Пермском крае [10]

Объем заготовленной древесины является нением и вывозом из леса древесины [2]. На

показателем предпринимательской деятельно- рис. 2 мы видим снижение динамики по объе-

сти, связанной с рубкой лесных насаждений, мам заготовки древесины в Пермском крае за

их трелевкой; частичной переработкой, хра- последние пять лет.

Рис. 2. Объем заготовленной древесины, м

Лесопользователями являются лесозаго- деловые отношения между органами Управ-

товители - субъекты организации лесозагото- ления леса и лесопользователями. Количество

вок. При заключении договора аренды лесно- таких договоров имеет положительную тен-

го участка или оформлении договора купли- денцию (рис. 3). продажи лесных насаждений формируются

1752

1484 ^И Щ

■ ■В

| 513 | 495 | 493 ^ 512 ^

2011 год 2012 год 2013год 2014год 2015год Всего 1 в т.ч. для заготовки древесины

Рис. 3. Количество заключенных договоров аренды в Пермском крае

Одну из ведущих функций в ЛПК зани- бывших под лесом площадях. Лесовосстанов-

мает лесовосстановление. ление включает посадку, посев и содействие

Лесовосстановление - это проведение ме- естественному восстановлению леса. С 2010

роприятий по возобновлению лесов на местах года в Пермском крае включается комбиниро-

вырубки, гарях, пустырях, прогалинах и иных ванное лесовосстановление.

Процесс (динамика) лесовосстановления Пермского края (тысяч гектаров)

Таблица 1

Виддеятельности _______ 2011 2012 2013 2014 2015

Всего восстановлено лесов 22,9 28,0 26,8 30,8 27,6

из них: искусственное(создание лесных культур) 3,2 3,1 3,3 3,1 3,5

содействие естественному возобновлению леса 19,4 24,8 23,3 27,6 24,0

Примечание: начиная с 2102 г. данные представлены с учетом деятельности индивидуальных предпринимателей.

К сожалению, сфера ЛПК является одной из самых криминализированных.

Наиболее распространенными способами для нечестных участников данного бизнеса являются следующие: нецелевое расходование бюджетных средств, отсутствие надлежащего контроля со стороны государства за финансовыми операциями и низкая эффективность управления в сфере ЛПК.

Наиболее распространенными преступлениями являются: мошенничество, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, коммерческий подкуп, служебный подлог и другие [3].

Отсутствие надлежащего контроля со стороны государства за финансовыми операциями и низкая эффективность управления в сфере лесного хозяйства создает благоприятную почву для совершения преступлений, что приводит к значительному снижению результативности мер государственной поддержки, влечет недополучение бюджетами различных уровней доходов от данного вида деятельности и, в конечном итоге, снижает уровень экономической безопасности страны [4].

Основная масса преступлений приходится на незаконную рубку лесных насаждений. При этом как таковое преступление - незаконная рубка - в составе экономических преступлений носит в большинстве случаев латентных характер.

Как на территории Пермского края, так и по России можно выделить три основных типа незаконных рубок:

1. Самовольные рубки, осуществляемые населением для своих нужд (отопление жилищ, заготовка строительных материалов для мелких построек и текущего ремонта и.т.д.). Ущерб, наносимый единичной самовольной рубкой данного типа, обычно невелик, но такие рубки носят наиболее массовый характер. Общий объем древесины, незаконно заготовленной населением для своих нужд, в настоящее время составляет, по мнению экспертов, приблизительно 20 млн. м3 в год [12].

2. Самовольные рубки, осуществляемые населением и предпринимателями для продажи и переработки древесины, т.е. хищение леса с целью незаконного обогащения. От первого типа незаконных рубок они отличаются масштабами, а также технической оснащенностью тех, кто их проводит. Лесозаготовители, осуществляющие незаконную заготовку древесины в коммерческих целях, получили неофициальное название «черные лесорубы». На

сегодняшний день, они обеспечены современной техникой, которая позволяет в небольшой промежуток времени заготовить, древесину, при необходимости тут же переработать и в последующем транспортировать. К сожалению, в данном случае между «черными лесорубами» и представителями правоохранительных органов, лесничеств установлены неформальные связи, позволяющие беспрепятственно достичь своей цели. Общий объем коммерческой (незаконной) древесины в России в настоящее время составляет примерно в 15 млн. м3 в год.

3. Рубки, проводящиеся на основании разрешительных документов, но с грубыми нарушениями действующих правил, вследствие чего образуется неучтенная или неправильно учтенная древесина. К ним относятся рубки на площади, превышающей разрешенную (включая рубки за границами отведенных лесосек), получение излишков древесины при бесконтрольном отводе и таксации лесосек, заготовка древесины в большом объеме или лучшего качества при неправильном проведении выборочных рубок, заготовка лучшей древесины под видом ухода за лесами или проведение санитарных рубок. Общий объем неучтенной или неправильно учтенной древесины, заготавливаемой за счет подобных нарушений, составляет не менее 25 млн. м3 в год [9].

«Пробелы» в законодательстве упрощают деятельность «черных лесорубов». Дело в том, что преступников сложно поймать в момент незаконной вырубки леса, чаще всего они проходят по статье «Кража» (ст. 158 УК РФ). Сложности в выявлении состава преступления и сбора доказательной базы помогают браконьерам уйти от ответственности или отделаться незначительными штрафами.

Методика. Сотрудники органов внутренних дел применяют особые методы по выявлению преступлений в сфере ЛПК. Среди правовых мер обеспечения экономической безопасности отрасли наиболее важное место принадлежит оперативно-розыскным мероприятиям по предупреждению, выявлению и раскрытию экономических преступлений [5].

Порядок проведения доследственной проверки и раскрытия незаконных рубок лесных насаждений включает в себя ряд мероприятий, где основные из них: осмотр места происшествия, опрос очевидцев, допрос задержанных, осмотр ТС, произведение фото- и видео-фиксации места преступления, съемки протекторов шин задержанных ТС, по резуль-

татам проведенных мероприятий, оформление справочных материалов в литерное дело[6].

При описании следов пиления необходимо указать их расположение, форму, размеры, место нахождения и размер следов неполных распилов. Следы полного распила представляют собой трассы в виде чередующихся валиков и бороздок различной ширины, длины, высоты и глубины, расположенных в одном направлении и под разными углами относительно друг друга.

Особенностью данной сферы деятельности является организованная преступность. Порою взаимодействие чиновников и лесозаготовщиков с целью получения дополнительного дохода встречается часто. Для этого используются такие инструменты, как ведение торгов и аукционов «под конкретных лиц», оформление сделок с завышенными ценами по аренде лесных насаждений и продаже лесозаготовок.

Главной проблемой, с которой сталкиваются сотрудники правоохранительных органов, - отсутствие свидетелей преступлений, а также то, что часть следов оказываются утраченными (вследствие того, что они обнаруживаются спустя некоторое время с момента их совершения). Обычно при осмотре мест происшествий по незаконным рубкам берутся во внимание обнаружение транспортных средств, следов пиления, спилов с пеньков. Некоторые исследователи выделяют специфичные улики [7]:

- следы опор гидроманипулятора (чем погружают деревья);

- следы масел (моторное, трансмиссионное, гидравлическое и др.);

- следы топлива (дизельное, бензин);

- следы-наслоения на поверхностях деревьев частиц ЛКП;

- сравнительные и контрольные образцы почвы;

- сравнительные и контрольные образцы мхов и растений (наиболее распространенных на данной территории).

- рукавицы, шапки и другие вещи, оставленные на месте происшествия возможным преступником.

При сравнительном исследовании улик пользуются такими методиками, как непосредственное сопоставление, наложение фотоизображений, оптическое совмещение на сравнительном микроскопе, сравнение полученных профилограмм следов. В результате сравнительного исследования выявляются совпадения и различия определенных призна-

ков. Эксперт должен произвести их тщательную и объективную оценку.

В Пермском крае установлены следующие виды наказания за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев: штрафы от трех до пятисот тысяч рублей, исправительные работы с возмещением ущерба вплоть до лишения свободы.

Результаты. На основании решения от 23.10. 2012 № 229 об утверждении Положения о муниципальном контроле в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения города Перми[8], на территориях всех муниципальных районов Пермского края созданы и действуют межведомственные комиссии (МВК) по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины. Данные комиссии занимаются проведением плановых и внеплановых проверок.

Однако, несмотря на предпринимаемые правительством попытки по спасению леса, почти все они остаются тщетными. Основная причина, не позволяющая навести должный порядок с сохранением леса, - неэффективная система управления и несовершенное законодательство.

Уровень криминализации экономики в сфере лесопромышленного комплекса требует более жестких и оперативных мер борьбы с браконьерством, выработку методов оценки ущерба государству от криминальной экономической деятельности в отрасли ЛПК.

За основу расчета уровня криминализации в сфере ЛПК мы предлагаем взять те направления в данной отрасли, где чаще всего совершаются противоправные деяния теми или иными лицами, а именно это организации в виде ООО, ОАО, ЗАО; ИП - индивидуальные предприниматели; физические лица.

Мы считаем, что для оценки уровня криминализации в сфере ЛПК можно использовать следующую формулу:

где F - уровень криминализации в сфере ЛПК; a, Ь, ^ d, e - индикаторы; Y - количество индикаторов.

В связи с тем, что криминализация - явление негативное и деструктивное, мы считаем, что определение шкалы кризисности и пороговых значений является достаточно актуальным направлением исследований, в том

числе и в ЛПК. Для возможности сопоставления коэффициентов мы предлагаем использовать шкалу от нуля до единицы. В результате, чем коэффициент криминализации будет ближе к единице, тем ее уровень выше.

Здесь же мы предлагаем следующие критерии оценки уровня криминализации в сфере ЛПК:

- допустимый - от 0 до 0,2;

- управляемый - от 0,2 до 0,4;

- неподконтрольный - от 0,4 до 0,6;

- критический - от 0,6 до 0,8;

- катастрофический - от 0,8 до 1. Опираясь на разработанные современной

экономической наукой методологические и методические подходы для определения уровня криминализации в деятельности сферы ЛПК, нами был разработан ряд критериев с соответствующими индексами (таблица 2).

Таблица 2

Критерии и их индексы для оценки уровня криминализации в деятельности сферы ЛПК

Критерий Индекс

по виду участника преступления

организация (юридические лица) 0,9

ИП 0,5

физические лица 0,1

по используемому виду транспорта

железнодорожный транспорт 0,9

речной транспорт 0,5

автомобильный 0,1

по способу хранения древесины

организация (склады, помещения и.т.д.) 0,9

ИП (лесопилки, подсобные помещения) 0,5

физические лица (приусадебные территории, сараи и.т.д.) 0,1

по используемому оборудованию

организация (фискары, мини - лесопилка, и.т.д.) 0,9 0,9

ИП 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

физические лица (топоры, мотопилы) 0,1

по выписке леса

организация 0,9

ИП 0,5

физические лица 0,1

по уровню лоббирования со стороны администрации

организация 0,9

ИП 0,5

физические лица 0,1

по сбыту (виде древесины)

организация 0,9

ИП 0,5

физические лица 0,1

по величине причиненного ущерба

Организация (более 10 млн. рублей) 0,9

ИП (от 100 тыс. до 1 млн. рублей) 0,5

физические лица (до 100 тыс. рублей) 0,1

Таблица составлена и рассчитана на основании собственных исследований авторов.

Так, например, рассчитывая уровень криминализации по определенному району или области и получая результат, необходимо оперативно использовать все имеющиеся силы и средства для локализации возникающих угроз и рисков, проявляющихся в сфере ЛПК, а кроме того устанавливать наиболее крими-

нализации подверженные направления деятельности лесного хозяйства.

Выводы. Таким образом, обладая знаниями о структуре и методах совершения преступлений в лесопромышленном комплексе, данными о развитии отрасли, можно обнаружить, оценить и зачастую предотвратить криминализационные проявления в отрасли ЛПК.

Литература

1. Лесопромышленный комплекс Пермского края. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lk59.ru/ (дата обращения: 23.11.2016).

2. Лесной кодекс Российской Федерации : закон Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // Российская газета, 2006. 8 декабря. От. 29, п1.

3. Мельников К. Н. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере АПК // Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2012. № 19. С. 75-79.

4. Кудревич Е. П. Особенности выявления и раскрытия преступлений, совершенных должностными лицами в сфере лесного хозяйства // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 02 (69). С. 2.

5. Карпович О. Г., Малиновский И. Б., Трунцевский Ю. В. Полномочия подразделений органов внутренних дел в противодействии коррупции : учебно-методическое пособие / под. ред. В.Ф. Цепелева. М. : Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 246 с.

6. Ахмедшина А. Р. Незаконная рубка лесных насаждений // Молодой ученый. 2016. № 21. С. 559-561.

7. Булгакова М. А. Проведение отдельных видов судебных экспертиз по уголовным делам, связанным с незаконной лесозаготовкой // Сервис в России и за рубежом. 2015. №1 (57). С. 3-13.

8. Решение от 23.10. 2012 № 229 об утверждении положения о муниципальном контроле в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения города Перми // Природа города Перми [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.prirodaperm.ru/upload/ pages/ 101/%D0%9B%D0%B5%D1 %81 %D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D00/oBA0/oD00/oBE%D0%BD%D1 %82%D1 %80%D 0%BE%D0%BB%D1%8C/Polozhenije-o-mun.-kontrole-v-OOPT-(reshenije-PGD).pdf (дата обращения: 20.11.2016).

9. Карпочевский М. Л., Тепляков В. К. Основы устойчивого лесоуправления : учебное пособие. М. : Всемирный фонд природы, 2014. 45 с.

10. Пермский край в цифрах. 2015: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Пермь, 2015. 186 с.

11. Wood Resource Quarterly Global Forest Products Market Update - 4th Quarter 2015 // Wood Resources International [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://woodprices.com/wp-content/uploads/2016/05/SAMPLE-WRQ.pdf (дата обращения: 13.11.2016).

12. Сухих В. И. Проблема незаконных рубок в России и пути ее решения // Лесное хозяйство. 2005. №4. С. 2-7.

METHODICAL TOOLS TO ESTIMATE THE LEVEL OF CRIMINALITY IN THE SPHERE OF FOREST INDUSTRY

G. V. Tolpishev, Post-Graduate Student; A. G. Svetlakov, Dr.Econ. Sci., Professor; Perm State Agricultural Academy, 3 Lunacharskogo st., Perm, 614000 Russia E-mail: grishatolp0987@yandex.ru; sag08perm@mail.ru

ABSTRACT

Illegal logging which are being carried out in a great scale in Russia is not only one of the most important indicators of instability of the forest management but one of the main obstacles to its introduction as well. They lower the motivation of the owners of forests and the forestry employees for stable forest management. The problems of revealing and detecting the crimes in forest industry complex are under consideration in the paper. The statistic data reflecting the indicators of activity of forestry complex of the Permsky Krai for the last years had been used in this research. There had been offered the methods for revealing and determining the criminality level in the sphere of FIC (forest industry complex), including the estimation of the illegal turnover of timber, presented by the carrying out the criteria and the methods of determining the damage of the criminal economic activity of the forest industry complex field to the state. The applying of implements suggested for detecting the crimes in the FIC helps to estimate and sometimes to prevent criminalization in this sphere. Key words: economic security, forest industry complex, level of criminality, illegal logging, timber, economic crimes, crime traces, organized criminality.

References

1. Lesopromyshlennyi kompleks Permskogo kraya. Ofitsial'nyisait. (Forestry complex of Permsky Krai. Official site) [Elektronnyiresurs],Rezhimdostupa: http://lk59.ru/ (data obrashcheniya: 23.11.2016).

2. Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federatsii: zakon Rossiiskoi Federatsii ot 4 dekabrya 2006 g. N 200-FZ (Forest Codex of

Russian Federation :The Law of Russian Federation of 4 December 2006 N 200-FZ) ,Rossiiskaya gazeta, 2006, 8 dekabrya, Ct. 29, p1.

3. Mel'nikov K. N. Osobennosti vyyavleniya i raskrytiya prestuplenii v sfere APK (The peculiarities of revealing and detecting crimes in the sphere of AIC), Vestnik Nizhegorodskoi Akademii MVD Rossii, 2012,No. 19,pp. 75-79.

4. Kudrevich E. P. Osobennosti vyyavleniya i raskrytiya prestuplenii, sovershennykh dolzhnostnymi litsami v sfere lesnogo khozyaistva (The peculiarities of revealing and detecting the crimes "performed" by the administrative authorities in forestry sphere), Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii, 2014,No. 02 (69),P. 2.

5. Karpovich O. G., Malinovskii I. B., Truntsevskii Yu. V. Polnomochiya podrazdelenii organov vnutrennikh del v protivodeistvii korruptsii (The rights of the substructures of police in anti-corruption activity), uchebno-metodicheskoeposobie, pod. red. V.F. Tsepeleva, Moscow,Izd-voYuNITI-DANA, 2011, 246 p.

6. Akhmedshina A. R. Nezakonnaya rubka lesnykh nasazhdenii (Illegal logging of forests), Molodoiuchenyi, 2016,No. 21,pp. 559-561.

7. Bulgakova M. A. Provedenie otdel'nykh vidov sudebnykh ekspertiz po ugolovnym delam, svyazannym s neza-konnoi lesozagotovkoi (Performing of some kinds of court expertises of the crimes in illegal wood cutting), Servis v Rossii i zarubezhom, 2015,No.1 (57),pp. 3-13.

8. Reshenie ot 23.10. 2012 No. 229 ob utverzhdenii polozheniya o munitsipal'nom kontrole v oblasti ispol'zovaniya i okhrany osobookhranyaemykh prirodnykh territorii mestnogo znacheniya goroda Permi (Decision on confirming the status on a municipal control in the sphere of using and guarding the specially protected natural territories of local importance of perm city), Priroda goroda Permi [Elektronnyiresurs], Rezhimdostupa: URL: http://www.prirodaperm.ru/upload/pages/101/%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA% D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C/Polozhenije-o-mun.-kontrole-v-OOPT-(reshenije-PGD).pdf (data obrashcheniya: 20.11.2016).

9. Karpochevskii M. L., Teplyakov V. K. Osnovy ustoichivogo lesoupravleniya (The fundamentals of sustainable forest administrating), uchebnoe posobie, Moscow, Vsemirnyi fond prirody, 2014, 45 p.

10. Permskii krai v tsifrakh. 2015: Kratkii statisticheskii sbornik (Permsky Krai in figures, 2015: statistical collection), Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Permskomu krayu. Perm', 2015, 186 p.

11. Wood Resource Quarterly Global Forest Products Market Update - 4th Quarter 2015, Wood Resources International [Elektronnyiresurs],Rezhimdostupa: URL: http://woodprices.com/wp-content/uploads/2016/05/SAMPLE-WRQ.pdf (data obrashcheniya: 13.11.2016).

12. Sukhikh V. I. Problema nezakonnykh rubok v Rossii i puti ee resheniya (The problem of illegal logging in Russia and the ways for its solving), Lesnoe khozyaistvo, 2005,No.4,pp. 2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.