Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ФАНТАЗИЯ / ИГРА / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертков Павел Владимирович, Коршунова Виктория Михайловна

Обсуждается роль методического сопровождения в организации занятий с детьми по декоративно-прикладному искусству. Особое внимание уделяется возможностям применения различных подручных материалов и средств в проектировании и создании творческих работ детей. Формирование творческого воображения основывается на динамике свободных ассоциаций и прежнего опыта ребёнка в восприятии и отражении окружающей действительности, что выгодно отличает декоративно-прикладное искусство и мотивирует детей заниматься различными поделками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чертков Павел Владимирович, Коршунова Виктория Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION IN CHILDHOOD BY MEANS OF DECORATIVE AND APPLIED ART

The role of methodological support in the organization of classes with children in decorative and applied arts is discussed. Special attention is paid to the possibilities of using various improvised materials and tools in the design and creation of creative works of children. The formation of creative imagination is based on the dynamics of free associations and the child’s previous experience in perceiving and reflecting the surrounding reality, which distinguishes decorative and applied art and motivates children to engage in various crafts.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РАБОТЫ

УДК 373:21

П. В. Чертков, В. М. Коршунова

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Психическое развитие в детском возрасте отличается своей неоднородностью - то наблюдаются признаки опережения определенных психических свойств (акселерация), то явления запаздывания в формировании свойственных возрасту психических новообразований (ретардация). Этим явлениям есть объяснение, которое вкладывается в общую картину влияния биологических и социальных факторов на психическое развитие человека в его онтогенезе. Поэтому очень важно для родных и близких ребёнка, педагогов детских образовательных организаций находиться у истоков психического созревания малышей, вступающих на путь социализации в обществе. Включение ребёнка в образовательную среду способствует не только его активной социализации, но и раскрывает потенциал развития и формирования когнитивно-личностной сферы.

С интенсивным развитием высших психических функций, что более очевидно уже, начиная с возраста 3-х лет, перед ребёнком открывается весь спектр восприятия, понимания

и отражения окружающего мира благодаря взаимодействию и деятельному освоению этого мира. Именно деятельность по освоению окружающей действительности посредством формирующихся игровых, учебно-трудовых и других навыков [1] позволяет воспитывать и качественно развивать высшие психические функции взрослеющего человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте создаются все необходимые предпосылки для подготовки ребёнка к будущей его социализации в обществе. Такие социальные институты, как семья, дошкольное образовательное учреждение, начальная школа и другие детские организации стоят у истоков развития социально-зрелой, творческой личности.

Знакомство детей с искусством также несёт в себе большую воспитательную идею, обусловливающую становление мировоззренческого опыта. Духовно-нравственное воспитание затрагивает фактически все сферы жизнедеятельности маленького человека, оно не мыслимо без включения ребёнка в активную познавательную деятельность, где про-

буждается творческое воображение, проявляют себя задатки и способности, качественно выделяющие одного человека от другого.

Декоративно-прикладное искусство всегда находит своё отражение в культуре каждой семьи, поэтому очень важно сохранять и передавать будущим поколениям жизнь, опыт, традиции, пр. Исследователи в этом направлении указывают на развитие творческого воображения у детей [2-5], говорят о необходимости сочетать различные методы обучения, основываясь на игровых приёмах и техниках декоративно-прикладного искусства [6].

Именно такие методы в сочетании с художественными техниками благотворно влияют на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В работе по приобщению детей к искусству, важно использовать различные техники декоративно-прикладного искусства. Среди них есть и такие, которые формально дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и мощный толчок в развитии детского творческого воображения и фантазии [7].

Рассмотрим непосредственно сами возможности некоторых техник декоративно-прикладного искусства в развитии воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Техника выполнения витражей -клеевые картинки. Контур будущего рисунка рисуется клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Эскиз можно нарисовать предварительно простым карандашом, границы кон-

Рис. 1. Техника витражей

тура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками (рис. 1). Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Папье-маше - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.

Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги (рис. 2). Гофро-трубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

Также для проработки оригинальных идей, необычных образов

Рис. 2. Техника гафротрубочки

используется техника точечного рисунка (пуантилизм). Изображение наносится кончиком кисти, пальцами разного размера и разными по цвету красками. Получается мозаичный рисунок со множеством оттенков красок. Все эти техники возможно комбинировать между собой. Для комбинирования художественных техник чаще используются более простые техники.

Айрис фолдинг («радужное складывание») - техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами [8].

Лоскутное шитьё, илиpatchwork1, как сейчас принято называть это рукоделие на американский манер -

1 Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork -«изделие из лоскутов») - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой [9].

очень модный вид рукоделия. Техника шитья из кусочков ткани в России известна издавна. Знали у нас, как латать шелковые сарафаны и душегрейки лоскутами того же материала или кусочками ткани другого рисунка и цвета.

Сейчас лоскутное шитье по всему миру переживает новое рождение. Оно стало для многих женщин, а нередко и мужчин своеобразным хобби. Кто-то изобретает новые абстрактные узоры, а кто-то пользуется уже готовыми устойчивыми формами, накопленными веками. Этим занятием зарабатывают на жизнь, украшают свой дом, делают подарки.

Вышивка - одно из распространенных в мире искусств. Свои истоки берёт она в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани. В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар - птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища. Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой.

Вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот

связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны "лучистое солнышко", ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли.

Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка её завилась петельками и колечками. В своё время служили эти необычные узоры календарём. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.

Рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность. Работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Проведение занятий с использованием техник декоративно-прикладного искусства способствует развитию творческого воображения:

• снятие детских страхов;

• развитие уверенности в своих силах;

• развитие пространственного мышления;

• дети учатся свободно выражать свой замысел;

• дети занимаются творческой деятельностью, постоянно находясь в ситуации успеха;

• у детей развивается чувство композиции, ритма, колорита;

• происходит развитие мелкой моторики рук;

• развитие воображения и фантазии;

• дети получают эстетическое удовольствие.

Употребляя в своей творческой, и в частности, изобразительной деятельности, необычные материалы и техники, дети получают положительный творческий опыт, положительные эмоции. Декоративно-прикладное искусство - увлекательная творческая деятельность, которая удивляет детей, способствует развитию фантазии, творческого воображения, - дети работают не по образцу, без шаблонов [10]. Их творческий потенциал постоянно находится в активном состоянии.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети уже способны ненадолго удерживать внимание, интерес, от которых зависят процессы развития и обучения. В процессе выполнения заданий дети как раз находятся в увлекательном процессе творчества и результат может быть непредсказуем. Это то, что и характерно для детей данных возрастных групп. Работа в декоративно-прикладных техниках стимулирует положительную мотивацию

деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед самим процессом деятельности.

Многие виды декоративно-прикладного искусства способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, что в свою очередь ведёт к развитию мышления и воображения. Это такие техники, как например, оригами, роспись по стеклу, роспись ткани, скульптура, плетение бисером и пр.

Применение в творческой деятельности детей декоративно-прикладного искусства - это толчок к развитию воображения, творчества. Проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, подделке дети учатся постоянно думать, принимать самостоятельные решения в выборе техники для создания наиболее выразительного образа.

Вследствие всего этого дети привыкают творчески воспринимать окружающий мир, находить разные

варианты выполнения задания, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное произведение детского искусства. Творчески подходят к выполнению задания, реализуя свой замысел, и сами находят средства для его воплощения. Рисунки детей становятся разнообразнее свободнее, непосредственнее, оригинальнее.

Таким образом, учитывая все возможности техник декоративно-прикладного искусства, их можно использовать как важное вспомогательное средство, инструмент в работе по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Применение данных техник на основе игровой и учебной деятельности является одним из лучших способов оказания помощи ребёнку в открытии для себя новых способов мышления, проявлении инициативы и творческого воображения, раскрытии способностей и талантов собственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тельнюк И. В., Худик В. А. Тендерный подход в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников: теоретические и прикладные аспекты / С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. 156 с.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Кафедра-М: Аcаdеmia, 2000. 342 с.

3. Комарова Т. С., Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ:

учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 127 с.

4. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: Творческий Центр Сфера, 2009. 126 с.

5. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Акад. развития, 1996. 235 с.

6. Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2018. 119 с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Пси-хол. очерк: Кн. для учителя / [Послесл. В. В. Давыдова]. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 90 с.

8. Общие ресурсы по видам декоративно-прикладного творчества: сайт Академия развитии творчества // URL:

ttps://www.arttalant.org/publikacii/24842-vidy-tehnik-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva (дата обращения: 05.05.2021).

9. Лоскутное шитьё // https:// ru.wikipedia.org/wiki/Лоскутное_шитьё (дата обращения: 05.05.2021).

10. Левин В. А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 63 с.

REFERENCES

1. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Gender approach in the organization of independent activity of senior preschoolers: theoretical and applied aspects / St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State Pedagogical University, 2004. 156 p. (In Russ.).

2. Grigorieva G. G. The development of a preschooler in visual activity: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions. M.: Academia, 2000. 342 p. (In Russ.).

3. Komarova T. S., Phillips O. Yu. Aesthetic developing environment in preschool: educational and methodical manual. M.: Pedagogical Society of Russia, 2005. 127 p. (In Russ.).

4. Kazakova R. G. Drawing classes with preschoolers. M.: Creative Center Sphere, 2009. 126 p. (In Russ.).

5. Subbotina L. Y. Development of children's imagination: A popular guide for parents and teachers. Yaroslavl: Akad. development, 1996. 235 p. (In Russ.).

6. Bukharova I. S. Diagnostics and development of creative abilities of children of primary school age: studies. manual for secondary vocational education. 2nd ed., revised and supplemented. Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. 119 p. (In Russ.).

7. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood: A psychological essay: A book for a teacher / [Afterword by V. V. Davydov]. 3rd ed. M.: Prosveshche-niye, 1991. 90 p. (In USSR).

8. General resources by types of decorative and applied art: website of the Academy for the Development of Creativity // URL: ttps://www.arttalant. org/publikacii/24842-vidy-tehnik-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva (date of application: 05.05.2021).

9. Patchwork sewing // URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/nocKyTHoe^rnbe (date of application: 05.05.2021).

10. Levin V. A. Education of creativity. M.: Znaniye, 1977. 63 p. (In USSR).

Поступила в редакцию 02.11.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.