Научная статья на тему 'Методические вопросы оценки эффективности организации системы качества в образовательном учреждении'

Методические вопросы оценки эффективности организации системы качества в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические вопросы оценки эффективности организации системы качества в образовательном учреждении»

также модернизация энергосырьевого комплекса, создание эффективной транспортной инфраструктуры1. В количественном выражении в рамках инновационного сценария сформулированы достаточно амбициозные задачи, решение которых потребует и аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов, и повышения эффективности управленческих решений.

Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен

Методические вопросы оценки эффективности организации системы качества в образовательном учреждении

Эффективность в управлении качеством можно понимать как 1)степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов; 2) связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся традиции расчета эффективности внедрения проектов и систем в материальном производстве, типовой методики оценки эффективности организации системы качества в образовательном учреждении (СУ ОУ) на настоящий момент не существует. Поскольку реальные улучшения после внедрения СК ОУ происходят не сразу, некоторые из них носят субъективный характер и плохо поддаются количественной оценке в денежном выражении, то собственно экономическая эффективность проектирования и внедрения СК в ОУ носит условный характер. В связи с этим, разработка методических вопросов оценки эффективности может осуществляться в соответствии с традиционными моделями расчетов социально-экономической эффективности внедрения проектов в области, например, работы с информацией и информационными системами.

Таким образом, общую оценку эффективности внедрения СК ОУ можно разделить на три элемента:

• экономическая эффективность, определяемая через систему экономических показателей (рост доходов, снижение затрат, оптимизация численности персонала, и т. п.);

• социальная эффективность, определяемая через систему социально-психологических показателей (репутационный рост, рост удовлетворенности потребителей, снижение уровня конфликтности, и т.п.);

1 Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, МЭР РФ, М., апр. 2012 г. С. 4.

105

• процессная (управленческая эффективность), определяемая степенью соответствия результатов внедрения СК ОУ целям и задачам ОУ.

Соответственно, только совокупность результатов расчетов по всем элементам может давать интегральный показатель эффективности организации СК ОУ, причем методики расчета указанных групп будут различными.

Показатели первой группы «Экономическая эффективность» для удобства расчетов можно свести в таблицу (табл. 1).

Таблица 1

Расчет эффективности проекта по разработке и внедрению СК ИОУ

№ Наименование показателя Значение до внедрения СК ОУ Значение до внедрения СК ОУ Изменение, %

1. Доход ОУ, всего: в том числе по источникам

2. Затраты ОУ, всего: в том числе по статьям

3. Внеоперационные расходы ОУ (штрафы и проч.)

4. Численность персонала, всего чел.: в том числе по категориям

5. Фонд оплаты труда ОУ

Все показатели определяются в стоимостном выражении, кроме численности персонала, которая не может быть выражена в деньгах. Постатейный анализ доходов и затрат позволяет уточнить наиболее выраженные эффекты внедрения СК в деятельности ОУ, в том числе экономию фонда оплаты труда ОУ в результате оптимизации численности персонала.

Общий показатель экономической эффективности внедрения СК ОУ определяется как среднее арифметическое показателей по графе 5 строк 1,2, 3 и 5.

Очевидно, что социальная, определяемая через систему социально-психологических показателей (репутационный рост, рост удовлетворенности потребителей, снижение уровня конфликтности, и т. п.), и процессная (управленческая) эффективность, определяемая степенью соответствия результатов внедрения СК ОУ целям и задачам ОУ, не могут быть прямо рассчитаны с применением экономических методов, однако могут быть определены косвенным путем методом экспертного опроса с применением методик квалиметриче-ских шкал «уровней совершенства» Модели совершенства деятельности ОУ, разработанной в рамках проекта «Научно-методическое

106

обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования» Федеральной программы развития образования* 1.

Для упрощения применения методики можно использовать метод экспертной оценки, основанный на самостоятельном оценивании качества деятельности и результатов по предложенным показателям в зависимости от степени приближения к «совершенному значению», которое принимается за 100 %. Таким образом, общая социальная и процессная эффективность внедрения СК ОУ может быть определена через систему весов и индивидуальных оценок экспертов, выраженных в коэффициенте (см. табл. 2).

Таблица 2

Таблица расчета коэффициента развития СК ОУ

Номер, группа и наименование критериев Весовой коэффициент по экспертной оценке, Ri Оценка Фактического состояния (по экспертной оценке), Qi Взвешенная оценка Ci= RixQi

Критерий 1. Лидирующая роль руководства

1.1 Личное участие руководства ОУ в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества

1.2 Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы качества (СК) ОУ

1.3 Личное участие руководства ОУ в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.)

1.4 Личное участие руководства ОУ в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности

1

1 «Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности». Режим доступа: ed.gov.ru>files/materials/2481/Document4.doc.

107

1.5 Личное участие руководства ОУ в подготовке и организации проведения лицензирования, аттестации, государственной и общественно-профессиональной аккредитации

Критерий 2. Политика и стратегия

2.1 Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (студентов, персонала ОУ, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.)

2.2 Механизмы сбора и анализа разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования ОУ при формировании его политики и стратегии

2.3 Механизмы проекции внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы ОУ

2.4 Механизмы информирования персонала ОУ и студентов о проводимой политике и стратегии

Критерий 3. Менеджмент персонала

3.1 Кадровая политика и принципы управления развитием персонала

3.2 Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации

3.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования ОУ

3.4 Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством ОУ

108

3.5 Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала

Критерий 4. Ресурсы и партнеры

4.1 Управление финансовыми ресурсами

4.2 Управление материальными ресурсами

4.3 Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний

4.4 Управление информационными ресурсами

4.5 Взаимодействие с внешними партнерами (работодателями, школами и лицеями, средними специальными учебными заведениями, другими вузами)

Критерий 5. Менеджмент процессов

5.1 Деятельность по разработке, внедрению и улучшению СК ОУ

5.1.1 Внедрение процессного подхода

5.1.2 Управление документацией

5.1.3 Управление записями

5.1.4 Планирование и построение организационной структуры СК, распределение ответственности и полномочий

5.1.5 Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов ОУ

5.1.6 Планирование процессов ОУ

5.1.7 Внутренние аудиты (проверки) и самооценка ОУ и его структурных подразделений

5.1.8 Процессы, связанные с постоянным улучшением,

109

корректирующие и предупреждающие действия

5.2 Основные процессы научно-образовательной деятельности

5.2.1 Маркетинговые исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда

5.2.2 Проектирование и разработка образовательных программ

5.2.3 Довузовская подготовка и прием студентов

5.2.4 Реализация основных образовательных программ

5.2.5 Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми

5.2.6 Проектирование и реализация программ дополнительного образования

5.2.7 Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура)

5.2.8 Научно-исследовательская и инновационная деятельность

5.3 Вспомогательные процессы ОУ

5.3.1 Бухгалтерско-финансовое обеспечение научнообразовательного процесса

5.3.2 Кадровое обеспечение

5.3.3 Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов

5.3.4 Управление образовательной средой

5.3.5 Издательская деятельность

5.3.6 Библиотечное и информационное обеспечение

5.3.7 Управление инфраструктурой и производственной средой

5.3.8 Обеспечение БЖД

5.3.9 Социальная поддержка

110

студентов и сотрудников ОУ

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей

6.1 Удовлетворенность студентов и выпускников

6.1.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников

6.1.2 Уровень удовлетворенности студентов и выпускников

6.2 Удовлетворенность работодателей

6.2.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности работодателей

6.2.2 Уровень удовлетворенности работодателей

Критерий 7. Удовлетворенность персонала

7.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала

7.2 Уровень удовлетворенности персонала

Критерий 8. Влияние ОУ на общество

8.1 Механизмы сбора информации о влиянии ОУ на общество

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.2 Уровень восприятия ОУ обществом

Критерий 9. Результаты деятельности ОУ

9.1 Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности ОУ

9.2 Финансовые результаты деятельности ОУ

9.3 Другие нефинансовые результаты деятельности ОУ

Оценка фактического состояния уровня развития СК ОУ выражается в процентах от 100 возможных по экспертной оценке. Например, лидирующую роль руководства ОУ можно оценить в 100 % при

111

выраженном стремлении совершенствовать деятельность ОУ, и в 0 % - при отсутствии такого желания. В крайних случаях возможно выставление отрицательных значений - при открытом противодействии руководства ОУ внедрению СК 1.

В соответствии с данными таблицы коэффициент развития СК ОУ, характеризующий эффективность создания СК ОУ, может быть рассчитан по формуле:

Кр = X Ci/100

Полученное значение будет находиться в диапазоне от 0 до 1.

Эффект внедрения оценивается по разнице значений коэффициента эффективности до и после создания СК ОУ. Весовое значение критериев может различаться в зависимости от мнения эксперта, а оптимальное, по нашему мнению, для ОУ ВПО значение представлено в таблице по укрупненным группам (табл. 3).

Таблица 3

Определение веса критериев оценки уровня развития СК ИОУ

Номер, группа и наименование критериев Весовой коэффициент по экспертной оценке, Ri

Критерий 1. Лидирующая роль руководства 0,20

Критерий 2. Политика и стратегия 0,10

Критерий 3. Менеджмент персонала 0,15

Критерий 4. Ресурсы и партнеры 0,05

Критерий 5. Менеджмент процессов 0,10

Критерий 6. Удовлетворенность потребителей 0,10

Критерий 7. Удовлетворенность персонала 0,10

Критерий 8. Влияние ОУ на общество 0,05

Критерий 9. Результаты деятельности ОУ 0,15

Итого 1,0

Данная методика оценки эффективности создания СК ОУ может быть применена в любом образовательном учреждении, в том числе высшего профессионального образования.

1 Бадхен М.Л., Черкасская Г.В. Социальное партнерство: концепция и реализация: моногр. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.