Научная статья на тему 'Развитие системы качества в БелГУ'

Развитие системы качества в БелГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Н., Ситникова М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы качества в БелГУ»

ления и развития ее целевой (матричной) подструктуры в организационной структуре управления.

На высшем уровне структуры -уровне ректора (стратегическое управление) - модернизация состоит в появлении нового коллективного субъекта - Координационного совета по качеству. Совет имеет своего председателя. Функции и права Совета и его председателя определены Положением о Координационном совете.

Ответственным представителем руководства по качеству (ОПРК) в БелГУ является проректор по качеству образования, назначенный ректором университета. Организационную структуру управления на уровне проректоров (тактическое управление) представляют советник ректора по качеству образования и структурные подразделения: ЦСТВ, ИЦКПС, проектная команда.

Модернизация на третьем уровне организационной структуры управления БелГУ - уровне управлений, факультетов, кафедр, центров и т.д. (оперативное управление) заключается в назначении от структурных подразделений уполномоченных по качеству и в создании комиссий по качеству (в управлениях, на факультетах и кафедрах).

Под руководством проректоров как уполномоченных по качеству подготовки специалистов работают модульные группы сотрудников из подразделений по различным аспектам качества подготовки специалистов: методического совета (руководитель - проректор по качеству образования), научно-экспертного совета (руководитель - проректор по научной работе), совета по информатизации (руководитель -проректор по учебной работе), совета по социально-воспитательной работе (руково-

Таблица 1

Развитие системы менеджмента качества_

Основные направления Цели Задачи

Организация работы по обеспечению качества подготовки специалистов Проявление руководством личного лидерства в вопросах качества и принятии решений • Личное участие руководителей всех уровней в определении миссии, политики и стратегии университета; • внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента качества; • реализация университетом своего предназначения посредством четко сформулированной, нацеленной на соблюдение всеми заинтересованными сторонами стратегии, поддерживаемой соответствующей политикой, планами, целями, задачами и производственными процессами

Управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов Планирование, проектирование и совершенствование университетом своих рабочих процессов и управление ими с целью реализации политики и стратегии и наиболее полного удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон • Управление процессами системы менеджмента качества; • управление основными рабочими процессами; • управление вспомогательными рабочими процессами

Управление персоналом университета Использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов. • Организация управления персоналом; • повышение уровня знаний, квалификации и полное раскрытие потенциала сотрудников на индивидуальном, групповом и организационном уровнях; • планирование деятельности в этих областях в интересах поддержания политики и стратегии, эффективного протекания рабочих процессов

Управление ресурсами и взаимоотношениями с партнерами Планирование университетом отношений с внешними партнерами и управление внутренними ресурсами в целях поддержания политики и стратегии, а также обеспечение эффективности рабочих процессов • Управление финансовыми ресурсами; • управление материальными ресурсами; • управление информационными ресурсами; •управление технологиями обучения и интеллектуальной собственностью; взаимодействие с партнерами и заинтересованными сторонами

Изучение удовлетворенности потребителей (рынка труда) качеством подготовки специалистов Определение для каждой группы потребителей комплекса показателей работы университета, относительно которых на основании результатов анкетирования оценивается их удовлетворенность • Изучение степени удовлетворенности потребителей качеством подготовки выпускников; • оценка университетом удовлетворенности потребителей качеством подготовки специалистов

Изучение удовлетворенности преподавателей и сотрудников и степени влияния университета на общество Определение для преподавателей и сотрудников комплекса показателей работы университета, относительно которых на основании результатов анкетирования оценивается их удовлетворенность и восприятие университета обществом • Изучение степени удовлетворенности преподавателей и сотрудников; • выявление показателей работы университета по повышению степени удовлетворенности персонала; • выявление уровня восприятия университета обществом; • определение показателей работы университета по повышению удовлетворенности общества

дитель - проректор по социальной и воспитательной работе) и др.

Активное участие в деятельности по улучшению качества подготовки специалистов принимают преподаватели и сотрудники. Персонал университета привлекается к обсуждению предложенных проектов стратегии, политики и целей университета, в том числе и в области качества подготовки специалистов; преподаватели и сотрудники могут являться членами проектной команды по документированию системы менеджмента процессов.

На уровне Управления качеством образования они работают в целевых, проблемных и творческих группах, участвуют в принятии решений, имеющих отношение к организации учебного процесса и обеспечению качества подготовки специалистов. На факультетском и кафедральном уровнях преподаватели и сотрудники являются участниками модульных групп по конструированию различного рода планов и реализации управленческих решений.

Коллективу университета предстоит создать развернутую структуру самоуправления обучающихся (четвертый уровень организационной структуры - соуправле-ние и самоуправление). Ее действенность может быть обеспечена лишь самими обучающимися, исходя из их потребностей и при их активнейшем участии и тактической помощи персонала.

В организационной структуре БелГУ выделены связи по типу «управление - со-управление - самоуправление»: отношения вертикальной зависимости показывают непосредственное руководство и подчинение, отношения горизонтальной зависимости -соуправление, самоуправление - связывают организации, которым необходима автономность.

Органиграмма управляющей системы БелГУ не претендует на полноту субъектов и не отражает все связи и отношения между ними. Отнесение каждого субъекта к тому или иному уровню в анализируемой модели условно и сделано по доминантно-

му признаку. Например, обучающиеся как отдельные личности или в качестве представителей могут входить в состав субъектов более высоких уровней организационной структуры вплоть до первого (быть членами Ученого совета университета), где преимущественно решаются задачи стратегического управления. Каждый из четырех уровней в вертикальной (линейно-функциональной) оргструктуре управления имеет свою горизонтальную структуру органов, подразделений, участков и т.д., которая также может изменяться параллельно с развитием СК университета.

Деятельность по совершенствованию системы качества образования в университете осуществляется в соответствии с требованиями целевой программы «Менеджмент качества».

В основу программы менеджмента качества положены всеобщие принципы управления качеством: ориентация на потребителя; лидерство высшего руководства; вовлечение сотрудников в процессы менеджмента; процессный подход к управлению; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение системы качества; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Целью программы является создание условий для удовлетворения запросов и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон в качественном образовании, повышение конкурентоспособности профессионального образования на международном рынке образовательных услуг (табл. 1).

По каждому направлению разработаны мероприятия на период с 2006 по 2010 гг. и определены показатели их выполнения.

Так, показателями выполнения мероприятий по организации работы по обеспечению качества подготовки специалистов являются: лидирующая роль руководства; степень участия заинтересованных сторон (персонала университета, потребителей, поставщиков, партнеров, представи-

телей общественности и др.) в процессах коррекции политики и стратегии университета; механизм сбора и учета разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования вуза при формировании его политики и стратегии; механизм проектирования и внедрения политики и стратегии на все уровни управления, в структурные подразделения и ключевые процессы университета; механизм информирования персонала и студентов университета о проводимой политике и стратегии.

Мероприятия по управлению процессами обеспечения качества подготовки специалистов включают в себя три группы мероприятий: управление процессами системы менеджмента качества, управление основными рабочими процессами, управление вспомогательными рабочими процессами. Показатели их выполнения представлены в табл.. 2.

Выполнение мероприятий по управлению персоналом университета характеризуется такими показателями, как кадровая политика и принципы планирования,управления и развития персонала и степень их интеграции со стратегическими целями университета; механизмы определения тре-

бований к квалификации, совершенствованию и поддержанию знаний, квалификации и компетентности персонала; механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала относительно деятельности по улучшению качества; обратная связь и диалог между персоналом, студентами и руководством университета; рабочая среда, социальная защита и благосостояние персонала.

Показатели управления ресурсами и взаимоотношениями с партнерами - финансовые, материальные, информационные и интеллектуальные ресурсы, партнеры.

К показателям изучения удовлетворенности потребителей (рынка труда) качеством подготовки специалистов относятся: механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности потребителей; механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников; механизмы сбора информации об удовлетворенности предприятий-работодателей; механизмы сбора информации об удовлетворенности государства в лице Мин-обрнауки РФ, государственных органов по лицензированию, аттестации и аккредитации и др.; степень удовлетворенности потребителей; степень удовлетворенности

Таблица 2

Показатели выполнения мероприятий по управлению процессами обеспечения качества подготовки специалистов

Группы мероприятий Показатели

Управление процессами системы менеджмента качества • Степень ориентированности на потребителей и другие заинтересованные стороны (от минимального удовлетворения требованиям ГОС ВПО до полного учета интересов всех заинтересованных сторон); • степень системности применяемого подхода (от краткосрочных эпизодических мер к планированию долговременной политики и стратегии); • степень распространенности в университете применяемого подхода по уровням управления, различным подразделениям и процессам; • степень вовлеченности персонала университета в соответствующие процессы; • степень документированности процедур процессов (от неформального исполнения к полностью документированным процессам); • степень ориентированности на предотвращение несоответствий и постоянное улучшение, а не на исправление возникающих проблем

Управление основными рабочими процессами

Управление вспомогательными рабочими процессами

предприятий-работодателей; степень удовлетворенности государства в лице Минобрна-уки РФ, государственных органов по лицензированию, аттестации и аккредитации и др.

Изучение удовлетворенности преподавателей и сотрудников и степени влияния университета на общество измеряется такими показателями, как механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала университета; степень удовлетворенности персонала различными аспектами работы в университете; механизмы сбора информации о влиянии университета на общество, уровне восприятия университета обществом.

В настоящее время осуществляется внедрение и апробация типовой модели СКоб-разовательного учреждения, разработанной Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом («ЛЭТИ») по заказу Федерального агентства по образованию в рамках реализации федеральной целевой программыразвития образования на 2006-2010гг. «Развитие системы обеспечения качества образования» на базе 15 передовых вузов России. Среди них единственным из классических университетов оказался БелГУ, получивший заслуженное признание за достижения в области разработки и реализации систем качества.

Ф. ЛИСЕЦКИЙ, профессор С. КУНГУРЦЕВ, сотрудник центра

Б настоящее время для превращения на чного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста страны Министерством образования и науки РФ проводится системная поддержка полного инновационного цикла, включающего формирование непрерывного процесса: генерация знаний - трансформация знаний в опытные разработки - коммерциализация технологий. Весомый вклад в реализацию этой задачи может внести эффективное использование потенциала университетских центров коллективного пользования - научного оборудования, отвечающего мировым стандартам по техническим и эксплуатационным характеристикам приборного парка.

В 2003 г. для решения задач оперативного мониторинга и комплексного управления ресурсами Белгородской области губернатором и правительством области принято решение об участии в реализации ФЦП «Электронная Россия: 2002-2010 годы» в части раздела мероприятий «Создание федеральной системы оперативного контроля состояния природных ресур-

Университетский центр коллективного пользования

сов и экономически важных и/или опасных объектов Российской Федерации». С этой целью на базе астрофизической обсерватории БелГУ был создан Федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга объектов и природных ресурсов с функциями центра коллективного пользования (далее - Центр).

В настоящее время Центр представляет собой многофункциональный аппаратно-программный комплекс, созданный для решения научно-исследовательских, образовательных и проектных задач, актуальных для Белгородской области и России в целом.

Основными составляющими этого комплекса являются четыре блока.

1. Универсальный аппаратно-программный комплекс «УниСкан», осуществляющий регулярные космические съемки поверхности Земли. Из вузовских обсерваторий оборудованием такого класса в России располагают только несколько ведущих университетов страны.

2. Комплекс аппаратуры синхронных подспутниковых наблюдений, позволяющий из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.