UDC 378.164
TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL SKILLS OF TRANSLATION STUDIES STUDENTS’ VIA MODERN INTERNET-TECHNOLOGIES
Irina Konstantinovna ZABRODINA, Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation, Lecturer of Linguistics and Translation Studies Department, Institute of International Education and Language Communication; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidac-tics Department, e-mail: [email protected]
The issue of the development of sociocultural skills of translation studies students’ via modern Internet technologies (blogs, wikis, podcasts) is considered. The detailed algorithm, consisting of three main stages and twenty steps is proposed. Key words: ICT; blog; wiki; podcast; sociocultural competence.
УДК 81’243
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА ТВИТТЕР
© Ольга Викторовна ПУСТОВАЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: [email protected]
Рассмотрено определение обязательных методических условий для развития умений письменной речи студентов средствами Твиттер. К таким условиям автор относит: а) сформированность у студентов к моменту обучения ИКТ компетентности; б) использование педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»; в) создание предпосылок для развития умений самостоятельной учебной деятельности студентов; г) наличие пошагового алгоритма обучения; д) наличие заданий для работы над содержанием, структурой, грамматической и орфографической корректностью сообщений и продуцируемых письменных речевых произведений.
Ключевые слова: технология обучения; Твиттер; эффективность; учебный процесс; речевые умения.
Использование технологий Веб 2.0 в образовательной практике берет свое начало сравнительно недавно. Само понятие «Образование 2.0» придумано канадским педагогом Стефеном Доунсом и вошло в педагогический дискурс в 2006-2007 гг. Веб 2.0 создал такие возможности для коммуникации в Интернете, которые затем привели к формированию на его основе нового образовательного подхода. Под Образованием 2.0 понимается совокупность таких базовых принципов и основанных на них образовательных систем, которые адекватны цели современного образования - созданию условий для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора [1; 2].
По мнению С.В. Титовой, методически обоснованное и целесообразное применение ИКТ в обучении должно происходить с уче-
том и при наличии основополагающих условий успешной интеграции технологий Веб 2.0 в учебный процесс, а именно:
- технического оснащения вуза или школы (наличие компьютеров, доступ в Интернет);
- информационной образовательной среды вуза, которая представляет собой единую систему компьютерных средств, программного обеспечения, обучающих баз данных, электронных обучающих и методических ресурсов, виртуальных образовательных сред и других элементов, реализующих информационные процессы;
- компьютерной безопасности процесса обучения;
- устойчивой мотивации педагога и обучающегося;
- информационно-коммуникационной компетентности педагога и обучающегося [3].
Несмотря на то, что использование социальных сервисов Веб 2.0 в обучении ино-
странному языку является достаточно новым явлением, уже существует ряд исследований, в которых ученые описывают и проводят анализ результатов своих экспериментов по использованию Твиттера в обучении иностранному языку. Подробный анализ данных исследований сделает возможным выявить методические условия, необходимые для продуктивного развития умений письменной речи на основе Твиттера.
Одним из первых методических условий развития умений письменной речи на основе Твиттера является сформированность ИКТ компетентности (компетентности в области информационно-коммуникационных технологий).
В данной работе вслед за П.В. Сысоевым и М.Н. Евстигнеевым под ИКТ компетентностью студента неязыкового вуза мы будем понимать способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий в процессе овладения иностранным языком [4-7].
Без знаний и умений, составляющих ИКТ компетенцию, обучающиеся не смогут принять полноценное участие в работе с Твиттером ни самостоятельно, ни в учебной группе. Наличие знаний об основных правилах осуществления поиска и отбора материала в сети Интернет, размещения, дополнения и корректировки текста, а также овладение умениями работы с сервисом Твиттер будут первостепенными при осуществлении учебного Твиттер-процесса.
Даниэл Клэмм, координатор по связям с общественностью в Сиракузском университете, специализирующийся на использовании социальных медиа в образовании, призывает использовать те возможности, которые открывает Твиттер для групповой работы. Он предлагает создать отдельную группу для учебной работы для размещения информации, заданий, документов, ссылок или медиаматериалов. По его мнению, имеет смысл назначить администраторами группы одного-двух студентов, чтобы иметь возможность поручить им работу по размещению материалов или мониторингу обсуждений. В Твиттере имеет смысл создать хэштег для вашей группы, который все студенты будут использовать, чтобы отметить свои комментарии, связанные с содержанием учебного курса. Более того, Твиттер, по мнению педа-
гога, - это возможность привлечь пользователей из разных стран и общаться в интернациональном сообществе по изучаемым темам. Клэмм уверен, что Твиттер способен побудить студентов к общению друг с другом и с профессорами, придерживаясь профессионального стиля общения [8].
Твиттер дает студентам уникальную возможность войти в «профессиональное сообщество», как утверждает Э. Уэнгер, т. е. при необходимости контактировать с практикующими специалистами, экспертами или просто людьми, очень заинтересованными в той или иной теме, как во время занятия, так и во внеурочное время [9].
Студенты для работы в группе, по мнению Д. Кемп и Дж. Кляйнберг, должны обладать определенными качествами - как личными: энтузиазмом, способностью доверять, знаниями и / или опытом в определенной области, так и «социально сетевыми»: способностью быть «на связи», интегрированностью в другие социальные медиа, сфо-кусируемостью на изучаемой теме [10].
Как утверждают японские исследователи образовательного потенциала Твиттера А. Ява и К. Сонг, «использование Твиттера не имеет смысла без связности и обобщенности пользователей, имеющих желание обсуждать, делиться, быть вовлеченным в Твиттер-обуче-ние, стимулировать других к этому же» [11].
В перечисленных выше и других работах авторы едины во мнении, что эффективность выполнения поставленных перед обучающимися задач зависит от их общей мотивации и желания принять участие в обучении иностранному языку с Твиттером. В этой связи эффективность использования Твиттера в обучении иностранному языку находится в прямой зависимости от используемой педагогической технологии. Е.С. Полат утверждает, что наиболее оптимальной для решения групповых задач является технология обучения в сотрудничестве (cooperative learning).
Основная идея педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» заключается «в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях» [12-14]. В основе реализации обучения в сотрудничестве лежит общая система принципов:
- учитель формирует группу обучающихся (4-5 человек) таким образом, чтобы в
каждой группе были обучающиеся с разным уровнем владения иностранным языком, разным опытом совместной учебной деятельности, желательно разного пола. Причем совершенно очевидно, что каждый участник группы будет развивать разного рода умения: обучающиеся со слабым уровнем владения языком - речевые умения, обучающиеся с высоким уровнем владения языком - закрепление ранее сформулированных умений и развитие лидерских качеств, умений организовывать обучение в группе и т. д.;
- каждой группе дается одно задание, предполагающее необходимость участия в его выполнении каждого члена группы. Между членами группы распределяются роли;
- каждой группе выдается один комплект необходимых материалов (один текст, один комплект упражнений, один аудио- или видео-файл, и т. д.);
- оценка за выполнение задания ставится одна на всю группу [12-14].
Следует подчеркнуть, что авторы указанных выше работ утверждают, что обучающиеся должны быть заинтересованы в обучении в сотрудничестве - выполнении группового задания в Твиттере. Без желания совместного творчества обучение будет носить формальный характер и не приведет к желаемым результатам. Следовательно, мотивация студентов принять участие в обучении в сотрудничестве выступает в качестве второго методического условия развития умений письменной речи на основе Твиттера.
Кроме того, многие методисты-исследователи рассматривают Твиттер как потенциальный инструмент для развития самостоятельной учебной деятельности, которая определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем [15]. Подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет. Это, в свою очередь, предполагает необходимость направленной работы учителя на
создание предпосылок возникновения у них такой потребности.
Опыт использования Твиттера для развития умений самостоятельной учебной деятельности на занятиях в университете Далласа описан в работах М. Ранкин и К. Смит. Чтобы «ввести более личностно-ориентированную технику обучения», педагоги внедрили в занятия Твиттер. В течении «Твит-тер-эксперимента» выяснилось, что наиболее плодотворным, с генерированием особенно интересных идей является обучение с Твиттером в парах, индивидуально или в небольших группах (максимально 3 человека) [16].
Очень ценным исследованием использования Твиттера для развития навыков и умений самостоятельного обучения, на наш взгляд, является работа М. Эбнера и С. Ли-енхардт. В отведенное для Твиттер-экспери-мента время студенты должны были собирать, делиться и обсуждать онлайн даваемые преподавателем задания. Вместо проведения контрольных докладов в конце каждой недели Твиттер дал возможность показать результаты и выводы студентов «сразу и вовремя». Выяснилось, что в заданных рамках Твиттер использовался, в основном, для общения, но в новой и довольно увлекательной форме. Обучаемые письменно высказывались не только по заданной теме, но также о своих чувствах, мыслях и интересах. Стало очевидным, что большой поток информации приводит к формированию умения выбирать, к становлению и / или развитию критического мышления, к изменению отношения к той или иной проблеме, к раскрытию внутренне -го потенциала студента, к ответственности и самостоятельности обучаемых в учебном процессе [17].
Дэвид Сильвер, профессор в университете Сан-Франциско, использовал Твиттер на своих занятиях по иностранному языку по теме СМИ. Его студенты помещали все выполняемые задания в блоги, загружали видео, публиковали свои работы, комментарии, спорные моменты в процессе выполнения. Затем они писали об этом в Твиттер. Обязательным условием здесь является то, что в процессе проверки и оценивания участвуют и преподаватель, и сами студенты [18].
Принимая во внимание упомянутые выше и другие исследования, нельзя не согласиться с авторами, считающими Твиттер с
его характеристиками личностно-ориентированного процесса пространством для самостоятельной продуктивной учебной деятельности. По мнению Н.Ф. Коряковцевой, участие в такого рода деятельности означает, что обучающийся:
- включается в определение целей овладения иностранным языком и соотносит их со своими реальными интересами и потребностями;
- активно участвует в проектировании конечного результата продукта овладения иностранным языком и определении критериев его оценки;
- совместно с учителем и своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения;
- отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком;
- оценивает реальные возможности и достижения использования иностранного языка в реальной деятельности;
- оценивает продуктивность и опыт своей учебной деятельности;
- оценивает себя, определяет «я-пози-цию» [19].
Таким образом, целесообразно обозначить третье методическое условие развития умений письменной речи на основе Твиттера - направленная работа учителя на создание предпосылок возникновения у студентов потребности к самостоятельной учебной деятельности.
Кроме того, существует еще одно важное условие успешного обучения с помощью Твиттера. Это разработка четкого алгоритма действий или технологии по работе в образовательной Твиттер-среде. Одним из примеров, подтверждающих обязательное наличие данного условия, может служить экспериментальное исследование К. Кеннеди. Она разработала хорошо структурированную модель использования блогов в развитии умений письменной речи студентов. Экспериментальное обучение проходило одновременно на двух курсах: курсе литературы и курсе журналистики. В курсе литературы студенты размещали в учебном блоге свои впечатления (комментарии, критику, собственную интерпретацию содержания отдельных отрывков, характеристику литературных героев).
В курсе журналистики студенты также публиковали свои статьи в учебном интернет-блоге. Они выбирали темы в печатных и онлайн-газетах, затем размещали комментарии по социально значимым проблемам. Спустя несколько месяцев после начала эксперимента у студентов значительно возросла ответственность за публикуемые работы, т. к. они были доступны широкой аудитории и любой человек мог прокомментировать публикации. После окончания эксперимента на основе бесед со студентами К. Кеннеди пришла к выводу, что эффективность предлагаемой методики была во многом определена четким и понятным алгоритмом действий, когда каждое новое задание было логическим продолжением предыдущего [20].
Т. Фридман предлагает организованную модель выполнения коллективного домашнего задания с помощью Твиттера. Групповая аудиторная работа над каким-либо заданием (причем не имеет значения, в реальной аудитории или виртуальной) продолжается в течение заданного времени, а взаимодействие членов группы организуется соответственно через Твиттер. Все должны быть подписаны на ленты сообщений друг друга, в т. ч. и преподаватель. Мысли, работающие над коллективным заданием, периодически меняют свое направление, будучи скорректированными сообщениями других членов группы. Автор подчеркивает, что результативность такого обучения оказалась в разы выше, чем при традиционном мозговом штурме. При очном взаимодействии, считает Фридман, многие мысли и идеи, в силу разных причин, зачастую остаются невысказанными. А в данной схеме фактор подавления одних членов команды другими теряет свою остроту, что усиливает вовлечение в процесс всех участников. А чтобы она приблизилась к 100 %, преподаватель объявил письменную отчетность в Твиттере одним из основных и обязательных инструментов оценивания [21].
Анализ работ отечественных авторов, посвященных использованию интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку [22-24], также подтверждает то, что обучающимся должен быть четко представлен алгоритм учебного взаимодействия с использованием социальных сервисов. В противном случае, обучающиеся будут уделять или недостаточное внимание определенным
аспектам языка, или вовсе будут их игнорировать.
Учитывая вышесказанное, в качестве четвертого методического условия продуктивного использования Твиттера в развитии умений письменной речи студентов, считаем возможным выделить наличие технологии или алгоритма обучения с Твиттером.
Одной из недавних работ по изучению эффективности обучения написанию короткого рассказа средствами технологий Веб 2.0 является исследование преподавателя Джорджа Майо в Мэриленде. Он использовал Твиттер для написания его студентами коротких рассказов. Создав аккаунт под названием “Many Voices” (Много голосов), Майо привлек своих студентов к написанию одного или двух предложений в Твиттере, чтобы сделать связный рассказ. По словам Майо, «студенты были в восторге, чувствуя себя настоящими писателями».
Подобный опыт использования Твиттера описан в работе преподавателя американского университета Джорджа Мейсона. Д. Перри использует Твиттер для оттачивания навыков импровизированного монолога, когда выступающий в течение пяти минут должен связать поступающие обрывками твит-фразы в единый текст для последующего публичного выступления [25]. Пэрри особо выделил то, что Твиттер способствовал изменению динамики урока, как ни одна технология, используемая педагогом до этого.
Во всех подобных исследованиях авторы подчеркивают, что выполнение коммуникативных заданий в Твиттере подразумевает четкое и лаконичное письменное выражение своих мыслей, уделяя внимания структуре и организации текста, обеспечивая связность предложений. В нашем случае Твиттер будет служить для учебных целей, когда иностранный язык является как средством общения и обучения, так и целью обучения. Поэтому при использовании Твиттера для учебных целей также важно целенаправленно обращать внимание обучающихся на орфографическую и грамматическую корректность высказывания. Наше объяснение этому лежит в свойствах Твиттера: структура сервиса не позволяет вносить изменения в уже опубликованные материалы. Следовательно, для повышения языковой корректности в методике развития умений письменной речи сту-
дентов средствами технологий Веб 2.0 должны присутствовать задания на формирование лексико-грамматических и орфографических навыков. Из этого следует, что пятым методическим условием в методике развития умений письменной речи на основе Твиттера будет включение заданий для работы над содержанием, структурой, грамматической и орфографической корректностью сообщений и продуцируемых письменных речевых произведений.
1. Downes S. Is E-learning 2.0 for real? January 27, 2006. URL: http://www.downes.ca/post/33383. Загл. с экрана.
2. Downes S. E-learning 2.0 at the e-learning forum. February 22, 2006. URL: http://www. downes.ca/cgi-bin/page.cgi?post=33623. Загл. с экрана.
3. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М., 2009.
4. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
5. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 16-20.
7. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 3-9.
8. Клэмм Д. Социальные медиа в обучении языкам - 3 совета преподавателям. 2011. URL: http://lingwin.ru/-3. Загл. с экрана.
9. Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge, UK, 2006.
10. Kempe D., Kleinberg J. Maximizing the spread of influence through a social network // The 9th ACM SIGKDD International Conference on Knowledge Discovery and Data Mining. Washington DC., 2003.
11. Java A., Song X. Why We Twitter: Understanding Microblogging Usage and Communities. The ACM Digital Library. N. Y., 2007.
12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2002.
13. Полат Е. С. Современные педагогические технологии // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск, 2010. С. 330-380.
14. Сысоев П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1. С. 120-133.
15. The Self-Directed Learning: from theory to practice. San-Francisco, 1985.
16. Smith К., Rankin М. The twitter experiment -bringing twitter to the classroom at UT Dallas. April 2009. URL: http://kesmit3.blogspot.com/ 2009/04/twitter-experimentbringingtwitterto.html. Загл. с экрана.
17. Ebner М., Lienhardt С. Microblogs in higher education - a chance to facilitate informal and process oriented learning // Computers & Education. 2010.
18. Silver D. This Replaces Those - Twitter In the Classroom. Teaching and Learning in the City Called San Francisco. February 22, 2010. URL: http://silverinsf.blogspot.com/2009/02/this-replaces-those-twitter-in.html. Загл. с экрана.
19. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2QQ2.
2Q. Kennedy K. Writing with Web Logs // Technology & Learning. 2QQ3. № 2.
21. Friedman T. Twittering in the classroom: some issues. July 23, 2QQ7. URL: http://terry-freedman. org.uk/artman/publish/printer_1122.php. Загл. с экрана.
22. Маркова Ю.Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики технологии (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2Q11.
23. Павельева Т.Ю. Развитие умений письменной речи студентов средствами учебного интернет-блога (английский язык, языковой вуз):. автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2Q1Q.
24. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.Q: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2QQ9. № 4. С. 12-18.
25. Parry D.H. Twitter for Academia // Academhack.
2QQ8. URL: http://academhack.outsidethetext.
com/home/2QQ8/twitter-for-academia. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 28.05.2012 г.
UDC 81 ’243
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF STUDENTS’ WRITING SKILLS VIA TWITTER Olga Viktorovna PUSTOVALOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
The obligatory pedagogical conditions for the students’ communicative writing skills development by means of Twitter is considered. To such conditions the author refers: (a) the development of students’ ICT competence, (b) the use of cooperative learning pedagogy, (c) the development of learners’ autonomy, (d) the use of algorithm, (e) the use of tasks to work on the content, structure, grammar and spelling.
Key words: learning technology; Twitter; productivity; process-oriented learning; communicative skills.