Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ, ДРУГОГО ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ, ДРУГОГО ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЕ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / PROJECT TRAINING / DISTANCE LEARNING / DISTANT TECHNOLOGIES / BUSINESS TRAINING / CORPORATE TRAINING / IT-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сливкин Борис Сергеевич

В статье рассматривается практические технологии дистанционного обучения проектных команд в корпоративном и бизнес-обучении. Дана характеристика «дистанционного обучения» в применении к настоящей статье. Описан ряд представленных на рынке IT-ресурсов для проведения дистанционного обучения. Раскрыты подходы в формировании эффективных обучающихся команд. Сделаны выводы о позитивном эффекте дистанционного обучения в виде усиленной самоорганизации участников и удобных инструментов для отслеживания общего прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR CONSTRUCTION OF EDUCATIONAL PROCESS OF GROUP PROJECT ACTIVITY AT REMOTE TRAINING OF EMPLOYEES OF THE ORGANIZATION, OTHER ADULT POPULATION

The article analyzes practical technologies of project crew distance learning in corporate and business training. The characteristic of distance learning is given in this article. Here one can find variety of IT-resources for distance learning. Approaches to the formation of effective learning teams are revealed. Conclusions are drawm about positive effect of distance learning in the form of enhanced self organization of participants and convenient tools for tracking overall progress.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ, ДРУГОГО ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ»

4. Лесин С.М., Шевелёва Н.Н. Феномен Сингапура: гибкость, разнообразие, гражданственность. Образовательная политика. Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, Москва. №1-2 (77-78). 2019. С. 24-32.

5. Милькевич О.А., Скударёва Г.Н. Социально-культурное партнерство как механизм непрерывного педагогического образования. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 133-137.

6. Скударёва Г.Н. Социальное партнёрство как фактор повышения качества образования: опыт Сингапура. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 345-348.

7. Скударёва Г.Н. Современные представления об общественном участии в российском образовании. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 4. С. 9-14.

8. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурный контекст. В книге: Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. Орехово-Зуево, 2015. С. 1.

9. Сорокина А. Школьное и дошкольное образование: мировой опыт и повышение квалификации учителей / А. Сорокина // Учительская газета. 2013. № 46.

10. Ширшова И.А. Подготовка современного учителя: опыт Финляндии в сфере педагогического образования // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». - Том 27 (66). 2014 г. № 4. С. 26-35.

11. European Commission. Improving the Quality of Teacher Education. Communication from Commission to the Council and the European Parliament. Brussels: European Commission. 2007. P. 16.

12. European Commission. Developing coherent and system-wide induction programmes for beginning teachers: a handbook for policymakers. 2010. P. 48 [Electronic resource].

13. Vuori, J. The benefits of a preventive job search program on re-employment and mental health at 2-year follow-up / J. Vuori; J. Silvonen // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2011. Т. 78. Р. 43-52.

14. Vanhalakka-Ruoho, M. Educational pathways of ninth grade adolescents: Transition practices in vocational and academic families / M. Vanhalakka-Ruoho, L. Koski, J.Silvonen // Australian Journal of Career Development. 2016. Т. 25. Vol. 3. Р. 117-128.

15. Kettunen, J. European Lifelong Guidance Policy Network representatives' conceptions of the role of information and communication technologies related to national guidance policies / J. Kettunen, R. Vuorinen, O. Ruusuvirta // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2016.Т. 16. Vol. 3. Р. 327-342.

Педагогика

УДК 378

аспирант Сливкин Борис Сергеевич

Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГРУППОВОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ, ДРУГОГО ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается практические технологии дистанционного обучения проектных команд в корпоративном и бизнес-обучении. Дана характеристика «дистанционного обучения» в применении к настоящей статье. Описан ряд представленных на рынке IT-ресурсов для проведения дистанционного обучения. Раскрыты подходы в формировании эффективных обучающихся команд. Сделаны выводы о позитивном эффекте дистанционного обучения в виде усиленной самоорганизации участников и удобных инструментов для отслеживания общего прогресса.

Ключевые слова: проектное обучение, дистанционное обучение, дистанционные технологии, бизнес-обучение, корпоративное обучение, IT-технологии.

Annotation. The article analyzes practical technologies of project crew distance learning in corporate and business training. The characteristic of distance learning is given in this article. Here one can find variety of IT-resources for distance learning. Approaches to the formation of effective learning teams are revealed. Conclusions are drawm about positive effect of distance learning in the form of enhanced self organization of participants and convenient tools for tracking overall progress.

Keywords: project training, distance learning, distant technologies, business training, corporate training, IT-technologies.

Введение. Сегодня в целом система образования в мире, в условиях глобального эксперимента в период пандемии короновируса, неожиданно для себя оказалась в условиях дистанционного обучения. Наблюдается взаимодействие между государственным и частным сектором, разрабатываются рекомендации для преподавателей, учителей, обучающихся.

Сектор корпоративного обучения также столкнулся с трудностями: опросы, проведенные CommLab India, показывают, что почти 40 % организаций, которые до COVID-19 отдавали предпочтение очному обучению, испытывают серьезные проблемы с обучением и развитием персонала в настоящий момент. Специалисты Всемирного экономического форума предрекают долгожданную революцию в образовании [2], о которой уже давно говорится на мировых конференциях, но совершить массовый переход в онлайн никто не решался. Вынужденное дистанционное обучение во время пандемии может стать точкой невозврата, после которой образовательный сектор уже не будет прежним. Приводятся данные о том, что в среднем онлайн-обучение требует на 40-60 % меньше времени на обработку и восприятие информации, а усваивается материал на 25-60 % лучше (безусловно, это касается обучающихся старшего школьного, студенческого возрастов и старше [3].

Еще до пандемии, был отмечен высокий устойчивый рост рынка онлайн-образования, в том числе в корпоративном сегменте.

В 2017 году наиболее крупная его доля (38%) была у стран Северной и Южной Америки, однако к 2022 году она, по расчётам экспертов, снизится на 4 пп. в пользу других регионов. В 2017 году корпоративный

сегмент рынка онлайн-образования превышал $14 млрд, по итогам же 2020 года обещает достигнуть, согласно самым скромным оценкам, $20 млрд. Ожидаемый среднегодовой рост направления варьируется в диапазоне 11-15% [4].

Набирает популярность обучение на основе проектной работы (project-based learning). За рубежом характерным примером школы, опирающейся на такой принцип, является французская Ecole 42 [4], в России - Школа 21 от Сбербанка [5].

Изложение основного материала статьи. Согласно исследованию TALENTLMS, в корпоративном секторе сотрудники предпочитают онлайн-обучение офлайн-обучению. 6-ть из 10-ти сотрудников говорят, что они предпочитают завершить свое обучение с помощью онлайн-курсов повышения квалификации, вебинаров, виртуальных сессий и других онлайн-средств обучения [6].

Аналитическая компания Fossway Group опубликовала результаты исследования о влиянии пандемии COVID-19 на корпоративное обучение. Исследование демонстрирует изменения, произошедшие в подходах к обучению, выявляет образовательные технологии, которые оказались наиболее востребованными во время пандемии. Основные выводы исследования:

• В результате пандемии 94 % организаций пересмотрели приоритеты в обучении. При этом 66 % компаний существенно поменяли как подход к учебным процессам, так и их состав.

• Произошёл серьёзный сдвиг в сторону дистанционного обучения. В то же время 82 % L&D-респондентов отмечают увеличение спроса на обучение со стороны топ-менеджмента.

• Видео, курируемый контент, мобильное и смешанное обучение оказались наиболее востребованными и успешными образовательными технологиями в период пандемии.

• Создание условий для онлайн-взаимодействия и сотрудничества становится ключевым приоритетом в компаниях. При этом 84 % L&D-руководителей отмечают необходимость внедрения инструментов для совместной работы (Microsoft Teams, Slack, Trello и др.) при организации обучения [7].

Информационное агентство Training Industry провело несколько опросов среди L&D-специалистов, чтобы отследить влияние пандемии на процессы обучения и развития персонала. Основные выводы:

• Сегодня более чем у половины опрошенных компаний разработаны планы по обучению и развитию персонала, однако в их успешной реализации уверена только треть респондентов.

• 56 % L&D-специалистов отметили, что пересматривают цели и инструменты обучения текущих программ, в то время как 33 % оставили программы без изменений. Запуск новых L&D-программ откладывается у 37 % респондентов.

• Пандемия способствует росту затрат на обучение: 62 % респондентов, отметивших, что COVID-19 повлиял на бюджеты L&D-департаментов, увеличили свои расходы на образовательные программы.

• Опрос в отношении способов доставки учебного контента показывает, что в период пандемии значительно выросла популярность онлайн-форматов: с 25 до 41 % увеличилась доля синхронных онлайн-занятий с преподавателем и с 24 до 32 % доля электронного обучения. В свою очередь, использование формата очных занятий снизилось с 41 до 22 % [8].

Известно, в наше динамичное время сотрудник организации или свободный бизнесмен должен находиться в состоянии постоянного поиска новых знаний и возможностей, для того чтобы оставаться «на плаву», быть востребованным на рынке труда, приносить пользу бизнесу, развиваться как личность, реализовывать свои планы и амбиции, строить свою счастливую и гармоничную жизнь.

Знания не должны быть хаотичными, приводить к некачественному использованию самого дорого ресурса - времени. Поэтому в любой отрасли знания должны носить прикладной характер. Для отбора учебного материала необходимо использовать практические примеры решения производственных, управленческих и других бизнес-задач.

В формате офлайн обучения преподаватель/тренер, основываясь на своем опыте, может приводить различные практические примеры для пояснения учебного материала. Данные примеры могут вспоминаться по ходу занятия, то есть не требуют отдельной проработки. Ситуация с конкретными примерами существенно усложняется в онлайн или дистанционном обучении. Здесь, напротив, требуется тщательная проработка и визуализация материала.

Кроме того, есть основания полагать, для подготовки дистанционного обучения усложняется задача наполняемости учебных курсов и материалов, поскольку не всегда возможно, в отдельных случаях, и нецелесообразно, участие самого преподавателя. Таким образом, рассчитывать на успешность курса с применением доли харизмы преподавателя и его усилий для устного пояснения не приходится. При этом учебный материал, согласно наблюдениям автора, должен достигать своей современной цели - в короткие, желательно, при единичном просмотре, сроки развить необходимые навыки и компетенции, иметь ответы на возможные вопросы слушателя, а самое главное - быть актуальным.

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].

Наибольшая сложность возникает при переносе офлайн тренингов с отработкой упражнений и деловых игр в онлайн формат. При этом появляются определенные плюсы.

Изучив опыт Корпоративного университета Сбербанка и Like центра, следует отметить следующее.

«На выстраивание групповой работы даже в очном формате требуется больше усилий, чем для организации индивидуальной. В онлайн-среде ситуация осложняется физической удаленностью участников друг от друга, разницей часовых поясов, асинхронной коммуникацией, необходимостью использовать зачастую незнакомые и непривычные инструменты.

Невзирая на сложности, дистанционный формат предполагает своеобразные преимущества при организации проектной работы. В очном обучении нередка ситуация, когда физическая близость преподавателя и группы представляет собой соблазн излишне часто обращаться к помощи руководителя или ресурсам команды, а это, в свою очередь, может снизить мотивацию к самостоятельному поиску информации и решению задач. Дистанционный формат проектной деятельности не предполагает подобных тепличных условий и стимулирует слушателей к самостоятельному достижению договоренностей, организации своего времени, синхронизации с командой. Безусловно, это не элемент «по умолчанию»: сначала необходимо поставить перед обучающимися цель, сфокусировать на ценности проекта, сконструировать правила общения и совместной работы, спланировать деятельность, — и только потом отпустить их в наблюдаемое плавание.

Практико-ориентированный подход в дистанционной организации проектной деятельности зарекомендовал себя как отлично работающий способ. Такие проекты отличаются четко обозначенным на первых же этапах результатом совместной деятельности, который имеет ценность и интерес для всех участников процесса.

За успешным учебным групповым проектом всегда стоит скоординированная работа организаторов программы.

Например, в уровневых программах Корпоративного университета Сбербанка, направленных на обучение руководящего состава, для качественной реализации проектной деятельности предполагается взаимодействие между несколькими участниками процесса:

1. Спонсор или куратор программы — руководитель какого-либо подразделения, заинтересованный в результате проекта. Задача спонсора — помочь инициировать идею, привлечь ресурсы, принять решение о работе с конкретной проектной группой, которая готова погрузиться в предложенную проблематику. В конце проекта спонсор принимает результаты работы.

2. Проектная команда — непосредственно обучающиеся.

3. Преподаватели программы — носители предметной экспертизы.

4. Аттестационная комиссия — необходима на промежуточных этапах (демо) и на финальном этапе защиты проекта.

5. Центр уровневых программ, выполняющий роль стратегического хаба, который исследует результативность и принимает решения об усовершенствовании программы» [3, с. 27-28].

На примере 6-ти недельного курса «Скорость» Like центра также распределены роли между участниками процесса [9]:

1. Спикер Программы - основной спикер, основатель компании Like центр, заинтересованный в успешности проекта каждого участника. Ведет занятия, проводит бизнес-разборы.

2. Экспеты - организуют и проводят бизнес-разборы.

3. Капитан - курирует Лидеров. Основная задача - вдохновление команды, заполнение карты прогресса каждого участника проектной команды.

4. Проектные команды - Лидер и 6 участников в команде (команды делятся по сферам деятельности).

5. Наставник - еженедельные встречи.

6. Поддержка - выставление заданий, снабжение учебным материалом, предоставление доступов к онлайн-курсу и различным базам данных по бизнесу, подведение промежуточных и итоговых результатов обучения.

Необходимо выделить общие советы по организации группового обучения онлайн:

- При формировании групп учитывать часовые пояса. Это поможет участникам синхронизироваться друг с другом.

- Как можно раньше определить правила работы и коммуникации; сформулировать цели, задачи и процессы для достижения итогового результата.

- Организовать процесс распределения ролей в команде. На вводном звонке рассказать о командных ролях, стадиях развития группы.

- Создать общее рабочее пространство, чтобы обеспечить общий контроль над прогрессом и прозрачность процессов.

- Создать пространства для общения.

- Отслеживать конфликтные стадии командного взаимодействия и назначать дополнительные встречи, чтобы устранить недопонимания [3, с. 34].

Для организации дистанционной командной работы при обучении следует остановиться на основных используемых на сегодня IT-технологиях, поскольку, по мнению автора, незнание данного вопроса является основным сдерживающим фактором по организации качественного дистанционного обучения.

Для выстраивания взаимодействия при дистанционном обучении рационально использовать следующие инструменты:

- Организация видеосвязи: Zoom, Google Meet, Skype, Cisco Webex Meetings, Mind,

- Проведение опросов: Kahoot! Socrative, Plickers, Quizizz, Quizalize, Mentimeter.

При этом необходимо изучить их возможности, поскольку данные ресурсы имеют отличия, и предварительно проработать при подготовке следующие вопросы:

- максимальное количество человек для присутствия Онлайн,

- деление на группы,

- общий чат,

- хранение видеозаписи проведенного обучения,

- удержание внимания слушателей путем опросов и голосований.

Также для оперативного взаимодействия в дистанционном обучении используются мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Slack). При подготовке либо в рамках мероприятия следует иметь ответы на следующие вопросы:

- какими мессенджерами пользуется аудитория в повседневной жизни,

- достаточно ли их функционала для коммуникации в рамках программы,

- какие специальные функции должны быть у мессенджера: поддержка ботов, интеграция опросов и тестов.

При управлении проектами и групповой работой для распределения задач, контроля сроков используются ресурсы Trello, Asana, Pyrus, для учебной групповой работы - Microsoft Teams, Granatum, «ТренингСпэйс». Здесь следует предусмотреть: каким образом слушатели будут работать над проектами, каким образом будут работать в командах, каким образом будет обеспечен контроль выполнения проектов, какой информацией будут обмениваться участники.

При совместной работе с документами, прототипировании, создании интеллектуальных карт используются Notion, G Suite, Confluence, Miro, Draw.io. Здесь определяется предварительно какой будет конечный продукт совместной работы, будет ли вестись база знаний [3].

При совместной отработке навыков используются, например, для программирования, Google Colab, Kaggle.

Выводы. Подводя итоги, следует сказать, что групповая проектная деятельность требует большого количества ресурсов и от команды организаторов образовательной программы, и от обучающихся. Но приложенные усилия окупаются с лихвой: со временем все участники процесса отмечают возросшую активность, положительный настрой, повышение мотивации от эффективного взаимодействия. А главной наградой станет чувство гордости и удовлетворения от проделанной общей работы. Дистанционный формат может ограничить скорость коммуникации и адаптации на первых этапах, но в дальнейшей перспективе имеет позитивный эффект в виде усиленной самоорганизации участников и удобных инструментов для отслеживания общего прогресса [3].

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений).

2. Кети Ли. Пандемия COVID-19 навсегда изменила образование. Вот как это делается [Электронный ресурс]. - URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning/ (Дата обращения: 29.09.2020)

3. Ширшова Л. Эффективный переход в дистанционное обучение // EduTech. Информационно-аналитический журнал, Корпоративный университет Сбербанка, 2020.Спецвыпуск, июнь. С. 27-44

4. Исследование российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс]. - URL: http://research.edmarket.ru/ (Дата обращения: 29.09.2020)

5. Школа 21 — школа программирования [Электронный ресурс]. - URL: https://sbergraduate.ru/21-school/ (Дата обращения: 29.09.2020)

6. Арис Апостолопулос. Статистика повышения квалификации и рескиллинга сотрудников: проливает свет на Тренд [Электронный ресурс]. - 25.06.2020. - URL: https://www.talentlms.com/blog/reskilling-upskilling-training-statistics/ (Дата обращения: 29.09.2020)

7. Видео, курируемый контент и смешанное обучение - наиболее эффективные EduTech-технологии в период пандемии [Электронный ресурс] // Пульc EduTech. Выпуск № 3 (14), 2020 - URL: https://sberbank-university.ru/edutech-club/pulse/trendy/ (Дата обращения: 29.09.2020)

8. 56% L&D-департаментов пересматривают свои программы обучения: как COVID-19 влияет на корпоративное образование [Электронный ресурс]. - URL: https://sberbank-university.ru/edutech-club/pulse/trendy/2964/ (Дата обращения: 29.09.2020)

9. Бизнес-курс «Скорость» Лайк Центр [Электронный ресурс]. - URL: https://likecentre.ru/speed#format (Дата обращения: 29.09.2020)

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Груздева Марина Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Бозина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности создания электронного учебно-методического комплекса. Цель статьи заключается в раскрытии особенностей разработки электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в педагогической деятельности преподавателя. Проанализированы основные подходы педагогического проектирования в разработке учебно-методических комплексов. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены понятия электронного учебно-методического комплекса. В процессе написания данной статьи автор описывает п ринципиальные отличия ЭУМК от традиционных «бумажных» носителей учебного материала. В результате проведённого анализа было выявлено, что необходимость разработки ЭУМК на сегоднейшний день является актуальной проблемой в педагогическом образовании.

Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, информационные технологии, педагогический процесс.

Annotation. In this article, the author examines the features of creating an electronic educational and methodological complex. The purpose of the article is to reveal the features of the development of electronic educational and methodological complexes (EEMK) in the pedagogical activity of a teacher. The main approaches of pedagogical design in the development of educational and methodological complexes are analyzed.On the basis of the analysis of the relevant literature of the article, the concepts of an electronic educational-methodical complex were defined. In the process of writing this article, the author describes the fundamental differences between EUMC and traditional "paper" carriers of educational material. As a result of the analysis, it was revealed that the need to develop EUMK today is an urgent problem in pedagogical education.

Keywords: electronic educational-methodical complex, information technologies, pedagogical process.

Введение. Создание учебно-методической литературы на электронных носителях остается чрезвычайно актуальной проблемой.

Мы уже давно приняли в свою жизнь развитые информационные технологии, которые с каждым годом лишь прогрессируют. Сейчас общество воспринимает это уже как обыденность. Практически все социальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.