Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX / INFORMATION TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Груздева Марина Леонидовна, Бозина Татьяна Анатольевна

В данной статье автор рассматривает особенности создания электронного учебно-методического комплекса. Цель статьи заключается в раскрытии особенностей разработки электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в педагогической деятельности преподавателя. Проанализированы основные подходы педагогического проектирования в разработке учебно-методических комплексов. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены понятия электронного учебно-методического комплекса. В процессе написания данной статьи автор описывает п ринципиальные отличия ЭУМК от традиционных «бумажных» носителей учебного материала. В результате проведённого анализа было выявлено, что необходимость разработки ЭУМК на сегоднейшний день является актуальной проблемой в педагогическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Груздева Марина Леонидовна, Бозина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

In this article, the author examines the features of creating an electronic educational and methodological complex. The purpose of the article is to reveal the features of the development of electronic educational and methodological complexes (EEMK) in the pedagogical activity of a teacher. The main approaches of pedagogical design in the development of educational and methodological complexes are analyzed.On the basis of the analysis of the relevant literature of the article, the concepts of an electronic educational-methodical complex were defined. In the process of writing this article, the author describes the fundamental differences between EUMC and traditional "paper" carriers of educational material. As a result of the analysis, it was revealed that the need to develop EUMK today is an urgent problem in pedagogical education.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Выводы. Подводя итоги, следует сказать, что групповая проектная деятельность требует большого количества ресурсов и от команды организаторов образовательной программы, и от обучающихся. Но приложенные усилия окупаются с лихвой: со временем все участники процесса отмечают возросшую активность, положительный настрой, повышение мотивации от эффективного взаимодействия. А главной наградой станет чувство гордости и удовлетворения от проделанной общей работы. Дистанционный формат может ограничить скорость коммуникации и адаптации на первых этапах, но в дальнейшей перспективе имеет позитивный эффект в виде усиленной самоорганизации участников и удобных инструментов для отслеживания общего прогресса [3].

Литература:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений).

2. Кети Ли. Пандемия COVID-19 навсегда изменила образование. Вот как это делается [Электронный ресурс]. - URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning/ (Дата обращения: 29.09.2020)

3. Ширшова Л. Эффективный переход в дистанционное обучение // EduTech. Информационно-аналитический журнал, Корпоративный университет Сбербанка, 2020.Спецвыпуск, июнь. С. 27-44

4. Исследование российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс]. - URL: http://research.edmarket.ru/ (Дата обращения: 29.09.2020)

5. Школа 21 — школа программирования [Электронный ресурс]. - URL: https://sbergraduate.ru/21-school/ (Дата обращения: 29.09.2020)

6. Арис Апостолопулос. Статистика повышения квалификации и рескиллинга сотрудников: проливает свет на Тренд [Электронный ресурс]. - 25.06.2020. - URL: https://www.talentlms.com/blog/reskilling-upskilling-training-statistics/ (Дата обращения: 29.09.2020)

7. Видео, курируемый контент и смешанное обучение - наиболее эффективные EduTech-технологии в период пандемии [Электронный ресурс] // Пульc EduTech. Выпуск № 3 (14), 2020 - URL: https://sberbank-university.ru/edutech-club/pulse/trendy/ (Дата обращения: 29.09.2020)

8. 56% L&D-департаментов пересматривают свои программы обучения: как COVID-19 влияет на корпоративное образование [Электронный ресурс]. - URL: https://sberbank-university.ru/edutech-club/pulse/trendy/2964/ (Дата обращения: 29.09.2020)

9. Бизнес-курс «Скорость» Лайк Центр [Электронный ресурс]. - URL: https://likecentre.ru/speed#format (Дата обращения: 29.09.2020)

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Груздева Марина Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Бозина Татьяна Анатольевна

Институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности создания электронного учебно-методического комплекса. Цель статьи заключается в раскрытии особенностей разработки электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в педагогической деятельности преподавателя. Проанализированы основные подходы педагогического проектирования в разработке учебно-методических комплексов. На основе проведенного анализа соответсвующей литературы статьи были определены понятия электронного учебно-методического комплекса. В процессе написания данной статьи автор описывает п ринципиальные отличия ЭУМК от традиционных «бумажных» носителей учебного материала. В результате проведённого анализа было выявлено, что необходимость разработки ЭУМК на сегоднейшний день является актуальной проблемой в педагогическом образовании.

Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, информационные технологии, педагогический процесс.

Annotation. In this article, the author examines the features of creating an electronic educational and methodological complex. The purpose of the article is to reveal the features of the development of electronic educational and methodological complexes (EEMK) in the pedagogical activity of a teacher. The main approaches of pedagogical design in the development of educational and methodological complexes are analyzed.On the basis of the analysis of the relevant literature of the article, the concepts of an electronic educational-methodical complex were defined. In the process of writing this article, the author describes the fundamental differences between EUMC and traditional "paper" carriers of educational material. As a result of the analysis, it was revealed that the need to develop EUMK today is an urgent problem in pedagogical education.

Keywords: electronic educational-methodical complex, information technologies, pedagogical process.

Введение. Создание учебно-методической литературы на электронных носителях остается чрезвычайно актуальной проблемой.

Мы уже давно приняли в свою жизнь развитые информационные технологии, которые с каждым годом лишь прогрессируют. Сейчас общество воспринимает это уже как обыденность. Практически все социальные

инфраструктуры на сегодняшний день компьютеризорованы, что значительно облегчает их использование населением.

В современном мире идет невероятное развитие информационных технологий, которые затрагивают работоспособность всех сфер жизнедеятельности человека, в том числе и сферу образования. Одной из основных образовательных составляющих как раз и является учебно-методический комплекс, в том числе и электронный.

Такой формат источника относится к новому поколению литературных источников, обладающих возможностями современных компьютерных технологий.

Учебно-методическая литература в электронном формате осуществляет ряд основных функций в профессиональной деятельности педагога: использование мультимедийной информации; удобство хранения информации; ведения учета индивидуальных способностей обучающегося; комфортность в работе за счет создания дружественного интерфейса.

Однако, несмотря на весь прогресс технологий на сегодняшний день, далеко не у каждого учреждения дополнительного образования существует онлайн обучение. Для одних проблемой является отсутствие бюджета на создание подобного курса, для других - отсутствие молодых и перспективных педагогов, которым был бы интересен подобный вид деятельности, так как во многих таких организациях работает большое количество педагогов пенсионного возраста, которым сложно перестроиться на другой вид работы и сложно учиться новым информационным ресурсам, которые на сегодняшний день достаточно распространены у большей части работоспособного населения.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время система образования претерпевает значительные перемены. Учебный процесс во всех образовательных учреждениях должен соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов, в зависимости от типа образовательной организации, данные требования будут видоизменяться в различных категориях. На сегодняшний день, такие изменения направлены на то, чтобы выпускники образовательных учреждений обладали обобщенными знаниями и умениями, благодаря которым они смогли бы решать задачи и проблемы, возникающие в ходе их профессиональной деятельности, а также грамотно общаться между собой для предотвращения последующих ошибок в работе.

Изъясняясь о данных условиях с устройством на работу юных экспертов, возможно отметить, то что работодатели при приёме новоиспеченного работника сосредоточивают интерес, в главную очередь, на стремление рабочего к оперативному заключению установленных высококлассных вопросов. Непосредственно по этой причине и нынешнее образование создает упор на получение у обучающихся познаний, умений и способностей специальной работы, но никак не на формирование индивидуального потенциала лица. При этом, формирование, нацеленное на познания и мастерства, наступает еще с школьных возраста, ранее в школе ребятам сообщают только лишь о познаниях конкретных объектов, но о формировании персоны никак не рассказывается почти ровным счетом ничего [1].

Современные действующие государственные стандарты, на наш взгляд, нужно уже немного менять, так как время идет, а изменений не было уже достаточно приличный период, особенно, если брать в расчет то, что развитие технологий происходит неимоверно быстро. Сложно угнаться за информационным прогрессом, но, тем не менее, нужно стараться и прикладывать усилия, так как сфера образования важна, от грамотного обучения детей будет зависеть будущее.

Говоря об образовании, мы сразу думаем об учебниках и книгах, но времена меняются и ассоциации тоже. Опираясь на сегодняшний день и настоящую ситуацию в стране, онлайн образование приобрело лишь еще большую популярность и распространение. Гораздо удобнее обучаться дома, не тратя лишние время и средства на дорогу. Это удобнее и для обучающихся, и, даже отчасти, для их родителей.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - программный комплекс с учебными материалами и тестами по определенному предмету.

ЭУМК включает себя определенные дидактические материалы по изучаемому предмету. К таким материалам относятся не только теоретические основы дисциплины, но и визуальное сопровождение курса, а именно: картинки, схемы, анимации, аудио- и видеофрагменты. Создание и написание дидактических материалов так же зависит от многих факторов, вернее их содержание. Следует обращать внимание на возраст обучающихся, на их поведение внутри образовательного процесса, немаловажным аспектом являются его отношения с родителями и вообще внутри семьи, обстановка в доме в целом.

Несмотря на всё разнообразие понятий «проектирование», смысл во всех вариантах остается одинаковым, а именно - разработка проекта, создание плана для осуществления идеального образа.

Ниже представлено два определения разных авторов. Рассмотрев их, можно лишь подтвердить, что смысл остается один и тот же в обоих определениях, несмотря на разницу формулировок.

Проект (лат. projection - «бросание вперёд») - прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния; самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до её полного воплощения (В.Д. Симоненко, 2001).

Это определение В.Д. Симоненко в 2001 году. А Г.Д. Бухарова в своём издании в 2004 году выразила определение проектирования несколько иначе.

Проектирование - разработка воспитательного мероприятия, создание плана, проекта воспитательной работы в образовательном учреждении (Г.Д. Бухарова, 2004).

Для решения вышеизложенной проблемы, необходимо введение и использование электронных УМК в учебном процессе образовательных организаций. «Бумажные» же учебно-методические комплексы в настоящее время уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса и включают в себя лекции, задачи, практические задание и методические рекомендации по их выполнению.

Помимо этих обязательных составляющих, которые помогают детям изучать программу, каждый учебно-методический комплекс должен содержать в себе определенную систему оценивания, будь то итоговое тестирование, либо итоговое практическое задание.

Под электронным учебно-методическим комплексом мы будем понимать совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения обучающимся профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины [1].

Электронные УМК уже активно вводятся в учреждениях высшего образования, в то время, как в школах это всё находится лишь на первоначальных этапах развития (например, есть такой сервис, как электронный дневник, электронного обучение еще нет как такового), а уж что касается дополнительного образования, то в этой сфере и вовсе только единичные организации имеют возможность организовать дистанционное образование.

Следует немного пояснить этот термин, так как в любом дидактическом материале необходима структура. Структуризация материала, в которую мы вкладываем такие понятия как системность, поэтапность, доступность, должна отвечать за реализацию в электронного УМК основах дидактических принципов [5]. Грамотно составленный УМК (будь то электронный или традиционный) будет крайне удобен и эффективен в использовании и со стороны педагога, и со стороны обучающегося.

Также следует упомянуть о том, в чем же еще заключается суть эффективной реализации ЭУМК -достижение поставленных учебных целей. Достаточно сказать, что оценить эффективность использованного ЭУМК можно с помощью итогового уровня освоения дисциплины обучающимся по результатам прохождения курса (предмета, программы и т.п.).

Еще одним немаловажным фактором использования электронного УМК является наличие технического сопровождения учебного процесса, т.е. компьютера, как у педагогических кадров, так и у обучающихся. Так ка речь идет о средстве обучения, которое в определенном смысле берет на себя функции преподавателя, то необходимость, чтобы электронный учебно-методический комплекс обеспечивал непрерывность и полноту дидактического цикла обучения, обладал функциями управления учебно-познавательной деятельностью студента [6].

Но, всё-таки, без педагога совсем такой тип обучения обойтись не может. Помимо электронного курса, должен быть человек, контролирующий весь происходящий процесс, человек, который мог бы проконсультировать обучающихся, дать какие-либо советы по выполнению работ, либо дать дополнительную информацию, касающуюся изучаемой темы.

Электронные учебно-методические комплексы на сегодняшний день должны отражать в себе высокий научно-методический уровень требование в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта [7].

Выделяя отрицательные стороны традиционных распечатанных УМК можно сказать и о том, что какие-то материалы могут терять свои визуальные или функциональные свойства. Например, возможность анимационных или видео фрагментов, переходящие ссылки, выполнение заданий в удобное время и т.д. Все плюсы электронных УМК в отличие от традиционных можно увидеть ниже.

Принципиальные отличия ЭУМК от традиционных «бумажных» (рисунок 1):

Рисунок 1. Отличительные особенности электронных учебно-методических комплексов от

книжных

- интерактивность: способность ЭУМК реагировать на запросы студентов, создавая возможность диалога с обучающей системой;

- актуализация: возможность своевременного обновления учебно-методического материала;

- интеграция: возможность включения состав ЭУМК ссылок на другие электронные источник информации;

- адаптация: возможность ЭУМК «подстраиваться» под индивидуальные возможности и потребности студента за счет предоставления различных траекторий изучения предметного материала, различных уровней сложности контролирующих заданий;

- визуализация: возможность использования цветного оформления материала, включения в ЭУМК анимации, аудио и видео фрагментов.

Все приведенных выше отличительные черты, несомненно, являются лишь положительными. Благодаря им, ЭУМК отвечает всем современным требованиям учебного материала, а также простоты восприятия для молодого обучающегося поколения. Помимо данных особенностей, отличающих ЭУМК от печатных, существуют еще и принципы, которым он должен отвечать.

Электронный УМК для легкости восприятия должен быть создан в комфортной цветовой гамме, чтобы визуальное восприятие было простым и не «давило» на глаза, запуск курса должен быть простым и доступным для входа с любого электронного устройства, также интерфейс должен быть грамотно структурирован для удобства педагогов и обучающихся. Визуальное восприятие очень важно для электронных курсов, так как при работе с компьютером и сетью Интернет большое напряжение идет на глаза, для его снижения нужна определенная цветовая гамма. Да и при длительной работе за ПК необходимо соблюдать определенные требования, как обучающимся, так и педагогам.

Электронный УМК, прежде всего, как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам [7]:

Таблица 1

Принципы ЭУМК

Принцип Расшифровка

Научность Достаточная глубина, корректность и научное достоверность изложения содержания учебного материала

Доступность Соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов

Наглядность Учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей

Сознательность Обеспечение средствами ЭУМК самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целен н задач учебной деятельности

Систематичность Систематичность и последовательность: последовательность усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области

В то же время электронный учебно-методический комплекс является разновидностью программного средства учебного назначения - программного средства, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. В связи с этим выделим специальные дидактические требования, которым должен отвечать электронный УМК [8]:

- активность студента;

- профессиональная направленность;

- актуальность и полнота информации;

- оптимизация учебного процесса;

- индивидуализация обучения;

- комплексный характер;

- единство требований к структуре и оформлению;

- свободный доступ к материалам комплекса.

Благодаря данным требованиям, вид электронного УМК должен приобрести грамотную и структурированную форму, позволяющую осуществлять комфортную учебную деятельность педагогу и обучающемуся. По нашему мнению, все выше представленные требования носят теоретический характер, поэтому могут немного видоизменяться от случая к случаю. Например, электронный УМК высших образовательных учреждений, может значительно отличаться по виду и структуре от дополнительных образовательных общеразвивающих программ. Как минимум, стоит учитывать то, что возраст обучающихся в данных двух случаях, будет существенно отличаться, следовательно, и электронные курсы должны быть

соответствующими возрастным диапазонам обучающихся, и это не единственный фактор, который стоит учитывать при составлении и реализации УМК.

По итогу первого пункта данного исследования, нами были рассмотрены все отличия, принципы и требования, которым должен соответствовать электронный УМК, теперь необходимо изучить его структуру, по которой он должен создаваться и какие пункты должен содержать.

Выводы. Анализируя состояние научно-методической и психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что в современных условиях образования необходимо создание электронных учебно-методических комплексов на базе каждой образовательной организации, в том числе и учреждения дополнительного образования детей. Для этого требуется не только подготовить сам информационный продукт, но и повысить квалификацию педагогов в данной области, и обеспечить учреждения необходимым оборудованием и материалами. Уровень эффективности реализации электронных УМК будет зависеть в равной степени от технического состояния организации и профессиональной квалификации и умений сотрудников вышеупомянутых учреждений.

Возможность осуществления подобного вида учебной деятельности, на наш взгляд, увеличит количество обучающихся в центрах дополнительного образования детей, облегчит реализацию самого учебного процесса, а также позволит данным учреждениям работать независимо от некоторых внешних условий. На сегодняшний день, такой вид онлайн образования как никогда актуален и будет востребован еще достаточно продолжительное время.

Литература:

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.

2. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В.И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В.И. Блинова. - Москва: Издательство Юрайт, 2018.

3. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

4. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274-276.

5. Игна О.Н. Признаки тенденции технологизации в отечественном языковом образовании // Язык и культура. 2013. №3 (23).

6. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.

7. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 1993

8. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Педагогика

УДК 371

ассистент Снатович Анжелика Богдановна

Академии строительства и архитектуры Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ИНТЕГРАТИВНОЙ ОСНОВЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению путей совершенствования архитектурного образования в контексте его модернизации. В период становления инновационной образовательной парадигмы в качестве ведущей методологии модернизации архитектурного образования в работе обозначен компетентностный подход. Методологией реализации компетентностной подготовки будущих архитекторов в высшей школе на современном этапе в исследовании обоснован интегративный подход.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих архитекторов в высшей школе, инновационная парадигма образования, модернизация высшего профессионального образования, модернизация архитектурного образования, компетентностный подход, компетенции, интеграция, интегративный подход, интегративная сущность архитектурной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article is devoted to the study of ways to improve architectural education in the context of its modernization. During the formation of the innovative educational paradigm, the competence approach is designated as the leading methodology for the modernization of architectural education. The research substantiates the integrative approach by the methodology of implementing the competence training of future architects in higher education at the present stage.

Keywords: professional training of future architects in higher education, innovative paradigm of education, modernization of higher professional education, modernization of architectural education, competence approach, competence, integration, integrative approach, integrative essence of architectural activity.

Введение. Современные условия развития архитектурно-строительных организаций на отечественном и зарубежном рынках выдвигают новые более высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов архитектурной сферы, так как деятельность архитекторов обусловлена требованиями времени и научно-техническим прогрессом, а также аспектами профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Сегодня возникает острая необходимость в квалифицированных специалистах, которые владеют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.