Научная статья на тему 'Методические условия подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде'

Методические условия подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности / методические условия / формированию безопасной информационно-средовой деятельности / Baccalaureate education on life safety field / teaching conditions / the formation of a secure information -environmental activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бояров Евгений Николаевич, Станкевич Петр Владимирович

В статье определяются методические условия подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности как педагогическая категория. На основании системного анализа, анализа литературных источников, нормативных документов и собственного опыта, а также проведенного исследования, определены методические условия предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к безопасной информационно-средовой деятельности на основе компетентностного и личностно-деятельностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бояров Евгений Николаевич, Станкевич Петр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines methodical conditions of bachelor in education on life safety field as a pedagogical category. On the basis of systems analysis, literature review, regulatory documents and their own experience as well as research, methodical conditions objectively determined and methodical of bachelor in education on life safety field to secure information-environmental activities on the basis of competence and student-activity approaches.

Текст научной работы на тему «Методические условия подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде»

20

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Бояров Евгений Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент, Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск

Станкевич Петр Владимирович

Доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г.

Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье определяются методические условия подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности как педагогическая категория. На основании системного анализа, анализа литературных источников, нормативных документов и собственного опыта, а также проведенного исследования, определены методические условия предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к безопасной информационно-средовой деятельности на основе компетентностного и личностно-деятельностного подходов.

ABSTRACT

The article defines methodical conditions of bachelor in education on life safety field as a pedagogical category. On the basis of systems analysis, literature review, regulatory documents and their own experience as well as research, methodical conditions objectively determined and methodical of bachelor in education on life safety field to secure information-environmental activities on the basis of competence and student-activity approaches.

Ключевые слова: подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, методические условия, формированию безопасной информационно-средовой деятельности.

Keywords: Baccalaureate education on life safetyfield, teaching conditions, the formation ofa secure information -environmental activities.

В философском словаре понятие «условие» трактуется как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может: сам предмет при этом рассматривается как нечто обусловленное, а условие как относительно внешнее по отношению к предмету многообразия объективного мира, то есть, условие - это то, от чего зависит предмет, комплекс предметов, характер их взаимодействия, из наличия которого следует возможность существования, функционирования и развития данного предмета» [10].

В исследованиях Е.Ф. Бехтеновой педагогические условия определятся как качественная характеристика основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, отражающую основные требования к организации деятельности» [2].

Определяя педагогические условия В.Н. Кокорев делает акцент на совокупность объективных возможностей, обстоятельств педагогического процесса, целенаправленно создаваемых и реализуемых в образовательной среде и обеспечивающих решение поставленных педагогических задач [3].

В широком смысле А.Я. Найн определяет педагогические условия как совокупность конечных результатов действия социально-педагогических процессов на данном этапе развития общества [4].

Учитывая особенности системы высшего педагогического образования В.А. Фатеев полагает целесообразным заявить о психолого-педагогических условиях, под которыми он понимает конкретные способы педагогического

взаимодействия, взаимосвязанных мер в учебновоспитательном процессе, направленных на формирование субъектных свойств личности, учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях [9].

Опираясь на вышеназванные определения, в контексте предмета и задач проводимого исследования определим методические условия подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности как целенаправленно организованную преподавателем безопасную информационную образовательную среду с совокупностью объективных возможностей содержания, форм, методов, средств, педагогических приемов и технологий, направленных на решение задач формирования профессиональной (предметно-методической)

компетентности.

На основании системного анализа, анализа литературных источников, нормативных документов и собственного опыта, а также проведенного исследования, определим методические условия предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к безопасной информационно-средовой деятельности на основе компетентностного и личностно-деятельностного подходов, а также с учетом развития педагогического образования в условиях межвузовского сетевого взаимодействия [1, 5, 6 7, 8].

Приведем некоторые группы условий, способствующих формированию безопасной информационно-средовой дея-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

21

тельности будущих бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

1. Мотивационные условия, которые включают в себя создание атмосферы позитивного отношения к безопасной информационно-средовой деятельности путем стимулирования ее активных участников посредством системы рейтингового контроля, популяризации научных достижений среди студентов и преподавателей, усиления влияния науки на решение учебных и воспитательных задач в процессе профессиональной подготовки в образовательной среде. Кроме того, данные условия предполагают создание условий для обоснованного выбора студентами своего индивидуального образовательного маршрута в соответствии с их интересами и способностями.

2. Кадровые условия, которые связаны с отбором педагогических кадров для успешного осуществления педагогического сопровождения предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности; повышением их квалификации; привлечением высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, а также учителей, руководителей образовательных учреждений к совместному построению безопасной информационной образовательной среды образовательного учреждения, призванным решать конкретные проблемы, существующие в межсетевом образовательном пространстве.

3. Нормативно-правовые условия, которые предполагают разработку программных документов, обеспечивающих:

• права студентов на доступные, актуальные, объективные, адекватные информационные образовательные ресурсы в безопасной информационной образовательной среде;

• доступ образовательного учреждения к распределенным базам и банкам данных ведущих мировых и российских информационных репозитариев на основе заключенных договоров и соглашений;

• взаимодействие образовательных учреждений на недискриминационной основе (двусторонний информационно-методический обмен).

Рассматриваемая группа условий способствует созданию и развитию новых форм сетевого сотрудничества различных образовательных учреждений, в том числе школа - вуз, позволяющих успешно преодолеть несовершенство реализации инноваций в образовательную практику.

4. Информационные условия, которые связаны с обеспечением образовательной деятельности студентов соответствующей информацией (безопасными информационными образовательными ресурсами - контентом: научной, научно-популярной, методической и периодической литературой, базами данных, педагогическими программными средствами и др.). В целом, безопасные информационные образовательные ресурсы рассматриваются нами как совокупность информации методического характера, используемой в процессе обучения студентов, и представлены учебно-методическими комплектами для обучения основам безопасности жизнедеятель-

ности в школе, научно-методической литературой, специализированными интернет-сайтами, форумами, блогами и т.д., обладающими свойствами информации, устойчивыми к внешним и внутренним негативным воздействиям, и не оказывающие такого воздействия на обучающихся.

Данная группа условий обеспечивает научно-информационный сетевой обмен между студентами различных вузов, а также многообразие форм участия студентов в научных мероприятиях различного уровня и позволяет осуществлять сотрудничество педагогического вуза со школами (педагогический консалтинг и др.), способствующее вовлечению студентов в процесс создания, функционирования, модерирования безопасной информационной образовательной среды образовательных учреждений.

5. Научно-методические условия, которые предполагают усиление предметно-методического (деятельностного) аспекта содержания безопасной информа-ционно-средовой деятельности студентов в процессе предметной подготовки. Это возможно осуществить посредством:

• разработки и реализации специальных учебно-педагогических ситуаций в процессе предметно-методического обучения;

• использования разноуровневых исследовательских, проектных задач для организации индивидуальной и групповой работы студентов;

• включения в предметно-методическую подготовку современных личностно-ориентированных образовательных технологий на основе средового подхода, направленных на проектирования его индивидуального образовательного маршрута (проблемное обучение, технология сотрудничества и др.);

• обсуждения и планирования совместной деятельности с внешним специалистом (тренером, экскурсоводом, педагогом дополнительного образования и т.д.);

• создания соответствующей системы организации педагогической практики, позволяющей устранить противоречие между достижениями в педагогической науке и их реализацией в образовательной практике (экспериментальные площадки, педагогическая интернатура и др.);

• реализации рефлексии и корректировки процесса методической подготовки в экспериментальных условиях.

6. Материально-технические условия, которые включают создание необходимой учебно-материальной базы (объекты электронной вычислительной техники, средства мультимедиа, средства массовой информации и коммуникации, учебники, другие средства обучения) для проектирования и реализации предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде и определяют наличие:

• учебно-методической базы (базовых школ, учреждений дополнительного образования, научных, культурных и производственных организаций) для проведения педагогической практики;

22

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

• оборудованных учебных стендов, для проведения лабораторных и практических занятий со студентами в пространстве безопасной информационной образовательной среды образовательного учреждения;

• информационно-телекоммуникационная инфраструктура образовательного учреждения, позволяющая участвовать в межвузовском сетевом информационном обмене;

• учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами, имеющими возможность подключения к локальным (вузовским), межвузовским (сетевым) и глобальным (распределенным российским и зарубежным) безопасным информационным образовательным ресурсам;

• модельный школьный кабинет безопасности жизнедеятельности в высшем учебном заведении.

Таким образом, выявленные методические условия позволяют определить и конкретизировать содержание, формы, методы, средства, педагогические приемы и технологии, направленные на решение задач формирования профессиональной (предметно-методической) компетентности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2011. -№ 6. - С. 158.

2. Бехтенова Е. Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся: дис. ... канд. пед. наук / Е. Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 320 с.

3. Кокорев В.Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН с правах ребенка в современной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук /В.Н. Кокорев. - Омск, 2007. - 19 с.

4. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А.Я. Найн // Педагогика. - 1989. - №

2. - С. 12-19.

5. Попова Р.И. Развитие содержания понятия «Методическая система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности» // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 170-173.

6. Соломин В.П. Сетевые формы вузовского взаимодействия как путь реализации задач развития педагогического образования // Universum: Вестник Гер-ценовского университета.- 2014. - № 3-4. - С. 11-18.

7. Станкевич П.В. Инновационная образовательная программа в образовательной практике Герценов-ского университета: опыт реализации в 2007/2008 учебном году // Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 4. - С. 28-30.

8. Теоретико-методические основы подготовки бакалавров естественнонаучного образования // Станкевич П.В. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 121-127.

9. Фатеев В.А. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к реализации лич-ностно ориентированного подхода / В.А. Фатеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2007. - № 6. - С. 63-65.

10. Философский энциклопедический словарь / С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. -2-е изд. - М. : Сов. энцикл., 1989. - 815 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.