Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единый фонд оценочных средств / педагогическое образование / сформированное™ компетенций / unified fund of assessment tools / pedagogical education / development of competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Ирина Сергеевна, Юровских Анастасия Михайловна

В статье дан анализ методических условий формирования единого фонда оценочных средств в педагогическом образовании. Механизм формирования фонда оценочных средств для диагностики подготовки будущих педагогов находится в стадии разработки. Охарактеризована нормативно-правовая база для создания материалов оценки сформированное™ компетенций студентов педагогических вузов. Обосновывается необходимость сопровождения педагогических работников в рамках создания единого научно-методического пространства. Обобщается практический опыт разработки заданий для единого фонда оценочных средств с учетом содержания обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов. Значительное внимание уделяется возможностям применения цифровой образовательной среды в повышении качества образования. Авторами предложены задания разных видов, применяемые для проверки сформированное™ компетентности у студентов как в рамках промежуточной и итоговой аттестации, так и в аккредитационных процессах высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Ирина Сергеевна, Юровских Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides an analysis of the methodological conditions for the formation of a unified fund of assessment tools in teacher education. The mechanism for forming a fund of assessment tools for diagnosing the training of future teachers is under development. The regulatory framework for the creation of materials for assessing the development of competencies of students of pedagogical universities is characterized. The need to support teaching staff within the framework of creating a unified scientific and methodological space is substantiated. Practical experience in developing tasks for a unified fund of assessment tools is summarized, taking into account the content of the updated Federal State Educational Standards. Considerable attention is paid to the possibilities of using the digital educational environment to improve the quality of education. The authors proposed tasks of different types, used to test the level of competence of students both within the framework of intermediate and final certification, and in the accreditation processes of a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Баранова Ирина Сергеевна кандидат географических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург);

Юровских Анастасия Михайловна аспирант, ассистент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург)

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Разработка механизма формирования единого банка оценочных материалов для определения качества подготовки педагогов»

Постановка проблемы. В современном мире повышение качества подготовки будущих педагогов становится задачей национального значения. Профессиональные качества учителя оказывает прямое воздействие на качество школьного образования. Уровень образованности школьников зависит от квалифицированности педагога. Выпускники школы, получившие качественное образование, становятся катализатором и движущей силой развития всего общества.

Профессионализм педагога определяется не только его знаниями и умениями, но и способностью использовать в образовательном процессе современные методы и технологии, владением навыков исследовательской деятельности. Все эти качества должны быть присущи выпускнику педагогического университета. Кроме того, специфика преподавательской деятельности требует от вчерашнего студента быстрой адаптации в школьной системе и профессиональной деятельности. Это обуславливает необходимость проведения промежуточной и итоговой аттестации в максимально практико-ориентированной форме. Выпускник должен продемонстрировать достаточное овладение профессиональными компетенциями.

Наиболее приближенным к реальным условиям работы в школе представляется демонстрационный (профессиональный) экзамен. Этот новый инструмент проведения аттестации как форма проверки готовности выпускника к профессиональной деятельности учителя позволяет оценить в методические, воспитательные, проектные навыки обучающихся педагогических вузов ¡2]. В настоящее время наблюдается трансформация системы оценивания подготовки и обученности в учреждениях среднего и высшего образования. Требуется формирование отраслевой модели диагностики качества подготовки будущих педагогов. Поставлена задача разработки и внедрения единых требований к промежуточной и итоговой аттестации. Результатом должно стать создание единого национального педагогического пространства.

Изложение основного материала исследования. Государственная политика в области образования ориентирована на обеспечение поддержки проводимых в стране социально-экономических преобразований. В интересах развития страны происходит консолидация региональных и общенациональных сообществ образовательными средствами. Образовательная политика является неотъемлемой частью стратегии по обеспечению государственной безопасности. Среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, сформулированных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», называется единство образовательного пространства на территории Российской Федерации [11. Кроме того, для формирования единого национального педагогического пространства нам представляются особо значимыми принципы гуманистического и демократического характера образования, автономии образовательных организаций и академических прав и свободы педагогических работников, наличия как государственного, так и договорного регулирования взаимодействий в области образования.

В целях повышения профессионального роста педагогических работников Российской Федерации разработана и реализуется Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Решением проблем, препятствующих обеспечению качества педагогических кадров, согласно Концепции, является помимо прочего единство образовательного пространства на территории РФ. Среди основных задач Концепции названы обеспечение единых подходов как к подготовке педагогов, так и к системе оценки качества этой подготовки. Для этого предусмотрено внедрение механизмов мониторинга сформированности у студентов профессиональных компетенций.

Совершенствование механизмов оценки качества педагогического образования началось в 2021 г. с внедрения независимой оценки качества педагогического образования. Был разработан инструментарий промежуточной оценки профессиональных компетенций и уровня знаний студентов. В этот период Министерством просвещения РФ проводится пробная диагностика базовых знаний, базового общекультурного уровня, методической грамотности и готовности к профессиональной деятельности среди студентов. Данные процедуры оценки легли в основу комплексного мониторинга качества педагогического образования. Затем в 2023 г. начинается применение демонстрационного (профессионального) экзамена, а также формирование единого банка оценочных средств доя определения качества подготовки педагогов [31.

Необходимым условием успешного развития высшего педагогического образования представляется обеспечение современной среды для реализации практико-ориентированных образовательных программ. Технопарк универсальных педагогических компетенций Уральского государственного педагогического университета был создан в 2021 году при поддержке Министерства просвещения РФ так же, как и в других 32 педагогических вузах страны, в ходе осуществления комплексной программы «Учитель будущего поколения России». Кроме того, в 2021-2022 годах произошел перезапуск Российского общества «Знание» на современной цифровой платформе (на базе УрГПУ осуществляет деятельность одна из одиннадцати студий Российского общества «Знание»), а также открытие 20 педагогических Кванториумов в рамках нацпроекта «Образование» (Центр «Педагогический технопарк «Кванториум» имени В. Г. Житомирского» создан на базе УрГПУ в 2021 г.).

Создание подобных форм организации образовательного пространства способствует вовлечению действующих и будущих педагогических кадров в единую федеральную систему научно-методического сопровождения. В Технопарках и Кванториумах педагогических вузов оборудована инновационная среда для методической и практической подготовки педагогов по различным дисциплинам. Взаимодействие школ и вузов не только помогает ранней профориентации школьников, но и погружению студентов в почти профессиональную среду.

С 1 сентября 2023 года вступили в силу обновленные ФГОС, учитывающие современные требования к качеству образования и подготовке обучающихся к жизни. Третье поколение ФГОС содержит конкретные практико-ориентированные требования к предметам всей школьной программы, а также предполагает создание условий для формирования функциональной грамотности. Основными направлениями внеурочной деятельности в соответствии с

обновленными ФГОС являются спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

Современные требования к содержанию школьного образования предполагают реализацию междисциплинарного единства, обязательный учет новейших достижений науки, усиление связи учебного материала с жизнью, последовательное развитие познавательной мотивации у обучающихся. Кроме того, необходима дифференциация содержания с учетом образовательных потребностей и интересов школьников, а также усиление направленности на развитие их творческих способностей.

Единая федеральная система сопровождения педагогических работников и управленческих кадров способствует формированию единого научно-методического пространства для развития педагогов и управленцев. Ресурсом научно-методического сопровождения методистов и педагогов во введении обновленных ФГОС НОО и ООО является портал «Единое содержание общего образования», содержащий примерные рабочие программы по учебным предметам, конструктор рабочих программ, интерактивные методические кейсы.

Применение цифровых технологий в обучении и воспитании на уроках и во внеурочной деятельности помогает учителю сформировать систему выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся. Также использование данных технологий позволяет создавать условия профессиональной ориентации и самоопределения. Формирование личностных результатов обучения (патриотических, гражданских, духовно-нравственных и т.д.) в условиях цифровизации образования становится более эффективным в связи с активным воздействием на чувственную сферу обучающихся.

В соответствии со стратегическими направлениями в области цифровой трансформации образования предусматривается разработка и внедрение инновационных цифровых методов, практик и технологий в образовательный процесс. Их применение оптимизирует и автоматизирует процессы управления образовательным процессом. Необходимым условием является специальная подготовка будущих педагогов к работе с данными технологиями. Обеспечение равного доступа к качественному цифровому образовательному контенту и сервисам для всех обучающихся на территории нашей страны также является необходимым стратегическим направлением развития. Целью формирования единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам представляется создание верифицированных платформ и порталов с учебными материалами, онлайн-курсами, цифровыми инструментами и т.п., которые будут направлены на повышение цифровой грамотности и компетентности. Таким образом, стандартизация цифровых образовательных ресурсов позволяет перейти на использование единых унифицированных классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия на территории всей страны.

Одним из показателей цифровой зрелости отрасли образования является не менее 70% заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки. В целях повышения эффективности деятельности образовательных организаций в России реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование». На платформах цифровой образовательной системы функционируют так называемые цифровые помощники, библиотеки цифрового образовательного контента, конструктор компетенций, облачное хранилище документов, цифровые системы управления образовательной организацией. Цифровая образовательная платформа ФГИС «Моя школа» обеспечивает единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей.

В своей профессиональной деятельности современный педагог может применять ресурсы порталов «Единое содержание общего образования» и «Российская электронная школа», Электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности, Открытого банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности. В рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» обеспечивается информационное взаимодействие субъектов РФ. На сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования размещены рабочие материалы и методические рекомендации, разработанные ведущими образовательными организациями страны для повышения качества образования и совершенствования методов его оценки.

В настоящее время происходит активное формирование эффективной модели цифровой образовательной среды РФ. Применение современной информационно-образовательной среды не только в обучении будущих учителей, но и во время промежуточной и итоговой аттестации, будет способствовать улучшению организации диагностических процедур, повышению точности оценивания сформированности компетенций у выпускника.

В рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Разработка механизма формирования единого банка оценочных материалов для определения качества подготовки педагогов» авторами разработан демонстрационный комплект инвариативных и вариативных заданий и ответов, которые можно применять для оценки знаний, умений и сформированности компетенций у будущих учителей географии в различных образовательных ситуациях. При составлении заданий учитывались особенности сложившихся методических условий происходящего в России реформирования системы образования (включение образовательных ресурсов, цифровых технологий, методов формирования функциональной грамотности, контрольно-оценочной функции в процесс профессиональной педагогической деятельности и пр.). Приведем примеры вариативных заданий для оценки уровня сформированности предметно-методического модуля «География»:

Задание 1. При выполнении задания на установление последовательности по расположению стадий выплавки черных металлов ученик указал следующий ответ: 31254.

1) обогащение руды; 2) производство ферросплавов; 3) добыча железной руды; 4) выплавка чугуна, стали;

5) производство проката.

Оценить сформированность предметных знаний у обучающегося: а) предметные знания полностью сформированы;

6) предметные знания отсутствуют; в) требуется корректировка предметных знаний.

Задание 2. Сформулировать методические рекомендации по применению цифровых технологий на уроках географии в 8 классе, применяя возможности УК-кабинета Технопарка.

Задание 3. Выбрать задание, направленное на развитие функциональной грамотности.

A. Семья Кати решила построить дом, для чего необходимо выбрать участок. На семейном совете были выбраны 4 участка, расположенные на северном, южном, восточном и западном склонах. Посоветуйте семье Кати, на каком склоне предпочтительнее остановить свой выбор, и обоснуйте свое предложение.

Б. Укажите на контурной политической карте мира в каких местах на земном шаре границы государств проведены вдоль параллели или меридиана.

B. Пользуясь текстом параграфа, составьте схему «Силы, формирующие рельеф Земли»: разделите эти силы на группы и приведите примеры сил, относящихся к каждой группе.

Задание 4. Охарактеризовать основные этапы организации краеведческой физико-географической экспедиции со школьниками на территории своего района: 1) составление перечня документов; 2) формулирование названия экспедиции;

3) формулирование цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные) и результатов данной экспедиции;

4) составление перечня объектов изучения (возраст участников экспедиции на выбор студента).

Задание 5. Представить вариант задания для работы с интерактивной картой России из Библиотеки цифрового образовательного контента при изучении отраслей хозяйства, межотраслевых комплексов.

В составе единого фонда оценочных средств разработан кодификатор заданий, содержащий код и описание проверяемых компетенций, а также перечни дисциплин, при освоении которых формируется каждая компетенция. Критериями оценивания качества образования представляется уровень сформированности профессиональных компетенций у обучающихся, который может быть высоким, повышенным и базовым.

Выводы. Профессиональная деятельность педагога в современном мире основана на том, что он не только передает детям знания и умения, но и формирует способности применять усвоенную информацию в жизни. Сложившаяся в нашей стране ситуация требует единства в подходах к составлению содержания образования и воспитания. Необходимы стандарты, способствующие формированию целостного образовательного пространства страны, для которого характерны практикоориентированность, наличие условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, использование цифровых технологий в обучении и воспитании. Таким образом, разработка единого фонда оценочных средств в педагогическом образовании является частью создания государственной система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций.

Аннотация. В статье дан анализ методических условий формирования единого фонда оценочных средств в педагогическом образовании. Механизм формирования фонда оценочных средств для диагностики подготовки будущих педагогов находится в стадии разработки. Охарактеризована нормативно-правовая база для создания материалов оценки сформированности компетенций студентов педагогических вузов. Обосновывается необходимость сопровождения педагогических работников в рамках создания единого научно-методического пространства. Обобщается практический опыт разработки заданий для единого фонда оценочных средств с учетом содержания обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов. Значительное внимание уделяется возможностям применения цифровой образовательной среды в повышении качества образования. Авторами предложены задания разных видов, применяемые для проверки сформированности компетентности у студентов как в рамках промежуточной и итоговой аттестации, так и в аккредитационных процессах высшего учебного заведения.

Ключевые слова: единый фонд оценочных средств, педагогическое образование, сформированность компетенций.

Annotation. The article provides an analysis of the methodological conditions for the formation of a unified fund of assessment tools in teacher education. The mechanism for forming a fund of assessment tools for diagnosing the training of future teachers is under development. The regulatory framework for the creation of materials for assessing the development of competencies of students of pedagogical universities is characterized. The need to support teaching staff within the framework of creating a unified scientific and methodological space is substantiated. Practical experience in developing tasks for a unified fund of assessment tools is summarized, taking into account the content of the updated Federal State Educational Standards. Considerable attention is paid to the possibilities of using the digital educational environment to improve the quality of education. The authors proposed tasks of different types, used to test the level of competence of students both within the framework of intermediate and final certification, and in the accreditation processes of a higher educational institution.

Key words: unified fund of assessment tools, pedagogical education, development of competencies.

Литература:

1. Василькова, H.A. Нормативно-методические аспекты формирования фондов оценочных средств в модели фгос 3++ по направлению высшего образования / Н.А. Василькова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. -Т. 11.-№2.-С. 62-75

2. Пваницкая, М.В. Демонстрационный экзамен. Плюсы и минусы / М.В. Иваницкая // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - № 2 (13). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/demonstratsionnyy-ekzamen-plyusy-i-minusy (дата обращения: 26.10.2023)

3. Сергеева, С.Ю. Современные подходы и методы оценки качества образования / С.Ю. Сергеева, Е.Д. Обревко. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 37 (275). - С. 162-165

УДК 376.6

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Барышева Анна Викторовна кандидат педагогических наук Федеральное казенное образовательное -учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

Постановка проблемы. Ресоциализация осужденных - длительный процесс, который включает в себя обширный комплекс мероприятий (юридических, психолого-педагогических, экономических, медицинских) и организационных мер, направленных на развитие способности и готовности у осужденных, вернуться к нормальным условиям жизни в обществе после отбытия наказания. Реализовать подобный комплекс мероприятий возможно в рамках специальных (социальных) проектов.

Социальный проект - это форма работы, которая позволяет решить социально значимую проблему конкретной группы людей. Социальный проект направлен на привлечение ресурсов различных субъектов, участвующих в решении проблемы. Причем эти ресурсы могут использоваться нестандартно, в рамках инновационных методов.

Уголовно-исполнительная система, несмотря на изменения последних лет, все же продолжает оставаться достаточно закрытой. Разработка и внедрение новых методов работы для сотрудников исправительных учреждений является очень трудоемким процессом. Именно поэтому к работе с несовершеннолетними осужденными активно привлекаются ресурсы общества. Привлечение подобных ресурсов может происходить в рамках социальных проектов различной направленности.

Изложение основного материала исследования. Нами был проанализирован опыт реализации проектов в условиях исправительных учреждений для несовершеннолетних. Анализ показал, что проекты, реализуемые в воспитательных колониях (далее - ВК), являются в большинстве своем комплексными. Кроме того, можно выделить специализированные проекты, направленные на решение одной задачи.

Рассмотрим подробнее наиболее эффективные, на наш взгляд, комплексные социальные проекты.

Новосибирская ВК принимает участие в проекте «Горизонты» с 2015 года. Проект реализуется МБУ МЦ «Звёздный» (г. Новосибирск). Основная цель проекта - поддержка и повышение социальной активности молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.