Научная статья на тему 'Методические указания практических занятий по теоретической механике'

Методические указания практических занятий по теоретической механике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
460
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические указания практических занятий по теоретической механике»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ УСИЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ БАЛОК

Кадочникова Н. П., Дальрыбвтуз

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ

Наука о механическом движении и взаимодействии материальных тел называется механикой.

Курс проблем, рассматриваемых в механике, очень велик и с развитием этой науки в ней появляется целый ряд самостоятельных областей, связанных с изучением механики твердых тел, жидкостей и газов.

К этим областям относятся теория упругости, теория пластичности, гидромеханика, аэромеханика, газовая динамика и ряд разделов так называемой прикладной механики, в частности сопротивление материалов, теория механизмов и машин, гидравлика, а также многие специальные инженерные дисциплины. Однако во всех этих областях наряду со специфическими для каждой из них закономерностями и методами исследования опираются на ряд основных законов или принципов и используют многие понятия и методы, общие для всех областей механики. Рассмотрение этих общих понятий, законов и методов и составляет предмет так называемой теоретической (или общей) механики.

В основе механики лежат законы, называемые законами классической механики, которые установлены, путем обобщения результатов многочисленных опытов и наблюдений и нашли подтвер-

ждение в процессе всей общественно-производственной практики человечества. Это позволяет рассматривать знания, основанные на законах механики, как достоверные знания, на которые инженер может, смело опираться в своей практической деятельности. Общий метод научных исследований состоит в том, что при рассмотрении того или иного явления в нем выделяют главное, определяющее, а от остального, сопутствующего данному явлению, абстрагируются. В результате вместо реального явления или объекта рассматривают некоторую его модель и вводят ряд абстрактных понятий, отражающих соответствующие свойства этого явления (объекта).

Так, например, вместо реальных материальных тел в механике рассматривают такие их абстрактные модели, как материальная точка, абсолютно твердое тело.

Но, только построив механику такого рода моделей, можно разработать методы, позволяющие изучать с пригодной для практики точностью равновесие и движение реальных объектов, проверяя в свою очередь эту пригодность опытом, практикой.

Роль и значение теоретической механики в инженерном образовании определяется тем, что она является научной базой очень многих областей современной техники. Одновременно законы и методы механики как естественной науки, т.е. науки о природе позволяют изучить и объяснить целый ряд важнейших явлений в окружающем нас мире, и способствует дальнейшему росту и развитию естествознания в целом.

Овладение законами и методами теоретической механики дают практические занятия. На каждом практическом занятии даётся краткий теоретический материал, т.е. основные положения, формулы необходимые для решения конкретных задач. Задачи подбираются приближенными к специальности, Или та или иная схема задачи сопоставляются с реальным механизмом, что способствует развития мышления студента и пониманию решаемых задач.

Объяснение задач проводится преподавателями в диалоге со студенческой аудиторией, что позволяет видеть подготовленность аудитории к восприятию материала.

Цель практических занятий научить студента видеть схему решения задачи, которая позволяет потом самостоятельно решать задачи согласно этой схеме.

Например: лучшему усвоению материала на сложное движение точки позволяет следующая схема:

сложное движение

относительное переносное

движение ' движение

(вид движения (вид движения

и его характеристики) и его характеристики)

Н.С.К. - неподвижная система координат

П.С.К. - подвижная система координат •

В ходе решения задачи студент будет неоднократно обращаться к этой схеме, которая позволяет правильно решить задачу.

Научить студента понимать смысл используемых формул и их взаимосвязь.

Важное значение в процессе решения задачи имеет аккуратный чертеж. Он помогает быстрее найти правильный путь решения, избежать ошибок и последовательной проведение всех выкладок.

Все расчеты при решении задач рекомендуется, как правило, производить в общем виде.

Тогда для искомых величин будут получаться формулы, дающие возможность проанализировать найденные результаты, обнаружить ошибки.

Числа, подставляются только в окончательные результаты.

Хорошее усвоение курса теоретической механики требует не только глубокого изучения теории, но и приобретения твердых навыков в решении задач, что дают практические занятия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тарг С.М. Краткий курс теоретической механики М.: Высш. шк. 1995, 416с.

2. Сборник заданий для курсовых работ по теоретической механике. Под ред. Яблонского А.А. М.: Высш. шк. 1985, 365с.

3. Чехранова Р.Л., Кадочникова Н.П. Теоретическая и прикладная механика Даль-рыбвтуз, 1999, 70с.

Колесников С. А.

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Преступность как антиобщественное явление появилась на заре человечества. Как хорошо известно, из одного из древнейших исторических документов об истории человечества -Ветхого Завета, третий человек на Земле — Каин - из-за чувства ревности убил четвертого человека - своего брата Авеля. С тех пор истребление человеком себе подобных по своим масштабам ничуть не уступало подобному распространенному явлению в животном мире, основанному на рациональном инстинкте, а не на разуме [2].

Среди множества причин преступности ключевые до сих пор не найдены. Можно назвать ряд сфер общественных отношений, связанных с распространением преступности. Кроме уровня жизни и экономического развития - это уровень нравственного развития, поляризация в обществе, культура, традиции, семейные отношения, общественный контроль, правосудие, система охраны правопорядка, плотность населения, доля молодежи, национальный состав[1].

Борьба с преступностью продолжает оставаться среди важнейших государственных проблем. В связи с этим особенно актуальными являются исследования, позволяющие определить связь показателей преступной активности с экономическими показателями.

Возможности успешного применения экономического подхода к осмыслению на первый взгляд неэкономических явлений были продемонстрированы в серии работ нобелевского лауреата 1997 г. Г. Беккера.

Экономическая теория преступления в своей сущности аналогична теории индивидуального выбора между разными видами экономической деятельности или между трудом и отдыхом, если в последнюю внести неопределенность дохода, связанную с правоохранительной деятельностью государства. Однако и в теории выбора между легальными видами деятельности возможно учесть риск, связанный с данной деятельностью. Например, профессия шахтера, пожарного или полицейского связана с высоким риском производственной- травмы и даже смерти, который должен отражаться в более высоком уровне оплаты труда. В этом смысле большой разницы между профессиями полицейского и вора, если не брать в расчет моральные мотивы, нет - и та и другая имеет высокий риск, причем у полицейского риск может быть выше. Сам Г. Беккер использует подобное объяснение рецидивизма: после тюремного заключения преступник продолжает свой род деятельности, точно так же, как строитель после получения тяжелой производственной травмы.

Анализируя некоторые данные можно прийти к следующим выводам: 1) неравенство в доходах стимулирует преступность, 2) преступность падает в период экономического роста, 3) устойчива во времени (инерционна) и 4) сдерживается более высокими уровнями обвинений и количеством полицейских [3,4].

Рассмотрим модель поведения преступника [5]. Первый объект - правонарушитель, а второй - жертва, обладающая некоторым привлекательным для правонарушителя активом. Третий объект в модели - государство, которое может ловить и наказывать преступника. Первый объект встречает второго и рассматривает возможность совершить преступление. Его начальная полезность равна и, с ней он остается, если отказывается от совершения преступления. Правонарушитель получает дополнительную полезность Ь от преступления и теряет ее и часть начальной полезности и в случае наказания. Считаем, что первый объект знает экзогенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.