Научная статья на тему 'Методические рекомендации по созданию системы мониторинга процессов инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота'

Методические рекомендации по созданию системы мониторинга процессов инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латкин Александр Павлович, Дубовик Евгений Олегович

В статье предлагается новый подход к повышению эффективности привлечения государственных и частных инвестиций в модернизацию рыбодобывающего флота. Авторами разработаны методические рекомендации по созданию системы мониторинга этих процессов на уровне отдельного региона, где особый акцент сделан на эффективности использования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC RECOMMENDATIONS REGARDING THE CREATION OF THE SYSTEM OF MONITORING THE PROCESSES OF INVESTMENT INTO THE RENOVATION OF PRODUCTIVE CAPITAL OF THE FISHING FLEET

In the article new approach to an increase in the effectiveness of the attraction of state and private investments in the modernization of fishing fleet is proposed. The authors developed systematic recommendations regarding the creation of the system of monitoring these processes at the level of the separate region, where the special accent is made on the effectiveness of the use budget fund.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по созданию системы мониторинга процессов инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота»

V. ТЕОРИЯ - ПРАКТИКЕ

УДК 658.15

А.П. Латкин1, Е.О. Дубовик2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПРОЦЕССОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ОБНОВЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ РЫБОДОБЫВАЮЩЕГО ФЛОТА

В статье предлагается новый подход к повышению эффективности привлечения государственных и частных инвестиций в модернизацию рыбодобывающего флота. Авторами разработаны методические рекомендации по созданию системы мониторинга этих процессов на уровне отдельного региона, где особый акцент сделан на эффективности использования бюджетных средств.

Эффективность управления инвестиционными процессами во многом зависит от полноты и достоверности соответствующих

1 Латкин Александр Павлович, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, д-р.экон. наук, профессор, E-mail: Aleksandr.LatkinP@vvsu.ru.

2 Дубовик Евгений Олегович, аспирант Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.

информационных ресурсов. В помощь рыбодобывающим предприятиям, нуждающимся в инвестициях, инвесторам, готовым вложить средства в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота и государственным структурам, осуществляющим контроль над рыбной промышленностью, необходима единая система, которая позволит отслеживать уже существующие инвестиции в отрасль и прогнозировать будущие.

Информационная база для формирования системы показателей, отражающей динамику инвестиционных процессов в регионах Российской Федерации, на сегодняшний день определяется действующей методологией федерального государственного статистического наблюдения по форме № П-2 «Сведения об инвестициях» и годового приложения к форме № П-2 «Сведения об инвестиционной

деятельности», которая разработана федеральной службой государственной статистики (Росстат) и обязательна для выполнения всеми территориальными подразделениями Росстата.

Имеющийся федеральный информационный ресурс, включающий достаточно емкую систему показателей, характеризует:

- динамику обновления и воспроизводства основных фондов хозяйствующих субъектов;

- динамику поступления и освоения инвестиций в основной капитал;

- -изменение видовой структуры инвестиций в основной капитал;

- соотношение собственных и привлеченных источников инвестирования (в том числе бюджетных средств);

- наиболее приоритетные сферы вложения инвестиций.

Функциональной задачей федерального ресурса является

формирование инвестиций в целом по субъектам Российской Федерации, вследствие чего существующие на сегодняшний день программнотехнологические комплексы не позволяют в полном объеме формировать сведения об инвестициях в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота с учетом информационных потребностей органов исполнительной власти, отраслевых комитетов и ведомств администрации края и потенциальных инвесторов, что в свою очередь:

- не позволяет оценить развитие соответствующих процессов потенциальным инвесторам и стимулировать их инициативу по активизации инвестиционной деятельности;

- затрудняет деятельность отраслевых комитетов и ведомств, с точки зрения оценки инвестиционного потенциала курируемых предприятий рыбодобывающей отрасли и выработку перспективных управленческих предложений по привлечению инвестиций.

Крайне важно, чтобы у потенциальных частных инвесторов была как можно более полная информация о состоянии инвестиций в производственные фонды рыбодобывающей отрасли Приморского края. Необходимо, чтобы соответствующие государственные структуры могли

курировать инвестиционные программы в обновление производственных фондов, способные оказать значительное влияние на экономику региона в целом, как на стадии разработки, так и в процессе реализации.

В рамках данного исследования система мониторинга процессов инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота предполагает внедрение принципов и современных средств проектного управления. На взгляд авторов необходимо создать вертикально-интегрированную систему календарного планирования, учета, контроля и управления системой проектов и программ, обеспечивающих реализацию обновления производственных фондов рыбодобывающего флота, возможность верхнему уровню управления контролировать интегральные показатели реализации проектов и программ в реальном времени с детализацией конкретных объектов.

Региональный мониторинг процессов инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота в Приморском края предполагает систематизированную подготовку информационных материалов, базирующихся на основе федеральных и региональных информационных ресурсов, для проведения анализа динамики развития инвестиционно активных предприятий и организаций рыбной отрасли Приморского края.

Под мониторингом процессов инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота понимается анализ и оценка совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования бюджетных и внебюджетных средств в рыбодобывающей отрасли, в части обновления ее производственных фондов.

Мониторинг процессов инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота состоит из годового мониторинга процессов инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота и ежеквартального мониторинга процессов инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота.

Мониторинг проводится на основании данных и материалов, которые должны быть представлены органами исполнительной власти Приморского края, руководителями глав местных образований Приморского края, рыбодобывающими предприятиями и организациями Приморского края а также территориальным органом государственной статистики по Приморскому краю в установленные Порядком сроки в одном экземпляре на бумажном и электронном носителях (в форматах Word и Ехсе1).

Данный мониторинг позволит сформировать и внедрить более подробную информационную базу инвестиционных процессов в рыбодобывающей отрасли, в частности обновлении производственных

фондов, что позволит существенно повысить объективность итоговых параметров и качество прогнозных оценок инвестиционной привлекательности производственных фондов рыбодобывающего флота Приморского края.

Также с целью активного воздействия на формирование инвестиционного климата в области вовлечения инвесторов в процесс обновления производственных фондов рыбодобывающего флота, предлагается в качестве рычага проведение ежегодного (или с другой периодичностью) конкурса инвестиционных проектов, итоги которого также должны быть отражены в мониторинге.

Механизмом, включающим конкурсный рычаг, должен являтся принцип предоставления любых форм государственной поддержки тем и только тем проектам, которые будут отобраны по результатам конкурса.

Государственная поддержка инвесторов, направленная на стимулирование притока инвестиций в интересах развития области, должна включать в себя государственные гарантии, государственные льготы, возмещение убытков инвесторам.

Ввиду того, что рыбное хозяйство России исторически формировалось по бассейновому принципу, требуется реализация бассейнового принципа управления отраслью. Для этого необходимо формирование в каждом рыбопромысловом бассейне постоянно действующих рабочих органов бассейновых научно-промысловых советов, нормативно наделенных полномочиями по выработке и принятию управленческих решений. Следовательно, бассейновый принцип должен быть отражен при мониторинге инвестиций в производственные фонды рыбодобывающей отрасли.

Наиболее острой проблемой, затрудняющей формирование достоверной информации о состоянии процессов обновления производственных фондов рыбодобывающего флота на муниципальном уровне, является отсутствие в федеральном ресурсе сведений об объемах инвестиций в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота, осваиваемых субъектами Российской Федерации.

Таким образом, имеющийся на сегодняшний день федеральный информационный ресурс не позволяет в полном объеме получать необходимые сведения об объеме инвестиций в обновления производственных фондов рыбодобывающего флота.

Для обеспечения потенциальных инвесторов в рыбодобывающую отрасль, а также органов исполнительной власти Приморского края и органов местного самоуправления статистическими данными, в полном объеме отвечающим их информационным потребностям, необходимо существенно дополнить имеющийся информационный ресурс за счет разработки региональных программно-математических

(технологических) комплексов и формирования на их основе дополнительных региональных информационных материалов.

В ежеквартальном мониторинге инвестиций в производственные фонды рыбодобывающего флота должны отражать следующие показатели:

1. Динамика объема инвестиций в основной капитал (за счет всех источников финансирования).

2. Распределение инвестиций в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота в процентном отношении к аналогичному периоду предыдущего года.

3. Основные объекты инвестирования в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота в регионе.

4. Инвестиционные проекты, осуществляемые совместно с другими регионами Российской Федерации.

5. Меры, предприниаемые региональными и муниципальными властями субъекта Российской Федерации, по увеличению инвестиций в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота в регионе.

5.1. Для определения инвестиционно-активных организаций

из их общей совокупности формируется перечень предприятий, освоивших значительные объемы инвестиций в основной капитал и сгруппированных в определенных интервальных диапазонах в зависимости от освоенных объемов инвестиций. В результате региональный информационный ресурс позволит реально оценить какие конкретно предприятия и организации рыбодобывающей отрасли оказывают влияние на динамику инвестиционного развития в крае. По мере увеличения ежеквартальных объемов инвестиций в основной капитал возможно изменение интервалов ранжирования.

5.2. Для определения наиболее инвестиционно-активных организаций рыбодобывающей промышленности, осваивающих значительные объемы инвестиций в производственные фонды информация формируется в виде перечня организаций по каждому городскому округу и муниципальному району, сгруппированного по интервалам ранжирования. Полученный таким образом информационный ресурс позволит органам исполнительной власти не только выделить категорию предприятий и организаций, являющихся лидерами по инвестициям в конкретном муниципальном образовании, но и на их совокупности осуществлять прогнозные оценки на перспективу в части дальнейшего инвестиционного развития территорий области.

5.3. Для определения наиболее значимых инвесторов в среде производственных фондов рыбодобывающего флота формируется перечень предприятий в разрезе городских округов и муниципальных районов, на долю которых приходятся основные объемы инвестиций в обновление производственных фондов рыбодобывающего флота в конкретном муниципальном образовании, ранжированных по объемам

инвестиций в основной капитал в границах заданных интервалов. В результате информационный материал, сформированный на основе усовершенствованного федерального ресурса, позволит не только выделить совокупность лидеров, но на ее основе существенно повысить качество прогнозных оценок развития данного сегмента экономики на территориях края на долгосрочную перспективу и при необходимости оказать поддержку предприятиям рыбной отрасли на региональном и муниципальном уровнях.

5.4. Для мониторинга эффективности использования

крупными и средними организациями бюджетных средств на инвестиционные цели из бюджетов всех уровней, предполагается формирование перечня организаций, которые в наибольшей степени используют бюджетные средства в качестве источника инвестирования. Информация представляется в виде группировок с ранжированием объемов бюджетных средств и расчетом долей федерального, краевого или муниципального бюджетов в общем объеме бюджетных средств, привлекаемых на реализацию инвестиционных проектов.

5.5. Для структурного анализа источников инвестиций в

обновление производственных фондов рыбодобывающего флота Приморского края, необходимо на базе федерального информационного ресурса дополнительно разработать программнотехнологический комплекс, обеспечивающий формирование сведений об инвестициях в обновление производственных фондов

рыбодобывающего флота в разрезе городских округов и

муниципальных районов по источникам инвестирования. В результате будет сформирован уникальный материал, отражающий динамику использования всех видов источников финансирования инвестиционной деятельности рыбопромышленных организаций, который будет являться полноценной информационной базой для руководителей муниципальных образований при составлении прогнозных оценок на среднесрочную и долгосрочную перспективы социально-экономического развития территорий Приморского края и позволит проанализировать эффективность использования бюджетных средств, выделяемых крупным и средним предприятиям рыбодобывающей отрасли из федерального, краевого и

муниципального бюджетов в качестве поддержки обновления их производственных фондов.

Таким образом, применение предлагаемой системы мониторинга позволит сформировать и внедрить более подробную информационную базу инвестиционных процессов в рыбодобывающей отрасли, в частности обновлении производственных фондов, что существенно повысит объективность итоговых параметров и качество прогнозных оценок

инвестиционной

промышленности

привлекательности предприятий

рыбной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.