УДК 336.025
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО
НАЛОГОВОГО КРЕДИТА
Зозуля В.В., д.э.н., профессор кафедры Таможенное дело, ЧОУВО «Московского университета им. С.Ю. Витте»,
тел.: +7 (910) 495 11 58, e-mail: zva-inga @mail.ru Сергеева А.Ю., аудитор, ООО «ПНК-ГРУПП», тел. +7 (968) 662 06 94, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются этапы развития и проблемные вопросы применения инвестиционного налогового кредита. Анализ применения налогового кредита в практике показал его низкую эффективность по причинам несовершенства законодательной базы, а также сложной административнойсистемы его оформления. Для увеличения роли инвестиций с целью развития производственного сектора экономики России авторы предлагают методические и законодательные изменения.
Ключевые слова: инвестиционная активность, инвестиционный налоговый кредит,проценты по инвестиционному налоговому кредиту, изменения в налоговый кодекс, обновление основных фондов.
METHODICAL RECOMMENDATIONS FOR INVESTMENT TAX CREDIT
Zozulya V., Doctor of Economics, Professor of the Customs chair, Moscow Witte University, tel.: +7 (910) 11 495 58,
e-mail: [email protected] Sergeeva A., auditor, LLC «PNK-GROUP» tel.: +7 (968) 662 06 94, e-mail: [email protected],
The article considers the stages of development and problematic issues of application of the investment tax credit. Analysis of the application of the tax credit in practice showed its low efficiency due to the imperfection of the legislative base, as well as complex administrative system of its design. To increase the role of investment for the purpose of development of the productive sector of the Russian economy, the authors propose a methodological and legislative changes.
Keywords: investment activity, investment tax credit, interest on investment tax credit, changes to the tax code, the renewal of fixed assets.
Одной из проблем, возникающей на предприятиях производственного сектора экономики в последнее десятилетие является износ основных фондов. В перерабатывающих отраслях в настоящий момент физический износ основных средств составляет порядка 50-70%, причем данный показатель на протяжении последних пяти лет имеет тенденцию увеличения. Причиной данной проблемы является недостаточность финансовых ресурсов у субъектов предпринимательства для обновления основных фондов и как следствие обеспечения производственного процесса.
Практически во всех развитых странах для увеличения инвестиционной активности в приоритетные для страны направления устанавливаются определенные экономические стимулы налогового характера в виде льгот и преференции. В нашей стране целенаправленной льготой для активизации инвестиционной деятельности, а также стимулирования модернизации российских предприятий по предположениям законодателя должен выступать инвестиционный налоговый кредит.
Следует отметить, что экономическую выгоду от применения инвестиционного налогового кредита получает как государство, так и заемщик. Со стороны государства, помимо пополнения бюджета за счет погашения процента по кредиту, имеет место стимулирование налогоплательщиков вкладывать средства в модернизацию основных фондов за счет высвободившихся денежных ресурсов. Для организаций применение инвестиционного налогового кредита является наиболее выгодным способом кредитования в отличие от банковского кредита, так как характеризуется более низкими ставками и длительным сроком погашения.
На практике же 20-ти летний опыт действия нормы и позитивная в целом идея, ориентированная на стимулирование инвестиционной активности организаций не нашла достойного применения,таблица
1. Инвестиционный налоговый кредит налогоплательщиками практически не используется, в период действия данной преференции ею воспользовались единичные компании.
Незначительные масштабы применения инвестиционного налогового кредита обусловлены неоднозначной административной процедурой его предоставления. Так, срок действия кредитного договора устанавливается беспорядочно, т. е. не предоставлены основные параметры, от которых стоит отталкиваться сторонам сделки при определении срока действия договора. Так в п.1 ст. 66 НК РФ установлено «предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов», что может обозначать погашение данного кредита и процентов по нему в течение неопределенного промежутка времени. Понятие "поэтапная уплата" двояко: оно может обозначать выплаты данного кредита и процентов по нему в течение как долгого, так и короткого промежутка времени.Не установлен также конкретный процент при использовании инвестиционного налогового кредита.
Неоднозначность данных вопросов приводит к возможности злоупотреблений на местах (в региональных и местных органах власти), так как при отсутствии инструментария, способствующего конкретному, экономически оправданному обоснованию, власти могут устанавливать сроки действия кредитного договора, а также процентные ставки по собственным предпочтениям. Субъективный подход при определении условий кредитования и отсутствие регламентирующих методов определения экономической ситуации на предприятии приводят к отрицательному эффекту.
Помимо этого сдерживающим фактором для принятия решения в пользу инвестиционного налогового кредита является невозмож-
Таблица 1. Этапы развития инвестиционного налогового кредита в России
Этапы Регулятор Эффективность применения
С 1992-1997 гг. Закон РФ от 20.12.1991 г. «Об инвестиционном налоговом кредите» Не получает широкого распространения в условиях нестабильности экономического положения страны и правового беспорядка
С 1998-2009 гг Ст. 66 Налогового Кодекса Российской Федерации Наблюдается заинтересованность со стороны налогоплательщиков, но в силу сложности административных процедур не пользуется популярностью
С 2010-2014 гг. Ст. 66 Налогового Кодекса Российской Федерации Несмотря на все ограничения законодательных норм, налоговое кредитование постепенно набирает обороты, хотя пока и не слишком распространено
ность учесть в качестве расходов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль проценты за его использование. Что касается коммерческих форм кредитования, действующий НК РФ такую возможность предоставляет.
Для устранения этих проблем, на наш взгляд, нужно значительно расширить сроки и облегчить условия кредитования, превратив данную форму льготы в реально действующий стимул инвестиций.
Существенная поддержка для инвесторов может проявиться посредством полного отнесения на затраты процентов за пользование кредитами на инвестиционные цели. Нужно отметить, что российское законодательство не делит кредиты по целевой направленности и предусматривает определенные ограничения по отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы. В большинстве случаев предельная величина процентов по кредитам, признаваемая расходом, согласно статье 269 Налогового кодекса РФ, не превышает ставку рефинансирования Центрального банка России, увеличенную в 1,1 раза. Льгота предоставляется российским организациям, осуществляющим разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, оказывающих услуги по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных1.
Таким образом, одной из основных причин, по которой использование инвестиционного налогового кредита на практике не реализуется - это излишне сложная и неоднозначная административная процедура его предоставления.
В целях повышения эффективности применения инвестиционного налогового кредита предлагаем методические рекомендации по применению статьи 66 Налогового кодекса Российской федерации, позволяющие решить следующие задачи:
- установить критерии для определения срока предоставления инвестиционного налогового кредита;
- определить максимальную сумму предоставляемого инвестиционного налогового кредита;
- установить исчерпывающий перечень документов для обоснования применения инвестиционного налогового кредита, исключающий затребование налоговыми органами дополнительных документов.
При применении статьи 66 НК РФ следует учитывать:
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по федеральным, региональным и местным налогам, организациям при наличии оснований, указанных в статье 67 Налогового кодекса в
порядке и на условиях, предусмотренных в таблице 2 настоящих рекомендаций. Для увеличения роли инвестиций с целью развития производственного сектора экономики России предлагаемвнести дополнения в часть I главу 9 ст. 67 Налогового кодекса РФ «Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита», в частности дополнить ее пп.6 п 1. следующего содержания:
«Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
осуществление этой организацией вложений капитала во всех его формах в объекты производственногосектора экономики на территории РФ по перечню, утвержденному постановлением правительства Российской Федерации в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта».
В рамках проблем повышения эффективности применения инвестиционного налогового кредита, предлагаем на законодательном уровне утвердить право налогоплательщика учитывать проценты по инвестиционному налоговому кредиту в полном объеме при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, путем внесения изменения и дополнения в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности:
- п.1 ст. 269 изложить следующим образом: «под долговыми обязательствами понимаются товарные, коммерческие кредиты, а также инвестиционный налоговый кредит, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления»;
- дополнить пп 1.1 п.1 ст. 269 следующим содержанием «проценты, начисленные по долговому обязательству при применении инвестиционного налогового кредита вся величина начисленных и уплаченных процентов, признается расходом».
Полагаем при устранении действующих сдерживающих для инвестора факторов, применение инвестиционного налогового кредита даст возможность налогоплательщику не отвлекать на определенном этапе денежные средства на уплату налогов, а направлять их непосредственно на цели развития и стабилизации собственного финансового положения.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая, (с изм. и дополн. на 15 января 2015г.). М.:Эксмо, 2015.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, (с изм. и дополн.
Таблица 2. Условия предоставления инвестиционного налогового кредита по сферам деятельности
Сфера деятельности Срок кредитования (в годах)2 Ставка (в % от ставки рефинансирова ния3
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5 0,25
Рыболовство, рыбоводство 4 0,3
Добыча полезных ископаемых 5 0,5
Обрабатывающие производства 5 0,25
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 4 0,45
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4 0,25
Строительство 3 0,35
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 0,5
Транспорт и связь 2 0,45
Финансовая деятельность 1 0,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1 0,6
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 5 0,25
Образование 5 0,25
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5 0,25
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2 0,35
1 Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. - М.: Экзамен, 2008.
2 Срок кредитования рассчитан авторами, с учетом длительности окупаемости затратпо видам деятельности
3 Ставка по кредиту определена исходя из удельного веса убыточных организаций по данным Росстата за 2014 год
12 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБ1Л | №2 2015 |
на 01декабря 2014г.).
3. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. Статистический бюллетень. М.: Росстат, 2013.
4. Основные направления налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (одобрено Правительством РФ 01.07.2014г.)
5. Барановская Н.И. Формирование стоимости и определение эффективности инвестиций. Монография. М.: 2015.
6. Дадашев А.З. Налоговые механизмы регулирования инвестиционной деятельности организации.// Налоговая политика и практика. - 2008. - №7.
7. Журавлев П.Д., Зозуля В.В. Гармонизация налоговых
систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции.//М.: Национальные интересы. Приоритеты и безопасность.2014.№23(260)
8. Зозуля В.В., Пичугина М.Ю. Влияние налоговых льгот на развитие малого бизнеса в России.// Харьков: Управление развитием: Сборник научных работ. 2013.- №7(147).
9. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография для магистрантов направления «Финансы и кредит»/ [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
10. Никулина С.И. Опыт привлечения иностранных инвестиций в КНР.//Финансовый журнал.2014.- №3 (21)
УДК 656.073.8
ФАКТОРЫ НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗА ПРИ АВТОМОБИЛЬННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ
Стоян К.К., аспирант, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», Институт транспорта,
e-mail: [email protected]
В области грузовых перевозок уверенно лидирует автомобильный транспорт. Повышение эффективности данного вида транспорта в области грузовых перевозок является зависимым от качества перевозочного процесса как на организационном, так и на технологическом уровне. Важным показателем качества грузовых перевозок автомобильным транспортом является сохранность груза, что обусловлено нормативной базой как обязанность перевозчика. На практике случаи несохранности груза имеют достаточный уровень распространенности. Это оказывает неблагоприятное экономическое воздействие на перевозчика и негативно влияет на интересы клиентов пользующихся перевозкой. Важным аспектом изучения проблемы сохранности груза является исследование природы несохранности. Понимание природы несохранности груза позволит выявить основные факторы, которые влияют на груз с точки зрения его сохранности. Разработка классификации несохранности груза имеет научный характер и актуальность применения.
Ключевые слова: несохранность груза, повреждение груза, порча груза, сохранность, факторы несохранности.
FACTORS NON SAFETY CARGO OF FREIGYT ROAD TRANSPORTATION
Stoyan K., the post-graduate student, FSEIHPE «Tyumen State Oil and Gas University», Institute of Transport, e-mail: [email protected]
In the field offreight road transport has a strong lead. Improving the efficiency of this mode of transport in the freight transport is dependent on the quality of the transportation process on both the organizational and the technological level. An important indicator of the quality offreight transport by road is the safety of the cargo, which is due to the regulatory framework as the responsibility of the carrier. In practice, cases of non safety of cargo have a sufficient level of prevalence. This has an adverse economic impact on the carrier and the negative impact on the interests of customers using transportation. An important aspect of the study of the problem of safety of cargo is to study the nature of non safety. Understanding the nature of non safety of cargo will identify the main factors that affect the load in terms of its safety. Development of non safety of cargo classification has a scientific nature and relevance of applications.
Keywords: failure to store the goods, damage to goods, cargo damage, safety, non safety factors.
Груз - материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю [1]. Груз, кроме определения его как материальной ценности, является имущественным объектом. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело [2]. Несохранность груза - изменение грузом своих качественных и количественных признаков. Случаи несохранности груза влекут экономически неблагоприятные последствия для участников перевозочного процесса, в рамках договора перевозки или организации перевозки. Избежание случаев несохранности груза возможно при определении и снижении уровня воздействия факторов несохранности. Однако на данный момент времени природа несохранности груза не описана, что подразумевает актуальность определение факторов и создание классификации несохранности груза. Значительную часть потерь грузов можно сократить за счет широкого внедрения организационных мер [3]. Понимание природы несохранности груза позволит рациональным путем использовать методы, средства и способы, направленные на повышение уровня сохранности груза и безопасности перевозки.
Перевозка как процесс перемещения объекта (груза) имеющего материальную ценность, в рамках договора перевозки с точки зрения сохранности груза, состоит из трех этапов:
- организация перевозки;
- погрузо-разгрузочные мероприятия;
- перевозка (перевозка- перемещение груза в пространстве с помощью транспортного средства);
При рассмотрении погрузо-разгрузочных мероприятий, можно выделить ряд факторов, которые влияют на сохранность груза. Упаковка и маркировка груза
Упаковка груза играет важную роль для обеспечения сохранности груза, так как упаковка в данном случае является крайней оболочкой груза, что является механизмом защиты объекта от внешней среды и своих составных единиц. Маркировка груза является одним из важных факторов при проведении процедуры погрузки и дальнейшей перевозки груза, так как маркировка отражает информацию о грузе такую как свойства, количество, качественные характеристики груза. Представленная информация ведет к восприятию свойств, которыми обладает груз. Однако применение упаковки, а уж тем более маркировки, не всегда является возможным. Упаковка и маркировка груза, в свою очередь, отражаются: состоянием упаковки; материалом упаковки; правильность процедуры упаковывания; правильность маркировки. Крепление груза
Процедура крепления направлена на создания условий снижения возникающих инерционных сил, источником которых является груз и заключается в создании условий неподвижности объекта перевозки. При рассмотрении крепления груза можно выделить следующие составляющие факторы: метод крепления; крепежные механизмы; правильность процедуры крепления.