на 01декабря 2014г.).
3. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. Статистический бюллетень. М.: Росстат, 2013.
4. Основные направления налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (одобрено Правительством РФ 01.07.2014г.)
5. Барановская Н.И. Формирование стоимости и определение эффективности инвестиций. Монография. М.: 2015.
6. Дадашев А.З. Налоговые механизмы регулирования инвестиционной деятельности организации.// Налоговая политика и практика. - 2008. - №7.
7. Журавлев П.Д., Зозуля В.В. Гармонизация налоговых
систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции.//М.: Национальные интересы. Приоритеты и безопасность.2014.№23(260)
8. Зозуля В.В., Пичугина М.Ю. Влияние налоговых льгот на развитие малого бизнеса в России.// Харьков: Управление развитием: Сборник научных работ. 2013.- №7(147).
9. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография для магистрантов направления «Финансы и кредит»/ [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
10. Никулина С.И. Опыт привлечения иностранных инвестиций в КНР.//Финансовый журнал.2014.- №3 (21)
УДК 656.073.8
ФАКТОРЫ НЕСОХРАННОСТИ ГРУЗА ПРИ АВТОМОБИЛЬННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ
Стоян К.К., аспирант, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», Институт транспорта,
e-mail: [email protected]
В области грузовых перевозок уверенно лидирует автомобильный транспорт. Повышение эффективности данного вида транспорта в области грузовых перевозок является зависимым от качества перевозочного процесса как на организационном, так и на технологическом уровне. Важным показателем качества грузовых перевозок автомобильным транспортом является сохранность груза, что обусловлено нормативной базой как обязанность перевозчика. На практике случаи несохранности груза имеют достаточный уровень распространенности. Это оказывает неблагоприятное экономическое воздействие на перевозчика и негативно влияет на интересы клиентов пользующихся перевозкой. Важным аспектом изучения проблемы сохранности груза является исследование природы несохранности. Понимание природы несохранности груза позволит выявить основные факторы, которые влияют на груз с точки зрения его сохранности. Разработка классификации несохранности груза имеет научный характер и актуальность применения.
Ключевые слова: несохранность груза, повреждение груза, порча груза, сохранность, факторы несохранности.
FACTORS NON SAFETY CARGO OF FREIGYT ROAD TRANSPORTATION
Stoyan K., the post-graduate student, FSEIHPE «Tyumen State Oil and Gas University», Institute of Transport, e-mail: [email protected]
In the field offreight road transport has a strong lead. Improving the efficiency of this mode of transport in the freight transport is dependent on the quality of the transportation process on both the organizational and the technological level. An important indicator of the quality offreight transport by road is the safety of the cargo, which is due to the regulatory framework as the responsibility of the carrier. In practice, cases of non safety of cargo have a sufficient level of prevalence. This has an adverse economic impact on the carrier and the negative impact on the interests of customers using transportation. An important aspect of the study of the problem of safety of cargo is to study the nature of non safety. Understanding the nature of non safety of cargo will identify the main factors that affect the load in terms of its safety. Development of non safety of cargo classification has a scientific nature and relevance of applications.
Keywords: failure to store the goods, damage to goods, cargo damage, safety, non safety factors.
Груз - материальные ценности и товары с момента принятия к транспортировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю [1]. Груз, кроме определения его как материальной ценности, является имущественным объектом. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело [2]. Несохранность груза - изменение грузом своих качественных и количественных признаков. Случаи несохранности груза влекут экономически неблагоприятные последствия для участников перевозочного процесса, в рамках договора перевозки или организации перевозки. Избежание случаев несохранности груза возможно при определении и снижении уровня воздействия факторов несохранности. Однако на данный момент времени природа несохранности груза не описана, что подразумевает актуальность определение факторов и создание классификации несохранности груза. Значительную часть потерь грузов можно сократить за счет широкого внедрения организационных мер [3]. Понимание природы несохранности груза позволит рациональным путем использовать методы, средства и способы, направленные на повышение уровня сохранности груза и безопасности перевозки.
Перевозка как процесс перемещения объекта (груза) имеющего материальную ценность, в рамках договора перевозки с точки зрения сохранности груза, состоит из трех этапов:
- организация перевозки;
- погрузо-разгрузочные мероприятия;
- перевозка (перевозка- перемещение груза в пространстве с помощью транспортного средства);
При рассмотрении погрузо-разгрузочных мероприятий, можно выделить ряд факторов, которые влияют на сохранность груза. Упаковка и маркировка груза
Упаковка груза играет важную роль для обеспечения сохранности груза, так как упаковка в данном случае является крайней оболочкой груза, что является механизмом защиты объекта от внешней среды и своих составных единиц. Маркировка груза является одним из важных факторов при проведении процедуры погрузки и дальнейшей перевозки груза, так как маркировка отражает информацию о грузе такую как свойства, количество, качественные характеристики груза. Представленная информация ведет к восприятию свойств, которыми обладает груз. Однако применение упаковки, а уж тем более маркировки, не всегда является возможным. Упаковка и маркировка груза, в свою очередь, отражаются: состоянием упаковки; материалом упаковки; правильность процедуры упаковывания; правильность маркировки. Крепление груза
Процедура крепления направлена на создания условий снижения возникающих инерционных сил, источником которых является груз и заключается в создании условий неподвижности объекта перевозки. При рассмотрении крепления груза можно выделить следующие составляющие факторы: метод крепления; крепежные механизмы; правильность процедуры крепления.
Метод погрузки
Метод погрузки влияет на смежный ему фактор - крепление груза по причине выбора метода крепления на основании расположения груза в кузове транспортного средства. Если рассмотреть метод погрузки как фактор, влияющий на сохранность груза, то он имеет практическое применение, которое отражается следующими особенностями:
погрузочные механизмы; бережность погрузки; расположение груза в кузове.
Все перечисленные факторы сохранности груза отражают свою надежность во время перевозочного процесса, а именно в момент движения транспортного средства с грузом. Однако не все перечисленные факторы в некоторых ситуациях имеют взаимосвязь с сохранностью груза по причине невозможности использования факторов на практике, за исключением приоритетных. Такими факторами будут являться крепление груза и метод погрузки. Любая
перевозка груза обязательно включает процедуру погрузки, в чем и заключается важность процедуры как фактора влияющего на сохранность груза. При рассмотрении процедуры крепления важно отметить, что кузов транспортного средства представляется как средство крепления груза, а значит, данный фактор является постоянным и приоритетным в вопросе сохранности груза. Метод разгрузки
Метод разгрузки будет играть важную роль в случаях перевалки груза, или доставки груза нескольким грузополучателям, что приводит к повторной погрузке транспортного средства, а также новой процедуре крепления.
При рассмотрении факторов в периоде разгрузке важно отметить критерий метода разгрузки, который включает в себя: разгрузочные механизмы; бережность разгрузки.
Сохранность груза в период этапа перевозки, является зависимой от погрузо-разгрузочных мероприятий и организации
Рис. 1. Факторы несохранности груза
перевозки. Причиной этому служат статистические и динамические силы, источником которых является груз, а так же некачественное проведение мероприятий на предшествующем этапе (крепление груза, погрузка, разгрузка, упаковка груза), что в большинстве случаев является основной причинной несохранности груза в пути. Важную роль в сохранности груза в период перевозки играют факторы, которые являются постоянными. Их сущность отражается в применении на любых видах перевозок, и исключение которых невозможно. Такими факторами являются: крепление груза и погрузка груза. Следовательно, сохранность груза в момент перевозки будет производной от погрузо-разгрузочных мероприятий, основным положением которых будет создание условий для сохранности груза в момент перевозки. Кроме того, при организации перевозки определяются параметры перевозки, такие как: маршрут, выбор транспортного средства, водителя, а также выбор средств и методов проведения мероприятий на погрузо-разгрузочном этапе, что также оказывает влияние на сохранность груза на этапе перевозки.
На этапе процесса перевозки факторы, влияющие на сохранность груза, можно условно разделить на две группы:
- влияние внешней среды;
- субъективно-направленные действия лиц, участвующих в процессе перевозки.
Сущности влияния внешней среды определяют:
Природные воздействия
Действие природных сил происходит в независимости от человека, и оказывает пагубное влияние на груз и в не которых случаях на транспортное средство и экипаж. К природному воздействию относятся: метрологическое состояние, стихийные явления. Метрологическое состояние - совокупность климатических факторов (температура, влажность, давление, скорость и направление ветра, количество и размер осадков) отражающих природные процессы. Стихийные явления- воздействие природных сил, действие которых, обычно, не подчиняется человеку.
Механические воздействия
Представляют собой действие вещественно-материальных предметов (объектов) на объект перевозки (груз), приводящее к изменению его состояния. В большинстве случаев таким воздействием является ДТП. Также механическое воздействие может возникать между составными единицами груза по причине вибрационных воздействий, которое на практике устраняется посредством процедуры крепления.
Социальные воздействия
Представляют собой неправомерные действия человека, что приводит к повреждению или утери товара. Такое воздействие носит преступный характер, так как лица, осуществляющие воздействие, не принимают участия в перевозочном процессе. На практике данное воздействие представляется существенным риском для участников процесса.
Политические воздействия
Представляют собой внешние воздействия страны или субъекта страны, и выражаются в действиях на государственном уровне в виде запретов движения, военных действий, политических, революционных бунтах.
Дорожные воздействия
Дорожные воздействия схожи с механическими. Различие заключается в определении источника воздействия. В данном случаи источником воздействий является дорога. Категория и состояние дорог определяет вибрационные воздействия на груз, а расстояние перевозки их продолжительность.
Субъективно-направленные действия лиц, участвующих в данном процессе
В данном случае речь идет о водителе или лицах экипажа. На практике распространены случаи убытков груза, в результате кражи составных единиц груза или груза в целом, что несет преступный характер. Так же в процессе перевозки неблагоприятное воздействие на груз может возникать в процессе управления транспортным средством, а именно: нарушение правил дорожного движения; халатность в управлении транспортным средством; махинации с грузом.
Технические неисправности АТС
Представляют собой случаи, приводящие к событиям не сохранности груза по причине поломок транспортного средства или оборудования.
Вся выше изложенная информация систематизирована и представлена в виде схемы на рис. 1.
Многообразие событий несохранности груза, ее связь с качеством перевозок обуславливает необходимость классификации ее причин. Правильный выбор классификационных признаков имеет важное научное и практическое значение.
Из практики случаев несохранности груза выделяются следующие основания классификации причин несохранности груза: характер, субъективный признак, источник возникновения, вид, тип, детерминант.
1. По характеру:
- Форс-мажор. События развивались без возможности перевозчика их предвидеть и предотвратить;
- не форс-мажор. События, которые зависели от перевозчика, т.е. они поддавались воздействию со стороны перевозчика.
2. По виду:
- Порча (гибель). Причиненный ущерб без возможности восстановления (ремонт, замена составных элементов);
- повреждение. Причиненный ущерб с возможностью восстановления;
- утеря (недостача). Отсутствия количества груза.
3. По субъективному признаку:
- Лицо участник перевозки (водитель, диспетчер и т.д.). Событие связанно с участием лица непосредственно связанного с перевозкой;
- третье лицо. Событие связанно с участием лица несвязанного с перевозкой;
- без участия лиц. Отсутствие участия субъектов.
4. По источнику:
- внешний. Источником выступает внешняя среда - это природное, механическое, социальное, политическое, дорожное воздействие;
- внутренний. Источником выступает транспортное средство, водитель, груз.
5. По процессуальному детерминанту:
- На этапе погрузо-разгрузочных мероприятий. Причина возникновения события определенна как фактор вне перевозки;
- На этапе перевозки. Причина возникновения события определенна как фактор перевозки.
6. По типу:
- Простой. Событие произошло вследствие определенной причины;
- Сложный. Событие произошло вследствие ряда причин.
Литература:
1.Транспортное обеспечение коммерческой деятельности (Прав-дина Н.В.) Ульяновск: УлГТУ 2007 г.- 95 стр.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, гл.40 «перевозка».
3. http://murzim.ru/nauka/transport/gruzovedenie/27902-obespechenie-sohrannosti-gruzov-pri-perevozke.htm
ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №2 2015 | 15